САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТАПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДОПЕТРОВСКОЙРОССИИИскусствоXVII в преимущественно повествовательное и декоративное, стремилось к литературности ивнешней выразительности, достигавшейся часто за счет весьма свободного истолкованияиконографических сцен и насыщения их бытовыми деталями. Это, а также постоянныйинтерес художников к портрету и к изображению реальных построек и пейзажаподготовили
русское искусство к переходу на путь светского развития. Этотпереход был невозможен, однако, без решительного освобождения искусства отвлияния церкви, без внедрения в культуру светского начала, которое несли ссобой реформы Петра I.Скульптуразанимала особое место в художественной жизни русского средневековья. Официальнаяцерковь относилась к ней отрицательно как к пережитку идолопоклонства, но не моглане считаться
с ее популярностью внародной среде. В те моменты истории, когда объединение всех сил народа былоособенно важно, скульптура получала доступ в храм, служа действеннымпроводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают сюжеты, которые в народномсознании связывались с героическим или высоким нравственно-эстетическимначалом.Обычноиз ваяния выполнялись в дереве, хотя известны отдельные произведения в металле автопортрет мастера Аврама на трофейных бронзовых вратах
Софии Новгородской,собранных им на рубеже XII XIV вв. серебряная фигура царевича Дмитрия работы Гаврилы Овдокимова с товарищами .Встречается и скульптура в камне Георгий В. Д. Ермолина, большие памятныекресты с рельефами. Как правило, деревянная скульптура была полихромной. Локальнаяроспись темперными красками сближала ее с иконой. Эта близость усугубляласьтем, что рельефы не выступали за плоскость обрамляющей изображение нетронутойкромки доски, а уплощенные фигуры, рассчитанные на строго фронтальноевосприятие, помещались в киотах с цветным фоном, плотность цвета и весомостьобъема, подкрепляя друг друга, создают особую интенсивность декоративногозвучания скульптуры. Фигуры, развернутые на плоскости, сохраняют цельность и мощьокруглого блока дерева. Неглубокие геометризованные порезки, обозначающиеодежды и доспехи, подчеркивают монументальность объема
и непроницаемуютвердость массы, по контрасту с которой тонко моделированные черты лицаприобретают повышенную одухотворенность, выявляя внутреннюю жизнь,сконцентрированную в величественных, застывших фигурах. Как и в живописи, вскульптуре возвышенная идея выражалась ритмом, пропорциями, силуэтом замкнутыхкомпозиций, наделяя телесный облик святых напряженной духовностью, лишеннойиндивидуальных черт. Втечении XIV – XVII вв.скульптура проделала в общих чертах ту же эволюцию, что и живопись, отлапидарной,
обобщенной трактовки статических фигур к большей повествовательностии свободе в передаче движения. Не связанные непосредственно с византийскойтрадицией, скульптура была свободнее в воплощении местного понимания идеаловнравственной красоты и силы. В отдельных местных школах ощущаются отзвукидохристианских традиций. Эти традиции, хотя и вызывали решительные меры состороны церкви по их искоренению, нашли свое прямое развитие в народнойскульптуре XVIII XIX вв.
Возрождениедекоративно-прикладного искусства в послемонгольское время было осложнено тем,что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. С серединыXIV в. оживляется ювелирноеискусство. Оклад Евангелия боярина Федора Кошки с чеканными рельефнымифигурами в многолопастных обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый потирработы Ивана Фомина с чеканкой и сканью, чеканные кадила, сионы , воспроизводящиеформы шатровых и купольных храмов, братины, ковши, чаши, литой с чеканкойпанагиар новгородского мастера Ивана сохраняют тектоническую ясность формы иорнамента, подчеркивающего строение предмета. В XVI в. чеканка и скань дополняются финифтью. В XVII в. развивается растительная орнаментация, сплошьоплетающая изделия. Московская и сольвычегодская финифть, теряя в тонкостиисполнения и цельности колористической гаммы, выигрывает в яркости и богатствеоттенков, соперничая с блеском драгоценных камней.
По заказу Строгановых вСольвычегодске изготовляются предметы усольского дела , расписанные яркимисказочными цветами по белой грунтовой эмали. Появляются сюжетные изображения, носящиеотпечаток западноевропейского воздействия. С XVI в. применяется чернь с ясным красивым рисунком,соответствующим форме изделий. Со 2-й половины XVII в. и в черни нарастает узорчатость, распространяютсявосточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается более строгий орнамент.
Большое распространение получает басма, покрывающая изделия из дерева,украшающая фоны икон. В XIV начале XV вв. в ней используется орнамент в виде цветов вкругах, заимствованный из византийских и балканских рукописей. В XVII в. ее причудливые растительные узоры приобретают чисторусский характер. Увлечение в XVII в. пышнойорнаментикой приводит к утрате художественной меры, в особенности при украшениипредметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, преждевыполнявшиеся из золота.
Ту же эволюцию испытало литье из цветных металлов отЦарь-пушки Андрея Чохова до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова в московскомУспенском соборе и до оловянных ажурных литых рам к киотам XVII в. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечениеузорностью форм кованые решетки московской церкви Георгия Неокесарийского,врата из просеченного железа в рязанском Успенском соборе, петли и дверныеручки рядовых зданий.Впамятниках резьбы по кости XV в. виднынеизжитые формы звериного стиля в ажурном орнаменте. В Распятии XVI в. Угличского историко-художественного музея сказалисьудлиненно-изящные пропорции фигур Дионисия. В XVII в. искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, гдеони работают, украшая свои изделия птицами и зверями в травах . Особеннохороши многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом.
Донас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода,украшенный сложным орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелкихдеревянных изделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения выделяютсяработы мастера Амвросия. В XVI в. вдеревянную резьбу проникают элементы восточного искусства.
Виртуозная мелкаяплоскорельефная ажурная резьба царских врат из церкви Иоанна Богослова на Ишнеблиз Ростова, выполненных иноком Исаией. Трон Ивана Грозного с шатром и резнымиисторическими сценами и святительские места XVI-XVII вв. при относительно дробном узоре отличаются архитектурнойчеткостью сложно скомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурнаярезьба напоминает четкостью форм металл.
С середины XVII в. в Москвуприезжает ряд белорусских резчиков во главе с Климом Михайловым, которыевводили западноевропейские барочные формы. Белорусская резь получилараспространение в иконостасах, поражающих богатством и разнообразием деталей.Ее формы были также использованы в наружном белокаменном декоре. Если разнообразныедеревянные ковши и блюда XVI-XVII вв.отличались мягкой пластикой округлых форм, оттененных
легким геометрическиморнаментом, то в мебели использовались крупные ажурные растительные мотивы.Геометрическая трехгранновыемчатая резьба украшала ларцы, свечные ящики,столики. Нередко в мебели применялись формы, заимствованные из архитектурногодекора. Резные изделия часто пестро раскрашивались.Росписьбыла преимущественно орнаментальной. По технике и характеру она долгое времясохраняла связь с иконописью. По-видимому, в XVI в. появляется золотая роспись деревянной посуды, известнаяпозднее как хохломская. Роспись распространяется на стены, оконное стекло,резной декор в интерьере. Нередко орнаментальные побеги сплошь покрывают поверхностьпредметов. Эти мотивы просуществовали в русских областях вплоть до последнеговремени. В XVII в. намебели и посуде появляется битийное письмо – бытовые сцены, сказочныесущества и т. д.
Бытоваякерамика XIV-XV вв. груба ипримитивна по форме. Лишь с XVI в.применяются морение и лощение. На флягах XVII в. появляется геометрическая орнаментация, а затемплоскорельефные изображения фигур. Многие изделия воспроизводят металлическиеформы, в орнаментации видно влияние деревянной резьбы. С конца XV в. фигурные балясины и красные терракотовые плитки,украшенные пальметтами, а порой покрытые
светло-охряной глазурью, включаются вдекор фасадов. В XVII в. изготовляются для убранства зданий зеленые изразцы срельефными бытовыми и военными сценами. С середины XVII в. белорусские мастера выполняли многоцветные изразцы длясобора Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.Шитьеимело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в XVI в. сосредоточены в
Москве при царском дворе. Измастерской Старицких вышли две большие плащаницы, отличающиеся глубиннопсихологической характеристики персонажей и безупречной артистической техникой.НабойкиXVI-XVII вв. нарядус геометрическими и растительными мотивами, восходящими, возможно, кдомонгольским образцам, воспроизводят восточные и западные орнаменты привозныхшелковых тканей. В конце XVII в.появляется трех- и четырехцветная набойка.
В течение XIV-XVII вв. существовало высокоразвитое узорное ткачество, о чемсвидетельствует паволока иконы Звенигородского чина Андрея Рублева. В XVII в. получает распространение золотное кружево сгеометрическими сетчатыми мотивами либо с растительными элементами. Иногда вузоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень. Некоторыеузоры XVII в. дожили в нитяном льняномкружеве до XX в.ВXIV-XVII вв.искусство в России развивалось под большим влиянием церкви. В архитектурныхпамятниках преобладают церкви, в памятниках живописи иконы. Также было сильновлияние византийских мотивов на развитие Руси в это период. Лишь часть ремеселне подверженная этому влиянию развивалась самостоятельно. Выход русскогоискусства из под влияния церкви начался лишь в конце
XVI начале XVII вв чтодало мощный толчок для развития.