–PAGE_BREAK–Штатное расписание (форма № Т-3) применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом (см. Приложение 4).
Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом.
Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу (форма № Т-5) и приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу (форма № Т-5а) используются для оформления и учета перевода работника (ов) на другую работу в организации. Заполняются работником кадровой службы, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику (работникам) под расписку. На основании данного приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счете, вносится запись в трудовую книжку.
Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (форма № Т-6) и о предоставлении отпуска работникам (форма № Т-6а) применяется для оформления и учета отпусков, предоставляемых работнику (работникам) в соответствии с законодательством, коллективным договором, нормативными актами организации, трудовым договором (контрактом) (см. Приложение 5).
Составляются работником кадровой службы или уполномоченным лицом, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику под расписку. На основании приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счете и проводится расчет заработной платы, причитающейся за отпуск, по форме № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику».
График отпусков (форма Мг Т-7) предназначен для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работникам всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам. График отпусков — сводный график. При его составлении учитываются действующее законодательство, специфика деятельности организации и пожелания работника. График отпусков визируется руководителем кадровой службы, руководителями структурных подразделений, согласовывается с выборным профсоюзным органом и утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.
При переносе срока отпуска на другое время с согласия работника и руководителя структурного подразделения в график отпусков вносятся соответствующие изменения.
Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работниками (форма Ns Т-8) и приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работниками (форма № Т-8а) применяются для оформления и учета увольнения работника (работников). Заполняются работником кадровой службы, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику (работникам) под расписку (см. Приложение 6).
На основании приказа делается запись в личной карточке, лицевом счета, трудовой книжке, производится расчет с работником по форме № Т-61 « Записка-расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником».
Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9) и приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку (форма № Т-9а) применяются для оформления и учета направлений работника (работников) в командировки. Заполняются работником кадровой службы, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом. В приказе о направлении в командировку указываются фамилии и инициалы, структурное подразделение, профессии (должности) командируемых, а также цели, время и места командировок.
При необходимости указываются источники оплаты сумм командировочных расходов, другие условия направления в командировку. (см. Приложение 7)
Командировочное удостоверение (форма № Т-10) является документом, удостоверяющим время пребывания работника в служебной командировке. Выписывается в одном экземпляре работником кадровой службы на основании приказа (распоряжения) о направлении в командировку. В каждом пункте назначения делаются отметки о времени прибытия и выбытия, которые заверяются подписью ответственного должностного лица и печатью.
После возвращения из командировки в организацию работником составляется авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы.
Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма №Т-10а) используются для оформления и учета служебного задания для направления в командировку, а также отчета о его выполнении.
Служебное задание подписывается руководителем подразделения, в котором работает командируемый работник. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении в командировку.
Лицом, прибывшим из командировки, составляется краткий отчет о выполненной работе, который согласовывается с руководителем структурного подразделения и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом.
Приказ (распоряжение) о поощрении работника (форма №Т-11) и приказ (распоряжение) о поощрении работников (форма № Т-11а) применяются для оформления и учета поощрений за успехи в работе.
Составляются на основании представления руководителя структурного подразделения организации, в котором работает работник.
Подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику (работникам) под расписку. На основании приказа (распоряжения) вносится соответствующая запись в трудовую книжку работника.
Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф.№ Т-12) и табель учета использования рабочего времени (ф.№ Т-13) применяются для осуществления табельного учета и контроля трудовой дисциплины. Форма № Т-12 предназначена для учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, а форма № Т-13 — только для учета использования рабочего времени (см. Приложение 8). При использовании формы № Т-13 оплату труда начисляют в лицевом счете (ф. № Т-54), расчетной ведомости (ф. № Т-51) или расчетно-платежной ведомости (ф.№ Т-49). Бланки табеля с частично заполненными реквизитами могут быть созданы с помощью средств вычислительной техники. В этом случае форма табеля изменяется в соответствии с принятой технологией обработки данных.
Табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причин, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.
Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Эти расчеты производят: в расчетно-платежной ведомости (ф.№ 49) (см. Приложение 9).
В левой части этой ведомости записывают суммы начислений заработной платы по ее видам (сдельно, повременно, премии и разного рода оплаты), а в правой — удержания по их видам и сумму к выдаче. На каждого работника в ведомости отводят одну строку. Для выплаты заработной платы используют платежную ведомость (см. Приложение 10).
В ней указывают фамилии и инициалы работников, их табельные номера, суммы к выдаче и расписку в получении заработной платы. Расчетные и платежные ведомости применяют для расчетов с работниками за целый месяц (см. Приложение 11).
Аванс за первую половину месяца обычно выдают по платежным ведомостям. Сумму аванса определяют из расчета 40% заработка по тарифным ставкам или окладам с учетом отработанных работниками дней. Заработную плату выдают из кассы в течение трех дней. По истечении этого срока кассир против фамилий работников, не получивших заработную плату, делает отметку ‹‹Депонировано››, составляет реестр не выданной заработной платы и на титульном листе ведомости указывает фактически выплаченную и не полученную работниками сумму заработной платы. Сумма не выплаченной в срок заработной платы по истечении трех дней сдают в банк на расчетный счет.
На выданную сумму заработной платы составляется расходный кассовый ордер (ф. РКО-2), номер и дата которого проставляются на последней странице ведомости (см. Приложение 12).
Журнал регистрации платежных ведомостей (ф. № Т-53а) применяется для учета и регистрации платежных ведомостей по произведенным выплатам работникам организации. Ведется работником бухгалтерии.
Выплаты, не совпадающие со временем выдачи заработной платы (внеплановые авансы, отпускные суммы и т.п.), производятся по расходным кассовым ордерам, на которых делают пометку ‹‹Разовый расчет по заработной плате››.
Организации на каждого работника открывают лицевые счета (ф. №Т-54), в которых записывают необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу и др.), все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц. По этим данным легко рассчитать средний заработок за любой период времени (см. Приложение 13).
Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (ф. №Т-60) предназначена для расчета причитающейся работнику заработной платы и других выплат при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого или иного отпуска (см. Приложение 14).
Записка-расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (ф. №7-61) применяется для учета и расчета причитающейся заработной платы и других выплат работнику при прекращении действия трудового договора (контракта). Составляется работником кадровой службы или уполномоченным лицом.
Расчет причитающейся заработной платы и других выплат производится работником бухгалтерии. Для получения аванса за первую половину месяца в банк предоставляют следующие документы: чек, платежные поручения на перечисление денежных средств в бюджет по удержанным налогам на перечисление сумм, удержанных по исполнительным документам и личным обязательствам, а также на перечисление платежей на социальные нужды (в фонды — пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования)[10].
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКАМ
В современных условиях предприятия ищут новые модели оплаты труда. Прежде чем сконструировать механизм оплаты труда в новых условиях, нужно определить, что же такое заработная плата, то есть обстоятельно выявить суть и свойства экономической категории «зарплата» в изменившихся условиях. Определение заработной платы как доли общественного продукта (совокупного общественного продукта, национального дохода и т.п.), распределяемого по труду между отдельными работниками, противоречит рынку.
Здесь раскрывается только источник заработной платы, к тому не совсем конкретно называется этот источник. Кроме того — заработная плата распределяется не только по количеству и качеству труда, но ее размеры зависят и от фактического трудового вклада работника, от конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
2.1 Синтетический и аналитический учет расчетов по заработной плате
Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состоящим в списочном составе организации) по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям, работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
К данному счету могут быть открыты следующие субсчета:
70-1 ‹‹ Расчеты с сотрудниками, состоящими в штате организации ››;
70-2 ‹‹ Расчеты с совместителями ››;
70-3 ‹‹ Расчеты по договорам гражданско-правового характера ››.
Этот счет, как правило, пассивный. По кредиту счета отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсий и других аналогичных сумм, а также доходов от участия в организации, а по дебету — удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы оплаты труда.
Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным платежам.
Операцию по начислению и распределению оплаты труда, включаемой в издержки производства и обращения, оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счетов 20 ‹‹Основное производство›› (оплата труда производственных рабочих); 23 ‹‹Вспомогательные производства›› (оплата труда рабочим вспомогательных производств); 25 ‹‹Общепроизводственные расходы›› (оплата труда цехового персонала); 29 ‹‹Обслуживающие производства и хозяйства›› (оплата труда работников обслуживающих производств и хозяйств) и других счетов издержек (28,44,45,91,97);
Кредит счета 70 ‹‹ Расчеты с персоналом по оплате труда ›› на всю сумму начисленной оплаты труда.
Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, оборудования к установке и осуществлением капитальных вложений, отражают, как уже отмечалось в двух предыдущих главах, по дебету счетов 07,08,10,11,15 и кредиту счета 70 ‹‹Расчеты с персоналом по оплате труда››.
Пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств органов социального страхования отражают по дебету счета 69 ‹‹ Расчеты по социальному страхованию и обеспечению ›› и кредиту счета 70 ‹‹ Расчеты с персоналом по оплате труда ››.
Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, оплаты труда по работам, производимым за счет средств целевого финансирования и в процессе получения внереализационных или операционных доходов, отражают по дебету счетов 91 ‹‹ Прочие доходы и расходы ››, 84 ‹‹ Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) ››, 86 ‹‹ Целевое финансирование ›› и кредиту счета 70 ‹‹ Расчеты с персоналом по оплате труда ››.
Начисление доходов работникам организации по акциям и вкладам в его имущество оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 84 ‹‹ Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) ››;
Кредит счета 70 ‹‹ Расчеты с персоналом по оплате труда ››.
В некоторых организациях ввиду сезонности производства, отпуска работникам предоставляют в течение года неравномерно. Поэтому для более точного определения себестоимости продукции суммы, выплачиваемые работникам за отпуска, относят на издержки производства в течение года равномерными долями независимо от того, в каком месяце эти суммы будут выплачиваться. Тем самым создается резерв для оплаты отпусков работникам. Организация может создавать резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет.
Резервируемые суммы относят в дебет тех же счетов производственных затрат, на которые отнесена начисленная зарплата работников, и в кредит счета 96 ‹‹ Резервы предстоящих расходов ››.
По мере ухода рабочих в отпуск фактически начисленные им суммы за отпускной период списывают на уменьшение созданного резерва. При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:
Дебет счета 96 ‹‹ Резервы предстоящих расходов ››;
Кредит счета 70 ‹‹ Расчеты с персоналом по оплате труда ››.
Такой же записью оформляют начисление работникам вознаграждений за выслугу лет.
При начислении сумм ежегодных и дополнительных отпусков следует иметь в виду, что начисленные суммы отпусков включаются в фонд заработной платы труда отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце.
В случае перехода части отпуска на следующий месяц выплаченная работникам за эти дни сумма отпускных отражается в отчетном месяце как выданный аванс (по дебету счета 70 ‹‹ Расчеты служащим по оплате труда ›› и кредиту счета 50 ‹‹ Касса ››). В следующем месяце эту сумму включают в состав фонда оплаты труда и обычно отражают записью по начислению отпускных сумм (кредит счета 70 ‹‹ Расчеты с персоналом по оплате труда ›› и дебет счетов производственных затрат или счета 96 ‹‹ Резервы предстоящих расходов ››).
Заработную плату выдают из кассы в течение трех дней. По истечении этого срока кассир против фамилии работников не получивших заработную плату, делает отметку ‹‹задепонировано›› и составляет реестр не выданной заработной платы.
Перечисление не полученной в срок заработной платы оформляют следующей бухгалтерской записью:
продолжение
–PAGE_BREAK–Дебет счета 70 ‹‹ Расчеты с персоналом по оплате труда ››;
Кредит счета 76 ‹‹ Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ››, субсчет ‹‹ Расчеты с депонентами ››.
Остатки не выданной в срок заработной платы (задепонированных сумм) по истечении 3-х дней должны быть сданы в банк на расчетный счет. При этом составляют бухгалтерскую запись:
Дебет счета 51 ‹‹ Расчетный счет ››;
Кредит счета 50 ‹‹ Касса ››,
Учет расчетов с депонентами ведут в книге учета депонированной заработной платы, заполняемой по данным реестра не выданной заработной платы, Книгу открывают на год. Для каждого депонента в ней отводят отдельную строку, в которой указывают табельный номер депонента, его фамилию, имя, отчество, депонированную сумму и отметки о ее выдаче. Суммы, оставшиеся на конец года не выплаченными, переносят в новую книгу, открываемую также на год.
Аналитический учет по счету 70 ‹‹ Расчеты с персоналом по оплате труда ›› ведут в лицевых счетах рабочих и служащих (ф. № Т-54, Т-54а).
В конце года лицевые счета сдают на хранение. Срок хранения — 75 лет.
2.2 Учет удержаний из оплаты труда работников
Из начисленной работникам организации заработной платы, оплаты труда по трудовым соглашениям, договора подряда и по совместительству производят различные удержания, которые можно разделить на две группы: обязательные удержания и удержания по инициативе организации.
Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц, по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц.
По инициативе организации через бухгалтерию из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания:
долг за работником; ранее выданные плановый аванс и выплаты, сделанные в межрасчетный период;
в погашение задолженности по подотчетным суммам;
квартплата (по спискам, предоставленным ЖКО предприятиям);
за содержание ребенка в ведомственных дошкольных учреждениях;
за ущерб, нанесенный производству; за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей;
за брак; денежные начеты;
за товары, купленные в кредит;
подписная плата за периодические издания;
членские профсоюзные взносы;
перечисления сторонним организациям и в кассу взаимопомощи;
перечисления в филиалы Сберегательного банка.
В настоящее время налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с главой 23 части второй Налогового кодекса РФ в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями налоговым органам.
Налогоплательщиками налога на доходы с физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Не подлежат налогообложению: государственные пособия по безработице, беременности и родам; пенсии, суммы единовременной материальной помощи и ряд других доходов физических лиц.
Все сведения необходимые для расчета налога на доходы с физических лиц отражаются в Налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц, которая открывается на каждого работника.
Удержания по исполнительным листам. Порядок удержания алиментов определен Семейным кодексом РФ и Временной инструкцией о порядке удержания алиментов.
Удержания за причиненный материальный ущерб. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный организации, предусматривается ТК РФ.
Различают полную и ограниченную материальную ответственность.
Полная материальная ответственность возникает при заключении договора о полной материальной ответственности между организацией и работником, отвечающим за сохранность соответствующего имущества (состоящим в штате организации, совместителем, временным сезонным рабочим).
Ограниченную материальную ответственность несут работники за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, инструментов, специальной одежды и других предметов, выданных в личное пользование, если ущерб причинен в ходе трудового процесса. Данная ответственность не может превышать среднего месячного заработка виновного работника на день выявления ущерба.
Удержания из начисленной заработной платы отражают по: дебету счета 70 ‹‹ Расчеты с персоналом по оплате труда ›› кредиту счетов 68 ‹‹ Расчеты по налогам и сборам ›› (на сумму налога на доходы физических лиц), 28 ‹‹ Брак в производстве ›› (на суммы удержаний с виновников брака), 73 ‹‹ Расчеты с персоналом по прочим операциям ›› (на суммы за товары, проданные в кредит, по ссудам банков, по предоставленным, займам, на суммы, взысканные в возмещение недостач, уплаченных штрафов), 76 ‹‹ Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ›› (на суммы по исполнительным документам), других счетов.
Погашение задолженности перед бюджетом по удержаниям отражают по дебету счета 68 ‹‹ Расчеты по налогам и сборам ›› с кредита счета 51 ‹‹ Расчетные счета ››, а по алиментам — по дебету счета 76 ‹‹ Расчет с разными дебиторами и кредиторами ›› с кредита счетов 50 ‹‹ Касса ›› (при выдаче удержанных сумм из кассы), 51 ‹‹ Расчетные счета ›› (при переводе по почте или зачислении на счет получателя в Сберегательном банке).
Учет расчетов по возмещению материального ущерба осуществляют на счете 73 ‹‹ Расчеты с персоналом по прочим операциям ››, субсчет 2 ‹‹ Расчеты по возмещению материального ущерба ››.
В дебет счета 73 относят суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, с кредита счета 94 ‹‹Недостачи и потери от порчи ценностей›› (на балансовую стоимость недостающих и испорченных ценностей), счета 98 ‹‹Доходы будущих периодов›› (на разницу между балансовой стоимостью указанных ценностей и суммой, взыскиваемой с виновных лиц — как правило, рыночной стоимостью), счета 28 ‹‹ Брак в производстве ›› (за потери от брака продукции) и др.
2.3 Организация учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению
В соответствии статьей 24 второй части Налогового кодекса РФ с 1 января 2003г. ввели единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации и предназначенный для мобилизации средств, реализации права граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Объектом для налогообложения для исчисления налога признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков.
Детальный перечень объектов налогообложения, налоговая база, доходы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы изложены во второй части Налогового кодекса РФ.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому работнику о суммах выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.
Таблица 1.
Ставки единого социального налога.
Налоговая база на каждого работника нарастающим итогом с начала года
Пенсионный фонд Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Итого
До 100 000 руб
28%
4,0%
0,2%
3,4%
35,6%
От 100 001 до 300 000 руб
28 000 руб +15,8% с суммы превышающей 100 000 руб
4000 руб + 2,2% с суммы превышающей 100 000 руб
200 руб+0,1% с суммы превышающей 100 000 руб
3400 руб +1,9% с суммы превышающей 100 000 руб
35600 руб+20,0%с суммы превышающей 100 000 руб
От 300 000 до 600 000 руб
59600 руб.+7,9% с суммы превышающей 300 000 руб
8400 руб.+1,1% с суммы превышающей 300 000 руб
400 руб+0,1% с суммы превышающей 300 000 руб
7200 руб+0,9% с суммы превышающей 300 000 руб.
75600 руб+10% с суммы превышающей 300 000 руб.
Свыше 600 000 руб
83 300 руб+2,0% с суммы превышающей 600 000 руб
11 700 руб
700 руб
9 900 руб
105 600 руб+2,0% с суммы превышающей 300 000 руб
Налогоплательщики должны веси учет отдельно по каждому работнику о суммах выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.
Налогоплательщики представляют в Пенсионный фонд РФ в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.
Сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования РФ подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельные расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.
В сроки, установленные для уплаты налога, налогоплательщики обязаны представить в Фонд социального страхования РФ сведения о суммах: начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение; направленных ими на приобретение путевок; расходов, подлежащих зачету; уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.
В конце года каждая организация должна составить Налоговую декларацию по единому социальному налогу.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.01г. № 184-Ф3 для страхователей установлены тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимости от класса профессионального риска
Для учета расчетов по взносам на социальное страхование, в пенсионный фонд и на медицинское страхование используется пассивный счет 69 ‹‹ Расчеты по социальному страхованию и обеспечению ››, Этот счет имеет следующие субсчета:
1. ‹‹ Расчеты по социальному страхованию ››;
2. ‹‹Расчеты по пенсионному обеспечению››;
3. ‹‹Расчеты по обязательному медицинскому страхованию››.
Начисленные суммы в Фонд социального страхования, пенсионный фонд, в фонды обязательного медицинского страхования относят в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в кредит счета 69 ‹‹ Расчеты по социальному страхованию и обеспечению ››,
Часть сумм, начисленных в Фонд социального страхования, пенсионный фонд, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на детей и др.
Начисление работникам организации указанных пособий оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 69 ‹‹ Расчеты по социальному страхованию и обеспечению ››, субсчета 1 и 2;
Кредит счета 70 ‹‹ Расчеты с персоналом по оплате труда››.
Оставшуюся часть сумм отчислений по социальному страхованию перечисляют в соответствующие фонды. Перечисление оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 69 ‹‹Расчеты по социальному страхованию и обеспечению››, субсчета 1,2,3;
Кредит счета 51 ‹‹ Расчетный счет ››.
Начисленную оплату труда работников непроизводственной сферы и указанные отчисления на нее относят на счета целевых источников, предусмотренных сметами на содержание соответствующих объектов.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы подробно раскрыть и изучить организацию бухгалтерского труда, заработной платы и расчетов с рабочими и служащими на примере ООО «ИВА».
Основные задачи, которые необходимы для достижения поставленной цели заключаются, прежде всего, в том, чтобы создать экономически обоснованную и достоверную информацию о труде и его оплате, на основе конкретного предприятия, рассмотреть вопросы документирования и учета наличия и движения личного состава, использования рабочего времени, произвести расчет заработной платы и различных компенсационных выплат, а также сумм удержания от оплаты труда, отразить синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда, найти приоритетные направления совершенствования учета труда и заработной платы на ООО «ИВА», чтобы как можно быстрее и наиболее полно получать необходимую информацию.
III. УЧЕТ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ООО «ИВА»
Рассмотренные виды первичной документации и учета заработной платы в различных типах производств не исчерпывают все ее разновидности. В практике предприятий имеют место случаи оплаты за непредусмотренные технологическим процессом работы, в которых есть производственная необходимость. В таки случаях (сложность обработки детали ввиду несоответствия материалов, исправление допущенного брака и пр.) увеличиваются затраты труда и рабочим необходимо производить доплату за отклонения от нормальных условий работы. Рассмотрим учет труда и его оплаты в современных условиях на примере ООО «ИВА».
3.1 Краткая экономическая характеристика предприятия, на материалах которого выполнена выпускная работа
Общество с ограниченной ответственностью «ИВА» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ[11] и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 — ФЗ от 08.02.98 г.[12], является официальным дилером ООО «Калачевский порт», юридическим лицом и действует на основании законодательства РФ и Устава общества ООО «ИВА» зарегистрировано администрацией Ворошиловского района г. Волгограда 10.04.1997г. Общество имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, эмблему, штампы, бланки и другие реквизиты. Предприятие имеет самостоятельный баланс (см. Приложение 1).
Местонахождение предприятия: г. Волгоград, ул. Калинина 4.
Основными целями деятельности предприятия являются: расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли от основных видов деятельности, основанных на оптовой торговле полипропиленовыми мешками. Приоритеты реализации вышеперечисленных аспектов деятельности Общества определяются размерами имеющихся в ее распоряжении средств, конъюнктурой и ценами на рынке, исходя из условий стабильности ее финансовой и коммерческой деятельности.
Общество является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Участники отвечают по обязательствам Общества в пределах своих вкладов и уставный капитал.
Уставный капитал Общества формировался путем внесения его устроителями (физ. лицами в количестве 2 чел.) денежных вкладов на сумму 100 тыс. рублей.
Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.
Таблица 2.
Сравнительный анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «ИВА» за 2005-2006гг.
№№
Показатели
2002г
2003г
Отклонение
+;-
в %
1.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налогов)
48321010
59220080
10899070
22,6
2.
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
45860020
53691070
7831050
17,1
3
Валовая прибыль (стр.1-2)
2460990
5529010
3068020
124,6
4.
Прибыль (убыток) от реализации
830340
1579660
649820
69,8
5.
Операционные расходы
44020
278020
234000
531,6
6.
Прибыль (убыток) до налогообложения
886320
1301640
415320
46,9
7.
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
975890
4784010
599280
1,61
8.
Прибыль(убыток) от обычной деятельности
620420
823240
202820
32,7
9.
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года)
620420
823240
202820
32,7
10.
Среднесписочная численность работников, чел.
4
6
2
50
11.
Фонд начисленной заработной платы
380000
744000
1264000
55
продолжение
–PAGE_BREAK–Из приведенных видно, что ООО «ИВА» располагает финансовыми ресурсами. При росте товарной продукции в 2006 г. на 17,1%, валовая прибыль увеличилась на 124,6%, что на 306802 руб. больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Соответственно возросли и затраты на реализацию с 4402 руб. в 2005 г. до 27802 руб. в 2006г., что на 531,6% больше. Увеличение выручки от реализации товаров за отчетный период на 22,6% связано, прежде всего, с увеличением себестоимости продукции и соответственно с ростом цен на реализуемые товары.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности составила в 2005 г 886320 руб., а в 2006г. 1301640 руб., что на 46,9% больше. При этом чистая (нераспределенная) прибыль увеличилась на 20282 руб. или 32,7%.
В связи с расширением финансово-хозяйственной деятельности на ООО «ИВА» в 2006 году было принято 2 новых сотрудника, в то же время фонд заработной платы вырос на 55%. Это изменение оправдано не только ростом численности работников, но и происходящими в стране инфляционными процессами. С помощью последних данных можно вычислить среднюю заработную плату на ООО «ИВА». Для этого необходимо сумму фонда оплаты труда разделить на среднесписочную численность работников и на 12 месяцев. Таким образом, средняя заработная плата в организации в 2005 году составила около 7910,6 руб. (380000:4:12), а в 2006 году 10330,3 руб. (744000:6:12), из приведенного видно, что оплата труда работников увеличилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, но все равно ее размер ниже среднего уровня заработной платы.
Анализируя деятельность предприятия, мы видим, что общая сумма заработной платы за 2006 год составила 744000 руб. при общей сумме расходов на продажу 3851480 руб. следовательно, удельный вес оплаты труда в общей сумме издержек составил 19,3%.
Бухгалтерский учет в ООО «ИВА» ведется по журнально-ордерной форме учета и осуществляется в строгом соответствии с 2 Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ», утвержденном приказом Минфина России от 29.07.98г. с изменениями и дополнениями к нему[13], планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкций по его применению, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.10.2002г. № 94н[14] и другими нормативными актами с учетом последующих изменений и дополнений в них.
Начисление износа основных средств и нематериальных активов осуществляется линейным способом.
Списание материально-производственных запасов осуществляется при отпуске в производство и ином их выбытии.
Товары учитываются на счете 41 «Товары» по стоимости их приобретения без НДС. Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы» по стоимости их приобретения без НДС.
Себестоимость товаров и коммерческие расходы списываются на реализацию пропорционально отпущенной продукции.
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств проводится в следующих случаях:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления и порчи имущества;
в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуациях;
в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Переоценка основных средств осуществляется один раз в год, в соответствии с приказом Минфина РФ от 20.07.98. № 35.
Определение выручки от реализации продукции для целей налогообложения осуществляется по моменту ее оплаты. Организация осуществляет раздельный учет товаров, облагаемых по разным ставкам (10 и 20%).
3.2 Организация оплаты труда на примере ООО «Ива»
Рассмотрим, как производится подсчет основного и дополнительного заработка, на примере ООО «ИВА».
На данном предприятии применяется повременная форма оплаты труда, в основу расчета оплаты труда работника берется должностной оклад согласно штатному расписанию организации и количество отработанного работником времени. При этом если в течение месяца работник отработал все рабочие дни, то размер его заработка будет соответствовать его должностному окладу, если же отработано не все рабочее время, то оплата труда будет начислена лишь за фактически отработанное время. Также здесь существует система премирования. Премирование работников общества производится по решению руководителя организации, зависит от объема и результатов реализации товарной продукции.
За объявленное по приказу замечание работник лишается 10% премии, за выговор 25%, строгий выговор 50%.
Пример: Руководителю ООО «ИВА» Чаплыгину С.В. начислен оклад в размере 12000 руб. В январе 2006г. он отработал 12 рабочих дней (число рабочих дней в январе — 20). Следовательно, его заработок составит 7200 руб. (12000: 20 12).
Пример: Главному бухгалтеру Чалой О.В. в феврале 2006 года должна быть выплачена премия в размере 50% от должностного оклада (10000 руб.) с учетом фактически отработанного времени. Таким образом, при полностью отработанном времени ее заработок за месяц составил 15000 руб. (1000+10000,5).
На предприятии для выполнения некоторых работ, привлекаются работники со стороны, (например, для оформления вывески на магазин, витрин и т.д.). Между работником и предприятием заключается трудовое соглашение. Трудовое соглашение должно иметь обязательные реквизиты: место и дата его составления: наименование предприятия; должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего трудовое соглашение; содержание соглашения с указанием обязанностей предприятия и работника; срок выполнения работы и сумма оплаты труда; требования предъявляемые к качеству работы и порядок ее приемки; срок и порядок оплаты труда работнику; адреса сторон; подписи сторон; печать предприятия.
Трудовое соглашение должно быть зарегистрировано лицом, которому вменено в обязанность ведение трудовых книжек, либо в бухгалтерии предприятия. Соглашение составляется не менее, чем в 2 экземплярах: один выдается работнику исполнителю, другой остается у предприятия.
Работы, выполненные по трудовому соглашению, оплачиваются на основании счета — заявления исполнителя об оплате выполненных работ, который подают на имя руководителя предприятия лица, выполнившего работу по трудовому соглашению.
Согласно трудовому законодательству рабочим и служащим оплачивается и неотработанное время. В основе расчета сумм таких выплат лежит средний заработок, правила исчисления и применения которого устанавливаются соответствующими нормативными документами.
Также в организации практикуется начисление и выплата работникам премий, вознаграждений по итогам работы за год, а также оказывается материальная помощь, то размер указанных выплат включается в расчет среднего заработка работника следующим образом: за каждый месяц расчетного периода включается не более одной ежемесячной премии за одни и те же показатели.
Пример: В соответствии с принятым в организации положением о премировании работников за достижение количественных и качественных показателей работникам организации ежемесячно начисляется премия в размере 35% их должностного оклада. Если должностной оклад работника составляет 2500 руб., а ежемесячная премия — 875 руб., то при определении среднего дневного заработка работника для исчисления отпускных в фактический заработок должны быть включены суммы, полученные в соответствии с должностным окладом (7500 руб.) и начисленные премии (2625 руб.).
В случае если премии выплачиваются работникам за определенный период работы, например за квартал, то они подлежат включению в фактический заработок работника, используемый для расчета среднего дневного заработка, в размере 1/3 за каждый месяц расчетного периода.
Вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), начисленные за предшествующий календарный год, учитываются при подсчете среднего заработка в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления.
Пример. Работнику с должностным окладом 2400 руб. по итогам работы за 2006г. выплачено вознаграждение 5400 руб. Если работнику будет предоставлен отпуск в январе 2005г., то его фактический заработок за октябрь — декабрь 2006г. составит 8550 руб. {(2400 3) + (5400 :12 3)}.
Если же работнику будет предоставлен отпуск в феврале 2005г., то в этом случае фактический заработок работника за расчетный период (ноябрь, декабрь, январь) составит 8100 руб. {(2400 3) + (5400 :12 2)}
Если в течение отпуска работник был болен, то дни его болезни, подтвержденные официальным документом (больничным листом медицинского учреждения, согласно ст. 124 ТК РФ) в срок отпуска не засчитываются, а отпуск подлежит продлению на число дней временной нетрудоспособности (болезни).
Пример: 23 января 2005г. работнику ООО «ИВА» был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней до 20 февраля 2005г. В течение отпуска работник был болен 4 дня. В этом случае он вышел из отпуска на работу 24 февраля 2005г.
Рассмотрим наиболее типичные примеры расчета отпускных на ООО «ИВА».
Весь расчетный период отработан полностью.
Пример: Завгородцев И.В. отработал в марте 2005г. 10 дней, остальные дни находился в отпуске. Его оклад составляет 10000 руб., за 10 отработанных дней ему заплатили 5000 руб. (10000: 20 10). По приказу ему был предоставлен отпуск на 28 календарных дней. Три предшествующих событию месяца им были отработаны полностью. Таким образом, размер отпускных составит 9450руб. 95 коп {(1000 0+ 10000 + 10000): 3: 29,6 28}.
Каждый из трех месяцев расчетного периода отработан не полностью:
Пример: Главному бухгалтеру Чалой О.В. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с 1 апреля 2005г. Расчетный период, январь, февраль, март она отработала не полностью. В январе начислена заработная плата 3500 руб. за 9 календарных дней. В феврале 5000 руб. за 12 календарных дней. В марте 7500 руб. за 19 календарных дней. Рассчитаем отпускные.
Для этого сначала рассчитаем среднедневной заработок:
(3500 + 5000 + 7500): (9+ 12 + 19) = 400 руб.
Отпускные за 28 дней составят: 400 28 = 11200руб.
В расчетном периоде один или два месяца отработаны не полностью.
Пример. Карпутину М.В. установлен оклад 10000 руб. Он собрался идти в отпуск с 10 мая по 6 июня 2005г. В расчетный период войдут февраль, март, апрель. Февраль и март отработаны полностью, а в апреле им было отработано 17 календарных дней и начислено 6500 рублей.
Рассчитаем среднедневной заработок:
(10000 +10000 +6500): (29,6 + 29,6 + 17) = 340 руб. 78 коп.
Отпускные за 28 дней составят:
340,78 28 = 9730 руб. 84 коп.
Обычно отпуска предоставляются в течение года неравномерно. В целях равномерного включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на оплату отпусков ООО «ИВА» создает резерв на предстоящую оплату отпусков.
Бухгалтерский учет резерва на предстоящую оплату отпусков ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей», субсчет Резерв на оплату отпусков. Счет пассивный, фондовый. Создание резерва отражается следующей проводкой:
Дебет счета 44 ‹‹ Расходы на продажу››;
Кредит счета 96 ‹‹Резервы предстоящих расходов и платежей››.
Суммы, фактически начисленные на оплату отпусков:
Дебет счета 96 ‹‹Резервы предстоящих расходов и платежей››;
Кредит счета 70 ‹‹ Расчеты с персоналом по оплате труда››.
При журнально-ордерной форме образования резерва на оплату отпусков учитывается в ведомостях №12 и № 15.
По окончании года производится проверка (инвентаризация) начисленного резерва на оплату отпусков.
Сумма резерва должна быть показана по кредиту счета 96 ‹‹Резервы предстоящих расходов и платежей›› на 1 января следующего года. Если резерв начислен меньше, чем надо, производится его доначисление:
Кредит счета 96 ‹‹Резервы предстоящих расходов и платежей››,
Дебет счета 44. ‹‹Расходы на продажу››.
Если начисление больше, чем требуется, излишне начисленная сумма сторнируется той же проводкой.
Доплата за совмещение профессий. Нередко работник помимо своей основной работы берет на себя с согласия руководителя дополнительные обязанности по выполнению работы по другой профессии (специальности). При заключении трудового договора устанавливается размер доплаты за совмещение профессий.
Пример: На бухгалтера организации распоряжением руководителя возложены обязанности по ведению кассовых операций, так как должности кассира в штате организации нет. Должностной оклад бухгалтера — 10000 руб. Доплата за совмещение профессий — 2 МРОТ. Оплата труда за месяц составит 10600 руб. {(1000 + (300 2)}.
Доплата за замещение временно отсутствующего работника. Если работник наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, исполняет обязанности временно отсутствующего работника, например, в связи с болезнью, без освобождения от своей основной работы, то за выполнение этой работы производится доплата, размер которой устанавливается работодателем по соглашению с работником.
В случае если обязанности временно отсутствующего работника распределяются между несколькими работниками, то размер доплаты к основному заработку каждого работника рекомендуется определять в зависимости от сложности возложенной на него дополнительной работы.
Пример. В январе 2006г. обязанности временно отсутствующего главного бухгалтера были возложены на его заместителя и бухгалтера-кассира, которым распоряжением руководителя организации были установлены доплаты в размере 10 и 15% заработка главного бухгалтера соответственно. Заработок главного бухгалтера составляет 3000 руб. Таким образом, за выполнение обязанностей главного бухгалтера доплата заместителя 450 руб., бухгалтера-кассира — 300 руб.
Доплата за сверхурочные работы. Сверхурочными считаются работы, выполняемые сверх установленной продолжительности рабочего дня. При этом следует особое внимание обратить на то, что работы признаются сверхурочными независимо от того, выполнял работник свою основную работу или же работу, которая не входит в круг его обязанностей.
Согласно ТК РФ (ст.99) сверхурочные работы допускаются только в исключительных случаях.
К сверхурочным работам не допускаются: беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, работники моложе 18 лет, работники, обучающиеся без отрыва от производства в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, в дни занятий, работники других категорий в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Работа в сверхурочное время подлежит оплате за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы — не менее чем в двойном размере за каждый час сверхурочной работы.
Пример: В течение месяца рабочий сверхурочно отработал 6 ч. Часовая тарифная ставка 24 руб. Доплата работнику за часы сверхурочной работы составит 264 руб. {2 ( 24 +12 ) }+{ 4 (24 + 24 )}.
При сдельной оплате труда произведенная работником продукция должна быть оплачена исходя из сдельных расценок, увеличенных на 50% за первые два часа сверхурочных работ и на 100% за каждый последующий час работы.
В случае если работник выполнял сверхурочные работы в выходным дни, то выполненная им работа должна быть оплачена не менее чем в двойном размере.
Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состоящим в списочном составе организации) по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям, работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
К данному счету могут быть открыты следующие субсчета:
70-1 ‹‹ Расчеты с сотрудниками, состоящими в штате организации ››;
70-2 ‹‹ Расчеты с совместителями ››;
70-3 ‹‹ Расчеты по договорам гражданско-правового характера ››.
Операцию по начислению и распределению оплаты труда, включаемой в издержки производства и обращения, оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счетов 20 ‹‹Основное производство›› (оплата труда производственных рабочих); 23 ‹‹Вспомогательные производства›› (оплата труда рабочим вспомогательных производств); 25 ‹‹Общепроизводственные расходы›› (оплата труда цехового персонала); 29 ‹‹Обслуживающие производства и хозяйства›› (оплата труда работников обслуживающих производств и хозяйств) и других счетов издержек (28,44,45,91,97);
Кредит счета 70 ‹‹ Расчеты с персоналом по оплате труда ›› на всю сумму начисленной оплаты труда.
В ООО «ИВА» расходы на оплату труда относят на счет 44 ‹‹ Расход на продажу ››, субсчет 11 ‹‹ Расходы на оплату труда ›› и начисление заработной платы отражают следующей проводкой:
продолжение
–PAGE_BREAK–