Анализ макросреды и SWOT-анализ предприятия

Введение
Стратегическоеуправление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциалкак основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросыпотребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации,отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентныхпреимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать вдолгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Объектамистратегического управления являются организации, стратегические хозяйственныеподразделения и функциональные зоны организации.
Предметомстратегического управления являются:
1.        Проблемы,которые прямо связанны с генеральными целями организации.
2.        Проблемыи решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элементнеобходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется внедостаточном объеме.
3.        Проблемы,связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
«Проблемыстратегического управления чаще всего возникают в результате действиямногочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборестратегии, важно определить, какие экономические, политические,научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущееорганизации.» Стержнем стратегического управления выступает система стратегий,включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационныхи трудовых стратегий. Стратегия — это заранее спланированная реакцияорганизации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная длядостижения желаемого результата.
Для решения первоговопроса необходима информационная основа с соответствующими данными для анализапрошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важнуюособенность для стратегического управления, как его ориентация на будущее.Необходимо определить, к чему стремиться, какие ставить цели. Третий вопроссвязан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходитькорректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапаявляются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационнаяструктура и персонал, который будет реализовывать данную стратегию.
Таким образом, сущностьстратегического управления состоит в формировании и реализации стратегииразвития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящихизменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию иэффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

Задание 1. Анализмакросреды предприятия
Провести анализ макросреды,используя методику PEST (построитьтаблицу, сделать расчеты).
Для анализа используемпредприятие отрасли автомобильной промышленности АВТОЗАЗDEO.
Для изучения внешнейсреды можно использовать достаточно простую методику (PEST-анализ), котораяпредполагает прохождение нескольких шагов [4].
1)        Разработаемперечень внешних факторов, которые имеют высокую вероятность реализации ивлияние на функционирование предприятия. Для этого составим и заполним таблицу1.
Таблица 1. PEST-анализфакторов макросреды№ Факторы Возможность реализации Уровень влияния Взвешенная оценка 1 Политические Неопределенность и непоследовательность во внешней и внутренней политике Украины. 0,1 5 0,5 2 Экономические Отсутствие условий, стимулирующих денежных вложений в автомобилестроение 0,07 5 0,35 Высокий уровень инфляции 0,1 4 0,4 Рост основных внешних издержек организации 0,06 3 0,18 Уровень кредитования в этой сфере 0,03 3 0,9 3 Социальные Увеличилась численность безработных. 0,03 2 0,06 Неблагоприятный экологический фактор 0,01 2 0,02 Нехватка квалифицированных кадров 0,06 3 0,18 4 Технологические Для автомобилестроения в Украине характерен большой износ основных фондов 0,15 5 0,75 Отсутствие значимых тенденций в области НИОКР 0,14 3 0,42 Низкая скорость изменения и адаптации новых технологий 0,1 5 0,5 Высокое развитие интернета 0,05 3 0,15 Появление новых рекламоносителей 0,03 3 0,09
2)        Оценимзначимость каждого фактора для данного предприятия путем присвоения ему уровнязначимости от единицы до нуля. Сумма уровней должна быть равна 1.
3)        Дадимоценку степени влияния каждого фактора на стратегию предприятия по 5 бальнойшкале.
4)        Определимвзвешенные оценки путем умножения уровня значимости на степень влияния ипосчитаем суммарную оценку, которая указывает на степень готовности предприятияреагировать на факторы внешней среды.
Результатывнесем в таблицу 1.
Суммарнаявзвешенная оценка для АВТОЗАЗDEOсоставляет4,5. Данная оценка говорит о недостаточной готовности АВТОЗАЗDEOреагироватьна влияние факторов внешней среды
В результатепроведенного анализа были выделены положительные и отрицательные влияниявнешней среды АВТОЗАЗDEO.В частности: высокое развитие интернета и появление новых рекламоносителей, способствуетустановлению деловых связей на государственном и международном уровнях, способствуютграмотной рекламной компании.
Задание 2. Провестиоценку сил и слабостей, возможностей и угроз, создать таблицу и матрицу SWOT
Любое сегментированиеначинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работаеткомпания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться.Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ
Позволяет выявить иструктуризировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальныевозможности и угрозы.
За основу анализавозьмем предприятие «Ковровый комбинат», которое специализируется напроизводстве ковров и пледов из натурального отечественного сырья.
Проведение SWOT-анализасводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицынеобходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночныевозможности и угрозы.
Определим силы ислабости, возможности и угрозы для предприятия и результаты сведем в таблицу 2.
Таблица 2. SWOT-анализ
Возможности
1.          Загрузка производственных мощностей на 100%
2.          Внедрение новой технологии, которая сделает продукцию конкурентоспособной
3.          Расширение рынков сбыта с их предварительным изучением
4.          Проведение маркетинговых исследований и заключения договоров намерений с потенциальными оптовыми потребителями
Сильные стороны
1.          Собственное производство
2.          Цены ниже, чем у конкурентов на 10%
3.Качественная продукция из натурального сырья
4.Проверенные отечественные поставщики
Угрозы
1.          Увеличение цены на энергоресурсы
2.          Высокая нестабильность финансовых институтов, связанная с политической нестабильностью
3.          Возможность появления новых конкурентов
Слабые стороны
1.          Устаревшая технология
2.          Нехватка квалифицированных кадров
3.          Нет собственной дилерской сети
Отсутствие различных форм оплаты для клиентов
4.          Контроль 5% рынка
5.          Зависимость от валютных курсов 30%

Для установления связеймежду сильными и слабыми сторонами предприятия, его возможностями и угрозамисоставим матрицу SWOT-анализа(Таблица 3).
Таблица 3. Матрица SWOT-анализа
Возможности
1. Загрузка производственных мощностей на 100%
2. Внедрение новой технологии, которая сделает продукцию конкурентоспособной
3. Расширение рынков сбыта
4.Проведение маркетинговых исследований
Угрозы
1. Увеличение цены на энергоресурсы
2. Высокая нестабильность финансовых институтов, связанная с политической нестабильностью
3. Возможность появления новых конкурентов
Сильные стороны
1. Собственное производство
2. Цены ниже, чем у конкурентов на 10%
3. Качественная продукция из натурального сырья
4.Проверенные отечественные поставщики
1СИ-1В, 1СИ-2В
2СИ-2В, 2СИ-3В,2СИ-4В
3СИ-1В, 3СИ-2В, 4СИ-3В, 3СИ-3В
4СИ- 3В
1СИ-1У
2СИ-1У, 2СИ-2У, 2СИ-3У
3СИ-3У
4СИ- 3У
4СИ-1У, 4СИ-2У, 4СИ-3У
Слабые стороны
1. Устаревшая технология
2. Нехватка квалифицированных кадров
3. Нет собственной дилерской сети
4.Отсутствие различных форм оплаты для клиентов
1СЛ-1В, 1СЛ-2В, 1СЛ-3В, 1СЛ-4В
2СЛ-1В, 2СЛ-2В, 2СЛ-3В, 2СЛ-4В
3СЛ-1В, 3СЛ-2В, 3СЛ-3В, 3СЛ-4В
4 СЛ-1В, 4 СЛ-2В, 4 СЛ-3В
1СЛ-1У, 1СЛ-3У
2СЛ-3У
3СЛ-1У,3СЛ-2У, 3СЛ-3У
4СЛ-3У
Сопоставление сильных ислабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить наследующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
Как возможновоспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороныпредприятия?
Какие слабые стороныпредприятия могут помешать?
За счет каких сильныхсторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
Каких угроз,усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
Итоговые показателиSWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом планированиидеятельности предприятия.
Итак, для развитиябизнеса предприятию «Ковровый комбинат» необходимо увеличитьзагрузку производственных мощностей собственного производства, предварительновнедрив новые технологии. Финансирование внедрения новой технологии возможно провестиза счет увеличения ассортимента и модернизации продукции в связи с веяньем моды. Необходимо провести маркетинговые исследования и по их результатам расширятьрынок сбыта за счет выхода на рынок с улучшенной продукцией высокого качества,созданной по новой технологии, либо с новым продуктом.
Для усовершенствованиябизнеса необходимо заменить устаревшую технологию производства, провестиобучение персонала и принять на работу новых квалифицированных работников.Используя новых квалифицированных специалистов, необходимо открыть собственнуюрозничную сеть, что позволит изменить систему оплаты товара покупателями исоответственно поднимет продажи.
Компенсация угроз:появление новых конкурентов должно компенсироваться низкой ценой на продукцию«Коврового комбината » и высоким качеством, обеспеченным новыми технологиями, атак же наработанным доверием потребителей. Политическая нестабильность можеткомпенсироваться доверием проверенных поставщиков. Увеличение цены наэнергоресурсы может быть компенсировано незначительным повышением цена наизделия, которая в настоящий момент значительно ниже, чем у конкурентов.
Самые большие опасностидля предприятия: появившийся конкурент может предложить покупателям продукцию,более высокого качества, созданную по новым технологиям, при этом он можетработать по собственной розничной сети, иметь высококвалифицированный персонали гибкую систему скидок для потребителей. Чтобы этого избежать, предприятиюнеобходимо в кратчайшие сроки ликвидировать все свои слабые стороны.

Заключение
Изложенныйнами выше материал дает возможность утверждать, что элементы внутренней ивнешней среды организации тесно переплетены и зависят друг от друга. Внешняясреда обеспечивает организацию входящими ресурсами. Благодаря обратной связи навыходе организация получает информацию для оценки результатов и последующего выборавходящих ресурсов. Взаимодействие компании и внешней среды позволяет уменьшитьприсущую каждой системе энтропию. Именно во внешней среде находятся ресурсы ивозможности для дальнейшего развития фирмы. Анализ внешней среды — это оченьважный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Он требуетвнимательного отслеживания происходящих процессов, их правильной оценки иустановления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонамиорганизации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешнейсреде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однакоона не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел или паруса.Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям,вырабатывает стратегию взаимодействия, обеспечивающую ей наиболее комфортноесосуществование. В данном случае уместно привести слова знаменитого Демокрита«Глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна,так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство — обучениеплаванию». Анализ внешней среды представляет собой один из инструментов,благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроляза жизненно важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятияпо снижению рисков, причинами которых выступают внешние по отношению к фирмевоздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спроспотребителей.

Список использованнойлитературы
1. Гайдаенко Т.А. Маркетинговоеуправление. Полный курс МБА. Принципы управленческих решений и российскаяпрактика. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480с.
2. Данько Т.П. Управлениемаркетингом. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1997. – 280с.
3. Дафт Ричард Л. Менеджмент – СПб.:Изд-во Питер, 2000. – 832 с.
4. Моисеев А.М., Моисеева О.М.Концептуальные основы и методы анализа образовательных систем. – М., 2004
5. Мэскон М.Х., Альберт М., ЖедоуриФ.Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997. – 704 с.
6. Основы менеджмента.Учебно-методическое пособие./ сост. Е. В. Тюрюханова, И.С. Долгополова. –Иркутск.: Изд-во БГУЭП, 2005. – 92 с.
7. Стратегии бизнеса: Аналитическийсправочник. Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. и др. / Под ред. Г.Б.Клейнера. – М.: КОНСЭКО, 1998. – 273 с.