Правовое регулирование деятельности органов федерального казначейства. Задачи и права

План:

Введение
1. Федеральное казначейство в финансовой системе РФ.
2. Задачи и права органов казначейства.
3. История российского казначейства.
4. Федеральное казначейство на современном этапе.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
С давних времен функция исполнения бюджета государства являлась важнейшим элементом управления страной, мощным рычагом воздействия на социально-экономические процессы. В России рациональное управление государственными финансами приобрело большое значение по мере перехода экономики страны к рыночным отношениям.
В 1992 году Президент Российской Федерации издал указ, в котором была высказана политическая воля на восстановление в России существовавшего ранее института казначейства – института, который, непосредственно находясь в системе органов федеральной исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета. Осознание необходимости воссоздания казначейства пришло не сразу. Не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации – банковская или казначейская.
Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение в сложившейся ситуации – решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.
В связи с этим изучение правового регулирования деятельности органов федерального казначейства, их задач и прав, обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является анализ деятельности органов федерального казначейства, рассмотрение основных задач и их прав, а также краткий обзор истории российского казначейства и оценка федерального казначейства на современном этапе.

1. Федеральное казначейство в финансовой системе РФ.
Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Система финансово-кредитных органов в РФ, в связи с экономическими преобразованиями была существенно перестроена, появились новые органы.
В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы[1].
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления[2]:
· Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное казначейство Российской Федерации; Государственная налоговая служба Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министерству финансов РФ. Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.
Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации[3].
В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд. Например[4], в 2001г. органы федерального казначейства переда­ли в правоохранительные органы материалы проверок по 781 факту незаконного использования средств фе­дерального бюджета. Сумма этих нарушений составила 121,6 млн. руб. Взыскание финансовых санкций по итогам конт­рольных мероприятий органов Минфина России (включая совместные проверки УФК и КРУ) преиму­щественно осуществлялось в принудительном порядке: на 301,9 млн. руб. были выставлены инкассовые поруче­ния, на 1098,4 млн. руб. — оформлены уведомления об уменьшении бюджетных ассигнований; в судебные орга­ны было подано 594 иска на взыскание штрафных санк­ций в размере 891 млн. руб., в добровольном порядке было предложено внести 121,5 млн. руб. Весьма очевидна эффективность работы органов федерального казначейства по выявлению нарушений финансовой дисциплины.
2. Задачи и права органов казначейства.
В Российской Федерации устанавливается только одна система исполнения бюджетов всех уровней – казначейская. Организацией исполнения бюджетов занимаются органы исполнительной власти, причем непосредственное исполнение бюджетов осуществляют финансовые органы, в составе которых создаются казначейства (Федеральное и территориальные). Именно эти органы в лице казначейства осуществляют управление счетами бюджетов и бюджетными средствами, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств[5].
В своей деятельности федеральное казначейство руководствуется Положением “О федеральном казначействе РФ”, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.). На сегодняшний день это положение определяет задачи и функции органов федерального казначейства, основными из которых являются:
· организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;
· регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
· осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
· управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
· разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов; ведение операций по учету государственной казны РФ.
В первые годы своей деятельности казначейство стол­кнулось с множеством проблем в организации и ис­полнении федерального бюджета. Отсутствовали нор­мативные документы по организации бюджетного про­цесса, бюджет на соответствующий год утверждался в год его исполнения. Приходилось в течение пяти меся­цев работать «вслепую», не было единого порядка учета и распределения федеральных регулирующих налогов, перечисления их на счета бюджетов всех уровней. Из-за несовершенства действующих нормативных доку­ментов у финансовых органов возникало сомнение в правильности распределения и зачисления органами казначейства причитающихся территориальным бюд­жетам налогов и платежей, а порой и произвольное их толкование[6].
29 декабря 1994 г. был издан приказ Министерства финансовРФ №177 “О бюджетной классификации”, введенный в действие с 1 января 1995 г. В процессе фор­мирования федерального бюджета на 1996 г. был раз­работан и принят Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации”. В 1996-1999 го­дах произошли существенные изменения в налоговом законодательстве, не получившие отражения в утвер­жденной бюджетной классификации. Произошли так­же изменения в структуре федеральных органов испол­нительной власти. Все это потребовало приведения в соответствие сложившейся в 1996-1999 годах структу­ры бюджетов с действующим налоговым законодатель­ством, структурой федеральных органов исполнитель­ной власти с учетом перехода в 1998 г. на международ­ную бюджетную классификацию.
К одному из первых этапов работы органов федерального казначейства после организационных вопросов можно отнести исполнение федерального бюджета по дохо­дам: открытие балансовых счетов 090 (40101) “Нало­ги, распределенные органами федерального казначей­ства между различными уровнями бюджетов” и 100 (40102) “Доходы федерального бюджета”; ежедневный учет поступивших налогов и платежей; распределение и зачисление в бюджеты всех уровней (федеральный и территориальные) в соответствии с нормативами отчислении, льготами и отсрочками, предоставленны­ми налогоплательщикам по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов федера­ции и органов местного самоуправления.
1999 год стал еще одним этапом становления каз­начейской системы. Органы федерального казначейства приступили осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Отличительной чертой 2000 г. с точки зрения учета операций по исполнению федерального бюджета стало введение в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса позволили более четко провести черту между сферами правоприменения налогового, гражданского и бюджетного законодательства. Казначейство получило три основных нормативно-методических документа (инструкцию о порядке веде­ния учета доходов федерального бюджета и распреде­ления в порядке регулирования доходов между бюдже­тами разных уровней бюджетной системы РФ; инст­рукцию о порядке открытия и ведения территориаль­ными органами федерального казначейства МФ РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета; инструкцию по веде­нию бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях), регулирующих деятельность всех участников бюджет­ного процесса. Таким образов, была сформирована за­конодательная и нормативная база, а самое главное, на 1 января 2000 г. было выведено нулевое сальдо, без которого очень трудно начать двигаться по четкому соблюдению «котлового»» принципа учета и распреде­ления доходов[7]. Новый порядок распределения доходов по уровням бюджетной системы уже в первые месяцы после его введения позволил существенно повысить объем доходов федерального бюджета.
В 2001 г. функции органов федерального казначей­ства дополняются выполнением ново поставленных задач: установлен единый порядок применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законода­тельства России. В условиях массовых неплатежей, не­совершенства законодательства, а также вынужденного отказа государства от ряда своих обязательств продол­жает увеличиваться количество исков, предъявляемых к казне Российской Федерации и Правительству РФ для решения поставленных вопросов­. Приказом Министерства финансов РФ от 15 мая 2001 г. №36н определен порядок организации работы Минфина и территориальных органов федерального казначейства по взысканию на основании исполнитель­ных листов судебных органов средств по денежным обязательствам федерального бюджета, утверждены Правила организации работы. Указанные правила рас­пространяются на получателей средств федерального бюджета, которым для учета операций открыты лице­вые счета в органах федерального казначейства.
Начиная с 2002 г.все участники бюджетного про­цесса действуют в соответствии с едиными правилами и процедурами, учет налогового обязательства ведется только по виду налога, а не в зависимости от того, как распределяются доходы от уплаты этого налога по уровням бюджетной системы; прекращена практика предоставления субъектами Федерации отсрочек (рас­срочек) и льгот по регулирующим Федеральным на­логам и сборам в доле, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Федерации.
В ст.168 Бюджетного Кодекса сказано, что “органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.” В статье[8] закреплено право органов исполнительной власти РФ осуществлять исполнение через территориальные органы Федерального казначейства. При этом органы Федерального казначейства осуществляют функции по исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на основе заключенных бюджетных соглашений о полномочиях по кассовому обслуживанию (учету доходов, расходов и источников финансирования дефицита) исполнения соответствующего бюджета с органом исполнительной власти субъекта РФ либо органом местного самоуправления. Кроме того, статья устанавливает, что территориальные органы Федерального казначейства осуществляют контроль за целевым и эффективным расходованием средств не только бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, но также и федерального бюджета со стороны организаций – непосредственных получателей бюджетных средств на обслуживаемой территории. Деятельность кредитных организаций, обслуживающих операции по движению бюджетных средств, в том числе и из федерального бюджета, на соответствующей территории также контролируется органами Федерального казначейства в части сроков прохождения этих операций.
Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство также ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Порядок регистрации и учета получателей средств устанавливается Министерством финансов РФ. Главная книга ведется во всех территориальных органах федерального казначейства, организующих учет исполнения федерального бюджета. Она служит для синтетического учета, в ней одновременно отражаются хронологические и систематические записи по счетам бухгалтерского учета в соответствии с единым планом счетов, утвержденным Инструкцией Министерства финансов РФ по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов от 17.02.1999 г. № 15н[9].
В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, органы Федерального казначейства на основе распоряжения министра финансов РФ имеют право приостановить финансирование. Право требовать устранения нарушений, выявленных при исполнении федерального бюджета, они имеют в соответствии с Положением “О Федеральном казначействе”, утвержденным Правительством РФ от 27.08.1993 г. № 864 ( в ред. от 28.01.1997 г.). В соответствии со ст.284 Бюджетного Кодекса РФ и Положением, упомянутым выше, органы Федерального казначейства имеют право составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов. Все эти полномочия законодательно закреплены.
В течение всех прошедших лет, а также в настоя­щее время органы федерального казначейства осуще­ствляют предварительный и текущий контроль на всех этапах исполнения бюджета: от принятия бюджетны­ми учреждениями обязательств, оплата которых про­изводится из федерального бюджета, до проверки фак­тического объема выполненных работ и услуг с уче­том соблюдения необходимых процедура положений по бухгалтерскому учету и отчетности строго в соот­ветствии с бюджетной классификацией РФ. Каждый полученный учреждениями рубль, независимо от цели использования подвергался и подвергается тщательной проверке.
Детальный учет расходов позволяет в ходе испол­нения бюджета в более полной мере реализовать прин­цип обязательной сбалансированности бюджета, ком­пенсировать диспропорции, которые неизбежно воз­никают на этапе его прогнозирования в условиях не­стабильной экономической ситуации.

3. История российского казначейства.
Говоря о казначейской системе, нельзя не коснуться истории управления государственными финансами. Для этого необходимо вернуться на несколько столетий назад и стать участниками великого исторического события – рождения системы государственных финансов и казначейской системы.
Исторические корни казначейской системы уходят в глубину веков. Еще в Московском великом княжестве и Русском Государстве XV – XVI веков существовал исполнительный орган, называвшийся “казна”, контролировавший взимание податей, сборов и повинностей. В середине XVI века его функции были переданы Приказом (Казенному, Посольскому, Холопьего суда и т.д.), а с 1775г. в России введены казенные палаты, как государственные учреждения.
В 1710 году в период правления Петра I была создана Счетная или Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов.
При Екатерине II в 1785 году была проведена реформа городского управления. И казначейство становится органом, осуществляющим сбор и хранение денежной казны, а также исполнение росписи государственных доходов и расходов на местах (уездные казначейства). В 1780 году в Москве и Санкт-Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении которых находились все текущие расходы за исключением “военных, флотский и кабинетных”. При этом исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных – согласно особым расписаниям, составляемым “Экспедицией о государственных доходов”, учрежденной при 1-м департаменте Сената[10].
В 1780-1781 гг. было проведено разграничение данной экспедиции на четыре экспедиции: по доходам, по расходам, ревизионная, по взысканию недоимок и доборов через местные власти. Следует отметить, что данное разграничение направлений деятельности финансовых органов сохранилось с некоторыми изменениями до наших дней. В период царствования Павла I с 4 декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в ведении Государственного казначея.
В 1802 году важнейшим преобразованием Императора Александра I было учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов. Заведование делами государственного хозяйства было вверено Министрам Финансов, Коммерции и Государственному казначею. Первыми Государственными казначеями стали Голубцов Ф.А. (1802-1810 гг.) и Кампенгаузен Б.Б. (1810-1811 гг.).
В 1821 г. при Министерстве финансов был создан Департамент Главного казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по Государству. В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5 отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-расходное и контрольно-оборотное, а также канцелярия.
Столь актуальный в наши дни вопрос о достижении единства кассы был поднят в 1855 году, а уже с 1864 года единство кассы , выразившееся в отмене деления касс на приходные и расходные было введено в Санкт-Петербурге, а с 1866 года распространено на всю Империю (с 1868 – и на Закавказье). В 1872 году была издана единственная для всех казначейств Империи Инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством монет, кредитных бумаг и пересылки сумм – пенсий, пособий и т.д.
С 1897 года происходит слияние казначейских касс с банковскими (в 1900 году – уже во всех 727 казначействах на местах).
После революции 1917 года на базе казначейства были созданы приходно-расходные кассы Наркомфина, слитые в октябре 1918 года по Постановлению Совета Наркома с учреждениями Народного Банка. Новой власти, строившей государство не на основе рыночных отношений, а на распределении и нормировании четкие и определенные функции казначейств были не приемлемы. Народный банк сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства, сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением.
Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать.
4. Федеральное казначейство на современном этапе.
В период существования СССР порядок кассового исполнения бюджета определялся Госбанком СССР. Бюджетные средства рассматривались как кредитный ресурс государства и финансирование бюджетных учреждений осуществлялось на вновь открываемые счета путем выделения бюджетных кредитов. При банковской системе исполнения бюджета, государство контролировало финансовую систему посредством Госбанка, отслеживало целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований.
С распадом СССР сложилась смешанная система кассового исполнения бюджета. Государственная система бюджетных расчетов оказалась недостаточно гибкой и стабильной. В дальнейшем ситуация, сложившаяся с конца 1991 г. и усугубившаяся в 1992 г., характеризовалась тем, что деньги у очень крупных бюджетополучателей оказались в коммерческих банках, которые уже не могли дать гарантии их сохранности. Банки, в одних случаях умышленно, в других, – по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей, рассматривая их в период кризиса прежде всего, как дешевые кредитные ресурсы для поддержания собственной стабильности. В бюджетном хозяйстве страны был беспорядок.
Этот процесс был локализован, а затем и полностью изжит, когда деньги, проходя только через счета федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. Вторая задача, гораздо более важная, состояла не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз, но и в налаживании и осуществлении жесточайшего предварительного и текущего контроля за выделением и расходованием государственных средств непосредственно бюджетополучателями[11].
Окончательно сформировавшаяся уже к 1995-1998 году Единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Минфина России и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москва и Санкт-Петербург, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Главное управление Федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Минфина России и подчиняется Министру финансов РФ.
Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства – начальнику Главного управления Федерального казначейства Минфина России.
В своей деятельности федеральное казначейство руководствуется “Положением “О федеральном казначействе РФ”, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.)
Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства Российской Федерации выступает федеральное казначейство. Собранная казначейством информация позволяет правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.
Для реализации функции эффективного управления государственными финансами, казначейство должно иметь единый счет, по которому проводятся все операции органов государственного управления и на котором консолидируются все государственные финансовые ресурсы.
Августовский кризис 1998 года наглядно показал эффективность казначейской системы. Средства на счетах бюджетных учреждений, находящихся в казначействе совершенно не пострадали, в то время как коммерческие банки не смогли обеспечить их должную защиту.
В тоже время, ведение единого казначейского счета не означает ограничения финансовой самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных ассигнований в вопросах использования этих средств, при условии, что они используются ими в установленном порядке и в соответствии с решениями вышестоящих распорядителей бюджетных ассигнований.
Помимо деятельности по финансовому управлению, казначейство может и должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование.
Реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное – предотвратить эти нарушения.
Процедура кассового исполнения бюджета заключается в списании бюджетных средств (например, в пользу контрагентов по договору) непосредственно со счета органа федерального казначейства в пределах установленных лимитов с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя. Таким образом, бюджетополучатель лишается возможности изменить направление финансирования определенное федеральным бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований.
Бухгалтерский учет операций со средствами федерального бюджета, является ещё одной чрезвычайно важной функцией, выполнение которой возлагается на федеральное казначейство. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он непрерывно дает представление о достоверной картине движения государственных финансовых ресурсов.
На сегодняшний день актуальным стал вопрос эффективности использования средств федерального бюджета, ликвидации нефинансируемых государственных мандатов. В системе федерального казначейства фактически завершен процесс формирования автоматизированного единого реестра бюджетополучателей, позволяющего обеспечить адресность и эффективность государственного финансирования.
Широкий спектр функций адекватен роли казначейства в сфере бюджетно-налоговой политики, проводимой в Российской Федерации.
Эта роль может быть пассивной, – когда казначейство лишь доводит выделенные Главными распорядителями бюджетных ассигнований ресурсы бюджетным учреждениям согласно закону о федеральном бюджете, а может быть активной, – когда казначейство жестко регламентирует процесс исполнения и контролирует все расходы бюджетных учреждений, полностью ведет их бухгалтерский учет, а также управляет всеми государственными активами.
Заключение.
Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных ры­чагов, среди которых бюджетное планирование и бюд­жетный процесс являются одними из основных. Пол­ное и своевременное исполнение бюджета по доходам и расходам – одна из основных задач государства. Орга­ном, осуществляющим контроль над исполнением бюджета на всех его этапах, сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, регулирующим отношения между бюджетами различ­ных уровней, является созданная в декабре 1992 г. но­вая структура – Федеральное казначейство Российской Федерации.
Таким образом, в начале 90-х годов назрела серьез­ная необходимость в создании отдельной финансовой структуры, которая была бы способна производить и контролировать исполнение именно федерального бюд­жета, обеспечивала бы прозрачность движения госу­дарственных средств. Исходной идеей образования каз­начейства было решение сверх принципиально важных задач: создание информационной системы, необходи­мой для управления бюджетом, и осуществление жес­ткого управленческого контроля над процессом испол­нения бюджета.
Развитие казначейской системы исполнения бюд­жета сопровождалось передачей функций и объема ра­боты, выполняемых раннее органами ЦБ РФ, Госу­дарственной налоговой службы РФ и местными фи­нансовыми органами, в органы казначейства. Форми­рование единообразных межбюджетных отношений явилось ключевым условием для начала функциони­рования централизованной финансовой системы.
Пройденный за эти годы путь оказался нелег­ким, но достигнутыми результатами можно гордиться. Основным достиже­нием можно считать тот факт, что в конце XX века в России была выбрана правильная концепция исполнения фе­дерального бюджета. Можно гордиться тем, что в такой короткий период казна­чейская система уже полностью создана и достаточно успешно функционирует.
Можно с уверенностью заявить, что несмотря на огромные организационные трудности — поставленные задачи выполняются, федеральное казначейство выстояло и доказало свое безаль­тернативное право на существование. Это признание произошло в первую очередь благодаря именно титаническо­му труду, профессионализму и жесткости в отстаивании интересов казны Российской Феде­рации всех органов Федерального казначей­ства.
Опыт функциониро­вания системы Феде­рального казначейства в течение всех лет своего существования характе­ризуется постепеннос­тью и последовательно­стью перехода к процессу исполнения федерального бюджета с учетом пере­довой международной практики.
Завершено создание институцио­нальной организационной структуры органов Федерального казначейства.
Сегодня казначейство представлено центральным аппаратом и органами Фе­дерального казначейства во всех субъек­тах Российской Федерации.
Практически все федеральные бюд­жетные учреждения (за исключением отдельных учреждений Минобороны России), обслуживаются в системе каз­начейства и не имеют счетов в банков­ской системе. А также все счета, на ко­торые поступают доходы федерального бюджета, сосредоточены в системе Фе­дерального казначейства.
Постоянно ведется работа по совер­шенствованию операционных процедур казначейского исполнения и учета ис­полнения бюджетов в Российской Фе­дерации.
Разработаны нормативные докумен­ты по порядку учета и распределения доходов бюджетной системы, по веде­нию лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюд­жета, по кассовому обслуживанию ме­стных бюджетов, по учету внебюджет­ных средств, по учету бюджетных обя­зательств и по бухгалтерскому учету ис­полнения бюджетов и сметы расходов бюджетных учреждений.
Особое внимание уделяется совер­шенствованию процесса прохождения платежей в системе и контроля за осу­ществлением расходов бюджетополучателями в целях предотвращения созда­ния несанкционированной кредиторс­кой задолженности и обеспечения це­левого использования бюджетных средств.
Безусловно, предстоит еще очень многое сделать, доказать и воплотить в жизнь целый комплекс широкомасштабных задач и проектов по усовершенствованию деятельности федеральных органов федерального казначейства.
Исходя из вышеизложенного можно заметить, что деятельность органов федерального казначейства осуществляется согласно действующему законодательству целесообразно и весьма эффективно.

Список используемой литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.1998 г. (С изменениями и дополнениями ).
2. Положение “О Федеральном казначействе” утверждено Правительством РФ от 27.08.1993 г. №864 (в ред. от 28.01.1997 г.)
3. Приказ МинФина РФ “О бюджетной классификации” от 29.12.1994 г. № 177
4. Указ Президент РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 “О Федеральном казначействе”
5. Финансовое право: Учебник/ О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др./ М.-2003
6. Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/ М-2003
7. Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. “Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля”.
8. Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. “Этапы становления органов федерального казначейства”
9. ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации” от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ
[1] Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/ М-2003, с.97
[2] Финансовое право: Учебник/ О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др./ М.-2003, с.84
[3] Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/ М-2003, с.112
[4] Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. “Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля”.
[5] В соотв. со ст.215 БК РФ
[6] Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. “Этапы становления органов федерального казначейства”
[7] Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. “Этапы становления органов федерального казначейства”
[8] “Кодексы Российской Федерации. Бюджетный Кодекс.” Постатейный научно-практический комментарий. Под ред. А.Т. Гаврилова./ М.-2001 г., с.158
[9]”Кодексы Российской Федерации. Бюджетный Кодекс.” Постатейный научно-практический комментарий. Под ред. А.Т. Гаврилова./ М.-2001 г., с.237
[10] Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. “Этапы становления органов федерального казначейства”
[11] Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. “Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля”.