Последнеевремя я всё чаще сталкиваюсь с клиентами, которым надо проработать схемытранспортировки грузов по железной дороге в Китай или из Китая. Речь идет о ж/дпереходе на станции Гродеково, поселок Пограничный Приморского края. Многиекомпании обращаются наобум, совершенно не представляя себе существа вопроса.Некоторые, напротив, приходят уже подготовленными и совершенно точно знают чегохотят. Так как в течение последних пяти месяцев у меня было два конкретныхклиента — в ту и в другую сторону — и я уже имею опыт «вникания» впроблемы клиентов, то я позволю себе предвосхитить некоторые дилетантскиевылазки любителей халявы и дам несколько советов по данному вопросу. Возможночто эти советы не только поумерят пыл обращающихся ко мне халявщиков изПриморья, Сахалина и Якутии, но и будут полезны моим будущим потенциальнымклиентам, готовым платить деньги за конкретную работу в данном направлении.
Схемапоставки грузов через Гродеково-Суйфэньхэ стара как мир. Станция функционируетуже целый век. Последнее время популярность этого перехода возросла, посленескольких лет застоя и объем перевозок в 1999 году достиг более 2 млн. тонн.На станции построена контейнерная площадка, введены в эксплуатацию тридвадцатитонных и один сорокатонный краны, осуществлена электрическаяцентрализация управления переводом стрелок. С 1997 года станция Гродеково сталаопорной — к ней присоединено еще 7 небольших станций. Одним словом — местобойкое!
Дляосуществления любого движения грузов из Китая или в Китай через Гродеково нужноотдавать себе отчет в том, что как и любой другой коммерческий процесс в нашейстране — это движение требует «смазки». Причем экономия и«кавалерийские наскоки» здесь чреваты провалами в стратегическойперспективе.Надо учитывать, что Гродеково — это ключевой пункт, на которомпроисходит решающее превращение груза из внутреннего во внешний и наоборот. Таможня,погранцы, разнообразные инспекции, русское головотяпство и разгильдяйство,прочие прелести российской действительности — всё это в концентрированном видесваливается на голову грузоотправителей/получателей именно на станцииГродеково. Отсюда следует, что именно этому ключевому узлу в Вашейтранспортно-коммерческой цепочке движения товара надо уделить исключительноевнимание.Не надо прельщаться знакомством с высшими начальниками, например — вУправлении дороги в Хабаровске или в Приморских властных сферах. Ваш покорныйслуга три года имел возможность наблюдать изнутри жизнь этого удивительного,неторопливо-неразворотливого механизма, в котором тесно сплелись воединотехнические, психологические, культурные и политические стороны человеческойдеятельности. Иной раз только от рядового составителя вагонов или простогодежурного по станции зависит судьба вашего вагона, и графика поставок товара. Идля этого не нужно жалеть ни времени, ни сил, ни средств… Однажды налаженныйи «смазанный» механизм способен прослужить вам не один десяток летверой и правдой, причем с затратами минимальными по сравнению спервоначальными.
Начинатьсвое движение надо с решения принципиального вопроса о декларировании товара.Этот вопрос отпадает как бы сам собой, если речь идет об экспорте — тут товарчаще декларируется на месте загрузки. Но если вы получаете груз из Китая — товам стоит подумать: будет ли он декларироваться непосредственно в Гродеково идальше идти уже как не таможенный, или же вы будете его растамаживать в пунктеназначения. Забегая несколько вперед могу сказать, что независимо от того,какой вариант вы выбираете — в любом случае вам понадобится на станцииГродеково «толкач». Никакие договора ни с экспедиционными конторами,ни с самой железной дорогой, ни с другими «помогаями» — не дадут вамстопроцентной гарантии что всё пойдет по заранее просчитанной схеме.«Толкач», «Представитель» — свой человек — всегда будетполезнее дюжины всяких разных договоров. Чисто на личных отношениях гораздолегче решить многие формальные вопросы, типа выпустить груз в Китай до того,как из Магадана придет какой-нибудь недостающий на одной бумажке угловой штамп,или вставить вагон в уже сформированный поезд на Уссурийск, дав составителюбутылку водки, а товарному кассиру — шоколадку. Я утрирую конечно, но этотолько для того, чтобы вы нагляднее прочувствовали существо вопроса.
Чтокасается декларирования непосредственно в Гродеково, что я могу дать вам двасовета: не скупитесь на подарки и «закрепление эмоциональных связей»;и не торопитесь с выбором декларанта. Хотя выбор, в общем-то, не очень ибольшой. Из проверенных временем и опытом контор могу порекомендовать
Пограничныйфилиал фирмы «РОСТЭК-ДВ-Сервис»сидят в здании товарнойконторыдиректор Якушевский Н.А.тел. (42345) 92-5-24,[email protected]Гродековский «Внештранс»директор СуковН.сидят в здании общежития железнодорожниковПервые хороши тем, что близки кТаможне (по существу — дочерняя фирма Таможни).
Вторые- тем, что за плечами огромный опыт работы, еще с Советских времен.
Послетого, как вы определитесь непосредственно с выбором схемы растаможки, вам надодолжным образом проработать непосредственно транспортную схему. Т.е. — железнуюдорогу. Повторяю, что станция Гродеково является ключевым пунктом движения вашихгрузов из Китая и в Китай. Поэтому, если вы все-таки не создаете в Гродековопредставительства своей фирмы, вам надо как следует познакомиться со станцией,её службами, руководством. Замечу, что при кажущемся единстве, станция на самомделе является довольно разнородным механизмом: товарная контора (оформлениедокументации на экс/имп грузы), контора передач (приемка-перадача груза поколичеству), актовый стол (оформление претензий), товарный двор(погрузка-разгрузка) и пр и тп. По существу у каждой службы свое автономноеруководство, хотя формально все вроде бы как подчиняются начальнику станции. Взависимости от рода перемещаемого груза для вас важным может стать«хорошее отношение» с той или иной специфической службы. Но в любомслучае — если вы не найдете специального человека, который возьмет на себяфункции вашего официального или неофициального представителя, лучше поближепознакомиться лично со всеми службами.
Какиеещё ожидают вас трудности на станции и в поселке.
Проживание
Гостиницочень мало. В хороших — не приходится надеяться даже на элементарные удобства.В не очень хороших — лучше вообще забыть о городской жизни.
Питание
Отвратительное.Если задерживаетесь надолго — легче стать на пансион в частном доме.
Транспорт
Есливы не на автомашине — то добираться до Пограничного из Уссурийска и обратно вампридется только в соответствии с расписанием поезда. С автовокзала ходятрейсовые автобусы. Много частников. Будьте бдительны!
Личная безопасность
Транзитныхпассажиров полно. Всё свое носите с собой. Запирайте двери в номере на ночь.Старайтесь не заводить сомнительных знакомств без надобности.
Советую воспользоваться услугамипрофессионалов.
Игорь Мажаров
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта asiapacific.narod.ru/