Понятие и сущность административного права

СОДЕРЖАНИЕ
1.        ПОНЯТИЕ ИСУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА                3
2.        АДМИНИСТРАТИВНО — ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ                                                                    7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                    10

1. ПОНЯТИЕИ СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
 
Административное правоявляется опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданскими уголовным. Административное право представляет собой совокупность правовыхнорм, регулирующих определенные сферы общественных отношений, составляющихпредмет этой отрасли права. При этом предмет административного права отвечаетна вопрос – что, какие общественные отношения регулируются нормами даннойотрасли, а метод административного права отвечает на вопрос – как, каким образомэти нормы выполняют регулирующее воздействие.
Предмет административноправа представляет собой систему общественных отношений, регулируемыхадминистративно – правовыми нормами. Предмет административного права включает всебя пять составляющих его частей.
Во-первых, этообщественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительнойвласти, осуществления государственного управления на всех его иерархическихуровнях.
Во-вторых, этовнутриорганизационные отношения всех государственных органов, которые восновном одинаковы, похожи, однотипны независимо от того, где ониосуществляются: в органах исполнительной власти, законодательных или судебных.
В-третьих, к предметуадминистративного права относится функционирование общегосударственного контроля,который осуществляется на территории Республики Беларусь от имени государства,будучи наделен государственно-властными полномочиями.
В-четвертых, предметадминистративного права охватывает и деятельность судов и судей по рассмотрениюдел об административных правонарушениях.
В-пятых, к предметуадминистративного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающиев деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторыесвои государственно-властные полномочия.
Метод административногоправа, характеризующий способ регулирующего воздействия на общественныеотношения, отличается рядом особенностей.
Административное правопризнано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализацииисполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтомуадминистративное право называют правом управления, или управленческим правом,ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительныхорганов местного самоуправления является именно государственное, или «публичное»управление.
Такое понимание сущностиадминистративного права было общепринятым на протяжении десятилетий. Однако всовременных условиях сущность административного права должна быть дополненавторым и, может быть, самым важным элементом. Административное право теперь всев большей мере призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностьюи государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечиваяреализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления,их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свободсо стороны того или иного чиновника государственного аппарат.
Изменения сущностиадминистративного права связаны, прежде всего, со становлением Республики Беларуськак демократического правового государства. Эти изменения можно сгруппироватьпо ряду направлений.
1. Изменение политическойсистемы повлекло за собой деидеологизацию законодательства, в том числе иадминистративного права. В нормативных правовых актах, отсутствуютидеологические характеристики сущности государства, государственно — правовых иобщественных институтов, служащие в прошлых подобных правовых документахфиктивным прикрытием тоталитарного государства. Сейчас конституционнозакреплены многопартийность и идеологическое разнообразие.
Гуманизация всехинститутов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прави свобод человека, которые рассматриваются как высшая ценность, привели кпересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина. Вместопризнаваемого приоритета общественных, государственных интересов над личными, воснову положена концепция приоритета личности, взаимной ответственностигосударства и гражданина.
Между еще не так давно,господствующей была принципиально иная позиция, находящая отражение вдеятельности всех государственных органов, во всех правовых актах. Вот как еевыразил в 1927 году известный административист Карадже – Искров:«Индивидуальная свобода не является для нас основным принципом…, нашегосударство проникнуто идеями коллективизма, и не склонно выдвигать на первыйплан личности. Наоборот, оно рассматривает отдельных личностей, как средстводля достижения своих целей… у нас личность не является чем-то самоценным, она лишьвинтик огромной машины. Поэтому и обеспечение ее прав стоит на втором месте»[[1]].К счастью, эти времена ушли  положение, зафиксированное в КонституцииРеспублики Беларусь, находит реальное отражение во всем новейшемзаконодательстве, в том числе и административном.
2. Организациягосударственной власти на основе теории разделения властей привела кпрекращению всевластия Советов и партийной номенклатуры, к самостоятельностиисполнительной власти и административного права, которое ранее обычнозаменялось «телефонным» правом партийных руководителей.
3. Реорганизацияустройства Республики Беларусь связана с закреплением новых принципов, которыепризваны обеспечить целостность и суверенитет Республики Беларусь в целом. Рольадминистративного права в этом процессе также коренным образом меняется.
4. Переход к рыночным отношениямв экономике самым существенным образом повлиял на сущность административногоправа. Возникновение многообразия форм собственности потребовало и равнойзащиты со стороны государства всех ее видов, жесткого государственногорегулирования новых экономических процессов. Между тем на перовом этапеэкономических реформ государство вместе со сложившимся ранее правовыммеханизмом «ушло», а некоторые писали, что «убежало» из экономики, предоставивправо решать возникшие в экономике совершенно новые проблемы рыночныммеханизмам, в частности конкуренции. Однако из этого ничего не вышло, а врезультате получился дикий рынок, дикая приватизация и все другие «прелести»,нам хорошо известные. Стало ясно, что без государственного регулирования, и,прежде всего административно-правового, экономические проблемы решитьневозможно. Государство с помощью административного права стало усиливать своевоздействие на экономику, облекая экономические механизмы – цена, прибыль,налог, пошлина, квота, кредит и так далее – в административно-правовую форму,то есть пошло по пути, по которому идут все развитые государства.
5. Формирование правовогогосударства, правовая реформа на основе верховенства Конституции РеспубликиБеларусь, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в сторонеи административное право. Суть изменений, которые здесь происходят, состоит втом, что ранее административное право представляло собой совокупность восновном подзаконных актов, то есть постановлений правительства, актовминистерств и ведомств – приказов, инструкций, наставлений, уставов, положений,которые нередко не только подменяли закон, но и дополняли, изменяли, а подчас исводи его на нет. Теперь основные вопросы функционирования исполнительнойвласти регулируются на основе законов, нормативных указов Президента РеспубликиБеларусь.

2.АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Под государственнойслужбой Республики Беларусь понимается профессиональная деятельность пообеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственнаяслужба является разновидностью труда работников государственных органов.Государственный служащий исполняет обязанности по осуществлению своих прав вцелях наилучшего исполнения обязанностей. В учебной литературе не имеетсятакого понятия государственной службы, которое может стать точным и однозначнымобщепринятым определением.
Государственная службапонимается в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смыслесводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственныхорганизациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях,иных организациях; в узком смысле — это выполнение служащими своих обязанностейв государственных органах. Государственная служба осуществляется напрофессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного,преемственного и компетентного осуществления деятельности государственныхорганизаций. Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовыхнорм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числеусловия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений иответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственнойслужбы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормыразличных отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующиевопросы государственной службы, составляют часть этого института исамостоятельный институт административного права. Административное правообслуживает, прежде всего, государственное управление. Оно определяетадминистративно — правовой статус главным образом государственных служащихсистемы государственного управления.
Механизмадминистративно-правового регулирования государственной службы – этосовокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступаютв волевых общественных отношениях в области государственного управления в результатевоздействия на них административно-правовых норм.
Важнейшими средствамиадминистративно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальныеакты. Акты применения норм административного права включаются в механизмадминистративно-правового регулирования как средство индивидуализации прав,обязанностей и мер ответственности.
В административно-правовомотношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положениятой или иной нормы административного права, определяются характер, права иобязанности участников отношения.
Наиболее важными вмеханизме административно-правового регулирования являются нормы и отношения.
Нормы – это установленныеили санкционированные государством правила, регулирующие общественные отношенияв сфере государственного управления, реализация которых, как и норм другихотраслей права, при неисполнении обеспечивается государственным принуждением.
Вадминистративно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная рольадминистративного права, проявляющаяся в следующем:
1) административно-правовыенормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности и функционирования,как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ееотдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
2) административно-правовыенормы определяют тот или иной вариант должного, то есть соответствующегоинтересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующихнепосредственно в сфере государственного управления, и выполняют тот или инойобъем функций (например, исполнительный комитет области, города). Тем или инымобразом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например,общественные объединения граждан);
3) административно-правовыенормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего,предназначены для обеспечения исполнительной власти, то есть исполнения,проведения в жизнь требований законов Республики Беларусь, выражая тем самымсущность исполнительной ветви государственной власти;
4) административно-правовыенормы, определяя границы должного поведения в сфере государственногоуправления, служат для установления и обеспечения прочного режима законности игосударственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих вгосударственно-управленческой деятельности.
Крометого, административно-правовые нормы имеют свои особенности. Прежде всего,административно-правовые нормы являются актом правотворчества, элементомкомпетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.
Административно-правовыеотношения – это урегулированные административно-правовой нормой управленческиеобщественные отношения, в которых стороны выступают как носители взаимныхобязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовойнормой.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята нареспубликанском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь»1997г.
2) Кодекс Республики Беларусь об административныхправонарушениях: Текст с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 февраля2000г. — Мн.: Амалфея, 2000. — 304 с.
3) Бахрах Д.Н. Административная ответственность. — М., Юриспруденция,1999.
4) Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административноеправо / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. — М., Юрист, 1999.
5) Постникова А. А., Сухаркова А. И. Административноеправо Республики Беларусь: Учебн. пособ. Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 1998. — 127с.
6) Сухаркова А. И… Административное право РеспубликиБеларусь. — Могилёв: «Могилёвская областная типография», 1999. — 172с.