Содержание
1. Исполнение расходнойчасти бюджета, порядок финансирования расходов бюджета через систему Главногогосударственного казначейства
2. Порядок планированиякапитальных расходов по организациям здравоохранения
Задача
Список использованных источников
1. Исполнение расходнойчасти бюджета, порядок финансирования расходов бюджета через систему Главногогосударственного казначейства
Исполнениебюджета является заключительным этапом бюджетного процесса. Именно здесьвыявляются все просчеты в планировании доходов и расходов бюджета, производитсяоценка качества прогнозирования макроэкономических показателей с позиции ихреальности и обоснованности. Организуя исполнение бюджета, Министерствофинансов Республики Беларусь обеспечивает реализацию стратегических положенийбюджетной политики, используя бюджетные методы государственного регулированияэкономических и социальных процессов.
Значительный прогресс всфере организации исполнения бюджета, управления бюджетными потоками достигнутс созданием системы государственного казначейства.
Исполнить бюджет порасходам — значит обеспечить не только своевременное и полное финансированиепредусмотренных в расходной части бюджета программ и мероприятий, но и целевоеих направление. Исполнение республиканского бюджета по расходам осуществляетсяпосредством автоматизированной системы государственного казначейства (АСГК).
Реализация механизмаисполнения расходной части бюджета через систему казначейства предполагает:
— осуществление расходовпосредством оплаты с единого казначейского счета и текущих счетовтерриториальных органов казначейства обязательств распорядителей бюджетныхсредств, как правило, минуя счета распорядителей, непосредственно на счетапоставщиков товаров (работ, услуг) либо других получателей;
— контроль органовказначейства за своевременным и целевым расходованием средств республиканскогобюджета посредством предварительной проверки документов распорядителей средств,подтверждающих обоснованность расходов;
— получение информации исоставление отчетности о расходах республиканского бюджета в разрезераспорядителей средств.
Основанием для получениясредств из республиканского бюджета является зарегистрированная в АСГК(введенная в базу данных) поквартальная роспись расходов по распорядителямсредств в разрезе подведомственных учреждений и организаций, программ имероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениямбюджетной классификации. Ее регистрация (ввод) в АСГК осуществляется послесогласования с отраслевыми и бюджетным управлениями Министерства финансов.
Учреждения и организации,не включенные в роспись расходов, не обеспечиваются финансированием изреспубликанского бюджета.
Роспись расходов пораспорядителям средств республиканского бюджета формируется главнымираспорядителями на основании утвержденных смет учреждений и организаций, атакже смет на осуществление отдельных целевых программ и мероприятий. Всяинформация о плановых назначениях в разрезе обслуживаемых учреждений передаетсятерриториальным органам казначейства по каналам связи от Главногогосударственного казначейства и служит основанием для финансирования расходовполучателей средств республиканского бюджета.
Перечисление средств сосчетов органов казначейства осуществляется в пределах установленных бюджетныхассигнований (лимитов) распорядителям средств по предъявленным ими платежнымпоручениям на счета:
— поставщиков — запоставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы, услуги:
— получателей — пообязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюджет, переводам иззаработной платы, погашению задолженности по ссудам и т.д.);
— распорядителей средств- для получения наличных денежных средств, расчетов по предъявленным платежнымтребованиям и платежным поручениям, акцептованным банком.
Распорядители средстввместе с платежными поручениями представляют органу казначейства первичныедокументы, подтверждающие обоснованность осуществляемых платежей (договора,счета, накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ и др.).
Органы казначействапроверяют представленные договоры с точки зрения предмета договора и срока егодействия, наличия ассигнований по смете бюджетной организации для оплатыпредусмотренных договором расходов, формы расчетов и сроков оплаты.
Платежные поручения идокументы, подтверждающие обоснованность платежа, проверяются в присутствиипредставителя распорядителя средств и вводятся в АСГК. Проверенные и принятые кисполнению первичные документы возвращаются распорядителю.
Оплата обязательствраспорядителя средств, принятых к исполнению, осуществляется со счета органаказначейства, как правило, на следующий день после представления документов.
Таким образом, механизмисполнения расходной части республиканского бюджета через системугосударственного казначейства имеет неоспоримые преимущества: ускоряет расчетымежду субъектами хозяйствования, обеспечивает своевременное финансированиерасходов и контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Основным принципомфинансирования становится финансирование в соответствии с плановыминазначениями.
Это повышает требования кпроцессу планирования расходов с точки зрения их обоснованности.
В целом внедрение исовершенствование казначейской системы исполнения республиканского бюджетаспособствовали повышению уровня организации бюджетного процесса в РеспубликеБеларусь. Однако для более эффективного ее функционирования требуетсяразработка серьезной методологической базы, регламентирующей исполнениедоходной и расходной частей бюджета через систему казначейства. Эти вопросымогли бы решаться в рамках работы по созданию бюджетного кодекса РеспубликиБеларусь.
Исполнение местныхбюджетов организуют местные исполнительные и распорядительные органы, местныефинансовые и налоговые органы, обеспечивая поступление всех предусмотренныхдоходов и финансирование расходов в соответствии с их целевым назначением.
Основным документом, наосновании которого осуществляется исполнение местных расходов, является росписьрасходов с поквартальным распределением, составляемая в соответствии сутвержденным бюджетом.
Финансирование расходовпо местным бюджетам осуществляется на основании росписи доходов и расходовместных бюджетов с учетом изменений, внесенных в нее в процессе исполнениябюджета. Финансирование осуществляется посредством перечисления местнымифинансовыми органами и исполкомами сельских и поселковых Советов депутатовсредств со счетов местных бюджетов на текущие счета главных распорядителейсредств, а при их отсутствии — на текущие счета отдельных учреждений иорганизаций.
Местные финансовые органымогут ограничивать или блокировать финансирование расходов из местных бюджетовв случае несоблюдения их получателями решений местных исполнительных ираспорядительных органов, регулирующих бюджетные отношения, а также в случаеустановления факта нецелевого использования бюджетных средств либонепредставления получателями информации о движении финансовых средств по ихсчетам.
Местные исполнительныекомитеты ежегодно представляют местным Советам отчет об исполнении бюджета засоответствующий бюджетный год. Постоянные комиссии местных Советов предварительнорассматривают его и представляют местному Совету.
Местный Совет по докладуисполкома и содокладу постоянной комиссии Совета рассматривает и утверждаетотчет об исполнении местного бюджета одновременно с утверждением бюджета наочередной бюджетный год.
Итак, несмотря наразличный механизм реализации, процедура исполнения республиканского и местныхбюджетов имеет единую цель: обеспечить централизацию в государственном бюджетезапланированных доходов и направить их на финансирование мероприятий,предусмотренных в расходной части бюджета.
2. Порядок планированиякапитальных расходов по организациям здравоохранения
Согласно ПостановлениюМинистерства здравоохранения Республики Беларусь от14 марта 2005 г. № 6 «Обутверждении инструкции по составлению сметы расходов больничной организации,финансируемой за счет средств бюджета» Статья 2400000 «Капитальныевложения в основные фонды» включает:
— приобретениенепроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственныхорганизаций (элемент расходов 2400102);
— капитальный ремонтобъектов социально-культурного и бытового назначения (элемент расходов2400300).
Расходы (затраты) наприобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользованияпо больничной организации включают расходы на приобретение непроизводственного оборудованияи предметов длительного пользования, за исключением относящихся к предметам всоставе оборотных средств (мебели, средств информационных технологий,телекоммуникационного оборудования, технических средств контроля, оргтехники,средств радиосвязи, оборудования радиационного контроля, контрольно-измерительныхприборов, гаражного оборудования, штор и других предметов стоимостью до 30 базовыхвеличин, а ковров и ковровых изделий — стоимостью до 10 базовых величин заединицу или комплект), приобретение транспортных средств, зданий.
Оснащение больничнойорганизации необходимым оборудованием производится в пределах ежегодно выделяемыхбюджетных ассигнований с учетом наличия годного к использованию оборудования наначало года. Оснащение больничных организаций, построенных по планугосударственного капитального строительства, производится за счет средствбюджета, предусмотренных по смете расходов на капитальное строительство. На этуподстатью относятся также затраты по доставке и установке оборудования иинвентаря.
В затраты по содержанию иэксплуатации оборудования включается сумма амортизации. Сумма начисленнойамортизации рассчитывается исходя из стоимости оборудования и утвержденных сроковего полезного использования путем деления его стоимости на число месяцевполезного использования по каждому наименованию оборудования.
Сумма начисленнойамортизации на оборудование и предметы длительного пользования, положенные по нормативу,включается в нормативную себестоимость медицинской помощи.
Сумма начисленнойамортизации на оборудование и предметы длительного пользования, имеющиеся в наличии(независимо от возможного их наличия по отдельным наименованиям в количестве,превышающем положенное по нормативу) и недостающие до полагающихся по нормативупо другим наименованиям, включается в плановую себестоимость медицинскойпомощи.
Расчет сумм амортизациина оборудование и предметы длительного пользования, включаемых в нормативную иплановую себестоимость медицинской помощи, производится по форме, приведеннойсогласно приложению 92 к Инструкции.
Начисление амортизации натранспортные средства производится исходя из планируемого пробега по каждоймодели, марке транспортного средства и суммы амортизации на 1 км нормативногопробега. Сумма амортизации на 1 км пробега определяется путем деленияпервоначальной стоимости (с учетом индексации) транспортного средства на егоресурс (пробег), установленный по нормативу в зависимости от его модели и марки.Для начисления амортизации на транспортные средства применяются нормы пробегатранспортных средств в зависимости от их марки, модели согласно положению отехническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильноготранспорта. Сумма амортизации транспортных средств, включаемая в нормативнуюсебестоимость медицинской помощи, исчисляется исходя из их количества,положенного по норме, планируемого пробега на год по каждому из них и суммыамортизации на 1 км нормативного пробега. Планируемый пробег определяется на основаниисреднего пробега в месяц, сложившегося исходя из фактического пробегаконкретной модели и марки транспортного средства на начало планируемого года иколичества месяцев его эксплуатации со дня покупки (или капитального ремонта),умноженного на планируемое число месяцев эксплуатации в будущем году.
При исчислении суммыамортизации транспортных средств, включаемой в плановую себестоимость медицинскойпомощи, учитывается не только количество транспортных средств, положенное понорме, но и фактически имеющееся, включая количество транспортных средств,имеющееся сверх нормы, и сумма амортизации на 1 км не только нормативного, но исверхнормативного пробега.
Расчет сумм амортизациитранспортных средств, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинскойпомощи, и расходов на их приобретение в планируемом году производится по форме,приведенной согласно приложению 93 к Инструкции.
Свод расходов наприобретение оборудования, предметов длительного пользования и транспортных средств,включаемых в расчет к смете расходов «Исчислено расходов на планируемыйгод» (с учетом фактического наличия в структурных подразделениях и наскладе), производится по форме, приведенной согласно приложению 94 к Инструкции.
На подстатью 2400300«Капитальный ремонт» относятся расходы на ремонт всех видов зданий (помещений)с целью восстановления их ресурса с заменой при необходимости конструктивныхэлементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационныхпоказателей. Сюда включаются расходы по разработке проектно-сметнойдокументации.
Расходы по капитальномуремонту больничной организации отражаются по элементу расходов 2400303«Капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытовогоназначения». Расходы на капитальный ремонт предусматриваются больничнойорганизацией на основании перечня работ, которые требуют первоочередноговыполнения, в соответствии с дефектными актами, технической документацией поустановленным нормам и расценкам.
Расходы на капитальныйремонт зданий организаций, содержащихся за счет приносящей доходы деятельности(жилые дома, общежития и другие объекты), по смете расходов больничнойорганизации не планируются.
Капитальный ремонтвключает устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановлениеили замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен икаркасов) их более долговечными и экономичными, улучшающими эксплуатационныепоказатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономическицелесообразная модернизация здания или помещения: улучшение планировки,увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видамиинженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. Переченьосновных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений,приведен согласно приложению 95 к Инструкции.
На затраты покапитальному ремонту зданий, включаемые в нормативную и плановую себестоимость медицинскойпомощи, относится часть ежегодно начисляемой суммы амортизации здания (50процентов). Расчет расходов (затрат) на текущий и капитальный ремонт зданий(помещений) больничной организации, включаемых в нормативную и плановуюсебестоимость медицинской помощи, а также распределение затрат по текущему и капитальномуремонту зданий (помещений) между структурными подразделениями производится поформам, приведенным согласно приложениям 96, 97 к Инструкции.
К статье 2600000«Приобретение земли и нематериальных активов» относятся расходы на приобретениенематериальных активов (подстатья включается в нормативную и плановую себестоимостьмедицинской помощи 2600200), которые включают расходы на приобретение объектовинтеллектуальной собственности (программного продукта); получение специальныхразрешений (лицензий) и тому подобное.
В данную подстатьювключаются также расходы по приобретению операционных систем и прикладных программныхсредств всех видов, в том числе средств организации и управления электроннойпочтой, программных средств для персональных электронно-вычислительных машин илокальных вычислительных сетей, коммуникационных программ и тому подобного.
На основании исчисленныхрасходов (затрат) в соответствии с Инструкцией по статьям, подстатьям,элементам расходов бюджетной классификации по больничной организациисоставляются:
— свод затрат на оказаниеамбулаторно-поликлинической медицинской помощи, включенных в нормативную себестоимостьмедицинской помощи по каждому структурному подразделению (развернутый), поформе, приведенной согласно приложению 98 к Инструкции;
— свод затрат на оказаниестационарной медицинской помощи, включенных в нормативную себестоимость по каждомуструктурному подразделению (развернутый), по форме, приведенной согласноприложению 99 к Инструкции;
— свод затрат на оказаниескорой медицинской помощи, включенных в нормативную и плановую себестоимость(прямые затраты без затрат вспомогательных структурных подразделений), поформе, приведенной согласно приложению 100 к Инструкции;
— свод затрат на услугимежрайонного отделения переливания крови, включенных в нормативную и плановую себестоимость(прямые затраты без затрат вспомогательных структурных подразделений), поформе, приведенной согласно приложению 101 к Инструкции;
— свод затрат на услугиобщего для всех служб персонала (административно-управленческого,хозяйственно-обслуживающего, прочего и вспомогательных структурныхподразделений), включенных в нормативную себестоимость по каждому структурномуподразделению, по форме, приведенной согласно приложению 102 к Инструкции;
— свод затрат на оказаниеамбулаторно-поликлинической медицинской помощи, включенных в плановую себестоимостьпо каждому структурному подразделению (развернутый), по форме, приведеннойсогласно приложению 103 к Инструкции;
— свод затрат на оказаниестационарной медицинской помощи, исчисленных исходя из плановой себестоимостипо каждому структурному подразделению (развернутый), по форме, приведеннойсогласно приложению 104 к Инструкции;
— свод затрат на услугиобщего для всех служб персонала (административно-управленческого,хозяйственно-обслуживающего, прочего и вспомогательных структурныхподразделений), включенных в плановую себестоимость по каждому структурномуподразделению, по форме, приведенной согласно приложению 105 к Инструкции;
— свод затрат на оказаниеамбулаторно-поликлинической медицинской помощи, включенных в нормативную и плановуюсебестоимость по каждому структурному подразделению (свернутый), по форме,приведенной согласно приложению 106 к Инструкции;
— свод затрат на оказаниестационарной медицинской помощи, исчисленных исходя из нормативной и плановойсебестоимости по каждому структурному подразделению (свернутый), по форме,приведенной согласно приложению 107 к Инструкции;
— свод затрат на оказаниескорой медицинской помощи, исчисленных исходя из нормативной и плановой себестоимости(свернутый, с учетом затрат вспомогательных структурных подразделений), поформе, приведенной согласно приложению 108 к Инструкции;
— свод затрат на услугимежрайонного отделения переливания крови, исчисленных исходя из нормативной и плановойсебестоимости (свернутый, с учетом затрат вспомогательных структурныхподразделений), по форме, приведенной согласно приложению 109 к Инструкции;
— свод исчисленныхрасходов на содержание больничной организации по форме, приведенной согласно приложению110 к Инструкции;
— смета расходовбольничной организации, финансируемой из бюджета, по форме, утвержденной постановлениемМинистерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2002 г. № 59.
Задача
Определитепоказатели деятельности библиотеки: фактическую книгообеспеченность и среднийпоказатель обращаемости книг на основании данных:Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Объем книжного фонда, экз. 134422 141080 142609 Число читателей, чел. 8950 9408 9606 Количество книговыдач 186080 204300 206960
Решение:
Коэффициент достаточностикнижного фонда — книгообеспеченность (К) — среднее количество книг,приходящихся на одного зарегистрированного читателя. Исчисляется путем деленияколичества книг, имеющихся в библиотеке на конец года (Ф), на числозарегистрированных читателей (А):
К = Ф / А.
К2007 = 134422/ 8950 = 15,02 экз. на 1 чел.
К2008 = 141080/ 9408 = 15 экз. на 1 чел.
К2009 = 142609/ 9606 = 14,85 экз. на 1 чел.
Такимобразом, с каждым годом книгообеспеченность библиотеки снижается, это связано стем, что темпы роста числа читателей превышают темпы роста объема книжногофонда библиотеки.
Коэффициент использованиякнижного фонда — обращаемость (Об) — среднее число книговыдач, приходящихся наединицу фонда. Исчисляется путем деления количества книговыдач за год (В) наколичество книг, значащихся на конец года (Ф):
Об = В / Ф.
Об2007 =186080 / 134422 = 1,384
Об2008 =204300 / 141080 = 1,448
Об2009 =206960 / 142609 = 1,451
Такимобразом, с каждым годом средний показатель обращаемости книг увеличивается.
Список использованныхисточников
1 Заяц,Н.Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, Л. А. Ханкевич; Подобщ. ред. М.И. Ткачук. — Минск: Выш. шк., 1995. — 240 с.
2 Сорокина,Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получениевысш. образования по спец. «Финансы и кредит» / Т.В. Сорокина. — Минск: БГЭУ, 2003. — 289 с.
3 ЗаконРеспублики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на2009 год» // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов РеспубликиБеларусь 14 ноября 2008 г. № 2/1546.
4 Матяс,А.Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета РБ / А. Н. Матяс //Белорусский банковский бюллетень. — 2003. — № 39 (242). — C. 44-46.
5 Электронныйресурс Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2009.- Режим доступа: www.minfin.gov.by. — Дата доступа: 01.08.2009.