Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один

РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
Тюменскийгосударственный университет
Институтпсихологии, педагогики, социального управления
Кафедравозрастной и педагогической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по «Основам психологии семьи и семейного консультирования
СУПРУГИ ОСТАЮТСЯ ВДВОЕМ. СУПРУГ ОСТАЕТСЯ ОДИН.
Исполнитель:
Захарова И.В.,
4 курс, гр. 2968
Научный руководитель:
Мальцева О.А.
к.психол.н., доцент
Тюмень, 2009

Содержание
Введение
Глава 1. Феноменология кризиса
1.1 Супруги остаются вдвоем
1.2 Супруг остается один в результате развода
1.3 Супруг остается один в результате смерти партнера
Глава 2. Психологическая помощь при данном кризисе
2.1 Психологическая помощь супругам, оставшимся вдвоем
2.2 Психологическая помощь разведенным партнерам
2.3Супруг остается один в результате смерти партнера
Глава 3. Тест по теме «Супруги остаются вдвоем. Супругостается один»
Ключ к тесту по теме «Супруги остаются вдвоем. Супруг остаетсяодин»
Заключение
Литература

Введение
 
Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию,часто называют «опустевшим гнездом». Этот кризисный период начинается с уходомиз дома последнего ребенка, поскольку изменяется структура семьи – она снова трансформируетсяв супружескую диаду. Данный кризис может протекать гладко, если паре удалосьотпустить детей и сохранить при этом близкие отношения с ними на фонеблагополучия в супружеской подсистеме. Однако протекание данного кризиса можетобостряться при наличии не решенных на предыдущих этапах супружеских проблем:партнерам вновь предстоит научиться жить вдвоем. Взрослому ребенку необходимо приобрестисвободу для выстраивания новых отношений, сохраняя способность приближаться ксвоей родительской семье и отдаляться от нее. Подобные преобразования требуютустановления нового баланса близости—отдаленности и изменения ролевой структурысемьи.
У пожилых пар также можетвозникать ненормативный кризис, при котором супруг остается один в силу развода,количество которых увеличивается в данный период или смерти второго супруга всилу возраста (Олифирович Н. И, 2006).

Глава 1. Феноменология кризиса
 
1.1 Супруги остаются вдвоем
Фактором, затрудняющим решение семьей задач развития в данныйкризисный период, является факт совместного проживания родителей с детьми. Этоможет способствовать развитию следующих негативных тенденций:
— затруднение процесса сепарации выросших детей;
— сохранение старых (родитель—ребенок) и возникновение новыхмежпоколенных коалиций (прародители—внуки, свекровь—невестка и др.);
— сложности в выстраивании границ между родительской имолодой семьей;
— нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевыеинверсии) (Олифирович Н. И, 2006).
Главной задачей развития семьи на этом этапе являетсяадаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данныйкризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности ивыходом супругов на пенсию (Олифирович Н. И,2006).
Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса являетсянеобходимость принятия супругами ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукамподдерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки идедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережитьродительство (Олифирович Н. И, 2006).
Симптоматизация пожилых супругов на данном этапе не всегдасвязана с ухудшением их здоровья, а может представлять собой неосознаваемуюпопытку получить внимание со стороны повзрослевших детей.
Существует несколько вариантов выхода из данного кризиса:
— конструктивный, связанный с личностным ростом супругов,появлением новых сфер для их самореализации, возможностью получать удовольствиеот зрелых супружеских отношений и осуществлять планы, выполнение которых былозатруднено в связи с воспитанием детей;
— неконструктивный, выражающийся в потере смысла жизни,возникновении ощущения ненужности, одиночества, разочаровании в браке, расколесупружеской подсистемы, невозможности найти удовлетворяющие сферы активности,замещающие воспитание детей и продолжающуюся концентрацию на жизни последних (Олифирович Н. И, 2006).
Среди проблем, с которыми наиболее часто обращаются семьи,переживающие данный нормативный кризис, можно выделить следующие: переживаниячувства отстраненности от детей; чувство одиночества, связанное со снижениемсоциальной активности, страхом приближающейся старости; соматизация илидепрессивные состояния пожилых супругов; рост уровня конфликтности всупружеской подсистеме, обусловленный актуализацией супружеских проблем, не решенныхна предыдущих этапах развития семьи; отсутствие тепла в отношениях супругов; ригидностьсемейной системы, выражающаяся в неспособности родителей принять факт созданияребенком его собственной семьи; неудовлетворенность супругов браком; внебрачныеконтакты супругов; сложности и конфликты во взаимоотношениях с выросшими детьмиили новыми членами семьи (зятьями, невестками, сватами и др.); разочарование впрофессиональной и личной жизни (Олифирович Н. И, 2006).
 
1.2 Супруг остаетсяодин в результате развода
 
Трудности прохождения этапа развития семьи, когда детипокидают дом и супруги снова остаются вдвоем отражает увеличение количестваразводов в этот период. Это может быть связано с разочарованием супругов друг вдруге, актуализацией нерешенных конфликтов.
Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в егоюридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собойреорганизацию семейной системы. Кризисный характер данного события обусловленпродолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и егодестабилизирующим влиянием на всю семейную систему (Олифирович Н. И, 2006). Пополученным данным, люди переживают развод как травму даже через пять и болеелет после него (Алешина Ю., 2009).
В качестве основного мотива развода выступает невозможностьудовлетворения в существующем брачном союзе потребностей и желаний супругов.
Одна из концепций, описывающая распад эмоциональныхотношений, была предложена Дж. А. Ли, которым были выделены следующие фазы:
1. Осознание неудовлетворенности.
2. Выражение неудовлетворенности.
3. Переговоры.
4. Принятие решений.
5. Трансформация отношений.
Такая очередность необязательна, прохождение данных фазиндивидуально для каждой пары. Процесс распада может быть направлен не напрекращение отношений, а на их трансформацию. Как полагает автор даннойконцепции, цикличность отношений, включающая предложенные им фазы, можетповторяться всю жизнь.
Эмоциональная утрата в связи с разводом не будет стольострой, если пара сможет поддерживать контакты и после прекращения супружескихотношений.
Наиболее распространенными стратегиями поведения в ситуацииразвода являются:
1. Агрессивная, выражающаяся в желании разрушить жизньпартнера, причинить ему боль, отомстить за причиненные страдания.
2. Манипулятивная, связанная с желанием удержать, вернутьбрачного партнера любым способом, даже ценой потери самоуважения и уваженияпартнера.
3. Принимающая, обусловленная адекватной оценкой реальности ипринятием ее такой, какая она есть, что дает возможность сохранить с бывшимпартнером отношения, не обесценивая совместно прожитые годы, и свести кминимуму негативные последствия для детей.
В процессе развода ослабевают связи с общими знакомыми,осложняются взаимоотношения с членами расширенной семьи. Потеря или сокращение социальныхконтактов рождает чувство одиночества, которое, в свою очередь, может привестик депрессии, снижению трудоспособности, психосоматическим заболеваниям и др.Этот процесс нередко сопровождается разочарованием и развивающимся недоверием клюдям. Бывшие супруги после развода могут бояться вступать в новый брак,избегая повторения травматичного опыта (ОлифировичН. И, 2006).
 
1.3Супруг остается один в результате смерти партнера
 
Серьезным испытанием для одного из супругов является утратапартнера в результате его смерти. Смерть члена семьи — одно из самых сильныхпотрясений в жизни как отдельного человека, так и семьи в целом. Потеря членасемьи может привести к появлению «функциональной пустоты» в семейной системе,приводящей к необходимости перераспределения в ней ролей и функций (ОлифировичН. И., 2006).
Можно описать несколько типов реакций супруга на смертьпартнера:
1.Адекватная реакция, включающая нормативное переживаниеэтапов горевания, поиск внутренних семейных ресурсов для преодоления горя присохранении иерархических параметров семьи и избегании ролевых инверсий.
2.Полная концентрация на детях, поиск утешения вдетско-родительских отношениях. Данная реакция может осложняться стремлениемродителя найти воплощение умершего партнера в одном из детей, что затрудняетсепарацию данного ребенка от семьи.
3.Уход в собственные переживания и отстранение от семьи.
4.Быстрое включение в эмоционально близкие отношения с новымпартнером с целью компенсации травмы в связи со смертью супруга (супруги). В этомслучае велика вероятность непонимания со стороны детей, возникновение у нихзлости, агрессии, ощущения предательства умершего родителя (Олифирович Н. И.,2006).
К. Изард отмечает, что горевание имеет важное значение дляпсихологической адаптации индивида. Оно позволяет ему «сжиться» с утратой,адаптироваться к ней (Олифирович Н. И., 2006).
Важная составляющая «работы скорби» заключается в выработкенового взгляда на себя, поиске новой идентичности. Типичное проявление скорби —тоска по умершему. Она сопровождается навязчивыми мыслями об умершем. Пропадаетинтерес к прежде важным событиям, к своей внешности. Подобные реакции отражаютработу скорби, однако в случае их гипертрофии они могут приобретатьпатологический характер (Олифирович Н. И., 2006).
К патологическим симптомам,сопровождающимпереживание горя, относят такие как: затянувшееся переживание горя (нескольколет); задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение2-х и более недель); сильная депрессия; появление болезней психосоматическогохарактера (язвенный колит, мигрени и т. д.); ипохондрия и другие. Работа стакими симптомами требует медицинской помощи — клинической психотерапии смедикаментозной поддержкой или психиатрической помощи (Олифирович Н. И., 2006).
Работа горя завершена, когда семья, пережившая утрату,оказывается способной выполнять свои функции, осваивать новые роли,взаимодействовать с окружением, не прибегая к дисфункциональным паттернамжизнедеятельности (Олифирович Н. И., 2006).
 

Глава 2. Психологическая помощь при данном кризисе
 
2.1 Психологическая помощь супругам, оставшимся вдвоем
Для диагностики данного кризиса могут быть использованыследующие методики (Олифирович Н. И, 2006):
— выявление уровня сплоченности семьи — методики FAST (тест Геринга), «Семейнаясоциограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X.Олсон, Дж. Порт-нер, И. Лави, в адаптации М. Перре);
— выявление взаимных претензий, обид и оценок супругами другдруга — методика «Мое письмо о супруге» (С. А. Белорусов);
— выявление эмоционального фона семьи и некоторых параметровсупружеских отношений — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т.М. Романова, Г. П. Бутенко), опросник «Понимание, эмоциональное притяжение,авторитетность» (А. Н. Волкова);
— анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожиданияи притязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А.В. Черникова).
В данный период существования семьи супружеская пара, котораядолго была занята воспитанием детей, вынуждена отойти от привычных ролей. Вкачестве превентивной помощи с целью подготовки к выходу на пенсию супругамможно рекомендовать посещение групп поддержки, в которых принимают участиеуспешно адаптировавшиеся пенсионеры (ОлифировичН. И, 2006).
Психологическая помощь, направленная на адаптацию к выходу напенсию, включает несколько этапов:
1. Осознание и принятие факта выхода на пенсию.
2. Коррекция представлений о данном периоде как окончанииактивной жизни.
3. Поиск новых интересов и планирование жизни на пенсии.
4. Помощь в осознании ресурсов семьи (нуклеарной ирасширенной) для повышения качества функционирования в пенсионный период.
В работе с супружескими парами, переживающими данныйнормативный кризис, рекомендуется проводить индивидуальную и (или) супружескуютерапию. Психологическая помощь может быть направлена на разрешение следующихпроблем (Олифирович Н. И, 2006):
— заключение нового супружеского договора: перераспределениеобязанностей и реорганизация свободного времени;
— ролевая реорганизация семьи;
— реорганизация детско-родительских отношений;
— принятие имеющегося опыта жизни (профессиональной иличной).
 
2.2 Психологическая помощь разведенным партнерам
Одним из отличийконсультирования разведенных от других проблем психологическойкоррекции является более ярко выраженная информирующая позиция консультанта.Важно также, чтобы психолог был осведомлен в различных юридических аспектахпроблемы развода (Алешина Ю., 2009).
Основные направленияконсультирования разведенныхпартнеров:
1. При работе со страхомклиента не суметь обрести новую семью, психологу необходимо выяснить, чтоименно значит одиночество для конкретного человека, каких последствий разводаон больше всего боится. Клиента следует ориентировать на более активную позициюв отношениях с другими людьми. Существует множество различных клубов иобъединений, членом которых он может стать.
2. Обсуждая страхиклиента, связанные разводом, целесообразно использование приемов рациональнойтерапии. Например, говоря о возможном ухудшении отношения к клиенту со стороныреферентной группы, следует подчеркнуть, что к человеку во многом относятсятак, как он позволяет к себе относиться. Веселый, уверенный в себе исобственных решениях человек независимо от семейного положения будет вызывать ксебе уважение и любовь.
3. Психологу необходимопомочь клиенту найти позитивные стороны в ситуации освобождения от конфликтныхсупружеских отношений. Нужно стараться повышать самооценку клиента: “У вастакая интересная работа”, “Вы такая привлекательная женщина” и т.п. (Алешина Ю.,2009).
Возможные этапы работы с разведенными партнерами:
1.Проработка чувств обиды, отчаяния, злости, вины и т. д.,испытываемых супругом (супругами).
2.Выявление фрустрированных потребностей, стоящих запредъявляемыми чувствами, и поиск способов их удовлетворения с учетомизменившейся ситуации.
3.Переосмысление и позитивная реинтерпретация полученногоопыта.
4.Поиск внутренних ресурсов супруга (супругов) и построениепланов на будущее.
5.Оказание помощи в семейной реорганизации.
При оказании психологической помощи разводящимся супругамочень важна поддержка со стороны психолога, так как в постразводном состоянииони часто чувствуют себя одинокими, брошенными и т. д. Позитивное влияние напсихологическое состояние разводящихся супругов в этот период оказывают помощьи поддержка со стороны близких людей — родственников и друзей, что можетсущественно облегчить последствия развода (ОлифировичН. И, 2006).
 
2.3 Психологическаяпомощь супругу, оставшемуся одному в результате смерти партнера
Смерть близкого не только является источником болезненныхпереживаний, но и предоставляет возможность личностного роста для горюющихчленов семьи. Консультант, работающий с семьей, может помочь ее членамреализовать эту возможность (Олифирович Н. И., 2006).
Работа со взрослыми членами семьи включает в себя следующиенаправления:
1. Информирование о психологических закономерностях гореванияи о том, что это длительный процесс.
2. Психологическое сопровождение и поддержка семьи в процессегоревания:
— Помощь в осознании и принятии факта смерти члена семьи.
— Оказание членам семьи психологической поддержки и помощи вотреагировании сильных чувств, связанных с болью потери.
— Помощь в реорганизации жизни семьи после смерти одного изее членов (перераспределение семейных ролей и функций, выработка ритуалов).Важно, чтобы ритуалы соответствовали традициям данной семьи. Семейный ритуалдает возможность каждому выразить свои личные чувства к ушедшему, позволяетчтить память умершего члена семьи и получать поддержку как внутри семьи, так иза ее пределами, принимая соболезнования и помощь от друзей и родственников (ОлифировичН. И., 2006).
— Помощь в завершении эмоциональных отношений с умершим(отреагирование сильных чувств по отношению к нему и факту его смерти).
3. Поддержка и помощь членам семьи в планировании своейдальнейшей жизни.
Психологическая поддержка в работе с семьями, переживающимипотерю, занимает большую часть консультативного процесса. Она подразумеваетполноценное присутствие психолога, наблюдение за происходящим и проявлениечувства сострадания, при сохранении личных границ. Задачи консультанта: бытьрядом и слушать; не форсировать результат; проявлять уважение и принимать то,что происходит; видеть пользу в выражении членами семьи их скорби; позволитьсебе стать человеком, на которого члены семьи могут опереться (Олифирович Н. И.,2006).
Важным элементом в работе с потерей является включение членовсемьи в системный процесс переживания горя, удержание их от импульсивногожелания уйти от ситуации и болезненных переживаний, оказание помощи в поискевнутренних семейных ресурсов для преодоления данного кризиса (Олифирович Н. И.,2006).
 

Глава 3. Тест по теме «Супругиостаются вдвоем. Супруг остается один»
 
Тест по главе 1. «Феноменологиякризиса»
 
1. «Опустевшим гнездом»называют:
А) семью, выполнившуюсвои родительские функции, когда дети выросли и покинули дом
Б) семью, никогда неимевшую детей
В) семью, находящуюся впроцессе отделения детей от родителей
2. Решение задач данногокризиса осложняется если:
А) выросшие дети (молодаясемья) проживают совместно с родителями
Б) родители пытаютсяструктурировать жизнь выросших детей
В) сохраняетсяпрофессиональная деятельность одного из супругов
3. Появление новых сфер для ихсамореализации, возможность осуществлять планы, выполнение которых былозатруднено в связи с воспитанием детей – это:
А) неотделимый от данногокриза процесс
Б) деструктивный выход из данногокризиса
В) конструктивный выход из данногокризиса
4. Семьи, переживающиеданный нормативный кризис чаще всего обращаются с такими проблемами как:
А)воспитание детей
Б) переживание чувства отстраненности отдетей; соматизация или депрессивные состояния супругов;
В) адаптация супруговдруг к другу, налаживание отношений семьи с внешним миром
5. Увеличение количества разводовна этапе ухода детей из родительской семьи часто связно связаны с:
А) сексуальнойнесовместимостью супругов
Б) актуализациейсупружеских конфликтов, не решенных на предыдущих этапах
В) невозможностьюсамореализации супругов
6. Основной задачей развитиясемьи на данном этапе является:
А) адаптация к потере социальных ролей исоциальной активности
Б) налаживание отношенийсемьи с внешним миром
В) решение вопросоввоспитания детей
7. Желание разрушить жизнь партнера,причинить ему боль, отомстить за причиненные страдания характеризует:
А) принимающую стратегиюповедения в ситуации развода
Б) манипулятивнуюстратегию поведения в ситуации развода
В) агрессивную стратегиюповедения в ситуации развода
8. Адекватная реакция насмерть партнера характеризуется:
А) концентрацией на детях, поискомутешения в детско-родительских отношениях.
Б) нормативным переживанием этаповгоревания, поиском внутренних семейных ресурсов для преодоления горя присохранении иерархических параметров семьи и избегании ролевых инверсий.
В) быстрым включением в эмоциональноблизкие отношения с новым партнером с целью компенсации травмы в связи сосмертью супруга (супруги).
9. Одним из патологическихсимптомов, сопровождающих переживание горя является:
А) навязчивые мыслями обумершем
Б) пропадание интереса кпрежде важным событиям, к своей внешности
В) задержка реакции насмерть близкого (нет выражения страданий в течение 2-х и более недель)
10. Горевание необходимодля того, чтобы:
А) обеспечить внешниепроявления скорби по умершему
Б) позволить индивидуструктурировать воспоминания и мысли об умершем
В) позволить индивиду«сжиться» с утратой, адаптироваться к ней
 
Тест по главе 2. «Психологическая помощь при данном кризисе»
1. В качестве подготовкик выходу на пенсию супругам рекомендуется:
А) посещение группподдержки с участием успешно адаптировавшихся пенсионеров
Б) отсрочка выхода напенсию (продолжение профессиональной деятельности) одним из супругов
В) постепенное сокращениережима рабочего дня
2. Одной из проблем,которые необходимо разрешить в ходе психологической помощи супругам,переживающим данный нормативный кризис является:
А) предотвращениестремления к структурированию жизни молодой семьи
Б) преодолениесоматизации одного или обоих супругов
В) ролевая реорганизация семьи
3. Одно из основныхотличий консультирования разводящихся от других проблем психологическойкоррекции является:
А) акцентрированиеконсультантов положительных сторон ситуации
Б) поддержкаконсультантом позиции и точки зрения клиента
В) более ярко выраженнаяинформирующая позиция консультанта
4. Возможные этапы работыс разведенным супругом (супругами):
А) проработка чувств,выявление фрустрированных потребностей, переосмысление опыта, поиск внутреннихресурсов, помощь в семейной реорганизации
Б) поиск внутреннихресурсов, переосмысление опыта, выявление фрустрированных потребностей
В) помощь в семейнойреорганизации, проработка чувств, переосмысление опыта
5. При работе со страхомразводящего супруга не суметь обрести новую семью целесообразно:
А) ориентировать клиентана сохранение супружеских отношений
Б) ориентировать клиентана более активную позицию в отношениях с другими людьми (участие в различныхклубах и объединениях и т.п.).
В) поддерживать позициюклиента
6. Консультант при работес супругом, потерявшим партнера, может помочь ему в реализации возможности:
А) создания новой семьи
Б) переосмысленияполученного опыта
В) личностного ростагорюющего клиента
7. Семейный ритуал приработе с супругом, потерявшим партнера в результате его смерти, позволяет(написать самостоятельно):____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. При работе с семьями, переживающимипотерю, большую часть консультативного процесса занимает:
А) помощь в реорганизациисемьи
Б) информирование поповоду психологических закономерностей переживания горя
В) психологическаяподдержка консультанта
9. При работе с потерей с потерей членасемьи, важным элементом работы является:
А) переосмысление полученногоопыта
Б) удержание членов семьиот импульсивного желания уйти от ситуации и болезненных переживаний
В) сглаживание негативныхэмоциональных состояний членов семьи
10. После уходаповзрослевших детей из родительской семьи важной задачей супружеской парыстановится (написатьсамостоятельно)______________________________________________________________________________________________________________
 
Ключ к тесту
Ключ к тесту по главе 1.«Феноменология кризиса»
1. а                                                                          
2. а
3. в
4. б
5. б
6. а
7. в
8. б
9. в
10. в
Ключ к тесту по главе 2. «Психологическая помощьпри данном кризисе»
1. а
2. в
3. в
4. а
5. б
6. в
7. Выразить чувства к ушедшему, чтитьпамять умершего члена семьи и получать поддержку, принимая соболезнования ипомощь от друзей и родственников.
8. в
9. б
10. Изменение привычныхролей и принятие новых, налаживание диадных отношений

Заключение
 
Для большинства людей прямыеродительские обязанности прекращаются в поздней взрослости. В среднем, поданным Г. Крайга, пожилые супружеские пары сообщают о большей удовлетворенностибраком после того, как их выросшие дети начинают жить отдельно. Первоначальномогут возникать некоторые сложности, потому что, когда не отвлекают дети, людямнужно заново научиться жить вдвоем. Но большинство пар, вырастивших детей исохранивших брак, утверждают, что испытывают меньшее напряжение и более сильноечувство удовлетворенности и гармонии. Кроме того, пары, которые сообщают приопросах об удовлетворенности, превышающей средний уровень, часто говорят, чтобрак стал занимать более важное место в их эмоциональной жизни. Он стал для нихисточником утешения, поддержки и душевной близости (Шнейдер Л.Б., 2000).
Таким образом, когда дети выросли ипокинули дом, а супруги остались вдвоем, их основной задачей становитсяпостроение и развитие супружеских отношений, у них появляется возможностьзаниматься творчеством, заботой друг о друге и о внуках.

Литература
 
1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическоеконсультирование. — www.litportal.ru, 11.2009
2. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006
3. ШнейдерЛ.Б. Психология семенных отношений, Курс лекции. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000