–PAGE_BREAK–
1.2 Организация бухгалтерского учета и управления
Организация учетно-аналитической работы – это система построения учетного процесса. Учетный процесс слагается из следующих основных элементов:
1) первичный учет;
2) регистры бухгалтерского учета;
3) документооборот;
4) инвентаризация;
5) отчетность.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» в ОАО «Марий-Эл-Лада» ответственными являются:
− за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в целом в ОАО «Марий-Эл-Лада» — руководитель организации (генеральный директор);
− за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности – главный бухгалтер ОАО «Марий-Эл-Лада».
Бухгалтерский учет, контроль, методологическое руководство, составление бухгалтерской отчетности в целом по предприятию за отчетный период и представление ее в установленные сроки осуществляется бухгалтерией ОАО «Марий-Эл-Лада», созданной в структуре Общества, возглавляемой главным бухгалтером ОАО «Марий-Эл-Лада».
Отчетным годом является период с 1 января по 31 декабря включительно.
Главный бухгалтер ОАО «Марий-Эл-Лада» назначается или освобождается от должности генеральным директором Общества.
Первичный документ составляется в момент совершения операции или сразу после ее окончания. Учесть операцию значит сделать бухгалтерскую проводку, то есть отразить операцию на счетах бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.
Порядок документооборота в организации также определяется главным бухгалтером ОАО «Марий-Эл-Лада» в учетной политике. Документооборот – это путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи в архив.
График документооборота по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ, представлен в приложении к учетной политике.Ответственность за соблюдение графика документооборота, своевременную и качественную подготовку документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, подготовившие и подписавшие их. Контролирует соблюдение графика документооборота главный бухгалтер.
Бухгалтерский учет осуществляется методом двойной записи.
Инвентаризация имущества и обязательств организации – это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер разрабатывает, а руководитель утверждает план проведения инвентаризаций в организации. В плане определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. Инвентаризация имущества и обязательств производится по месту нахождения имущества, материально-ответственному лицу, в разрезе каждого финансового обязательства, кредита, займа и резерва. Инвентаризация проводится: при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, основных средств ежегодно; при смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел); при установлении фактов хищений, порче ценностей; в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций. Ежегодная инвентаризация имущества и обязательств проводится согласно приказу генерального директора Общества, устанавливающему перечень инвентаризируемого имущества и обязательств, сроки проведения инвентаризации и состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленным порядком и сроками. Ответственность за организацию хранения несет директор Общества.
Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с документами и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер Общества.
Учет имущества и обязательств ведется в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, являющегося приложением к учетной политике.
Бухгалтерский учет в Обществе организуется с применением бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия версия 7.7». Организация бухгалтерского учета с применением специальных бухгалтерских программ строится и сохраняет основные принципы единой журнально-ордерной формы счетоводства.
Для принятия квалифицированных и оперативных решений используется консультационно-правовая система «Дельта».
В Обществе принимаются к учету первичные учетные документы, составленные по форме, содержащиеся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлениями Госкомстата РФ, а документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах использованы формы первичной учетной документации, разработанные под технологию обработки их на ЭВМ, либо разработаны самостоятельно и утверждены приказом генерального директора Общества по каждому отдельному случаю.
Структурная схема бухгалтерии приведена на рис 2.
Главный
бухгалтер
___________________________________________________________
Старший Бухгалтер-
Бухгалтер Бухгалтер кассир
(4 чел.)
Рисунок 2 — Структурная схема бухгалтерии ОАО «Марий-Эл-Лада»
Организация бухгалтерского учета в ОАО «Марий-Эл-Лада» осуществляется в соответствии с учетной политикой.
Положение об учетной политике ОАО «Марий-Эл-Лада» с 2009 года утверждено приказом № 59 от “ 31 «декабря 2008 года (Приложение А).
Таблица 1 — Анализ учетной политики ОАО «Марий-Эл-Лада» в части применения основных ее элементов
Элементы учетной политики
Применяемые положения
Требуемые положения
1. Основные средства
1.1 Способ начисления амортизации основных средств
По всем объектам основных средств начисление амортизации производится линейным способом
1.линейный способ;
2. способ уменьшаемого остатка;
3. списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4. списание стоимости пропорционально объему продукции (работ).
1.2. Порядок учета расходов на ремонт основных средств
Резерв на ремонт основных средств не создается
1. С созданием резерва на ремонт
2. Без создания резерва на ремонт
Продолжение таблицы 1
1.3. Применение стоимостного критерия для учета объектов основных средств в составе МПЗ
Активы стоимостью не более 20000 рублей за единицу отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ и учитываются на счете 10 и списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
1. Применяется
2. Не применяется
2. Материально-производственные запасы
2.1.Единица бухгалтерского учета МПЗ
Единицей учета МПЗ является партия, по товарным автомобилям – номенклатурный номер, по лакокрасочным материалам – однородная группа.
1. Номенклатурный номер;
2. Партия;
3. Однородная группа
2.2. Оценка МПЗ при отпуске в производство и ином выбытии
Для автомобилей, лакокрасочных материалов, товаров в розничной торговле, материалов по себестоимости каждой единицы, а для остальных групп товаров применяется метод ФИФО.
1.По себестоимости каждой единицы;
2.По средней себестоимости;
3. По себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО)
2.3. Учет материальных ценностей на счете 10 (с использованием или без использования балансового счета 15 и 16)
Приобретенные и заготовленные материальные ценности учитываются на балансе по фактической себестоимости их приобретения на балансовом счете 10 „Материалы“ в разрезе субсчетов, открытых по классификационным группам материалов без использования счетов 15 и 16. Транспортно-заготовительные расходы по ТМЦ включаются в стоимость ТМЦ пропорционально стоимости ТМЦ.
1. Используется;
2. Не используется
3. Нематериальные активы
Окончание таблицы 1
3.1 Способ начисления амортизации нематериальных активов
Амортизация нематериальных активов производится линейным способом.
1.линейный способ;
2. способ уменьшаемого остатка;
3. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
4. Учет товаров
4.1 Оценка товаров
По автомобилям и товарам на складах без использования счета 42, по запасным частям в розничной торговле с использованием счета 42 „Торговая наценка“.
1. оценка по стоимости приобретения
2. оценка по продажным ценам
4.2 Отражение в учете расходов по доставке товаров до складов
В состав расходов на продажу не включаются. Сумма транспортно-заготовительных расходов включается в стоимость ТМЦ пропорционально стоимости ТМЦ.
1. Включаются в состав расходов на продажу;
2. Не включаются в состав расходов на продажу
5. Учет расходов
5.1 Порядок списания общехозяйственных расходов
Признаются текущими расходами без распределения по видам продукции (работ, услуг) и закрываются на счет 90
1. Закрываются на счет 20;
2. Закрываются на счет 90.
6. Учет резервов
6.1 Создание оценочных резервов
Резервы не создаются
1.Могут создаваться резерв по сомнительным долгам, резерв под снижение стоимости материальных ценностей и др.
2. Резервы не создаются
6.2 Создание резервов предстоящих расходов
Резервы не создаются
1. Резервы создаются
2. Резервы не создаются
7. Учет отложенных налогов
7.1 Применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации»
Не отражено
1. Применяется
2. Не применяется
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что учетная политика ОАО «Марий-Эл-Лада» соответствует деятельности организации, законодательным и нормативным актам, входящим в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ и Положениям по бухгалтерскому учету.
Учетная политика предприятия обеспечивает полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).
Каждый отчетный период бухгалтерией предприятия наряду с бухгалтерской отчетностью составляется консолидированный отчет, который предоставляется в установленные сроки в ОАО «АВТОВАЗ», как в электронном виде, так и на бумажных носителях. Годовой отчет представляется непосредственно руководителями на собрании директоров.
1.3 Анализ основных экономических показателей деятельности
Для того чтобы оценить финансовое состояние ОАО «Марий-Эл-Лада», необходимо проанализировать основные экономические показатели его деятельности.
В качестве основных экономических показателей деятельности принято выделить следующие показатели:
— выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
— себестоимость проданной продукции;
— среднегодовая стоимость основных средств;
— дебиторская задолженность;
— списочная численность работников;
— кредиторская задолженность;
— чистая прибыль;
— средняя заработная плата одного рабочего.
В качестве источников информации были использованы:
— годовая экономическая и финансовая отчетность организации (для динамики основных экономических и финансовых показателей);
— первичная документация (для изучения причин и выявления факторов, повлиявших на изменение показателей).
Основу коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. В таблице 2 представлены основные показатели деятельности ОАО «Марий-Эл-Лада» за 2007-2009 годы.
–PAGE_BREAK–Приемка товара на склад проводится согласно инструкции №П-6 (Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству). После приемки товара, кладовщик подписывает товарную накладную и ставит печать. Все приходные документы сдаются в бухгалтерию в день приемки товара.
Оформление и учет реализации товаров в торговой организации зависит от способа расчета за приобретаемый товар между покупателем и продавцом. Товары в организациях торговли реализуются как за наличный расчет, так и по безналичному расчету. Безналичные расчеты регулируются «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03 октября 2002г. №2-П. При оптовых поставках возможны как поступления наличных денег в кассу организации (до предельной суммы по одному платежу, ограниченной в установленном порядке), так и перечислением денежных средств на расчетный счет.
Стороны, заключившие договор поставки, вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов.
В розничных организациях денежные расчеты с населением ведутся с применением контрольно — кассовых машин в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171.
Сумма розничного товарооборота определяется по сумме выручки за реализованные товары основании «Сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации» по форме № КМ-7, где по каждому отделу (секции) указывается сумма выручки, подтверждаемая подписью заведующего отделом (секцией). Этот документ составляют на основании «Справок-отчетов кассиров-операционистов» по форме № КМ-6, который в свою очередь формируется с использованием «Журнала кассиров-операционистов» по форме № КМ-4 и Журнала регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста» по форме № КМ-5.
Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, где работают разные материально — ответственные лица (бригады), а также перемещение товаров из одного структурного подразделения в другое проводится на основании письменного или устного распоряжения руководителя организации (о чем обязательно необходимо сделать отметку в документах) и оформляется накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары по форме № ТОРГ-13. Подпись материально ответственного лица, отпустившего товар, заверяется круглой печатью торговой организации. На накладную накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие отпущенных товаров данным, указанным в накладной.
Внутреннее перемещение товаров учитывается отдельной строкой в товарном отчете.
Материально ответственным лицам в структурных подразделениях организации рекомендуется вести «Товарный отчет» по форме № ТОРГ-29, «Отчет по таре» по форме № ТОРГ-30 и «Сопроводительный реестр сдачи документов» по форме № ТОРГ-31.
Материально ответственные лица должны составлять отчетность о наличии и движении товаров в сроки от 1 до 10 дней, установленные руководителем и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы.
Первичные приходные и расходные документы являются основанием для составления товарного отчета. В адресной части товарного отчета указывается наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, лимит остатка товаров, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет.
В приходной части товарного отчета отражается в стоимостном выражении остаток товаров на дату составления предыдущего товарного отчета и поступление товаров по сопроводительным документам.
Каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записываются отдельно, рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода.
В расходной части товарного отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период.
Каждый расходный документ отражается отдельной строкой (продажа товаров мелким оптом, возврат недоброкачественных товаров, переброска товаров).
Основой товарного отчета является подтверждение товарного остатка.
Товарные отчеты составляются материально ответственными лицами в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе со всеми оправдательными документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию организации, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально ответственного лица.
Все приходные и расходные документы по учету товаров, на основании которых составляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом порядке.
Нумерация товарных отчетов должна быть последовательной с начала и до конца года с первого номера.
Товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к работе не с начала года, нумеруются с начала их работы.
В тексте и цифровых данных товарных отчетов неоговоренные исправления и их подчистка не допускаются. Допущенные ошибки в товарных отчетах исправляются таким образом: одной чертой зачеркивается неправильная запись и надписывается правильный текст или цифровые данные.
Исправление ошибки в товарном отчете должно быть оговорено надписью «исправлено» и подтверждено подписью ответственного лица и бухгалтера с указанием даты исправления.
Если в торговой организации дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, то составляются два отчета: один — с начала установленного периода до начала инвентаризации, второй — от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления товарного отчета.
Например, установленный период отчетности — с 1 по 10 число месяца. Инвентаризация проведена 7 числа. Следует составить два товарных отчета — с 1 по 7 число и с 8 по 10 число.
В товарном отчете, составленном после инвентаризации, остатки товаров записываются из «Инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей» (форма № ИНВ-3).
Товарные отчеты в оптовых организациях могут содержать сведения об остатках, приходе и расходе товаров не только в стоимостном, но и количественном выражении, а также остатки, приход и расход могут указываться не только в целом, но и по каждому наименованию товаров.
Учет товаров в организациях торговли организуется:
в бухгалтерии — по материально — ответственным лицам (бригадам) в стоимостном выражении;
на складах — по наименованиям, сортам, количеству и цене товара в товарных книгах, товарных карточках.
Бухгалтер организации обязан проверять своевременность и полноту оприходования поступивших товаров, правильность их списания, а также правильность составления отчетов материально ответственными лицами.
Во время проверки отчетов материально ответственных лиц бухгалтер обязан установить:
подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствия даты документов периоду, за который представляется отчет;
соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;
соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;
даты всех ли первичных документов, приложенных к отчету, свидетельствуют, что товары получены до инвентаризации, а не после инвентаризации;
законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.д.);
наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;
полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;
правильность цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах;
соответствие записей, сделанных материально ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета с первичными приходно- расходными документами;
соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально ответственных лиц;
соответствие выручки, показанной в расходной части товарного (товарно-кассового) отчета, сумме, оприходованной по кассовому отчету (при учете по продажным ценам).
Если при проверке цен, таксировки или подсчетов бухгалтер выявляет ошибки, их исправляют корректурным способом, исправления заверяют подписью лица, выявившего ошибку, а об изменении остатка товаров на конец отчетного периода ставят в известность материально ответственное лицо, которое расписывается в конце отчета, удостоверяя правильность внесенных исправлений и нового остатка товаров.
Бухгалтер обязан контролировать своевременность сдачи торговой выручки материально ответственным лицом в главную кассу, проверяя соблюдение лимита денег в кассе.
Отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним документами должны быть подобраны и переплетены по их порядковым номерам. Срок хранения товарных отчетов — три года. Ответственность за сохранность документов возлагается на главного бухгалтера организации.
Изъятие отчетов материально ответственных лиц и приложенных к ним документов по требованию судебно — следственных и других органов, имеющих такое право, производится на основании письменного запроса и с разрешения руководителя организации. Эти документы передаются по акту изъятия с точным перечислением основных реквизитов (наименование, дата, номер документа, сумма, указанная в документе и т.д.). С этих документов могут быть сняты копии.
Возврат поставщику товаров при несоответствии их стандарту, техническим условиям или договору оформляется товарной накладной (форма N ТОРГ-12).
Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, где работают разные материально ответственные лица (бригады), проводится на основании распоряжения руководителя организации и оформляется накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма N ТОРГ-13).
При реализации автомобилей и запасных частей юридическим лицам выписываются товарная накладная (ТОРГ-12), договор купли-продажи и счет-фактура. Также при продаже автомобиля заполняется, акт приема передачи, клиенту передается сервисная книжка, гарантийный талон и паспорт транспортного средства.
Если проводится плановое техобслуживание или срочный ремонт, физическому лицу на руки выдается заказ-наряд-договор, в котором описан перечень произведенных работ и использованных запасных частей. Юридическим лицам помимо вышеуказанных документов также выдается заказ-наряд-договор на выполненные услуги.
Для усиления контроля сохранности товаров на складах, выполнения плана товарооборота и финансовых результатов в ОАО «Марий-Эл-Лада» организована отчётность материально-ответственных лиц.
В целях обеспечения контроля наличия и движения товаров, а также для предотвращения фактов злоупотребления со стороны материально ответственных лиц ОАО «Марий-Эл-Лада» организует количественно-суммовой учёт товарно-материальных ценностей в местах хранения.
Обработка товарных накладных в ОАО «Марий-Эл-Лада» производится автоматизированным способом в программе 1С: Управление торговлей, которая позволяет оперативно вносить данные о реализации: кладовщик выписывает заказ-покупателя, на его основании бухгалтером автоматизированным способом вводится реализация, и автоматически отражается сумма реализуемых товаров и соответственная сумма задолженности покупателя, то есть выручка от реализации. Таким образом, оперативно полученная информация о реализации может быть применена для принятия соответствующих управленческих решений (необходимость осуществления новых дополнительных закупок товаров, принятия мер для стимулирования продаж неходовых товаров и т.п.).
В товарных накладных указываются все необходимые реквизиты. В товарной накладной бухгалтер ОАО «Марий-Эл-Лада» своей подписью подтверждает правильность подсчёта итогов, руководитель организации даёт разрешение на отпуск товаров и тары, а кладовщик подтверждает их отпуск.
Таким образом, в целом реализация товаров в ОАО «Марий-Эл-Лада» оформляется должным образом, однако имеются некоторые упущения: отгрузка товаров производится по доверенностям, в которых не указывается перечень товаров, подлежащих получению, что является нарушением инструктивных документов, регламентирующих порядок заполнения доверенностей.
2.3 Синтетический и аналитический учет движения товаров
По степени детализации учета бухгалтерские счета делятся на синтетические, аналитические и субсчета
Аналитический учет более подробный и может давать оценку не только в денежном, но и в трудовом и натуральном показателях с перечислением фамилий работников и названий фирм-партнёров и подрядчиков: это дает полную информацию и является материалом для обобщения по счетам, а также позволяет контролировать прохождение сумм и материалов в процессе хозяйственной операции.
Синтетический учет группирует и обобщает учет состава и прохождения средств предприятия, их источников и потребителей в едином денежном выражении, обеспечивая формирование сумм для отчетности, общей для каждого счета — для заполнения баланса и других форм отчетности.
Сальдо синтетического счета определенного номера в плане счетов должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов того же номера, а суммы оборотов по дебету и кредиту синтетического счета равны соответственно суммам оборотов по дебету и кредиту всех аналитических счетов этого номера.
Ведение аналитического и синтетического учета имеет следующие особенности:
аналитический учет — это, как правило, количественно-суммовой учет, поэтому в основном он ведется на складах. Синтетический учет ведется в бухгалтерии предприятия. Но и в бухгалтерии на некоторых счетах может вестись аналитический учет;
синтетический учет ведется только в денежном выражении, а аналитический учет может вестись как в денежном выражении, так и в натуральных единицах;
система ведения синтетического учета, как правило, не зависит от специфики работы предприятия, так как это обобщающий учет. Аналитический учет привязан к конкретному предприятию и зависит от сферы его деятельности;
синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, так как на аналитических счетах отражаются те же хозяйственные операции, что и на синтетических. Но на аналитических счетах учет ведется более подробно для конкретных видов средств. Это означает, что итоговые данные по аналитическим счетам должны быть равны итогу на соответствующем синтетическом счете.
Бухгалтерский учет реализации товаров осуществляется на сопоставляющем операционно-результативном счете «Продажи».
Счет «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, и определения финансового результата по ним.
Доходами и расходами от обычных видов деятельности являются:
доходами – выручка от продаж продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг;
расходами – затраты, связанные с изготовлением продукции и ее продажей, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Следует помнить, что согласно п.12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного Минфином РФ от 06.05.99 № 32н, выручка от продажи товаров в бухгалтерском учете признается при наличии следующих условий:
организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
сумма выручки может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
право собственности на товар перешло от организации к покупателю;
расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
сумма расходов может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Если в отношении любых расходов, осуществляемых организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
К счету «Продажи» открываются субсчета:
1 «Выручка»;
2 «Себестоимость продаж»;
3 «Налог на добавленную стоимость»;
7 «Расходы на продажу не облагаемые ЕНВД)
9 «Прибыль (убыток) от продаж».
На субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.
На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признана выручка.
На субсчете 90-3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).
Субсчет 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
На рисунке 6 представлена действующая схема учета запасных частей и лакокрасочных материалов в ОАО «Марий-Эл-Лада».
10
10 70, 69
70,69 60
60
– в дебет счета
Рисунок 6- Действующая схема учета запасных частей и лакокрасочных материалов в ОАО «Марий-Эл-Лада»
1. Д 41.1 К 60 — поступление запасных частей и лакокрасочных материалов от поставщика на склад;
2.Д 90.2 К 41.1- списание себестоимости запасных частей и лакокрасочных материалов при ремонте автомобилей
3. Д 20 К 10, 70, 69, 60 и др., Д 90.2 К 20 – отражены и списаны расходы ремонтного центра;
4. Д44 К 10, 70, 69, 60 и др., Д 90.2 К 44 – отражены и списаны расходы по продаже автомобилей;
5. Д 10 К 41, Д 26 К 10 – списаны запасные части и лакокрасочные материалы на ремонт служебного автомобиля;
6. Д 50, 51 К 62 – отражен аванс за приобретенный покупателем автомобиль или сумма полной оплаты;
7. Д 62 К 90 – сформирована задолженность покупателя на всю стоимость проданного автомобиля.
Применяемая в организации схема бухгалтерского учета имеет основной недостаток, состоящий в том, что приобретаемые запасные части и лакокрасочные материалы принимаются непосредственно в состав товаров. В связи с этим предлагается внести корректировки в действующую схему бухгалтерского учета. Рекомендуемая схема учета запасных частей и лакокрасочных материалов в ОАО «Марий-Эл-Лада» представлена на рисунке 7.
60,70,69
70
60
69 продолжение
–PAGE_BREAK–
– в дебет счета
Рисунок 7- Рекомендуемая схема учета запасных частей и лакокрасочных материалов в ОАО «Марий-Эл-Лада»
Запасные части и лакокрасочные материалы следует первоначально учитывать на счете 10 «Материалы». Та часть, которая продается клиентам, должна переводиться на счет 41 «Товары».
ОАО «Марий-Эл-Лада» при продаже автомобилей покупателям выступает посредником. До момента продажи автомобили остаются собственностью ОАО «АВТОВАЗ». В связи с этим бухгалтерия ОАО «Марий-Эл-Лада» учитывает их на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию». При приобретении автомобиля покупателем сумма со счета 004 списывается и переносится на счет 41 «Товары». С этого момента ОАО «Марий-Эл-Лада» становится собственником автомобиля и получает сопроводительные документы на него от ОАО «АВТОВАЗ». После этого ОАО «Марий-Эл-Лада» выписывает сопроводительные документы покупателю автомобиля, который в свою очередь предварительно вносит оплату (предоплату). Действующая схема учета автомобилей в ОАО «Марий-Эл-Лада» представлена на рисунке 8.
Рисунок 8- Действующая схема учета автомобилей в ОАО «Марий-Эл-Лада»
Аналитический учет товаров в ОАО «Марий-Эл-Лада» ведут как материально ответственные лица, так и бухгалтерия. Его главная цель — получение информации, необходимой для управления товарными запасами (соблюдение нормативов, контроль за сохранностью товаров и т.п.).
Аналитический учет в зависимости от группы товаров различен.
Наличие и движение товаров отражается в учете отдельно по каждому предмету. Используется тогда, когда можно, а в ряде случаев и нужно, идентифицировать каждую единицу товара в отдельности (учет автомобилей). Такой учет называется попредметным.
Товары, числящиеся на складах, учитываются по наименованию и ценам (в натуральных и стоимостных измерителях). Отсюда его теоретическое название натурально-стоимостной учет. На практике его часто называют количественно-суммовой.
В розничной торговле при продаже товаров населению, как правило, документы не выписываются и, следовательно, информация о проданных товарах в разрезе наименований отсутствует. Все товары учитываются вместе только в стоимостном выражении (без дифференциации по отдельным предметам или наименованиям). Такой учет называется стоимостным.
Таким образом, аналитический учет товаров является важным звеном в системе бухгалтерского учета. Учет движения товаров и готовой продукции в организации осуществляется в течение месяца (отчетного периода) в количественно-суммовом выражении.
По окончании месяца (отчетного периода) бухгалтерской службой организации оформляется оборотная ведомость, в которой определяется фактическая себестоимость:
остатка товаров на начало месяца;
поступления товаров в течение месяца (отчетного периода);
проданных в течение месяца (отчетного периода) товаров;
остатка товаров на конец месяца.
Итоги оборотной ведомости должны соответствовать данным синтетического учета товаров.
В данном пункте мною был рассмотрен синтетический и аналитический учет товаров в ОАО «Марий-Эл-Лада». В процессе изучения не было выявлено несоответствий с учетной политикой предприятия и действующего законодательства. Были внесены некоторые коррективы в учете запасных частей и лакокрасочных материалов.
3. КОНТРОЛЬ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ОАО «МАРИЙ-ЭЛ-ЛАДА»
3.1 Сущность контроля, его виды и нормативное обеспечение
Компаниям сферы торговли в своей повседневной деятельности всегда нужна полная и достоверная информация о состоянии дел в организации. В торговле достаточно активов, обязательств и хозяйственных операций, требующих постоянных проверок.
Контроль– это самостоятельная функция управления, представляющая собой проверку процесса функционирования объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, позволяющая видеть отклонения от намеченных целей и принимать при необходимости корректирующие меры. По источникам проверки выделяют документальный и фактический контроль.
Документальный контроль заключается в проверке первичных документов, бухгалтерских регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций.
Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств организации, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. Его целью является обеспечение достоверности контрольных данных. Объектами фактического контроля являются: товарно-материальные ценности, наличные деньги и ценные бумаги, готовая продукция, товары, незавершенное производство, выполненный объем работ и т.д.
По методам осуществления контроль подразделяется на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование (следствие) и хозяйственный спор.
Ревизия представляет собой документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности организаций за определенный период времени. Цель ревизии – получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.
Аудит – это независимая проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности. Цель аудита – проверить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями, подтвердить достоверность показателей финансовой отчетности организации.
Аудит проводится аудиторскими организациями или аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.
По характеру субъектов контроля различаютвнешний и внутренний контроль.
Внутренний контроль — осуществляется внутри организации отделами, службами, направлен на защиту интересов предприятия и его коллектива от злоупотребления и обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности. Задача этого контроля систематизированное и повседневное наблюдение за использованием всех видов ресурсов.
Внешний контроль — осуществляется по предварительной договоренности между аудитором и предприятием о проведении соответствующей экспертизы хозяйственно-экономической деятельности; оценке существующих резервов и платежеспособности; предложении рекомендаций по направленному повышению результатов деятельности и организации финансовой стратегии.
Организации целесообразно иметь Положение о внутреннем контроле, которому обычно мало уделено внимания в нормативных актах, поэтому бухгалтеру приходится самостоятельно решать, каким образом разрабатывать и применять документ.
Каждый бухгалтер по-своему понимает, что такое внутренний контроль в коммерческой организации. В широком понимании внутренний контроль можно охарактеризовать как процесс управления деятельностью фирмы с целью эффективного и результативного использования ее ресурсов, сохранности ее активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности. Система контроля может быть также ориентирована на обеспечение эффективности деятельности, приносящей прибыль. Система может включать иные мероприятия и регламентировать другие вопросы, подлежащие внутреннему контролю.
Внутренний контрольосуществляется внутри организации отделами, службами. Он защищает интересы предприятия и его коллектива от злоупотребления и обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности. Задача этого контроля систематизированное и повседневное наблюдение за использованием всех видов ресурсов
Выделим основные элементы системы внутреннего контроля компании: это наблюдение и проверки ее работы, выявление отклонений и нарушений, принятие мер по их предупреждению и устранению. Для бухгалтера система внутреннего контроля в большей степени включает надзор и проверку:
— соблюдения требований бухгалтерского и налогового законодательства;
— точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
— предотвращения возможных ошибок и искажений учета и отчетности;
— исполнения приказов и распоряжений руководства компании;
— контроля за сохранностью товаров на складе, принятых на комиссию, находящихся на ответственном хранении и др.
Вся работа системы внутреннего контроля должна осуществляться по определенным правилам, зафиксированным в отдельном положении о внутреннем контроле.
Разработку положения о внутреннем контроле лучше начать с общей структуры данного документа. Как правило, положение включает следующие разделы: цели и задачи контроля, методы, процедуры и порядок проведения внутренних проверок, перечень лиц, на которых возложены обязанности по проведению этих проверок, перечень основных вопросов, подлежащих проверке. В каждом из перечисленных разделов выделяются подразделы, в которых от общих норм организация переходит к отраслевым особенностям контроля отдельных осуществляемых операций. Чтобы бухгалтер четко представлял, насколько объемен документ о внутреннем контроле, приведем основные его разделы:
— организация внутреннего контроля;
— предъявляемые к участникам системы внутреннего контроля требования;
— права и обязанности контролирующих соблюдение положения лиц;
— отчетность по соблюдению положения о внутреннем контроле;
— рассмотрение обращений, заявлений и жалоб контролируемых лиц;
— особенности осуществления внутреннего контроля отдельных операций;
— обязанности всех категорий работников, на которых распространяется действие положения о внутреннем контроле.
Положение о внутреннем контроле разрабатывается и утверждается как отдельный документ, при этом некоторые его положения являются приложениями к учетной политике. В их числе, например, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями и иные разделы, связанные с учетом и налогообложением.
Внешний контроль проводится аудиторскими компаниями.
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 30.12.08 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 307-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).
Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, а также наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательный аудит проводится в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;
4) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только
–PAGE_BREAK–Таблица 4 –
Проверка правильности документального оформления поступления товаров за 2009 г. в ОАО «Марий-Эл-Лада»
N
п/п
Реквизиты документа
Характер выявленного нарушения
1
Накладная N 46 от 11.03.2009
Отсутствуют подписи лиц,
получивших товары
2
Накладная N 34 от 16.03.2009.
Накладная N 85 от 27.03.2009.
…
Отсутствуют данные от продавца
Аудиторские доказательства наличия подтверждающих документов по приобретению товаров собираются путем проверки: приходных документов товарно-кассовых отчетов, оформленных материально ответственными лицами; документов, полученных от обслуживающего банка и поставщиков, письменных подтверждений и устного опроса материально ответственных лиц, коммерческого директора и главного бухгалтера.
Организация работы сбора аудиторских доказательств по этой процедуре заключается в следующем: просматриваются приходные документы выбранных товарно-кассовых отчетов, выписывается наименование поставщика товаров; далее просматривается папка с договорами, закупочными актами, соглашениями о сделках, письмами-заявками и телеграммами на поставку товаров. Затем проверяется наличие счетов-фактур поставщиков по каждой конкретной поставке.
Одним из этапов аудиторской проверки является проверка продажи товаров.
В оптовой торговле реализация товаров регулируется договорами купли-продажи, поставки, мены, комиссии, перевозки и др. В свою очередь, договоры регулируются Гражданским кодексом РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
Таким образом, организации отгружают товары в соответствии с заключенными договорами. Согласно ст. 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В договоре указывается форма расчетов и вид расчетного документа.
В целях получения своевременных платежей от покупателей необходимо предварительно ознакомиться с платежеспособностью покупателя. Если возникнут сомнения относительно этого, то продажа товаров может производиться только после предварительной оплаты.
Бухгалтерский учет реализации и отпуска товаров призван обеспечить контроль за отгрузкой товаров в строгом соответствии с договорами, заказами и нарядами.
Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с видом деятельности организации и определением финансового результата, предназначен счет 90 «Продажи». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/9 «Прибыль/убыток от продаж».
Запись по субсчетам 90/1,2,3 производится накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/2,3 и кредитового оборота по субсчету 90/1 определяется финансовый результат (прибыль/ убыток) за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно списывается с субсчет 90/9 на счете 99 «Прибыль и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 (кроме 90/9), закрываются внутренними записями на субсчета 90/9. Аналитический учет по счету 90 ведется по каждому виду проданных товаров, работ, услуг
Работники бухгалтерии знают, насколько важным является правильное и своевременное оформление первичных бухгалтерских документов по продаже товаров, без которых ведение бухгалтерского учета и начисление налогов просто невозможно. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
На товары поставщик выписывает сопроводительные документы (счет-фактура, товарно-транспортная накладная) и другие документы, подтверждающие ассортимент товаров, количество и качество отгруженных товаров.
Порядок документального оформления реализации товаров зависит от вида договора и способов реализации товаров.
Операции по выбытию товаров отражаются в журнале-ордере по кредиту счета 41. Записи в учетном регистре ведутся как в целом, так и по отдельным видам товаров. При аудите продаж необходимо проверить правильность формирования выручки от реализации товаров и порядок отражения ее в бухгалтерском учете.
Выручка от продаж является базой формирования финансового результата, исчисления НДС, акцизов и расчета налога на прибыль.
Проверка расчета налога на прибыль осуществляется по следующим направлениям:
— проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактической прибыли (убытков) от реализации товаров;
— проверка достоверности данных учета о фактической себестоимости товаров, полнота и правильность отражения в учете фактических затрат на приобретение и реализацию товаров;
— проверка правильности расчетов по налогу на прибыль.
Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных приемов документального контроля.
При формальной проверке устанавливается правильность заполнения всех реквизитов документов: наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц. При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах.
Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на торговых предприятиях.
Для проведения проверки фактической выручки от реализации товаров используются следующие первичные документы, учетные регистры и отчетность:
— учетная и налоговая политика предприятия на отчетный год;
— форма N 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
— Главная книга или оборотный баланс;
— журналы-ордера;
— первичные документы на отпуск товаров со складов;
— банковские выписки по движению денежных средств на расчетном счете;
— приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу в оплату счетов за товары;
— платежные требования и поручения на оплату отгруженных товаров.
При определении фактической выручки от реализации товаров аудитор производит проверку в следующем порядке:
1) сверяет данные по статье «Выручка от реализации продукции (работ, услуг)» отчетной формы N 2 с данными по Главной книге по кредиту счета 90 «Продажи». Общая сумма расхождения должна составлять сумму двух налогов — НДС и акцизов;
2) сверяет данные по Главной книге с данными журнала-ордера N 11 (при журнально-ордерной форме учета) или с учетными регистрами (при мемориальной форме учета) по кредиту счета 90.
После проведения сверки отчетных данных и данных, отраженных в учетных регистрах, аудитор приступает к проверке правильности оформления операций по оплате и отгрузке товаров. Одним из основных видов проверки является сличение сумм, отраженных по кредиту счета 90 «Продажи» в расчетных документах, предъявленных заказчику, и сумм, отраженных в бухгалтерском учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
При проверке аудитору необходимо учитывать и правила отражения операций в бухгалтерском учете, и требования налогового законодательства. При этом надо помнить, что в торговых предприятиях выручкой, полученной от торговой деятельности, считается валовая прибыль, т.е. разница между ценой продажи и ценой покупки товаров без учета НДС и акцизов.
При проверке коммерческих расходов (расходов на продажу) аудитору необходимо учитывать, что их состав и порядок их списания определен ПБУ 10/99 «Расходы организации», в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей отчетности и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета. Организации могут включать в себестоимость проданных товаров коммерческие расходы полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. Аудитору необходимо сопоставить статью «Коммерческие расходы» в отчете о прибылях и убытках с Главной книгой и данными аналитического учета по счету 44 «Расходы на продажу», отраженными в ведомости N 15.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы: на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений, инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на командировочные расходы; на представительские расходы и другие аналогичные по назначению расходы.
В налоговом учете расходы на рекламу, командировочные и представительские расходы нормируются (расходы на рекламу зависят от фактической выручки, представительские расходы — от фактического размера оплаты труда работников, нормы на командировочные расходы устанавливаются Правительством РФ). В бухгалтерском учете эти виды расходов можно учитывать полностью.
Аудитор проверяет расходы, связанные с продажей товаров, на сч. 44 «Расходы на продажу». Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Проверка расчетов по НДС производится по данным бухгалтерского учета и отчетности с использованием необходимых первичных документов, счетов-фактур, книги продаж и книги покупок.
Проверку документального оформления реализации товаров покупателям оптом можно оформить согласно таблице 5.
Таблица 5-
Проверка документального оформления реализации оптом товаров покупателям
N
п/п
Наименование
покупателя
Номер
накладной
Номер
счета-фактуры
Наличие
доверенности/
печати
Замечания
1
ОАО «Альфа»
15
15
+
Не указан
адрес
покупателя
При оценке системы внутреннего контроля за реализацией товаров аудитор может провести опрос бухгалтера, прослеживающий поступление выручки и ее оприходование, что позволит дать оценку правильности отражения в учете и финансовой отчетности объемов реализации, торговой наценки, своевременности и полноты сдачи денежной выручки, своевременности и полноты учета торговой выручки бухгалтерией и дальнейшем использовании денежной наличности. Опросный лист может быть представлен в следующей форме (таблица 6):
Таблица 6 — Опросный лист оценки состояния системы внутреннего контроля за реализацией товаров и полнотой поступления денежной выручки на предприятии
N
п/п
Содержание вопроса
Ответы
Комментарии аудитора
1
Существует ли на
предприятии схема контроля
за выполнением заданий
по товарообороту
Да
Существует: установлены плановые
задания для каждого склада,
контролируется ежемесячно
2
Осуществляется ли контроль
за правильностью применения
продажных цен в торговых
предприятиях
Да
Имеются документальные
подтверждения (акты проверок),
однако график отсутствует
3
Осуществляется ли сбор
денежной выручки
предприятия инкассаторами
банков
Да
Обеспечена надежная охрана денежной
выручки
4
Осуществляется ли контроль
путем сопоставления размера
выручки и данных
кассира-операциониста
Да
Проверка разницы между
показателями счетчиков ККМ на
начало и конец рабочего дня
осуществляется
5
Осуществляется ли контроль за своевременностью и полнотой
учета торговой выручки
в бухгалтерии
Да
Имеются акты инвентаризации,
расхождений нет
6
Производится ли классификация производственных запасов для их учета?
Да
Проверить организацию аналитического учета
7
Сверяются ли данные аналитического и синтетического учета систематически?
В конце каждого месяца
вероятность искажения периодической отчетности организации не велика
Отсутствие процедур контроля или их недостаточное осуществление в учете денежной выручки при реализации товаров дает основание аудитору для низкой оценки системы внутреннего контроля.
Организация работы по сбору аудиторских доказательств заключается в просмотре всех расходных документов и группировке обнаруженных ошибок.
Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете сведений о реализации товара завершается проверкой соответствия данных журналов К-2 синтетического учета по оборотам и сальдо с данными, отраженными в Главной книге.
Как было сказано ранее, открытые акционерные общества подлежат обязательному аудиту, а также согласно дилерскому договору дважды в год на предприятии проводится внешний контроль аудиторской компанией, которая выбирается ОАО «Марий-Эл-Лада», а утверждается непосредственно руководством ОАО «АВТОВАЗ». После проведения проверки, аудиторское заключение направляется на завод. Внешний контроль также может быть внеплановым, т.е. аудиторами управляющей компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью представленного дипломного проекта являлись учет и контроль движения товаров в ОАО «Марий-Эл-Лада».
Актуальность темы дипломной работы в том, что, торговля, являясь одной из ведущих отраслей народного хозяйства страны, обеспечивает процесс обращения товаров, процесс их движения из сферы производства в сферу потребления. Правильная и рациональная организация бухгалтерского учета товаров помогает осуществлять контроль над товарной массой, издержками обращения и доходами торговой организации.
Первая глава диплома посвящена описанию общей характеристики деятельности ОАО «Марий-Эл-Лада», организации бухгалтерского учета и управления, а также анализу основных показателей деятельности организации.
ОАО «Марий-Эл-Лада» динамично развивающаяся компания, деятельность которой направлена на повышение качества автомобильных продаж на территории Республики Марий Эл. К основным видам деятельности Общества относятся:
– гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;
— оказание услуг гражданам, предприятиям, организациям в предпродажной подготовке, техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей;
– реализация автомобилей и запасных частей к ним и другие.
Бухгалтерский учет, контроль, методологическое руководство, составление бухгалтерской отчетности в целом по предприятию за отчетный период и представление ее в установленные сроки осуществляется бухгалтерией предприятия, созданной в структуре Общества, возглавляемой главным бухгалтером. Организация бухгалтерского учета в ОАО «Марий-Эл-Лада» осуществляется в соответствии с учетной политикой. Анализ учетной политики предприятия показал, чтоона соответствует деятельности организации, законодательным и нормативным актам, входящим в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ и Положениям по бухгалтерскому учету.
Для оценки финансового состояния ОАО «Марий-Эл-Лада», были изучены основные экономические показатели деятельности предприятия за 2007-2009г.г., анализ которых показал, что стабильность организации с наступлением экономического кризиса в 2009 году ухудшилась, финансовое положение предприятия можно оценить как среднее.
Без вмешательства правительства Российской Федерации данная обстановка на автомобильном рынке оставалась бы до сих пор, но с введением программы утилизации старых автомобилей дела «вазовских» дилеров заметно улучшились.
Во второй главе рассмотрен бухгалтерский учет движения товаров в ОАО «Марий-Эл-Лада», дано понятие, оценка и направления движения товаров, изучено документальное оформление движения товаров, исследована организация синтетического и аналитического учета движения товаров в ОАО «Марий-Эл-Лада».
В организации к товарам, предназначенным для продажи, относят:
– легковые автомобили, производства ОАО «АВТОВАЗ»;
— запасные части к легковым автомобилям производства ОАО «АВТОВАЗ»;
– лакокрасочные материалы.
В ОАО «Марий-Эл-Лада» принято оценивать материально-производственные запасы и производить расчет фактической себестоимости отпущенных в производство или ином выбытии материально-производственных запасов по себестоимости каждой единицы для автомобилей, лакокрасочных материалов, товаров в розничной торговле, материалов, а для остальных групп товаров применяется метод ФИФО.
Движение товаров в торговых организациях включает две стадии:
1) поступление товаров путем их приобретения у поставщиков;
2) продажа товаров покупателям — юридическим и физическим лицам.
Таким образом, в ОАО «Марий-Эл-Лада»учет движения товаров и их оценка оптимизированы в соответствии с требованиями нормативных актов. В зависимости от группы товаров существует своя специфика оценки товара и его учета. продолжение
–PAGE_BREAK–