Античный миф об амазонках: женщина-идеал или эорпата (мужеубийца)?

Тюхтина А.В.

Одним из самых ярких мифов античной цивилизации по праву может считаться миф об амазонках. Цикл данных мифов, а также разнообразные свидетельства древних авторов, комплекс материальных источников в новейших исследованиях получают определение – «античная амазонская традиция» (А.Н. Чернышев) [10; с. 213]. В дальнейшем мы будем пользоваться вышеуказанным понятием. В последних отечественных работах рассматриваются определенные аспекты обозначенной проблемы, предлагаются различные версии. Но количество подобных современных работ крайне ограничено, поэтому перспектива дальнейшего исследования представляется нам достаточно продуктивной и результативной.

Существует ряд направлений изучения античной амазонской традиции: мифологическое (или психологическое), историческое, религиозномифологическое и этнографическое. Каждое из этих направлений, акцентируя внимание на определенную отрасль научного знания, выдвигает свою версию относительно амазонок [10; с. 213-214].

Литературная история легенды об амазонках насчитывает около 25 столетий. Предания об амазонках представлены как в фольклорной традиции многих народов, так и географической, исторической и даже художественной литературе. Источниковая база по данной проблеме представлена двумя обширными группами источников: нарративные и материальные.

Кто же такие амазонки? По свидетельствам античных авторов (Гомер, Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский, Гиппократ, Эсхил, Еврипид, Плутарх и мн. др.) этим словом греки называли народ, состоявший исключительно из женщин, отличавшийся крайней воинственностью [9; с. 243-244]. Слово «амазонки» переводится как «безгрудые». Скифский вариант трактовки – эорпаты – «мужеубийцы». В русских «Азбуковниках» – а мазаникы – «посвященные в священный женский союз», «омуженные». Эти женщины в мифологической традиции отличались удивительной красотой, здоровьем, сообразительностью и остроумием, а также военными талантами и силой (Каллисфен. III, 27; Диодор. II, 44, 45; XVII, 77, 2). Данный набор качеств полностью отвечает так называемому «греческому идеалу».

Мифологическая традиция, прежде всего, связывает амазонок с великими греческими героями [3; с. 31]. Одним из первых мифов, в которых упоминаются амазонки является миф о герое Беллерофонте. Он уничтожил чудовище Химеру и затем сразился с амазонками, победив их (Аполлодор. I, 9, 3; Гомер. Илиада. VI, 155-203). Следующий миф, который даёт более обширную информацию о женщинах-воительницах – миф о девятом подвиге Геракла – «Пояс Ипполиты». Герой, в качестве подвига должен был добыть пояс царицы амазонок Ипполиты. Геракл получил его ценой гибели Ипполиты и её соратниц. Данный миф рассказывает о происхождении амазонок, их образе жизни, богах, внешнем виде, территории расселения (Аполлоний Родосский. II, 776 и слл.; Страбон XII, 5, 4). Далее следует миф о Тезее и амазонках. Он повествует о похищении Тезеем амазонской царицы Антиопы и осаде войском амазонок Афин. Тезей разбил амазонок, и они в малом количестве впоследствии осели в Скифии (Плутарх. Тезей. 26; Павсаний. I, 41, 7; Диодор. Сицилийский IV, 28). Большое внимание уделяется осаде, воинственности амазонок, а также обосновывается более позднее географическое размещение амазонок в Скифии.

Самым поздним мифом, в котором фигурируют амазонки, является миф троянского цикла, повествующий о гибели героя Троянской войны Ахилла. Речь идёт снова о царице амазонок, Пентесилеи, которая сражалась на стороне троянцев и погибла от руки Ахилла. Основным источником данного мифа являются поэмы Гомера. Таким образом, можно отнести самое раннее упоминание об амазонках к VIII-VII вв. до н.э. Затем, на протяжении столетий, миф о племени женщин-воительниц постоянно культивировался греческим обществом и пополнялся новыми подробностями, представляя собой уже целый цикл мифов. Амазонская традиция была очень устойчива в античном мире и, зародившись в глубокой древности, пережила саму древнегреческую цивилизацию.

На сегодняшний день известно множество различных, порой противоречивых и взаимоисключающих версий проблемы реального существования, территории расселения, этнической принадлежности, внешнего вида, общественной организации амазонок. Нас же в этой связи интересует ментально-психологический аспект происхождения амазонской традиции, причины невероятной актуальности образа амазонки для древнего грека, а также внешнее и внутреннее содержание данного образа. Данный аспект является неисследованным в отечественной историографии.

Для установления внутреннего и частично внешнего образа женщины- воительницы, необходимо проанализировать нарративные источники. Информацию, извлеченную из них можно разделить по двум направлениям. Первое – амазонки прекрасны, сильны, храбры и умны. Второе – подчеркивает их дикость, принадлежность к варварским племенам, суровость обычаев. По свидетельствам такого рода, амазонки – это типичные мужененавистницы, «эорпаты». Какой же из этих образов был ближе древнему греку-мужчине?

Определенную помощь могут оказать материальные источники – в частности предметы изобразительного искусства – вазопись, скульптура. Следует отметить, что вариативные сюжеты амазономахии, одиночные скульптуры амазонок, их изображение в вазовой живописи в огромном количестве присутствуют как в искусстве собственно Древней Греции, так и Северного Причерноморья. Четыре великих скульптора – Фидий, Поликлет,

Кресилай и Фрадмон – создали для храма Артемиды в Эфесе (по легенде его основали амазонки для своей богини-покровительницы) прекрасные статуи одногрудых героинь; сохранились лишь многочисленные более поздние копии этих статуй. Каждый художник изобразил их по-своему, но ни один не увидел в них извращения женской сути, тщеславия или жестокости; они восславили их как опору богини Артемиды [1; с. 34-35]. Например, статуя «Амазонка с копьем» Фидия (V в. до н.э.). На героине коротко подобранный хитон, правая, вырезанная грудь прикрыта. Лицо амазонки выражает печаль пленницы, но не упорство мужеподобной женщины. То же можно сказать и о «Раненой амазонке» Поликлета.

Что же касается религиозного аспекта, то покровительницей дев- воительниц считалась уже упомянутая Артемида [2; с. 117], имеющая различные ипостаси, в том числе и жестокую, требующую человеческих, а именно мужских жертвоприношений (Геродот. IV, 103; Аполлодор. Эпитома VI, 26; Диодор Сицилийский. IV, 44, 7). Артемида была защитницей девственниц. Для амазонок девственность была характерна – девушка не могла выйти замуж, пока не убьет трёх врагов [6; с. 148]. В мифе о Тезее и амазонках также отмечается, что Антиопа, после встречи с Тезеем, была верна ему до конца жизни (Павсаний. I, 22, 2;Аполлодор. Эпитома I, 17).

Таким образом, на основании анализа различного вида источников, мы можем предположить, что, возможно, амазонка – некий идеальный, гармоничный образ женщины для древнего грека-мужчины, включающий в свою сущность несколько составляющих. Здесь мы обратимся к античному Эросу и представлениям эллинов об идеальном возлюбленном [4; с. 206]. Первый идеал – женщина-гетера – красивая, остроумная, чувственная, женщина, которую нужно завоевать [5; с. 322]. Второй идеал – женщина- жена, верная, покорная, преданная. Третий идеал можно обнаружить в особенности древнегреческой цивилизации [7; с. 79] – любви мужчин к юношам – отсюда мужественность, доблесть, отвага образа амазонки. Античная традиция наделяет героинь воинственностью и силой. В этом явлении, вероятно, выражается естественное стремление видеть женщину равной себе (учитывая древнегреческую реальность, в которой женщины занимали подчиненное положение). Н.Л. Пушкарева высказывает мысль о том, что в воинственности девушек-амазонок скрыт некий мужской страх перед сильной женщиной. Возможно, это имеет место, но та популярность и любовь эллинов к амазонкам, выраженная, прежде всего, в искусстве, скорее свидетельствует о том, что данный образ являлся определенным недосягаемым, поэтому столь манящим (из греков только самые прославленные герои могли сделать амазонку своей возлюбленной), гармоничным женским идеалом. Идеалом для мужчин, женщины которых находились в зависимом, подчиненном положении.

Список литературы

Вардиман Е.Е. Женщина в Древнем мире. – М.: Наука, 1990. – 335 с.

Зайцев А.И. Греческая религия и мифология: Курс лекций / Под ред. Л.Я. Жмудя. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

Зубарь В.М., Русяева А.С. На берегах Боспора Киммерийского. – Киев: Стилос, 2004. – 239 с.

Кессиди Ф.Х. О «греческом чуде» и менталитете древних греков // Философия и общество. – 2003. – №1.

Крупа Т.Н. Зеркало Лаиды. Истории античных гетер. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 416 с.

Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 400 с.

Павлов А.А. Греческая natSspaoria и античный полис: миф, реальность, философия // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. СПб.: Алетейя, – 2003.

Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения. – 1988. – Вып. 5. – С. 29 – 39.

Фиалко Е.Е. Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам // Боспорский феномен. – СПб.: – Изд-во Гос. Эрмитажа. – 2005. – С. 242-247.

Чернышев А.Н. К вопросу о формировании античного цикла легенд об амазонках // Боспорский феномен. Ч. 2. – СПб.: – Изд-во Гос. Эрмитажа. – 2007. – С. 213-220.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru

Дата добавления: 27.10.2013