Государственный бюджет: структура, функции, пути формирования и использования

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра Отечественной и мировой экономики
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
На тему
 
«Государственный бюджет: структура, функции, пути формирования и использования»
 
По курсу: «Экономическая теория»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Благовещенск 2009 г.
 

Содержание
 
Введение
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции
1.1  Определение сущности государственного бюджета как экономической категории
1.2  Структура государственного бюджета 
1.3  Функции государственного бюджета
2. Источники формирования государственного бюджета
2.1 Налоговые поступления и государственные займы
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондо          в
3. Пути использования государственного бюджета
Заключение
Список использованной литературы
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Однимиз наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлятьэкономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансоваясистема общества, главным звеном которой является государственный бюджет.Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные ивоздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств,обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органыфункций.
Такимобразом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджетадля функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнениирегулирующей роли в использовании ВВП.
Прежде всего необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита — в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет может быть выделен в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Экономические иполитические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также немогли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь,бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизациии расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможностьвоздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку,стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальнуюподдержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономическогореформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в какихнаправлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколькобюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Целью исследования данной курсовой работы является государственный бюджет как экономическая категория, его сущность, функиции, источники его формирования и пути использования.
 

1. Сущностьгосударственного бюджета, его структура и функции
1.1 Определение сущностигосударственного бюджета как экономической категории
Центральное место в любойфинансовой системе занимает бюджет (от англ., budget — сумка, кошелек). ВАнглии бюджетом называли отчет канцлера казначейства (министра финансов) впалате общин, в котором содержались цифровые данные об истекшем финансовом годеи предложения на будущий. Сейчас под понятием бюджета подразумевается формаобразования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления –исходя из определения Бюджетного Кодекса РФ.
В качестве более точногоопределения, согласно которому в моей работе будет раскрываться содержаниепонятия «государственный бюджет», я приведу следующее: «Государственный бюджетпредставляет собой не только бюджет центрального федерального правительства, нои совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальныхвластей…к бюджету относятся также внебюджетные фонды или денежные средства,имеющие целевое назначение.»[1].
Бюджет и государственнаябюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений,возникающих в процессе распределения и перераспределения валового внутреннегопродукта. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторовэкономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. Спомощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое имежтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование истимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетомдолгосрочных интересов страны.
Применительно к публичнымфинансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционнопонимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций изадач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовкараскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показываетего роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета какисточника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственнойвласти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своихфункций и проведения экономической и финансовой политики.
Как финансовый планбюджет — это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытиядоходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические праваи обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организуетдеятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется наопределенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный годсовпадает с календарным годом. Во многих странах устанавливаются различные датыначала и окончания финансового года:
— в США он начинается 1октября и заканчивается 30 сентября
— в Швеции —соответственно 1 июля и 30 июня
— в Японии — 1 апреля и31 марта
— в Турции — 1 марта и 28февраля
— в России бюджетный годсовпадает с календарным годом. Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый годзавершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемогогода, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Как экономическаякатегория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношениймежду государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределениячасти стоимости общественного продукта в процессе образования и использованияцентрализованного фонда денежных средств для удовлетворения общественныхпотребностей.
Бюджетные отношения, каки всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшимипризнаками (свойствами):
1) это экономическиеотношения;
2) они всегда носятденежный характер;
3) характер этихотношений всегда распределительный;
4) они связаны собразованием и использованием фондов денежных средств.
Бюджет активновоздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие исовершенствование бюджета и бюджетной системы следует рассматривать преждевсего на основе развития и совершенствования экономических отношений, которыевыступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.
В условиях перехода кновым экономическим отношениям бюджет является не только единственным плановымдокументом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которойорганизуются система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование ипрогнозирование на основе единой финансовой политики государства.
С помощьюгосударственного бюджета органы власти получают финансовые ресурсы длявыполнения возложенных на них функций.
Государственный бюджет,являясь эффективным регулятором экономики, отражает размеры необходимых государствуфинансовых ресурсов, определяет налоговую политику в стране, фиксируетконкретные направления расходования средств, перераспределения национальногодохода и валового внутреннего продукта.
Как экономическаякатегория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений,поэтому им присущи денежная форма и основные функции финансов.
Необходимоотметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда несуществует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытиерасходов. Он является лишь планом образования и использованияобщегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов ирасходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и посрокам поступления и использования.
Центральноеместо бюджета в финансовой системе, также, объясняется тем, что с его помощьюперераспределяется значительная часть национального дохода. Налоги являютсяглавным методом перераспределения национального дохода; обеспечиваютпреобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств онисоставляют около 9/10.
Как известно,бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветаниигосударства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики.Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государствоусилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансированиевсех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование ит.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяетувеличить финансирование как государственного, так и частного сектораэкономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления вовнебюджетные социальные фонды.
Государственныйбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам властиреальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксируетконкретные направления расходования средств, перераспределение национальногодохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качествеэффективного регулятора экономики. При помощи бюджета осуществляется перераспределение национальногодохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержаниенепроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней ивнешней безопасности. Бюджет является обязательным условием функционированиялюбого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своихфункций.
По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично — и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение — по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:
— государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований ;
— с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже — национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
— пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
— область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства — как его финансовый план.
 
1.2 Структура государственного бюджета
Бюджет состоит издвух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающихсредств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная частьпризвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражаетнаправление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Структура бюджетнойсистемы той или иной страны зависит, прежде всего, от ее государственногоустройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеетдвухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах сфедеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеютсяпромежуточные звенья – бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.
Бюджетнаясистема Российской Федерации состоит из бюджетов трёх уровней:
первыйуровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второйуровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальныхгосударственных внебюджетных фондов;
третий уровень – местныебюджеты.
Федеральный бюджет иконсолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляютконсолидированный бюджет Российской Федерации.
Федеральныйбюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации.Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый ФедеральнымСобранием в виде федерального закона.
Именнофедеральный бюджет является основным орудием перераспределения национальногодохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые длярегулирования экономического развития стран и реализации социальной политики навсей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимостиосуществления избранной социально-экономической стратегии. Основными функциямифедерального бюджета являются: перераспределение национального дохода и ВВП;государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовоеобеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованиемцентрализованного фонда денежных средств.
Бюджетысубъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджетсубъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств,предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведениясубъекта РФ.
 Бюджетысубъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечныхрезультатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируетсяразвитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной легкой ипищевой промышленности, коммунального хозяйства, развитие транспорта и связи.
Важноезначение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных исоциальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств насодержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Воснове распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнямибюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, ихгосударственной поддержки, территориального формирования источников их доходов.Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счетсобственных и регулирующих источников доходов.
Местныебюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст.14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) какформу образования и расходования денежных средств, предназначенных дляобеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местногосамоуправления.
Наместные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальнойполитики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживаниюнаселения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.
Наиболееярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходнойчасти местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затратна содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения,на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годышироко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё,социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания вмуниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетныхрасходов.
Следуетотметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинаковаи зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различныхтерриториальных образований. Так, городским органам подчинена значительнаячасть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства,транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходахэтих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных,поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурныеучреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится нафинансирование социально- культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80%расходов.
 
1.3 Основные функции государственногобюджета
Основные функциигосударственного бюджета следующие:
1. Образование бюджетногофонда — доходы бюджета.
2. Использованиебюджетного фонда — расходы бюджета.
3. Контроль заобразованием и использованием бюджетных фондов.
Первую функцию выполняютбюджетные доходы. Доходы бюджета — денежные средства, поступающие вбезвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации в распоряжение органов государственной власти РоссийскойФедерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления. Они включают: налоги с доходов хозяйствующихсубъектов (участников процесса общественного производства – физических июридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий);доходы от эмиссии бумажных денег.
Структура бюджетныхдоходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развитияданной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменениясвязанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношениямежду налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явныйспад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.
Вторая функция бюджетапринадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая каксовокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех другихучастников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходыохватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций внародном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслейхозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов(административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельныххозяйствующих субъектов.
Структура бюджетныхрасходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетныхфондов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды впользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономическогопроизводства.
Контрольная функциябюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функциясосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольнаяфункция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на всеэкономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны(хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторондеятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающееобъективную основу для осуществления контроля.
Бюджет играет важнуюэкономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе.Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных,приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль вперераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходыболее рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетногофонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль ввоспроизводстве рабочей силы.
Кроме того, через бюджетперераспределяются доходы между административными территориями.
И наконец, различныехозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом,через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.
Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашестране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данномэтапе развития экономики:
– преодолениепоследствий финансового кризиса, поддержания уровня жизни населения иобеспечение функционирования реального сектора экономики;
– прекращение спадаэкономики и обеспечение экономического роста;
– стабилизациякредитно-денежной системы и курса рубля;
– снижениеналоговой нагрузки, создание льготных условий для производственногоинвестирования, повышения уровня собираемости налогов;
– осуществлениереструктуризации государственного долга РФ;
– минимизациягосударственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках исокращение дефицита государственного бюджета;
– снижениеплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов.
– полномасштабныйпереход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на этусистему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,бюджетов государственных внебюджетных фондов.

2.Источники формирования государственного бюджета
Доходыбюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формированияфондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разногоуровня.
Главныйматериальный источник доходов бюджета — национальный доход. Если для покрытияфинансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство(совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешнихпоколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которымирасполагает общество на определенный момент времени).
 Огосударствлениенационального дохода осуществляется государством разными методами. Основнымиметодами, используемыми органами государственной власти для перераспределениянационального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги,государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно постранам и по времени, определяется экономической ситуацией в стране, степеньюостроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов ифинансовой политикой государства.
Доходыгосударственного бюджета поступают из трех источников:
— налоговые поступления (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, атакже штрафы и пени);
— неналоговые поступления;
— доходы целевых бюджетных фондов.
Налоговыедоходы составляют 84% Государственного бюджета, неналоговые доходы – 7%, доходыцелевых бюджетных фондов – 9%.
Взносы в государственныевнебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фондобязательного медицинского страхования и Фонд занятости) не относятся кналогам. Взносы вносятся на определенные цели; они возвратны и при этом непоступают в бюджетный фонд.
2.1 Налоговые поступленияи государственные займы
Налоги- обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местнымиорганами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местныебюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающихраспределение и перераспределение национального дохода в соответствии сэкономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесенов одну из трех групп: Пропорциональный налог взимается как определенный процентот доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фондот любого заработка). Прогрессивный налог означает, что с высоких доходоввзимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходныйналог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается болеевысокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже.
Например,налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложиться на лицс низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налогиносят, регрессивный характер. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивноеналогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство.Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано скосвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленнойстоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие видыналогов:
– подоходный налогна физических лиц (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходногоналога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, какимеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации(включая граждан иностранных государств);
– налоги на прибыльпредприятий (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являются всеюридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющиеотдельный счет и баланс;
– налоги наимущество и наследство;
– налоги с продаж,акцизы (на нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин,этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доляв бюджете 33%).
К налоговым доходамфедерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставкикоторых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, апропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетамиразных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральнымзаконом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трехлет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджетынижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременныхнормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговоезаконодательство Российской Федерации. Так же доходы Федерального бюджетаформируются за счет:
– налога на игорныйбизнес;
– налог на покупкуиностранных денежных знаков;
– лицензионных ирегистрационных сборов;
– налога наоперации с ценными бумагами;
– платежей заиспользование недрами и земельного налога;
– прочих налогов,сборов, пошлин и других платежей.
Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:
— налога на прибыль (доход) предприятий и организаций — по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством;
— НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
— акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, — в размере 50 процентов доходов;
— акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин;
— автомобильный и легковые автомобили, — в размере 100 процентов доходов;
— лицензионных и регистрационных сборов — в соответствии с действующим законодательством;
— подоходного налога с физических лиц — в размере 100 процентов доходов;
— налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, — в размере 40 процентов доходов;
— платежей за пользование природными ресурсами — по нормативам, установленным действующим законодательством;
— платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — в размере 60 процентов доходов;
— лесного налога — в размере 100 процентов доходов;
— платы за пользование водными объектами — в размере 60 процентов доходов;
— налога с розничных продаж — в размере 100 процентов доходов;
— прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.
Доходыместных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации, состоят изсобственных (закрепленных) и регулирующих доходов.
Кним относятся:
1.Отчисления от федеральных и региональных налогов;
2.Средства фондов финансовой поддержки регионов;
3.Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов;
4.Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов.
Собственныеили закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъектубюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постояннойоснове поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
Крегулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемыхиз вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования)их расходов и доходов.
Федеральныйзакон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих изакрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
С1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектовРоссийской Федерации стали использовать средства, полученные из Фондафинансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказываетсярегионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона,особо нуждающегося в поддержке».
Статус«региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевойбюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода повсем регионам РФ.
Статус«региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем регионам, укоторых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом годубюджетных расходов.
Сучетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых соответственновыделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особонуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частейФедерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусупроизводится на основании установленной доли каждого региона в общем объемесредств соответствующей части этого дохода
Преимуществаэтого способа регулирования заключаются в том, что средства субъектамвыделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетныедоходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.
Благодаряэтому выделение средств субъектам федерации осуществляется на объективнойоснове – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств из общегофонда финансовой поддержки.
Следующим по своемуфинансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этомуметоду государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваютсяпри составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовойнапряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается кгосударственным займам. Государственные займы классифицируются:
— по субъектам заемных отношений:размещаемые центральными и местными органами управления;
— в зависимости от места размещения:на внутренние и внешние;
— в зависимости от обращения нафондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, инерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;
— в зависимости от срока погашения:краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) идолгосрочные (свыше 5 лет);
— по характеру выплачиваемого долга: выигрышные (на основелотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаютсяценные краткосрочные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. нижестоимости, а погашаются по номиналу.
Существуютдва пути получения государственных займов:
— государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпускаценных бумаг от имени государства;
— кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.
Увеличениеобъема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по немупроцентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либоновыми кредитными операциями.
Причрезвычайных обстоятельствах, когда получение государственных займовоказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег — это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы безсоответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционногопроцесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.
2.3Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондов
Кненалоговым доходам относятся доходы:
— от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегосяв государственной или муниципальной собственности;
— от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами властии учреждениями;
— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации,возмещение ущерба);
— финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней;
— доходы от внешнеэкономической деятельности;
— перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащимгосударству;
— доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственнойсобственности;
— консульский сбор;
— доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.
Понятие “целевыебюджетные фонды” появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен занекоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевогоисточника финансирования отдельных государственных расходов.
Анализ существованиянекоторых фондов выявил ряд существенных недостатков, и прежде всего таких, какмежведомственное распыление государственных средств и ослаблениегосударственного финансового контроля за их целевым использованием.
Для преодоления указанныхнедостатков отдельные внебюджетные фонды начиная с 1995 г. стали учитываться в составе бюджетной системы страны. Это мероприятие несомненно способствуетконсолидации всех государственных средств под контролем фискальных органовгосударства, что имеет немаловажное значение в условиях современной бюджетнойнапряженности.
В 1998 г. в составбюджетной системы РФ были включены следующие целевые бюджетные фонды:
— дорожные фонды;
— Фонд развития таможенной системы РФ;
— Федеральный фонд государственнойналоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
— Государственный фонд борьбы спреступностью;
— экологические фонды;
— Фонд воспроизводстваминерально-сырьевой базы;
— Фонд развития Федеральнойпограничной службы;
— Фонд Министерства РФ по атомнойэнергии.

3.Пути использования государственного бюджета
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции — экономическую, социальную, оборонную и др.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Большоезначение имеет функциональная классификация расходов бюджета», отражающая сферыобщественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этомвсе расходы подразделяются на следующие крупные разделы:
1.Государственное управление и местное самоуправление;
2.Судебная власть;
3.Международная деятельность;
4.Национальная оборона;
5.Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
6.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
7.Промышленность, энергетика и строительство;
8.Сельское хозяйство и рыболовство;
9.Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография игеодезия;
10.Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
11.Жилищно-коммуналыюе хозяйство;
12.Образование;
13.Здравоохранение и физическая культура;
14.Культура, искусство и кинематография;
15.Средства массовой информации;
16.Обслуживание государственного долга;
17.Финансовая помощь бюджетам других уровней;
18.Целевые бюджетные фонды;
19.Пополнение государственных запасов и резервов;
20.Социальная политика;
21.Прочие расходы.
Важный признак классификации расходов бюджета — предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
1.  Финансирование промышленного производства;
2.  Финансирование социально-культурных мероприятий;
3.  Финансирование науки;
4.  Финансирование обороны;
5.  Содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
6.  Расходы по внешнеэкономической деятельности;
7.  Создание резервных фондов;
8.  Расходы по обслуживанию государственного долга;
9.  Прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти. Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:
1. Заработная плата;
2. Начисления на заработную плату;
3. Канцелярские и хозяйственные расходы;
4. Командировки и служебные разъезды;
5. Стипендии;
6. Расходы на питание;
7. Приобретение медикаментов и перевязочных средств;
8. Приобретение оборудования и инвентаря;
9. Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
10. Государственные капитальные вложения;
11. Капитальный ремонт;
12. Содержание сооружений благоустройства;
13. Геологоразведочные работы;
14. Проектирование;
15. Государственная дотация;
16. Операционные расходы;
17. Платежи по ссудам;
18. Возмещение разницы в ценах;
19. Прочие расходы.
Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.
Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.
Последнимпризнаком классификации расходов является территориальный. В соответствии суровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджетаподразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членовфедерации и расходы местных бюджетов.
Исключительноиз федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
— обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального СобранияРФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и ихтерриториальных органов;
— функционирование федеральной судебной системы;
— национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
— фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
— государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
— государственная поддержка атомной энергетики;
— ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций
федеральногомасштаба;
— содержание учреждений, находящихся в государственной собственности;
— обслуживание и погашение госдолга РФ;
— компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплатугосударственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средствфедерального бюджета;
— пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней,государственного материального резерва;
— финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
— официальный статистический учет и др.
Совместномогут финансироваться такие виды расходов, как:
— государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства,транспорта, связи;
— обеспечение правоохранительной деятельности;
— обеспечение социальной защиты населения;
— охрана окружающей среды;
— развитие рыночной инфраструктуры;
— обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
— финансовая помощь другим бюджетам и прочее.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:
— получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
— целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
— предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, рганизаций и учреждений;
— безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
— сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
— снизить расходы на содержание государственного аппарата;
— продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
— повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
— снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
— усилить контроль за использованием бюджетных средств;
— обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.
Вцелом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки:низкая эффективность использования бюджетныхсредств, широко распространена практика нецелевого расходования средств,непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условияхневыполнения плана по доходам.
Доходыи расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета –превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансированиядефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основнымиисточниками покрытия дефицита являютсяразличные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежныхюридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранныхгосударств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика илигаранта погашения займов другими заёмщиками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако, именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Центральное место бюджетав финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяетсязначительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играетогромную роль в развитии и процветании государства, продвижениинаучно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, какправило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.
Государственный бюджетпредставляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджетысубъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетамистроятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому забюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он долженфинансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однаконаряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений,займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие,обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающиерасширенное воспроизводство и прирост запасов, а также классифицируются по рядупризнаков – целевому, ведомственному, территориальному, предметному,функциональному.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. «Экономическаятеория» // Под редакцией В.Д. Камаева, Москва изд. «Владос» 2001г.
2. «Экономическаятеория» // Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-еиздание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. “Питер”, 1999.
3. А.П. Казаков,Н.В. Минаева «Экономика (микро-, макро- и прикладная экономика)» Москва 1999г.
4. Агапова Т.А.,Серегина С.Ф., «Макроэкономика» Москва изд. «Дело и Сервис» 2001г.
5. Бюджет ибюджетная система Российской Федерации: Учебник. // Под ред. А.М. Годин, И.В.Подпорина. — М.: Изд-во Прогресс- Академия, 2004.
6. Бюджет ибюджетная система Российской Федерации: Учебник. // Под ред. А.М. Годин, И.В.Подпорина. — М.: «Прогресс- Академия», 2004.
7. Бюджетная системаРоссии: Учебник. Парыгина В.А., Тедеев А.А. – М. Изд-во Эксмо. 2004.
8. Бюджетная системаРоссийской Федерации. Александров И.М. Изд-во Дашков и К. – М.: 2006
9. Бюджетная системаРоссийской Федерации. Ларина Л.С. – М.: Изд-во Юриспруденция. 2006
10.  Бюджетная система РоссийскойФедерации. Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.
11.  Бюджетная система РоссийскойФедерации: Учебник. Вахрин П.И. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иК», 2002.
12. Бюджетный кодексРоссийской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.12.2005 № 189 – ФЗ
13.  Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «Обюджетной классификации Российской Федерации».
14. Справочно-правоваясистема «Консультант плюс».
15.  Финансы и кредит. Шевчук В.А. – М.:Изд-во РИОР. 2004.
16.  Финансы, денежное обращение и кредит.Будасова С.А. – М.: Изд-во Феникс. 2000.
17.  Финансы, денежное обращение и кредит.Литовских А.М., Шевченко И.К.Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
18.  Финансы, денежное обращение и кредит:Учеб. для вузов // Под ред. Янина О.Е. – М.: 2005.
19.  Финансы, денежное обращение и кредит:Учебник. Будасова С.А. – М.: Изд-во Феникс.2002.
20. Финансы. ГлущенкоВ.В., Чехунов В.Н.: Учеб. пособие. – Харьков: Изд-во Ун-та внутренних дел. –2000
21. Финансы. Денежноеобращение. Кредит: Учебник для вузов // Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2-е издание. 2003
22.  Финансы. Под ред. Ковалевой А.М. –М.: Изд-во Финансы и статистика. 2004.
23.  Финансы: Учебник для вузов // Подред. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
24.  Финансы: Учебное пособие // А.М.Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М.Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2000.
25.  Экономическая теория: Учебник. ИохинВ.Я. — М.: Юрист, 2000
26. Электронныйресурс www.cbr.ru –официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.
27. Электронныйресурс www.eeg.ru.
28. Электронныйресурс www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РоссийскойФедерации.