Билеты по географии для 11 класса

География

Билет № 1
1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современногомира, их основные типы.
2. Научно-техническая революция: характерные черты исоставные части.
3. Характеристика по картам размещения хозяйства однойстраны (по выбору учителя).
1.
Политическая картамира — географическая карта, на которой показаны государственные грани­цы всехстран мира. В настоящее время в мире насчитывается более 200 государств.Указать точное ко­личество стран сложно, так как по­литическая карта мирапостоянно изменяется. За последние десять лет такие государства, как СССР иСФРЮ, перестали существовать, республики, входившие в их со­став, приобрелистатус независи­мых государств; две страны — Гер­манская Демократическая Респуб­ликаи Федеративная Республика Германия объединились в одно го­сударство ФРГ и т. д.Есть страны, провозгласившие себя независи­мыми, но не признанные таковы­мимировым сообществом (Маке­дония). Есть страны, территория часть территориикоторых ок-овааа другим государством(Палестина — Израилем, Восточ­ныйТимор — Индонезией).
Страны мира разнообразны. Они различаются:
1)по размерам территории: наиболее крупное — Россия (17,1 млн км2);маленькое — Вати­кан (0,44 км2);
2) по численности населения: крупное — Китай (1,2 млрд чел.); небольшое— Ватикан (около 1 тыс. чел.);
3) по национальному составу на­селения: однонациональные, гдеподавляющее большинство населе­ния принадлежит к одной нацио­нальности(Япония), и многонацио­нальные (Китай, Россия, США);
4) по географическому положе­нию: страны, не имеющие выхода к морю (Чад,Монголия); примор­ские (Индия, Колумбия); остров­ные (Япония, Куба);
5) по государственному строю: монархии, где власть принадле­жит монархуи передается по на­следству (Бруней, ОАЭ, Велико­британия); и республики, гдезако­нодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная —правительству (США, ФРГ);
6) погосударственному устройству: унитарные (Франция, Венгрия) и федеративные(Индия, Россия, США).   В  унитарном государстве существует единая  конституция, единаяисполнительная и законо­дательная власть, а администра-тивао-территориальные  единицы наделены незначительными полно­мочиями. В федеративномгосудар­стве наряду с единой конституцией имеют место также законода­тельныеакты административно-территориальных единиц, кото­рые не противоречат единойкон­ституции.
В типологии стран, основанной на учете социально-экономическихпризнаков, выделяются страны со­циалистические (Куба, Китай, КНДР и др.),капиталистические (США, ФРГ и др.), развивающие­ся (Бразилия, Эфиопия, Малайзияи др.). Эта типология основывается на существовании в мире капита­листических исоциалистических обществ и в настоящее время счи­тается устаревшей.
В типологии стран по уровню социально-экономического разви­тиявыделяются развитые и разви­вающиеся страны. Критерии дан­ной типологии —уровень экономи­ческого развития, экономический потенциал, доля страны вмировом производстве, структура экономи­ки, участие в международном гео­графическомразделении труда. Обобщающий показатель — вало­вый внутренний продукт (ВВП) иливаловый национальный про­дукт (ВНП) на душу населения. В данной типологиивыделяются экономически развитые страны (где особо рассматриваются страны«большой восьмерки») и разви­вающиеся страны. Развивающиеся страны неоднородныи тоже весь­ма разнообразны: страны средне-развитого капитализма (Бразилия,Мексика, Венесуэла и др.); новые индустриальные страны (Респуб­лика Корея,Тайвань); страны—
экспортеры нефти (Саудовская Аравия, Кувейт и др.); страны, от­стающие всвоем развитии (Афга­нистан, Кения, Непал).
Место любой страны в типоло­гии не постоянно и может изме­няться современем.
2.
НТР — коренной качественны» переворот в производительных си­лахчеловечества, основанный нь превращении науки в непосредст­веннуюпроизводительную силу общества, в ведущий фактор раз­вития общественногопроизво–ства.
Характерные черты НТР:
— универсальность,
— чрезвычайное ускорение на­учно-технических преобразований.
— коренное изменение роли че­ловека в процессе производства,
— ориентация на использова­ние научно-технических достиже­ний в военныхцелях.
Характерные черты НТР прояв­ляются во всех ее составных час­тях.
1) В науке — превращение нау­ки в непосредственную производи­тельнуюсилу, рост наукоемких производств.
2) В технике и технологии — преобладание революционного пу­ти развития,«микроэлектронная революция».
3) В производстве — развитие по шести главным направлениям —электронизация, комплексная атматизация, перестройка энерге­тическогохозяйства, производство новых материалов, ускоренное развитие биотехнологии, изуче­ниеи использование космоса.

4) В управлении — появление кибернетики (науки об управлении иинформации), «информационный взрыв», создание автоматизированных системуправления, вычислительных центров.
3.
Определить по картам основ­ные центры размещения отраслей хозяйства иобъяснить их, исполь­зуя знания о факторах размеще­ния производства.
Билет № 2
1. Основные формы государственного управления иадминистративно-государственного устройства стран.
2. Состав и структура мирового хозяйства, их изменение в эпоху НТР.
3. Характеристика по статистическим материалам половозрастного составанаселения одной из стран.
1.
Формы государственного упра­вления.
1. Монархии — государства, где власть принадлежит одному чело­веку ипередается по наследству: а) абсолютные монархии — власть монарха ничем неограничена (Бу­тан, Оман, Кувейт и др.); б) теокра­тические монархии — главагосу­дарства является одновременно его религиозной главой (Ватикан); в)конституционные (парламент­ские) монархии — власть монарха ограниченапарламентом, «мо-
нарх царствует, но не правит» (Ве­ликобритания, Норвегия, Япония и др.).
Примеры стран с монархиче­скими формами правления: Лих­тенштейн(княжество — конститу­ционная монархия), Испания (ко­ролевство —конституционная мо­нархия), Люксембург (великое герцогство — конституционная мо­нархия),Бахрейн (эмират — абсо­лютная монархия), Япония (импе­рия — конституционнаямонар­хия).
2. Республики — государства, где законодательная власть обыч­нопринадлежит парламенту, а ис­полнительная — правительству; высшейгосударственной властью является выборный представитель­ный орган, главагосударства так­же избирается: а) президентские республики — президент имеетбольшие полномочия, возглавляет правительство (США, Бразилия, Аргентина и др.);б) парламентар­ная республика — правительство возглавляет премьер-министр, пре­зидентобладает меньшими полно­мочиями, чем в президентской республике (Италия, ФРГ,Индия и др.).
Большинство государств в ми­ре — республики. Форма государ­ственногоуправления не определя­ет уровень экономического разви­тия страны.
Административно-территориаль­ное устройство стран.
1. Унитарные — административ­но-территориальныеединицы под­чиняются непосредственно цен­тральному правительству (Фран­ция, Великобритания, Израиль,Перу и др.)- Большинство стран в мире — унитарные.
2. Федеративные — наряду с федеральными законами и органа­ми властисуществуют другие госу­дарственные образования (респуб­лики, штаты, провинции,кантоны и др.), имеющие определенную по­литическую и экономическую само­стоятельность(Австрия, Бельгия, Федеративная Республика Ниге­рия, Швейцарская конфедерация идр.).
Административно-территориаль­ное устройство страны обычно яв­ляетсярезультатом действия эко­номических, исторических, нацио­нальных, культурных идругих факторов.
2.
Мировое хозяйство — историче­ски сложившаяся совокупность на­циональныххозяйств всех стран мира, связанных между собой все­мирными экономическими отно­шениями.В основе всемирных экономических отношений лежит мировой рынок, обеспечивающийобмен товарами между странами. Существование рынка определяет­ся международнымгеографическим разделением труда (МГРТ), которое выражается в специализа­цииотдельных стран на производ­стве определенных видов товаров и услуг. Примерыотраслей междуна­родной специализации: Япония — автомобили, Саудовская Аравия —нефть, Канада — зерно.
Формирование мирового хозяй­ства — процесс исторический. Структурамирового хозяйства из­меняется во времени. До 1917г. оно былокапиталистическим, затем, после образования мировой социалистической системы,приоб­рело двуединую структуру (миро­вая капиталистическая и мироваясоциалистическая системы хозяй­ства). Сейчас мировое хозяйство рассматриваетсякак единое, охва­тывающее все страны мира вне за­висимости от уровня экономиче­скогоразвития или политического строя. Мировое хозяйство можно рассматривать с точкизрения от­раслевой структуры. Тогда в нем будут выделяться структурные единицы:промышленность, сель­ское хозяйство, транспорт, тор­говля.
НТР повлияла на мировое хо­зяйство. Это выражается: 1) в ус­корениитемпов мирового эконо­мического роста; 2) в изменении отраслевой структуры: а)возраста­ет роль непроизводственной сферы,
б) увеличивается роль промышлен­ности (в самой промышленности растетзначение обрабатывающей),
в) появляются все новые отрасли и подотрасли (в т. ч. новейшие и нау­коемкие),г) создаются межотрас­левые комплексы; 3) в изменении территориальнойструктуры: а) по­являются новые факторы разме­щения производства, б) старыефакторы обретают новое содержа­ние.
3.
Определить относительную чис­ленность лиц разных возрастных групп(преобладание лиц опреде­ленного возраста). Определить со­отношение мужчин иженщин, сделать выводы о принадлежности страны к определенному типу вос­производстванаселения.
Билет № 3
1. Географическая среда и ее роль в жизни общества.
2. Факторы, влияющие на раз­мещение производительных сил, и их изменениев эпоху НТР.
3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населениястраны.
1.
Географическая среда — это та часть земной природы, с которойчеловечество непосредственно взаи­модействует в своей жизни и про­изводственнойдеятельности. Она играет огромную роль в жизни че­ловечества: служит средой егооби­тания, является источником ре­сурсов, влияет на здоровье и на­строение, надуховную культуру. Чем разнообразнее географическая среда, тем, как правило,лучше ус­ловия общественного развития.
История человеческого обще­ства — история взаимодействия его с природой,географической средой. Эти отношения противоре­чивы. С одной стороны, человекизменяет природу, использует ее, приспосабливает для своих нужд. С другойстороны, географическая среда оказывает значительное вли­яние на развитиеобщества. В ре­зультате деятельности человека природе наносится вред, иногданепоправимый. Изменяется среда обитания человека, и встает вопрос о здоровье ивыживании всего че­ловечества. В XXвеке «давление»человека на природу резко возрос­ло. 60% территории суши занима­ютантропогенные ландшафты.
Общество использует все больше ресурсов, одновременно увеличи­ваетсяколичество отходов, попа­дающих в географическую среду. Для решения проблемыистоще­ния природных ресурсов и загряз­нения окружающей среды необхо­димообъединять усилия всех стран.
2.
1) Фактор территории;
2) фактор ЭГП (разновидности ЭГП — центральное, глубинное, соседское,приморское);
3) природно-ресурсный фактор (в добывающей промышленности сдвиг в районынового освоения — северные районы, шельфовые зо­ны);
4) транспортный;
5) фактор трудовых ресурсов (значение приобретает качество трудовыхресурсов);
6) фактор территориальной кон­центрации;
7) фактор наукоемкости (приоб­ретает все большее значение);
8) экологический фактор (при­обретает все большее значение).
3.
Определить, какие возрастные группы преобладают, рассмотреть соотношениелиц пожилого и дет­ского возраста с людьми среднего возраста. Сделать выводы орож­даемости и смертности. Рассмот­реть соотношение мужчин и жен­щин,проанализировать общую форму пирамиды, соотнести ин­формацию о половозрастномсоста­ве населения страны с признака­ми типов воспроизводства населе­ния исделать вывод.
Билет № 4
1. Природопользование. Примеры рационального и нерациональногоприродопользования.
2. Общая экономико-географическая характеристика странЗападной Европы.
3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (повыбору учителя) и объяс­нение причин различий.
1.
Человечество с древнейших вре­мен использовало природу в хозяй­ственныхцелях (охота, собира­тельство, рыболовство). На протя­жении всей историипроисходило расширение связей в системе при­рода — человек. В сферу человече­скойдеятельности включались все новые виды природных ресурсов. Росла численностьнаселения, уве­личивались масштабы производст­ва, происходило изменение естест­веннойприродной среды в резуль­тате человеческой деятельности. В настоящее времяактивная роль человека в использовании приро­ды нашла свое отражение в приро­допользованиикак особой сфере хозяйственной деятельности. При­родопользование —совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освое­нияи преобразования окружаю­щей среды.
Рациональное природопользова­ние — такой тип взаимоотношения человеческогообщества с окру­жающей средой, при котором об­щество управляет своими отноше­ниямис природой, предупреждаетнежелательные последствия своей деятельности.Примером может служить создание культурных ландшафтов; применение техноло­гий,позволяющих более полно пе­рерабатывать сырье; повторное ис­пользование отходовпроизводст­ва, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п.
Нерациональное природополь­зование — тип взаимоотношения с природой, прикотором не учиты­ваются требования охраны окру­жающей среды, ее улучшения (по­требительскоеотношение к приро­де). Примеры такого отношения — это неумеренный выпас скота,под-сечно-огневое земледелие, истреб­ление отдельных видов растений и животных,радиоактивное, тепло­вое загрязнения среды.
В настоящее время большинство стран проводит политику рацио­нальногоприродопользования, соз­даны специальные органы охраны окружающей среды,разрабатыва­ются природоохранные програм­мы и законы. Важна совместнаядеятельность стран по охране при­роды, создание международных проектов.Сохранение окружаю­щей среды — важнейшая общече­ловеческая проблема. Совершенст­вованиерационального природо­пользования — одна из основных задач современности.
2.
ЗападнаяЕвропа — это более 20 государств, отличающихся истори­ческим, этническим,природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием. Запад­ноевропейскийрегион — один измощных центров мировой эконо­мики в современном мире.
ЭГП определяется приморским положением большинства стран, такжеположением на главных ми­ровых морских путях, ведущих из Европы в Америку,соседским компактным положением стран но отношению друг к другу; бли­зость комногим развивающимся гтранам означает близость к источ­никам сырья. СтраныАфрики и Азии поставляют в Западную Ев­ропу дешевую рабочую силу.
Страны региона расположены в благоприятных природных услови­ях: хорошеесочетание равнинных?.. горных форм рельефа, умерен­ный климат,плодородные почвы. Обеспеченность стран минеральны­ми ресурсами неоднородна.Про­мышленные запасы нефти имеются з Нидерландах, Франции; угля — з ФРГ(Рурский бассейн), Велико­британии (Уэльский бассейн, Нью-каслский бассейн);железной руды — во Франции (Лотарингия), Швеции; руд цветных металлов — з ФРГ,Испании, Италии; калий­ных солей — в ФРГ, Франции и 1р. Но в виду того, чтостраны За­падной Европы давно встали на туть промышленного развития, многиеместорождения близки к истощению. В отдельных странах эстро стоит проблемапервичных •нергоресурсов. Западная Европа обеспечена минеральным сырьем 1уже, чемСеверная Америка, что тсиливает ее зависимость от им­порта сырья. Северные изападные части Западной Европы неплохо хюспечены ресурсами пресных юд. Крупныеречные артерии — Дунай, Рейн, Луара. В Норвегии3/4 всей электроэнергии дают гид­роэлектростанции.Характерной чертой региона является практи­чески полное отсутствие естествен­ныхландшафтов.
Для населения стран Западной Европы характерен процесс «ста­рения», чтообъясняется снижени­ем естественного прироста и увели­чением среднейпродолжительно­сти жизни. На демографических показателях сказываются послед­ствиявторой мировой войны. Из-за этого возникают проблемы в сфере трудовых ресурсов,в облас­ти социального обеспечения пожи­лых людей.
Западная Европа — один из са­мых урбанизированных регионов мира.Лондонская и Парижская агломерации принадлежат к числу самых крупных в мире.
Западная Европа — один из эко­номических центров мира; являет­ся важнымфинансовым центром (Лондон и Цюрих — финансовые столицы). По темпам экономиче­скогоразвития регион в послед­ние годы стал отставать от США и Японии. Отставаниеобнаружилось прежде всего в наукоемких отрас­лях — микроэлектронике, биотех­нологиии др.
Энергетика. Базируется как на собственных ресурсах (нефтьи газ шельфа Северного моря, газ Нидер­ландов, уголь ФРГ и Великобрита­нии),так и на привозных. В стра­нах Северной и Южной Европы большое значение имеютгидроре­сурсы. Исландия использует в ка­честве источников энергии выхо­дытермальных вод. Регион лиди­рует в мире по развитию атомной энергетики.
Черная металлургия. Старые металлургические районы: Рур в ФРГ,Лотарингия во Франции. Ори­ентация на импорт железной руды привела к сдвигупредприятий черной металлургии к морю — Та­ранто в Италии, Дюнкерк во Фран­ции,Бремен в ФРГ.
Цветная металлургияисполь­зует концентраты руд из Африки и Азии. Еетерриториальная струк­тура меняется медленнее, чем в черной металлургии.
Машиностроениеопределяет ин­дустриальное лицо Западной Ев­ропы.Крупнейший в мире про­изводитель и экспортер машин и оборудования, станков, кузнечно-прессовогооборудования, оптики. Велико значение транспортного ма­шиностроения, особенноавтомоби­лестроения: фирмы «Фольксва­ген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат»(Италия), «Вольво» (Шве­ция). Машиностроение представ­лено практически в каждомкруп­ном городе.
Химическая промышленность. ФРГ производит красители и пла­стмассы,Франция — синтетиче­ский каучук, Бельгия — химиче­ские удобрения и соду, вШвеции и Норвегии развита лесохимия, в Швейцарии — фармацевтика.
Изменения в географии промы­шленности Западной Европы свя­заны сформированием крупных портово-промышленных комплек­сов (Роттердам вНидерландах, Марсель во Франции и др.), освое­нием нефтегазоносных месторож­денийСеверного моря, индустриа­лизацией менее развитых стран, децентрализацийпромышленно­сти.
Сельское хозяйствохарактери­зуется чрезвычайно высокой про­изводительностью.Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Основной типсельскохозяйственного предприя­тия — ферма. В большинстве стран преобладаетживотноводство. В За­падной Европе собирают самые вы­сокие в мире урожаипшеницы. Выращивают ячмень и кукурузу, картофель; из технических куль­тур —сахарную свеклу (Франция, ФРГ, Италия). В Южной Европе развито виноградарство,выращи­вание маслин, миндаля, граната. Италия — первая страна в мире попроизводству вин и сбору виногра­да, Испания — по сбору маслин.
Транспорт высокоразвит. Име­ется густая сеть автомобильных дорог. Велика рольморского тран­спорта (Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург — крупней­шиепорты). Растет значение тру­бопроводного и воздушного транс­порта. Большоезначение имеет тоннель под Ла-Маншем.
Ведущими странами Западной Европы являются страны — члены «большойсемерки» — ФРГ, Фран­ция, Великобритания, Италия.
Для региона характерен высо­кий уровень региональной эконо­мическойинтеграции, объедине­ние стран в Европейский Союз; от­крытие государственныхграниц в рамках Единого европейского эко­номического пространства.
3.
По карте плотности населения определите среднюю плотность на­селения указанныхстран, объяс­ните различия с учетом того, что на среднюю плотность населениявлияют природные, исторические, экономические и демографические причины.Необходимо обратить внимание на ограниченность при­менения показателя среднейплот­ности населения.
Билет № 5
1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценкаресурсообеспеченности страны.
2. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Видытранспорта и их особенности. Транспорт и окру­жающая среда.
3. Определение и сравнение показателей прироста населенияв разных странах (по выбору учителя).
1.
Природные ресурсы — компо­ненты природы, которые на дан­ном уровнеразвития общества ис­пользуются или могут быть ис­пользованы в качестве средствпроизводства и предметов потреб­ления.
Природные ресурсы — катего­рия историческая, связанная с из­менениемпотребностей и возмож­ностей общества, развитием науки и техники на разныхисториче­ских этапах. Например, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветныхметаллов и энергетиче­ских ресурсов. Существуют разные подходы к классификацииприрод­ных ресурсов. По происхождению выделяются минеральные, вод­ные,ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климати­ческие, космическиересурсы. По исчерпаемости выделяются исчер-паемые и неисчерпаемые. К пер­вымотносятся возобновимые (био­логические, земельные, водные) и невозобновимые(минеральные). Ко вторым относятся климатиче­ские, энергия текучей воды, солн­ца,ветра.
По способу использования:аг-роклиматические, энергетические,рекреационные и т. п.
Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природныхресурсов и размерами их использования. Она выражает­ся запасами из расчета надушу на­селения или количеством лет, на которые должно хватить данного ресурсапри современных темпах добычи или использования. Оце­нить обеспеченность страныопре­деленным видом природных ресур­сов можно двумя способами. Пер­вый:разделить размеры запасов данного ресурса на современный объем добычи в год иполучить ко­личество лет, на которые данного ресурса должно хватить. Второй:разделить количество запасов дан­ного ресурса на численность населения страны иузнать, какое количество данного ресурса прихо­дится на душу населения. Количе­ственнооценив ресурсообеспечен-ность страны, необходимо сделать выводы о степени ее обеспеченно­стиданным ресурсом.
2.
Транспорт —третья ведущаяотрасль материального производ, ства, он составляет материальную основумеждународного разделения труда, воздействует на размещение производства,способствует развитию специализации и коопе­рирования, а также развитиюинтеграционных процессов.
Все пути сообщения, транспорт­ные предприятия и транспортные средства всовокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всехвидов транс­порта: увеличились скорости, вы­росла грузоподъемность, умножил­сяподвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительнорасширило возможно­сти транспортировки различных грузов.
Сухопутный транспорт. Желез­нодорожный: в эпоху НТР его рольснизилась, но остается важной в перевозке массовых промышлен­ных исельскохозяйственных гру­зов. Около 1/2 общей длины желез­ныхдорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). Погустоте железно­дорожной сети выделяется Европа.
Автомобильный:лидирует во внутригородских и пригородныхпассажироперевозках, велико зна­чение в междугородных и между­народныхперевозках. По длине ав­томобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; погустоте — Европа и Япония.
Трубопроводный:получил бы­строе развитие из-за роста добычи нефти игаза (США, Россия, Ка­нада).
Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5всей международ­ной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные гру­зы,в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольшийтоннажморского торгового флота у Японии, США, Греции, России и других стран. Наличиебольшого флота у Панамы и Либерии объяс­няется тем, что под флагами этих странплавают суда других круп­ных держав. Существует около 30 мировых портов(Роттердам, Гам­бург, Лос-Анджелес и др.). По раз­мерам морских перевозок выделя­етсяАтлантический океан. Огром­ное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.
Внутренний водный:по грузо­обороту выделяются США, Россия, Канада, ФРГ,Китай и Нидерлан­ды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов(Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в России).Главный район озерного судоходства — Великие озера США и Канада.
Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимает первое местов межконтиненталь­ных перевозках. Крупные авиаци­онные державы США, Россия, Япо­ния,Франция, Великобритания и др. Крупные аэропорты мира «О’Хара» (Чикаго), вДалласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (То­кио) и др.
Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природы. Природныепрепятствия (водные пространства, горы и т. п.) пере­стали быть непреодолимыми.Про­биваются тоннели в скалах, про­кладываются подводные тоннели, сооружаютсяискусственные вод­ные пути. Но одновременно растет отрицательное воздействиетранс­порта на природу (тепловое, шумо­вое, химическое и др. виды загрязнений).Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативноговоздействия транспорта.
3.
По статистическим данным оп­ределите естественный прирост для указанныхстран. Естествен­ный прирост является разницей между рождаемостью и смертно­стью.Сравните естественный при­рост указанных стран. Сделайте выводы, учитывая, чтона естест­венный прирост влияет социально-экономический фактор и уровень жизнинаселения. Нельзя забы­вать о механическом приросте на­селения (миграциях),который в отдельных странах играет большую роль.
Билет № 6
1. Минеральные ресурсы. Ви­ды минеральных ресурсов.Обеспеченность, закономерности размещения. Страны, выделяющиеся по запасамосновных видов минеральных ресурсов. Проблемы рационального использования.
2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран ЗападнойЕвропы.
3. Сравнительная характеристика по картам транспортных систем двух стран(по выбору учителя).
1.
Минеральные ресурсы — это природные вещества минерально­гопроисхождения, используемыедля получения энергии, сырья, ма­териалов ислужащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для ми­неральных ресурсовхарактерны: резкая неравномерность размеще­ния, невозобновляемость конкрет­ныхместорождений, возможность восполнения путем разведки и ос­воения новыхместорождений. В настоящее время используется бо­лее 200 видов минеральныхресур­сов. Запасы отдельных видов не одинаковы. Постоянно растут раз­мерыдобычи и разрабатываются новые месторождения.
Виды минеральных ресурсов. Топливные имеют осадочное про­исхождение,образуют угольные и нефтегазоносные бассейны (чехол древних платформ, ихвнутренние и краевые прогибы). Крупнейшие угольные бассейны расположены натерритории России, США, ФРГ и др. стран. Нефть и газ интенсив­но добываются вПерсидском зали­ве, Мексиканском заливе, Запад­ной Сибири.
К руднымотносятся руды ме­таллов, они приурочены кфунда­ментам и щитам древних плат­форм, есть и в складчатых облас­тях. Страны,выделяющиеся по запасам железной руды, — Рос­сия, Бразилия, Канада, США, Ав­стралияи др. Часто наличие руд­ных полезных ископаемых опреде­ляет специализациюрайонов и стран.
Нерудныеполезные ископае­мые имеют широкое распростране­ние. К ним относятся:апатиты, се­ра, калийные соли, известняки, доломиты и др.
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетанияполезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья,формирование крупных территориально-производ­ственных комплексов. Важно ра­циональноеиспользование ресур­сов — извлечение максимально воз­можного количестваресурсов, более полная переработка, комплексное использование сырья и т. п.
2.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
состоит из четырехкрупных терри­торий: Англии, Шотландии, Уэль­са, Северной Ирландии. Долгое вре­мя(до конца XIXв.) Великобрита­ния господствовала вмировом хозяйстве, так как здесь раньше, чем в других государствах, про­изошлапромышленная революция. Страна владела огромными коло­ниями, что давалопреимущества для развития хозяйства; узловое положение на перекрестке важней­шихморских транспортных маги­стралей обеспечивало ей широкие связи со всемирайонами земного шара. Важна роль и благоприятно­го сочетания природных условийи ресурсов (каменного угля, желез­ной руды, полноводных рек).
Сейчас Великобритания остается одной из ведущих держав мира. Вы­сокоиндустриальнаядержава, круп­ный экспортер капитала, создатель и координатор Содружества (преж­нееназвание Британское содруже­ство наций) — своеобразной формы ассоциации междуВеликобритани­ей и ее бывшими колониями.
Структура британской промыш­ленности типична для наиболееразвитых стран мира. Ведущаяроль принадлежит сложному и многообразномумашиностроению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайдсайд и др.). Хорошо разви­тыечерная и цветная металлургия работают в основном на импортном сырье (Шеффилд игорода побере­жья). После открытия на шельфе Северного моря месторождений нефтии газа новый импульс разви­тия получила химическая про­мышленность.
Сельское хозяйствовысокопро­дуктивное, ведущая роль принадле­житживотноводству (разведение крупного рогатого скота, овцевод­ство, свиноводствои птицеводство). Преобладают хозяйства, специали­зирующиеся на молочном живот­новодстве.Основное направление растениеводства — обеспечение скота кормами, 2/3посевной пло­щади занято под кормовые куль­туры. Заметную роль играет рыбо­ловство.Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье.
Транспорт.Основной грузообо­рот во внутреннихперевозках при­ходится на автомобильный транс­порт. Основные транспортные ма­гистралисходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим промышленным городам.Велико­британия имеет крупный морской и пассажирский флот. Развит авиа­ционныйтранспорт. Значение вод­ного и воздушного видов транспор­та очень велико,учитывая остров­ное положение страны.
В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южнойчасти находит­ся столица — Лондон, которая од­новременно является одним изкрупнейших портов в мире. Ак­тивная морская торговля и столич­ная роль — «лицо»южной части страны. Юго-восток — главная зо­на зерновых и технических куль­тур.Развито животноводство. На побережье — порты, военные базы, курорты.Саутгемптон — самый большой пассажирский порт Вели­кобритании. Центральнаячасть государства — родина угольной и фабрично-заводской промышлен­ности мира(металлургической, ме­таллообрабатывающей, текстиль­ной). Сейчас это почтинепрерыв­ная полоса промышленных городов со старыми, новыми и новейшимиотраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии —судостроение, сей­час быстро развивается химическая промышленность в результатераз­работки месторождений нефти и га­за Северного моря. В горной частиШотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной — молоч-яоеживотноводство и рыболовст­во. Ольстер — экономически наибо­лее отсталая частьстраны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.
Задачи региональной полити­ки — подъем депрессивных старо-сромышленныхрайонов и сглажи­вание диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; ин­дустриализацияи общее развитие •аиболее отсталых районов; огра-хнчение роста и «разгрузка»неко­торых крупнейших городов и го-аодских агломераций.
3.
Для анализа необходимо опре­делить пути сообщения, транспортныепредприятия и транспортные средства стран, так как транспортная системаскладывает­ся из этих элементов. Для стран с разным уровнем экономическогоразвития свойственны разные кон­фигурации транспортных систем и разное развитиеопределенных видов транспорта. Транспортная система развивающихся стран не­редкоимеет древовидную форму, «точкой роста» которой служит крупный морской порт,это связано с историей освоения и колониза­ции территории. В развивающих­сястранах, как правило, преобла­дает о