Наглядность как дидактический принцип обучения

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МАКСИМАТАНКА»
 
ФАКУЛЬТЕТСПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРАОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ

КУРСОВАЯРАБОТА
 
НАГЛЯДНОСТЬКАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ
 

Минск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИНА УРОКАХ БИОЛОГИИ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Особенности психических процессови свойств личности учащихся вспомогательной школы
1.2 История возникновения понятия«наглядности», сущность понятия
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАГЛЯДНЫХПОСОБИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
2.1 Система средств наглядности науроках биологии во вспомогательной школе
2.2 Графические наглядные пособия поразделу биологии во вспомогательной школе
2.3. Применение компьютерных программна уроках биологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
вспомогательнаяшкола наглядное пособие биология
Человек – биосоциальноесущество. Биологическая природа и социальная сущность обуславливают его место иобязанности в мире. Каждый человек, обучаясь в школе, с одной стороны, обязанпознакомиться с условиями существования, осознать, что он является частьюприроды, а с другой стороны, что он может осознанно воздействовать на природу исоциальную среду. Поэтому он должен быть ответственным за свои поступки как вотношении живой и неживой природы, так и в отношении своего здоровья и здоровьядругих людей.
В самом простом пониманиибиология — наука о жизни и развитии живых тел. Изучение вовспомогательной школе предмета «Биология» на вербальном уровне несоздает правильно его представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтомуглавной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессенаглядных средств обучения [1]
Роль наглядности впреподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения — это один изосновных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опорыбыла обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским.Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания,развития речи, мышления учащихся.
В последние годы сталаочевидной тенденция гуманизации образования лиц с особенностямипсихофизического развития.
Решая важнейшие задачисоциальной реабилитации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, урокибиологии занимают одно из важных мест в обшей системе учебно-воспитательнойработы во вспомогательных школах.
При обучении школьников синтеллектуальной недостаточностью биологии учитель сталкивается с целым рядомтрудностей, обусловленных особенностями их психического развития. Недостаточноеразвитие психических процессов, практических навыков и умений, особенностистроения и мотивации деятельности — все это вызывает необходимость в проведенииспециальной коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодолениенедостатков психического развития школьника с интеллектуальнойнедостаточностью. Без такой работы нельзя успешно обучать детей с особенностямипсихофизического развития биологии.
Уроки биологии вовспомогательной школе должны обеспечивать:
информационный объем (система базовых знаний, умений и навыков):
· организационныеумения:
· соблюдениякультуры тела;
·  умение планироватьсвою работу;
· умение найти дополнительнуюинформацию, в том числе умение работать с учебником, плакатами, различнымидемонстрационными стендами);
· развитиепознавательных умений (воспринимать, отбирать информацию в соответствии с цельюдеятельности, выделять проблему, анализировать, сравнивать, контролировать икорректировать работу, переносить и использовать имеющиеся знания и умения вновой ситуации, аргументировать свои суждения и действия);
· интерес кпознанию, активность и инициативность в выполнении задания, стремление ксамостоятельности;
· эмоционально-волевуюнаправленность (стремление доводить начатое дело до конца, при необходимостиисправить и переделать работу).
Курс биологии вовспомогательной школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями опредметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также овзаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в областибиологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе,наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.
Однако в условияхклассных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметыи явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления ипонятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, вкоторые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал,кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.
На уроках биологии этинаглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости оттемы и цели урока.
Наглядность являетсянеобходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапахизучения биологии в старших классах вспомогательной школы. Однако нужнодифференцированно подходить к пониманию термина «наглядность» так какего используют для выражения разных педагогических понятий.
Цель исследования заключается в изучении графическихпособий, используемых на уроках биологии во вспомогательной школе, в изучениикомплексного применения наглядных материалов.
В соответствии споставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
1. Показать какими особенностямихарактеризуются психические процессы и свойства личности учащихсявспомогательной школы
2. Изучить теоретическийматериал по теме исследования, раскрыть сущность понятия«наглядность».
3. Раскрыть классификациюнаглядных пособий используемых во вспомогательной школе на уроках биологииСистема средств наглядности на уроках биологии во вспомогательной школе
4. Описать ипродемонстрировать графические наглядные пособия по биологии, которые можно использоватьв IХ классе вспомогательной школы
Объектомисследованияявляется учебный процесс во вспомогательной школе, а предметомисследования наглядность как дидактический принцип обучения.
Хорошо известно, чтообучение и воспитание ребенка имеющего существенные нарушения умственнойдеятельности, представляет собой сложный процесс, формирование которого зависитот качества и вида применяемой наглядности.