Фламандская живопись 17 века Ван Дейк Антонис Van Dyck Antoon (1599 Антверпен – 1641 Лондон) фламандский художник Художественное образование Ван Дейка: первый антверпенский период. Выходец из буржуазной антверпенской семьи Ван Дейк в возрасте 8 лет потерял мать. В октябре 1609 он поступает в ученики к художнику
Хендрику ван Балену которого оставил возможно в возрасте 16 или 17 лет и начал работать самостоятельно. Такой быстрый расцвет его таланта можно объяснить тем что Ван Дейк жил в Антверпене где блистало искусство Рубенса старшего современника художника. II февраля 1618 молодой художник вступил в гильдию св. Луки в Антверпене. Теперь он мог принимать заказы от своего имени.
С этой даты он становится помощником, но не учеником Рубенса; эта совместная работа обогатила его искусство. Его первые произведения (ок. 1616-1618) – серия полуфигур апостолов (Дрезден Картинная гал.; Безансон Музей изящных искусств) голова мужчины (Экс-ан-Прованс музей) этюд головы (Париж Лувр) – отмечены влиянием караваджистского реализма: мощная фактура,
широкие мазки, коричневые или красные тела блики света. Эти ранние произведения близки картинам Йорданса вместе с которым Ван Дейк работал в мастерской Рубенса. Рубенс делал эскизы по которым Ван Дейк исполнил картины “Вакханалия” (Берлин-Далем музей) Св. Амвросий и император Феодосии (Лондон
Нац. гал.); “Портрет Жаклин ван Кастр” (Брюссель Кор. музей изящных искусств) которые на протяжении долгого времени приписывались самому Рубенсу заметно повлиявшему на своего помощника. Однако наряду с этим Ван Дейк начинает свою собственную карьеру. Его картины “Св. Мартин и нищий” (ц. в Завентеме) и “Мученичество св.
Себастьяна” (Париж Лувр) своей тщательностью и идеализацией форм противостоят экзальтированности и мощи Рубенса. Вскоре Ван Дейк начинает свою карьеру портретиста; его Семейный портрет (Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж) по своей композиции и трактовке воротничков и тканей тесно связан с фламандской традицией. В портретах Ван Дейка изображение человеческого лица впервые избегает всех традиционных стилистических форм и приобретает
максимальную индивидуализацию; наоборот позы персонажей выражают новый идеал красоты торжественности и пышности (“Портрет Корнелиса ван дер Геста” Лондон Нац. гал.; “Автопортреты” СанктПетербург Гос. Эрмитаж и Мюнхен Старая пинакотека; портрет Снейдерса (Нью- Йорк собрание Фрик). В 1621 Ван Дейк несколько месяцев работает при английском дворе куда он был приглашен
графом Эранделом. Несмотря на вознаграждение от короля в 100 ливров он казалось не имел такого успеха как портретист Ян Мейтенс. В конце февраля 1621 он возвращается в Антверпен и с 3 октября этого же года предпринимает длительное путешествие в Италию. Итальянский период. 20 ноября 1621 Ван Дейк приезжает в Геную. На следующий год он отбывает в Рим где его принял кардинал
Бентивольо. В августе 1622 он живет в Венеции посещая все крупные художественные центры: Рим, Флоренцию, Палермо (осенью 1624), даже Марсель. В 1623-1627 он обосновывается в Генуе, где пишет портреты местной аристократии, а также получает многочисленные заказы на росписи в церквях. Италия углубляет его природный вкус к линейной гармонии и колориту. Особое влияние оказала на него венецианская живопись.
Такие картины как “Сусанна и старцы” (Мюнхен Старая пинакотека) и “Динарий кесаря” (Генуя гал. Палацо Бьянко) вдохновлены композициями Тициана а “Три возраста человека” (Виченца музей) – повторяет вероятно несохранившуюся работу Джорджоне. Одновременно Ван Дейк испытывает влияние болонской школы; в духе братьев
Карраччи написана картина “Мадонна с четками” (Палермо ораторий дель Розарио). Другая работа – “Св. Семейство” (Турин гал. Сабауда) написана в соответствии с принципом классической гармонии Корреджо. Оригинальность Ван Дейка больше всего проявляется в его картине “Распятие со св. Франциском и Бернаром и донатором” в ц.
Сан-Микеле близ Рапалло. Религиозное чувство здесь приобретает чувственный характер а блестящая фактура и колорит вызывают экзальтацию гибких и элегантных форм предвещая стиль рококо. В этот период художник возвращается к парадным портретам написанным Рубенсом в Генуе за четырнадцать лет до того. В “Портрете генуэзской дамы с дочерью” (Брюссель
Кор. музей изящных искусств) или в конном “Портрете Антонио Джулио Бриньо-ле-Сале” (Генуя гал. Палаццо Россо) он вносит утонченность и ищет идеал аристократической Генуи того времени. Отходя от строгого реализма он значительно уменьшает пропорции голов своих моделей и при этом удлиняет их силуэт (“Портрет маркизы
Бальби” Вашингтон Нац. гал.; “Портрет маркизы Спинола Дориа” Париж Лувр; Портерт Паолы Адорно Генуя гал. Палаццо Россо). Ван Дейк как колорист был очень разнообразным; в Портрете маркизы Каттанео (Вашингтон Нац. гал.) преобладают черный бистр и коричневые тона составленные из красного черного и золотого в то время как мощные аккорды яркого красного освещают
Портрет кардинала Бентивольо написанный в Риме в 1623 (Флоренция Палаццо Питти). Его влияние в Генуе испытали Строцци и Валерио Кастелло а в Палермо – Пьетро Новелли. Во время своего пребывания в Италии а также в первый антверпенский период Ван Дейк создал множество рисунков – подготовительных этюдов для больших композиций (в гамбургском музее хранятся рисунки к картине ”
Взятие под стражу” Мадрид Прадо) этюды с произведений Рубенса (“Страдания Иакова” Париж Лувр) и Тициана (альбом набросков – собрание герцога Девонширского). Для всех них характерно барочное неистовство – быстрые эскизы тушью пером или кисточкой. Линии то налезают друг на друга то нервозно ищут друг друга (”
Изгнание из рая” Антверпен Кор. музей изящных искусств; “Мученичество св. Екатерины” Париж Школа изящных искусств). Впоследствии Ван Дейк рисовал гораздо меньше и предпочитал рисункам пером или кистью этюды мелом. Второй антверпенский период. В конце 1627 Ван Дейк возвращается в Антверпен где в течение пяти последующих лет получает крупные заказы.
Его портреты отвечают требованиям буржуазии. Так портреты П. Стевенса (1627) Гаага Маурицхёйс; Кассель музей) отличаются от изображений итальянской аристократии – они связаны с фламандской традицией в них модель представлена по пояс они более сдержанны и психологически просты. Ван Дейк обращал все свое внимание на теплые тона лиц (“Портрет Анны Ваке” Гаага Маурицхёйс; “Портрет
Мартина Пепейна” (1632 Антверпен Музей изящных искусств). Фактура становится более легкой тонкой и единой (“Портрет Я. де Вале” Мюнхен Старая пинакотека; “Портрет Жана де Монфора” Вена Музей истории искусств). Он стал известен в Европе благодаря публикации сборника гравюр ”
Иконография Ван Дейка”, рисунки и гравюры которого были предназначены для распространения портретов знаменитых людей того времени. 80 листов гравированных Ворстерманом Болсвертом Понтиусом появились в 1636. Второе издание более полное вышло в 1645 уже после смерти художника; в этой второй серии сам Ван Дейк является автором лишь около 20 офортов – нескольких портретов художников в частности портреты
Лукаса Ворстермана Йоса де Момпера Яна Снеллинкса и свой автопортрет. Важное место в его творчестве того периода занимала религиозная живопись предназначенная для церквей в Антверпене, Мехелене, Генте, Куртре, Лонтермонде. Томная грация “Поклонения волхвов” (Лонтермонд ц. Богоматери), несколько пресное “Видение Блаженного
Августина” (Антверпен ц. Аугустейнкерк), слишком показное выражение горя в “Христе на коленях Богоматери” (Брюссель Кор. музей изящных искусств) – все это выражает глубокое религиозное чувство, чья барочная эстетика сегодня нас почти не трогает. Религиозное искусство Ван Дейка замечательно своей элегантностью, пропорциями и правдивостью (“Мадонна с донаторами” Париж Лувр), красотой изогнутых линий тела (”
Св. Себастьян” Мюнхен Старая пинакотека), тонкостью колорита и легкостью фактуры (“Бегство в Египет” там же). Две мифологические картины с изображением “Ринальдо и Армиды” заказанные в 1629 Эндимионом Портером представителем английского короля Карла I (Париж Лувр и Балтимор Музей искусства), а также композиция ”
Амур и Психея” (Лондон дворец Хэмптон Корт), на- писанная в Англии принесли Ван Дейку успех при дворе Карла I. Их поэтичная атмосфера изящные позы светлый и богатый колорит оказали влияние на французских художников XVIII в. таких как Лемуан, Куапель, Буше. Английский период. 1 апреля 1632 Ван Дейк прибыл в Лондон по приглашению сэра
Кенела Дигби. 5 июля того же года король дал ему титул “главного живописца на службе его величества” и он был возведен в дворянское достоинство. Его лондонская карьера была прервана двумя путешествиями во Фландрию; в 1634 в Брюсселе он написал “Портрет Кардинала- инфанта Фердинанда” (Мадрид, Прадо) нового правителя Фландрии, а также портреты придворных – маркиза де
Монкада (Париж, Лувр) и принца Томаса Савойского (Турин гал. Сабауда). Кроме того он создал “Пьету” (Мюнхен Старая пинакотека) и возможно групповой портрет брюссельских эшевенов заказанный в 1628 (картина погибла в 1695 эскиз – Париж Школа изящных искусств). По возвращении в Лондон в 1635 он задумал декорацию шпалерами Банкетного зала
Уайтхолла, где до того Рубенс расписал плафон. Картоны Ван Дейка были посвящены церемонии вручения ордена Подвязки, но скудность королевской сокровищницы не позволили осуществить этот проект в 1638. Во второй раз Ван Дейк покинул Лондон в 1640. Это был год его женитьбы на англичанке Мери Ратвен. Он отправился в Антверпен, где только что умер
Рубенс и затем – в Париж. По возвращении в Лондон в начале 1641 он серьезно заболел и умер 9 декабря 1641. Он похоронен в хоре собора св. Павла в Лондоне; на его надгробии король поместил эпитафию. Работая в своем особняке Блэкфрайерс Ван Дейк писал исключительно портреты – в период между 1632 и 1641 он создал около 400 полотен самых разных подчас даже небрежных. Его помощники исполняли многочисленные реплики, систематизировали некоторые эффекты, писали костюмы
и драпировки. Часто говорили об упадке стиля Ван Дейка в Лондоне; современные исследователи поддерживают это мнение. Вместе с тем в эти годы художник создал и подлинные шедевры – “Конный портрет Карла 1” (Лондон Нац. гал.) и “Портрет Карла I на охоте” (Париж Лувр) где король помещен в идеальное окружение гармонический фламандский
пейзаж легкость которого напоминает акварели с видами долин и лесов (Лондон Британский музей; коллекция герцога Девонширского). В портретах Роберта Рича графа Уорика (1635 Нью-Йорк музей Метрополитен) графа Страффорда (1636 собрание лорда Эгремонта) Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (собрание
Спенсера) изящный жест волна драпировок бледность желтого шафрана блеск серебристо-серого или киновари а также тонкие удлиненные лица Джеймса Стюарта герцога Леннокса (Нью-Йорк музей Метрополитен) графини Бедфорд (ок. 1640 собрание лорда Эгремонта) и Джона и Бернарда Стюартов (Лондон собрание Маунтбеттена) – передают состояние души, предвосхищая ранний романтизм.
Свободная манера Ван Дейка и мастерская группировка фигур в портрете Карла I (Турин гал. Сабауда) или в его последней работе – портрете принца Вильгельма Оранского и принцессы Марии Стюарт (1641 Амстердам Гос. музей) его виртуозность в изображении атласа и тканей имели огромный успех у английских (П. .Лели У. Добсон Гринхилл и Неллер) и фламандских (Ханнеман и
Г. Кок) портретистов. Искусство Ван Дейка вдохновит и французских художников XVIII в но особое влияние оно окажет на Рейнолдса и Гейнсборо главных представителей английской школы живописи XVIII в. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/