Финансы, денежное обращение и кредит» Студент 3 курса ИГТА спец. 080111 Шифр 066178 Вариант № 8 Крюковой Ирины Николаевны Домашний адрес (индекс): 153040, г.Иваново, пр.Текстильщиков, д.44-В, кв.39. Иваново 2009г. Содержание: 1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства.
Звенья бюджетной системы. 2. Принципы организации бюджетного устройства РФ. 3. Распределение доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы. Понятие бюджетной классификации. 4. Экономическая сущность бюджетного планирования. Задачи и принципы бюджетного процесса, основные этапы бюджетного процесса. 5. Составление проекта федерального бюджета России.
Процедура его рассмотрения и утверждения проекта. 6. Заключение. 7. Список используемой литературы. 1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства. Звенья бюджетной системы. Главным звеном в финансовой системе любого государства является государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых
ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного
фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства. Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается в: – образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства); – использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств); – осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, и на этой основе — за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему,
состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство – этот форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой
государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов. Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы. 2. Принципы организации бюджетного устройства РФ. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: – первый уровень – федеральный бюджет
Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; – второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; – третий уровень – местные
бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством – в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня – государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней).
Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. Принципы бюджетной системы. Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы
бюджетной системы Российской Федерации: – единства бюджетной системы Российской Федерации; – разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; – самостоятельности бюджетов; – полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; – сбалансированности бюджета; – эффективности и экономности использования бюджетных средств; – общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; – гласности; – достоверности бюджета; – адресности и целевого
характера бюджетных средств. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями
бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления. Принцип самостоятельности бюджетов означает: – право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; – наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; – законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; – право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; – недопустимость изъятия доходов,
дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; – недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом
расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников покрытия дефицита не могут увязываться с определенными расходами
бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней. Принцип гласности подразумевает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов,
в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти. Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются
в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 3. Распределение доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы. Понятие бюджетной классификации. Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации соответствующих группировочных кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ, а также отчетов об их исполнении.
Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает: – классификацию доходов бюджетов РФ; – функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; – экономическую классификации расходов бюджетов
РФ; – классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; – классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; – классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; – классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; – ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицита бюджетов РФ является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ. Действующая в настоящее время бюджетная классификация определена Федеральным законом от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (ред. 08.08.2001). Правила применения бюджетной классификации установлены Приказом МФ РФ от 25.05.99 г. № 38н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего
уровня. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся: – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; – доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; – средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба); – доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; – иные неналоговые доходы.
Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют регулирующие доходы – федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет). Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов: – ассигнования на содержание бюджетных учреждений; – оплата по государственным (муниципальным) контрактам; – трансферты населению; – ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти; – бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки
по уплате налогов и платежей и других обязательств); – субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам; – инвестиции в уставные капиталы юридических лиц; – бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам; – кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований; – кредиты иностранным государствам; – средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Под субвенцией – средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов; субсидия – средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования – займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования). Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет РФ. Федеральный бюджет РФ входит в первый уровень бюджетной системы
РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов
бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии. Основными функциями федерального бюджета являются: – перераспределение национального дохода и ВВП; – государственное регулирование и стимулирование экономики; – финансовое обеспечение социальной политики; – контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета
СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей – налога с оборота и платежей из прибыли. В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты. В доходы федерального бюджета также были включены средства Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии. Остальные 10 федеральных целевых фондов были упразднены.
В настоящее время необходимость в них отпала, потому что когда бюджет не выполнялся на 100%, их создавали для защиты некоторых статей расходов, закрепляя за такими фондами определенные доходы государства. Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: – обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; – функционирование федеральной
судебной системы; – осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; – национальная оборона и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; – государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; – государственная поддержка атомной энергетики; – ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций федерального масштаба; – исследование и использование космического пространства; – содержание учреждений, находящихся в государственной
собственности – формирование федеральной собственности; – обслуживание и погашение госдолга РФ; – компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета; – пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; – проведение выборов и референдумов Российской Федерации; – обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней; – финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; – официальный статистический учет и др. Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться такие виды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности,
сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей среды; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; финансовая помощь другим бюджетам и прочее. Бюджеты субъектов Российской Федерации Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы
Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.
Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Большое значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий
бюджет, минуя вышестоящие. К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов
Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке». Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам
РФ. Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов. С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода. Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории. Благодаря этому выделение средств субъектам Федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств
из общего фонда финансовой поддержки. Местные бюджеты Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные
расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях), превращает органы местного самоуправления в
постоянных просителей. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. Важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно. Очевидно, что в том случае, если бы органы местного самоуправления собирали платежи не в вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со стимулированием их работы и необходимости их дотирования было бы гораздо меньше. Только в том случае, если будет проведено разграничение доходов, если за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России. Внебюджетные фонды Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды
государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. С 1992 года в России начали действовать более двух десятков внебюджетных экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные экономические внебюджетные фонды были упразднены. Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу
определенных социальных групп населения. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета.
Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Наряду с этим источниками доходов внебюджетных фондов являются: – прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом; – средства бюджета; – займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих банков. Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного
процесса РФ. Но внебюджетные фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: – Пенсионный фонд Российской Федерации; – Фонд социального страхования Российской
Федерации; – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; – Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991г. №2122-1 как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным
обеспечением. Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации временно свободных средств. При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.
Средства Пенсионного фонда направляются на выплату государственных пенсий; пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально – техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов и др. Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования. Фонд социального страхования образуется за счет: – страховых взносов граждан и юридических лиц; – доходов от инвестирования части временно свободных средств; – добровольных взносов граждан и юридических лиц; – ассигнований из федерального бюджета
РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях – аппараты органов ФСС. Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по закону РСФСР «О занятости населения РСФСР» (19 апреля 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной
политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных. Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых
взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Дополнительными источникам могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц и другие средства. ГФЗН представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондов занятости, у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов РФ. Федеральная часть фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых субъектами Федерации. Средства ГФЗН направляются на: – программы активной политики занятости (профессиональное обучение, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, организацию общественных работ и прочее); – программы материальной поддержки безработных – пособия,
материальная помощь, досрочная пенсия; – информационную поддержку программ занятости; – страховой резерв; – содержание служащих Фонда. Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» (от 28 июня 1991г.). Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-
кредитные учреждения. Федеральный фонд медицинского страхования предназначен для: выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования; финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; осуществления контроля над рациональным использованием финансовых средств. Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет: части страховых взносов предприятий и организаций на обязательное медицинское страхование; взносов территориальных фондов на
реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных средств Фонда и иных поступлений. Он осуществляет: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии; финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; выравнивания финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение страхования; предоставление кредитов страховщикам при нехватке у них финансовых средств; накопление резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; контроль за рациональным использованием средств. Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат.
Эти средства формируются за счет: части страховых взносов предприятий и организаций и иных хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование; доходов, получаемых от использования временно свободных средств; финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований; добровольных взносов и других поступлений, не запрещенных законодательством. 4.Экономическая сущность бюджетного планирования.
Задачи и принципы бюджетного процесса, основные этапы бюджетного процесса. Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль над исполнением, что получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в
РСФСР”, прочими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства. Бюджетный процесс – не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершения исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Действующей конституцией определен круг органов государственной
власти, участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле над его исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов – прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее
анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую программу в общем виде, задача же бюджета – ее конкретное, развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы. Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными органами.
При этом используются различные методы: метод экономического анализа, позволяющий на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проектируемый бюджет; нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели исходя из их динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового года. Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые
программы и т. п. Одновременно в Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Следующая стадия бюджетного процесса – его рассмотрение и утверждение в законодательных органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату. Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях.
Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ). Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется
Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами. Важнейшая задача исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в Государственную Думу информацию о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного
бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Важнейшее значение в бюджетной системе играет не так давно созданная новая структура Минфина – Федеральное казначейство РФ, состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а так же внебюджетных фондов: его органы
управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль над исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов. В функции Казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на определенный период государственных
расходов; именно Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы. Наконец, именно Казначейство осуществляет управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ. В своих действиях по обслуживанию бюджетных финансов Казначейство в первую очередь исходит из единства кассы. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета означает, что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными федеральными ресурсами, находящимися в ведении правительства. С созданием казначейской системы все платежи из федерального
бюджета или централизованных государственных финансовых ресурсов должны осуществляться с единого (главного) счета Федерального казначейства, и тем самым быть ему полностью подконтрольны. Все остальные счета, которые опосредуют движение средств федерального бюджета, открытые в учреждениях банковской системы, должны быть транзитными, то есть не иметь переходящих остатков. По существу, это означает закрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе
Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субъектов, выполнявших работы или оказывающих услуги для бюджетных единиц, финансирующих за счет федерального бюджета. Казначейство, опираясь на Центробанк и его систему, освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля над их целевым использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии
исполнения бюджета. Таким образом, вновь созданная система позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным, обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей. Заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Вся работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, Государственную налоговую службу и налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает. Для осуществления контроля над исполнением федерального
бюджета существует Счетная палата, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. Задачи бюджетного процесса: – Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов для достижения про¬гресса в развитии рыночного хозяйства; – определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответ¬ствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития; – установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности
бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения согласно бюджету; – согласование бюджета с общей программой финан¬совой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; – сокращение бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников; – проведение бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов – разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, сферами
хозяйства, экономическими регионами; – повышение роли перспективного бюджетного пла¬нирования для достижения пропорциональности и сбалансированности крупномасштабных социально-эко¬номических программ; – усиление контроля над финансовой деятельностью юридических лиц и доходами граждан при выполне¬нии ими налоговых обязательств; – автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники. 5. Составление проекта федерального бюджета России. Процедура его рассмотрения и утверждения проекта. Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета реализуется Правительством РФ, которое своим постановлением поручает Министерству экономического развития и торговли РФ организовать разработку прогноза социально-экономического
развития РФ на пла¬нируемый год и уточнение прогноза социально-экономического раз¬вития РФ на среднесрочную перспективу. Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, других министерств, Государственного комитета РФ по статистике и Центрального банка РФ в установлен¬ные постановлением Правительства РФ сроки разрабатывает и пред¬ставляет в
Правительство РФ основные параметры функ¬ционирования экономики страны в планируемом году. Министерство финансов РФ совместно с Министерством экономи¬ческого развития и торговли РФ при участии Центрального банка РФ в установленный срок после рассмотрения Правительством РФ сце¬нарных условий функционирования экономики страны в планируе¬мом году разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные характеристики и данные о расходах федерального бюд¬жета
на планируемый год по показателям функциональной классифи¬кации расходов бюджетов РФ и проектировки основных расходов федерального бюджета по го¬дам на среднесрочную перспективу. Министерство экономического развития и торговли РФ доводит рас¬смотренные Правительством РФ условия функционирова¬ния экономики страны в планируемом году до федераль¬ных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
РФ, а с участием Государственно¬го комитета РФ по статистике – си¬стему показателей прогнозов и методические рекомендации по их составлению. Министерство финансов РФ направляет получателям средств федерального бюджета прогно¬зируемые на планируемый год данные о предельных объемах бюджет¬ного финансирования по разделам и подразделам бюджетной класси¬фикации РФ; обеспечивает федеральные органы исполнительной власти ме¬тодическими материалами по формированию параметров основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Государственный комитет РФ по статистике представляет в федеральные, территориальные и муниципальные органы исполнительной власти статистическую информацию по перечню по¬казателей для разработки прогнозов и проектов бюджетов; направляет в Министерство экономического развития и торгов¬ли РФ отчетные данные по согласованным показателям Сводного финансового баланса
РФ. Государственные социальные внебюджетные фонды предоставляют в Министерство финансов РФ и Министерство экономического раз¬вития и торговли РФ проекты бюджетов соответствующих фондов на планируемый год; прогноз формирования и расходования средств этих фондов по годам на среднесрочную перспективу. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнитель¬ной власти субъектов
РФ в установленные сроки разрабатывают варианты прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ в плани¬руемом году по основным показателям, уточнения параметров прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу; проектировки получения и использования дохо¬дов от государственного имущества и представля¬ют их в Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли
РФ. Государственные заказчики федеральных целевых программ разрабатыва¬ют и предоставляют в Министерство экономического развития и тор¬говли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство промышлен¬ности, науки и технологий РФ обоснования на финансирование в планируемом году и на среднесрочную перспективу федеральных це¬левых программ. Федеральные органы исполнительной власти в установленные сро¬ки представляют в
Министерство финансов РФ распределение предельных объемов бюджетного финансирования на планируемый год по показателям функциональной и экономичес¬кой классификации расходов бюджетов РФ; предложения по проведению структурных и организационных преобразований в отраслях экономики; материалы для разработки соответствующих разделов проектировок основных расходов федерального бюджета на планируемый год и по годам на среднесрочную перспективу. Центральный банк РФ представляет в Министерство финансов РФ информацию, необходимую для подготовки федерального бюджета на очерёдной финансовый год. Министерство экономического развития и торговли РФ распределяет по получателям средств федерального бюджета и направлениям использования предельные объёмы государственных инвестиций и представляет соответствующие материалы в Министер¬ство финансов РФ. Органы исполнительной власти субъектов
РФ в установленный для согласования срок представляют в Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год, а также утвержденные в установленном порядке бюджеты субъектов РФ. Министерство экономического развития и торговли РФ не позднее июня года, предшествующего планируемому, представляет в
Мини¬стерство финансов РФ основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и основные уточненные параметры прогноза социально-экономического раз¬вития РФ на среднесрочную перспективу; предложения по формированию бюджета на планируемый год и на среднесрочную перспективу; перечень федеральных целевых программ их предполагаемые объемы и источники их финансирования по годам на среднесрочную перспективу. Министерство эконо¬мического развития и торговли
РФ в установленный Правительством РФ срок представляет в Правительство: итоги социально-экономического развития РФ за первое полугодие текущего года и оценку предполагаемых итогов за текущий год; прогноз социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического раз¬вития РФ на среднесрочную перспективу, перечень приори¬тетных социально-экономических задач; проект сводного финансового баланса РФ на планируемый год и на среднесрочную перспективу; проект федеральной адресной инвестиционной программы на планируемой год и на среднесрочную перспективу; уточненный перечень федеральных целевых программ; перечень и объемы поставок продукции для федеральных государ¬ственных нужд на планируемый год и др. Министерство финансов РФ на завершающем этапе формирования федерального бюджета представляет в
Правительство РФ: проект федерального бюджета на планируемый год; проектировки основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу; прогнозы консолидированного бюджета РФ на планируемый год и на среднесрочную перспективу; предварительные итоги исполнения федерального бюджета и кон¬солидированного бюджета РФ за первое полугодие текущего года и оценку их предполагаемого исполнения за текущий год; отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета
РФ за предшествующий год. Министерство экономического развития и торговли РФ доводит до федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ условия, необходимые для разработки отраслевых и региональных прогно¬зов функционирования экономики в планируемом году и на среднесрочную перспективу, проектировки бюд¬жетных ассигнований по федеральным целевым и инвестиционным программам. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнитель¬ной
власти субъектов РФ, другие государственные заказчики федераль¬ных целевых программ в установленные Правительством РФ сроки: представляют в Министерство экономического развития и тopговли РФ прогнозы развития отраслей экономики и социально-экономического развития субъектов РФ в планируемом году и параметры прогнозов на среднесрочную перспективу; предварительную оценку состояния экономики в году, предшествующему планируемому, возможные варианты стабилизации экономики; уточняют расходы на реализацию федеральных целевых про¬грамм. Работа по формиро¬ванию федерального бюджета продолжается на стадии рассмотрения и утверж¬дения федерального бюджета, когда депутаты Государственной Думы и Совета Федерации принимают деятельное участие в рассмот¬рении и анализе бюджетных показателей. Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федераль¬ном бюджете рассматривается
Советом Федерации в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.
6. Заключение Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль
осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит,
государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Список используемой литературы: 1. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов/М.В.Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2005. 2.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов Л.А. Дробозина – М.: ЮНИТА, 2005. 3. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное пособие/Г.М. Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2005. 4. Финансы и кредит: Учебное пособие под ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2004. 5.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями. 6. Финансы и кредит: Учебник для вузов/Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, С.П. Сазонов. – М.: академия, 2004. 7. Финансы предприятия: учебное пособие/В.В. Остапенко. – М.: Издательство Омега-Л, 2006. 8. Финансы: Учебное пособие под ред. проф.
А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.