–PAGE_BREAK–Валовая (балансовая) прибыль состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).
Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.
Чистая (расчетная) прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между балансовой прибылью или прибылью от реализации за вычетом арендной платы, налогов и процентов за долгосрочный кредит.
Комплексным, интегральным показателем экономической эффективности производственно- хозяйственной деятельности предприятия выступает рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат.
Различают прежде всего общую (совокупную) и расчетную рентабельность. Общая рентабельность определяется как отношение балансовой (валовой) прибыли к стоимости производственных ресурсов (основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств), расчетная рентабельность – как отношение чистой (расчетной) прибыли к сумме основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Кроме того, при планировании, оценке и анализе эффективности производства рассчитывается рентабельность текущих затрат, рентабельность используемых (накопленных) производственных ресурсов, рентабельность капитальных вложений (инвестиций).
1.3. Методика анализа показателей рентабельности и прибыли организации.
Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий, организаций могут быть оценены различными показателями, такими как объем выпуска, объем реализации продукции, прибыль. Характеризуя финансовый результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.
Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, организаций являются показатели рентабельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат прибыль сопоставляются с затратами или используемыми ресурсами. В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Одно из его определений звучит так: «рентабельность представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых денежных ресурсов». Но это определение не полное и подходит лишь для предприятий, занимающихся производственной деятельностью. Более полное определение предлагает Бердникова Т.Б.: «рентабельность показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, реализацию, к денежным вложениям имущества фирмы используемого для организации своей деятельности».[1]
Предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на 3 вида:
— операционную (основную),
— инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения),
— финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т. д.).
В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей:
1. показатели рентабельности хозяйственной деятельности;
2. показатели финансовой рентабельности;
3. показатели рентабельности продукции.
Рассмотрим анализ рентабельности организации, занимающейся коммерческой деятельностью.
Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников организаций, которые предоставляют ей ресурсы или оставляют в его распоряжении всю часть или часть принадлежавшей им прибыли.
Система показателей финансовой рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются все активы организации:
инвестированный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства), акционерный (собственный) капитал:
ЧП/А7ЧП/ИК; ЧП/СКГ (5)
ЧП – чистая прибыль;
А — среднегодовая стоимость всех активов;
ИК — среднегодовая стоимость инвестированного капитала;
СК — среднегодовая стоимость собственного капитала.
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям будет характеризовать степень использования финансовых рычагов для повышения доходности долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Шеремет А. Д. предлагает следующую формулу расчета финансовой рентабельности:
Кск = ЧП/СК; (6)
Необходимо отметить, что при расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя за период величина, так как в течение года собственный капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.
Ставку доходности (или рентабельность собственного капитала) можно представить расширенным образом с использованием показателя выручки от продажи следующим образом:
ЧП/СК = ЧП/В * В/СК; (7)
где ЧП чистая прибыль,
В — выручка от продаж.
Эта формула показывает, что ставка доходности является произведением прибыльности реализации продукции и оборачиваемости собственного капитала, и она не достаточно полно характеризует факторы, оказывающие влияние на рентабельность собственного капитала.
Для увеличения числа факторов и определения их влияния, уровень рентабельности собственного капитала изучают во взаимосвязи со следующими факторами по формуле:
ЧП/СК=Сд/СК * В/Сд * Пдн/В * Ппн/Пдн * ЧП/Ппн; (8)
где Сд — стоимость активов,
Пдн — прибыль до налогообложения,
Ппн — прибыль после налогообложения, Иначе эта формула (8) выглядит так;
Рск=ФСк * Код * Нэп *Сн * Дчп; (9)
где Рск — рентабельность собственного капитала,
ФСк- финансовая структура капитала,
Коа — коэффициент оборачиваемости активов,
Нэп — норма эксплуатационной прибыльности до налога по результатам, Сн — ставка налогообложения,
Дчп — доля чистой прибыли в текущей прибыли.
Доля чистой прибыли в текущей, и финансовая структура капитала позволяют выявить влияние имеющейся у организации задолженности на рентабельность собственного капитала. В связи с этим часто в анализе не исследуют влияние на рентабельность собственного капитала, только изменения ставки доходности инвестированного капитала и влияние изменения уровня задолженности, т.е.
Рск=ФСк * Кик * Дчп; (10)
Подобный анализ полезнее при исследовании рентабельности собственного капитала организации в сравнении с другими формами или конкурентами, т.к. разные организации могут добиваться одинакового уровня доходности собственного капитала путем воздействия различных факторов.
Рентабельность хозяйственной деятельности рассчитывается следующим образом:
Кхд = П/(ОФ + МС). (11)
где ОФ — среднегодовая стоимость основных фондов,
МС — материальные оборотные средства.
Если в расчете использовать в качестве дополнительной величины объем реализованной продукции, то формула хозяйственной деятельности выглядит так:
Кхд = В/(ОФ + МС) * П/В 1о * Продаж, (12)
где П — валовая прибыль.
Из этой формулы видно, что рентабельность деятельности зависит от изменения двух факторов:
— реализации на рубль основных средств,
– прибыли на рубль реализации.
Первый фактор характеризует эффективность использования основных фондов и материальных оборотных средств и фондоотдачу, выраженную через объем реализованной продукции. Влияние можно определить методом абсолютных разниц. Каждый из рассмотренных факторов является сложным, зависящим, в свою очередь, отряда других факторов второго порядка. Так, например, реализация, приходящаяся на рубль производственных фондов, зависит от эффективности использования основных фондов и материальных оборотных средств. Изменение уровня прибыли, приходящейся на рубль реализации, зависит от уровня себестоимости и структуры ассортимента реализованной продукции, от изменения качества продукции и цен на нее, от результатов прочей операционной и внереализационной деятельности организации.
Чтобы определить раздельное влияние фондоотдачи основных производственных фондов и оборачиваемости материальных оборотных средств на рентабельность производства, используется способ долевого участия. Согласно этому способу, отклонение рентабельности отчетного периода от базисного за счет изменения реализации в 1 рубль фондов распределяется между фондоотдачей основных производственных фондов и оборачиваемостью материальных оборотных средств пропорционально изменению их величины с учетом изменения объема реализованной продукции.
Изменения второго укрупненного фактора (прибыли, приходящейся на 1 рубль реализации) также зависит от действия факторов второго порядка. К их числу относятся все факторы, оказывающие влияние на изменение валовой прибыли, кроме изменения объема реализованной продукции. Прибыль, полученная за счет роста объема реализации, не влияет на размер прибыли, приходящейся на рубль реализации, т.к. с увеличением объема, пропорционально меняется валовая прибыль (числитель расчетной формулы) и реализация продукции (знаменатель). Влияние факторов второго порядка на рентабельность производства также определяется способом долевого участия. Влияние на рентабельность распределяется между факторами пропорционально их влияние на валовую прибыль.
Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли, приходящуюся на рубль продукции. Это необходимо для выводов об эффективности деятельности организации, но не менее важную роль он играет, когда необходимо сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.
По динамике данного показателя организация может принимать решения по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции.
Показатель рентабельности продаж может быть широко использован в аналитических целях, т. к. позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с показателями затрат на продукцию: Прибыль от продаж/Объем продаж, Налогооблагаемая прибыль/Объем продаж, Чистая прибыль/Объем продаж.
Показатель рентабельности себестоимости реализованной продукции определяется соотношением прибыли от продаж к полной себестоимости реализованной продукции. Этот показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит организации каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску (закупке) и реализации. Иногда в числителе используют чистую прибыль организации. Но на показатель рентабельности себестоимости, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывает влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности организации, Кроме того, оказывает влияние и налогообложение. Поэтому для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменением в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж, рассмотренный нами выше. Так как рентабельность продаж и рентабельность себестоимости зависит от прибыли, то целесообразно проанализировать показатель прибыли.
Анализ прибыли включает в качестве обязательных элементов:
— исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ»);
— исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ»);
— исследование влияния факторов на прибыль («факторный анализ»);
изучение в обобщенном виде динамики изменения показателей прибыли за ряд отчетных периодов («трендовый анализ»). Для проведения вертикального и горизонтального анализа необходимо использовать данные отчетности организации, формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Последовательный анализ прибыли должен быть направлен на определение влияния отдельных факторов:
1. Объем реализованной продукции;
2. Себестоимость реализованной продукции;
3. Изменение оптовых цен, структуры, ассортимента реализуемой продукции;
4. Доходы предприятия и другие,
До проведения факторного анализа нам потребуется пересчитать фактическую продукцию на цены и себестоимость прошлого года, для чего объем реализованной продукции отчетного периода разделим на индекс цен. Полученный показатель является выручкой от реализации с учетом реализации отчетного периода. Далее показатель разделим на выручку от реализации базисного периода и получим коэффициент пересчета. И далее пересчитываем себестоимость реализованной продукции, коммерческие расходы. Рассчитав отклонение, даем оценку этих показателей и определяем влияние факторов на обобщающий показатель – прибыль.
Итак, проведя анализ рентабельности и прибыли организации, мы можем установить, насколько эффективно работает наша компания и каковы резервы, улучшающие данные показатели. На базе этого создаются управленческие решения, направленные на улучшение финансового состояния организации, упрочнение своего статуса на рынке.
2.Анализ формирования, распределения и эффективности использования прибыли 000 «Запчастьснаб».
2.1.Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации.
Общество с ограниченной ответственностью «Запчастьснаб» является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства РФ, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, фирменное наименование и круглую печать. Согласно законодательству РФ, 000 «Запчастьснаб» для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные права и исполнять обязанности; быть истцом и ответчиком в суде.
000 «Запчастьснаб» организовалось 10 ноября 1994 года деятельности 000 «Запчастьснаб» — оптовая торговля, форма собственности — частная. 000 «Запчастьснаб» занимается доставкой запчастей Волга, ВАЗ, УАЗ из г. Нижний Новгород (Россия) по железной дороге контейнерами. Имеет несколько торговых точек, расположенных в пределах Улан-Удэ, которые занимаются оптовой торговлей принадлежностей и комплектующих для автомобилей.
Общество приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации по законодательству РФ и РБ, Правовое положение общества определяется Гражданским кодексом РФ, ФЗ обществе с ограниченной ответственностью» и Уставом.
Учредители общества не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством.
Трудовые отношения лиц, работающих в обществе, регулируются Уставом и нормами трудового и гражданского законодательства. Трудовые отношения в организации строятся на основе трудовых договоров.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. Главный бухгалтер действует в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» и положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Он подчиняется руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
продолжение
–PAGE_BREAK–Руководитель организации формирует учетную политику на основе положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» от 09.12.1998№64-н.
В организации создается резервный фонд в размерах, определяемых учредительными документами и решением собрания. Учет имущества и хозяйственных операций ведется в суммах, округленных до целых рублей, возникающие при этом разницы относят на результаты хозяйственной деятельности. Конечный финансовый результат складывается из прибыли (убытка) от реализации товаров и доходов за вычетом расходов, полученных по разным операциям хозяйственной деятельности. Выручка от реализации продукции определяется кассовым методом. Товары, приобретенные организацией, отражаются по покупной стоимости. Прибыли и убытки, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в результаты деятельности отчетного года. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается на результаты хозяйственной деятельности, Конечный финансовый результат учитывается в течение года нарастающим итогом. По окончании года оставшаяся неиспользованная прибыль переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Показатели деятельности 000 «Запчастьснаб» представлены в таблице, которая представлена ниже.
Таблица 2.1.1.
Показатели деятельности 000 «Запчастьснаб».
Показатели
2003 г
2004 г
2005 г
Отклонение
2004 к 2003
2005 к 2004
Абсол.
Относ.
Абсол.
Относ.
1.Выручка от продаж, руб.
2004501
2224582
2583948
+222081
+11,09
+359366
+16,15
2.Себест-ть, руб.
1665017
1853630
2153274
+188613
+11,33
+299644
+16,23
3.Коммерческие сходы, руб.
254263
346475
402134
+92212
+36,27
+55659
+16,06
4.Прибыль от продаж, руб.
83221
24477
28540
-58744
-70,59
+4063
+16,60
5.Прибыль до налогообл., руб.
71221
20337
26348
-50884
-71,45
+6011
+29,57
6.Чистая прибыль, руб.
45125
15244
19728
-29881
-66,22
+4484
+29,42
7.Среднегодов. ст-ть активов, руб.
408532
352817
315329
-55715
-13,64
-37488
-10,63
8.Срсднсгодов. ст-ть произв. фондов, руб.
251101
205803
178665
-45298
-18,04
-27138
-13,19
9.Среднегодов. ст-ть собств. капитала, руб.
217353
245130
237494
+27777
+12,78
-7636
-3,12
10.Фондоотдача на рубль ПФ, руб.
7,97
10,81
14,5
+2,84
+35,63
+3,69
+34,14
11.Рентаб-ть хоз. деят-ти, %
17,93
7,46
11,02
-10.47
-58,39
+3,56
+47,72
12.Рентаб-ть продаж, %
4,16
1,10
1,11
-3,06
-73,56
+0,01
+0,91
13.Рент-ть активов, %
11,05
4,32
6,26
-6,73
-60,9
+1,94
+44,9
14.Коэффициент
текущ. ликвид-ти.
1,86
2,78
3,37
+0,92
+49,46
+0,59
+21,22
Из таблицы видно, что прибыль от продаж по сравнению с 2003 годом упала в 2004 году на 70,59% и составила 24477 рублей. Это произошло из-за увеличения себестоимости товаров на 11,33% и увеличения коммерческих на 36,27%. В 2005 году прибыль от продаж увеличилась на 16,60% и составила 28540 рублей. Среднегодовая стоимость активов за весь анализируемый период падает, так же как и среднегодовая стоимость основных фондов. Благодаря этому, а также увеличению выручки от реализации (на ,09% в 2004 году и на 6,15% в 2005) растет фондоотдача в 2004 году на 35,98% (2,86% в абсолютном выражении) и в 2005 году — на 34,14% (3,69% в абсолютном выражении) и составляет на конец 2005 год 14,5 копеек прибыли на рубль ПФ.
Рентабельность хозяйственной деятельности упала в 2004 году на 58,39% или 0,47% в абсолютном выражении и составила 7,46%. В 2005 году она повысилась на 47,72% и составила 11,02%, что очень неплохо.
Что касается рентабельности продаж, то в 2003 году она составляла 4,16 копеек прибыли на рубль реализации, а в 2004 году — на 3,06 копеек меньше и равна 1,10, хотя незначительное повышение происходит в 2005 году на 0,91% (0,01% в абсолютном выражении), это почти не меняет показатель.
Рентабельность активов упала в 2004 году на 60,9% и увеличилась в 2005 году на 44,9%, составила 6,26 копеек прибыли на рубль стоимости активов.
Коэффициент текущей ликвидности организации в 2003 году в норме, что говорит о возможности погашения краткосрочных обязательств полностью. Однако в 2004 и 2005 годах наблюдается увеличение этого коэффициента соответственно на 49,46% и 21,22%, что рассматривается отрицательно, т.к. говорит о нерациональной структуре капитала и неэффективности использования организацией ресурсов.
2.2.Анализ формирования и распределения прибыли.
Прибыль является фактором, влияющим на изменение рентабельности, поэтому дополнительно необходимо проанализировать динамику прибыли организации. Для этого составим таблицу:
Таблица 2.2.1.
Показатели прибыли организации.
Показатели
2003 г
2004 г
2005 г
Отклонение
2004 к 2003
2005 к 2004
Абсол.
Относ.
Абсол.
Относ.
1.Выручка от продаж, руб.
2004501
2224582
2583948
+222081
+11,09
+359366
+16,15
2, Себест-ть реал-ной прод-и, руб
1665017
1853630
2153274
+188613
+11,33
+299644
+16,23
3.Коммерч. расходы, руб
254263
346475
402134
+92212
+36,27
+55659
+16,06
4.Прибыль от продаж, руб.
83221
24477
28540
-58744
-70,59
+4063
+16,60
5.Прочие операц-е расходы, руб
7196
3118
2518
-4078
-56,67
-600
-39,24
6… Внереалдоходы. руб
–
467
805
+467
–
+338
+72,38
7.Внереал, р-ды, руб
4804
1489
479
-3315
-69,01
-1010
-67,83
8.Прибыль до налогообло-жения
71221
20337
26348
-50884
-71,45
+6011
+29,56
9.Полная пр-ль, руб
26096
5093
6620
-21003
-80,48
+1527
+29,98
10.Чистая прибыль, руб
45125
15244
19728
-29581
-66,22
+4484
+29,42
Из таблицы видно, что прибыль до налогообложения существенно снизилась в 2004 году на 50884 рублей или 71,45%. Снижению способствовали
убыток от внереализационных операций в 2004 году, равный 022 рубля. Важно отметить, что по сравнению с 2003 годом в 2005 году произошло снижение внереализационных расходов на 3315 рублей или 69%.
Снижение прибыли от продаж на 58744 рублей (71%), в связи с увеличением себестоимости и издержек обращения. наличие операционных расходов в 2004 году составило 3118 рублей. Хотя они упали на 56,67% по сравнению с 2003 годом. Резкое снижение налога на прибыль, равное 21003 рубля (80,48%) связано не только со снижением налогооблагаемой базы на 71,45%, но и с изменением ставки налогообложения. В 2003 году налог на прибыль был равен 35%, а в 2004 году, согласно новому законодательству, — 24%.
Произведем расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж 000 «Запчастьснаб». Анализ прибыли от продаж представлен в таблице 2.2.2. С помощью этой таблицы мы определим влияние на прибыль таких факторов как объем реализации, структура ассортимента, себестоимость товаров, коммерческие расходы, а также цена реализованной продукции.
Таким образом, на основе этих данных мы определили влияние следующих факторов на изменение прибыли от продаж:
Таблица 2.2.2.
Анализ прибыли от продаж.
Показатели
Базисный период 2003 г
С учетом реализации отчетного периода
Отчетный период 2004 г
Отклонение,
+/-
1.Выручка от продаж, руб.
2004501
1847659,47
2224582
+376922,53
2.Себестоимость реализованной продукции, руб.
1665017
1536271,13
1853630
+317358,87
3.Коммерческие расходы, руб.
254263
234602,35
346475
+111872,65
4.Итого полная себестоимость, руб.
1919280
1770873,48
2200405
+429231,52
5.Прибыль от продаж, руб.
83221
76785,99
24477
-52308,99
Влияние изменения объема реализации
АП = 83221 * (-0,0773) -6432,98 рублей, -0,0773 = (1847659,47/2004501)- процент снижения объема реализации. Влияние изменения структуры ассортимента:
76785,99 — (83221*92,27%)/100 -2,027 рублей (отрицательный фактор), где 92,97% 847659,47/2004501 * 100% влияние изменения себестоимости товаров:
АП = 1853630 — 1536271,13 = -317358,87 (отрицательный фактор) влияние изменения коммерческих расходов:
АП = 346475 — 234602,35 = -111872,65 (отрицательный фактор) влияние изменения цен на реализованную продукцию:
ЛП = 2224582 — 847659,47 = +376922,53
Снижение объема реализации привело к снижению прибыли на 6432,98 рублей. Изменение структуры ассортимента незначительное, снизило прибыль всего на 2,03 рубля.
Увеличение себестоимости на 317358,87 рублей привело к снижению прибыли на 317358,87.
Также уменьшению прибыли на 111872,65 рублей способствовало увеличение коммерческих расходов.
Увеличение продажных цен на товары дало увеличение прибыли на 376922,53 рублей, что довольно значительно.
Проверим: ЛП = -6432,98 + (-2,097) + (-317358,87) + (-111872,65) + 376922,53 58744 рублей (сравниваем со значением из таблицы 2.2.1).
Организации необходимо обратить внимание на рост издержек обращения и падения прибыли и принять соответствующие управленческие решения для достижения хороших результатов.
2.3.Факторный анализ рентабельности организации
Проведем анализ рентабельности собственного капитала и рентабельности активов. Анализ представлен в таблице 2.3.1.
Показатели
2003 г
2004 г
2005 г
Отклонение
2004 к 2003
2005 к 2004
Абсол.
Относ.
Абсол.
Относ.
1.Чистая прибыль, руб.
45125
15244
19728
-29881
-66,3
+4484
+29,4
2.Среднегод
ст-ть собств. капитала, руб.
217353
245130
237494
+27777
+12,8
-7636
-3,1
3.Средпегод ст-ть активов
408532
352817
315329
-55715
-13,6
-37488
-10,6
4.Рентаб-ть собственного капитала, %
20,76
6,22
8,31
-14,54
-70,0
+2,09
+33,6
5.Рентаб-ть активов, %
11,05
4,32
6,26
-6,73
-60,9
+1,94
+44,9
Таблица 2.3.1.
Рентабельность собственного капитала достаточно сильно снизилась в 2004 году (на 70%) и немного увеличилась в 2005 году (33,6%) составила 8,3 копеек на рубль собственных средств. Рентабельность активов в 2004 году упала на 6,73% в абсолютном выражении (или 60,9%), в 2005 году составила 6,26%, что на 44,9%болыпе, чем в 2004 году.
Резкое снижение рентабельности собственного капитала в 2004 году связано со снижением чистой прибыли в 2004 году на 29881 рублей (66,2%). Снижение чистой прибыли дало падение показателя рентабельности активов в 2004 году.
Для раскрытия причин снижения рентабельности активов и рентабельности собственного капитала необходимо провести факторный анализ рентабельности. Для анализа используем данные 2003 и 2004 годов, т.к. в этот период произошло резкое снижение показателей рентабельности.
На изменение уровня рентабельности собственного капитала повлияли, изменение суммы чистой прибыли (-2988 рублей) и суммы собственного капитала, вложенного в организацию (+27777 рублей или 12,8%).
Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала:
ДКсксчп) ЧП/СК ЧПо /СКо 0,1375 руб. или 3,75%
Влияние изменения величины собственного капитала на финансовую рентабельность:
ДКск ЧП/СКгЧГУСКо -0,00795 руб. или -0,795%
Проверяем общее отклонение:
ДКск ДКск(чп)+ДКск(чп) -13.75+(-0.795) -14,54%. Сокращение чистой прибыли в отчетном периоде на 29881 рублей или на 66,22% вызвало сокращение прибыли на рубль собственных средств на 3,75 копеек. Рост среднегодовой стоимости капитала на 27777 рублей или на 2,78% также отрицательно повлиял на Кос» хотя незначительно, менее % (-0,795%).
Ставку доходности собственного капитала можно представить используя пятифакторную мультипликативную модель.
Таблица 2.3.2.
Факторный анализ рентабельности собственного капитала.
Показатели
2003 г
2004 г
2005 г
Отклонение
2004 к 2003
2005 к 2004
Абсол.
Относ.
Абсол,
Относ.
1.Финансовая структура капитала (ФСк)
1,8796
1,4393
1,3277
-0,4403
-23,43
-0,1116
-7,75
2.Коэф-нт оборач-ти активов (Коа)
4,9017
6,3052
8,19
+1,4035
+28,63
+1,8848
+29,89
3, Норма
эксплуатацион. прибыли (Нэп)
0,0356
0,0091
0,0101
-0,0265
-74,44
+0,003
+10,99
4, Ставка
налогооблож (Сн)
0,6335
0,7496
0,7488
+0,1161
+18,33
-0,0008
-0,107
5.Доля чистой прибыли в текущей (Дчп)
100,0
100,0
100,0
–
–
–
–
6.Рентабельность собственного капитала (Рск)
20,76
6,22
8,31
-14,54
-70,04
+2,09
+33,6
Определим влияние изменений факторов на обобщающий показатель:
влияние изменения финансовой структуры капитала:
ДКск (ФСк) — ЛФСк * Коа * Нэпо * Сцо * Дчпо -0,4403 * 4,9017 * 0,0356 *0,6335* 100,0 =-4,86%
влияние изменения оборачиваемости активов:
ДКск(Коа)=ФСк*ДКоа*Нэпо*Сно*Дчпо 1,4393* ,4035 * 0,0356 *
0,6335* 00,0 =+4,58%
влияние изменения нормы эксплуатационной прибыли.
Таблица 2.3.3.
Факторный анализ рентабельности собственного капитала.
Показатели
2003 г
2004 г
2005 г
Отклонение
2004 к 2003
2005 к 2004
Абсол.
Относ.
Абсол.
Относ.
1.Финансовая структура капитала (ФСк)
1,8796
1,4393
1,3277
-0,4403
-23,43
-0,1116
-7,75
2.Коэф-нт оборач-ти активов (Коа)
4,9017
6,3052
8,19
+1,4035
+28,63
+1,8848
+29,89
3.Норма
эксплуатацион. прибыли (Нэп)
0,0356
0,0091
0,0101
-0,0265
-74,44
+0,001
+10,99
4.Ставка налогооблож
(Сн)
0,6335
0,7496
0,7488
+0,1161
+18,33
-0,0008
-0,107
5.Доля чистой прибыли в текущей (Дчп)
100,0
100,0
100,0
–
–
–
–
6.Рентабельность собственного капитала (Рск)
20,76
6,22
8,31
-14,54
-70,04
+2,09
+33,6
продолжение
–PAGE_BREAK–ДКск (н-л,) = ФСк * К * ДНэп * Сно * Дчпо = 1,4393 * 6,3052 * (-0,0265)
* 0,6335* 100,0 =-15,2% — влияние изменения ставки налогообложения:
ДКск(Си) — ФСк. * К1 * Нэп1 *Д Сн * Дчпо = 1,4393 * 6,3052 * 0,0091 *
0,1161 * 100,0-+0,96%
Так как изменение доли чистой прибыли в текущей не произошло, то влияние равно нулю. Проверяем:
ДКск = ЛКск(ФСк) + ДКсК(Коа) + ДКсК(Пэт) + ДК-СК(Сн) + ДК
Данные расчеты позволяют сделать вывод, что благодаря улучшению коэффициента оборачиваемости активов на 28,63%, рентабельность собственного капитала выросла на 4,58 копеек на рубль вложенных собственных средств. Изменение ставки налогообложения дало увеличение рентабельности на 0,96%. Остальные факторы отрицательно повлияли на рентабельность собственного капитала. Причем наибольшее влияние оказало снижение нормы эксплуатационной прибыли (-74,44%), что снизило рентабельность на 15,23%. Ухудшение финансовой структуры капитала на 23.43% привело к снижению доходности собственного капитала на 4,86%, что составляет около 5 копеек на 1 рубль прибыли. Также необходимо отметить, что вследствие отсутствия за анализируемый период чрезвычайных доходов и расходов у организации, доля чистой прибыли в текущей прибыли не изменилась и не повлияла на рентабельность собственного капитала. В 2005 году рентабельность собственного капитала возросла на 33,6% и составила 8,31%. Этому способствовало увеличение оборачиваемости на 29,89% и увеличение нормы эксплуатационной прибыли на 10,99%. Это связано с увеличением прибыли на 6011 рублей (+29,57%) и снижение стоимости активов на 37488 рублей или 10,63%. Снижение финансовой структуры и ставки налогообложения незначительно повлияли на рентабельность активов.
Факторный анализ рентабельности активов проведем, используя двухфакторную мультипликативную модель.
Таблица 2.3.4.
Факторный анализ рентабельности активов.
Показатели
2003 г
2004 г
2005 г
Отклонение
2004 к 2003
2005 к 2004
Абсол.
Относ.
Абсол.
Относ.
1.Чистая прибыль, руб.
45125
15244
19728
-29881
-66,30
+4484
+29,4
2.Выручка от продаж, руб.
2004501
2224582
2583948
+222081
+11,09
+359366
+16,15
3.Рентаб-ть продаж, %
2,25
0,69
0,76
-1,56
-69,33
+0,07
+10,15
4.Коэф-нт оборач-ти активов
4,9017
6,3052
8,1945
+1,4035
+28,63
+1,8893
+29,97
5.Рентаб-ть активов, %
11,05
4,32
6,26
-6,73
-60,9
+1,94
+ 44,90
Рентабельность активов упала на 60,9% или в абсолютном выражении — на 6,73 коп. в 2004 году. В 2005 году она возросла на 1,94 коп. или 44,90%. На рентабельность влияют также факторы как коэффициент оборачиваемости и рентабельность продаж, рассчитанная через чистую прибыль. Рентабельность продаж в 2004 году на 1,56 коп. (69,33%) меньше, чем в 2003 году. Однако в 2005 году она увеличилась немного на 0,15% или 0,07% в абсолютном выражении.
Оборачиваемость активов растет и в 2004 году составляет 6,3052, что на 28,63% больше, чем в 2003 году. В 2005 году она возросла еще на 29,97% и составила 8,1945.
Рассмотрим влияние вышеназванных факторов: влияние изменения рентабельности продаж на рентабельность активов:
ДКчкпр)= ДКлр * Коде = (-1,56) * 4,9017 = -7,7%
влияние изменения коэффициента оборачиваемости активов:
ДКдосоа) = К^1 *ДК» = 0.69 * 1,4035 = 0,97% ДКд = ДКддеоа) + ДКА
Таблица 2.3.5.
Факторный анализ рентабельности активов.
Показатели
2003 г
2004 г
2005 г
Отклонение
2004 к 2003
2005 к 2004
Абсол.
Относ.
Абсол.
Относ.
1.Чистая прибыль, руб.
45125
15244
19728
-29881
-66,30
+4484
+29,4
2.Выручка от продаж, руб.
2004501
2224582
2583948
+222081
+11,09
+359366
+16,15
3.Рентаб-ть продаж, %
2,25
0,69
0,76
-1,56
-69,33
+0,07
+10,15
4.Коэф-нт оборач-ти активов
4,9017
6,3052
8,1945
+1,4035
+28,63
+1,8893
+29,97
5.Рентаб-ть активов, %
11,05
4,32
6,26
-6,73
-60,9
+1,94
+ 44,90
Увеличение коммерческих расходов на 92212 рублей дало падение чистой прибыли на 29881 рубль (66,22%), при увеличении выручки от продаж на 11,09%, что повлекло за собой падение рентабельности продаж на 69,33%. Это снижение рентабельности продаж отрицательно повлияло на рентабельность активов, снизив этот показатель на 7,7%.
Рентабельность продаж это отрицательный фактор, резерва образующий (резерв 7,7%). Увеличение оборачиваемости активов положительно повлияло на рентабельность активов, повысив ее всего на 0,97 коп. Рассмотрим влияние этих факторов в 2005 году:
влияние изменения рентабельности продаж:
АКд(кпр) ЛКр*Коде = 0,07 * 6,3052 0,44%
влияние изменения оборачиваемости активов:
АК*коау ЛКпр * ЛКоА 0,76 * 8893 5% АКд =ЛКд(кпр) + АКд(коа) 0,44 + 1,5 = 1,99%
В 2005 году организация делает небольшие успехи, увеличивает прибыль 4484 рубля (29,4%), за счет чего увеличивается рентабельность продаж на 0,07% в абсолютном выражении. Это положительно сказывается на рентабельности активов (+0,44%). Коэффициент оборачиваемости тоже увеличился на 29,97% (или 1,8893% в абсолютном выражении) и повысил рентабельность активов на 1,5 коп.
Далее рассмотрим рентабельность продаж и факторы, влияющие на ее изменение. Анализ рентабельности продаж представлен в таблице 2.3.6.
Таблица 2.3.6.
Анализ рентабельности продаж.
Показатели
2003 г
2004 г
2005 г
Отклонение
2004 к 2003
2005 к 2004
Абсол.
Относит.
Абсол.
Относит.
1. Выручка от продаж, руб.
2004501
2224582
2583948
+222081
+11,09
+359366
+16,15
2.Полная
себест-ть, руб.
1919280
2200405
2555408
+280825
+14,63
+355303
+16,15
3.Прибыль от
продаж, руб.
83221
24477
28540
-58744
-70,59
+4063
+16,60
4.Рент-ть продаж общая, %
%
2,25
0,69
0,76
-1,56
-69,33
+0,07
+10,15
5.Рент-ть продаж, рассчитанная через прибыль от продаж, %
4,16
1,10
1,11
-3,06
-73,56
+0,01
+0,91
З.Прнбыль от продаж, руб
83221
24477
28540
-58744
-70,59
+4063
+16.60
4.Рент-ть продаж общая, %
2,25
0.69
0.76
-1.56
-67,33
+0,07
+10.156
5.Рент-ть продаж, расчит. через прибыль от продаж, %
4,16
1,10
1,11
-3,06
-73,56
+0,01
+0,91
Показатели рентабельности продаж упали в 2004 году и лишь незначительное их увеличение произошло в 2005 году.
Из графика видно — резкое падение рентабельности продаж с 4,16% до 1,10% в 2004 году. Тоже самое произошло и с общей рентабельностью продаж, она упала на 69,33% (1,56 коп.). Это падение связано с тем, прибыль от продаж существенно упала на 70,59% или 58744 рубля, выручка от продаж увеличилась на 11,09%. Также, чуть больше, увеличилась полная себестоимость реализованной продукции (на 4,63%). По данным статистической отчетности организации, объем реализации упал в 2004 году, значит рост выручки, связан с ростом дел на продажу, а рост себестоимости только с увеличением цены закупки и коммерческих расходов, при чем структура продукции то же существенно не менялась. На общую рентабельность продаж повлияло снижение чистой прибыли в 2004 году на 29881 рубль (66,30%), это связано со значительным ростом коммерческих расходов, в основном, а также наличием прочих операционных расходов 3118 рублей в 2004 году и внереализационных расходов 1489 рублей. В 2005 году произошло улучшение показателей, Рентабельность продаж общая возросла на 0,07 коп (10,15%), возможно это связано не только с увеличением прибыли от продаж, но и с получением внереализационных доходов в 2005 году. Рентабельность продаж, рассчитанная через прибыль от продаж увеличилась в 2005 году на 0,01 коп. (0,91%), это очень незначительное увеличение.
Проведем расчет влияния таких факторов, как изменение оптовых цен и себестоимости продукции, так как их увеличение не связано с ростом объема реализации. Объем реализации в 2004 году упал на 7,73%.
влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж:
АК(в) = ((В1 – С0)/В1) * 100% — ((В0 – С0)/В0) * 100% = ((2224582 — 1919280)/2224582) * 100% — ((2004501 — 1919280)/2004501) * 100% = 9,5%
влияние изменения себестоимости продукции:
АК(с) = ((В1 – С1)/В1) * 100% — ((В1 – С0)/В1) * 100% = ((2224582 — 2200405)/2224582) * 100% — ((2224582 — 1919280)/2224582) * 100% = -12,6%
Проверим: АК = АК(в) + АК(с) = 9,5 + (-12,6) = -3,1%.
Увеличение оптовых продажных цен на реализованную продукцию на 11,09% дало увеличение прибыли на рубль реализованной продукции на 9,5 копеек. В тоже время увеличение себестоимости реализованной продукции на 280825 рублей (14,63%) повлекло за собой снижение прибыли на рубль реализации на 2 копеек, что, естественно, закрыло увеличение прибыли, возникшее в связи с увеличением оптовых цен и снизило рентабельность на 3,1% в абсолютном выражении в 2004 году значит рост выручки, связан с ростом дел на продажу, а рост себестоимости только с увеличением цены закупки и коммерческих расходов, при чем структура продукции то же существенно не менялась. На общую рентабельность продаж повлияло снижение чистой прибыли в 2004 году на 29881 рубль (66,30%), это связано со значительным ростом коммерческих расходов, в основном, а также наличием прочих операционных расходов 3118 рублей в 2004 году и внереализационных расходов 1489 рублей. В 2005 году произошло улучшение показателей. Рентабельность продаж общая возросла на 0,07 коп. (10,15%), возможно это связано не только с увеличением прибыли от продаж, но и с получением внереализационных доходов в 2005 году. Рентабельность продаж, рассчитанная через прибыль от продаж увеличилась в 2005 году на 0,01 коп. (0,91%), это очень незначительное увеличение.
Проведем расчет влияния таких факторов, как изменение оптовых цен и себестоимости продукции, так как их увеличение не связано с ростом объема реализации. Объем реализации в 2004 году упал на 7,73%,
влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж:
АК(в) = ((В1 – С0)/В1) * 100% — ((В0 – С0)/В0) * 100% = ((2224582 — 1919280)/2224582) * 100% — ((2004501 — 1919280)/2004501) * 100% = 9,5%
влияние изменения себестоимости продукции:
АК(с) = ((В1 – С1)/В1) * 100% — ((В1 – С0)/В1) * 100% = ((2224582 — 2200405)/2224582) * 100% — ((2224582 — 1919280)/2224582) * 100% = -12,6%
Проверим: АК = АК(в) + АК(с) = 9,5 + (-12,6) = -3,1%
Увеличение оптовых продажных цен на реализованную продукцию на 11,09% дало увеличение прибыли на рубль реализованной продукции на 9,5 копеек. В тоже время увеличение себестоимости реализованной продукции на 280825 рублей 4,63%) повлекло за собой снижение прибыли на рубль реализации на 12 копеек, что, естественно, закрыло увеличение прибыли, возникшее в связи с увеличением оптовых цен и снизило рентабельность на 3,1% в абсолютном выражении в 2004 году.
В 2005 году выручка от продаж возросла на 359366 рублей или 6,15% и прибыль от продаж увеличилась на 4063 рубля или 16,60%. Это дало повышение рентабельности продаж всего на 0,91% или 0,01 копейки, что очень мало по сравнению со снижением показателя рентабельности в 2004 году на 73,56%. Увеличение себестоимости в 2004 году связано с увеличением закупочных цен на товары и увеличением коммерческих расходов. Последние связаны с увеличением зарплаты персоналу организации, увеличение арендной платы, стоимости междугородних переговоров, стоимости железнодорожных перевозок из Нижнего Новгорода и станции Тальцы. Но это объективный фактор, на который организация повлиять не может. Указатели для анализа рентабельности хозяйственной деятельности представлены в таблице 2.3.7.
Таблица 2.3.7.
Анализ рентабельности хозяйственной деятельности.
Показатели
2003 г
2004 г
2005 г
Отклонение
2004 к 2003
2005 к 2004
Абсол.
Отн.
Абсол.
Отн.
1.Выручка от пролаж. руб
2004501
2224582
2583948
+222081
+11,09
+359366
+16,1
2.Чистя прибыль, руб.
45129
15244
19728
-29881
-66,22
+4484
+29,4
3.Среднегодовая
ст-ть основных
фондов. руб.
53535
53246
52958
-289
-0,54
-288
-0,54
-17,60
4.Среднегодовая ст-ть матер. срелств. руб
197566
152557
125707
-45009
-22,78
-26850
5.Фондоотдача, руб
7,97
10,81
14,5
2,84
+35,63
+3,69
+34,14
б.Рента-ть продаж (общая), %
2,25
0,69
0,76
-1,56
-69,33
+0,007
+10,15
7.Рент-ть хоз-ой. дея-ти. %
17,93
7,46
11,02
-10,47
-58,39
+3.56
+47.72
Рентабельность хозяйственной деятельности упала в 2004 году на 0,47 копеек 58,39% и составило 7.46 копеек прибыли на рубль производственных фондов. В 2005 году рентабельность хозяйственной деятельности возросла на 47,72%, что составляет 3,56 копеек прибыли.
В 2005 году выручка от продаж возросла на 359366 рублей или 6,15%. И прибыль от продаж увеличилась на 4063 рубля или 16,60%. Это дало повышение рентабельности продаж всего на 0,91% или 0,01 копейки это очень мало по сравнению со снижением показателя рентабельности в 2004 году на 73,56%. Увеличение себестоимости в 2004 году связано с увеличением закупочных цен на товары и увеличением коммерческих расходов. Последние связаны с увеличением зарплаты персоналу организации, увеличение арендной платы, стоимости междугородних переговоров, стоимости железнодорожных перевозок из Нижнего Новгорода и станции Тальцы. Но это объективный фактор, на который организация повлиять не может. Указатели для анализа рентабельности хозяйственной деятельности представлены в таблице выше.
Рентабельность хозяйственной деятельности упала в 2004 году на 0,47 копеек 58,39%) и составило 7,46 копеек прибыли на рубль производственных фондов. В 2005 году рентабельность хозяйственной деятельности возросла на 47,72%, что составляет 3,56 копеек прибыли. (34,14%). Также положительным является увеличение рентабельности продаж на 0,07 копеек (10,15%), что повысило Кхд на 3,56%.
3. Пути совершенствования использования прибыли на 000 «Запчастьснаб».
3.1. Определение направления сокращения расходов организации, финансируемых за счет чистой прибыли.
Прибыль является основным фактором, влияющим на рентабельность. Падение прибыли в 2004 году на 29881 рубль (66,22%) связано с:
— убытком от внереализационных операций (1022 рубля);
— снижение прибыли от продаж на 58744 рубля (70,59%), на которую в свою очередь повлияло увеличение себестоимости товаров и коммерческих расходов;
наличие убытков по прочим операциям в 2004 году (3118 рублей), хотя по сравнению с 2003 годом они упали на 56%. Анализ прибыли показал, что:
– снижение объема реализации привело к снижению прибыли на 6432,98 рубля;
– увеличение себестоимости товаров уменьшило прибыль от реализации на 317358,87 рублей;
– увеличение коммерческих расходов снизило прибыль на 111872,65 рублей;
– положительное влияние оказало увеличение оптовых цен на реализованные товары, прибыль возросла на 376922,53 рубля.
продолжение
–PAGE_BREAK–