Исследование эффективности использования домашних заданий в процессе физического воспитания

Исследование эффективности использования домашних заданий впроцессе физического воспитания

Содержание
Введение
1. Домашние задания как средство физического воспитанияшкольников
1.1 Содержание понятий «самостоятельнаядеятельность» и «домашние задания»…
1.2 Анатомо-физиологические и психические особенности детейсреднего и старшего школьного возраста
1.3 Психические способности
1.4 Способы проверки домашних заданий
2. Методы, организация и результаты исследования
2.1 Методы исследования
2.2 Эффективность применения домашних заданий на урокахфизической культуры
Выводы
Библиографический список
Приложения
Введение
В соответствии с «Положением о физическом воспитании вобщеобразовательной школе» (И.И. Козлов, 1989) одним из важных средстврешения задач физического воспитания являются домашние задания.
Домашняя учебная работа — это самостоятельное выполнениешкольниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерноотсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовлениедомашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности.
Творчески работающие учителя физической культуры давно, ещедо введения домашних заданий в программу, практикуют различные системы заданийна дом, так как на уроки по физической культуре всего отводится 68 часов в год(по два часа в неделю) этого мало для физического развития и физическойподготовленности.
Обычно домашние задания в первую очередь предназначаютсядетям с низким уровнем физического развития и физической подготовленности, атакже детям специальной медицинской группы. Нельзя выпустить из поля зрениядетей, которые имеют уровень физического развития и физической подготовленностивыше средних показателей. Таким детям давать надо домашние задания посложнее,чтобы им было интересно их выполнять.
В наше время положение в стране сильно изменилось,спортивные секции стали платные, дети стали меньше заниматься спортом, так какне каждый родитель может за них заплатить. В связи с этим домашние задания пофизической культуре играют огромную роль.
Особенно домашние задания важны тем детям, которыеиспытывают комплексы неполноценности. Например: дети, которые имеют лишний вес(причина — несбалансированное питание). Также дети страдающие искривлениемпозвоночника и т.д. Домашние задания помогают таким детям самореализовыватьсвои способности.
Исследования, проведенные под руководством З.И. Кузнецовойна мальчиках подростках (В.А. Зинченко, 1992), было выяснено, что такие дети,не уступают сверстникам в частоте движений, координации и статистическойвыносливости (когда движения осуществляются мелкими мышечными группами),отстают в развитии силы быстроты и выносливости (в беге), скоростно-силовыхкачеств. Организованный с учетом полученных данных эксперимент показалэффективность применения с отстающими подростками ежедневных домашнихзаданий-комплексов, которые состояли из 5-6 общеразвивающих упражнений наразвитие силы, гибкости и силовой выносливости. Кроме этого, раз в неделю сними проводились домашние занятия: применялись хорошо знакомые упражнения дляповышения общей работоспособности, упражнения с легкими и среднимиотягощениями, с собственным весом в смешенных висах и упорах, а также элементыподвижных и спортивных игр для развития быстроты, скоростно-силовых качеств ивыносливости, которые необходимо учесть.
До сих пор работа, направленная только на слабое звено, вкакой-то степени оправдывала себя, так как являлась шагом вперед по сравнению ссуществующим в настоящее время положением дел, уровнем развития физическоговоспитания. Практика, научные исследования свидетельствуют, что нельзядовольствоваться эпизодическими заданиями, подтягивая отстающих и не воздействуяна основную массу школьников, из числа которых постоянно пополняются рядынеуспевающих по физической культуре учащихся. Нужна система домашних заданий.
В связи с этим целью настоящей работы стало исследованиеэффективности использования домашних заданий в процессе физического воспитанияшкольников 13-14 лет.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «самостоятельная деятельность»и «домашние задания».
2. Определить значение и содержание домашних зданий пофизической культуре.
3. Охарактеризовать основные способы проверки домашнихзаданий.
4. Определить эффективность применения домашних заданий науроках физической культуры для учащихся 13-14 лет (на примере с. ш. №78 г. Хабаровска).
/>1. Домашние задания каксредство физического воспитания школьников
 1.1 Содержание понятий «самостоятельнаядеятельность» и «домашние задания»…
Под самостоятельной деятельностью понимается совокупностьдействий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественнуюфункцию (В.Н. Шаулин, 1986). В нашем случае, мы имеем дело с физкультурнойдеятельностью, то есть деятельностью, направленной на достижение физическогосовершенства индивида.
Всякая деятельность состоит из нескольких компонентов. Цель — конечный результат, которого необходимо достигнуть в итоге занятий физическойкультурой (это может быть укрепление здоровья, повышение уровня развитияотдельных двигательных качеств и двигательной подготовленности, закаливания,улучшение телосложения и т.п.). Эффект работы учителя во многом зависит отправильной постановки целей, адекватным возрастным возможностям и особенностямшкольников.
Однако только знание цели не обеспечивает ее реализации. Дляэтого нужно определить необходимые средства и способы ее достижения.
Большое значение для успеха деятельности имеет планированиедостижения цели по этапам. Необходимо предусмотреть определенную очередность,последовательность применения средств. Чем отдаленнее цель, чем она сложнее,чем многообразнее средства, тем важнее иметь подробный и обстоятельный план.
Когда ясна цель, выбраны средства, спланировано ихприменение, наступает этап организации условий, в которых будет осуществлятьсядеятельность. Например, подготовка необходимого спортивного инвентаря,соответствующей одежды, мест занятий и т.п.
Наконец, начинается процесс реализации поставленной цели,который в данном случае представляет собой непосредственное выполнениеупражнений.
Уже с младшего школьного возраста учащиеся должны получатьопределенные задания для самостоятельных занятий, начиная с введения в режимдля утренней гигиенической гимнастики, физкультпауз и физкультминуток во времяприготовления уроков и кончая выполнением домашних заданий по физическойкультуре. От класса к классу к учащимся должны предъявляться всевозрастающиетребования в отношении умения самостоятельно выполнять, подбирать,контролировать, оценивать свои действия.
Для того чтобы процесс формирования навыков и уменийсамостоятельных занятий шел успешно следует при его планировании учитыватьприведенные ниже основные, наиболее общие требования.
Навыки и умения самостоятельных занятий, представленные вшкольной программе, соответствуют возрастным возможностям учащихся ксамостоятельной работе. Другим важным условием является доступность,посильность конкретных заданий для каждого школьника. Особое значение всамостоятельной работе приобретает принцип сознательности при ее выполнении. Опытпередовых школ свидетельствует, что только там, где учащиеся получают заданиясистематически, где задания даются строго в соответствии с подготовленностьюребят и представляют собой систему, работа идет продуктивно. Из этого положениявытекает еще одно требование — организация самостоятельных занятий вопределенной системе.
Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должнаначинаться с четкого немногословного инструктирования школьников о цели изадачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями осистеме самотренировок, принятия необходимых технических и организационныхнавыков. На всех этапах обучения задания должны быть такой трудности, чтобы дляих выполнения школьники прилагали определенные усилия.
Под домашней работой понимается деятельность при выполнениишкольниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерноотсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовлениедомашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности и решаетзадачу укрепления здоровья, повышение уровня физического развития идвигательной подготовленности.
Внедрять домашние задания лучше всего с самого началаобучения учащихся в школе. Основным доводом в пользу этого является то, чтодети этого возраста наиболее восприимчивы к воздействию физических упражнений,у них легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствуетестественное тяготение к движениям. Другое немаловажное обстоятельство — возможность привлечь в помощь родителей: в начальных классах это сделатьзначительно легче, чем в средних. Играет свою роль и относительно меньшаязанятость младших школьников по другим предметам. Хотя мы и рассматриваемдомашние задания по физической культуре как разрядку, отдых от умственнойдеятельности, довольно устойчиво еще мнение, что любые задания на дом являютсядля ребенка нагрузкой. Такое отношение в известной степени препятствуетплодотворной работе в этом направлении.
В школе, где работает учителем физической культуры В.А. Зинченко(1992), для учеников начальных классов домашними заданиями являются комплексыобщеразвивающих упражнений имитационного характера, типа: «Вырастаембольшими», «Маятник», «Велосипедист», «Кошкавыгибает спину» и т.п.
Учителем А.М. Воеводиным (1982) разработана системаупражнений-ориентиров, позволяющих определять подготовленность учащихся косвоению предусмотренного программой по физической культуре материалагимнастики, легкой атлетики и лыжной подготовки, а также готовность квыполнению учебных норм (А.М. Воеводин, 1981).
Он опытным путем установил, что ученик может овладеть техникойлазанья по канату в том случае, если удерживает вес на согнутых руках 8 секунд,для выполнения различных упоров и акробатических упражнений ориентирподготовленности — сгибание и разгибание рук в упоре лежа: в первом классе 3раза, во 2-ом — 6, в 3-ем — 9 раз. Для укрепления соответствующих групп мышцшкольникам предлагались специальные комплексы упражнений, которые выполнялиськак на уроках, так и дома. Для развития скоростно-силовых качествиспользовались выпрыгивания из приседа и приседания на одной ноге.
Готовить к выполнению требований лыжной подготовки А.М. Воеводинсоветует до наступления зимы. Он считает, что школьник справиться с нормативомпо лыжным гонкам, если на одну-две минуты быстрее преодолевает эту же дистанциюбегом, например в зале (А.М. Воеводин, 1982).
Для учащихся 1-3 классов наиболее обоснованным, на нашвзгляд являются домашние задания, предлагаемые Л. Николаевой (1990), котораясчитает, что при разработке содержания домашних заданий следует учитыватьвозрастные закономерности развития двигательных качеств у школьников,упражнения должны быть несложными по координации, ранее освоенные учениками, нетребующие громоздкого оборудования или инвентаря, причем целесообразноподбирать такие, которые бы и развивали двигательные качества и содействовалиосвоению правильных движений.
Выполнение домашних заданий способствует решению следующихзадач:
1. повысить двигательную активность;
2. укрепить основные мышечные группы;
3. сформировать правильную осанку;
4. содействовать освоению правильных движений в беге,прыжках, метаниях, и комплексному развитию двигательных качеств.
А.Л. Рандрюйт — заслуженная учительница Эстонии — системузаданий на дом рассматривает как логическое продолжение уроков (А.Л. Рандрюйт,1991). Она считает, что заданные на дом упражнения должны активизироватьдвигательный режим школьников, повышать умственную работоспособность, заполнятьсвободное время ребят активными занятиями.
Основываясь на практике своей работы, она советуетпланировать домашние задания с учетом содержания и задач изучаемой учебнойпрограммы: обязательно учитывать оптимальные возможности развития физическихспособностей учащихся, их половые и возрастные особенности: подбирать домашниезадания для каждого класса или возрастной группы.
Учитель физической культуры из г. Липецка А.А. Зубченкостроит свою работу следующим образом [17]. Исходя из особенностейподготовленности учащихся своей школы и цели предмета «Физическая культура»,им подобраны средства и составлены комплексы упражнений для развития у школьниковгибкости, силы, выносливости, формирования правильной осанки, укрепленияосновных групп мышц. Комплексы разучиваются на уроках, ученики записываютсодержания задания на месяц с указанием индивидуальной нагрузки.
При подборе средств для домашних заданий учащимся 8-11классов, пишет Л. Николаева (1990), важно учесть изменение с возрастом уровняфизической подготовленности ребят, причем не всегда в сторону улучшения, большевнимания уделять дифференцированному (особенно по полу) и индивидуальномуподходу. Целесообразно, сохранить отдельные стержневые упражнения, которыевыполняются из года в год и позволяет проследить динамику двигательнойподготовленности школьников (многоскоки, скачки на одной и обеих ногах, бег наместе в упоре стоя, прыжки вверх с касанием ориентиров различными частями тела,бег на какую-либо постоянную дистанцию), подбирать новые средства, исходя изновых или усложненных задач. Для девушек 8-11 классов акцент следует делать наупражнения, способствующие поддержанию правильной, красивой осанки и стройностифигуры в целом — упражнения для мышц туловища, танцевальные движения. Сдевушками можно применять на уроках в водной части урока комплексы ритмическойгимнастики.
Как показывает практика, домашние задания юношам 9-11классов представляют собой комплексы упражнений для развития силы,выносливости, скоростно-силовых качеств или подготовительные и подводящиеупражнения с целью подготовки к освоению какой-либо части учебной программы,например, подъем переворотом силой, метания гранаты, прыжка в высоту и т.п.
Главная задача домашних заданий — на основе формированияшкольников учения самостоятельно заниматься — укрепление здоровья, повышенияуровня физического развития и двигательной подготовленности.
Широкое применение домашних заданий содействует выполнениюзадач, предусмотренных программой по физическому воспитанию. Кроме того, приправильной организации домашние задания являются одним из способов приобщенияребят к систематическим занятиям физическими упражнениями и внедренияфизической культуры в быт учащихся.
 1.2 Анатомо-физиологические и психическиеособенности детей среднего и старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышениефизического и психического уровня развития человека. К 16-17 годам завершаетсяразвитие центральной нервной системы. Высшего уровня развития достигаетаналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественнымизменениям в характере мыслительной деятельности.
Следует помнить, что развитие костно-мышечного и связочногоаппарата у старшеклассников еще не закончено. Так, костные эпифизарные диски стелом позвонка полностью срастаются к 24 годам, срастание ядер окостенения рукпродолжается с 16 до 25 лет, а срастание трех тазовых костей — с 14 до 20 лет. Окостенениефаланг пальцев рук у девушек происходит в 14-18 лет, а у юношей в 16-22 года, агодом-двумя раньше — фаланг пальцев ног. В старшем школьном возрасте далеко ещене окончено окостенение позвоночника, поэтому старшеклассникам следует избегатьчрезвычайных нагрузок на позвоночник, особенно при поднятии тяжестей. Крометого, частое применение максимальных нагрузок может привести к уплощению стопы.
Больших нагрузок с максимальной сравнительной интенсивностьюследует также избегать по причине незавершенного развития нервной регуляцииработы сердца. При слишком интенсивных нагрузках, например в начале бега наотносительно длинных дистанциях, у учащихся быстро снижается содержаниекислорода в крови, а возникающая кислородная недостаточность может явитьсяпричиной полуобморочного состояния. В этой связи старшеклассникам нерекомендуется тренироваться с максимальной соревновательной интенсивностью. Нагрузка,как правило, не должна превышать 85-90% среднесоревновательной.
У юношей в 15-16 лет масса тела интенсивно увеличивается,тогда как у девушек к 16 годам темпы ее нарастания уже снижаются. Юноши (всреднем) выше девушек на 10-12 см. и тяжелее на 5-8 кг; масса их мышц поотношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани на10% меньше; туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем удевушек. Более широкий таз и относительно короткие ноги, большая подвижностьпозвоночника и суставов, лучший эластический связочный аппарат приводят к тому,что у девушек по сравнению с юношами выражены большие поперечные колебания телапри ходьбе и беге.
Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем удевушек; пульс реже на 6-8 уд. /мин., сердечные сокращения сильнее, чтообуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушкидышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на100 куб. см. меньше.
Итак, функциональные возможности для осуществленияинтенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физическиенагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большемповышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей доисходного уровня у юношей короче, чем у девушек.
В последние годы появляется все больше школьниц, имеющихнизкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Этосвидетельствует о снижении к старшему школьному возрасту двигательнойактивности, связанной с играми, циклическими и ациклическими локомоциями. В союочередь, у девушек, регулярно занимающихся такими упражнениями, показатели этихсистем продолжают улучшаться. Уже после нескольких тренировок в беге на урокахфизической культуры или на внеклассных занятиях девушки могут бегать вумеренном темпе более 15 минут, а юноши — более 25 минут. Беговые и прыжковыеупражнения особенно полезны тем, кто имеет избыточный вес и низкиефункциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Учитель должен предлагать домашние задания в зависимости оттипа телосложения, так как в старшем школьном возрасте девушки и юношиприобретают тип телосложения, свойственный взрослому человеку. Типытелосложения определяются по таким признакам, как степень развития мышц ижироотложения, форма грудной клетки и живота, соотношение длины и массы тела,его пропорции. Нормальными конституционными типами телосложений считают: астеноидный,торокальный, мышечный и дигестивный.
Имеются сведения, что специально направленными физическимиупражнениями тип телосложения можно в значительной степени изменить, напримерастеноидный может перейти в торакальный, торакальный и дигестивный — в мышечный.
Девушек и юношей астеноидного типа телосложения отличаютвысокий рост, узкое и уплощенное туловище, тонкий костяк и слабая мускулатура. Дляих гармоничного развития особенно полезны динамические и статистические силовыеи скоростно-силовые упражнения, а также циклические упражнения — длительныйбег, ходьба на лыжах, бег на коньках умеренной интенсивности, плавание — дляразвития сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Рекомендуются такжеупражнения на развития гибкости, координационных способностей (равновесия,согласованности движений, перестроения двигательной деятельности).
Второй тип телосложения, заслуживающий индивидуальногоподхода в обучении движениям и развитии физических способностей, являетсядигестивный. Детей этого типа телосложения отличает, главным образом,избыточное жироотложение. Снижения массы тела можно достичь упражнениями,активизирующими деятельность кровообращения и дыхания, вызывающими повышенныеэнерготраты; укрепляющими мышцы живота (место наибольшего отложения жира); улучшающимискоростные и скоростно-силовые качества.
Учащимся таракального (грудная клетка цилиндрической формы,умеренно развитая мускулатура) и мышечного типов (рельефно развитая мускулатура)рекомендуется до половины времени занятий, отводимых на развитие физическихспособностей, выделять на развитие силовых, скоростно-силовых и скоростныхспособностей. Кроме этого, в занятия необходимо включать специальные упражнениядля развития гибкости и общей (аэробной) выносливости, а также воздействующиена координационные способности, которые проявляются в гимнастических иакробатических упражнениях, спортивных играх и единоборствах, легкоатлетическихи др.1.3 Психические способности
Об особенностях психического развития судят на основании трехгрупп психических явлений: психические процессы (ощущения, восприятия,представления, память, мышление-познавательные; эмоции — эмоциональные; воля — волевые); психические свойства личности (темперамент, характер, способности,потребности, мотивы) и психические состояния (монотония, утомления, стресс,напряженность).
При характеристике особенностей психического развитияюношеского возраста по возможности будем придерживаться указаннойпоследовательности.
В 15-17 лет у школьников заканчивается формированиепознавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительнойдеятельности, в характере умственной работы. У детей старшего школьноговозраста повышается способность понимать структуру движений, точновоспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные ипространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Осмысленноевосприятие, возможность выполнять упражнения на основе только словесныхуказаний педагога, умение самостоятельно разделить сложное движение на фазы иэлементы, более высокая способность к сосредоточению — эти и другие психическиепроцессы позволяют старшеклассникам глубоко анализировать технику изучаемыхдвигательных действий, определять ошибки, допущенные при выполнении движений,как собственные, так и своих одноклассников. В ходе обучения и воспитанияучителю целесообразно опираться на эти психологические особенности.
В силу высокого уровня развития мыслительных процессов устаршеклассников ярко выражено стремление к самосовершенствованию исамопознанию, сознательному обучению и тренировке. В отличие от подростков,мотивы удержания внимания у них более длительны. Старшеклассники более внимательныне только при показе, но и при объяснении, а также при изложении теоретическихвопросов (например, при объяснении закономерностей развития физическихспособностей). Для старшеклассников повышается значимость содержательнойстороны подачи учебного материала.
Эмоции учащихся X-XI классов становятся более устойчивы,появляется способность к сопереживанию, увеличивается число переживаемыхчувств, возникает юношеская любовь, носящая оттенки лиричности, мечтательности,искренности. Поддержка этого здорового чувства, уважение к нему со сторонывзрослых вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки,выработать положительные качества личности, повысить свои физические качества иулучшить телосложение. Более богатыми, чем у подростка, становятся эстетическиечувства, способность замечать прекрасное в окружающей действительности. С однойстороны, это способствует развитию отзывчивости, чувства прекрасного, чуткости,а с другой — они могут приводить к оригинальничанию, незрелым и неправильным эстетическимпредставлениям.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевуюактивность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способностьк терпению на фоне усталости и утомления. Их отличает высокаяцелеустремленность, у них усиленно формируется моральный компонент воли (осуществлениепоступков в соответствии с нормами общества и окружающей среды). Однако удевушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическомвоспитании.
Старшеклассники отличаются по типам темперамента, в основекоторых лежат открытые И.П. Павловым сочетания свойств нервной системы: сила,подвижность, уравновешенность. Поэтому предлагать домашние задания надо сучетом типа темперамента. Классические типы темперамента это сангвиник,холерик, флегматик и меланхолик (В.И. Лях, 1997).
Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный иподвижный тип нервной системы) отличается большой активностью, энергией,обладает высокой работоспособностью. Почти всегда находится в бодром настроении.Его эмоциональное состояние адекватно ситуации, устойчиво. Он быстро усваиваети перестраивает двигательные навыки, легко приспосабливается к новойобстановке, может быстро переключаться с одной работы на другую. Однако ончасто проявляет избыточную энергию, может, не освоив до конца одно упражнение,переходить к другому. При обучении и развитии физических способностейсангвиника целесообразно пользоваться чаще игровым и соревновательным методами,включать элементы новизны и достаточной сложности упражнений, чтобы поддержатьмотивацию на соответствующем уровне. Результаты на соревнованиях у сангвиников,как правило, выше, чем на тренировках.
Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный тип) можетдолго выполнять сложное (и даже опасное) физическое упражнение, вызывающего унего интерес, но не любит монотонной работы, не хочет кропотливо трудится надсовершенствованием техники. У него обычно быстрая, выразительная речь и мимика.Однако холерик нередко отличается непоследовательностью, изменчивостьюнастроений и чувств, зависимостью реакций от внешних, сиюминутных впечатлений. Егоотличает несдержанность, нетерпеливость, несобранность, а подчас ему изменяет исамообладание. Эти отрицательные свойства можно нивелировать с помощьюпостоянной работы над собой, особенно при выполнении интересной и труднойработы, где холерику подчас не бывает равных. Соревновательные результатыхолерика нестабильны из-за их неуравновешенности.
Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип) отличаетсясдержанностью, собранностью, терпеливостью, организованностью, самообладанием. Вповедении он ориентирован на твердые намерения, а не на случайные побуждения инастроения. Он может длительно и кропотливо трудится над освоением сложнойтехники приема, но медленно переключается с одного вида физических упражненийна другой. Его часто приходится настраивать на более высокий ритм работы. Передсоревнованием ему нужна более длительная разминка. Соревновательные результатыу флегматика стабильны и часто выше, чем на тренировках.
Меланхолик (слабый тип) отличается высокойчувствительностью, способностью только дифференцировать параметры движений,высоким тактическим чутьем. Его легко обучать движениям. С другой стороны,меланхолику свойственна неуверенность в своих силах, робость, излишняятревожность в силу высокой чувствительности нервной системы. Поэтому результатывыступления на соревнованиях у него часто ниже, чем на тренировках.
Как видно, в каждом типе темперамента есть какположительные, так и отрицательные свойства. Задача учителя, опираясь на положительныесвойства, нивелировать отрицательные, учитывать их при обучении, развитии,воспитании школьников, при подготовке домашних заданий. Например, при обучении,а также при развитии физических способностей холериков и сангвиников лучшепользоваться игровым и соревновательным методами, а для флегматиков имеланхоликов лучший эффект дает повторный метод с постоянно повышающимисятребованиями.1.4 Способы проверки домашних заданий
Проверка домашних заданий — это существенный и действующий«канал», связывающий домашнюю работу на уроке, помогающий объединитьих в единый учебно-воспитательный процесс.
В практике встречаются различные способы проверки домашнихзаданий:
Фронтальная проверка, так можно проверять несложныеупражнения утренней гимнастики, некоторые акробатические элементы и упражнения,направленные на повышения уровня физической подготовленности школьников, дляразвития основных мышечных групп;
Выборочная проверка, когда проверяется выполнение домашнихзаданий отдельными учащимися, ее можно проводить по ходу урока, не останавливаяучебного процесса, или специально обратить внимание всех ребят на ошибки иположительные стороны при выполнении упражнений домашних заданий отдельнымиучащимися;
Проверка в парах, при этом каждый ученик оцениваетвыполнение домашнего задания у своего товарища;
Коллективная проверка — выполнение домашнего задания однимиз учащихся или каждым учеником, оценивает весь класс;
Проверка домашних заданий ответственным за это школьником,например физоргом или старшим в отделении и т.п.
Давая домашние задания, учитель физической культуры долженуказать сроки их проверки, разъясняя, что только при сознательном выполненииможно достичь ощутимых результатов.
После летних каникул уже на 2-3 уроках учащиеся проходятконтрольное тестирование, определяя исходный уровень подготовки каждого ученика.Ставим задачу повысить показатели двигательной подготовленности, не допуститьснижения их уровня. Затем домашние задания проверяем в середине каждогокалендарного месяца, на это, учитель физической культуры Бурцев В.И. (2000) отводитодин урок.
При проверке выявляются не только результаты самостоятельнойработы ученика при выполнении домашних заданий, но и плоды его труда на уроках.При проведении результатов самое главное, чтобы был заметен положительный сдвигв развитии двигательных качеств.
Результаты проверок домашних заданий, пишет учительфизической культуры Бурцев В. И показывают, что к концу учебного года уровеньдвигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается.
В 4-6 классах для контроля за выполнением домашних заданийнеобходимо привлекать родителей. Для чего на родительском собрании следуетпознакомить их с требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе ихдетей, рассказать, чем они могут им помочь, какие санитарно-гигиеническиеусловия и условия безопасности необходимо соблюдать при выполнении домашнихзаданий.
В некоторых школах одной из форм проверки выполненияучащимися домашних заданий являются соревнования по общефизической подготовке. Так,например, в школе №49 г. Киева, пишет учитель физической культуры Козетов И.И.(1989) соревнования проводятся в два этапа.
Первый — составление контрольных нормативов в классах изэлементов общей физической подготовки, подготовка к проведению внутриклассныхсоревнований. Проводятся эти соревнования на уроках физической культуре.
Второй этап — лично-командное первенство школы. Вначалеэтого этапа каждый ученик 4-11 классов получает контрольный норматив (домашнеезадание) по многоборью (5 видов) общей физической подготовки.
Этот норматив он должен выполнить в конце третьей четверти (вовремя проверки домашних заданий второй и третьей четверти). За основу беретсясумма, которую ученик набрал в прошлом году за выполнение пяти всех нормативов.За сдачу этих нормативов ученик получает оценку, которая влияет на оценку зачетверть.
/>2. Методы, организация ирезультаты исследования
Среди различных физических упражнений, способствующихвсестороннему физическому развитию, главенствующая роль принадлежит упражнениямлегкой атлетики. Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частьюв каждый урок физической культуры, а приобретаемые в ходе занятий двигательныекачества (выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость) и двигательныенавыки широко применяются как в трудовой деятельности, так и в военном деле. Легкаяатлетика доступна всем, она не требует сложных приспособлений и оборудования; например,заниматься бегом можно на любой площадке, в любое время года. Важное местоупражнениям легкой атлетики отводится в школьных спортивных секциях. Основательнаялегкоатлетическая подготовка позволяет достигнуть успехов во многих другихвидах спорта.
Упражнения легкой атлетики хорошо развивают основные мышечныегруппы, способствуют формированию правильной осанки, позволяют регулировать вестела, стимулируют увеличение длины костей, что положительно влияет на ростучащихся. Постоянные занятия видами легкой атлетики закаляют волю школьника,воспитывают умение преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность. Знаярезультаты воздействия легкоатлетических упражнений на организм учеников, можноцеленаправленно влиять на их физическое развитие (Марков А.Я., Масленников А.В.,2000).
Урочное время, как всем известно, очень короткое. И еговсегда не хватает. Поэтому, более пятнадцати лет назад в нашей школе №1252Северного округа Москвы мы стали внедрять домашние задания по физическойкультуре для выполнения их во внеурочное время с целью повышения уровняфизической подготовленности учащихся, привития привычки к самостоятельнымзанятиям физическими упражнениями. С тех пор проделана (Межуев В.Г., 1996) большаяработа по составлению поурочных планов с комплексами по четвертям, чтопозволило давать домашнее задание не от случая к случаю, а систематически, сорганизованной их проверкой.
Главное в домашних заданиях — научить учащихся заниматьсясамостоятельно для укрепления своего здоровья, совершенствования своего тела.
Учитель физической культуры, Заостровской средней школы,Приморского района, Архангельской области Бурцев В.И. (2000) пишет, что в ихшколе в течение ряда лет проводятся наблюдения за изменением результатов,показываемых учащимися при выполнении домашних заданий. Школьники сами следятза динамикой роста своих показателей от четверти к четверти, от класса кклассу, сравнивают достигнутые результаты, видят, чего они добились. От учителяфизической культуры они получают консультации и рекомендации по любомуинтересующему их вопросу.
Для проверки утверждений, что домашние задания являютсяценным средством повышения уровня физической подготовленности, мы решили втечении учебного года давать домашние задания 8-а класса с. ш. №78 г. Хабаровска,которые направлены на достижение и поддержание оптимального уровня развитиядвигательных качеств.
Как рекомендует учитель физической культуры Бурцев В.И. (2000)Заостровской средней школы для успешного выполнения домашних заданий необходимо:
А) добиться, чтобы учащиеся знали требования учебнойпрограммы и уровни развития основных двигательных качеств, которые они должныучесть в своем возрасте;
Б) убедить учащихся в практической пользе домашних заданийкак необходимого дополнения к урокам физической культуры;
В) заинтересовать школьников данными им домашними заданиями;
Г) научить учащихся самоконтролю при их выполнении;
Д) обязательно сообщать учащимся сроки проверки домашнихзаданий;
Е) основательно изучить с учащимися на уроках материалдомашних заданий.
Основные требования к домашним заданиям: целенаправленностьсодержания, простота и доступность упражнений, обеспечение систематическогоконтроля и самоконтроля с помощью разработанных нормативов. Для самоконтроля,например, можно использовать дневниковые записи.2.1 Методы исследования
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анализ педагогического опыта.
3. Педагогические наблюдения.
4. Педагогические тестирования.
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической статистики.2.2 Эффективность применения домашних заданий науроках физической культуры
В сентябре 2001 г. нами были протестированы учащиеся 8 акласса по тестам, которые входят в комплексную программу физического воспитанияучащихся 1-11 классов (В.И. Лях, 1996), (Таблица 1).
По списку в этом классе 23 учащихся, из них 5 учащихсязанимаются в специальной медицинской группе, один — на домашнем обучении. Всеготестирование прошло 17 человек, из них 8 девочек и 9 мальчиков.

Таблица 1
Уровеньфизической подготовленности учащихся 13-14 лет (по Ляху В.И., 1996)Физические способности Контрольные управления Уровень мальчики Девочки Координационные Челночный бег 3 х 10 м, с. Низ. Ср. Выс. Низ. Ср. Выс. 9.0 8.7 — 8.3 8.0 9.9 9.4 — 9.0 8.6 Скоростные Бег на 30 м., с. 5,8 5.5 — 5.1 4.7 6.1 5.9 — 5.4 4.9 Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см. 160 180-195 210 145 160-180 2000 Силовые Подтягивание из виса на высокой перекладине, количество раз (мальчики); на низкой перекладине извиса лежа (девочки) 2 6 — 7 9 5 13 — 15 17 Выносливость 6 бег, м. 1050 1200 — 1300 1450 850 1000 — 1150 1250
По данным (табл.1) видно, что у четырех учащихся высокийуровень физической подготовленности, у девяти — средний уровень и низкий — учетырех учащихся (табл.2, Приложение 1).
Таблица 2
Уровень физическойподготовленности у учащихся 8 класса с. ш. №78 г. Хабаровска — сентябрь 2001 г.Уровень ФП Количество мальчиков Количество девочек Низкий 4 – Средний 4 5 Высокий 1 3
На начало учебного года по результатам, которые показалиучащиеся, были высчитаны средние величины по каждому тесту (таблица 3).
Для этого используем формулы:
/>
r = (V max — V min) / K
n — количество мальчиков, девочек.
Коэффициент К для вычисления среднего квадратичногоотклонения (табл.4)
Таблица 4
Коэффициент К длявычисления среднего квадратичного отклонения по амплитуде вариационного ряда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 – – 1,13 1,69 2,06 2,33 2,53 2,70 2,85 2,97 10 3,08 3,17 3,26 3,34 3,41 3,47 3,53 3,59 3,64 3,69 20 3,74 3,78 3,82 3,86 3,90 3,93 3,96 4,00 4,03 4,06 30 4,09 4,11 4,14 4,16 4, 19 4,21 4,24 4,26 4,28 4,30 40 4,32 4,34 4,36 4,38 4,40 4,42 4,43 4,45 4,47 4,48
Средние величины показателей уровня физическойподготовленности в начале исследования.
Таблица 3.Мальчики Девочки п = 9 п = 8 1. Координационные способности
/>/>Х1 ± m1
Х1 = 8,7
r = (V max — V min) / K; К9 = 2,97
r = (9,9 — 7,9) / 3,17 = 0,63
m1 = r / √n = 3,63/3,31 = 0, 19
Х1 = 8,7 ± 0, 19
Х1 ± m1
Х1 = 9,1
r = (V max — V min) / K; К8 = 2,85
r = (9,6 — 8,6) / 2,85 = 0,35
m1 = r / √n = 0,35/2,82 = 0,12
Х1 = 9,1 ± 0,12 2. Скоростные способности
Х1 ± m1
Х2 = 5,34
К9 = 2,97
r = (6,5 — 4,6) / 3,17 = 0,59
m1 = 0,59/3,31 = 0,17
Х1 = 5,34 ± 0,17
Х1 ± m1
Х1 = 5,37
К8 = 2,85
r = (6,1 — 4,7) / 2,85 = 0,49
m2 = 0,49/2,82 = 0,17
Х1 = 5,37 ± 0,17 3. Скоростно-силовые способности
Х1 ± m1
Х2 = 183,36
К9 = 2,97
r = (2,15 — 1,35) / 3,17 = 0,25
m1 = 0,25/3,31 = 0,07
Х1 = 183,36 ± 0,07
Х1 ± m1
Х1 = 188,37
К8 = 2,85
r = (2,05 — 1,64) / 2,85 = 0,14
m1 = 0,14/2,82 = 0,04
Х1 = 188,37 ± 0,04 4. Силовые способности
/>/>/>Х1 ± m1
Х2 = 4,0
К9 = 2,97
r = (9 — 0) / 3,17 = 2,83
m1 = 2,83/3,31 = 0,85
Х1 = 4,0 ± 0,85
Х1 ± m1
Х1 = 16,0
К8 = 2,85
r = (18 — 13) / 2,85 = 1,75
m1 = 1,75/2,82 = 0,62
Х1 = 16,0 ± 0,62 5. Выносливость
Х1 ± m5
Х5 = 1209,09
К9 = 2,97
r = (1500 — 800) / 3,17 = 220,8
m5 = 220,8/3,31 = 66,7
Х1 = 1209,09 ± 66,7
Х1 ± m1
Х1 = 1218,75
К8 = 2,85
r = (1300 — 1100) / 2,85 = 70,1
m1 = 70,1/2,82 = 24,8
Х1 = 1218 ± 24,8
Двух уроков физической культуры в неделю явно недостаточнодля удовлетворения двигательных потребностей школьников, как бы ни была высокамоторная плотность уроков. А ведь формирование «здоровых» опорно-двигательногоаппарата и внутренних органов ребенка требует не менее двухчасовой активнойфизической деятельности ежесуточно (И.А. Соловьева, 2000). Значит, необходимыдомашние задания по физической культуре. Поэтому мы разработали комплексыдомашних заданий по физической культуре, учитывая все уровни физическойподготовленности учащихся. Эти комплексы использовались учащимися с сентября поапрель 2002 года.
Однако сегодняшнее материальное положение школ и большинстваучащихся не дает им возможности приобрести нужный инвентарь и оборудоватьспортивные площадки для полноценного выполнения домашних заданий. В нашейсложной ситуации следует исходить из «нулевого» варианта, который нетребует ничего, кроме элементарных знаний и желания повысить уровень своихфизических данных. Этим требованиям отвечает методика круговой тренировки,материалам для которой служат в основном технически несложные упражнения, вбольшинстве своем имеющие ациклическую структуру. Им придают циклическийхарактер путем серийных слитных повторений. Полнота движений позволяетповторять их многократно, а сами движения подбирают по специальной схеме так,чтобы обеспечить последовательное воздействие на основные мышечные группы идать достаточную нагрузку на все внутренние органы (И.А. Соловьева, 2000).
Не стоит также забывать, что повторная нагрузка на следующейстанции не должна задействовать с большой интенсивностью группы мышц несших напредыдущей станции максимальное усилие. Напомним, что «основу круговойтренировки составляют многократное выполнение предписанных движений, действий вусловиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения ичередования с отдыхом. Это отмечает метод строго регламентированного упражненияот игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишьприблизительные регулирование и лишь приблизительная программа действий» (И.А.Соловьева, 2000). При применении круговой тренировки на занятиях необходимострого индивидуализировано подбирать нагрузку, соответствующую уровнюспособностей и физической подготовленности каждого ребенка.
Осенью занятия, как правило, проводят на свежем воздухе, иони посвящены легкой атлетике и контрольному тестированию. Поэтому домашниезадания мы дали не в комплексе, а с четкой целевой установкой. Например: «Наследующей неделе зачет по бегу на 1000 м., поэтому постарайтесь научитьсяпробегать в медленном темпе дистанцию примерно такой же и большей длины безперехода на шаг, начав с 5 минут и прибавляя ежедневно по 1 минуте. Старайтеськонтролировать свое дыхание и болевые ощущения в области правого подреберья. Помните,что боль возникает из-за нетренированности вашей печени и постарайтесьакцентировать внимание на дыхании именно для профилактики неприятных ощущений».
Таким же образом ребята готовились самостоятельно к бегу накороткие дистанции, отрабатывая низкий старт и стартовое ускорение до 30 метров,к метанию теннисного мяча или прыжкам в длину. Метание осуществляют только вцель, так как это развивает глазомер, чувство дистанции, точность движений. Особоетребование к технике метания: следить неотрывно за вылетом и полетом снаряда. Прыжковыеупражнения осуществлялись сериями по 8-12 прыжков через 2-3 минуты отдыха.
Сохраняются требования к осанке во время бега и ходьбы (А.К.Атаев, 1983).
В конце октября занятия по физической культуре былиперенесены в спортивные залы. Для прогулок после уроков времени остается всеменьше — темнеет рано, теплая одежда сковывает движения, и двигательнаяактивность резко снижается. Долгий период до весны необходимо заполнитьдополнительными занятиями, позволяющими не только возместить дефицитдвигательной активности, но и постараться извлечь из заданий на доммаксимальную помощь для целенаправленного развития физических качеств учащихся.Именно поэтому мы соглашаясь с мнением учителя физической культуры, школы№1056г. Москвы, Соловьевой И.А. (2000) предложили круговую тренировку при выполнениидомашних заданий, наиболее приемлемо использовать с ноября по апрельвключительно.
Вот примерный комплекс для домашних заданий, который мыпредложили ученикам 8 а класса с.ш. №78 г. Хабаровска.
Комплексы для домашних заданий. Учитель физической культурыпредлагает ученику «Сокращенный круг», легкий, средней трудности итрудный, в зависимости от того, как физически подготовлен ученик и физическиразвит. Если учащийся имеет высокий уровень физической подготовленности, то онвыбирает трудный круг предлагаемых упражнений. Если у учащегося низкий уровеньфизической подготовленности, то ему можно предложить «сокращенный круг»,легкий.
«Сокращенный круг», легкий.
1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя у стены.
2. В седе с прямыми ногами — наклоны туловища вперед и назадв положение лежа на спине.
3. Выпады вправо и влево с наклоном, дополнительно пружиня.
4. Стоя ноги врозь, руки в стороны — наклоны впередпрогнувшись.
Средней трудности.
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
2. Упражнение «складной нож».
3. Глубокие приседания.
4. Из стойки ноги врозь — глубокий наклон туловища (головамежду ногами).
Трудный.
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, носки наповышенной опоре (стул).
2. Сед углом (опираясь только на ягодицы):
а) разведение ног в стороны и сведение,
б) сгибание ног, подтягивая колени к груди, и выпрямление,
в) разведение и сведение ног со скрещениями.
3. Приседания на одной ноге.
4. Из основной стойки — наклоны туловища с поворотами (привыпрямлении — мах ногой назад, попеременно).
Также учитель предлагает варианты выполнения комплексов.
Каждое упражнение выполняется одной серией до 30 раз. Послекаждой серии следует пауза от 1 до 2 минут. Пульс в это время должен снизиться,по меньшей мере, до 120 уд / мин. Нагрузка повышается повторением задания до 3раз.
Каждое упражнение выполняется тремя сериями по 10 повторенийв каждый. После каждой серии следует 1-минутный перерыв. Если, несмотря намаксимальное усилие, оказывается меньше 10 повторений, то одно и то же упражнениеследует попытаться выполнять 3 сериями подряд возможно чаще. Перерыв междусериями в этом случае составляет не меньше 1 минуты.
Используя круговую тренировку, не стоит забывать, что этолишь один из способов развития двигательных качеств и навыка самостоятельногоприменения нагрузки. Нельзя замыкаться только на оценках и выполнениинормативов. Если ребята со слабым физическим развитием, благодаря своимрегулярным выполнением домашних заданий, начинает улучшать показатели, тозаработанная оценка «5» за прогресс в личных достижениях с моральнойточки зрения также правомерна, как и такая же оценка, выставленная ученику сотличными данными, отработавшему на сверхпрограммный результат (И.Л. Соловьева,2000). Необходим стимул к самосовершенствованию. Любой из нас — неповторимаяиндивидуальность, и все же слабых и сильных физически людей объединяетбезграничность процесса самопознания и самосовершенствования.
При правильно разработанном теоретическом базисе и умении применятьсвои знания на практике каждый ребенок, выполняя домашнее задание, приизвестной доли самолюбия и упорства в состоянии достичь высоких показателей вразвитии своих волевых и физических качеств. И именно круговая тренировка какэффективное и доступное средство может помочь в решении этой задачи.
Так же предлагали домашние задания отдельными комплексами.
Комплекс 1.
Для развития силы, гибкости, ловкости, балансирования вразличных позах целесообразно использовать простейшие акробатическиеупражнения, хорошо освоенные на уроках и доступные для выполнения в домашнихусловиях. Акробатические упражнения лучше всего выполнять под музыку, котораясоздает хорошее настроение, снижает ощущение утомления.
В каждой из семи групп упражнения, предлагает мастер спортаСССР, Коркина А.В. (1997) расположены по нарастающей сложности. В зависимостиот возраста и подготовленности учащихся на дом надо задавать 1-2 упражнения из3-7 различных групп, постепенно повышая их сложность и количество (рис.1).
1. Махи ногами, неполные и полные шпагаты. На дом задают дляувеличения подвижности в тазобедренных суставах. Махи осуществляют спостепенным увеличением амплитуды и скорости выполнения, правой и левой ногой,во всех трех направлениях. Обычно делают 2-3 подхода с количеством махов 5-10. Дляболее высокого поднимания ноги махи лучше выполнять у опоры — стул, стена, стол(рис.1, а, б, в). Шпагаты: правой, левой, прямой — по 2-4 подхода с фиксациейдо 5 секунд или с пружинящими покачиваниями (рис.1, г, д).
2. Упоры способствуют укреплению мышц рук и плечевого пояса.Отжимания (сгибание и разгибание рук) в упоре лежа (рис.2, а) выполняют свыпрямленным телом, медленно, доводя число повторений до 5-10. Затем то же, нос широко разведенными руками; с перенесением веса тела на одну руку; в быстромтемпе; с подпрыгиванием на руках; с хлопком руками; поставив ноги на возвышение(рис.2, б).
Упоры лежа с переходом на одну руку тоже выполняют разные: подниманиеруки вперед-вверх (рис.2, в); в сторону с поворотом на 90 градусов (рис.2, г); опираясьна одну ногу, слегка приподнимая другую (рис.2, г). Число повторений довести до4-6.
Упоры на руках: согнув ноги к груди между двумя табуреткамиили стульями (рис.2, д); то же углом (рис.2, е); выпрямившись на спинках двухстульев (рис.2, ж). Число повторений довести до 4-6.
3. Равновесия в различных позах. Выполняют по 3-5 раз направой и левой ноге, доводя фиксацию до 3-5 сек.: опираясь на руку и колено(рис.3, а); «высокое» (рис.3, б); подняв ногу вперед до горизонтали ивыше (рис.3, в); «ласточка» (рис.3, г); сидя углом (рис.3, д); в приседена одной (рис.3, е); «фронтальное» с захватом ноги под пятку (рис.3,ж); с захватом ноги за голень или колено (рис.3, з).
4. Наклоны и прогибания. Используются для укрепления мышцтуловища и развития гибкости позвоночника: полумост с опорой (рис.4, а); прогибанияв упоре лежа (рис.4, б); наклон назад, стоя на коленях, до опоры руками оголени (рис.4, в); «кольцо» одной и двумя в упоре лежа (рис.4, г); полумост,стоя на коленях (рис.4, д); и стоя; пригибание в мост с положения лежа на спине(рис.4, е); покачивания вперед и назад в положении мост. Число повторений 2-6. Наклоныназад и прогибания чередовать с наклонами вперед, выполняя их по 2-4 раза. Варианты:сидя с соединенными ногами (рис.4, ж); сидя ноги врозь (рис.4, з); стоя,соединив ноги (рис.4, и) или ноги врозь (на ширине плеч или разводя их возможношире).
5. Стойки. Выполняют для укрепления мышц рук, шеи, туловища:на лопатках, согнув ноги, с выпрямлением их поле фиксации (рис.5, а); опусканиеи поднимание выпрямленных ног в стойке на лопатках (рис.5, б); стойка на головеи руках, согнув ноги, у стены (рис.5, в) с касанием ее тазом, а затем и безкасания; то же, медленно разгибая ноги вверх до полного выпрямления изакрепления всего тела (рис.5, г); «полустойка» с опорой коленямисогнутых ног и полусогнутые руки (рис.5, д); стойка на предплечьях, опираясьголовой о ладони, повернутые вверх (рис.5, е). Стойки фиксируют в течение 2-5сек. По 3-6 раз.
6. Наклон в сторону, сгибая опорную ногу и поднимая всторону (возможно выше) свободную, до опоры ладонью о пол (Рис.6, а), затемследует толчок рукой и выпрямление в стойку ноги врозь, руки в стороны. Выполнятьв обе стороны, добиваясь прямолинейности, свободы наклона, уверенного толчка ивыпрямления и т.п.
Разведение ног в стороны (возможно шире) без наклона вперед,удерживая руки в стороны (Рис.6, б).
Стойка махом у стены с широкого шага выпада до касания стеныодной (Рис.6, в) или обеими ногами. Выполнять с правой и левой ноги доопределения, с какой ноги удобнее начинать упражнение и выходить в стойку. Стойкау стены — выпрямленная, с соединенными ногами, с последующим разведением ног встороны (Рис.6, г). Стойки повторяют от 2 до 6 раз.
7. Упражнения для развития прыгучести. Подскоки: на однойноге, удерживая другую в высоко поднятом согнутом положении, руки на поясе илив стороны (рис.7, а); то же, с полушага и с малым продвижением вперед; то же,подняв свободную ногу назад, руки в стороны (рис.7, б); то же с полушага вперед(во время подскоков следить за осанкой и оттягивать носки).
Прыжки из полуприседа: выпрямившись, а затем прогнувшись вполете, с приземлением в полуприсед, руки вверх — в стороны (рис.7, в) — прыжоквыполнять возможно выше, а приземляться мягко, бесшумно, с носков на всю стопу;то же с повтором на 90 и 180 градусов; то же, группируясь в полете или разводяноги врозь (рис.7, г).
Есть такие учащиеся, которые имеют высокий уровеньфизической подготовленности по координационным, скоростным, скоростно-силовымспособностям, у них отличная выносливость, но силовые способности у них на среднемуровне. И поэтому мы предлагаем таким учащимся следующий комплекс.
Комплекс 2.
Упражнения для развития силы рук и плеч.
1. Из о. с. — наклон вперед, коснуться руками пола и,переступая руками по полу, принять упор лежа, затем, переступая руками назад,вернуться в и. п. Ноги в коленях не сгибать.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, руки на стуле.
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (мальчики). Туловищедержать прямо.
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на стуле (мальчики).Это трудное упражнение можно выполнять после того, как вы будете достаточноподготовлены.
5. Подтягивание в висе лежа. Для этого упражнения можноположить палку на сиденье двух стульев или сделать перекладину в дверном проеме.
6. В положении лежа на спине разведение рук с гантелями встороны, поднимание прямых рук вперед.
Комплекс 3.
Развивайте выносливость.
Самое простое и полезное средство развития выносливости — замедленный бег. Надо выбирать такую скорость бега, чтобы свободно и ритмичнодышать носом. Если приходится дышать и через рот, скорость бега надо снизить. Напервых тренировках длина дистанции может быть 800-1000 м. Если вы очень устали,то пройдите 100-200 м. шагом, восстановите дыхание. Постепенно длина дистанцииувеличивается. Через 1-2 месяца можно довести ее для мальчиков 13-14 лет — до2600-2800 м., а для девочек 13-14 лет — до 2000-2200 м.
Для того, чтобы было более интересно, бегать можно попересеченной местности с преодолением препятствий: неглубоких и нешироких ям,которые можно перепрыгнуть или обойти, рвов (канав), песчаных мест. Этот бегназывается кроссом. Препятствие лучше всего преодолевать прыжком, напрыгиваниемили наступая на него. Подбегая к канаве, следует за 5-8 м. до нее увеличитьскорость бега, рассчитав шаги так, чтобы при прыжке оттолкнуться сильнейшей ногой.
Развитию выносливости и одновременно скорости и прыгучестипомогают такие упражнения со скакалкой. В начале выполнения прыжков соскакалкой не должно превышать 40-50 с для школьников 13-14 лет. Через каждые3-4 занятия можете увеличивать время упражнения на 10 с и, таким образом,постепенно доведите продолжительность прыжков до 1,5-2 мин. (Лях В.И., МейксонГ.Б., Кофман Л.Б., 1998).
К концу учебного года мы вторично оценили двигательнуюподготовленность учащихся по тем же тестам (таблица 1) и сравним результаты стеми, которые были получены в сентябре.
По данным (таблицы 5) видно, что у девяти учащихся высокийуровень физической подготовленности, и у восьми — средний уровень. По сравнениюс сентябрем мы не наблюдаем учащихся, которые бы показали низкий уровеньфизической подготовленности. При этом средний уровень увеличился у одногообследуемого, а в высокий уровень перешло три мальчика и две девочки (таблица5, Приложение 2).
Таблица 5
/>Уровень физическойподготовленности у учащихся 8 класса с.ш. №78 г. Хабаровска — апрель 2002 г. Уровень ФП Количество мальчиков Количество девочек Низкий – – Средний 5 3 Высокий 4 5
В апреле по результатам, которые показали учащиеся, были высчитанысредние величины по каждому тесту (табл.6).
Средние величины показателей уровня физическойподготовленности в конце исследования.
Таблица 6Мальчики Девочки n = 9 n = 8 I Координационные способности
Х2 ± m2
Х2 = 8,35
r = (V max — V min) / K; К9 = 2,97
r = 0,26
m2 = r / √n = 0,08
Х2 ± m2 = 8,35 ± 0,08
Х2 ± m2
Х2 = 8,7
r = (V max — V min) / K; К8 = 2,85
r = 0,21
m2 = r / √n = 0,07
Х2 ± m2 = 8,7 ± 0,07 2. Скоростные способности
Х2 ± m2
Х2 = 5,08
r = 0,3
m2 =0,1
Х2 ± m2 = 5,08 ± 0,1
Х2 ± m2
Х2 = 5,08
r = 0,31
m2 = 0,11
Х2 ± m2 = 5,08 ± 0,11 3. Скоростно-силовые способности
Х2 ± m2
Х2 = 200,5
r = 9,4
m2 =3,1
Х2 ± m2 = 205,5 ± 3,1
Х2 ± m2
Х2 = 200,2
r = 7,01
m2 = 2,5
Х2 ± m2 = 200,2 ± 2,5 4. Силовые способности
Х2 ± m2
Х2 = 7,77
r = 2,02
m2 =0,67
Х2 ± m2 = 7,77 ± 0,67
Х2 ± m2
Х2 = 20,8
r = 1,75
m2 = 0,62
Х2 ± m2 = 20,8 ± 0,62 5. Выносливость
Х2 ± m2
Х2 = 1444,4
r = 84,1
m2 =28,03
Х2 ± m2 = 1444,4 ± 28,03
Х2 ± m2
Х2 = 1262,5
r = 52,6
m2 = 18,7
Х2 ± m2 = 1262,5 ± 18,7
Таблица 7
Измененияпоказателей двигательных способностей учащихся 13-14 лет (сентябрь 2001 г. — апрель 2002 г) Мальчики Девочки Сентябрь Апрель Сентябрь Апрель 1. Координационные способности
Х1 ± m1
п = 9
8,7 ± 0,15
Х2 ± m2
п = 9
8,35 ± 0,08
Х1 ± m2
п = 8
9,1 ± 0,13
Х2 ± m2
п = 8
8,7 ± 0,007
t = 2,05
Р
t = 2,85
Р 2. Скоростные способности
Х1 ± m1
п = 9
5,4 ± 0,14
Х2 ± m2
п = 9
5,08 ± 0,1
Х1 ± m1
п = 8
5,3 ± 0,17
Х2 ± m2
п = 8
5,08 ± 0,11
t = 1,88
Р > 0,05
t = 1,04
Р > 0,05 3. Скоростно-силовые способности
Х1 ± m1
п = 9
185,2 ± 5,8
Х2 ± m2
п = 9
205,5 ± 3,1
Х1 ± m1
п = 8
188,3 ± 5,1
Х2 ± m2
п = 8
200,2 ± 2,5
t = 3,1
Р
t = 2,09
Р 4. Силовые способности
Х1 ± m1
п = 9
3,88 ± 1,01
Х2 ± m2
п = 9
7,77 ± 0,67
Х1 ± m1
п = 8
16 ± 0,62
Х2 ± m2
п = 8
20,8 ± 0,62
t = 3,2
Р
t = 5,51
Р 5. Выносливость
Х1 ± m1
п = 9
1222,2 ± 67,3
Х2 ± m2
п = 9
1444,4 ± 28,03
Х1 ± m1
п = 8
1218,7 ± 25,03
Х2 ± m2
п = 8
1262,5 ± 18,7
t = 3,04
Р
t = 1,4
Р > 0,05
Сравнивая показатели физической подготовленности учащихся13-14 лет (табл.3) и (табл.6) можно сделать следующее заключение (таблица 7). Достоверныесдвиги мы наблюдаем в развитии координационных способностей (3 х 10 м), умальчиков было: 8,7 +, — 0,15 в апреле мы получили 8,35 +, — 0,08, t = 2,05,где Р
В развитии скоростно-силовых способностей (прыжок в длину сместа), у мальчиков было: 185,2 +, — 5,8, в апреле мы получили 205,5 +, — 3,1,t = 3,1, где Р
Что касается скоростных способностей (30 м), то независимоот пола детей достоверных сдвигов не обнаруживается, так у мальчиков в началеисследования 5,4 +, — 0,14 в конце 5,08 + 0,1, t = 1,88, Р>0,05. У девочекбыло 5,3 +, — 0,17, стало 5.08 +, — 0,11, t = 1,04, Р> 0,05 (Приложение 3). Примененныенами домашние задания, направленные на развитие выносливости, достоверныесдвиги произошли только у мальчиков, в сентябре было: 1222,2 +, — 67,3, стало1444,4 +28,03, t = 3,04, где Р0,05 (Приложение 3). Этоможно объяснить тем, что показатели выносливости у мальчиков значительно вышечем у девочек.
Таким образом, при внедрении в учебный процесс домашнихзаданий улучшились показатели по всем физическим качествам, только скоростныеспособности (30 м) и выносливость (6 бег) у девочек носит характер тенденции.
При сравнении результатов двигательной подготовленностиучащихся, с теми, которые они имели в сентябре, можно радоваться — налицо явныйпрогресс. «Естественно, ребята выросли, поэтому стали сильнее и выносливее»(Тайванеев Н.И., 1993). Совершенно справедливо — в этом есть доля истины, нотолько доля. По опыту прошлых лет, Тайванеев Н. И (1993) может с полнойответственностью заявить, что через три месяца школьник в лучшем случаеповторит свои майские результаты. У некоторых же показатели их подготовленностиухудшаться, хотя за лето дети вырастут почти настолько, насколько за девятьмесяцев учебы.
И так бывает каждый год. Почему? Казалось бы, летомучащиеся, как правило, много двигаются — играют, бегают, плавают, катаются навелосипеде — не обременены учебными заботами, насыщаются витаминами.
Дело в том, что их двигательная активность в этот периодносит главным образом самопроизвольный характер. Есть желание — бегают, нет — лежат, хотят играть — играют, чуть устали — отдыхают. Одним словом, делаюттолько то, от чего получают удовлетворение. Все правильно, для этого исуществуют летние каникулы. Но следует помнить, что развитие обязательносопряжено с преодолением. Вот этого отдыхающим школьникам как раз и не хватает,им не хватает целенаправленной физической нагрузки. Я ни в коем случае непризываю зарегламентировать каникулярный отдых наших детей, и все же…
«Бывая со школьниками в спортивно-трудовых лагерях, язаметил, что всего лишь 20-минутная дозированная зарядка дает очень хорошийэффект. Понятно, что не всякий ребенок захочет делать продолжительную зарядку вканикулы, которые часто отождествляются детьми с возможностью полностьюрасслабиться, исключить все виды принуждения». Поэтому своим ученикам учительфизической культуры Тайванеев А.И. (1993) перед расставанием дает такие советы.
1. Летом, когда свободного времени у вас побольше,откажитесь, насколько это возможно, от городского транспорта. Побольше ходите,а если спешите — можно и пробежаться. Не пользуйтесь лифтом, подниматься полестнице лучше прыжками, через две-три недели.
2. Купаясь, не ограничивайтесь окунанием и плесканием вводе, несколько раз проплывите десяток, другой метров, как можно быстрее. Испытайтесебя: сколько вы сможете проплыть, работая одними руками, одними ногами; проверьте,как долго и далеко вы можете плыть, естественно строжайшим образом соблюдая всемеры предосторожности.
3. Выйдя из воды и рухнув во весь рост на песок с намерениемпозагорать, не спешите закрывать глаза и впадать в дрему, сделайте несколькоотношений в упоре лежа, но так, чтобы почувствовать после этого, как рукиотяжелели, налились силой.
4. Вы лежите на спину и поглощаете ультрафиолетовые лучи. Совместитеприятное с полезным — соединив ноги, оторвите пятки от земли сантиметров на 10иподержите сколько сможете на весу. А если вы стесняетесь окружающих илиотдыхающих на пляже, лучше ноги поднимать и опускать. Заставить поработатьмышцы верхней части живота можно, приподнимая голову и грудь; на грузка возрастает,если руки при этом заложить за голову. Но опять вы должны после этих упражненийощутить на своем животе набухание, отвердевание мышцы. Такое ощущение у васпоявиться после достаточного числа повторений.
Фигура не будет красивой, если на ваших боках «запасыжира», если не развиты косые мышцы человека. Для них упражнение такое: лежана спине положите обе ноги с права или слева от себя, а затем перенесите их надругую сторону.
5. Если вы, загорая отдыхаете на животе, обязательнопроделайте несколько упражнений для мышц спины. Поднимите ноги так, чтобыколени не касались земли, пять — десять секунд удерживайте эту позу илинесколько раз поднимите или опустите ноги. Потом попробуйте, не опираясьруками, оторвать от земли грудь, отводя голову назад.
6. Во время любой спортивной игры приходится совершатьразличные прыжки и подскоки, но этого мало. Возьмите себе за правило, хорошоразогревшись, по окончании игры сделать на месте шесть — восемь выпрыгиванийвверх, прыгнуть в длину, стараясь показать максимальный результат.
7. Не забывайте и о развитии гибкости: наклонясь зачем-нибудь, не сгибайте ноги, а еще лучше — добавьте несколько пружинистыхпокачиваний, чтобы наклониться пониже. Разогревшись, сделайте поочередныевзмахи вперед, назад, в стороны.
/>Выводы
1. На основе анализа научно-методической литературывыявлено, что под самостоятельной деятельностью понимают совокупность действий,объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, а подсамостоятельной физкультурной деятельностью понимают деятельность, направленнуюна достижение физического совершенства индивида.
Деятельность по выполнению школьниками задания учителя послеуроков характеризующаяся отсутствием непосредственной помощи и руководствоучителя называется домашним заданием.
2. Выполнение домашних заданий по физической культуре решаетзадачу укрепления здоровья, повышения уровня физического развития идвигательной подготовленности.
Содержание домашних заданий должно преследовать цельперевода учащихся в основную группу, если они были в подготовительной, ипереход на средний или высокий уровень физической подготовленности, если онибыли на низком.
3. В практике проверки выполнения домашних заданий косновным способам оценки относят: фронтальную проверку, выборочную проверку,проверку в парах, коллективную проверку и проверку домашних заданийответственным за это школьником.
Формой проверки выполнения домашних заданий могут бытьсоревнования по общей физической подготовке, проводящиеся в два этапа:
Первый этап — внутриклассные соревнования, второй — лично-командное первенство.
4. В результате внедрения домашних заданий в практикуфизического воспитания школьников получены достоверные сдвиги в развитииследующих способностей: координационные — мальчики с 8,7 ± 0,15 до 8,35 ± 0,08.Р
Скоростно-силовые способности — мальчики с 185,2 ± 5,8 до205,5 ± 3,1. Р
Силовые способности — мальчики с 3,88 ± 1,01 до 7,77 ± 0,67.Р
Скоростные способности (30 м), не зависимо от пола детейдостоверных сдвигов не обнаруживается — мальчики с 5,4 ± 0,14 до 5,08 ± 0,1. Р> 0,05. Девочки с 5,3 ± 0,17 до 5,08 ± 0,11. Р > 0,05.
На развитие выносливости, достоверные сдвиги произошлитолько у мальчиков с 1222,2 ± 67,3 до 1444,4 ± 28,03. Р
Библиографический список
1.        Атаев А.К. Для самостоятельных занятий физическими упражнениями // ФК вшколе. — 1983. — №12. — 64 с.
2.        Бег и здоровый образ жизни / Под ред. Ю.П. Морокина // ФК в школе. — 1994. — №4. — 64 с.
3.        Бурцев В.И. Сквозные домашние задания // ФК в школе. — 2000. — №7. — 80с.
4.        Валиулин А.С. Задания на дом // ФК в школе. — 1979. — №3. — 64 с.
5.        Воеводин А.М. С учетом возможностей учащихся // ФК в школе. — 1981. — №7.- 64 с.
6.        Воеводин А.М. Система заданий // ФК в школе. — 1982. — №1. — 64 с.
7.        Зинченко В.А. Для здоровья и физического совершенства детей // ФК вшколе. — 1992. — №3.64 с.
8.        Козетов И.И. Оценочные нормативы по домашним заданиям // ФК в школе. — 1989. — №3. — 64 с.
9.        Коркина А.В. Домашние задания по акробатике // ФК в школе. — 1997. — №7.- 92 с.
10.      Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 — 11 классов /Под ред.В.И. Ляха. — М.: Просвещение, 1996. — 140 с.
11.      Кременчутский В.Ф. Как помочь отстающим // ФК в школе. — 1978. — №4. — 64 с.
12.      Марков А.А., Масленников С.М. Обучая легкой атлетике // ФК в школе. — 2000. — №3. — 80 с.
13.      Межуев В.Б. Еще раз о домашних заданиях // ФК в школе. — 1996. — №4. — 92 с.
14.      Методика физического воспитания учащихся 10 — 11 классов / Под ред.В.И. Ляха.- М.: Просвещение, 1997. — 125 с.
15.      Мызан Г.И. Педагогический контроль в процессе физического воспитанияшкольников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов фак. Физ. Культуры. — Хабаровск: ХГПУ, 1998. — 95 с.
16.      Николаева Л. Задания на дом в 7 — 10 классах // ФК в школе. — 1990. — №4.- 64 с.
17.      Перекресток мнений / Под ред.В.И. Зайцева, К.А. Гейнца, Л.Т. Берестнева.- М.: Просвещение, 1990. — 64 с.
18.      Поляков М.И. С каждым работаю индивидуально // ФК в школе. — 1989. — №5.- 64 с.
19.      Программа общеобразовательных учреждений с углубленным изучениемпредмета физическая культура / Под ред. А.Т. Паршикова. — М.: Просвещение, 2000.- 141 с.
20.      Рандрюйт А.Л. Домашние задания по физической культуре // ФК в школе. — 1991. — №8. — 64 с.
21.      Соловьева И.А. Домашние задания по методу круговой тренировки // ФК вшколе. — 2000. — №5. — 80 с.
22.      Тайванеев Н.И. Задание на лето // ФК в школе. — 1993. — №2. — 64 с.
23.      Теория и методики физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ.культуры пед. ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
24.      Физическая культура: Учебник для учащихся 8 — 9 классовобщеобразовательных учреждений / Под ред. Г.Б. Мейксона, В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана,Л.Е. Любомирского. — М.: Просвещение, 1998. — 140 с.
25.      Филиппов В.К. Комплексы зарядки — в задании на дом // ФК в школе. — 1981.- №10. — 64 с.
26.      Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания испорта: Учебник для студентов высших учебных заведений физической культуры. — М.:ФиС, 2001.472 с.
27.      Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М.: Просвещение, 1990. — 294 с.
28.      Худолеева О.В. Еще один вариант планирования // ФК в школе. — 1989. — №8.- 64 с.
29.      Чижов П.И. Немного о домашних заданиях // ФК в школе. — 1987. — №6. — 64с.
30.      Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б., Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихсяпо физической культуре. — М.: Просвещение, 1986. — 77 с.
/>Приложения
Приложение 1
Протокол обследования физической подготовленности детей 13 — 14 лет — сентябрь 2001 г.Фамилия, имя 3х10 м 30 м Прыжок в длину Подтя-гивание 6′ бег Болотова Лена 8,6 4,7 205 18 1300 Бекасова Таня 9,1 5,5 170 13 1200 Корякина Мар. 8,9 4,9 203 18 1250 Корчагина Маша 9,2 5,5 190 15 1300 Назарова Настя 9,6 6,0 164 17 1200 Никитина Женя 9,7 6,1 175 16 1200 Панкина Маша 8,7 4,9 205 18 1200 Петухова Даша 9,0 5,4 195 13 1100 Бондарь Андрей 8,3 5,0 210 7 1500 Германов Толя 9,0 5,8 170 8 1000 Каталевич Вова 8,9 5,5 160 2 1100 Козлов Женя 8,7 5,4 185 4 1200 Катышев Гоша 8,0 4,7 212 4 1400 Куркин Алексей 9,4 6,0 165 1100 Соловьев Алексей 9,0 5,7 170 3 900 Телегин Андрей 8,6 5,5 190 2 1300 Темных Виталий 8,4 5,1 205 9 1500

Приложение 2
Протокол обследования физической подготовленности детей 13 — 14 лет — апрель 2002 г.Фамилия, имя 3х10 м 30 м Прыжок в длину Подтя-гивание 6′ бег Болотова Лена 8,5 4,6 210 22 1350 Бекасова Таня 9,0 5,5 190 19 1200 Корякина Марина 8,7 4,9 205 22 1250 Корчагина Маша 8,7 5,1 200 23 1350 Назарова Настя 8,7 5,0 201 22 1250 Никитина Женя 9,1 5,4 190 18 1250 Панкина Маша 8,6 4,9 206 22 1250 Петухова Даша 8,9 5,3 200 19 1200 Бондарь Андрей 8,1 4,9 215 9 1550 Германов Толя 8,6 5,2 205 9 1350 Каталевич Вова 8,6 5,0 199 6 1300 Козлов Женя 8,6 5,1 203 8 1450 Катышев Гоша 7,9 4,6 218 8 1550 Куркин Алексей 8,6 5,4 205 5 1350 Соловьев Алексей 8,7 5,5 190 6 1350 Телегин Андрей 8,1 5,2 205 11 1550 Темных Виталий 8,0 4,9 210 9 1550

Приложение 3
Критические значения t (по Стьюденту)Число степеней свободы Уровень значимости (Р) 0,05 0,01 0,001 1 12,71 63,66 637,59 2 4,30 9,92 31,00 3 3,18 5,84 12,94 4 2,78 4,60 8,61 5 2,57 4,03 6,86 6 2,45 3,71 5,96 7 2,36 3,50 5,31 8 2,31 3,36 5,05 9 2,26 3,25 4,78 10 2,23 3,17 4,59 11 2, 20 3,11 4,44 12 2,18 3,06 4,32 13 2,16 3,01 4,22 14 2,14 2,98 4,14 15 2,13 2,95 4,07 16 2,13 2,92 4,02 17 2,11 2,90 3,96 18 2,10 2,88 3,92 19 2,09 2,86 3,88 20 2,09 2,84 3,85 21 2,08 2,83 3,82 22 2,07 2,82 3,79 23 2,07 2,81 3,77 24 2,06 2,80 3,75 25 2,06 2,79 3,73 26 2,06 2,78 3,71 27 2,05 2,77 3,69 28 2,05 2,76 3,67 29 2,04 2,76 3,66 30 2,04 2,75 3,64 40 2,02 2,70 3,55 60 2,00 2,66 3,46 120 1,98 2,62 3,37 0,95 (95%) 0,99 (9995) 0,999 (99,95)
Доверительные вероятности