–PAGE_BREAK–2. Спрос и закон падающего спроса
Спрос– отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Спрос на рынке выступает со стороны потребителя и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах, но не всякую потребность, а лишь подлежащую удовлетворению и обеспечению денежным эквивалентом, т.е. платежеспособную потребность. В современных условиях таким эквивалентом выступают деньги. Механизм рынка позволяет удовлетворить только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относят блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.
Количество товаров, которые покупаются людьми, всегда зависит от цен на них. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса. Она отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. На рис. 1.1 показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной – цена на него (P). Из рис.1.1 видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны. На графике кривая опускается сверху вниз. Это обусловлено законом падающего спроса. Суть данного закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большое количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.
Рис.1.1. Кривая спроса
Рис. 1.2. Кривая изменения спроса
Функция спроса – функция, определяющая величину товара в зависимости от влияющих на него различных факторов. Итак, спрос – величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменная только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменение объема спроса выражаются в «движении» по кривой спроса вниз или вверх (рис. 1.2.).
2.1. Эластичность спроса по цене
Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.
Эластичность спроса по цене – это степень изменения величины спроса (?QD) в ответ на изменение рыночной цены (?p). Рассчитывается она по формуле:
ED= ?QD%/?p%
Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:
— эластичный спрос (ED>1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цена (рис.1.3 а);
— неэластичный спрос (ED
— единичная эластичность спроса (ED=1). Она возникает в том случае, когда величина спроса и цена изменяются на одну и ту же величину (рис.1.3 в);
— абсолютно эластичный спрос (ED= ?). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены (рис.1.3 г);
— абсолютно неэластичный спрос (ED= 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютна, не меняется при изменении цены (рис.1.3 д).
Рис. 1.3. Форма эластичности спроса по цене
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:
1) незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;
2) значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным – на все другие группы товаров;
3) удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны;
4) временные рамки.Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.
продолжение
–PAGE_BREAK–3. предложение и закон изменения предложения
Под предложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Объем предложения при этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. Предложение – количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. А объем предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени. Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.
Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом предложения.
Между ценой товара и тем его количеством, которое предлагают производители, существует зависимость, называемая кривой предложения. Количество товара, которое производители готовы продать при каждом данном уровне цен показывает кривая предложениярис.1.4. Продавцу выгодно совершать продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно – в правой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.
Рис.1.4. Кривая предложения
Рис.1.5. Кривая изменения предложения
Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. На кривую предложения всевозрастающее влияние оказывает технический прогресс.
Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Изменение предложения происходит, когда изменяются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные. Графически изменение предложения выражается в «движении» по кривой предложения вправо или влево (рис.1.5).
3.1. Эластичность предложения по цене
Эластичность предложения по цене – показатель степени чувствительности, реакции предложения (?QS) на изменение цены товара (?p). Она рассчитывается по формуле: ES = ?QS%/?p%
Различают следующие формы эластичности предложения:
— эластичное предложение (ES>1) – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена.
— неэластичное предложение (ES
— совершенно эластичное предложение (ES= ?) имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены.
— совершенно не эластичное предложение (ES= 0) имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю, то есть величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены.
Рис.1.6.Формы эластичности предложения по цене
продолжение
–PAGE_BREAK–4. Рыночное равновесие
Взаимодействие спроса и предложения порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. Иными словами, рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Совместим линии спроса и предложения на одном графике рис.2.1. И покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка Eна пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка PE — цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE– величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.
Рис.2.1.Рыночное равновесие
Рассмотрим подробнее равновесную цену и равновесный объем.
4.1. Равновесная цена и равновесный объем
Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию: PE = PD= PS
При данной цене на рынке устанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров: QE = QD= QS
Равновесная цена выполняет важнейшие функции:
— информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;
— нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
— стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.
4.2. Существование и единственность равновесия
Из выше сказанного неявно предполагались следующие допущения:
— на рынке отдельного товара равновесие существует;
— равновесие существует только при единственном сочетании значений цены и объема.
Однако можно привести примеры, в которых эти допущения нарушаются:
— объем предложения и объем спроса не равны между собой при любом неотрицательном значении цены;
— существует более чем одно сочетание цена-объем, при котором достигается равновесие на рынке.
Рассмотрим существование равновесия на рынке. Оно возможно, если имеется одна или более неотрицательных цен, при которых объемы спроса и предложения равны и неотрицательны. При графическом изображении это означает, что равновесие будет существовать, если линия спроса и предложения имеют, по крайней мере, одну общую точку. На рис.2.2 изображены две ситуации, в которых линии спроса и предложения не имеют общих точек. На рис.2.2 а) объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене. На рис.2.2 б) цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном объеме выпуска; сумма денег, которую потребители готовы заплатить за данный товар недостаточна, чтобы компенсировать затраты на его производство. Производство такого товара технологически вполне возможно, но экономически нецелесообразно.
Рис.2.2. а) Объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене; б) цена предложения превышает цену спроса при любом неотрицательном объеме
Перейдем к рассмотрению вопроса о единственности равновесия. На рис.2.3 а) линия спроса имеет нормальный вид, то есть характерный отрицательный наклон. В то же время линия предложения меняет знак наклона при росте цены, что приводит к существованию двух положений равновесия – в точках E1 и E2. На рис.2.3 б) представлен случай, когда кривые спроса и предложения совпадают в отрезке NM. Равновесие на рынке достигается при любой цене в диапазоне от P1 до P2 и равновесном объеме QE. Изменение цены в указанном диапазоне недостаточно чувствительно, чтобы вызвать у потребителей изменение объема спроса, а у производителей – изменение объема предложения. На рис.2.3 в) кривые спроса и предложения также имеют общий отрезок: в этом случае равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2 и равновесной цене PE. Изменение объема в этом интервале не вызывает изменения цены спроса и равной ей цене предложения.
Рис.2.3. Неединственность равновесия. а) линия спроса и предложения имеют две общие точки; б) линия спроса и предложения имеют общий отрезок; в) равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от
Q1 до
Q2.
Определив свойства равновесия необходимо установить, является ли равновесие устойчивым или подвержено изменениям.
продолжение
–PAGE_BREAK–4.3. Устойчивость равновесия
Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонение цен спроса от цен предложения постепенно погашается, стремясь к равновесной цене PE, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (PD= PS) и объем спроса равен объему предложения (QD= QS). Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Отложим на оси абсцисс время T, а на оси ординат цену P. Когда отклонения от равновесной цены (например, P1,P2) постепенно выравниваются на уровне PE, на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены рис.2.4 а), относительное – при небольших отклонениях от нее рис.2.4 б).
Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом рис. а) устойчивость достигается лишь в интервале от P2 до P3. Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены рис.2.4 б), то устойчивость носит глобальный характер.
Рис.2.4.Локальная а) и глобальная б) устойчивость равновесия
Анализ рыночного равновесия с точки зрения его устойчивости требует определенного представления о том механизме, посредством которого устанавливается равновесие на рынке. По-разному понимали действие этого механизма два крупнейших экономиста – Л.Вальрас и А.Маршалл.
5. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
Существует два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения рис. 2.5. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1— QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PEи избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2— QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PEи дефицит исчезает.
Рис.2.5. Рыночное равновесие по Л.Вальрасу
Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2рис. 2.6. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Рис.2.6. Рыночное равновесие по А.Маршаллу
Цена равновесия обычно ниже максимально предполагаемой потребителями цены, на величину излишка потребителя, который составляет излишек, прежде всего для состоятельных потребителей, которые могли бы приобрести товар выше равновесной цены PEвплоть до самой максимальной Pmax, но приобретают товар именно по рыночной цене рис.2.7.
Графически излишек потребителя, можно изобразить через площадь фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной ценой PE, то есть площадь PmaxEPE. Излишек потребителя – это часть общественного излишка от существования рыночного механизма. В свою очередь, равновесная цена обычна выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее эффективные фирмы. Следовательно, совокупные издержки производителей равны площади фигуры PminEQE, а излишек производителя составляет площадь PEEPmin. Это излишек наиболее эффективных фирм, которые могут предложить товар на рынок ниже равновесной цены PE, но предлагают товара по более высокой рыночной цене. Общественный излишек от существования рынка равен сумме излишка потребителя и излишка производителя.
Рис.2.7. Излишек производителя и потребителя.
продолжение
–PAGE_BREAK–