«Математическое путешествие по окрестностям села Большая Уса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большеусинская средняя общеобразовательная школа»Гражданский компонентв преподавании учебных предметовСборник методических материаловс. Большая Уса, 2010Сборник содержит материалы из опыта работы учителей МОУ «Большеусинская СОШ»Составитель: Л.А. МартюшеваСодержаниеВведение………………………………………………………с. 4Колегова Л. Ф. Гражданский компонент в преподавании биологии………………………………..…..с. 5Левина Т. Г. Краеведческий материалв преподавании истории России……………………………с. 14Бибанаева Е. А.Урок математики в 7 классе«Математическое путешествие по окрестностямсела Большая Уса»……………………………………………с. 23Балабанова Л. Ю. Комбинированный урок математики и обществознания «Права ребёнка в цифрах»(Решение квадратных уравнений)……………………….…с. 27Подборка задач граждановедческого характера(из различных источников)………………………………….с. 34Чепкасова О. В. Урок математики в 5 классеОбыкновенные дроби. Повторение……………………….. с. 41Чепкасова О. В. Урок математики в 6 классе.Проценты. Диаграммы………………………………………с. 43Рогожников В. Г. Урок ОБЖ в 11 классе «Семья в современном обществе. Законодательство и семья»………………………………..…с. 46Введение «Образование должно собрать воедино социально значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма», – отмечается в Концепции модернизации российского образования. Модернизация современного отечественного образования обусловливает потребность в организации гражданского образования с целью воспитания будущего гражданина демократического правового государства, способного активно, ответственно и эффективно реализовать свои права и обязанности на практике. Актуализация данной проблемы вызвана сложившейся социально-экономической ситуацией в сельской местности, характеризующейся ростом безработицы, снижением уровня жизни, снижением культурного и образовательного уровня взрослого населения и как следствие – самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание воспитательной функции на школу. Школа, учитывая сложную ситуацию, актуализировала гражданское воспитание. С января 2008 г. реализуется программа развития «Воспитание гражданина в условиях здоровьесберегающей среды школы», одним из главных направлений которой является введение гражданского компонента в содержание учебных предметов. Педагоги в своей деятельности используют потенциал урочного времени для формирования гражданских компетенций учащихся: учебный материал связывают с реальными событиями, происходящими в селе и стране, уделяют внимание информации о малой родине, ее людях, тружениках, героях; стараются прививать чувство гордости, ответственности за свой народ, свою страну. Сборник содержит материалы из опыта работы учителей.Гражданский компонент в преподавании биологииКолегова Лилия Фаатовна, учитель биологииУрок«Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности»Содержание гражданского компонента: Различные виды съедобных грибов чрезвычайно широко распространены на территории Пермской области, с ее обширными лесными массивами. Своими грибными лесами славятся северные районы, но и в южной и средней части региона много грибных мест. Грибы можно встретить во всех типах лесов, на опушках, лесных полянах, у дорог, в городских парках и скверах. Белые грибы, рыжики, грузди – вкусные и ценные виды, относятся к первой пищевой категории. Подберезовики, подосиновики, волнушки, маслята – хорошие и довольно ценные грибы, относятся ко второй категории и несколько уступают по качеству предыдущим. Не очень вкусные, но съедобные грибы – сыроежки, моховики – и вкусные, но не очень ценные виды – лисички, волнушки, сморчки, – относятся к третьей категории. К четвертой категории причисляют грибы с невысокими вкусовыми качествами – опята, строчки, вешенки, говорушки. Кроме разнообразных съедобных и условно съедобных грибов, в лесах Пермской области встречаются и ядовитые – бледная поганка, мухоморы, ложноопенок серно-желтый, чешуйница гребенчатая, волоконница, рядовка серно-желтая, говорушка восковатая и другие. Ядовитые грибы очень опасны, так как сохраняют свои ядовитые свойства после вымачивания, отваривания, сушки, засола, маринования и других способов переработки. Для предотвращения отравления ядовитыми грибами при сборе нужно уметь отличать их от съедобных. Чтобы не иссякал источник пищевых грибов, не нарушались взаимосвязи в жизни леса, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже тем, которые человек в пищу не употребляет. В особой охране на территории Пермской области нуждаются 17 видов грибов, занесенных в Красную книгу.^ Урок «Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение»Содержание гражданского компонента: Папоротники Прикамья – это многолетние травы, обитающие во влажных, тенистых местах, иногда в расщелинах скал. Многие папоротники очень декоративны и служат украшением уральских лесов. Всего в Пермской области насчитывается 35 видов папоротниковидных растений, относящихся к 9 семействам. Наиболее богато представлены в Прикамье кочедыжниковые – 10 видов, щитовниковые – 9 видов, ужовниковые – 6 видов. Самые распространенные из папоротников – щитовник мужской, кочедыжник женский, страусник, папоротник Линнея, орляк обыкновенный. 9 видов папоротников, произрастающих на территории Пермской области, занесены в Красную книгу Среднего Урала и нуждаются в охране. 2 вида папоротников являются лекарственными растениями, а 4 вида обладают глистогонными свойствами. Так, корневища щитовника мужского содержат комплекс биологически активных веществ. Вырабатываемый из корневищ мужского щитовника препарат – феликсан – является эффективным средством от ленточных глистов. Молодые, еще не развернувшиеся листья папоротника-орляка широко используются в пищу – их сушат, солят, варят, готовят из них салаты.^ Урок «Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение»Содержание гражданского компонента: В Пермской области растут два вида сосны – сосна обыкновенная и сосна сибирская, или сибирский кедр. Широко распространена по всему Прикамью ель – основная лесообразующая порода темнохвойных лесов. Совместно с елью темнохвойные леса образует пихта, которая также обычна в смешанных и сложных лесах. Декоративные ели (ель колючая и ель канадская) широко используются в озеленении городов. В качестве примеси в лесах, чаще сосновых, в Пермской области встречается лиственница сибирская, а в качестве садово-парковых деревьев в населенных пунктах культивируются лиственница европейская и лиственница Гмелина. Семейство кипарисовых в регионе представлено двумя видами можжевельника. Можжевельник обыкновенный растет на склонах и вершинах увалов, в хвойных и мелколиственных лесах, по опушкам лесов почти по всей области, кроме самой северо-восточной ее части. Можжевельник сибирский приурочен к поясам криволесья и хвойных стлаников в Красновишерском районе. Как садово-парковое дерево в Перми культивируется туя западная.^ Урок «Класс Однодольные, характерные признаки растений семейства злаковых»Содержание гражданского компонента: В Пермской области встречается около 150 видов злаков, относящихся к 45 родам. Наиболее богато представлены в регионе роды: мятлик (19 видов), вейник (17 видов), овсяница (12 видов), костер (11 видов), полевица (8 видов). В Прикамье широко распространены многие виды дикорастущих злаков: душистый колосок, тимофеевка луговая, лисохвост луговой, полевица гигантская, вейник наземный, овсюг, мятлики однолетний, болотный и луговой, ежа сборная, костер безостый, пырей ползучий. В Красную книгу Среднего Урала занесены произрастающие на территории Пермской области в районе островной Кунгурской лесостепи ковыли – перистый и красивейший. Возделывание культурных злаков занимает важное место в земледелии Прикамья. В Пермской области выращиваются несколько сортов мягкой пшеницы – Иргина, Ирень, Тюменская ранняя, Стрела; ржи – Вятка-2, Крона, Кировская-89, Татарская-1, Фленская-4; ячменя – Дина, Вереск, Гонар, Биос-1, Эколог, Сонет; овса – Валдин 765, Улов, Астор, Факир.^ Урок «Отдел Моховидные, особенности стро­ения и жизнедеятельности»Содержание гражданского компонента: Моховой покров – самая характерная черта таежных лесов, в полосе которых находится Прикамье. В Пермской области произрастает более 400 видов мхов. Мхи всегда растут подушками, дерновинами, ковриками, иногда занимая большую площадь. Наиболее характерны для прикамских лесов зеленые мхи – дикранум, птилиум, климарций древовидный, плеурозиум Шребера, ритидиадельфус, мниум. Все зеленые мхи издавна использовались в Прикамье при строительстве рубленых домов. Просушенным мхом конопатили щели между бревен. Этот старинный способ используется и поныне. Моховой покров верховых болот образуют белые или сфагновые мхи. Плотный и мягкий сфагновый ковер образуют многочисленные вертикальные стебельки мхов, верхняя часть которых постоянно растет, а снизу стебель отмирает. Отмершие и разложившиеся нижние слои представляют собой торф, толщина которого нарастает, происходит постоянный рост болота вверх. Окраска сфагновых мхов на болоте разнообразна. Разные виды мхов образуют на болоте зеленые, красные, бурые, розовые, коричневые пятна мягких пастельных тонов. Даже в засушливое лето основная масса сфагнового мха насыщена водой. Это связано с особым строением листьев и стеблей сфагнов. Сухой сфагновый мох может поглотить воды в 20 раз больше собственной массы. Сфагновые мхи обладают целебными, обеззараживающими свойствами, поэтому их с древних времен использовали в качестве перевязочного материала. Мхи чутко реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей и служат индикатором загрязнений. Очень немногие из них способны жить в атмосфере городов.^ Урок «Класс Двудольные, характерные признаки растений семейства розоцветных»Содержание гражданского компонента: В Пермской области произрастает более 100 дикорастущих и культивируемых видов розоцветных, относящихся к 20 родам. Среди розоцветных – декоративные, плодовые, ягодные, лекарственные и многие другие полезные растения. К розоцветным относится один из самых богатых по количеству видов, произрастающих в Прикамье, род манжетка – на территории области встречается 51 вид манжетки. Также в регионе богато представлен род лапчатка (20 видов). В Прикамье растут и культивируются многие плодовые деревья и кустарники: кизильник, яблоня, груша, рябина, ирга, боярышник, шиповник, вишня, черемуха. Ягодные растения семейства розоцветных в регионе представлены следующими видами: морошка, княженика, костяника, малина, ежевика, земляника. На скалах в горно-тундровом поясе, на известковых обнажениях по берегам рек на территории Пермской области иногда встречается, занесенная в Красную книгу Среднего Урала, лапчатка снежная.^ Урок «Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности»Содержание гражданского компонента: В лесах и горных тундрах Пермской области произрастает 10 видов плаунов. Чаще всего из них можно встретить плаун булавовидный (в темнохвойных лесах) и плаун сплюснутый (в сосновых). Растения плауна и их споры используются в медицине. Некоторые виды плауна содержат яд парализующего действия, поэтому применение их для самолечения недопустимо. Плауны нуждаются в охране, так как очень декоративны и медленно развиваются.^ Урок «Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе»Содержание гражданского компонента: В Пермской области обитает 9 видов земноводных, относящихся к двум отрядам – хвостатые и бесхвостые. Численность разных амфибий приуральской фауны различна. Наиболее высока она у травяной и остромордой лягушек. Численность лягушек в местах обитания очень сильно колеблется в зависимости от увлажненности, от близости к водоему. Зеленая жаба, озерная лягушка, гребенчатый тритон, сибирский углозуб, чесночница обыкновенная – виды, малочисленные в Пермской области, нуждаются в особой защите. В Пермской области обитает 2 вида тритонов: обыкновенный тритон (Triturus vulgaris) и гребенчатый тритон (Triturus cristatus). Гребенчатый тритон (до 14 см) крупнее обыкновенного (до 9 см) и имеет зернистую кожу. У самцов гребенчатого тритона есть зубчатый гребень, который у хвоста прерывается, в брачный период гребень увеличивается, а у обыкновенного тритона гребень у самцов сплошной и появляется только в брачный период. Гребенчатый тритон занесен в Красную книгу Среднего Урала как редкий, малочисленный вид на периферии ареала. Тритоны распространены в Пермской области только до широты Гайнского и Соликамского районов. Населяют смешанные леса и кустарники, встречаются в окрестностях населенных пунктов. Зимуют тритоны на суше – в норах грызунов и кротов, под корнями деревьев, в кучах листьев, а весной уходят для размножения в водоемы. После икрометания обыкновенный тритон покидает водоем, а гребенчатый обитает в воде еще около месяца, до середины июля. На суше тритоны питаются насекомыми, дождевыми червями, в воде – личинками комаров, стрекоз и других беспозвоночных. Чесночница обыкновенная (Pelobates fuscus). Относится к отряду бесхвостых земноводных, является единственным представителем семейства чесночниц на Урале. Чесночница занесена в Красную книгу Среднего Урала как малочисленный вид на периферии ареала. Обычна в пригороде Перми, и на широте Перми проходит северная граница ее распространения. Чесночницы встречаются на лугах, в полях и на огородах, в сосновых лесах, активны ночью, а днем зарываются в землю. Питаются чесночницы в основном муравьями, жужелицами, пауками. Свое название чесночница получила за то, что в случае опасности распространяет запах, напоминающий запах чеснока. Углозуб сибирский (Hinobius keyserlingi). Хвостатое земноводное семейства углозубых. Большую часть жизни углозубы проводят на суше, в прибрежной полосе, где они в ночное время добывают пищу, а днем прячутся под корнями и упавшими деревьями. Углозубы имеют наибольшую в сравнении и другими амфибиями стойкость к пониженным температурам. На размножение в водоемы они приходят раньше других земноводных, сразу после схода льда. Питаются углозубы червями, моллюсками, насекомыми. В Пермской области углозуб распространен широко, но численность его невысока. Углозуб занесен в Красную книгу Среднего Урала как редкий и малочисленный вид на периферии ареала.^ Урок «Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение»Содержание гражданского компонента: В Пермской области обитает 6 видов рептилий. Все они относятся к отряду чешуйчатых и четырем семействам: ящерицевые – 2 вида, ужиные – 2 вида, гадюковые – 1 вид, веретеницевые – 1 вид представлен веретеницей ломкой (Anguis fragilis). Довольно крупная безногая ящерица (до 40 см) семейства веретеницевых, наиболее редкая из местных ящериц. Внешне веретеница похожа на змею, так как не имеет конечностей. Яйцеживородящая. В Пермской области обычна, хотя и немногочисленна. Обитает на слабозаросших гарях, на опушках, полянах, хорошо прогреваемых солнцем. Прячется под пнями, бревнами, в кучах хвороста. Весной появляется в начале мая и активна до конца августа, особенно после коротких теплых дождей. В рационе веретеницы преобладают черви и наземные моллюски. Веретеница ломкая занесена в Красную книгу Среднего Урала, запрещены ее отлов и уничтожение. Самым многочисленным видом среди пресмыкающихся Пермской области является живородящая ящерица. Прыткой ящерицы в регионе значительно меньше, еще более редка веретеница ломкая. Из змей самым обычным является уж. Гадюка обыкновенная Змея семейства гадюковых, средней величины, длиной не более 70-80 см. Тело плотное, толстое, хвост относительно короткий. Голова резко ограничена от туловища. Зрачок у гадюки вертикальный, в то время как у медянки и ужа круглый. Встречаются гадюки двух цветовых вариаций: коричнево-серые с темной зигзагообразной полосой вдоль спины и совершенно черные. Светлая форма преобладает в южной части региона, черная – в северной. В Пермской области гадюка в некоторых местах довольно обычна, хотя распространена весьма неравномерно. Известна в Пермском, Кунгурском, Кишертском, Суксунском, Ординском, Уинском, Сылвенском районах. Для обитания предпочитает опушки, вырубки и гари, нередко берега водоемов и болота. Выходит на поверхность весной обычно в конце апреля, уходит на зимовку в конце августа. Гадюки рождают маленьких детенышей – это приспособление к короткому уральскому лету, в более южных регионах своего обитания они, как и другие змеи, откладывают яйца. Предпочитаемый корм – мелкие млекопитающие и земноводные. Обычно гадюка избегает соседства с человеком, при встрече не нападает первой, но может укусить при агрессивном и неосторожном поведении людей по отношению к змее. При укусе гадюки пострадавшего следует быстрее доставить в медицинский пункт, исключив активное движение и обеспечив обильное питье. Самая редкая змея региона – медянка обыкновенная – (Coronella austriaca) – некрупная змея семейства ужовых. Длина до 65 см. Окраска изменчивая – от бурой или серо-бурой (с продольными рядами темных пятен) до красно-бурой и медно-красной главным образом у самцов (отсюда название). В Пермской области медянка достоверно известна по находкам в окрестностях Кишерти. Предпочитаемые места обитания – хорошо прогреваемые поляны, каменистые россыпи. Медянка не ядовита и совершенно безвредна, любой отлов и уничтожение ее запрещены. Медянка занесена в Красную книгу Среднего Урала как редкий, малочисленный, возможно, исчезающий вид. Пресмыкающиеся Среднего Урала – безвредные и даже полезные человеку животные, так как ящерицы в больших количествах поедают насекомых, а змеи – мелких грызунов. В Пермской области ядовитой является только гадюка. Пресмыкающиеся беззащитны и нуждаются в бережном отношении человека.^ Урок «Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека»Содержание гражданского компонента: Разнообразие природных и климатических условий Пермской области обусловливает возможность обитания и размножения на территории области огромного количества птиц. Птицы населяют все типы природных и культурных ландшафтов, много видов птиц живет в городах и селах. В Пермской области встречается около 270 видов птиц, относящихся к 15 отрядам. Кроме постоянно проживающих на территории области оседлых видов птиц, летом в Прикамье прилетают на размножение перелетные птицы, а некоторые виды встречаются на пролете весной и осенью, хотя в Пермской области не гнездятся. Из всей массы гнездящимися являются 220 видов, пролетными – 30, залетными – 28 видов. Более 50 видов найдено в области в течение последних 20 лет. Птицы играют важную роль в природных сообществах: регулируют численность насекомых, в том числе и вредителей, сами служат добычей хищникам, питаясь семенами и плодами растений, содействуют их распространению и возобновлению. Многие птицы являются объектами охоты. Наряду с обычными многочисленными птицами в Пермской области встречаются и редкие виды, находящиеся на грани исчезновения, занесенные в Красную книгу. Среди них следует назвать черного аиста, краснозобую казарку, сокола-сапсана, скопу и др. Эти виды, места их обитания, гнездования нуждаются в особой охране и защите.Краеведческий материалв преподавании истории РоссииЛевина Татьяна Григорьевна, учитель историиУрок в 9 классе«Гражданская война. Между белыми и красными».Цель: сформировать представление о «третьей силе» в противостоянии советской власти; проследить позицию крестьянства в гражданской войне.^ Содержание урока: «Демократическая контрреволюция». Позиция крестьянства в гражданской войне. Махновское движение. «Малая гражданская война». Большая Уса в годы гражданской войны.Оборудование: летопись села; газетные статьи, фотодокументы.^ Гражданский компонент. В годы гражданской войны значительная часть мужского населения села Большая Уса и соседних волостей находилась в белогвардейских отрядах, 2- м и 3-м Сайгатском полках, составлявших Воткинскую добровольческо – повстанческую дивизию белой армии Колчака и карательных отрядах, возглавляемых Вахрушевым и Щетниковым. Многие участники белогвардейского движения ушли за Колчаком на Восток, но, видимо, надеялись вернуться. Во многих домах, принадлежавшим зажиточным людям, новые жители находили в разное время и оружие, и деньги, и припасы продовольствия. Местное население оказывало активное сопротивление Советской власти, имели место случаи убийств на почве классовой ненависти. На территории усинской волости действовал красногвардейский отряд, организованный из местных бедняков. Активным борцом за новую советскую власть был житель деревни Нижний Иргиш Григорий Максимов- участник первой мировой войны, который и возглавил отряд для борьбы с врагами новой власти. В 1919 году отряд влился в дивизию Азина, которая действовала в районе железной дороги Красноуфимск –Янаул. Возвращаясь домой после окончания боевых действий в Сарапульском уезде, Григорий Максимов со своими боевыми друзьями были убиты местными кулаками в селе Большие Кусты. В память о тех временах в сквере у Дома культуры, в окружении акаций стоит скромный кирпичный обелиск. Он напоминает о тех далеких противоречивых временах, полных людского горя и героизма, и белые, и красные сражались за свою правду. В Пермском областном партийном архиве хранятся документы Усинского райкома ВКП(б). В одном из них, вместе с протоколами заседаний бюро райкома партии, подшито следующее обращение:«- Товарищи! Партийцы и профсоюзники!Имеющийся в селе Большая Уса в наличии деревянный памятник братской могилы пришел в ветхость. Я, районный техник Шукевич, как комсостав, проведший около 4-х лет на фронте в рядах Красной Армии, вношу 10 рублей и вызываю на эту же сумму товарищей: Чугуева А.А., Зверева С.А., Петухова П.Н., Калугина (ЕПО), Долганову(ЕПО), Фотина С.Н.(почта), ПолыгаловаД., УстиноваГ., Решетникова Г.С., Шешукову(больница), Воронина, Новокрещенных Т.А., Чепкасова Ф.А., Кочнева, Щетникова И.М., Лыкасова(судья), Клюева, Акчибаш, Ложкину, Проскурякова, Хлопина, Городилова, Некрасова П.Ф., остальных товарищей, кто сколько может, чтобы мы могли воздвигнуть каменный памятник с оградой для тех, кто погиб в борьбе за дело Ленина.Райтехник Шукевич. Инициатива товарища Шукевича вскоре была поддержана райкомом партии. В постановлении РК ВКП (б) «О постройке памятника погибшим в борьбе за революцию» от 13 июля 1929 года записано: «1.Создать комиссию из товарищей Зверева, Чугунова, Калугина, Кожевникова, Шукевич.2. Приступить к сбору добровольных пожертвований, в первую очередь с членов партии и обратиться с воззванием к профорганизациям и населению района. 3. Средства собрать к 1 августа». Из имеющихся в партийном архиве документов известно, что районный техник Шукевич разработал проект, довольно оригинальный, единственный в своем роде. Исполнение обелиска из кирпича было поручено печнику товарищу Говоркову. В братской могиле, над которой возвышается памятник, похоронены наши земляки, отдавшие свои жизни за счастливое будущее, новую власть.Акулов Ерофей Петрович Крестьянин из Большой Усы, был партизаном, работал в волостном земельном отделе, был членом сельсовета и погиб от дезертиров. Три друга: Кетов Егор, Щитов Федор, Миков Иван пришли к нему домой, вся семья сидела за столом. Так, при всей семье и убили его. Долганов Карп Крестьянин из Большой Усы, был одним из первых комсомольцев, членом ЧОН (отряда по борьбе с дезертирством), входил в состав продотряда. Отряд отбирал хлеб у кулаков, чтобы отослать его для Красной Армии. В 1919 году вступил в комсомол. Погиб глупо. В праздник стал отбирать гармошку у местных ребят, ну те его и стукнули до смерти. Среди тех, кто его убивал, был родственник Ивана Яковлевича Захарьева. Брат у Карпа был белогвардейцем, дома они часто ссорились.Максимов Григорий Меркурьевич Уроженец деревни Нижний Иргиш. В первую Германскую был на войне и пришел с фронта больной ревматизмом. Был активным участником установления Советской власти. При наступлении Колчака эвакуировался, как и другие активисты, в марте 1919 года. Колчак продержался недолго, когда его прогнали, Максимов с товарищами стал добираться домой, в округе было много бандитов из белогвардейских отрядов. В Сарапуле сесть на пароход не могли, т.к. весь флот был сожжен, добирались на лошадях и пешком. Они дошли до Кашки Большекустовского совета, и зашли в дом отдохнуть, где их и подкараулили бандиты. Тогда Григорий, Дементьев И.Е. и Опарин И.Т. попробовали бежать. Опарин был на протезах, бежать не мог. Его завалили снопами в сарае, и ему чудом удалось спастись. Дементьев убежал, а Максимов, т.к. был больной, не успел, его убили. Из Кашки его привезли и похоронили в Большой Усе.Киряков Алексей Родился в Маримье, был рядовым партизаном. Вернувшись с гражданской войны, помогал устанавливать Советскую власть. Был убит колчаковским ефрейтором после отступления Колчака, которого поймали уже только в1920 году. Также были пойманы колчаковцы, скрывавшиеся в бору.Кочев Поликарп Был рядовым на фронте, погиб до гражданской войны. В Богородске была банда. Усинский отряд отправили туда на подавление восстания. Там его и ранили, но умер он в Усе, от ран. Было ему всего 20 лет, похоронили в братской могиле.Красноперов Степан Был председателем сельского совета в деревне Каменный Ключ. Однажды было колхозное собрание, на которое собрались все жители. Перед собранием Долгих Евстигней завел скандал. Красноперов хотел его вывести, но у дверей тот пырнул его серпом в живот и до смерти. Умер Степан весной 1930 года, на похоронах народ нес его на руках до Большой Усы, похоронили в братской могиле.Немытых Федор Родился в Маримье, был рядовым партизаном. Помогал устанавливать Советскую власть. Был убит Кетовым Егором выстрелом в окно.Шамаев Иван Тихонович Один из первых комсомольцев, был очень молод, было ему лет 17-18. Был командирован на новостройки, где простыл и приехал домой. В 1920 году умер после долгой болезни.Щетников Александр Сергеевич Рядовой партизан, кавалерист. С гражданской войны пришел больным и вскоре умер. Его похоронили в 1920 году. Рядом с братской могилой находится еще одно захоронение – секретаря райкома партии Синицына. В 1957 году пионеры нашей школы под руководством пионервожатой Сухановой Валентины Ивановны разбили вокруг братской могилы небольшой сквер, пересадив саженцы сирени, акации и украсили его цветочными клумбами. С тех пор ученики шефствуют и над памятником и над сквером.^ Урок в 9 классе«Коллективизация».Цель: усвоить причины и сущность сплошной коллективизации в раусловиях форсированного развития экономики,проследить экономические, социальные и политические последствия перелома в деревне..^ Содержание урока: «Год великого перелома». Раскулачивание. Коллективизация прикамской деревни. Результаты сплошной коллективизации.Оборудование: летопись села Большая Уса.Гражданский компонент. 1928-30гг.-форсированная коллективизация, погоня за рекордами. Итоги: на Урале коллективизировано 70,6% крестьянских хозяйств, в Коми округе – 78, в Прикамье – 83%. Результаты достигались путем принуждения, насилия и запугивания. Главное средство – раскулачивание. Кулаками считались 1-3% населенияи они не «делали погоду» в деревнях , но в погоне за рекордами местные парторганизации находили кулаков почти в каждом селении. За полгода в 1930 г. было раскулачено и выслано 3325 человек (900 дворов), среди них женщины и дети. Крестьяне оказывали сопротивление насильственной коллективизации: прятали и портили инвентарь, скот, семенной материал, писали жалобы Сталину и Калинину, организовывали вооруженные расправы над организаторами колхозов(как в нашем селе). В Прикамье было организовано устройство раскулаченных из Белоруссии, Поволжья, Украины, Северного Кавказа и др. Спецпереселенцыработали на лесоповале, в шахтах, осваивали северные районы Прикамья. Жили в землянках, питались очень плохо, отсутствовали элементарные бытовые и медицинские услуги. Принудительный труд стал надежным средством форсированного индустриального развития, поэтому Урал, где масштабы его были огромны, стал лидирующим регионом по количеству спецпереселенцев. В 1935-37 гг. коллективизация практически завершена, в колхозы перешли 91, 4% крестьянских дворов. Часть крестьян работали в государственном секторе – в 38 совхозах и 83 МТС. Жизненный уровень колхозников оставался очень низким, на уровне бедняков, урезались размеры приусадебных участков, но доступ государства к сельхозпродукции упростился. Колхозы поставляли государству до половины молока и масла, около трети яиц, большое количество скота. «Дань» взималась не только с колхозов, но и с приусадебных участков. В Прикамье выросли посевные площади, а не урожайность, животноводство не достигло доколхозного уровня. Невосполнимыми стали потери материальные и нравственные, загубленные и исковерканные жизни тысяч людей. В Большой Усе кулацких хозяйств насчитывалось до 10%, середняцких – до 50%, безлошадников практически не было. Кулаки имели от 50 до 100 га земли, крупнорогатого и рабочего скота от 25 до 100 голов, использовали наем рабочей силы – постоянной и сезонной, владели магазинами с продажей мануфактуры и галантерейных товаров. В период 1930- 31 годы было раскулачено и выселено, в основном, в Новосибирскую область 25% населения кулацких и сектантских хозяйств. Значительная часть этой категории осталась на территории волости. Первоначально на территории села были организованы три колхоза; в окрестных деревнях – отдельные колхозы.^ Урок в 9 классе«Духовная жизнь: достижения и потери».Цель: сформировать представление об особенностях культуры 20-х годов.Содержание урока: Строительство новой школы; борьба снеграмотностью. Положение научно-технической интеллигенции. Власть и церковь. Начало нового искусства. Жизнь, быт, психология людей в 20-е годы.^ Гражданский компонент. Культура Прикамья в 20-е годы.Потери. Большое количество учителей и преподавателей университета ушло с колчаковцами на восток; разрушенные здания, нехватка книг и учебных пособий. Во время голода закрылось много школ – 42, 5% от довоенного уровня. Нововведения и шатания в области образования: бригадный метод обучения, отмена уроков и оценок. Введение новых непонятных названий и т.д. Огромное количество осиротевших детей. Наступление советской власти против духовенства. Закрыта Духовная семинария, духовные училища. Церкви и церковное имущество подвергались уничтожению и разграблению. Представители духовенства были лишены гражданских и политических прав, подвергались мученической смерти. Например, архиепископ Пермский и Соликамский Андроник (Никольский) за отстаивание церковного имущества принял мученическую смерть.Достижения. Борьба с неграмотностью – организация кружков ликбеза для обучения взрослых в цехах заводов и в сельской местности. Восстановление школ, открытие детдомов и школ-коммунн, в 1921 г. действовали 175 детдомов. Повышение зарплаты учителям, которая была выше зарплаты рабочих. Поддержка советской властью Пермского университета: приглашение преподавателей, открытие рабфака для подготовки абитуриентов нового поколения; организация научной деятельности на факультетах. В 1924 г. –первый выпуск советских специалистов ( педфакультет выпустил всего 51 «красного специалиста»). Возрождение искусства. Ноябрь 1921г. –открытие оперного сезона.В перском театре оперы и балета работал молодой С.Лемешев, приезжали на гастроли: А.Нежданова, Л.Собинов, И. Козлвский. В эти же годы Пермская кунсткамера преобразована в краеведческий музей. В 1922 г. Н.Н. Серебренников открыл «пермских богов»- резные изображения Иисуса Христа, которые послужили основой для уникальной коллекции русской деревянной скульптуры. Стали работать кинотеатры, Дома культуры (часто в бывших церковных зданиях, как в Большой Усе). В 1927 г. в Перми заработала первая радиостудия. Началось строительство трамвайных линий, первые вагоновожатые приглашены были из Москвы. Культурным центром села Большая Уса с 1918 года являлся любимый всеми Дом культуры, расположенный в здании бывшей церкви.. Молодежь проводила там громкие читки, агитационные мероприятия за новую власть, организовывала хор и спектакли, особенно усинцы любили хоровые концерты самодеятельных артистов под руководством бывшего священника Двинянинова^ Урок в 9 классе«Первая российская революция»Цель: сформировать представление о первой революции как способе разрешения основных социально-экономических и политических противоречий; определить степень участия в революции народных масс, ее особенности протекания в провинции; выяснить ее результаты;^ Содержание урока: Причины и характер революции. Кровавое воскресенье; Начало революции. Революционные события весны – лета 1905 г. Декабрьское вооруженное восстание. Революцион- ное Прикамье.Оборудование: карта, иллюстрации.Гражданский компонент. К началу революции 105-07 гг.социал-демократические и эсеровские организации в Прикамье были значительно ослаблены Тема: решение задач на проценты. (Слайд 2)Цели урока: – закрепление практических умений и навыков вычисления процентов; – развитие познавательного интереса учащихся; – расширение знаний о растениях нашего села; – воспитание бережного отношения к природе. ^ Ход урока:Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня не совсем обычный урок. Мы побываем в окрестностях нашего села.(Слайд 1) Посмотрим, какая красивая природа у нас, и какие полезные растения растут недалеко. В этом путешествии нам с вами помогут задачи на проценты. (Слайд 2) Итак, девиз нашего урока: «Человек живет природой – это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться на всю жизнь в процессе постоянного общения, чтобы не умереть» (Карл Маркс) (Слайд 3) Ведущая роль в этом принадлежит растениям. Они обеспечивают человека и животных кислородом, пищей, лекарствами, являются основой жизни. Ученные установили, что наша пища должна содержать достаточное количество растений Особенно в период эпидемии гриппа. Перед началом путешествия повторим основные правила, которые связаны с вычисление процентов.^ Устные задания.(Слайд 4) Повторение правил нахождение процентов от числа, числа по его процентам, сколько процентов составляет одно число от другого. Учитель: многие дикорастущие растения содержат набор биологически активных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Выполнив, некото