Реферат
подисциплине: Информационные технологии в маркетинге
на тему:Информационные процессы в маркетинге и объективная необходимость ихавтоматизации
Введение
Современная экономическаяситуация в России обусловливает основные предпосылки интенсификации процессакомпьютеризации в сфере микроэкономики: развитие товарных и финансовых рынков;становление рынка информационно-технической продукции; распространениеперсональных компьютеров и сетей; демократизация общества; рост конкуренции ирегулирующей роли государства; возникновение объективной потребности вдостоверной информации на всех уровнях управления, а значит, иплатежеспособного спроса на нее.
1. Объективнаянеобходимость автоматизации информационных процессов в управлении экономикой имаркетингом
Стремительное развитиетоварных и финансовых рынков в России послужило мощным толчком к интенсивномунарастанию процессов информатизации всех сфер жизни общества. Соответственнорастет потребность в разработках автоматизированных систем какнаучно-технического, так и экономического характера. Количественное накопление подобныхразработок сопровождается качественным оформлением и дифференциацией рынка информационно-техническойпродукции. Наиболее очевидной предпосылкой такого развития процессов информатизацииявляется переход от использования электронно-вычислительных машин моральноустаревших серий к персональным компьютерам и сетям. Тем самым информационные икоммуникационные технологии вышли на качественно новый уровень, позволяющий беззначительных капитальных затрат решать сложные экономические и прочие задачи нетолько в государственном масштабе, но и на уровне предприятий, организаций,фирм.
Бурное развитиеинформационных процессов вызвано также изменениями в подходах к оценке ролиинформации в политической и экономической жизни страны. Наше общество стало открытым,возросли требования к потребляемой им информации, которая должна бытьактуальной, достоверной, полной и доступной. В настоящее время информацияпронизывает все сферы деятельности субъектов экономики и производства, поставляетменеджменту всех уровней безотказный механизм управления при условии правильнойпостановки задач и обоснованного выбора методов и программно-техническихсредств для их решения. В условиях рыночных отношений это в полной мереотносится и к управлению маркетингом, где анализ, планирование, реализация иконтроль за проведением комплексов мероприятий с целью достижения выгодныхобменов с потребителями продукции и услуг, получения прибыли от них, роста объемасбыта, увеличения доли рынка основываются на качественном информационном обслуживаниивсех этапов маркетинговой деятельности.
Третьей причиной бурногоразвития рынка информационных и коммуникационных технологий является повышениетребований к содержанию и формам представления данных. Прежде всего это касаетсяданных экономического характера. Во-первых, в результате законотворческой ирегулирующей деятельности государства ужесточились требования к достоверности,своевременности и законности отчетно-статистической информации, вырабатываемой науровне микроэкономического объекта. Во-вторых, информационное сопровождениепроизводства и бизнеса является необходимым условием полноты и своевременностисбора налогов, что на сегодняшний день все в большей степени становитсяосновным условием развития, процветания и самого существования государства,которое превращается в главного потребителя информации. В-третьих, длясовременных микроэкономических структур обладание информацией в связи сразвитием рыночных процессов еще важнее, поскольку неопределенность в окружающейсреде стократно возросла, что само по себе приводит зачастую к срывам в«жизнедеятельности» предприятий, организаций, фирм. Необоснованное принятиерешений на любом уровне руководства может обернуться для них непоправимымиотрицательными последствиями.
Чисто рыночная ситуация,т.е. возрастание потребности и платежеспособного спроса, предъявляемогосубъектами экономики всех форм собственности на программно-техническиепродукты, также сказалась на развитии информатизации.
В рыночных условияхактуальным для выявления результантов деятельности любой организации являетсяминимизация времени между совершением производственно-хозяйственных операций иих информационным отображением для принятия управленческих решений. Этапроблема решается лишь внедрением новых информационных технологий. В частности,использование ПЭВМ и специального программного обеспечения для фиксирования,обработки данных, получения аналитических и прогнозных сведений о состояниипродаж, ситуациях на рынках сбыта является основой маркетинговой деятельности,ибо от этого зависит эффективность работы предприятий, организаций, фирм попроизводству ими продукции и услуг. В не столь отдаленном будущем, по мереактивизации отечественного производства, предприятия предъявят спрос и насложные автоматизированные системы управления производством, и на системыпроектирования технологических процессов. Что касается телекоммуникаций исвязи, то нужда в подобных услугах уже сегодня становится чрезвычайно острой.
Наконец, на процессыинформатизации оказывают влияние внутренние причины: ускоренное развитие самойинформационной отрасли; превращение деятельности по разработке и внедрениюпрограммных.технологий в один из видов бизнеса, становление, благодарядоступности западных источников техники и программного обеспечения как товара,внутреннего компьютерного рынка.
Таким образом,актуальность вопросов информатизации всех сфер производственно-экономическойдеятельности не вызывает сомнений. Потребность в разработке и примененииэффективных и адекватных реальной действительности компьютерных программ итехнологий возрастает. Внесение порядка в хаос и свобода рынка — пока не доконца осознанная необходимость субъектов предпринимательской деятельности. Ha сегодняшнийдень компьютеризация, использование новых информационных технологий оказываютсянезаменимыми, поскольку дают возможность оптимизировать и рационализироватьуправленческую функцию в маркетинге за счет применения новых средств сбора,передачи и преобразования информации, увеличения ее аналитических и прогнозныхвозможностей, что необходимо для оперативного принятия решений.
Реформа методовуправления экономическими объектами повлекла за собой перестройку организациипроцесса автоматизации управленческой деятельности, а также распространениеновых форм технико-институциональной реализации этой деятельности.Вычислительные центры коллективного пользования (ВЦКП) ушли в прошлое, а ихместо заняли локальные, корпоративные, глобальные сети персональных ЭВМ. Сегодняруководители и исполнители маркетинговых служб на своих рабочих местах могутпрактически мгновенно получить исчерпывающую информацию о производимых товарахи услугах, ценах на них, спросе на товары и т.п. для анализа конкретнойпроизводственной или рыночной ситуации. Такие преобразования в организации управленческоготруда стали возможны благодаря существенным качественным изменениям в еготехнологии. Автоматизация потоков информации, применениеэкономико-математических методов обработки данных, внедрение в практику работыбаз данных и баз знаний — все это приняло совершенно новые, конкретные способыформирования, подготовки управленческих решений и их реализации по сравнению с«доперестроечным» периодом. Произошло смещение акцентов и в формулированиикритериев эффективности автоматизированных систем управления. Если раньше вадминистративно-командной системе основной упор делался на экономичностьрешений, то сегодня речь идет чаще о быстроте принятия решений, степениадекватности аналитических данных и возможности использования прогнозныхмоделей. Такая постановка вопросов привносит в практику предпринимательства научно-исследовательскийаспект, поэтому возникает естественная необходимость ставить управленческиезадачи на научно обоснованном, а не на чисто практическом уровне.
Однако на сегодняшнийдень в нашей стране недостаточно теоретических работ в сфере информатизациипредпринимательской деятельности, а практически реализованных системавтоматизации маркетинга еще меньше. Это является следствием нашего отставанияот мирового уровня в развитии техники, инструментального и программногообеспечения, тем более в сфере рыночной информационной инфраструктуры. Поэтомувозникает необходимость в систематизации знаний, касающихся даннойнаучно-практической области, а также в развитии методического аспекта процессасоздания и практики использования новых информационных технологий вмаркетинговой деятельности.
2. Автоматизированныеинформационные системы и технологии в маркетинге
Производственные ихозяйственные предприятия, организации, фирмы, корпорации, банки представляютсобой сложные системы. Под системой понимается совокупность связанных междусобой и с внешней средой элементов, функционирование которых направлено нареализацию конкретной цели или полезного результата. В соответствии с этимопределением практически каждый экономический объект или его часть можнорассматривать как систему, стремящуюся в своем функционировании к достижениюпоставленной цели.
В условияхфункционирования рынка покупателей маркетинг организации может рассматриватьсякак сложная система, реализующая комплекс мероприятий по удовлетворению спросапотребителей на продукцию и услуги посредством обмена.
Для системы характерныследующие основные свойства:
сложность;
делимость;
целостность;
многообразие элементов иразличия их природы;
структурированность.
Сложность системы зависитот множества входящих в нее элементов, их структурного взаимодействия, а такжеот сложности внутренних и внешних связей и динамичности. Служба маркетингапредприятия или организации является примером такого элемента, реализующегосложные внутренние и внешние связи. Деятельность этой службы обеспечиваетизучение рынка, выявление условий осуществления сделок по купле-продаже товарови услуг, находит наилучшие способы достижения цели организации и удовлетворенияспроса потребителей.
Делимость системыозначает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных по определенномупризнаку, отвечающему конкретным целям и задачам. Это свойство особенно важнопри анализе: особенностей работы экономических объектов, организации их управленческойдеятельности; формирования и движения документопотоков; функционированияцентров переработки информации и т.п.
Целостность системыозначает, что функционирование множества клиентов системы подчинено единойцели, чем достигается желаемая и определяемая в процессе моделированиярезультативность деятельности конкретного экономического объекта.
Многообразие элементовсистемы и различия их природы связаны с функциональной специфичностью иавтономностью элементов. Например, в материальной системе объекта могут бытьвыделены такие элементы, как сырье, основные и. вспомогательные материалы,топливо, полуфабрикаты, готовая продукция, трудовые и денежные ресурсы. Длясистемы маркетинга элементами являются товары, услуги, цены, трудовые иматериальные ресурсы и т.п.
Структурированностьсистемы определяет наличие установленных связей и отношений между элементамивнутри системы, распределение элементов по горизонтали и уровням иерархии. Этоне только обусловливает сложившуюся организацию производственно-хозяйственнойдеятельности, но и создает условия для формирования движения материальных,денежных и информационных потоков.
Важнейшая функция —управление, без которой немыслима целенаправленная деятельность любойсоциально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия,фирмы, организации). Систему, реализующую функции управления, называют системойуправления. Так, система управления маркетингом реализует цель, которая можетбыть сформулирована как установление перспективных направлений, претворение вжизнь и контроль за проведением мероприятий, предусматривающих установление,укрепление и поддержание выгодных обменов с покупателями ради достиженияорганизацией поставленных целей.
Управление связано собменом информацией между компонентами системы, а также с окружающей средой.Процесс управления предполагает получение сведений о состоянии системы в каждыймомент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобывоздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.
Таким образом, любойсистеме управления экономическим объектом соответствует своя информационнаясистема, называемая экономической информационной системой.
Экономическаяинформационная система (ЭИС) — совокупность внутренних и внешних потоков прямойи обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств,специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработкеуправленческих решений.
ЭИС маркетинга являетсясистемой информационного обслуживания работников, занятых в его службах, ивыполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработкеинформации. Она складывается, формируется и действует в регламенте,определенном методами и управленческой структурой, принятой на конкретномэкономическом объекте (предприятии, организации), реализует цели и задачи,стоящие перед ним. Поэтому особенности структуры и принципы функционированияэкономической информационной системы на современной технической базерассматриваются в дальнейшем применительно к экономическому объекту в целом сучетом того, что решение задач маркетинга реализуется в рамках типовойтехнологической модели обработки информации.
Управление каксовокупность целенаправленных действий реализуется в соответствии с цельюфункционирования экономического объекта и принципами принятия решений вконкретных ситуациях. Однако поведение реальных социально-экономических систем,как правило, определяется не одной, а несколькими целями, которыеупорядочиваются (в зависимости от их важности) и учитываются в соответствии сзаданным приоритетом.
Управляющие воздействияформируются на основе накопленной и функционирующей в системе управленияинформации, а также сведений, поступающих по каналам прямой и обратной связи извнешней среды. Таким образом, важнейшие функции любой системы управления —получение информации, выполнение процедур по ее обработке с помощью заданныхалгоритмов и программ, формирование на основе полученных сведенийуправленческих решений, определяющих дальнейшее поведение системы.
Поскольку информацияфиксируется и передается на материальных носителях, необходимы действиячеловека и работа технических средств по восприятию, сбору информации, еезаписи, передаче, преобразованию, обработке, хранению, поиску и выдаче. Этидействия обеспечивают нормальное протекание информационного процесса и входят втехнологию управления. Они реализуются технологическими процессами обработкиданных с использованием ЭВМ и других технических средств.
Применение техническихсредств для получения информации в ходе наблюдения за деятельностью объекта,сбора данных, их регистрации, передачи по каналам связи потребовало дальнейшегоуглубленного изучения информационных процессов. Информатика устанавливаетзаконы преобразования информации в условиях функционирования автоматизированныхсистем, разрабатывает методы ее алгоритмизации, формирования языковых средствобщения человека и ЭВМ.
Для выработки в сложныхэкономических системах эффективных управляющих воздействий необходимо, наряду ссозданием соответствующих алгоритмов управления, переработать значительныеобъемы разнообразной информации. Именно этим вызвана необходимость разработкиавтоматизированных информационных систем (АИС) управления в экономике.
Автоматизация в общемвиде представляет собой комплекс действий и мероприятий технического,организационного и экономического характера, который позволяет снизить степеньучастия либо полностью исключить непосредственное участие человека восуществлении той или иной функции производственного процесса, процессауправления. Таким образом, АИС можно рассматривать как человеко-машиннуюсистему с автоматизированной технологией получения результатной информации,необходимой для информационного обслуживания экономистов и оптимизации процессауправления в различных сферах человеческой деятельности.
АИС различаются по типуосновной деятельности объекта (экономические, технологические, административныеи т.п.), сфере функциональной направленности (финансовые, налоговые, страховые,банковские, бухгалтерские, маркетинговые и т.п.), по методу решения задач(экспертные, имитационные, оптимизационные, информационно-соответствующие,телекоммуникационные) и т.п.
С помощью АИСобеспечивается многовариантность расчетов, принимаются рациональныеуправленческие решения, в том числе в режиме реального времени, организуютсякомплексный учет и экономический анализ, достигаются достоверность иоперативность получаемой и используемой в управлении информации и т.д. Этомуспособствуют повсеместная автоматизация конторского труда на предприятиях, ворганизациях, создание ими собственных автоматизированных систем управления.Использование в управлении компьютерной техники становится неотъемлемымэлементом организационных структур экономических объектов.
С позиции технологии ивыполняемых функций АИС может состоять из нескольких элементов.
С точки зрения технологиивыделяются аппарат управления, технико-экономическая информация, методы исредства ее технологической обработки. Оставшиеся элементы образуютавтоматизированную информационную технологию обработки данных (АИТ).
Автоматизированнаяинформационная технология (АИТ) — системно организованная для решения задачуправления совокупность методов и средств реализации операций сбора,регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации набазе применения развитого программного обеспечения, используемых средстввычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информацияпредлагается пользователям.
Являясь человеко-машиннойсистемой, в рамках которой реализуется информационная модель, формализующаяпроцессы обработки данных в условиях новой технологии, АИТ замыкает через себяпрямые и обратные информационные связи между объектом управления (ОУ) иаппаратом управления (АУ), а также вводит в систему потоки внешнихинформационных связей.
Функции АИТ определяют ееструктуру, которая включает следующие процедуры: сбор и регистрацию данных;подготовку информационных массивов; обработку, накопление и хранение данных;формирование результатной информации; передачу данных от источников возникновенияк месту обработки, а результатов расчетов — к потребителям информации дляпринятия управленческих решений.
Как правило,экономическая информация подвергается всем процедурам преобразования, но в рядеслучаев некоторые процедуры могут отсутствовать. Последовательность ихвыполнения также бывает различной, при этом некоторые процедуры могутповторяться. Состав процедур преобразования и особенности их выполнения вомногом зависят от экономического объекта, ведущего автоматизированную обработкуинформации. Рассмотрим особенности выполнения основных процедур преобразованияинформации.
Сбор и регистрацияинформации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболеесложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленныхпредприятий, фирм и т.п., где производятся сбор и регистрация первичной учетнойинформации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта. Неменее сложна эта процедура и в финансовых органах, где происходит оформлениедвижения денежных ресурсов.
Особое значение при этомпридается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. Напредприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различныххозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалови т.п.), в банках — при совершении финансово-кредитных операций с юридическимии физическими лицами. Учетные данные могут возникать на рабочих местах врезультате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов,изделий, выявления брака и т.д.
В процессе сборафактической информации производятся измерение, подсчет, взвешиваниематериальных объектов, подсчет денежных купюр, получение временных иколичественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации,как правило, регистрируется, т.е. информация фиксируется на материальномносителе (документе, машинном носителе) вводом в ПЭВМ.
В условиях автоматизацииуправления предприятием особое внимание придается использованию техническихсредств сбора и регистрации информации, совмещающих операции количественногоизмерения, регистрации, накопления и передачи информации по каналам связи, вводее непосредственно в ЭВМ для формирования нужных документов или накопленияполученных данных в системе.
Передача информации осуществляетсяразличными способами: с помощью курьера, пересылки по почте, доставкитранспортными средствами, дистанционной передачи по каналам связи, сиспользованием других средств коммуникаций. Дистанционная передача данных поканалам связи сокращает время их движения, однако это удорожает процесс из-занеобходимости применения специальных технических средств. Предпочтительнымявляется использование технических средств сбора и регистрации, которые,собирая автоматически информацию с установленных на рабочих местах датчиков,передают ее в ЭВМ для последующей обработки, что повышает ее достоверность иснижает трудоемкость.
Дистанционно можетпередаваться как первичная информация с мест ее возникновения, так ирезультатная — в обратном направлении. Последняя фиксируется дисплеями, табло,печатающими устройствами. Поступление информации по каналам связи в центробработки в основном осуществляется двумя способами: на машинном носителе илинепосредственно вводом в ЭВМ при помощи специальных программных и аппаратныхсредств.
Дистанционная передачаинформации с помощью современных коммуникационных средств постоянно развиваетсяи совершенствуется. Особое значение этот способ приобретает в многоуровневыхмежотраслевых системах, где применение дистанционной передачи значительноускоряет прохождение информации с одного уровня управления на другой исокращает общее время обработки данных.
Машинное кодирование —процедура машинного представления (записи) информации на машинных носителях спомощью кодов, принятых в ПЭВМ. Кодирование информации производится путемпереноса данных первичных документов на магнитные диски, информация с которыхзатем вводится в ПЭВМ для обработки. Запись информации на машинные носителиосуществляется на ПЭВМ как самостоятельная процедура или как результатобработки.
Хранение и накоплениеэкономической информации вызвано многократным ее использованием, применениемусловно-постоянной, справочной и других видов информации, необходимостьюкомплектации первичных данных до их обработки. Информация хранится инакапливается в информационных базах, на машинных носителях в видеинформационных массивов, где данные располагаются по установленному в процессепроектирования поименованному порядку.
С хранением и накоплениемнепосредственно связан поиск данных, т.е. выборка нужных данных из хранимойинформации, включая поиск информации, подлежащей корректировке либо замене.Процедура поиска выполняется автоматически на основе составленногопользователем или ПЭВМ запроса на нужную информацию.
Обработка экономическойинформации производится на ПЭВМ, как правило, децентрализовано. В местахвозникновения первичной информации организуются автоматизированные рабочиеместа специалистов той или иной управленческой службы (отделаматериально-технического снабжения и сбыта, отдела главного технолога,конструкторского отдела, бухгалтерии и т.п.). Обработка, однако, можетпроводиться не только автономно, но и в вычислительных сетях, с использованиемнабора ПЭВМ, программных средств и информационных массивов для решенияфункциональных задач.
В ходе решения задач наЭВМ в соответствии с машинной программой формируются результатные сводки,которые печатаются машиной или отображаются на экране. Печать сводок можетсопровождаться процедурой тиражирования, если документ с результатной информациейнеобходимо предоставить нескольким пользователям.
Принятие решения вавтоматизированной системе организационного управления, как правило,осуществляется специалистом с применением или без применения техническихсредств, но в последнем случае — на основе тщательного анализа результатнойинформации, полученной на ПЭВМ. Задача принятия решений осложняется тем, чтоспециалисту приходится выбирать из множества допустимых решений наиболееприемлемое, сводящее к минимуму потери ресурсов (временных, трудовых, материальныхи т.д.). Благодаря применению, персональных ЭВМ и терминальных устройствповышается аналитичность обрабатываемых сведений, а также обеспечиваетсяпостепенный переход к автоматизации выработки оптимальных решений в процесседиалога пользователя с вычислительной системой. Этому способствуетиспользование новых технологий экспертных систем поддержки принятия решений.
Рассмотрение содержанияэлементов АИТ позволяет выявить подсистемы, обеспечивающие технологиюфункционирования системы.
Технологическоеобеспечение АИТ состоит из подсистем, автоматизирующих информационноеобслуживание решения задач с применением ЭВМ и других технических средствуправления в установленных режимах работы.
По составу оно обычноодинаково для различных систем, что позволяет реализовать принцип ихсовместимости в процессе функционирования. Обязательными элементами для АИТявляются информационное, лингвистическое, техническое, программное,математическое, правовое, организационное и эргономическое обеспечение.
Информационноеобеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам,размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИТ. Оно включаетсовокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторовинформации, унифицированные системы документации, специально организованные дляавтоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях,а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность икачество технологии обработки информации.
Лингвистическоеобеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализацииестественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходеобщения персонала АИТ со средствами вычислительной техники. С помощьюлингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. Л О:включает информационные языки для описания структурных единиц информационнойбазы АИТ (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления иманипулирования данными информационной базы АИТ; языковые средстваинформационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектированияАИТ; диалоговые языки специального назначения и другие языки; систему терминови определений, используемых в процессе разработки и функционированияавтоматизированных систем управления.
Техническое обеспечение(ТО) представляет собой комплекс технических средств сбора, регистрации,передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехники и др.,обеспечивающих работу АИТ. Центральное место в комплексе технических средствпринадлежит ПЭВМ. Структурными элементами ТО являются также методические ируководящие материалы, техническая документация и обслуживающий персонал.
Программное обеспечение(ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АИТ иобеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав ПОобеспечения входят общесистемные и специальные программы, а такжеинструктивно-методические материалы по применению средств программногообеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весьпериод жизненного цикла АИТ.
К общесистемномупрограммному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий кругпользователей и предназначенные для организации вычислительного процесса,решения часто встречающихся задач и обработки информации. Они позволяютрасширить функциональные возможности ЭВМ, автоматизировать планированиеочередности вычислительных работ, осуществлять контроль и управление процессомобработки данных, а также автоматизировать работу программистов. Специальноепрограммное обеспечение представляет собой совокупность программ,разрабатываемых при создании АИТ конкретного функционального назначения. Оновключает пакеты прикладных программ для организации данных и их обработки прирешении функциональных задач.
Математическоеобеспечение (МО) — это совокупность математических методов, моделей иалгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задачи в процессе автоматизации проектировочных работ АИТ. Математическое обеспечениевключает средства моделирования процессов управления, методы и средства решениятиповых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческихпроцессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации,математического программирования, математической статистики, теории массовогообслуживания и т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения АИТсодержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математическиемодели задач, текстовые и контрольные примеры их решения. Персонал составляютспециалисты по организации управления объектом, постановщики задач управления,специалисты по вычислительным методам, проектировщики АИТ.
Организационноеобеспечение (00) представляет собой комплекс документов, регламентирующихдеятельность персонала АИТ в условиях функционирования АИС. В процессе решениязадач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работниковуправленческих служб и персонала АИТ с техническими средствами и между собой.Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящихматериалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АИС и АИТ, вчастности при проведении предпроектного обследования, формировании техническогозадания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработкепроектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач,типовых проектных решений и пакетов прикладных программ (ПИП), а также привнедрении системы в эксплуатацию.
Правовое обеспечение(ПрО) представляет собой совокупность правовых норм; регламентирующихправоотношения при создании и внедрении АИС и АИТ. На этапе разработки АИС иАИТ ПрО включает нормативные акты, связанные с договорными отношениямиразработчика и заказчика при создании АИС и АИТ с правовым регулированиемразличных отклонений в ходе этого процесса, а также обусловленныенеобходимостью обеспечения разработки АИС и АИТ различными видами ресурсов.Правовое обеспечение на этапе функционирования АИС и АИТ включает: определениеих статуса в конкретных отраслях государственного управления; правовоеположение о компетенции звеньев АИС и АИТ и организации их деятельности; права,обязанности и ответственность персонала, порядок создания и использованияинформации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи иобработки; порядок получения и использования электронно-вычислительной техникии других технических средств; порядок создания и использования математическогои программного обеспечения.
Эргономическоеобеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разныхэтапах разработки и функционирования АИТ. Оно предназначено для созданияоптимальных условий высокоэффективной деятельности человека в АИТ. В составэргономического оснащения АИТ входят: комплекс различной документации,содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям,условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способовреализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня ихреализации; комплекс методов, учебно-методической документации и техническихсредств, предназначенных для обоснования формулирования требований к уровнюподготовки персонала, формирования системы отбора и подготовки персонала АИТ;комплекс методов и методик, повышающих эффективность деятельности человека вАИТ.
АИС и АИТ реализуютрешение функциональных задач управления, совокупность которых составляет такназываемую, функциональную часть деятельности экономического объекта каксистемы. Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем,задач и их комплексов устанавливаются с учетом достижения цели, стоящей передэкономическим объектом. Основными принципами декомпозиции — выделениясамостоятельных подсистем, комплексов задач — являются: относительная самостоятельностькаждой из них; наличие соответствующего набора функций и функциональных задач счетко выраженной локальной целью; минимизация числа включенных в подсистемуэлементов; наличие одного или нескольких локальных критериев, способствующихоптимизации режима работы подсистемы и согласующихся с глобальным критериемоптимизации действия АИС и системы в целом.
3. Классификацияавтоматизированных информационных технологий
Все возрастающий спрос наинформацию и информационные услуги привел к тому, что современная технологияобработки информации ориентирована на применение широкого спектра техническихсредств и, прежде всего, ЭВМ и средств коммуникаций. На их основе создаютсявычислительные системы и сети различных конфигураций с целью не только накопления,хранения, переработки информации, но и максимального приближения терминальныхустройств к рабочему месту специалиста или принимающего решения руководителя.Это явилось достижением многолетнего развития АИТ.
Появление в конце 50-хгодов ЭВМ и стремительное совершенствование их эксплуатационных возможностейсоздало реальные предпосылки для автоматизации управленческого труда, созданияи развертывания рынка информационных продуктов и услуг. Развитие АИТ шлопараллельно с появлением новых видов технических средств обработки и передачиинформации, совершенствованием организационных форм использования ЭВМ и ПЭВМ,насыщением инфраструктуры новыми средствами коммуникаций.
Развитие рыночныхотношений привело к появлению новых видов предпринимательской деятельности и,прежде всего, к образованию фирм, занятых информационным бизнесом, созданиеминформационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентовАИТ, в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные ивычислительные процессы. К их числу относят и вычислительную технику, средствакоммуникации, офисное оборудование, а также специфические виды услуг —информационное, техническое и консультационное обслуживание, обучение и т.п.Это способствовало быстрому распространению и эффективному использованиюинформационных технологий в управленческих и производственных процессах,практически к повсеместному их применению и большому многообразию.
АИТ в настоящее времяможно классифицировать по ряду признаков, в частности по:
способу реализации в АИС;
степени охвата задачуправления;
классу реализуемыхтехнологических операций;
типу пользовательскогоинтерфейса;
способу построения сетиЭВМ;
обслуживаемым предметнымобластям.
По способу реализации АИТв АИС выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии. Еслитрадиционные АИТ существовали в условиях централизованной обработки данных, домассового использования ПЭВМ, и были ориентированы, главным образом, наснижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новыеинформационные технологии связаны с информационным обеспечением процессауправления в режиме реального времени.
Новая информационнаятехнология — технология, которая основывается на применении компьютеров,активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) винформационном процессе; высоком уровне дружественного пользовательскогоинтерфейса; широком использования пакетов прикладных программ общего ипроблемного назначения, возможности для пользователя доступа к удаленным базамданных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.
По степени охвата АИТзадач управления выделяют электронную обработку данных, когда с использованиемЭВМ ведется обработка данных, без пересмотра методологии и организациипроцессов управления, решаются отдельные экономические задачи, обеспечивающиечастичную автоматизацию управленческой деятельности. Во втором случаевычислительные средства, включая супер-ЭВМ и ПЭВМ, используются длякомплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности иработы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений.Сюда могут быть отнесены и АИТ поддержки принятия решений. Они предусматриваютширокое использование экономико-математических методов, моделей и ППП дляаналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов,обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессампроизводственно-хозяйственной практики. К названной группе относятся и широковнедряемые в настоящее время АИТ, получившие названия электронного офиса иэкспертной поддержки решений. Эти два варианта АИТ ориентированы наиспользование последних достижений в области интеграции новейших подходов кавтоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболееблагоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного исвоевременного информационного обслуживания с помощью полногоавтоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условияхконкретного рабочего места и офиса в целом.
Электронный офис предусматриваетналичие интегрированных пакетов прикладных программ, включающихспециализированные программы и информационные технологии, обеспечивающиекомплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большеераспространение приобретают электронные офисы, оборудование и сотрудникикоторых могут размешаться не в одном помещении. Необходимость работы сдокументами, материалами, базами данных конкретной организации или учреждения вдомашних условиях, в гостинице и в транспортных средствах привела к появлениюАИТ виртуальных офисов. Такие АИТ основываются на работе локальной сети,соединенной с территориальной или глобальной сетью. Благодаря этому абонентскиесистемы сотрудников учреждения, независимо от того, где они находятся,оказываются включенными в общую для них сеть.
Автоматизированныеинформационные технологии экспертной поддержки составляют основу автоматизациятруда специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов имоделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций по сбытупродукции, услуг, финансового положения предприятия, фирмы, финансово-кредитнойорганизации вынуждены использовать накопленный и сохраняемый в системе опытоценки ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметнойобласти. Обработанные по определенным правилам сведения позволяютподготавливать обоснованные решения для поведения на финансовых и товарныхрынках, вырабатывать стратегию в областях менеджмента и маркетинга.
По классу реализуемыхтехнологических операций АИТ рассматриваются по существу в программном аспектеи включают: текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизированные банкиданных, обработку графической и звуковой информации, мультимедийные системы,экспертные системы и искусственный интеллект, оперативный поиск информация вовнешних базах данных, гипертекстовые системы, автоматизацию технологиипрограммирования и др. Особенности приведенных в классификации технологийдетально изучаются в курсе «Информатика», а их применение рассматривается вглавах учебника.
По типу пользовательскогоинтерфейса можно рассматривать АИТ с точки зрения возможностей доступапользователя к информационным и вычислительным ресурсам. Так, пакетная АИТисключает возможность пользователя влиять на обработку информации пока онавоспроизводится в автоматическом режиме. Это объясняется организациейобработки, которая основана на выполнении программно заданнойпоследовательности операций над заранее накопленными в системе и объединеннымив пакет данными. В отличие от пакетной диалоговая АИТ предоставляетнеограниченную возможность пользователю взаимодействовать с хранящимися всистеме информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этомвсю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.
Интерфейс сетевой АИТпредоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенныминформационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи,что делает такие АИТ повсеместно широко используемыми и многофункциональными.
В настоящее времянаблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий вединый компьютерно-технологический комплекс, который носит названиеинтегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающимне только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизацииуправленческой деятельности, но и являющимся основой создания разнообразныхсетевых вариантов АИТ (локальные, многоуровневые распределенные, глобальныевычислительные сети, электронная почта, цифровые сети интегральногообслуживания). Все они ориентированы на технологическое взаимодействиесовокупности объектов, образуемых устройствами передачи, обработки, накопления,хранения и защиты данных, и представляют собой интегрированные компьютерныесистемы обработки данных большой сложности практически неограниченныхэксплуатационных возможностей для реализации управленческих процессов вэкономике.
Интегрированныекомпьютерные системы обработки данных проектируются как сложный информационно-технологическийи программный комплекс. Он поддерживает единый способ представления данных ивзаимодействие пользователей с компонентами системы, обеспечиваетинформационные и вычислительные потребности специалистов, возникающие впроцессе их профессиональной работы. Особое значение в таких системах придаетсязащите информации при ее передаче и обработке. Наибольшее распространение призащите экономической информации получили аппаратно-программные способы, вчастности использование системы связи, выбранной по защитным свойствам икачеству обслуживания, гарантирующим сохранность информации в процессе передачии доставки ее адресату; шифрование и дешифрование данных абонентами сетейобщего пользования (телефонных, телеграфных) при договоренности пользователейоб общих технических средствах, алгоритмах шифрования и т.п.
Повышение требований коперативности информационного обмена и управления, а следовательно, к срочностиобработки информации, привело к созданию многоуровневых систем организационногоуправления объектами, какими являются, например банковские, налоговые,снабженческие, статистические и другие службы. Их информационное обеспечениереализуют сети автоматизированных банков данных, которые строятся с учетоморганизационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневогоэкономического объекта, машинного ведения информационных массивов. Эту проблемув новых информационных технологиях решают распределенные системы обработкиданных с использованием каналов связи для обмена информацией между базамиданных различных уровней. За счет усложнения программных средств управлениябазами данных повышается скорость, обеспечиваются защита и достоверностьинформации при выполнении экономических расчетов и выработке управленческихрешений.
В многоуровневыхкомпьютерных информационных системах организационного управления одинаковоуспешно могут быть решены проблемы как оперативной работы с информацией, так ианализа экономических ситуаций при выработке и принятии управленческих решений.В частности, создаваемые автоматизированные рабочие места специалистовпредоставляют возможность пользователям работать в диалоговом режиме,оперативно решать текущие задачи, удобно вводить данные с терминала, вести ихвизуальный контроль, вызывать нужную информацию для обработки, определятьдостоверность результатной информации и выводить ее на экран, печатающееустройство или передавать по каналам связи.
Потребность ваналитической работе при переходе к рынку, в условиях перестройки экономическихотношений,- образования новых организационных структур, функционирующих наоснове различных форм собственности, неизмеримо возрастает. Возникаетнеобходимость в накоплении фактов, опыта, знаний в каждой конкретной областиуправленческой деятельности. На первый план выдвигается заинтересованность втщательном исследовании конкретных экономических, коммерческих,производственных ситуаций с целью принятия в оперативном порядке экономическиобоснованных и наиболее приемлемых решений. Решение этой задачи обеспечиваетсядальнейшим совершенствованием интегрированной обработки информации, когда новаяинформационная технология начинает включать в работу базы знаний. Под базойзнаний понимается сложная, детально моделируемая структура информационныхсовокупностей, описывающих все особенности предметной области, включая факты(фактические знания), правила (знания условий для принятия решений) иметазнания (знания о знаниях), т.е. знания, касающиеся способов использованиязнаний и их свойств. База знаний является важнейшим элементом все чащесоздаваемой на рабочем месте специалиста экспертной системы, выступающей л ролинакопителя знаний в конкретной области профессиональной деятельности исоветчика специалисту в проведении исследования экономических ситуаций ивыработке управляющих воздействий.
Перспективнымнаправлением развития компьютерной технологии является создание программныхсредств для вывода высококачественного звука и видеоизображения. Технологияформирования видеоизображения получила название компьютерная графика. Онавоплощает создание, хранение и обработку моделей объектов и их изображений спомощью ЭВМ. Эта технология проникла в область экономического анализа, вмоделирование различных конструкций, она незаменима в производстве, проникает врекламную деятельность, делает занимательным досуг.
Формируемые иобрабатываемые с помощью цифрового процессора изображения могут бытьдемонстрационными и анимационными. К первой группе, как правило, относяткоммерческую (деловую) и иллюстративную графику, ко второй — инженерную инаучную, а также связанную с рекламой, искусством, играми, когда выводятся нетолько одиночные изображения, но и последовательность кадров в виде фильма(интерактивный вариант). Интерактивная машинная графика — одно из наиболеепрогрессивных направлений среди новых информационных технологий. Наблюдаетсябурное развитие этого направления в области появления новых графических станцийи в сфере специализированных программных средств, позволяющих создаватьреалистические объемные движущиеся изображения, сравнимые по качеству с кадрамивидеофильма.
Программно-техническаяорганизация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией получила название мультимедиа технологии. Ее реализуют специальныепрограммные средства, которые имеют встроенную поддержку мультимедиа ипозволяют использовать ее в профессиональной деятельности,учебно-образовательных, научно-популярных и игровых областях. Применение этойтехнологии в экономической работе открывает реальные перспективы дляиспользования компьютера в озвучении изображений, а также понимании имчеловеческой речи, ведении компьютером диалога со специалистом на родном длянего языке. Способность компьютера с голоса воспринимать несложные командыуправления программами, с открытием файлов, выводом информации на печать и т.п.в ближайшем будущем создаст самые благоприятные условия пользователю длявзаимодействия с ним в процессе профессиональной деятельности.
Зарубежные специалистывыделяют пять основных тенденций развития информационных технологий.
Первая тенденция связанас изменением характеристик информационного продукта, который все большепревращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы испецифической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю ПЭВМ.
Отмечается способность кпараллельному взаимодействию логических элементов АИТ, совмещение всех типовинформации (текста, образов, цифр, звуков) с ориентацией на одновременноевосприятие человеком через все естественные чувствительные каналы.
Прогнозируется ликвидациявсех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю,например становится возможным непосредственное общение автора и читателя,продавца и покупателя, певца и слушателя, ученых между собой, преподавателя иобучающегося, специалистов на предприятии через систему видеоконференций,«электронный киоск», электронную почту.
В качестве ведущейназывается тенденция к глобализации информационных технологий за счетиспользования спутниковой связи и всемирной сети INTERNET, благодаря чему людисмогут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точкепланеты.
Конвергенция — актуальнаячерта современного процесса развития АИТ. Она заключается в стирании различиймежду сферами материального производства и информационного бизнеса, вмаксимальной диверсификации видов деятельности фирм и корпораций,взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора исферы услуг.
Таким образом, новыеинформационные технологии являются основой перехода общественного развития отиндустриальной к информационной эпохе в мировом масштабе.
4. Автоматизированныерабочие места (АРМ) — средства автоматизации работы конечного пользователя
автоматизацияинформационный управление маркетинг
Деятельность работниковсферы управления (бухгалтеров, специалистов кредитно-банковской системы,менеджеров, маркетологов и т.д.) в настоящее время ориентирована наиспользование развитых технологий. Организация и реализация управленческихфункций требуют радикального изменения как самой технологии управления, так итехнических средств обработки информации, среди которых главное место занимаютперсональные компьютеры. Они все более превращаются из систем автоматическойпереработки входной информации в средства накопления опыта управленческихработников, анализа, оценки и выработки наиболее эффективных экономическихрешений.
Тенденция к усилениюдецентрализации управления влечет за собой распределенную обработку информациис децентрализацией применения средств вычислительной техники исовершенствованием организации непосредственно рабочих мест пользователей.
АРМ (автоматизированноерабочее место) можно определить как совокупность,информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающую конечномупользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретнойпредметной области.
Созданиеавтоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции понакоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительнуютехнику, а специалист выполняет часть ручных операций и операций, требующихтворческого подхода при подготовке управленческих решений. Персональная техникаприменяется пользователем для контроля производственно-хозяйственнойдеятельности, изменения значений отдельных параметров в ходе решения задачи, атакже ввода исходных данных в АИС для решения текущих задач и анализа функцийуправления.
Как инструментрационализации и интенсификации управленческой деятельности АРМ создается дляобеспечения выполнения некоторой группы функций. Наиболее простой функцией АРМявляется информационно-справочное обслуживание. Хотя эта функция в той или инойстепени присуща любому АРМ, особенности ее реализации существенно зависят откатегории пользователя.
АРМ имеютпроблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область.Профессиональные АРМ — главный инструмент общения человека с вычислительнымисистемами, выполняющий роль автономных рабочих мест, интеллектуальныхтерминалов больших ЭВМ, рабочих станций в локальных сетях. АРМ имеют открытуюархитектуру и легко адаптируются к проблемным областям.
Локализация АРМ позволяетоперативно, сразу по поступлении, обрабатывать информацию, а результатыобработки хранить сколь угодно долго и выдавать по требованию пользователя. Вусловиях реализации управленческого процесса целью внедрения АРМ являетсяусиление интеграции управленческих функций. Каждое более или менее«интеллектуальное» рабочее место должно обеспечивать работу вмногофункциональном режиме.
АРМ выполняютдецентрализованную одновременную обработку экономической информации на рабочихместах исполнителей в составе распределенной базы данных (РБД). При этом оничерез системное устройство и каналы связи имеют выход в ПЭВМ и РБД другихпользователей, обеспечивая таким образом совместное функционирование ПЭВМ впроцессе коллективной обработки данных.
АРМ, созданные на базеперсональных компьютеров, — наиболее простой и распространенный вариантавтоматизированного рабочего места для работников сферы организационногоуправления. Такое АРМ рассматривается как система, которая в интерактивном режимеработы предоставляет конкретному работнику (пользователю) все виды обеспечениямонопольно на все время сеанса работы. Этому отвечает подход к проектированиютакого компонента АРМ, как внутреннее информационное обеспечение, согласнокоторому информационный фонд на магнитных носителях конкретного АРМ долженнаходиться в монопольном распоряжении пользователя. Последний сам выполняет всефункциональные обязанности по преобразованию информации.
Создание АРМ на базеперсональных компьютеров обеспечивает:
простоту, удобство и«дружественность» по отношению к пользователю;
простоту адаптации кконкретным функциям пользователя;
компактность размещения иневысокие требования к условиям эксплуатации;
высокую надежность иживучесть;
сравнительно простуюорганизацию технического обслуживания.
Эффективным режимомработы АРМ является его функционирование в рамках локальной вычислительной сетив качестве рабочей станции. Особенно целесообразен такой вариант, когдатребуется распределять информационно-вычислительные ресурсы между несколькимипользователями.
Более сложной формойявляется АРМ с использованием ПЭВМ в качестве интеллектуального терминала, атакже с удаленным доступом к ресурсам центральной — главной ЭВМ или внешнейсети. В данном случае несколько ПЭВМ подключаются по каналам связи к главнойЭВМ, при этом каждая ПЭВМ может работать и как самостоятельное терминальноеустройство.
В наиболее сложныхсистемах АРМ могут через специальное оборудование подключаться не только кресурсам главной ЭВМ-сети, но и к различным информационным службам и системамобщего назначения (службам новостей, национальным информационно-поисковымсистемам, базам данных и знаний, библиотечным системам и т.п.).
Возможности создаваемыхАРМ в значительной степени зависят от технико-эксплуатационных характеристикЭВМ, на которых они базируются. В связи с этим на стадии проектирования АРМчетко формулируются требования к базовым параметрам технических средствобработки и выдачи информации, набору комплектующих модулей, сетевыминтерфейсам, эргономическим параметрам устройств и т.д.
Синтез АРМ, выбор егоконфигурации и оборудования для реальных видов экономической и управленческойработы носят конкретный характер, диктуемый специализацией, поставленнымицелями, объемами работы. Однако любая конфигурация АРМ должна отвечать общимтребованиям в части организации информационного, технического, программногообеспечения.
Информационноеобеспечение АРМ ориентируется на конкретную, привычную для пользователяпредметную область. Обработка документов должна предполагать такуюструктуризацию информации, которая позволяет осуществлять необходимоеманипулирование различными структурами, удобную и быструю корректировку данныхв массивах.
Техническое обеспечениеАРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организациюудобных для пользователя режимов работы (автономный, с распределенной БД,информационный, с техникой верхних уровней и т.д.), способность обработать взаданное время необходимый объем данных. Поскольку АРМ является индивидуальнымпользовательским средством, оно должно обеспечивать высокие эргономическиесвойства и комфортность обслуживания.
Программное обеспечениепрежде всего ориентируется на профессиональный уровень пользователя, сочетаетсяс его функциональными потребностями, квалификацией и специализацией.Пользователь со стороны программной среды должен активно либо пассивно ощущатьпостоянную поддержку в своем желании работать в любом режиме. Поэтому привзаимодействии предусматривается максимальное обеспечение удобств работычеловеку за счет совершенствования программных средств.
В качестве примерарассмотрим информационные и программно-технологические возможности АРМспециалиста — маркетолога одной из сбытовых организаций.
АРМ маркетологапредназначено для комплексной автоматизации проведения маркетинговыхисследований и обеспечивает решение следующих задач:
изучение характеристикрынка;
анализ потенциальных.возможностей рынка;
изучение товаровконкурентов на рынке;
изучение политики цен натовары;
изучение спроса насобственный товар;
краткосрочноепрогнозирование продаж;
долгосрочноепрогнозирование продаж. Компонентами АРМ маркетолога являются:
интегрированная базаданных;
база знаний;
совокупность расчетныхалгоритмов, обеспечивающих обработку информации и отображение результатов;
встроенная справочнаясистема;
текстовый редактор икалькулятор.
Минимальная конфигурацияАРМ включает персональный компьютер типа IBM PC и стандартный принтер.Требуемый объем оперативной памяти — не менее 510 Кб. Для хранения информацииоб одном виде товара используется в среднем 1 Кб памяти на внешнем носителе.Проведение расчетов и работы с данными требует не менее 1 Мб памяти.
Интегрированная базаданных содержит оперативную и нормативно-справочную информацию, а также полныйнабор сведений о товарах и услугах, которые фирма предлагает деловому рынку.Кроме того, в базе данных хранятся сведения о ценах, перечни методовраспространения товаров, информация о методах стимулирования продаж, благодарякоторым товар находит своего покупателя.
Основу системного анализамаркетинговой информации составляют статистические методы, позволяющиепроводить регрессионный, корреляционный, факторный анализ, использовать другиематематические методы для решения аналитических и прогнозных задач. Наборсведений экспертов, математических моделей, способствующих принятиюобоснованных решений, сосредоточен в базе знаний, где программно реализованы иметоды выполнения экспертных оценок для контроля обоснованности выбора решений.Такие модели создаются в процессе исследования и состоят из совокупностивзаимосвязанных переменных, представляющих некие реально существующие систему,процесс или результат. Получаемые из базы знаний сведения способствуют выборуальтернативы, получению ответов на вопросы типа «а что, если?» или «лучше?»,повышая обоснованность принимаемого специалистом решения.
Работа пользователя с АРМреализуется через меню. Главное меню представляет собой иерархическуюдиалоговую схему доступа к функциям системы. К пунктам меню относятся перечнизадач и подзадач, настройка системы, аналитические расчеты, сервисные функции.
Нормативно-справочнаяинформация включает классификаторы товаров и услуг, продавцов и покупателей,характеристики сделок и т.п. Работа ведется в диалоговом режиме. Информация,поступающая от пользователя в систему во время диалога, по содержанию являетсялибо командами выполнения тех или иных операций, либо данными. Командыреализуются с помощью многоуровневого меню, которое объединяет множестводоступных пользователю действий в подгруппы, группы и т.д. Их совокупностьотражает принятую в системе логику поиска и работы. Данные — это информациячислового или текстового характера, помещаемая в базу данных. Занесение данныхведется с использованием экранных форм.
В последнее времянаметилась тенденция к созданию и использованию в экономической работеунифицированных АРМ, обслуживающих несколько предметных областей. НапримерАРМ-аналитик, созданный на базе АРМ-статистик, значительно расширяетвозможности последнего и в максимальной степени отвечает требованиямзарождающихся в условиях рынка производственных, научных и коммерческихструктур.
Комплекс «Экспресс-анализпри заключении договоров, заказов, контрактов» обеспечивает процесс управленияаналитической информацией о себестоимости, цене, возможных объемах производстваотдельных видов продукции. Входящие в АРМ-аналитик комплексы «Анализформирования, распределения и использования прибыли», «Анализматериально-технического и финансового состояния предприятия», «Анализ труда,оплаты и социального развития», «Анализ выполнения госзаказов и хозяйственныхдоговоров» соответствуют структуре действующего законодательства о предприятиии потому находят применение на практике. Причем, чтобы АРМ-аналитик могиспользоваться для предприятий, работающих по различным моделям, в него введенывсе действующие схемы формирования дохода.
Программное обеспечениекомплекса «Анализ внешнеторговой деятельности» позволяет анализировать валютныезатраты, их эффективность и расчеты с государством.
Комплексы «Анализ ипрогнозирование динамических рядов», «Корреляционно-регрессионный анализ»,«Выборочный метод» дают возможность автоматизировано осуществлятьсоциально-экономический анализ с использованием статистических методов.
Комплекс «Сервисныепрограммы» обеспечивает получение обработанной информации в виде графиков исхем, редактирование входной информации, корректировку хранящихся в файлах АРМданных.
АРМ-аналитик представляетсобой многорежимный и многоцелевой комплекс, в котором нашли отражение развитыеинтеграционные, аналитические и информационные процессы. В нем сочетаетсясоциально-экономический и статистический анализ, реализована обработкаоперативной, бухгалтерской и статистической информации.
Все функциональные режимыобработки информации могут технологически осуществляться в АРМ-аналитик наоснове централизованного и децентрализованного информационного обеспечения.
АРМ-аналитик являетсяуниверсальным средством автоматизации решения задач многоуровневого анализадеятельности предприятий и фирм, которое при наличии развитого набора пакетовприкладных программ (ППП) легко адаптируется к решению более сложных вматематическом понимании задач.
5. Задачиавтоматизированной информационной технологии маркетинга
Наиболее очевиднымположительным эффектом реформ, проводимых в России, является бурное внедрениеинформационных технологий в финансовую сферу экономики. Сегодня можноконстатировать многообразие программных продуктов, предлагаемых на рынкеинформационно-технических изделий и предназначенных для решения задач учетно-статистическогохарактера. С этими задачами логически и информационно тесно связанымаркетинговые задачи, составляющие основу инфраструктуры управленияпроизводственно-сбытовой деятельностью на современном этапе. Учитывая ростконкуренции, можно предвидеть, что их решение будет все более актуальным. Болеетого, в условиях рынка единственно возможной концепцией управления являетсямаркетинг, важнейшие функции которого — исследование, организация ипланирование.
В то же время готовыхполных систем автоматизированного маркетинга на российском информационном рынкенайти практически невозможно. Такая направленность рыночного предложения,отдающего предпочтение финансово-бухгалтерскому комплексу, обусловлена нетолько важностью решения бухгалтерских задач на предприятиях и в коммерческихструктурах, но и субъективно психологическими причинами. Во-первых,бухгалтерские пакеты прикладных программ разрабатывались и функционировали ещев «доперестроечной» микроэкономике, поэтому накопленный опыт облегчил переход кновой методологии построения учетных систем. Во-вторых, не все российскиеруководители осознали роль маркетинга для выживания в условиях рынка, отсюда иплатежеспособный спрос на маркетинговые информационные системы пока невелик.Кроме того, в отличие от бухгалтерии, где применяются однотипные решения ипринципы, в маркетинге готовых общих для всех субъектов рыночной экономикиправил нет (за исключением его прогнозно-статистической части), поэтомуавтоматизация этих задач должна проводиться в значительной мере индивидуально,с учетом особенностей производства и рыночной ниши конкретной фирмы.
В настоящее времянаблюдается значительный прогресс в области обеспечения техническими иинструментальными средствами проектирования автоматизированных систем итехнологий, что является мощным стимулом для решения вышеназванных проблем.Можно уже теперь спрогнозировать обострение конкуренции на товарных ифинансовых рынках, а также предполагать, что формирование устойчивой экономикии снижение уровня инфляции приведут к актуализации проблемы сбыта. Тогдаруководители фирм и банков столкнутся с необходимостью оперативного иобоснованного принятия решений стратегического и тактического характера, чтобез новых информационных технологий реализовать практически нельзя. Поэтому всепредпосылки для бурного развития рынка маркетинговых разработок в ближайшембудущем имеются.
Автоматизированнаясистема маркетинга может рассматриваться как упорядоченная (в смыслепоследовательности функционирования и по назначению) совокупность программныхмодулей и информационных наборов данных, служащих подспорьем в ходе принятиямаркетинговых решений управляющим персоналом фирмы или организации. Как и любаяинформационно-советующая система, она включает в себя ряд стандартныхподсистем, таких, как техническая, информационная, инструментально-системная,проблемно-ориентированная программная, документально-описательная,прогнозно-статистическая, подсистема управления персоналом. Каждая Подсистеманесет свою нагрузку, имеет специфическую функциональную направленность. Всовокупности они предназначены в первую очередь для оптимального согласованиямножества целей, которые ставятся различными подразделениямиэкономико-производственной структуры или отдельного предприятия, в зависимостиот того уровня, на котором решаются маркетинговые задачи.
Направление, содержание ивозможности внедрения приемов и методов автоматизации прежде всего зависят оторганизации маркетинговой работы на предприятии, выбора структуры управлениямаркетингом, распределения задач и обязанностей занятого в этой сфереперсонала. При этом служба маркетинга поставляет другим подразделениямпредприятия информацию аналитического и рекомендательного характера, на которойбазируется принятие решений по вопросам ассортиментной, технологической, научно-техническойи финансовой политики предприятия.
В основе принятиямаркетинговых решений лежат требования рынка. Ясно, что при такой постановкеработы многократно возрастает роль статистических подпрограмм. Они носятуниверсальный характер и могут быть. успешно использованы независимо от типамаркетинга, будь то маркетинг продукции инженерного ипроизводственно-технического назначения или потребительского товара либо услуг.Информационная система маркетинга является частью системы управления микроэкономическимобъектом и должна обеспечивать поэтапное проведение маркетинговых исследований,начиная от сбора и регистрации данных и заканчивая процессом их анализа ивыработкой рекомендаций.
Все виды исследованийможно подразделить на рыночные и конъюнктурные. К конъюнктурным исследованиямотносятся: изучение возможностей проведения экспортно-импортных операций;планирование объема и структуры продукции; анализ издержек на реализациюпродукции; учет валютных курсов.
Исходя из потребностеймаркетологов, возникающих в ходе проведения исследований, строитсяавтоматизированная информационная технология маркетинга. Последовательностьрешения и состав задач в значительной степени зависят от предметной области, вкоторой приходится работать маркетологам, и даже от конкретного наборапродвигаемых на рынке товаров (услуг). Можно сказать, что автоматизациямаркетинга — искусство не в меньшей степени, чем сам маркетинг. Здесьстандартизированный подход невозможен. Можно только выделить общий состав задачавтоматизированной системы маркетинга, воспользовавшись определением самогопонятия «маркетинг» как философии бизнеса, ставящей во главу угла потребностирынка. Отсюда и основной перечень задач: прогнозирование покупательскогоспроса, ценообразование, оптимизация ассортимента товаров, выбор рациональныхспособов их продвижения и доставки, анализ внешней среды.
Системный подход куправлению производством и реализацией продукции сегодня невозможно осуществитьбез использования организационно-экономических принципов и эффективныхтехнологий маркетинга, что предполагает построение динамической модели спроса иценообразования на микроэкономическом уровне. Известно, что в среднем 40%работающего населения в развитых странах занято в сфере маркетинга. В то жевремя можно констатировать, что в нашей стране, особенно в периферийных городахи сельской местности, методы изучениям микроспроса не нашли достаточногораспространения ни в практике коммерческих банков, ни в деятельностипромышленных и даже торговых фирм. Анализ практики и исследовательских работ,посвященных проблемам моделирования спроса, показывает, что основная массаисследований проводилась на областном, республиканском или общероссийскомуровнях. Вместе с тем развитие малого и среднего бизнеса тормозится из-заотсутствия экономико-математических разработок и компьютеризированныхтехнологий для решения практических задач маркетинга на микроэкономическомуровне. В этой связи представляется актуальной разработка методологиимикроэкономического сквозного маркет-моделирования (МЭСММ), призванного связатьинформационно-финансовый и товарный рынки в рамках единойорганизационно-экономической системы, каковой может быть, в частности,финансово-промышленная группа.
Соответствующиеэкономико-математические модели базируются на положениях теорий графов,кластерного анализа и теории оптимального управления и охватывают основныестадии жизненного цикла товара: от рыночных исследований и промышленноговнедрения инновации до решения проблемы выбора каналов сбыта и наборасопутствующих сервисных услуг. В частности, в качестве товара можетрассматриваться и банковская услуга. Таким образом, в системе осуществляетсяединый подход к решению задач банковского и товарного маркетинга, что позволяетговорить о технологии сквозного маркет-моделирования, включающей всепоследовательные стадии процесса маркетинговой деятельности хозяйствующегосубъекта.
Так, в разрезе банковскойсоставляющей компьютерной реализации этих моделей ставятся следующие задачи«Автоматизированной системы банковского маркетинга»:
диверсификацияпродуктового ряда, оптимизация ассортиментной стратегии по критериям«максимальная прибыль — минимальный риск»;
филиальная стратегия итактика банка;
согласование управленияактивными и пассивными операциями с учетом ограничений ликвидности,платежеспособности и прочих нормативов;
управление кредитнымпортфелем;
управление инвестиционнымпортфелем;
моделирование ирегулирование потребительского спроса на услуги банка;
ценообразование;
оптимальный выбор средствкоммуникации, «каналов сбыта» банковских услуг, методов рекламы;
сегментация рынка(оптового и розничного), выбор эффективной ниши, классификация клиентскихсчетов;
управление персоналом иструктурными подразделениями банка на основе прогнозов рентабельности;
анализ внешней средыбанка и рейтингование конкурентов, обслуживаемых и потенциальных клиентов;
разработка технологиивнедрения инноваций (в том числе трастовые операции, комплектование банковскихуслуг, программа «Управление личными сбережениями клиента»).
Приведенная система уже сегоднявнедряется в практику банковской деятельности некоторых московских банков. Дляее реализации были разработаны:
метод балансировки графасвязей факторных признаков;
алгоритмы решения задачицелочисленного программирования для определения оптимального оперативногоплана;
эвристический алгоритмавтоматической классификации множества товаров с целью разделения и выбораканалов сбыта;
комплексный методпрогнозирования спроса, синтезирующий частные прогнозы на кратко- исреднесрочную перспективу;
поисковый адаптивныйалгоритм экстремального регулирования спроса в условиях изменения рыночнойсреды с выбором цены в качестве управляющего параметра.
Особенностьюразработанных моделей является их способность к адаптации в зависимости отизменения информационного фона. Алгоритмы не предъявляют высоких требований кобъему априорной информации. Непрерывное слежение за состоянием товарных ифинансовых рынков позволяет оперативно реагировать на них. Базовые принципыэкономико-математического моделирования инвариантны относительно товара, что ипозволяет распространить их и говорить о методах сквозного моделирования,независимо от характера изучаемого рынка.
Таким образом, созданиеавтоматизированной системы сквозного маркет-моделирования, очевидно, выгодно икоммерческому банку, и его клиентам — юридическим лицам, поскольку позволяетизбежать лишних расходов на производство никому не нужной продукции, назначатьна товары и услуги эффективные цены, упорядочивать и строить наиболеецелесообразно рыночную деятельность хозяйствующего субъекта. При этом можетбыть повышена конкурентоспособность системы «банк-клиент» как единого целого засчет оптимального согласованного управления, улучшены показатели устойчивостивсей экономической системы конкретного территориального региона за счетинформационной осведомленности и уравнивания шансов субъектов рынка.
Заключение
Автоматизированнаяинформационная система представляет собой совокупность технико-информационныхэлементов и специалистов, организованных для решения определенных задач. Ядромэтой системы является информационная технология — результат реализации методови порядок осуществления действий по преобразованию информации от начального доконечного этапа технологического процесса.
По типу основной моделиобъекта различают вероятностные и детерминированные информационные системы; потипу объекта — экономические, технические и пр.; по методу решения задач —экспертные, имитационные, информационно-советующие и др.; по сфере применения —финансовые, банковские, маркетинговые и т.д. Выбор типа системы осуществляютменеджеры и специалисты фирмы в зависимости от уровня управления.
Автоматизированнаясистема маркетинга состоит из ряда подсистем; технической, информационной,кадровой и пр. Они предназначены для обеспечения процесса принятиямаркетинговых решений на уровне высшего руководства фирмой. В свою очередь,информационная технология маркетинга является базой для проведениямаркетинговых исследований. Одним из возможных подходов к разработке такойтехнологии может служить методология микроэкономического сквозногомаркет-моделирования, применимая в рамках единой организационно-экономическойсистемы финансово-промышленной группы.
Список литературы
Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии вэкономике. М.: ЮНИТИ, 2008.
Быкова Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции.М.: Перспектива, 2009.
Тихомиров В.П., Хорошилов А.В. Введение в информационныйвыбор. М.: Финансы и статистика, 2009.
Ковальков В.П. Эффективные технологии в маркетинге. Спб.:Экономическое образование, 2008.
Глазьев В.П. Операционные технологии межбанковскогофинансового рынка. М.: ЮНИТИ, 2009.