А. С. Коповой профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы учебное пособие

О.В. Коповая, А.С. Коповой ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Учебное пособиеСАРАТОВ 2008О.В. Коповая, А.С. Коповой ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Учебное пособиеПри поддержке РГНФ проект № 08-06-00547а«Психолого-педагогическая поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации»САРАТОВ 2008 УДК ББК К 65Рецензенты кандидат педагогических наук, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин Филиала Московского государственного педагогического университета им. В.И.Ленина в г.Ульяновске^ Кравченко Елена Вячеславовнакандидат психологических наук, доцент кафедры медико-валеологических дисциплин Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского^ Смирнов Виктор МихайловичКоповая О.В., Коповой А.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 80 с.В пособии изложены основные подходы к изучению девиантного поведения, виды и формы, типология и структура, вопросы профилактики и коррекции отклонений в поведении подростков, представлены различные формы работы школьного психолога с подростками девиантного поведения. ISBN © О.В. Коповая, А.С. Коповой, 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение 5 Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы девиантного поведения 1.1. Сущность понятия «девиантное поведение», типология девиантного поведения 6 1.2. Основные концептуальные подходы к пониманию девиантного поведения 18 1.3. Девиантное поведение как результат нарушения процесса социализации 28 Глава 2. Практическая деятельность с подростками девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы 2.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 44 2.2. Профилактика и коррекция девиантного поведения 49 2.3. Деятельность школьного психолога с подростками девиантного поведения 55 ^ Список литературы 75 ВВЕДЕНИЕПроблема девиантного поведения подростков – одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, педагогов, медиков, работников правоохранительных органов. Динамизм общественных процессов, быстрое возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов – все это детерминирует интерес теоретиков и практиков к вопросам изучения девиантного поведения. Требует уяснения и понятие «девиантное поведение». Данное пособие адресовано будущим педагогам и педагогам-психологам. При создании пособия авторы опираются на отечественный фонд основных учебников, учебных пособий по педагогике, психологии, социологии для студентов высших учебных заведений, раскрывающих различные аспекты отклоняющегося поведения (см. списки литературы, предлагаемой для самообразования). Предлагаемый список литературы открывает путь для пополнения изложенной в пособии информации путем самостоятельного изучения источников. В изложении содержательного материала авторы стремились представить разные подходы по затрагиваемым вопросам с минимальной оценкой, стимулируя учащихся к активной самостоятельной познавательной деятельности. Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы девиантного поведения 1.1. Сущность понятия «девиантное поведение», типология девиантного поведения Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, педагогов, медиков, работников правоохранительных органов. Динамизм общественных процессов, быстрое возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов – все это детерминирует интерес теоретиков и практиков к вопросам изучения девиантного поведения. Революционные изменения жизненного уклада общества на протяжении последних веков дали большой процент дефективных и трудновоспитуемых детей. Эти категории объединялись под общим названием «дефективные»: каждый дефективный – трудновоспитуем, а каждый трудновоспитуемый оттого и труден, что имеет тот или иной дефект. Однако трудновоспитуемость не всегда означает дефективность. «Тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какого-либо дефекта, а, наоборот, по причине сложности и богатства своей натуры: сильные и талантливые натуры развиваются зачастую очень бурно, а умеренность и аккуратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не всегда говорят о чем-нибудь ценном в духовном отношении» (Сорока-Росинский В.Н.). Не случайно Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский подчеркивали, что «трудный» подросток – всего лишь неудобный для взрослых. История мировой социологии девиантного поведения излагается во множестве монографий, учебников, статей. Беднее отражена в литературе история отечественных социологических исследований девиантного поведения и его отдельных видов, а также формирования в России исследований девиантного поведения как специальной социологической теории. За четверть века становления и развития современной отечественной социологии девиантного поведения был освоен и переосмыслен зарубежный опыт; сформированы собственные представления о девиатном поведении, – как негативном, так и позитивном; в результате многочисленных эмпирических исследований накоплены сведения о состоянии, структуре, динамике социальной девиации в России и различных ее регионах; выявлены некоторые закономерности взаимосвязей различных форм девиантного поведения и зависимостей от экономических, социальных, культурологических и иных факторов. К основным формам девиантного поведения в широком смысле Я.И. Гилинский и В.С. Афанасьев относят: 1) пьянство и алкоголизм; 2) наркоманию; 3) преступность; 4) самоубийство; 5) проституцию; 6) гомосексуализм. Иногда к ним добавляют азартные игры, психические расстройства, а также уголовные преступления. Все многообразие форм отклоняющегося поведения можно подразделить на три группы: собственно девиантное, делинквентное и криминальное (преступное). Каждая форма имеет свою специфику и историю изучения. Преступность всегда считалась самым опасным видом «социальной патологии». Поэтому из всего репертуара девиантного поведения преступность была наиболее изучаемым объектом юристов, социологов, психологов. Российская криминологическая мысль XIX – начала XX веков была представлена блестящей плеядой ученых – по преимуществу специалистов в области уголовного права: М.И. Гернет, С.К. Гогель, М.В. Духовской, А.А. Жижиленко, М.М. Исаев и др. Во многих странах, включая Россию, учение о преступности как сложном социальном феномене вызревала в недрах науки уголовного права. Идея о «криминологическом» расширении рамок уголовного права впервые в России была высказана в статьях М.В. Духовского (1872) и Я.И. Фойницкого (1898). Оба автора исходили из того, что источник преступлений коренится не только в личности преступника, но и в обществе, поэтому нельзя рассчитывать на наказание как единственное средство контроля над преступностью; и вообще, необходимо изучать социальные причины преступлений. (48) О дополнении юридического метода социологическим в науке уголовного права писал Н.Н. Полянский (1912). Социологический подход в изучении и объяснении преступности был последовательно проведен в мало известной работе Х.М. Чарыхова «Учение о факторах преступности». И все же наибольшее значение для «социологической» проблемы, широкого применения статистического и всего спектра социологических методов в криминологии, для формирования собственно социологии девиантного поведения имели труды М.И. Гернета, в частности, «Дети-преступники» (1912) (42). Труды прогрессивных российских юристов конца XIX начала XX веков в значительной мере заложили основы формирования в стране социологии девиантного поведения. В 20 – 30-х годах внимание социологически ориентированных исследований было сосредоточено на изучении факторов преступности: экономических, социальных, демографических и иных. По классификации А.А. Жижиленко, криминогенные факторы находятся: в окружающей природе; в индивидуальных особенностях личности; в условиях социальной среды. С конца 60-х начала 70-х годов криминология бурно развивается, разветвляясь на множество относительно самостоятельных направлений: преступность несовершеннолетних, насильственная преступность, семейная криминология, прогнозирование и профилактика преступности и т. д. Представленные направления социологических исследований и осмысления различных форм девиантного поведения послужили основными источниками и составными частями социологии девиантного поведения как специальной социологической теории. В 1971 году независимо друг от друга появились небольшие по объему работы ленинградских авторов, в заглавие которых были вынесены слова «отклоняющееся (девиантное) поведение». В них ставился вопрос о необходимости рассмотрения различных нежелательных для общества нормонарушающих проявлений с позиций более общей социологической теории, поскольку отклоняющиеся поведение есть именно социальный феномен, различные его виды имеют общий генезис и причины, находятся в сложных взаимосвязях и зависимости от экономических и социальных условий. В конце 70-х начале 80-х годах сложилось несколько исследовательских центров девиантного поведения: на базе лаборатории социологических исследований НИИ комплексных социологических исследований при Ленинградском Государственном Университете (руководители: Л. Спиридонов, Я. Гилинский), научно-исследовательская лаборатория социологии преступности МВД Грузинской ССР (А. Габиани), Лаборатория социологии девиантного поведения Тартусского Государственного университета (Э. Раска). В становлении социологии девиантного поведения в России выделяют два основных этапа: дореволюционный и современный. С середины XIX в. социологическое осмысление социальных реалий вызревало в недрах традиционных наук: социологическая школа уголовного права, социологическая направленность в изучении алкоголизма и наркомании, суицидального поведения и проституции. Интенсивно проводились эмпирические исследования с использованием разнообразных методов. Можно назвать работы таких ученых, как К. Герман, П.Г. Розанов, Ф.К. Тереховко, И.О. Зубов, В.М. Бехтерев, А.Ф. Кони, Н.М. Михайловский, Н.П. Бруханский, Я.Г. Лейбович, М.Я. Феноменов, Д.К. Бородин, Д.Н. Воронова, В.К. Дмитриев, С.А. Первушин, И. Янжул, И. Блох, П.Е. Обозненко, Н. Бабиков, В. Зарубин, А. Сабинин, С.К. Гогель, А.А. Жижиленко, М.М. Исаев, П.И. Люблинский, А.Ф. Кистяковский, А.А. Пионтковский, Н.Н. Полянский, С.В. Познышев, Н.Д. Сергиевский, В.Д. Спасович, И.Я. Фойницкий, Х.М. Чарыхов, М.П. Чубинский и др. В конце 60-х – начале 70-х гг. XX в. появились первые отечественные труды, положившие начало формированию социологии девиантного поведения и социального контроля как специальной социологической теории. В 80-е годы на территории бывшего СССР сложилось несколько центров социологических исследований девиантного поведения: в Санкт-Петербурге и Москве, в Эстонии и Грузии. Исследованиями девиантного поведения занимались Я.И. Гилинский, А. Лепс, Э. Раска, Ю. Саар, А.Г. Амбрумова, Г.Г.Заиграев, Б.М. Левин, И.М. Карпец, Б.С. Братусь, Б.М. Гузиков, В.В. Лунеев, В.М. Зобнев, А.А. Габиани, К.К. Горяинов, А.А. Коровин, С.И. Голод, А.Н. Игнатов, Я.М. Яковлев, Г.Ф. Хохряков, А.А. Тайбаков и др. Значительная роль в институционализации социологии девиантного поведения принадлежит академику В.Н. Кудрявцеву. (84) В начале ХХ века наряду с термином «трудновоспитуемость» стало употребляться выражение «уклонение от нормы». В настоящее время ученые применительно к несовершеннолетним с отклонениями в развитии и поведении, используют термины: «трудные дети» (Лебединская К.С., Райская М.М., Раттер М., Славина Л.С.); «трудный подросток» (Зюбин Л.М., Степанов В.Г., Фельдштейн Д.И. и др.), к категории которых относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении; «аномальные дети», имеющие отклонения от того, что является нормальным, но не включающее патологическое состояние (Л. Пожар, 1996); «дезадаптированные дети» (Беличева С.А., 1993); «дети, нуждающиеся в специальной заботе» (Кошч Л., 1974); дети «группы риска» (Невский И.А., 1996); «ребенок с нарушениями в аффективной сфере» (Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В., 1988; Славина Л.С., 1966). Однако названные термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую, юридическую. Иванов Е.С., Шипицина Л.М., Сафина Г.В. считают правомерным употребление терминов: отклоняющееся, асоциальное, ненормативное, противоправное, преступное поведение. Я.И.Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение». Зарубежные ученые (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Н.Смелзер, Т.Шибутани, и др.) определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.^ В отечественной литературе под девиантным поведением (Гилинский Я.И., Кон И.С., Степанов В.Г., Фролов Ю.И. и др.) понимается: 1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали». 2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. 3. Поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. (80) В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором и третьем значении – предметом социологии, социальной психологии, криминологии, пенитенциарной педагогики. Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие «норма». В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация – это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. Социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного (мифологизированного) отражения в сознании и поведении людей объективных закономерностей функционирования общества. Они находят свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. При помощи социальных норм осуществляется нормативная регуляция поведения людей, деятельности коллективов: нормами, отражающими общечеловеческие ценности, интересы социальных групп, задаются (предписываются, разрешаются) определенные формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как наиболее конкретный прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Я.И.Гилинский социальную норму определяет как «исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности индивидов, групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм протекания физических и биологических процессов, социальные нормы складываются (конструируются) как результат отражения в сознании и поступках людей закономерностей функционирования общества. Поэтому социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (и тогда она является «естественной»), либо отражать их неполно, неадекватно, являясь продуктом искаженного (идеологизированного, религиозного, политизированного) отражения объективных закономерностей. И тогда оказывается анормальной сама социальная «норма», «нормальны» же (функциональны, адаптивны) отклонения от нее». «Естественная», адаптационная норма – это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. (44) В соответствии с социальным подходом к девиантному следует относить поведение, опасное для общества и окружающих людей. М.М. Ковалевский, однако, отмечает, что не всегда «солидарность людей – норма, а классовая борьба – отклонение от нее». Это – «норма-идеал», пришедшая из этики. Т.о., проблема нормы – междисциплинарная проблема, корни которой лежат в общебиологических закономерностях психического развития человека и психосоциальных интеракциях, а также в этико-философских нормах. Этнокультуральный подход рассматривает девиации через призму традиций определенного сообщества людей: девиантом считается тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его микросоциуме; кто проявляет поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым этнокультуральным условиям. Поскольку критерии отклонений заложены в культуре, потребность в оперировании понятием «девиация» возникает при сопоставлении традиций с инновациями, когда происходящие асоциальные явления начинают восприниматься как «новая» норма (78). Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций. Профессиональная норма – это технический стандарт, свод правил для медиков, объединенных «клятвой Гиппократа», модель поведения типичного представителя определенной профессии. Их нарушение расценивается как девиация. Отклоняющимся может быть принято поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием акселерации, гетерохронности развития. Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа. С учетом стандарта – ребенка массового типа возрастного развития – Л.С.Выготский выделил отсталого ребенка, ребенка-примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и ребенка-дезорганизатора (как «трудного», так и одаренного). Подросток с девиантным поведением – это, как правило, ребенок-дезорганизатор. В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение». Девиантное поведение (от лат. deviatio – отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.(30, С.173) С.А.Беличева асоциальным, отклоняющимся поведением называет «поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа» (8, С. 112). Социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно. Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушении, т.е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора. Третьи в отклоняющемся поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны. Некоторые отечественные исследователи (Александров А.А., Королев В.В., Личко А.Е., Менделевич В.Д., Невский И.А., Сафина Г.В., Степанов В.Г. и др.) подразделяют отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий (Беккер Г., Степанов В.Г). Криминальной называют личность, совершившую преступление (Кудрявцев В.Н., Пирожков В.Ф.). Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы. Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния (Ремшмидт Х.). Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего – криминальной. В связи с этим Сафина Г.В. (1993) считает, что относительно подросткового возраста девиантное поведение целесообразнее подразделять на два типа – делинквентное и неделинквентное. Плахов В.Д. (1995), рассматривая некоторые виды, выделяет следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное. Н. Смелзер приводит следующие примеры девиации (бесчеловечные поступки, которые всегда вызывают осуждение): убийство, кровосмешение, изнасилование. Выделяя три основных компонента девиации (человек, которому свойственно определенное поведение; норма (или ожидание), которая является критерием оценки девиантного поведения; некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение), Н. Смелзер отмечает, что ожидания, определяющие девиантное поведение, со временем меняются; среди населения могут возникать разногласия по поводу законности и правильности ожиданий; различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу девиантности некоторых типов поведения – курения, употребления наркотиков, нарушения правил дорожного движения и пр. «Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными». (73) Беличева С.А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Она выделяет докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления – асоциальное поведение преступной ориентации. Асоциальность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. При этом С.А. Беличева различает несоциализированные формы проявления асоциальности, которые выступают в виде негативизма, конфликтности, агрессивности, направлены против множества людей, групп или учреждений, и социализированные нарушения, которые могут проявляться в тех же видах, но по отношению к отдельным людям девиант сохраняет лояльность и не проявляет асоциального поведения (например, банда не совершает краж внутри своей группы). (12) С.А. Беличева, Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Зюбин Л.М., Степанов В.Г. и др. отмечают, что социальная запущенность детей и подростков ведет к возникновению и распространению асоциального поведения. Л.М.Зюбин выделяет четыре варианта отклоняющегося поведения: – первый – отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры); – второй – нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями. Это, например, жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям; – третий – правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законо­дательства; – четвертый – отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у подростков с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей. (41) В.Д. Менделевич (2001) выделяет формы поведения, включающие в себя клинические проявления отклонений от нормы – делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей; подчеркивает, что при психопатологических типах девиантного поведения значение ситуативных факторов нивелируется. (57) В настоящее время большое внимание уделяется выявлению и описанию отклонений в поведении, связанных с патохарактерологическими особенностями личности (Белашева И.В., 1999; Иванов Н.Я., 1994; Личко А.Е., 1983 и др.). Как всякое действие, отклоняющееся поведение имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими особенностями личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием. Соответственно девиантное (отклоняющееся) поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях: – как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффективность и др.); – как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость); – как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности); – как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми). (30) Среди существующих классификаций отклоняющегося поведения классификация, принятая в социологии, включает в себя: Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Индивидуальные и групповые отклонения. – индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; – групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры) Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью. Вторичным называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. К социально одобряемым отклонениям могут привести следующие качества и способы поведения: – сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера; – особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. – сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. – личностные качества – личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности; – счастливый случай. Большие достижения – это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. (78, C. 113). Следует различать два вида девиантного поведения: созидательной и разрушительной направленности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии. Агрессивный вид девиации как в прямой, так и в смещенной форме нацелен на преодоление фрустрации путем неадекватного в сложившейся ситуации перераспределения социальных благ достижение цели без учета интересов окружающих людей, несправедливое решение проблемы в пользу одной из взаимодействующих сторон за счет ухудшения адаптационных условий другой. Агрессивный характер поведения обусловливается не только воспитанием, но и характером поведения взаимодействующей стороны. Смещенный вид агрессии свидетельствует о недостаточном для преодоления фрустрации энергетическом потенциале человека. Девиантное поведение деструктивной (разрушительной) направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме (отдельной социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом. Разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с делинквентностью. Делинквентность – поведение, уголовно наказуемое, запрещенное законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Созидательные девиации – это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества. Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим еще раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, активной движущей силой ее является человек, точнее внутриличностный конфликт, возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально-ролевого поведения. Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, так как даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво. (83) В связи с многообразием параметров и характеристик отклоняющегося поведения детей и подростков, наличием различных подходов к изучению данной проблемы в психологии, педагогике, криминалистике и медицине в современной научной литературе существует неоднозначное определение этого явления и различные характеристики его проявлений у детей и подростков, находящихся на различных степенях девиации поведения и деформации личности. Группируя дефекты характера у несовершеннолетних, В.П. Кащенко выделяет: а) недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные (психическая неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; иступленный гнев; пугливость и болезненные страхи (фобии); пессимизм и чрезмерная веселость; равнодушие и безучастность; нечистоплотность и педантизм; страстное чтение); б) недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами (болезненно выраженная активность; интенсивная болтливость; постоянная жажда наслаждений; отсутствие определенной цели; безудержность; рассеянность; бесцельная ложь; бессмыслен­ное воровство; жестокое обращение с животными; злорадство и издевательство над окружающими людьми; негативизм; деспотизм; чрезмерная нерадивость; замкнутость; бродяжничество). (45) Исследователи М.А.Алемаскин, А.С.Белкин, Л.М.Зюбин, Н.Н.Верцинская, А.И.Кочетов и др. рассматривают проблему классификации отклоняющегося поведения с точки зрения возрастного подхода и общественной активности школьников. Например, А.С.Белкин