Социально-психологический портрет одаренного ребенка

Социально-психологический портрет одаренного ребенка I. Влияние социальной среды на одаренность. 1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д. на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека чем более экономически развито
общество, тем более благоприятны возможности для развития человека. 2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно структура и эмоциональный климат семьи, стили детско-родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности. Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей 87 воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70 случаях, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников бабушки, дедушки,
тети, дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Он установил, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные
влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола. Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы ласка, принятие, любовь и уважение. Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развития одаренной личности. Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный. Для первого характерны однозначные команды, например Делай так, как я сказал, Сиди спокойно. Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого. Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом. Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются
Убери игрушки, а я подмету пол. Родители беседуют с ребенком а равных, доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость. Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений отрицательное, игнорирующее, положительное, гиперсоциализация когда родители видят в
одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей. II. Особенности познавательной деятельности. 1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы. 3. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. 4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли. 5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы. 6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач. 7. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто
приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам. III. Психосоциальная чувствительность. 1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания. 2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. 3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность
и богатая фантазия воображаемые друзья, братья и сестры весьма характерны для одаренных детей. 4. Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. 5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты. 6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.
7. Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей. 8. Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками. IV. Физические характеристики. 1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного. 2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность. 3. Зрение одаренных детей в возрасте до 8 лет часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее. V. Особенности системы отношений. В дошкольном возрасте ведущая деятельность ролевая игра. У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980, развивается потребность в признании их со стороны.
В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников В.В. Абраменкова, Н.А. Пастернак, 1990. Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль
организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний которая во многом закрепляется взрослыми, стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.
Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми. Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности. Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе. Переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие дети, у которых лучше развиты двигательные навыки, может привести к ощущению одаренными детьми собственной неадекватности и формированию у них низкой самооценки, так как они очень критичны к своим достижениям. Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности. Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться
на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции. VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации. Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.
Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений. Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом. Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства перфекционизм. VII. Методики выявления одаренности. 1. Тест Векслера,
2. Модификация теста Торренса, 3. Тесты Стенфорд-Бине, 4. Задачи Пиаже, 5. Матрицы Равена 6. Резервирующая модель Гауэна, 7. Тест Слоссена измерение уровня IQ, 8. Рисуночный тест на интеллект. VIII. Технология работы с одаренными детьми. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу
и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения,
глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления. Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества. Так, в Клинском Доме детского творчества существует Школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет.
В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Дети собирают и записывают старинные песни и частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, шитье костюмов, помогают родители. Кружковцы отмечают как праздник День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество. Отчетом их занятий служат концерты и ярмарки детских поделок. Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечит максимальное развитие не помогая нетрудно сделать его ниже посредственности. Библиография 1. Одаренные дети, перевод с английского. Общая редакция Бурлинской Г.В. и Слуцкого В.М Прогресс, 1991, 2. Одаренный ребенок под редакцией Дьяченко
О.М. М. 1997. 3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М. 1986, 4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности, М. 1995, 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М. 1976, 6. Денисенкова Н.С. Формирование познавательной направленности у детей 6-летнего возраста
на занятиях в детском саду, автореферат диссертации кандидата психологических наук, М. 1991, 7. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива, Минск, 1984, 8. Матюшкин А.М. Загадки одаренности, М. 1993, 9. Матюшкин А.М. Творческий потенциал одаренности структура и развитие, Психология сегодня т. 2, М. 1996, 10. Равич-Щербо
И.В. О природных предпосылках индивидуальности, Таллинн, 1980, 11. Тепилов Б.М. Проблема индивидуальных различий, М. 1961, 12. Хеллер К.А. Перлет Дж, Спервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности, Вопросы психологии 2, 1991,