«Имя существительное как часть речи»

Государственное учреждение «Средняя школа № 3 отдела образования акимата города Костаная»УрокТема: «Имя существительное как часть речи».Учитель: Битюцкая Л.Д.2007 годТема: Имя существительное как часть речи.Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном; закрепить орфографические навыки; повторить категории существительного; активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, развивать речь учащихся, навыки самоконтроля.^ Иметь знания по теме « Имя существительное как часть речи».Уметь систематизировать, обобщать, делать вывод, определять грамматические и морфологические признаки существительных, разгадывать кроссворд, инсценировать отрывок из произведения, редактировать текст, писать сочинение – миниатюру, находить заимствованные слова, самостоятельно работать с перфокартами и тестами. Воспитывать интерес к русскому языку как языку межнационального общения.Оборудование: Плакат с кроссвордом, рисунки ребят о зиме, стенд с зимними пейзажами ( И.Э. Грабарь « Февральская лазурь», Н.П. Крымов «Зимний вечер», Г.Г. Нисский «Февраль.Подмосковье» и др.). Перфокарты, раздаточный материал, тесты, карточки ; комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» ( отрывок). ^ Ход урока.Организационный момент.Слово учителя: Сегодня мы с вами приступим к изучению большой темы. Эта тема для вас не нова. А вот как она называется, вы узнаете, разгадав загадку :«Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам». Итак, вы правильно отгадали загадку. Тема нашего урока – «Имя существительное как часть речи». Объявляю цель урока. Повторение. Поэтому сегодня мы с вами вспомним, что знаем об имени существительном. А начнем урок с разгадывания кроссворда. 1.Кроссворд. 1.Синоним к слову холод ( мороз). 2. Тонкий снежный слой на деревьях (иней). 3.Сильный ветер со снегом ( метель). 4.Верхняя одежда из меха ( шуба). 5.Без нее нельзя обойтись в игре на льду ( шайба). 6. Вьюга во время которой дует низовой ветер, поднимается снег (поземка). 7.Самое холодное время года ( зима).Учитель: Слова какой части речи использованы в кроссворде? Итак, что же такое имя существительное? Давайте послушаем, как определял существительное Митрофанушка Простаков, незадачливый герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка очень не любил учиться и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды ему устроили экзамен.^ 2. Инсценирование отрывка из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». ( Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку). Правдин ( взяв книгу): … Это грамматика. Что же вы в ней знаете? Митрофан: Много. Существительна, да прилагательна… Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан: Дверь? Котора дверь? Правдин: Котора дверь! Вот эта. Митрофан: Эта? Прилагательна. Правдин: Почему же ? Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.- Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков? – А какое определение дадим мы с вами имени существительному?^ 3. Работа с учебником. Знакомство с теоретическим материалом (параграф 37).- А теперь давайте познакомимся с определением данным в учебнике на стр.75. – Приведите примеры существительных. В этом вам помогут репродукции картин, помещенные на стенде. Как вы уже заметили, темы этих репродукций «Зима». Разгадывали кроссворд на тему «Зима».И весь наш урок будет связан с этим временем года.4. Беседа. – Итак, что обозначает имя существительное ? – На какие вопросы отвечают существительные? – Какие существительные отвечают на вопрос кто? Какие на вопрос что?^ 5. Игра «4-ое лишнее» . Задание : Запишите «лишние» слова и составьте с ними предложения. – Какое слово лишнее в каждом ряду? 1) Сок, лес, хлеб, человек; 2) Река, рыба, рак, кузнечик ; 3) Елка, карандаш, белка, снег; 4) Солнце, дуб, волк, звезда;^ 6. Графический диктант. Закрепим сведения о собственных и нарицательных именах существительных, выполнив графический диктант. Плюсом мы обозначим собственные, а минусом – нарицательные. 1) Собака 10) Рекс 2) Кошка 11) Мурка 3) Попугай 12) Кеша 4) Мальчик 13) Саша 5) Писатель 4) М.Ауэзов 6) Страна 15) Франция 7) Город 16) Астана 8) Газета 17) «Известия» 9) Река 18) Или- Итак, кто же сделает вывод о нарицательных и собственных именах существительных?^ Корт «Исправь ошибку!» В нашем языке много слов , заимствованных из других языков. Послушайте шуточное стихотворение и скажите, какие существительные произносятся в нем неправильно и почему? Составьте с 3-мя из них предложения. Как-то рано поутру с другом сели Мы в метру. И поехали в метре фильм смотреть О кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне. А вернее, я и ты Без кашны и без пальты. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура, Ходит, бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгуру в кафу зашел, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезъян Стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенснию, Хохотал на всю киню.Учащиеся находят существительные, которые произносятся неправильно. Эти слова – несклоняемые, они заимствованы из других языков и не адаптированы к нашим правилам. – Как изменяются имена существительные? – Сколько склонений имеют имена существительные? – Какие имена существительные относятся к 1,2,3 склонению?^ Работа по таблице ( упр.233 с.77). Самостоятельная работа с перфокартами: определение склонений имен существительных. Цифровой диктант. . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Мышь, дядя, пчела, гербарий, смелость, камень, дочка, озеро, хлеб, ночь, корова, огонь.Работа по карточкам.Выполнение упр. 234 , 235 ( с.78).Коллективная работа – игра: отгадать загадку, записать существительное- отгадку и определить его род и склонение. Стою на крыше, всех труб выше. (антена). И не снег , и не лед, а серебром деревья уберет. ( иней). В раздевалке я служу, на весу пальто держу. ( вешалка). Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят. ( дверь). Светит и сверкает, всех согревает ( солнце). То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка ( тетрадь). – Итак, ребята, у меня проблемный вопрос : нужны ли падежи в нашей речи? А прежде, чем вы ответите на мой вопрос, я хотела бы предложить вам отрывок из сказки Кривина о принцессе Флексии.^ 13.Инсценирование сцены из сказки Кривина. – Жила была принцесса Флексия, она никак не могла выйти замуж, поскольку изменяла каждому жениху, отвергала его , пока не появился Корень. Ради него и было решено приостановить действие склонений и спряжений. Корень в восхищении замирает перед Принцессой и говорит: Корень: Никогда не видать такая красота! Флексия: Что вы сказать? Повторить. Корень: Я вы любить. С первых взгляд. Флексия: Вы слыхать? Он я любить, и я он любить. Королева: Как можно с первой встреча? Я задать вы три вопрос. Если вы отгадать, я отдать вы мой дочь…- Вы поняли содержание диалога-сказки? – А как вы думаете , почему вы не поняли? В чем причина? – Так нужны ли падежи в речи? – Что произойдет с нашей речью, если приостановить действие склонения и спряжения? А теперь передайте диалог между героями сказки в правильной форме.^ 14. Сочинение- миниатюра на тему «Зимушка-Зима».15. Корт «Знатоки». – Ребята, вы знаете много стихотворений о зиме. Приведите примеры предложений на тему «Зима» из известных вам стихотворений. ^ IV. Итог урока.1. Беседа – Что такое имя существительное? – Назовите морфологические признаки имени существительного. – Как изменяются имена существительные? – Какова синтаксическая роль существительных в предложении?^ 2. Тестирование по теме «Имя существительное».1. Какого признака нет у имени существительного? а) рода; б) падежа; в) времени; г) числа.2.Определите правильный вариант пропущенных букв: О басн…, об отношени…, к насып…, по улиц… а) е, е, и, е. б) е, и, е, и. в) и, и, и, и. г) е .и. и .е.3.Укажите правильный вариант цифр, соответствующих склонению данных существительных. На площади, у дороги, о счастье, на пне. а) 3,1,2, 3; б) 1,1, 1,3; в) 3, 1, 2,2; г) 3,2, 2. 2.4.Укажите правильный вариант падежа данных существительных. В лодке, у пристани, по географии, об армии. а) П.Д.П,П; б) П.Р.Д.П; в) Р.П.П.П; г) П.Р.П.П.5. Где нужен «ь»? Укажите правильный вариант. Много крыш…, из-за туч…, полноч…, помощ… а) -, -, ь, ь ; б) -, ь, – ,- ; в) -, ь. ь. ь; г) ь . ь , -, ь. V. Комментирование оценок. Сегодня вы хорошо потрудились. Всем спасибо за урок.VI. Домашнее задание: параграф 37, упр.232.