МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
НЛП И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТКИ 2 КУРСА
ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ГАНЕВОЙ МАРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ПРОВЕРИЛ
МОСКВА2003
План.
Введение.1.Основныетеоретические положения концепции НЛП. 1.1.Раскрытиепонятия НЛП. 1.2.Классификациясистем восприятия окружающей действительности: 1.2.1.Похарактеру восприятия. 1.2.1.2.Визуальные. 1.2.1.3.Аудиальные. 1.2.1.3.Кинестетические. 1.2.2.Поструктуре мышления. 1.2.2.1.Ведущая. 1.2.2.2.Предпочитаемая. 1.2.2.3.Референтная. 1.3.Синестезия иперевод. 1.4.Диагностикарепрезентативных систем. 1.4.1.Взаимосвязьязыка и репрезентативных систем.
1.4.2.Предикаты. 1.4.3.Глазныесигналы доступа 1.4.4.Другиесигналы доступа.
2.Психологическиепроблемы стилей обучения.
2.1.Стили обучения.Взаимосвязь НЛП-систем восприятия и стилей обучения.
2.2.Проблемы, возникающиепри несовпадении репрезентативных систем учителя и ученика (группы рискаучащихся).
2.3.Методы индивидуального подхода кобучению.
2.4.Какизбежать усреднения учащихся.
Выводы.
Заключение.
Введение.
Современная школа движется внаправлении поиска методов обучения, ориентированных на учет индивидуальныхособенностей личности, т.е. методов, которые бы не усредняли учеников, неподгоняли их под общепринятую планку образца, а наоборот, как можномаксимальнее развивали бы индивидуальные особенности каждого.
Традиционная школа, как правило,стремилась учить всех одинаково. Конечно, говорились слова об индивидуальныхособенностях ученика, о дифференцированном подходе. Но речь, зачастую, шла отом, насколько соответствует или не соответствует ученик принятым методам исодержанию обучения. Дифференциация обучения фактически сводилась (и, увы,часто сводится) к селекции детей, которые смогли адаптироваться к особенностямконкретной педагогической системы. Многие педагоги и школьные психологи видятразрешение всех школьных проблем в создании классов для «сильных и слабых».Учить по-разному означает необходимость хорошо учить адаптированных детей ивозможность плохо учить неадаптированных, «трудных» детей, т.е. предъявлять кним низкие требования.
Что же противопоставляет этомуунифицирующему подходу педагогика гуманистическая? Во-первых, индивидуальныеособенности каждого она воспринимает не как помеху, а как благо. Во-вторых,признавая единство педагогических целей, она призывает учителя находить дляразных детей разные подходы.
Одним из таких, интересующих нас подходовявляется идея рассматривать класс не как единого обобщенного ученика, а какансамбль учебных стилей, разнообразие которых является основанием дляиндивидуального, личностного подхода.
Итак, тема курсовой работы крайнеактуальна. Дело в том, что в настоящее время успех должен быть достигнут каждымучеником, ведь образование, образно говоря, – это билет в будущее.Следовательно, основной задачей педагога является помочь ученику наиболееэффективно усвоить информацию и научить применять ее на практике. А для этогонеобходим индивидуальный подход к каждому. Внимательное отношение к стилямобучения – не самый простой способ помощи учащимся, но он самый эффективный извсех известных педагогам 1990-х годов. Он гораздо более продуктивен, чем поисксовершенной методологии. Ведь ни один метод не подходит для абсолютно всехучащихся.
Цель курсовой работызаключается в том, чтобы применить основные идеи, принципы и методики НЛП дляактуальной на сегодняшний день проблемы педагогики – индивидуальный подход к стилямобучения. Для реализации цели поставлены следующие задачи:
§ Ознакомиться стеоретическими разработками концепции НЛП.
§ Выявить педагогическийпотенциал НЛП, а именно: установить взаимосвязь между репрезентативнымисистемами (одно из основных понятий НЛП) и стилями обучения.
§ Изучить различныеописания индивидуального подхода к обучению в отечественной и зарубежнойлитературе.
§ При этом реферат имеетперед собой практическую задачу для гимназии, а именно: разработатьрекомендации для более индивидуального подхода к обучению ребенка.
Глава 1: основные теоретические положенияконцепции НЛП.
1.1.Раскрытиепонятия НЛП.
Нейро-лингвистическое программирование– быстро развивающееся направление прикладной психологии, одной из главныхзадач которого является установление эффективной коммуникации между людьми.Умение правильно общаться является серьезной проблемой для многих людей,поэтому развитие креативного мышления, овладение техникой общения ивзаимодействия, умение управлять как собой, так и другими людьми сегоднявыступает приоритетной задачей практической психологии, в частности, такой, какНЛП. Нейро-лингвистическое программирование – искусство и наука осовершенстве, исследование того, как выдающиеся люди достигали своихвыдающихся результатов и о том, как научить этому умению других людей.
За громоздким словосочетанием«нейро-лингвистическое программирование» скрываются три простые идеи:
1) Часть «нейро» (от греч. neuron – нерв) указывает наотношение к нервной системе, а именно: поведение человека берет свое начало впяти неврологических процессах: зрения, слуха, восприятия запаха, вкуса иприкосновения.
2) «Лингвистическая» частьпоказывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли иповедение и вступать в коммуникацию с другими людьми.
3) «Программирование»указывает на то, что мы заранее моделируем, просчитываем и подготавливаеммногоэтапные задачи для последующего их решения.
Итак, НЛП изучает внутренние процессычеловеческого мышления, поведения, а также технологию общения. Знакомство с НЛПубеждает в том, что данное направление является одним из наиболее эффективных визучении человека, его обучении и влиянии на него.
Человек живет в мире, который он не всостоянии до конца понять, исследовать и осознать. И, возможно, самоенеобъяснимое и из ряда вон выходящее явление – это он сам…уникальная и глубокаяличность. Развитие цивилизации предполагает информированность человека обокружающем его мире, но в первую очередь,– более глубокое постижение своей собственнойсущности. НЛП – один из многочисленных путей, ведущих к внутреннему миручеловека, с помощью которого мы и совершим наше путешествие.
1.2.Классификациясистем восприятия окружающей действительности.
1.2.1.Похарактеру восприятия.
Мыиспользуем свои органы чувств для восприятия внешнего мира, его исследования ипреобразования. Глаза, рот, нос, уши и кожа – наша единственная точкасоприкосновения с окружающей действительностью. Мир представляет собойбесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способнывоспринимать лишь малую часть этого разнообразия. И та часть, которую мывоспринимаем, фильтруется нашим уникальным опытом, культурой, языком,убеждениями, ценностями и предположениями. Каждый из нас живет в своейуникальной реальности, построенной на основе индивидуального опыта, и мыдействуем, соответственно, опираясь на эту реальность, на нашу модель мира.Однако сам мир всегда богаче и шире, чем те субъективные идеи, которые мы имеемотносительно него. Яркий пример: художник, лесоруб и ботаник, прогуливаясь полесу, получат весьма отличающиеся друг от друга переживания и заметят самыеразные вещи. Арабская поговорка гласит: «Как выглядит кусок хлеба, зависит оттого, голодны вы или сыты». Т.е. фильтры, которые мы накладываем на нашевосприятие, определяют тот мир, в котором мы живем.
Внутренним же отображением окружающейдействительности являются мысли. Но что такое мысли? Существует множестворазличных научных и философских ответов, и все же каждому из нас хорошознакомо, что представляет собой наше собственное мышление.
Когда мы думаем о том, что видим, слышим и ощущаем, мывоссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаеминформацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали. Мышлениеявляется очевидным и банальным действием, что мы никогда не задумываемся онем. Мы предпочитаем думать о том, о чем мы думаем, а не о том, как мы думаем.Мы также предполагаем, что другие люди думают точно так же, как и мы.
Одиниз способов мышления заключается в сознательном или бессознательномвоспроизведении картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов, которые мыпереживали. При воспоминании мы мысленно проходим через переживания, используя органы чувств внутренним способом, чтобы репрезентировать данныепереживания. Переживанием является сочетание воспоминаний и воображения.Большая часть мышления обычно представляет собой смесь таких воспоминаний исконструированных сенсорных впечатлений.
Мы используем одни и те женеврологические пути для внутренней репрезентации опыта и для непосредственногоего переживания. Одни и те же нейроны генерируют электрохимические заряды,которые могут быть измерены. Мысль имеет непосредственные физическиепроявления, мозг и тело представляют собой одну систему. Представьте, например,что вы едите фрукт. Фрукт может быть воображаемым, а вот слюноотделение — нет.
Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобывоспринимать мир, и внутренним способом, чтобы “репрезентировать”(перепредставлять) переживания самим себе. Способы получения, хранения икодирования информацию в сознании, — картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы- известны как репрезентативные системы. Репрезентативные системыподразделяются на визуальные, аудиальные и кинестетические.
Визуальная система может использоваться внешним способом,когда мы разглядываем мир, или внутренним, когда мы визуализируем. Точно так жеаудиальная система может подразделяться на прослушивание внешних звуков иливнутренних звуков. Ощущения относятся к кинестической системе. Внешняякинестика включает тактильные ощущения: прикосновения, температуру, влажность.Внутренняя кинестетика включает воспоминаемые чувства, эмоции и внутренниеощущения баланса и осознание состояния тела. Ощущения вкуса, вкусовая система,и запаха, обонятельная система, не являются столь же важными и часто включаютсяв кинестетическую систему. Они часто служат в качестве мощных и очень быстрыхсвязей с картинками, звуками и ощущениями, ассоциированными с ними.
Мы используем все три репрезентативные системы постоянно,хотя осознаем их не в равной степени, и имеем склонность отдавать предпочтениеодним по сравнению с другими. Например, многие люди имеют внутренний голос,который возникает в аудиальной системе, и создает внутренний диалог. Они перечисляютаргументы, вторично прослушивают речи, подготавливают реплики и, как правило,обсуждают различные вещи сами с собой. Тем не менее, это лишь один из способовмышления.
Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими.Можно визуализировать сцену, иметь ассоциированные с ней ощущения иодновременно слышать звуки, хотя может оказаться трудным обращать внимание навсе три системы в одно и то же время. Некоторая часть мыслительного процессавсе же останется неосознаваемой.
Наше поведение возникает из смесивнутренних и внешних сенсорных переживаний. В любой момент времени нашевнимание сосредотачивается на различных частях нашего опыта. Например, сейчасвы фиксируете свое внимание на странице данного текста и, вероятно, неосознаете, что ваш левый ботинок немного жмет… до тех пор, пока я не упомянулаоб этом. Во время набора этого текста, я большей частью осознаю свойвнутренний диалог, подстраивающийся под мою (весьма неутешительную) скоростьпечатания на компьютере. Глядя на клавиши, я ощущаю их под пальцами, так чтомои визуальный и кинестетический каналы используются внешним образом. Этоизменится, если я остановлюсь, чтобы визуализировать сцену, которую нужноописать.
Ни одна из систем не является абсолютнопредпочтительной, все зависит от того, что вы хотите сделать. Атлеты нуждаютсяв развитом кинестетическом осознании, музыканты – в хорошем слухе, трудно статьархитектором, не имея способности создавать ясные сконструированные образы.Умение, объединяющее всех гениев, заключается в том, что они свободно переходятот одной репрезентативной системе к другой.
1.2.2.Классификациярепрезентативных систем по структуре мышления.
Любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий:введение, обработка и оценка. В этой связи в НЛП выделяют три информационныесистемы активности человеческого мозга: ведущую (ввод информации),предпочитаемую (представление информации в сознании)и референтную(оценка информации). Каждая из перечисленных систем может бытьпредставлена визуально, аудиально и кинестетически. Рассмотрим каждую из нихболее подробно.
Чтобы репрезентировать информацию, еесначала нужно получить. Каждый человек имеет предпочитаемые им средствавведения информации. Совершенная память содержала бы полный набор картин,звуков, ощущений, запахов и вкусов первоначального переживания, но, чтобывосстановить его, мы обращаемся только к одной части набора.
Это, так называемая, ведущая система:внутренний канал, используемый в качестве ключа доступа к памяти. Ее такженазывают системой ввода, т.к. она поставляет нужную информацию длядальнейшего ее обдумывания, которое осуществляется уже с помощью первичной(предпочитаемой) системы.
Обычно человек использует все каналы восприятия, хотя взависимости от ситуации обращает внимание на один канал больше, чем на другой.Например, в художественной галерее мы будем находиться в визуальном мире, наконцерте же – в аудиальном. Но что самое удивительное: когда мы думаем, то внезависимости от предмета размышления, мы всегда придерживаемся какой-либоодной системы. Обычно это предпочтение проявляется в возрасте 10–12 лет.
Многие люди могут создавать ясные мысленные образы и думать картинками.Другие находят эту точку зрения трудной. Они могут долго рассуждать сами ссобой, тогда как другие основывают свои действия на ощущениях по отношению кситуации. Когда человек имеет тенденцию придерживаться одного каналавосприятия, то в НЛП этот канал называется его предпочитаемойсистемой.Вероятно, он оказывается более проницательным и способным делать более тонкиеразличения именно в этой системе, а не в других. Это значит, чтонекоторые люди по природе оказываются более талантливыми, чем остальные виспользовании определенного канала восприятия. В тех случаях, когдаопределенные органы утрачивают свои функции, то их компенсируют другие. Такогорода феномены общеизвестны. Например, слепые – «видят пальцами», а глухие –«слышат глазами» и т.д.
Референтная система отвечает заоценку информации, производя сверку полученного результата с искомым. С помощьюэтой системы осуществляется вывод результата, полученного после обработки. Онаявляется дополнительной характеристикой мышления, и в некоторых источниках ееобъединяют с первичной системой.
1.3Синестезия, перевод.
Богатство и размах мыслей зависит от способности устанавливать связи и передвигаться от одного способа мышления кдругому. Так, например, если у меня ведущая система является аудиальной, апервичная система – визуальной, то я буду вспоминать другого человека сначалапо звуку его голоса, а затем думать о нем в картинках.
Итак, мы получаем информацию, норепрезентируем ее внутри себя в другом канале. Звуки могут вызвать ввоображении визуальные воспоминания или абстрактные визуальные образы.Одновременная и неосознаваемая связь между ведущим и первичным каналамивосприятия называется синестезией. Некоторые из синестезийоказываются глубоко укоренившимися и широко распространенными. Например, цветачасто связаны с настроением: красный – с гневом, голубой – со спокойствием. Мытакже говорим о цветовой тональности музыки, о теплых звуках, о кричащих цветахи т.д.
Иногда синестезию устанавливаютнамеренно. Предположим, человек испытывает трудности с визуализацией. Тогда вразговоре с ним нужно сначала попросить его вернуться к чувственному или жеаудиальному переживанию того события, и тем самым облегчить ему визуализацию.Подобная техника может восстановить воспоминания целиком: в картинках, звуках иощущениях.
Как перевод с одного языка на другой сохраняет смысл, нополностью изменяет форму, точно так же переживание можно перевести с одногоканала на другой. Например, вид неубранной комнаты заставляет вас испытыватьнеприятные ощущения. Однако та же самая комната может нисколько не затронутьвашего друга, и он окажется не в состоянии понять, почему вы так расстроены.Дело в том, что он не способен войти в мир ваших переживаний. Он смог бы понятьваши чувства, если б вы объяснили ему, что это примерно так же, как если бы оннадел колючий шерстяной свитер на голое тело. Переходя на язык звуков, можно использоватьсравнение с дискомфортом от прослушивания ненастроенного музыкальногоинструмента. Эта аналогия заденет чувствительную струнку любого музыканта, т.е.вы начнете говорить на языке собеседника.
1.4.Диагностикарепрезентативных систем.
1.4.1. Взаимосвязьязыка и репрезентативных систем.
Мы используем языкдля передачи мыслей, поэтому неудивительно, что слова являются зеркалом,отражающим способ мышления. Рассмотрим один из тренингов, проводимых ДжономГриндером и Ричардом Бендлером, подтверждающий вышеназванную закономерность.Они взяли красные, желтые и зеленые карточки и обошли всех людей из группы,спрашивая у них о том, с какой целью они сюда пришли. Те люди, которыеиспользовали слова и выражения, описывающие в основном ощущения, получили зеленыекарточки. Те, кто выражался фразами, описывающими звуки, получил желтыекарточки. Те же представители группы, которые использовали слова и выражения,имеющие отношение к визуализации, получили красные карточки. Затем следовалоочень простое упражнение: люди с совпадающим цветом карточек должны были сестьи поговорить друг с другом в течение нескольких минут. Затем они пересаживалисьи разговаривали с обладателем карточки другого цвета. Различия, которые онинаблюдали в общении между людьми, были удивительными. Люди с одним и тем же цветом карточек устанавливали раппорт или ту атмосферу доверия,конфиденциальности, участия, в которой люди могут взаимодействовать свободно,значительно лучше. Действительно, это наводит на определенные мысли.
1.4.2.Предикаты.
Таким образом, выбор слов показывает,какая репрезентативная система используется в данный момент. Представьте себетрех человек, которые прочитали одну и ту же книгу. Первый может отметить, какмного он УВИДЕЛ в этой книге, как хорошо подобраны примеры, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕосновную идею, и что она написана с БЛЕСКОМ. Другому может не понравиться ТОНкниги, ее РЕЗКИЙ стиль. Он, фактически не мог НАСТРОИТЬСЯ на идеи автора ихотел бы ПОТОЛКОВАТЬ с ним об этом. Третий почувствует, что предмет разбираетсяочень ВЗВЕШЕННО. Ему импонирует манера, в которой автор ЗАТРОНУЛ все ключевыемоменты, и он легко УХВАТИЛ все новые идеи. Он чувствует симпатию по отношениюк автору.
Они все читали одну и ту же книгу.Легко заметить, что каждый выражает свое отношение к книге различнымиспособами. Независимо от того, что они думают о книге, их отличает то, какони думают о ней. Первый мыслит картинками, второй – звуками, третий –ощущениями. Эти сенсорно-определенные слова (прилагательные, наречия и глаголы)называются в НЛП ПРЕДИКАТАМИ. Частое использование одного вида предикатов будетуказывать на предпочитаемую репрезентативную систему человека.
Можно найти предпочитаемую системуавтора любой книги, обратив внимание на тот язык, которым он пользуется.(Исключение составляют книги по НЛП и конкретный реферат, в котором автор можетпредпринять более расчетливый подход к употребляемым словам.) Классическаялитература всегда содержит богатый и разнообразный набор предикатов, используявсе репрезентативные системы равным образом.
Такие слова, как “понимать”, “объяснять”, “думать”, неявляются сенсорно-определенными, и, следовательно, оказываются нейтральными поотношению к репрезентативным системам. В научных трудах авторы отдаютпредпочтение именно нейтральным, а не сенсорно-определенным словам, вероятно, неосознанно понимая, что сенсорно-определенные слова оказываются личностнымипо отношению к автору и читателю, и, следовательно, менее “объективными”.Однако нейтральные слова будут переводиться читателем различными способами(кинестетичным, аудиальным, визуальным) и положат начало множествуакадемических споров, зачастую по поводу этих слов. Каждый будет уверен в том,что он прав.
Каждая репрезентативная система имеет свой собственный“язык”. Если вы способны понимать и говорить с человеком, используя “язык”предпочитаемой им репрезентативной системы, то вы прокладываете путь к доверию,которое очень важно для любых тесных взаимоотношений.
1.4.3.Глазные сигналы доступа.
Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звукамиили ощущениями. Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле,когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает влияниена наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то, как мыдумаем.
Мы систематически передвигаем глазами в различныхнаправлениях в зависимости от того, как мы думаем. Неврологические исследованияпоказали, что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными сактивацией различных частей головного мозга. В НЛП эти движения называются глазнымисигналами доступа, потому что они являются визуальными сигналами, которыепозволяют нам понять, как люди получают доступ к информации. Существуетопределенная внутренняя связь между движениями глаз и репрезентативнымисистемами, поскольку одни и те же паттерны оказываются распространенными вовсем мире.
Для начала проведем небольшой эксперимент. Предлагаетсяответить на ряд вопросов, обращая при этом внимание на движение глаз.
1. Визуальное воспоминание: У кого из ваших друзей самыедлинные волосы? Сколько этажей в вашем доме? Как расположены полоски на теле утигра?
2. Аудиальное воспоминание: Какая дверь в вашейквартире скрипит громче всех? Вспомните мотивы вашей любимой песни. Как звучитсигнал «занято» в вашем телефоне?
3. Кинестетическоевоспоминание: Какая рука сейчас теплее: правая или левая? Что вы чувствуете,встав под ледяной душ? Кислый ли ломтик лимона во рту?
Не трудно заметить определенную закономерностьпри движении глаз. Существует взаимосвязь между обдумыванием вопроса иглазодвигательными реакциями. Следующая группа вопросов.
1. Визуальноеконструирование: Если карту перевернуть, то в каком направлении будет юго-восток?Как, по-вашему, выглядят инопланетяне? Представьте себе зебру, у которойисчезли полосы.
2. Аудиальноеконструирование: Как громко получится, если 10 человек крикнут одновременно? Какбудет звучать цепная пила в сарае из рифленого железа? Представьте себе любимуюмелодию, звучащую в 2 раза быстрее.
Несомненно, между последними вопросами и теми, которые былизаданы раньше, присутствует существенная разница. Отвечая на первую группувопросов, предстояло всего лишь вспомнить, воскресить в памяти нечто знакомоепо прежнему опыту. Ответ на последнюю группу вопросов предусматривалконструирование чего-то совершенно необычного, нового. Движения глаз человека,размышляющего над каждым из этих вопросов, для большинства правшей выглядятследующим образом:
/>
Когда мы визуализируем что-то из нашего прошлого опыта, нашиглаза имеют тенденцию перемещаться вверх и влево по отношению к нам. Во времяконструирования картинки из слов или в то время, когда мы пытаемся “вообразить”себе нечто такое, что мы никогда раньше не видели, наши глаза поднимаются вверхи вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда мы вспоминаем звуки ипо горизонтали вправо, когда мы конструируем их. При получении доступа кощущениям типичным является движение глаз вниз и вправо. Когда мы разговариваемсами с собой, наши глаза чаще всего находятся внизу слева. Расфокусированныйвзгляд прямо перед собой, когда собеседник смотрит на вас и не видит вас, тожеговорит о визуализации.
Хотя в процессе мышления мы можем сознательно двигать глазамив любом направлении, получение доступа к определенной репрезентативной системеоказывается, но в общем случае, значительно более легким, если использоватьподходящие естественные движения глаз. Они представляют собой инструментытонкой настройки нашего мозга на определенную репрезентативную систему.
Обычно мы не осознаем свои латеральные движения глаз, и несуществует причин, заставляющих нас это делать, но “высматривать” информацию вправильном месте — это полезное умение.
Сигналы доступа позволяют нам узнать, как другой человекдумает, и важную часть тренингов НЛП составляет наблюдение за глазнымисигналами доступа людей.
Движения глаз происходят очень быстро, и следует бытьдостаточно наблюдательным, чтобы увидеть их. Они будут показыватьпоследовательность репрезентативных систем, которые человек использует, чтобыответить на поставленный вопрос. Например, отвечая на аудиальный вопрос о самойгромко скрипящей двери, человек может визуализировать каждую дверь, мысленнопочувствовать, как он ее открывает и затем услышать звук. Возможно, он будетвынужден сделать это несколько раз, прежде чем даст ответ. Часто человек будетобращаться сначала к своей ведущей, а за тем к предпочитаемой системе, чтобыответить на вопрос.
В процессе общения с собеседником необходимо расспросить егоо чем-то хорошо ему известном, попытаться его расслабить и по возможностиослабить его бдительность. Отметьте предикаты в его рассказе (например: я вижу,я слышу, я чувствую), которые позволяют выделить, а затем и изучить одну изсфер сенсорного опыта собеседника (ауд., виз., кинест.). Последовательностьработы данных сфер у каждого человека строго индивидуальна. В ходе общения ссобеседником, чтобы понять принципы его внутреннего мышления, можно задать емуряд вопросов, примеры которых приведены выше. В процессе наблюдения необходимо получить навыки определения модальностей собеседника по движению его глаз.
1.4.4.Другиесигналы доступа.
Движения глаз не являются единственными сигналами доступа,хотя, вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, тоспособ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и это можно увидеть, еслизнать, куда смотреть. В частности, это проявляется в паттернах дыхания, цветекожи и позе.
Человек, думающий визуальными образами, обычно будет говоритьбыстрее и более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образывозникают в голове быстро, и приходится говорить быстро, чтобы успевать заними. Дыхание будет верхним и более поверхностным. Часто наблюдается повышенноенапряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова высоко поднята, а лицобледнее обычного.
Те люди, которые думают звуками, дышат всей грудью. Частовозникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный,резонирующий. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному изних, как бы прислушиваясь к чему-то.
Люди, которые разговаривают сами с собой, будут частосклонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Это положениеизвестно под названием “телефонная поза”, потому что она выглядит так, какбудто человек говорит по невидимому телефону. Некоторые люди повторяют то, чтоони только что услышали, в такт своему дыханию, и можно увидеть, как шевелятсяих губы.
Кинестетический доступ характеризуется глубоким низкимдыханием в области живота, часто сопровождающимися мускульным расслаблением. Снизким положением головы связан голос низкой тональности, и человек будетговорить медленно, с длинными паузами. “Мыслитель” — скульптура Родена — несомненно, думает кинестетические.
Движения и жесты также расскажут о том, как человек думает.Многие люди будут указывать на тот орган чувств, который они используютвнутренним образом: они покажут на свои уши, прислушиваясь к звукам внутрисебя, покажут на глаза, визуализируя, или на живот, если испытывают сильныеощущения. Эти знаки говорят не о том, о чем думает человек, а о том, как он этоделает. Это язык телодвижений в более рафинированной и утонченной форме, чемобычно принято его интерпретировать.
Идеи репрезентативных систем — это очень полезный способпонимания того, как различные люди думают, а чтение сигналов доступа являетсябесценным искусством для тех, кто хочет улучшить свои коммуникации с другимилюдьми. Это важно для терапевтов и преподавателей. Терапевт может начатьпонимать, как его клиенты думают, и обнаружит, каким образом они могли бы этоизменить. Преподаватель может определить, какие способы мышления работают лучшевсего в разных ситуациях, и учить именно этим успешным способам.
Глава 2: психологические проблемы стилейобучения.
2.1.Стили обучения. ВзаимосвязьНЛП-систем восприятия и стилей обучения.
Стиль обучения – определенный подход к выработкеу учащегося механизмов усвоения, приобретения, запоминания и вызывания изпамяти информации. Дети с разными стилями обучения отличаются и характеромвосприятия учебной информации, и типом общения со сверстниками и учителями, имногими другими качествами.
Давно уже известен тот факт, чтоабсолютно все учащиеся могут учиться. Единственное на что они могут оказатьсяне способными, – это учиться так, как предписывается конкретной программой,учебником или учителем, т.е. по определенному стилю. А попытка усреднитьучащихся приводит к появлению так называемых неспособных и неуспевающихучеников, которых корят за отсутствие старательности, желания учиться,говорят, что они неупорно занимаются или, возможно, имеют отклонения вразвитии.
Итак, рассмотрим, что же представляетсобой стиль обучения с точки зрения НЛП. Подробно разобрав способы мышления человека,мы пришли к выводу, что информация из внешнего мира поступает, усваивается ивызывается из памяти с помощью картинок, звуков и ощущений (репрезентативныхсистем). И каждый человек имеет свой предпочитаемый канал восприятия. Учитываято, что стиль обучения– это определенный подход к развитию вышеперечисленныхпроцессов (восприятия, усвоения, вызывания из памяти), можно утверждать, чтостиль обучения напрямую зависит от предпочитаемых конкретным человеком системвосприятия окружающего мира. В соответствии с классификацией репрезентативныхсистем, логично выделить следующие три стиля обучения: визуальный, аудиальный икинестетический.
Ниже приведены виды деятельности науроках, облегчающие обучение детям, имеющим соответствующий учебный стиль.Однако следует учитывать, что эти же виды деятельности затрудняют обучениедетей с противоположным учебным стилем или дают учителю неправильноепредставление об их знаниях и способностях. Конечно, это далеко не все видыдеятельности, а только некоторые примеры, и их результат также зависит оттворческого участия преподавателя. Стили Визуальный Аудиальный Кинестетич. Гуманитарные науки Надписи на доске, работа с ручкой и бумагой, чтение учебника «про себя», просмотр учеб. Фильмов. Лекция, диалого-вый режим, дис-куссия, аудиокас-сеты (для ин.яз.), чтение учебника вслух. Шумные помеще-ния, взаимодейст-вие, ролевые и др. игры, соревнова-ния, работа в группах. Точные науки Учебник, письмен-ные задачи, наг-лядные пособия (геом.), чертежи и решения на доске. Продолжительные устные лекции, устные задачи, за-дания на быстрый счет вслух и др. Решение задач с использованием реальных предме-тов, соревнования по командам и др. Естественные науки Чтение учебника, записи в тетради, просмотр фильма, демонстрация опытов, наглядные пособия. Устные объяснения учителя, сообщения учащихся и др. Самостоятельное проведение экспе-риментов, практи-ческие задания, лабораторные работы, экскурсии.
2.2.Проблемы, возникающие принесовпадении репрезентативных систем педагога и учащегося (группы рискаучащихся).
Группой риска называется группаучащихся, чей стиль обучения не совпадает со стилем преподавания учителя.Рассмотрим степень риска вышеназванных стилей.
Степень риска учащихся визуального типапо мере их обучения в школе уменьшается, так как старшие классы становятся всебольше визуально ориентированными. В раннем возрасте учащимся визуального типанеобходимо «видеть» ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможныхпутей обращения к зрительной памяти. Вместо этого их заставляют смотреть втетрадь, говоря, что ответ – не на потолке. Они лучше воспринимают письменныеинструкции – им же дают вербальные указания к текстам. В старших же классахученики визуального типа редко попадают в затруднительную ситуацию – может бытьтолько в классах, где учитель – аудиальщик и большую часть материала подаетвербально.
Степень риска учащихся аудиального типаменяется в прямо противоположном направлении: в ходе обучения в школе объеминформации, получаемой через аудиальные каналы, практически сводится к нулю.После того, как они научились хорошо читать, от них автоматически ожидают, чтоони будут воспринимать информацию визуально. Они легче воспринимают статьи ирассказы на слух, вместо этого им предлагают прочесть их в книге. Онипредпочитают устные объяснения – им дают письменные инструкции. Им нужен звук,а они получают тишину.
Но самая большая степень риска присущаучащимся с кинестетическим стилем обучения, т.к. вся школьная программарассчитана в основном на визуалов и аудиалов. Кинестетикам требуется движение,им же говорят сидеть смирно и делают всякие замечания. Им нужны физическиеупражнения в перерывах между уроками – а они имеют лишь пять минут, чтобыпройти от одного класса к другому. Им нужно стоять – а они должны сидеть. Имнеобходимо трогать – их заставляют держать руки на парте. Классные комнаты нерассчитаны на такой объем физической активности, и даже на тот уровень шума,которые им необходимы. А оставаться в покое эти дети не могут просто физически,им не хватает терпения сидеть за ручкой и бумагой – а это основноевремяпрепровождение в большинстве классов.
Насколько эти учащиеся группы рискасмогут «вестернизировать» свое поведение, т.е. выполнять то, что от них требуетпрограмма, развивать в себе основные стили обучения или адаптироваться кпревалирующему учебному стилю класса, настолько они станут преуспевающимиучениками. Если они не смогут приспособиться, вне зависимости от того,насколько они талантливы, они получат свои «двойки». Роль учителя избежать этого,путем адаптирования учебного плана, видов деятельности на уроке, способовтестирования. Осознание того, что эти учащиеся находятся в группе риска, итого, каковы их потребности, поможет учителям сделать эти изменения.
2.3.Методы индивидуального подхода.
Несмотря на то, что учащиеся достигают лучшихрезультатов, используя предпочитаемый ими учебный стиль, имеет смыслпопробовать увеличить гибкость их реакции на внешнюю информацию, выходящую зарамки этого стиля обучения.
Существует специальная методика,развивающая гибкость учащихся к различным стилям, называемая ОЗТ (Обучение –Закрепление – Тестирование). Суть этого подхода заключается в том, чтобы учитьребенка в соответствии с наиболее предпочитаемым стилем, закреплять материал всоответствии с наименее предпочитаемым и проверять знания опять в соответствиис наиболее предпочитаемым стилем. Таким образом, учащиеся не «вападают» из-подконтроля – их вынуждают более гибко использовать разные стили обучения толькопосле того, как они уже освоили учебный материал. Кроме того, Процедуратестирования становится более справедливой, и это дает равные возможности всемучащимся в демонстрации того, что они знают или умеют.
Целесообразно создание своихсобственных «домашних» тестов, дающих гораздо больше информации о способностяхи знаниях учеников, чем стандартные. Например, письменные тесты даютдостоверные результаты в большей степени для учащихся визуального типа; устныетесты лучше применять для учащихся аудиального типа. Тесты же на демонстрациюнавыков, которые трудно, но не невозможно изобрести, подойдутдетям-кинестетикам.
То же касается и домашних заданий. То,что предпочитает каждый ученик, как правило, знает и он сам, и его учитель.Безусловно, если учащимся предоставить три варианта выполнения домашней иликлассной работы, они инстинктивно выберут то, что будет соответствовать ихстилю обучения. Поэтому задания по выбору играют важную роль в индивидуальномподходе к обучению. Также к индивидуальным подходам к обучению можно причислитьи методики НЛП (подробно разобранные в первой главе).
Но главное – помнить, чторавноевнимание ко всем учащимся не означает одинакового обращения со всеми.
2.4.Как избежать усреднения учащихся.
К сожалению, в реальном мире большаянаполняемость классов и ограниченный промежуток времени снижают возможностиучителя использовать индивидуальные подходы. Ограниченность рынка учебников,общее стремление к стандартизации, жесткие временные рамки могут «искалечить» инаиболее талантливых и преданных своему делу учителей. Следует иметь в виду,что на первых этапах на определении учебных стилей и адаптацию уроков требуетсязначительное время. Однако с практикой приходит опыт, и временные затратысущественно уменьшаются.
Хотя в целом все дети обучаемы,существуют ученики с естественной неспособностью к обучению, с отклонениями вфизическом развитии, с физиологическими нарушениями т.д. Учащийся визуальноготипа с нарушением зрения и ученик, чья краткосрочная память ослабленавследствие травмы, требуют больше внимания и творческого участия со стороныучителя, чем ребенок, стиль обучения которого просто не совпадает собщепринятым.
Именно на учителе продолжает оставатьсявысокая степень ответственности за детей – все зависит от его способностиоценить потребности учащихся, изобрести такие виды деятельности на уроке,которые устроили бы всех учащихся, найти необходимые для этого средства, и,наконец, преодолеть губительное воздействие стандартизации и ограниченности вовремени.
Обучение всего класса предполагаетиспользование более чем одного набора учебных материалов, ориентированных нанесколько стилей обучения. Также учителя составляют планы урока, принимая вовнимание состав своих классов. Возможен подбор домашних заданий таким образом,чтобы дать ученику возможность справиться с ним с использованиемпредпочитаемого им стиля обучения. Его можно познакомить со стратегиямиобучения, чтобы он смог выработать для себя такие стратегии, которые быпозволили ему усваивать информацию, способ подачи которой ориентирован на другие,не предпочитаемые этим ребенком стили. Во время индивидуальной консультации,посвященной стилю обучения этого ребенка, ему можно показать способы, пользуяськоторыми, он сможет изменить характер поступающей информации.
Например, ученика визуального типаможно научить представлять вербальную информацию в зрительных образах, а такжепорекомендовать ему чаще проявлять свои потребности на уроках – например,просить учителя записывать информацию на доске. Учитель также может поместитьучащегося группы риска в малую группу. Если хотя бы один ученик этой группыразделяет его учебные предпочтения, этот ребенок может получить помощь от своихсверстников. Учитель может также изобрести для работы на уроке и дома«многомерные» задания, которые позволят учащимся выбрать упражнение более всегосоответствующее его учебному стилю. Наконец, учителю будет необходимопоработать над учебным стилем того ученика, который является единственнымпредставителем какого-то стиля в классе.
В заключении, приведем алгоритм, отражающийсамое важное в разделе «Стили обучения», с помощью которого можно предсказатьфакторы риска для каждого из учащихся и достаточно успешно обучать веськласс:
1) Определить стили обучениякаждого учащегося (возможно использование методов НЛП).
2) Определить, какой стильявляется усредненным в классе.
3) Определить, кто несоответствует стилю большинства.
4) Определить стильпреподавания учителя и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся.
5) Определить ориентациюучебных материалов (учебников, пособий, раздаточных материалов и т.д.) иотметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся.
6) Оценить глубинуконфликтов между учебными стилями учащихся, среднем стилем класса, стилемпреподавания учителя и ориентацией учебных материалов. Учащиеся, имеющиеконфликты в одной или двух областях, относятся к группе умеренного риска.Учащиеся, стиль которых отличается и от среднего в классе, и от стиля учителя,и от стиля автора учебника, находится под серьезной угрозой.
7) Определить методы включенияучащихся группы риска в учебный процесс посредством:
§ адаптации заданий внутрикласса
§ творческого использованиявозможностей работы в малых группах
§ возможности выборазаданий
§ индивидуальных домашнихзаданий
§ консультированияучащихся.
Выводы.
Таким образом, мы находим подтверждениегипотезы о том, что помимо полезных сведений об общении и коммуникации НЛПсодержит большой педагогический потенциал и может служить основой в разработкеметодов для осуществления индивидуального подхода к обучению. Например,используя в своей речи синестезию (связь между репрезентативнымисистемами), учитель может добиться более глубокого понимания учебногоматериала любым учащимся, независимо от стиля обучения. А перевод изодной репрезентативной системы в другую (см. п.1.3.) облегчит учащемуся любогостиля вызывание из памяти информации. Также в своих лекциях и объясненияхучителю, чтобы быть понятным и интересным всем ученикам, следует использоватьразличные предикаты всех трех репрезентативных систем. С помощью жеглазных и других сигналов доступа можно определить стиль обученияконкретного учащегося (каким образом – см. п.1.4.)
Заключение.
Подводя итоги, отмечаем, чтопредпринята попытка объяснить многочисленные проблемы, возникающие при обучениис точки зрения такого направления в современной прикладной психологии, какнейро-лингвистическое программирование. В курсовой работе разобраны основныепонятия, принципы и методики НЛП, показано, что при обучении чрезвычайно важноучитывать индивидуальные особенности коммуникативных стилей, составленыопределенные рекомендации для диагностики и взаимодействия с каждым стилем.
Однако в данной работе существуют инерешенные проблемы. В частности нам не удалось найти описаний, показывающихэффективность применения методов НЛП в отечественной литературе. В широкихбиблиографических источниках подобная тема составляет «белое пятно». Сделатьвывод насколько применимо НЛП в нашей культуре довольно сложно. Эта методикапредставляет собой одно из перспективных направлений отечественной науки.
Также не указана и возрастная спецификакоммуникативных стилей. Каким образом реализуется эффект НЛП в различныхвозрастных группах тоже остается открытым вопросом.
Таким образом, логично наметить следующиеперспективы дипломной работы: создание диагностической базы для определениякоммуникативной системы, а именно стиля обучения, на основе чего, провестиисследование особенностей становления познавательных стилей среди учащихсяпятых классов. Это позволит оценить эффективность методов НЛП для определенныхвозрастных групп, а также разработать рекомендации для учета коммуникативныхстилей учащихся и преподавателей.
Списокиспользованной литературы:
1) О’Коннор Дж., Сеймор Дж. «Введение внейролингвистическое
программирование»,Челябинск,1997.
2) «Технология эффективнойпрофессиональной деятельности. Рабочая книга практического психолога», научныйредактор – Деркач А.А., М., 1996.
3) «Трансформация личности:нейролингвистическое программирование», анализ икомментарии – Ксендзюк О., Одесса, 1995.
4) Льюис Б., Пуселик Ф. “Магиянейролингвистического программирования ”, Л., 1995.
5) Бэтти Лу Ливер, «Обучение всегокласса», М., 1995.
.