Человек в искусстве Возрождения: литература, изобразительное искусство

Федеральное государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Северо-Западная Академия государственной службы
Кафедра Русского языка и культурологии

Реферат
Человек в искусстве Возрождения: литература,изобразительное искусство
студентаI курса
1103группы
ДенисоваВладислава Анатольевича
 
Проверил:
доц.Герасимова С. А.

Санкт-Петербург
2010 г.

 
Оглавление
Введение
Глава I.Гуманизм эпохи Возрождения
Глава II.Расцвет литературы
§1. Данте Алигьери
§2. Франческо Петрарка
§3. Джовани Боккаччо
Глава 3. «Титаны» Возрождения
§1. Сандро Боттичелли
§2. Леонардо да Винчи
§3. Микеланджело
§4. Рафаэль
§5. Тициан
Заключение
Список литературы

Введение
Наданный момент практически все эксперты утверждают, что Возрождение не являласьзавершающей стадией Средневековья или началом Нового времени, а представлялособой качественно отличавшийся от той и другой переходный тип.
Началуитальянскому Возрождению послужило обращение к древним сокровищам античнойкультуры в науке, литературе, искусстве и философии. Итальянцы заново открывалидля себя античность, классическую «золотую латынь», изучали рукописи античныхавторов, обращались к античной архитектуре и скульптуре. Но это было не простовозвращение к античности: само понимание сути человека, природы, окружающегомира уже стало иным в самой своей оценке. Мировоззрение, самосознание человекаэпохи Возрождения стали другими: если в эпоху античности человек учился уприроды, то в период Возрождения он выделяется из природы; человек —твореци мира, и самого себя, он наделен Богом свободной волей.
Раскрываязначение человека в культуре и на культуру этого времени, я не ставил цельюнайти что-то новое или особенное. Моя задача заключается в том, чтобы еще разутвердить величие разума и воли человека. Показать, насколько искусствоолицетворяет гуманистические принципы, возродившиеся именно в эпохуВозрождения.
Цельюмоей работы является:
—раскрыть общее содержание эпохи Возрождения;
—рассказать о гуманистах, олицетворяющие эпоху Возрождения;
—показать образ человека в изобразительном искусстве Италии.

 
Глава I.Гуманизм эпохи Возрождения
Впервые (1550) термин “Возрождение”употребил итальянский историк искусств Джорджа Вазари (1511 — 1574), оставившийжизнеописания великих художников этого времени.[1] Эпоха Возрождениярассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход отсредних веков к Новому Времени, от общества феодального — к буржуазному.Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачаткикапиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковскоедело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальноеестествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий преждевсего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г.Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.[2]Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны.Приблизительны и хронологические границы — в Италии XIV—XVIвека, в других странах XV—XVIвека. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVIстолетии, когда становится общеевропейским явлением — это, так называемое,Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало позднее Возрождениепоследних десятилетий XVIвека.[3]
Новое мировоззрение, возникшее в эпохуВозрождения, принято называть гуманизмом (от лат. — человеческий, человечный).Отдельные черты гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческийгуманизм был объёмнее и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человекпризнаётся высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякойценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человекесть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека. ГуманизмВозрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудияпознания. Фактически это означало признание господства разума над окружающиммиром. Из этого следовала ещё одна черта гуманизма — вера во всеобщий ибесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влеклаза собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному ивозвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек сделан по образу иподобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество.Именно в творчестве, считали гуманисты, должно прежде всего проявляться подобиечеловека Богу. Творчество Возрождения было направлено прежде всего на человека.Самопознание и самосозидание человека — таковы главные идеи возрожденческогогуманизма. Какой смысл, спрашивал например, один из первых гуманистов ФранческоПетрарка (1304-1374), знать природу зверей и не знать природы человека, незнать, для чего мы существуем, откуда пришли и куда направляемся.[4]
Значение человека в эпоху Возрождениярассмотрим на итальянском примере, потому что учение о человеке наиболее яркопроявилось в Итальянском искусстве.

Глава II.Расцвет литературы
Новаяхудожественная культура, ощущение мира мощнее всего выразились в поэзии,обогнав тем самы живопись и архитектуру. Литература, в первую очередь, тяготелак новому. Именно в литературе больше всего выразилось тяготение к новому,выражавшееся в новых ценностных ориентирах, в невиданном ранее самочувствованиичеловека
Бессмертныепоэты Возрождения — Данте Алигьери, Франческо Петрарка иДжовани Боккаччо — самые яркие, талантливые представители раннего ИтальянскогоВозрождения
§1. Данте Алигьери
Краеугольный камень нового мировоззрениязакладывает Данте Алигьери (1265—1324) — «последний поэт средневековья и вместес тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс).[5]Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философскийтрактат «Пир» (оба произведения написаны на итальянском языке), трактат «Онародном языке», сонеты, канцоны и другие произведения. Конечно, Данте болеевсего известен как автор «Илиады средних веков» (по выражению В. Г. Белинского)— «Комедии», названной потомками Божественной. В ней великий поэт используетпривычный для средневековья сюжет — изображает себя путешествующим по Аду,Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Несмотряна далекий от повседневности сюжет, произведение полно картин жизни современнойему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями.
Данте был убежден в высшей обусловленноститворческого акта. Если природа лишь в незначительной степени отражаетбожественное совершенство, то художник, по мысли поэта, призван уловить божественнуюидею, «гений чистой красоты», и максимально точно выразить ее в своем произведении.Задача приближения к миру вечных сущностей, к божественной идее стоит передвсеми художниками Возрождения. И тот факт, что Данте тяготеет к символизму (знаменитыйего трактат «Пир» посвящен учению о символе, о четырех смыслах толкования текстов),подчеркивает это стремление.[6]
Созданный Данте в его «Божественнойкомедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки являетсяодновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуреэпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способностьсобственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать«Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявленийбожественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».[7]Данте обнаруживает отношение к чувству гордости как акту самосознания человека,что знаменует новый подход к личности, раскрепощение ее от духовной тираниицеркви. Гордый дух был присущ всем великим художникам Возрождения и самомуДанте в первую очередь. Изменяется отношение и к земной славе. Данте неоднократноподчеркивает, что души умерших не равнодушны к памяти о себе на земле.[8]
Все творчество Данте: и его «Божественнаякомедия», и его канцоны, и его сонеты, и его философские произведения, —свидетельствуют о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельнымглубоким интересом к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой еголичности видятся истоки этой эпохи.[9]

§2.Франческо Петрарка
Этапозиция была развита Франческо Петраркой (1304— 1374), философом и блестящимлирическим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движенияв Италии.[10] Творческое наследие Петраркиогромно. Его имя обессмертила лирическая поэзия на вольгаре (народном итальянскомязыке), собранная в «Книге песен» («Канцоньере»). Она посвящена Лауре —возлюбленнойПетрарки — и раскрывает богатый мир чувств и мыслей поэта, яркие грани его личности.С «Канцоньере» начинается ренессансная поэзия, воспевающая красоту земной женщины,облагораживающую силу любви к ней, даже если эта любовь остается, как у Петрарки,неразделенной. На итальянском были созданы и «Триумфы» — аллегорическая поэма смножеством античных реминисценций, — но большинство сочинений Петрарки написанона классической латыни. Таковы поэма «Африка» (о героических деяниях победителякарфагенян Сципиона Африканского), эклоги «Буколических песен», произведение биографическогожанра «О знаменитых людях», диалогизированная исповедь «Моя тайна», ряд трактатов(«Об уединенной жизни», «О невежестве своем собственном и многих других людей»,«О средствах против всякой Фортуны» и др.), инвективы. Особый и чрезвычайно обширныйпласт латинских сочинений Петрарки составляют его эпистолярные циклы — «Стихотворныепослания», «Старческие письма», «Письма без адреса» и другие.[11]
Идейнойдоминантой творчества Петрарки, знаменовавшей новое отношение к античной культуре,стала «любовь к древним», реабилитация языческой литературы, особенно поэзии, ивозвеличение ее как носительницы мудрости, открывающей путь к
постижениюИстины. В представлении Петрарки идеалы христианства и увлечение Цицероном не противостоятдруг другу, напротив, мир христианства может лишь обогатить себя, осваиваякультурное наследие древних, красоту речи и мудрость языческой поэзии.[12]
Овладениекультурным опытом древних, по мысли Петрарки, должно было подчиняться главной цели— воспитанию духовно богатого и нравственно совершенного человека, способного руководствоватьсяв своем земном предназначении разумом и высокими нормами добродетели. Путь к высшимбожественным истинам лежал для Петрарки через осмысление мирского опыта человечества,его истории, деяний великих людей, слава которых непреходяща, через овладение всемибогатствами культуры.[13]
СлаваПетрарки еще при его жизни перешагнула границы Италии, а для гуманистов —продолжателейначатого им дела формирования новой культуры — он стал классиком: его переводилина языки разных стран Европы, ему подражали, его сочинения комментировали, его яркойиндивидуальностью восхищались.[14]
Р.И.Хлодовский в своей книге «Франческо Петрарка» пишет: «Петрарка создал в Канцоньереиндивидуальный стиль, который стал стилем эпохи Возрождения. В ХVI в. через школупетраркизма пройдут все великие лирики Франции, Англии, Испании, Португалии, а такжестран славянского мира. Особенно сильное влияние Петрарка оказал, естественно,на поэзию Италии. Тут Петрарку сравнивать не с кем».[15]
§3.Джованни Боккаччо
Близкогосоратника и продолжателя своих начинаний Петрарка обрел в Боккаччо. Выходец из флорентийскойкупеческой семьи, Джованни Боккаччо (1313—1375) молодые годы провел в Неаполе,изучая коммерцию и каноническое право; однако главным его увлечением стали поэзияВергилия, Овидия, Данте и средневековая рыцарская литература. Первые собственныесочинения Боккаччо — стихи, воспевающие Фьямметту, роман «Филоколо», поэма «Филострато»— несут печать этих увлечений, но отмечены и чертами его творческой индивидуальности,которая в полной мере раскрылась позже. С 1340 г. Боккаччо жил во Флоренции, занимаясьгосударственной службой на дипломатическом поприще, торговыми делами и литературнойдеятельностью. В произведениях этого времени Боккаччо смело обратился к новым жанрам.Его роман в прозе и стихах «Амето, или Комедия флорентийских нимф» положил началоренессансной пасторали и впервые выдвинул идеал гармонически развитого человека.«Элегия Мадонны Фъямметты», роман-исповедь о страстной любви, отмечена глубинойпсихологического анализа. Идиллическая поэма «Фьезоланские нимфы» — одно из наиболееярких лирических сочинений Боккаччо — утверждала новые, ренессансные каноны этогожанра, отвергала аскетический идеал и возвеличивала «естественного» человека. Вследза Данте и Петраркой Боккаччо, писавший все свои литературные произведения на вольгаре,совершенствовал итальянский язык, широко пользуясь при этом оборотами народнойречи.
Самымзначительным произведением Боккаччо стал созданный в конце 40-х — начале 50-х годов«Декамерон». Показательно греческое название сочинения (по-русски «Десятиднев»)— Боккаччо одним из первых гуманистов овладел греческим языком, наряду склассической латынью, которую знал в совершенстве. «Декамерон» отличается целостностьюхудожественного замысла и представляет собой сто новелл, рассказанных в течениедесяти дней поочередно юношами и девушками благородных фамилий, уединившихся впредместье Флоренции во время эпидемии чумы. Структура сочинения двояка. Каждыйдень начинается заставкой к десяти новеллам, повествующей о том, как проводит времяэта небольшая группа молодых людей, образованных, тонко чувствующих красоту природы,верных правилам благородства и воспитанности. В обрамлении новелл «Декамерона» можновидеть утопическую идиллию, первую ренессансную утопию: культура оказывается возвышающими цементирующим началом этого идеального сообщества. В самих новеллах автор с необычайнойширотой и проницательностью раскрывает картины иного мира — реальную пестроту жизнисо всем богатством людских характеров и житейских обстоятельств. Герои новелл представляютсамые разные социальные слои; образы персонажей полнокровны, жизненны, это люди,которые ценят земные радости, в том числе и плотские удовольствия, считавшиесяс позиций церковной этики низменными. В «Декамероне» Боккаччо реабилитирует женщину,подчеркивает возвышающую нравственную сторону любви и в то же время зло высмеиваетханжество, сластолюбие монахов и клира, проповеди которых нередко резкорасходятся с их жизненным поведением.
Церковьрезко осудила «Декамерона» как произведение безнравственное, наносящие ущерб ееавторитету, и настаивала на отречении автора от своего детища. Боккаччо, испытываядушевные муки под этим нажимом, поведал о своих колебаниях Петрарке, который
вответном письме удержал его от сожжения «Декамерона». Как и Петрарку, Боккаччо обуревалисомнения в поисках нового взгляда на человека и окружающий его мир, неизбежные вобщей идейной атмосфере современного им средневекового общества. Кризисныенастроения не оставляли Боккаччо и в последующем, но в главной линии своего творчестваон сумел противостоять мощной традиции официальных взглядов.
ВкладБоккаччо в создание литературы Возрождения был огромен. В «Декамероне», которыйдал его имени европейскую известность, он довел до совершенства жанр городской новеллы,открыв путь всей ренессансной новеллистике. Привлекали не только занимательностьрассказов, яркие образы героев, их сочный язык, но и художественное изящество новеллБоккаччо, нетрадиционная трактовка ряда фабул, излюбленных уже в предшествующейсредневековой литературе, общий идейный строй его сочинений. В «Декамероне» высветилисьновые грани складывавшегося гуманистического мировоззрения, в том числе его антиаскетическиеидеалы. В центре внимания Боккаччо, как и у Петрарки, — проблема самосознания личности,получившая широкую перспективу в дальнейшем развитии ренессансной культуры.
«Декамерон»приобрел большую популярность в Италии, где Боккаччо нашел немало продолжателей(Франко Саккетти, Мазуччо и др.). Уже в XIV в. он был переведен на французский ианглийский языки, позже сюжеты «Декамерона» широко заимствовала литература другихстран Европы, нередко перерабатывая их в духе национальных традиций.
Важнымвкладом Боккаччо в формирование ренессансной культуры стало его обширное латинскоесочинение «Генеалогия языческих богов» — филологический труд, в котором автор знакомилчитателей с многообразием и взаимосвязями античных мифов, прослеживая их происхождение.Он выстраивал своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии, продолжаяначатую Петраркой реабилитацию языческой поэзии и подчеркивая близость ее к теологии.Поэзия, на его взгляд, раскрывает высокие истины о человеке и мироустройстве, ноделает это на свой особый лад — в формах иносказания. Эта важная идейная линия своеобразногокульта поэзии, оттеснявшего интерес к теологии на второй план, стала характернойдля всего этапа раннего гуманизма.[16]

ГлаваIII. «Титаны»Возрождения
Искусство в период Возрождения былоглавным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем всредние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаиваласьмысль, что идеальный человек должен быть художником. Почти не было людей,равнодушных к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало иидеал гармонически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче вразличной степени подчинены все виды искусства.[17]
Архитектура перестала быть «дирижером»оркестра искусств. На первый план выходит живопись. И это не случайно.Искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реальный мир, егокрасоту, богатство, разнообразие. И у живописи в этом плане было большевозможностей по сравнению с другими искусствами. Наш соотечественник, замечательныйзнаток итальянского Возрождения П. Муратов писал об этом так: «Никогдачеловечество не было так беззаботно по отношению к причине вещей и никогда ононе было так чутко к их явлениям. Мир дан человеку, и так как это — малый мир,то в нем драгоценно все, каждое движение нашего тела, каждый завитоквиноградного листа, каждая жемчужина в уборе женщины. Для глаза… художника небыло ничего малого и незначительного в зрелище жизни. Все составляло для негопредмет познания» (Муратов П. Образы Италии. — М., 1994.С. 109).[18]
Мастеров Возрождения часто называют«титанами», имея в виду их универсальность. «Это была эпоха, которая нуждаласьв титанах и породила по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности иучености», — писал Ф. Энгельс (Маркс К., ЭнгельсФ.-Соч-.Т.20. С.346).[19]
СандроБоттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан —титаны, жившие и создававшие произведения в период Высокого Возрождения.
 
§1.Сандро Боттичелли
ТворчествоСандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи, 1444 -1510 гг.) отвечаетвсем характерным чертам раннего Возрождения. Именно в это время осуществляются разработкив области линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности,симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения.[20]
СандроБоттичелли — художник другого периода (Высокого — В. Д.) эпохи Возрождения, он остреедругих выразил духовное содержание позднего кватроченто. Ранний Ренессанс «поражаетщедростью, преизбыточностью художественного творчества, хлынувшего как из рогаизобилия» (Н. А. Дмитриева). Творчество Боттичелли отвечает всем характернымчертам Раннего Возрождения. Этот период более, чем какой-либо другой,ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира.Именно в это время в живописи идут активные поиски в области отображениялинейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии,общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкойвсей системы художественного видения. По-новому ощущать мир значило по-новомуего видеть. И Боттичелли изображал его, пропуская сквозь призму видения нарождающейсяэпохи. Вместе с тем образы, созданные им, поражают необычайной интимностью внутреннихпереживаний. В творчестве Боттичелли пленяют нервность линий, порывистостьдвижений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение пропорций,выраженное в чрезмерной худощавости и вытянутости фигур, особым образомпадающие волосы, характерные движения краев одежды. Иными словами, наряду сотчетливостью линий и рисунка, так чтимых художниками раннего Ренессанса, втворчестве Боттичелли присутствует, как ни у кого другого, глубочайший психологизм.Об этом безоговорочно свидетельствуют картины «Весна» и «Рождение Венеры».
Однаконе только единство пластического мастерства и духовного содержания творчествапридает манере Боттичелли возрожденческий характер. Н. А. Бердяев отмечал: «Боттичелли— самый прекрасный, волнующе поэтический художник Возрождения и самыйболезненный, раздвоенный, никогда не достигавший классической завершенности. ЕгоВенеры всегда походили на Мадонн, как Мадонны походили на Венер».[21]
§2.Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452—1519) былживописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретикомискусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом, ботаником.Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в товремя еще не помышляли. Когда стали разбирать его рукописи и бесчисленныерисунки, в них обнаружили открытия механики XIXвека. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари: «… Таланта… было в немстолько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ниобращался, он разрешал их с легкостью… Его помыслы и дерзания были всегдацарственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был нетолько в свое время, но и после своей смерти» (Джорджа Вазари.Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохиВозрождения.-С.-Пб.,1992.С.197.).[22]
Леонардо да Винчи — самая необыкновеннаяфигура в истории мировой культуры. Это был Homo universale (человекуниверсальный): умел все и был во всем гениален, к тому же красив, силен,элегантен, обходителен, красноречив. В сфере искусства Леонардо был живописцем,скульптором, рисовальщиком, музыкантом, архитектором, сочинял басни, сонеты, написал«Книгу о живописи». До нас дошло около пятнадцати его картин. Он оставил рисункимашин и механизмов с прообразами экскаватора, токарного станка, самолета, вертолета…В Эрмитаже находятся две картины Леонардо да Винчи: «Мадонна с цветком»(Мадонна Бенуа, 1478) и «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта, 1470-90 гг.).Особенности искусства мастеров кватроченто — интерес к психологическим решениями пространственному построению, стремление к лаконичности и обобщению и, если художникиХV в. овладели перспективой, то Леонардо овладел пространством. Персонажи егокартин уже располагались не на фоне далекой перспективы, а внутри пространства.Не было разрыва между передним и задним планами, персонажи не «наложены»один на другой, между ними чувствуется воздух. Мягкая, с переходами светотень —знаменитое леонардовское «сфумато».
Фреска«Тайная вечеря» — удивляет интеллектуальной силой художника, тем как продуманаи разработана композиция произведения. Она написана на торцовой стене трапезноймонастыря так, что иллюзорное пространство фрески кажется продолжением реальногопространства интерьера, Христос и его ученики как бы сидят в той же трапезной,но на возвышении. Центральное положение Христа подчеркнуто тем, что точка сходаперспективы совпадает с его головой. Художник поместил Христа в светлом проеме окна,отдалив простенком от апостолов. Новое, не традиционное решение темы дает Леонардода Винчи: он впервые изображает конфликт, сам процесс драматического события.
Самоезнаменитое произведение художника и, пожалуй, во всей мировой живописи «ПортретМоны Лизы», супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. Портрет завораживаети восхищает тем, что в нем, при внешней неподвижности модели передана жизньдуши, само ее течение, неуловимо сменяющиеся оттенки мыслей,
чувств,ощущений. Леонардо говорил: «Хороший живописец должен писать две главные вещи —человека и представление его души». С «Джокондой» связано зарождениепсихологического портрета.[23]
 
§3.Микеланджело
МикеланджелоБуонарроти (1475—1564) — другой великий мастер эпохи Ренессанса, человекразносторонний, универсальный: скульптор, архитектор, художник, поэт.[24]Микеланджело Буонарроти превыше всех искусств ставил скульптуру, хотел быть толькоскульптором, но волею судьбы стал и живописцем и архитектором, был также рисовальщиком,поэтом, инженером.
Прожилдолгую (89 лет) и трагическую жизнь, боролся за независимость Флоренции, видел унижениеРодины, разгром Рима. Человек свободолюбивый, дерзновенный, он вынужден был служитьи папам. Микеланджело в одной единственной фигуре был «способен воплотить вседобро и все зло человечества». Он стремился показать человека таким, каким он долженбыть. Таков его «Давид». Гигантская фигура олицетворяет безграничную мощьсвободного человека. Вазари писал, что статуя Микеланджело «…отняла славу увсех статуй, современных и античных, греческих и римских». В 1505 г. папа Юлий IIпризвал Микеланджело в Рим, для создания своей гробницы. 40 лет жизниМикеланджело отдал этой работе, выполнив 3 статуи.
Росписьпотолка (1508–12 гг.) и алтарной стены («Страшный суд», 1536-41 гг.)Сикстинской капеллы в Ватикане также возложил Юлий II на Микеланджело. Роспись потолкасвыше 500 кв.м и включает 343фигуры. Микеланджело изобразил картины сотворения мираи жизни первых людей на земле, эпизоды из Библии. На потолке капеллы он создалмир титанов. Его Бог — вдохновенный творец, создающий Вселенную и человека. Еголюди могучи и прекрасны телом и духом; пророки и сивиллы отважны в своем прозрениибудущего, обнаженные юноши раскрывают в многообразных проявлениях красоту ипластику человеческого тела.
Этотжизнеутверждающий пафос работы над росписью потолка капеллы сменяетсятрагической безысходностью, когда Микеланджело работает над фреской алтарнойстены «Страшный суд». Площадь фрески «Страшного суда» 13,7 х 12,2 м. Суд,изображенный на фреске, действительно страшен: праведники, обступившие Христа,гневны, они требуют возмездия, и Христос властным жестом руки низвергаетгрешников в ад. В этом сюжете можно видеть крушение ренессансной гордыни — ишире — образ всечеловеческой катастрофы. [25]
§4.Рафаэль
Рафаэль Санти (1483—1520) — не толькоталантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастерпортрета и мастер декора.[26] Рафаэль — гений иногосклада. Он не был новатором. Его искусство — синтез достижений предшествующих художников.У Рафаэля человек совершенен, мир пребывает в гармонии. Образ Мадонны особенно близокискусству Рафаэля. Здесь наиболее полно он раскрывает представления свои о благородстве,совершенстве человека, о гармонии внешней и внутренней красоты: «МадоннаКонестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна дель Грандука», «Мадонна с щегленком»,«Мадонна садовница», «Мадонна Альба», «Мадонна в кресле», «Сикстинская Мадонна»(1513-14 гг.). Высокую религиозность художник соединил с высокой человечностью,создав, может быть, самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства. Одухотворенноелицо Мадонны, то, как она держит младенца, выражают и бесконечную любовь и провидениетрагической судьбы сына, сознание ее неизбежности, и скорбную готовностьпринести его в жертву ради людей. Рафаэлю была поручена огромная работа —роспись четырех станц (комнат) в Ватикане (папский дворец).
Главныефрески станцы — «Диспуты» (апофеоз теологии), «Афинская школа” (апофеоз философии)и «Парнас» (апофеоз искусства) и «Мудрость, Мера и Сила» (олицетворение главныхдобродетелей правосудия). Рафаэль был прекрасным рисовальщиком, великолепнымпортретистом, архитектором, археологом, мечтал восстановить Рим в его прежнемвеличии. В Эрмитаже было выполнено точное повторение росписей лоджии двора Сан Дамазо(Ватиканский дворец) — Лоджии Рафаэля.
Ватиканскиефрески Рафаэля, вместе с Тайной вечерей Леонардо да Винчи и Сикстинскимпотолком Микеланджело вершина монументальной живописи Возрождения.[27]
§5.Тициан
Тициан(Тициан Вечелио, 1477 или 1485/90 – 1576 гг.) — знаменует собой полный расцвет,зенит венецианского Ренессанса.[28] Он прожил долгуютворческую жизнь, охватившую этапы Высокого и Позднего Возрождения вспецифических условиях Венеции. Новаторство Тициана сказалось в самых разныхформах и жанрах живописи. С его именем связаны утверждение станковой картины,создание монументальных алтарных полотен, выделение пейзаж в самостоятельный жанр,разработка различных типов портрета (художественно-парадный, камерный и др.).Тициана считают подлинным реформатором живописи — исключительным богатством и многообразиемсвоих колористических достижений именно он показал огромные возможности цветакак средства художественной выразительности новой живописи. Создавая праздничные,жизненно полнокровные образы человека, умея ярко раскрыть его гармоническую связьс природой, Тициан в то же время обращался к образам, отмеченным глубиной проникновенияво внутренний мир людей, в их психологию. Тематика его произведений исключительноширока и разнообразна: от полотен с персонажами античной мифологии («Венера Урбинская»,«Вакх и Ариадна», «Даная») и аллегорических картин («Любовь земная и небесная»)до грандиозных алтарных образов («Ассунта» — «Вознесение Мадонны») и драматизмапоздних работ («Коронование терновым венцом», «Св. Себастьян»). Тициан создал целуюпортретную галерею своих современников («Юноша с перчаткой», «Ипполито Риминалъди»,портреты императора Карла V, папы Павла III и др.). В позднем творчествеТициана с особой полнотой проявился его дар художника-колориста: цветовая лепкаформ сочетается здесь с тончайшей красочной нюансировкой, созданное кистью единоецелое художник довершает, порой втирая краски в холст кончиками пальцев.[29]

Заключение
«Величайшийпрогрессивный переворот», каким явилась, по определению Ф.Энгельса, эпохаВозрождения, ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях культуры.
ИскусствоВозрождения, возникшее на основе гуманизма — течения общественной мысли,провозгласившего человека высшей ценностью жизни.
Вискусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек,обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Особыйинтерес к личным качествам каждого человека – его уму и таланту, творческойэнергии и чувству собственного достоинства, образованности и предприимчивости –вот основа понимания человека новой эпохи.
Возродивантичные идеалы, оно в то же время отразило ренессансное представление оценности личности, красоте окружающего его мира. Ценность человека ренессансныйгуманизм видел в единстве его нравственного и этического достоинства, вблагородстве духа и красоте тела.
Вработе я постарался показать общее значение итальянского Возрождения длямирового искусства, которое и в наши дни не теряет своей актуальности;нравственные, этические идеи, которые провозглашали итальянские гуманисты вэпоху Возрождения, не изменили своего содержания и сейчас.
Произведенияискусства, воссоздавая мир в целостных наглядно-чувственных и типичныхкартинах, несут в себе общечеловеческое содержание. Поэтому великиепроизведения искусства, созданные даже в отдаленные эпохи, не только неутрачивают своего значения, но обретают новые оттенки в осмыслении своегосодержания, нравственно-эстетической проблематики. Художественные формы спозиции нового времени, общечеловеческие ценности, заключенные в них, волнуютчеловека во все времена и на всех континентах. Эти произведения обращены кчеловеку, они выражают доверие и любовь к нему, воспевают его духовное величие.
Таким образом,итальянское Возрождение, да и в целом вся эпоха Возрождения, означала огромныйсдвиг в мировом искусстве, который не смог сделать ни одна из последующих эпох.Человек, вставший в центр этого искусства, по-новому научился пониматьокружающий мир.

 
Списоклитературы
 1. Бердников А. Заметки на полях переводовПетрарки. Web:lib.ru/POEZIQ/PETRRKA/berdnikow.txt
2. Брагина Л. М.История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. / Л. М. Брагина. — М.: Высшая школа, 1999. — 479 с.
3. Быстрова А. Н. Миркультуры (Основы культурологии): учеб. пособие / А. Н. Быстрова. —М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.— 712 с.
4. Драч Г. В. Историямировой культуры (мировых цивилизаций) / Г. В. Драч — Ростов-на-Дону.:«Феникс», 2002. — 544 с.
5. Культурология: учеб.пособие / Фомина Н. Н. [и др.]. — СПб.: СПБГУ ИТМО, 2008. — 483 с.
6. Полищук В.И.Культурология: учеб. пособие / В.И.Полищук. — М.: Гардарики, 1999. — 446с.
7. Радугин А. А.Культурология: учеб. пособие / А. А. Радугин. — М.: «Центр», 2001. —303 с.