Теософия Е. Блаватской

Ленинградский областной институт экономики
и фи­нансов
 
 
Кафедра: Гуманитарные и социальные дисциплины
Дисциплина:Философия
 
Реферат
На тему:Теософия Е. Блаватской
 
Выполнил студент:                                           2-71 группы
                                                                                           2 курса
                                                                            факультета менеджмент
 
Фамилия: Бурмистрова
Имя: Маргарита
Отчество: Валерьевна
 
 
 
г. Гатчина
  2009 год.
Содержание:                                                                                                     1. Введение.                                                                                               — 3     2. Биография Е.П. Блаватской.                                                                 — 4     3. Теософская концепция Е.П. Блаватской.                                              — 10    4. Заключение.                                                                                        — 14   5. Список литературы.                                                                                     —      16                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                  
                                                                              «Любовью и враждой окружена                                                                                   В сердцах людских останется она».
                                                                                                                           Шиллер.
 
1. Введение.                                                                                                     Появление загадочной фигуры Е.П. Блаватской на культурной сцене Х1Х века вызвало настоящий шок, всеобщее смятение не может быть сравнимо с действием подлинной силы Природы: так потрясти и расшатать до основания застывшие религиозные, научные, социальные, философские и этико — моральные структуры общества, как это сделала Блаватская, может только личность, являющая собой нечто титаническое, несущая в себе подлинность и силу импульса Природы, и импульс этот действует подобно весенней грозе: сначала тучи, столкновение, гром, молнии…, а потом благословенный ливень, приносящий очищение, новую возобновляющую силу жизни, как знамение солнца и ясного неба, которые обязательно придут затем.                                                                                                              Трудно себе представить что-либо необычайнее и несправедливее того упорного непонимания и даже враждебности, с которыми русское образованное общество продолжает относиться к своей гениальной соотечественнице Елене Петровне Блаватской.                                             По существу тема этой работы немного шире, чем перечисление дат и мест, связанных с именем Елены Петровны Блаватской. Главное, что заставляет нас обратить на неё внимание, является её представление о том «необычном», что окружает нас повсюду в сознательных и бессознательных состояниях нашего существования.  Одна незначительная деталь, случай или что-то ещё, могут в корне изменить если не жизнь, то хотя бы поубавят уверенности в несокрушимости рационального объяснения различных явлений или событий.                                                                                    Рассмотрим тему реферата, посвященную философу, мистику, пророку, реформатору, титану — загадке,   известной как Елена Петровна Блаватская.                                                                                                                                      2. Биография Е.П. Блаватской.                                                                                   Елена Петровна Блаватская родилась в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, который тогда был принят в России), 12 августа 1831 (31-го июля 1831 г. по старому стилю) в семье иммигранта из Германии. Её родителями были полковник Пётр Алексеевич фон Ган  и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, выдающаяся романистка, умершая совсем молодой. Вообще вся её семья была талантливой. Её дядя был генерал Ростислав Андреевич Фадеев, её двоюродный брат был Сергей Юльевич Витте, её сестра известна в литературе как  Вера Петровна Желиховская,  так же к её семье принадлежит Евгений Марков. Её бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Фадеева (Долгорукая), в высшей степени одарённая женщина, известная в то время своими трудами.                   Рано потеряв мать, Блаватская воспитывалась в Саратове и Тифлисе у своих дедушки и бабушки (по материнской линии) и получила весьма поверхностное образование.                                                                                             На лето вся семья выезжала на губернаторскую дачу — большой старинный дом окружённый садом, с таинственными уголками, прудами и глубоким оврагом, за которым темнел спускавшийся к Волге лес1. Вся природа жила для пылкой девочки особой таинственной жизнью; она часто разговаривала с птицами, животными и невидимыми товарищами её игр; она очень оживлённо говорила с ними и иногда начинала громко смеяться, забавляясь их, никому кроме неё невидимыми смешными проделками, а когда наступала зима, необыкновенный кабинет её учёной бабушки представлял такой интересный мир, который способен был воспламенить и не столь живое воображение. В этом кабинете было много диковинных вещей: стояли чучела разных зверей, виднелись оскалённые головы медведей и тигров. На одной стене пестрели, как яркие цветы, прелестные маленькие колибри, на другой — как живые сидели совы, соколы и ястребы, а над ними, _________________________________________________________________ 1Блаватская Е.П. Избранные статьи, М., 1996.
под самым потолком, распростёр крылья огромный орёл.                                   Когда дети приходили в бабушкин кабинет, они садились на набитого чёрного моржа или на белого тюленя, и в сумерках им казалось, что все эти звери начинали шевелиться, и много страшных и увлекательных историй рассказывала про них маленькая Елена Петровна.                                                        Из всех воспоминаний сестры Елены Петровны  ( Веры Петровны ) о её детстве становится ясным, что Елена Петровна обладала ясновидением; невидимый для обыкновенных людей мир был для неё открыт, и она жила наяву двойной жизнью: общей для всех физической и видимой только для неё одной. Часто Елена рассказывала о различных посещениях неведомых всем лиц. Чаще всего перед ней появлялся величественный образ индуса в белой чалме, всегда один и тот же, и она знала его также хорошо, как и своих близких, и называла своим Покровителем; она утверждала, что именно он спасал её в минуты опасности. Один из таких случаев произошел, когда ей было около 13-ти  лет: лошадь, на которой она каталась верхом, испугалась и понесла. Девочка не смогла удержаться и, запутавшись ногой в стремя, повисла на нём, но, вместо того, чтобы разбиться, она ясно почувствовала чьи-то руки вокруг себя, которые поддерживали её до тех пор, пока лошадь не была остановлена.                                                                                               С детства у Елены была страсть к путешествиям, к смелым предприятиям, к сильным ощущениям. Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла самостоятельно, сама прокладывая себе пути, задаваясь независимыми целями, презирая условия света, решительно устраняя стеснительные для её свободы преграды, встречавшиеся на её пути… В семнадцать лет она вышла самовольно замуж за человека, годившегося ей в отцы, и через несколько месяцев, не задумываясь, его бросила, уехала неведомо куда и почти десять лет её родные не знали о её местопребывании…                                                                             Близким своим она созналась, что затем только и обвенчалась с Никифором Васильевичем Блаватским, чтобы быть свободной от контроля родных.                                                                                                               Она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, неудачно пыталась проникнуть в Тибет, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 г., когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне, по её словам, она имела таинственное видение: она встречает того, кого знала по своим детским видениям — Посвящённого с Востока, из раджпутов, «Учителя Морию», или М. — под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она полностью принимает его руководство — и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности. Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индии, а в следующем, 1852 году, уже спешит в Индию, — мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Её очерёдная попытка проникнуть в Тибет кончается неудачей. И в 1853 году она вернулась в Англию, посетив о.Ява. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые горы. В конце 1855 г. она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс.                                                                                     И вот теперь ей наконец удаётся проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством «Учителя» она проходит определённые этапы своей оккультной подготовки. В 1858 г. она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своём семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры во Пскове.                                                  С 1860 по 1863 гг. она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 г. она снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. В 1864 она ещё раз проникает в Тибет. В 1870 г. она возвращается в Грецию, оттуда плывёт в Египет и терпит кораблекрушение близ острова Спеце, но её спасают; затем она добирается до Каира, где основывает Societe Spirite, которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 г. на короткое время возвращается к своим родным в Одессу. Весной 1873 г. по указанию «Учителя»она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк; 7 июля 1873 г. она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности.                                                                                                                Е.П. Блаватская занялась литературой, стала писать политические и этнографические статьи в газетах, преимущественно нью-йоркских, корреспондировала в русские периодические издания и написала рассказы о своих путешествиях, появившиеся позднее, за подписью Радда-Бай в русской прессе под заглавиями: «Из пещер и дебрей Индостана» и «Племена Голубых гор» (изданы все вместе под первым названием в 1883 г.). В них Блаватская проявила крупный литературный талант. Таинственное прошлое великой страны, грандиозные следы её своеобразной многовековой цивилизации, храмы, гробницы, современная бытовая и политическая жизнь, — всё интересовало писательницу.                                                                                        В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются её контролю. Как позднее отмечают Махатмы, обучавшие её, она была лучшим из доступных инструментом для осуществления задуманной ими работы. Представить её миру в новой форме, хотя и в общих чертах, древнюю Теософию, «Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов…», это родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых. В задачу Блаватской входило, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии, и, с другой, — оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. Правда, к тому моменту в этом двойном ряду фортификаций уже была пробита брешь. И произошло это благодаря спиритизму, который захлестнул тогда всю Америку. Как говорила сама Е.П. Блаватская: «Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритической теории относительно духов». С 1873 г. Блаватская стала работать над «Isis Unveiled» («Разоблачённая Исида»).                              Вскоре после прибытия в Нью-Йорк  Е. П. Блаватская обретает истинного друга и помощника в лице полковника Генри Стила Олкотта, юриста, человека высоких нравственных достоинств. К ним примыкает Уильям Куон Джадж, молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии выдающуюся роль в Теософском движении. 7-го сентября 1875 г. преимущественно стараниями Блаватской, Олкотта и Джаджа, а также ещё нескольких человек, была создана организация, которую нарекли Теософским обществом. Перед ними ставилась цель содействовать распространению древних учений Теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и античные школы мистерий. 17 ноября 1875 президент-основатель полковник Олкотт официально известил о создании Общества. С тех пор эту дату принято считать днём его основания.Задачами общества были объявлены:   1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.
3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.                                                                                                        В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W.Bouton’a вышел в свет первый монументальный труд Е. П. Блаватской «Разоблачённая Исида», и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное во