Содержание Введение …. 1. Понятие и структура финансовой системы ….… 1.1 Государственные и муниципальные финансы …. 6 • Бюджетная система РФ ….…… 7 • Внебюджетные фонды … … 10 • Государственный кредит ….………. 17 • Фонды страхования … 1.2 Финансы хозяйствующих субъектов … 2. Проблемы финансов страны при переходе к рыночным отношениям …… 24 3.
Перспективы развития финансовой системы РФ …. 29 Заключение … 31 Библиографический список … 33 Введение Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды это финансовые
отношения. Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: – недостаточные темпы развития экономики; – диспропорции развития экономической системы; – отставание
в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; – излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; – низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации. Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные
операции. Следовательно, самое важное – создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные
группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами. Таким образом, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
1. Понятие и структура финансовой системы Финансовая система представляет собой элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающий избытком или недостатком денежных средств. В Западной литературе используется институциональный подход к трактовке финансовой системы, т.е. финансовая система определяется как совокупность финансовых рынков и финансовых инструментов, используемых для заключения сделок, обмена активами, рисками. С точки зрения данного подхода государственные финансы представлены как элемент системы, функционирующий по законам рынка. Недостаток данной трактовки в том, что она не отражает функциональную составляющую финансовой системы как системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики, цели функционирования которых и методы распределения и использования ресурсов различны. Функциональный подход превалирует в отечественной литературе.
В соответствии с этим подходом, финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. В соответствии с функциональным подходом финансовая система РФ имеет следующий вид. Финансовая система РФ ГМФ (государственные Финансы хозяйствующих муниципальные фонды) субъектов – бюджетная система – финансы коммерческих организаций
– внебюджетные фонды – финансы некоммерческих организаций – государственный кредит – финансовые посредники – фонды страхования а) социальное б) личное в) имущественное г) страхование ответственности д) страхование предпринимательских рисков В территориальном аспекте финансовая система включает: – федеральные финансы; – региональные финансы или финансы субъектов РФ; – местные финансы или финансы муниципальных образований. В отраслевом аспекте финансовая система включает: – общегосударственные финансы; – финансы отраслей
комплексов отраслей; – финансы предприятий разных форм собственности. 1.2 Государственные и муниципальные финансы Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает следующие элементы: 1) Бюджетная система; 2) Внебюджетные фонды; 3) Государственный кредит; 4) Фонды страхования. В системе государственных и муниципальных финансов (ГМФ) единая бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Используется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней власти и управления (в т.ч и консолидированных), а также бюджетов внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ Бюджетная система является главным звеном финансовой системы Российской Федерации. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.
При этом они являются финансовой базой самостоятельности субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются за счет налоговых и неналоговых источников, возможно привлечение средств на возвратной основе через внутренний и внешний кредит. Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как за¬кон. Через федеральный бюджет государство концентрирует у себя значительную
долю национального дохода для финансиро¬вания народного хозяйства, социально-культурных мероприя¬тий, укрепления обороны страны и содержания органов государ¬ственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возмож¬ность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и фи¬нансовую политику на всей территории страны. Таблица 1 ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2007 г. Утверждено Федераль-ным законом "О Феде-ральном бюджете на 2007г. ", млрд. руб. Фактическое исполнение млрд. руб. в процентах к утверж-денному бюджету к ВВП Доходы 7443,9 7781,1 104,5 23,6 из них: налог на прибыль организаций 635,6 641,3 100,9 1,9 единый
социальный налог 389,1 405,0 104,1 1,2 налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги),реализуемые на территории Российской Федерации 1381,9 1390,4 100,6 4,2 на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 848,8 871,1 102,6 2,6 акцизы по подакцизным товарам (продукции): производимым на территории Российской Федерации 107,4 108,8 101,4 0,3 ввозимым на территорию Российской Федерации 25,5 26,2 102,8 0,1 налоги, сборы и регулярные пла- тежи за пользование природными
ресурсами 1114,7 1157,4 103,8 3,5 доходы от внешнеэкономической деятельности 2364,3 2408,3 101,9 7,3 доходы от использования имуще- ства, находящегося в государст- венной и муниципальной собст- венности 88,2 267,1 302,8 0,8 платежи при пользовании при- родными ресурсами 46,6 61,3 131,7 0,2 Расходы 6531,4 5986,6 91,7 18,1 из них: на общегосударственные вопросы 1122,1 815,7 72,7 2,5 из них на обслуживание государственного и муниципального долга 149,1 143,1 96,0 0,4 на национальную оборону 839,1 831,9 99,1 2,5
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 674,8 667,0 98,8 2,0 на национальную экономику 730,2 692,6 94,8 2,1 из них расходы: на топливо и энергетику 12,7 8,3 65,8 0,0 на сельское хозяйство и рыболовство 27,1 27,8 102,8 0,1 на транспорт 218,6 172,6 78,9 0,5 на связь и информатику 28,7 14,1 49,3 0,0 на прикладные научные исследования в области национальной экономики 60,9 60,7 99,7 0,2 на другие вопросы в области национальной экономики 323,5 348,3 107,7 1,1 на социально-культурные мероприятия 920,9 776,1 84,3 2,4 на межбюджетные трансферты 1939,7 1900,1 98,0 5,8 Профицит 912,5 1794,6 196,7 5,4 В условиях перехода на рыночные отношения федеральный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь ме¬тоды его воздействия на общественное производство. В совре¬менных условиях развитие общественного производства обеспе¬чивается не методами бюджетного финансирования и дотирова¬ния, а с помощью экономических методов, использование кото¬рых позволяет перейти
к финансовому регулированию экономи¬ки. Важная роль федерального бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджет¬ные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджет¬ных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и уч¬реждения социально-культурного направления. Таблица 2 РАСХОДЫ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ в 2007 г.1) Млрд. руб. В процентах к итогу Расходы – всего 5822,3 100 в том числе: на образование 1343,0 23,1 на культуру, кинематографию и средства массовой информации 246,2 4,2 на здравоохранение и спорт 1381,5 23,7 на социальную политику 2851,6 49,0 1) Данные приведены с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое
значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культур¬ного уровня жизни народа. Внебюджетные фонды Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные государственные и муниципальные фонды – самое популярное звено финансовой системы Российской Федерации 90-х годов. В отдельные годы существовало до тридцати различных фондов, только на федеральном уровне, предназначенных для решения различных задач. Основной функцией внебюджетных фондов является целевое финансирование социально-значимых проектов и направлений жизнедеятельности страны. Они создаются представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления либо на основе требований законодательства, либо по собственному решению. Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием
расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Классификация фондов: 1. Социальные: – Пенсионный фонд; – Фонды социального страхования; –
Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 2. Экономические внебюджетные фонды: – региональные фонды финансовой поддержки малых предприятий; – фонды финансирования и развития науки. Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсион¬ный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного меди¬цинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюд¬жетных фондов за последние годы превышали 60% доходов госу¬дарственного
бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго це¬левое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Пенсионный фонд (ПФ) – внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом рас¬ходующий эти средства на выплату пенсий гражданам. ПФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Таблица 3 ПОСТУПЛЕНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (миллионов рублей; 1995 г млрд. руб.) 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Остаток средств на начало года1) 1510 8097 98322 115605 33664 57334 47501 43894 Поступление 88260 431281 532120 699871 843141 1015800 1349601 1637580 1946817 в том числе: налоги, страховые
взносы 73709 379259 494906 642328 770457 932507 6356032) 7976412) 10168972) из федерального бюджета 6048 26800 34039 49491 50979 60460 6931313) 8331053) 9198793) из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации4) 275 284 – – – – – – – кредиты, ссуды 4815 – – – – – – – – Расходование 88709 341056 514837 789621 804076 967540 1299113 1537257 1786457 в том числе: на финансирование выплат населению пенсий, пособий 85078 331257 491123 661730 776446 932699 12651863) 14928063) 17275303)
возврат кредитов, ссуд 2368 424 – – – – – – – 1) С 2007 г. в действующей статистической отчетности показатель не предусмотрен. 2) Без учета поступлений из федерального бюджета за счет единого социального налога. 3) Включая средства на осуществление ежемесячной денежной выплаты. 4) Фонд занятости населения Российской Федерации упразднен с 1 января 2001 г. Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республи¬ках, краях, областях, что позволяет
охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих пра¬ва на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызван¬ные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом. Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определен¬ный прожиточный уровень в будущем. Фонд социального страхования (ФСС) — централизо¬ванный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.
Таблица 4 ПОСТУПЛЕНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (миллионов рублей; 1995 г млрд. руб.) 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Остаток средств на начало года1) 1203 12095 28935 24142 14927 16016 18708 21380 Поступление 17597 86581 89018 116393 137250 159276 186692 218913 295368 в том числе: налоги, страховые
взносы 15979 83657 87826 114009 135643 156609 167606 188889 236255 из федерального бюджета 28 580 448 716 899 1861 16877 14616 41662 из федерального фонда обязательного медицинского страхования – – – – – – – 12934 15149 от реализации путевок 297 1185 – – – – – – – от вклада на депозит и прочих финансовых вложений 383 284 – – – 309 445 379 214 Расходование 17458 69995 93721 125608 136161 140568 165312 208151 303062 в том числе: на финансирование мероприятий по социальному страхованию 10999 42867 67818 101444 116515 119011 126488 156420 220440
на финансирование отдельных мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию 4683 23555 20778 18207 13795 15336 16542 14849 16086 на финансирование выплат пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств федерального бюджета 359 322 467 685 828 954 на финансирование выплаты пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий – – – – – – – – 536 на финансирование выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию – – – – – – – – 23465 на дополнительную оплату амбулаторно- поликлинической помощи, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы ОМС – – – – – – – 12826 1467 на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни – – – – – – –
13545 на финансирование исполнительной дирекции Фонда 530 2503 3796 4322 4065 4640 6034 8306 10830 перечисления в Пенсионный фонд Российской Федерации 799 – – – – – – – – 1) С 2007 г. в действующей статистической отчетности показатель не предусмотрен. Основные задачи Фонда социального страхования – обеспечение гарантированных государством пособий: • по временной нетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа –
60%, от 5 до 8 лет – 80%, свыше 8 лет – 100% заработка, вследствие трудового увечья – 100%); • по беременности и родам: 70 дней до и 70 дней после часа “Х”, в случае трудных родов после – 86 дней, при рождении 2-х – 110 дней. Выплата в полной сумме до родов и после родов в размере 100%; • единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель – 50%); • при рождении ребенка (с 1.04.93г 5 минимальных размеров оплаты труда); • по
уходу за ребенком до 1,5 лет; • ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет – 70% от минимального размера оплаты труда; • на погребение (5 минимальных размеров оплаты труда); Средства фонда образуются из следующего: • страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; • доходов от инвестирования части временно свободных средств; • ассигнований из Федерального бюджета. Норматив отчислений в фонд социального страхования – 5,4% на все виды начисленной оплаты труда. Обязательное медицинское страхование — составная часть государствен¬ного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ рав¬ные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Таблица 5 ПОСТУПЛЕНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (миллионов рублей;
1995 г млрд. руб.) 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Остаток средств на начало года 14 27 42 25 33 21 73 11570 17687 Поступление 512 2887 3988 5089 5795 6813 83003 125524 157817 в том числе: налоги, страховые взносы1) 507 2818 3966 5058 5771 6784 31708 55772 71809 от вклада на депозит и прочих финансовых вложений 5 16 21 29 22 1 – – – возврат ранее размещенных средств 0,0 12 – – – – – – – штрафы, пени, прочие санкции – 41 0,1 – – –
0,1 – – из федерального бюджета – – – – – – 51292 69694 85847 Расходование 516 2872 4005 5081 5807 6762 71507 119407 158177 в том числе: на финансирование целевых программ обязательного медицинского страхования и отдельных мероприятий по здравоохранению 47 420 351 502 600 690 340 359 – субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения – – – – – –
– – 2083 на субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС 397 2352 3562 4481 5095 5972 29266 38133 41823 102972) на субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) – – – – – – 4750 3210 3403 субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам соответствующих врачей – – – – – – – 14624 14964 субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан – – – – – – – 1607 2529 субсидии бюджетам территориальных фондов на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы
ОМС – – – – – – – 4349 619 на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами – – – – – – 37004 40421 66902 средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения
ребенка в течение первого года жизни – – – – – – – 12934 15144 на финансирование расходов по науке и научному обслуживанию – 4 4 4 4 4 4 4 6 на финансирование расходов по образованию – 3 3 3 3 3 8 8 8 на финансирование исполнительной дирекции Фонда 11 34 39 40 52 47 82 118 142 на финансирование расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда 26 38 40 39 40 40 46 34 68 платежи в бюджет – –
0,04 – 5 2 – – – финансовые вложения 25 – – – – – – – – 1) С 2002 г включая недоимку, штрафы, пени по налогам, страховым взносам. 2) Субсидии на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов по территориальной программе ОМС за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС. Для реализации политики в области медицинского страхования созда¬ются
Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхова¬ния как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреж¬дения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:  выравнивания условий деятельности территориальных фондов обяза¬тельного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;  финансирования целевых программ в рамках обязательного медицин¬ского страхования;  осуществления контроля за рациональным использованием финансо¬вых средств обязательного медицинского страхования. Финансовые средства федерального фонда образуются за счет:  части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обяза¬тельное
медицинское страхование в размерах, установленных федераль¬ным законом;  взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;  ассигнований из федерального бюджета на выполнение республикан¬ских программ обязательного медицинского страхования;  добровольных взносов юридических и физических лиц;  доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;  нормированного страхового запаса
финансовых средств фонда и иных поступлений. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), создаваемые пред¬ставительной властью субъектов федерации, осуществляют:  финансирование обязательного медицинского страхования, проводи¬мого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответ¬ствующие лицензии и заключившими договоры обязательного меди¬цинского страхования по дифференцированным по душевым нормати¬вам, устанавливаемым правлением территориального фонда;  финансово-кредитную
деятельность по обеспечению системы обязатель¬ного медицинского страхования;  выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;  предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;  накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости систе¬мы обязательного медицинского страхования;  контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан. Всем гражданам выдается страховой полис. Государственный кредит Государственный кредит объединяет в себе специфические финансовые отношения, возникающие с целью мобилизации государства дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, а также для предоставления средств предприятием организации, другим государствам на условиях платности, возвратности, срочности.
Государство в этих отношениях выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта. Государственный кредит – это отношения, посредством которых образуется государственный долг. Государственный долг – это вся сумма выпушенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок. Государство при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов
может использовать временно свободные денежные средства юридических и физических лиц. При этом государство является заемщиком, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Государственный долг может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый
кризис в стране. В этих условиях государство может использовать рефи¬нансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Контроль над состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ. Фонды страхования Фонды страхования включают звенья: – социальное страхование; – личное страхование (объект страхования – жизнь и здоровье граждан); – имущественное страхование (объект страхования – имущество юридических и физических лиц); – страхование предпринимательских рисков (объект – ущерб, нанесенный застрахованным третьим лицам). Страхование представляет собой особу форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических
лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий. Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующий типу экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни, наводнения др.) техногенных рисков
(пожары, аварии, взрывы и др.) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Страховая жизнь, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального
страхования. В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным и обязательным. Таблица 6 СТРУКТУРА СТРАХОВЫХ ПРЕМИЙ (взносов) И ВЫПЛАТ ПО ВИДАМ СТРАХОВАНИЯ в 2005-2007 гг. (в процентах к итогу) 2005 2006 2007 Страховые премии (взносы) Выплаты по договорам страхования Страховые премии (взносы) Выплаты по договорам страхования Страховые премии (взносы) Выплаты по договорам страхования Всего по добровольному и обязательному страхованию 100 100 100 100 100 100 Добровольное страхование 60,0 46,3 55,5 36,0 52,2 33,3 в том числе: личное страхование 19,5 31,1 15,4 17,0 14,6 13,8
страхование жизни 6,7 18,1 2,6 4,7 2,9 3,3 из него пенсий и ренты 3,4 6,7 0,5 0,8 0,4 0,5 страхование от несчастных случаев и болезней 3,7 1,6 4,1 1,2 3,6 0,7 из него пассажиров (туристов, экскурсантов) 0,3 0,05 0,3 0,1 0,3 0,1 медицинское страхование 9,0 11,4 8,7 11,1 8,2 9,8 имущественное страхование 40,5 15,2 40,1 19,0 37,6 19,4 страхование имущества юридических лиц 24,1 6,0 22,4 7,0 18,8 7,0 из него средств транспорта 3,9 2,2 4,3 2,7 4,8 2,8 страхование имущества граждан 11,3 8,4 14,1 11,2 15,8 12,0 страхование предпринимательских и финансовых
рисков 2,0 0,5 0,9 0,4 0,4 0,2 из него депозитов и вкладов граждан 0,5 0,01 0,0 – 0,0 0,0 страхование ответственности 3,1 0,4 2,6 0,4 2,6 0,3 Обязательное страхование 40,0 53,7 44,5 64,0 47,8 66,7 в том числе: личное страхование 28,9 44,4 34,1 54,5 38,3 58,1 страхование от несчастных случаев и болезней 1,0 1,4 1,0 1,2 0,8 0,9 из него пассажиров (туристов, экскурсантов) 0,2 0,2 0,1 0,0 0,1 0,0 медицинское страхование 27,9 43,0 33,1 53,3 37,5 57,2 имущественное страхование 11,1 9,3 10,4 9,5 9,5 8,7
страхование ответственности 10,9 9,1 10,4 9,5 9,5 8,7 из него гражданской ответственности владельцев транспортных средств 10,9 9,0 10,4 9,5 9,5 8,7 Социальное страхование – это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты — жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе.
Наиболее распространенными считаются смешанное страхование жизни с широким объемом страховой ответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, в связи с наступлением смерти застрахованного), страхование детей до достижения ими совершеннолетия, страхование детей и школьников от несчастных случаев, ритуальное страхование, страхование пенсий, страхование образования. Имущественное страхование – отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений
выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц. Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда,
предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда. К традиционным и освоенным видам имущественного страхования относятся сельскохозяйственное страхование, транспортное страхование, страхование имущества граждан, страхование имущества предприятий различных форм собственности. Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников правоохранительных органов). Страхование ответственности в отличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих) лиц, которым гарантируются
выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения. Тем самым страхование ответственности обеспечивает защиту экономических интересов возможных виновников вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен ущерб. 1.2 Финансы хозяйствующих субъектов Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального
дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Финансы хоз. субъектов включают: – финансы коммерческих организаций; – финансы некоммерческих организаций; – финансовых посредников. Финансы организаций (коммерческие и некоммерческие). В соответствии с ГК РФ организации подразделены на:
1. Коммерческие; 2. Некоммерческие. Финансы коммерческих предприятий как звено финансовой системы страны формирут преобладающую часть финансовых ресурсов и являются основой единой финансовой системы страны, обслуживают воспроизводство и распределение ВВП. От состояния финансов коммерческих предприятий зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, предприятия используют бюджетные ресурсы, иногда государственный кредит, банковский кредит, фонды страхования. В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою комерческую деятельность самостоятельно, целью и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Финансы коммерческих организаций образуются за счет собственного и заемного капиталов. Собственный капитал включает: а) уставный капитал; б) резервный капитал; в) добавочный капитал. Заемный капитал представлен кредитами, мобилизуемыми на финансовом рынке и займами, например, за счет
выпуска облигаций. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций. Некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли, действуя в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях", и доход, полученный от деятельности не распространяется между участниками, и используется в соответствии с целью создания организации. Состав финансовых ресурсов некоммерческих организаций состоит только из двух элементов: собственных
и приравненных к ним средств и средств целевого финансирования. Выпуск и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, поскольку лишь акционерное общество таким образом может мобилизовать средства на финансовом рынке. Состав и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно зависит от ее формы. 2. Проблемы финансов страны при переходе к рыночным отношениям
Реорганизуя финансовую систему страны в период перехода к рынку, правительство пошло по пути сокращения функций государства, а соответственно и роли государства в распределении и перераспределении национального дохода. Изменения в финансовой системе страны: три самостоятельных уровня бюджетной системы (можно сказать и три уровня налоговых доходов); два достаточно самостоятельных уровня банковской системы; многочисленная система государственных и негосударсвенных внебюджетных фондов вместо единой централизованной финансовой системы, в которой главенствующая роль принадлежала единому государственному бюджету, а государственный банк был единым расчётным и кассовым центром. Всё это привело к распылению финансовых ресурсов, сокращению и распылению ссудного фонда государства, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации. Переход от экономики, представляющей собой единый народнохозяйственный комплекс, к предприятиям различных форм собственности и форм организаций, при коренном изменении их взаимоотношений с бюджетной
и банковскими системами, при достаточно тяжёлой налоговой системе и высоком уровне банковского процента, при ослаблении и потере государственного финансового контроля за деятельностью как предприятий, так и финансовых учреждений, сопровождался возникновением и чрезмерным развитием теневой экономики. Таблица 7 ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2007-2008 гг.1) (на 1 января; миллиардов рублей)
Задолжен- ность в том числе недоимка отсрочен- ные (рассрочен- ные) платежи реструкту- рированная задолжен- ность приостанов- ленные к взысканию платежи задолжен- ность, приостанов- ленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства задолжен- ность, взыскивае- мая судебными приставами, по постановле- ниям о возбуждении исполнитель- ного производ- ства 2008г. Всего 574,9 227,4 0,4 11,5 90,5 138,4 106,7 в том числе: по федеральным налогам и сборам 481,9 173,9 0,2 9,2 86,8 118,2 93,7
в том числе: налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые из Республики Беларусь 249,6 85,0 0,2 5,9 41,3 68,9 48,3 налог на прибыль организаций 102,5 34,4 0,0 0,9 29,8 18,7 18,7 акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации и ввозимым из Республики Беларусь 26,4 7,2 0,0 0,8 7,2 7,3 3,9 из них: на бензин 5,1 0,8 – – 3,6 0,2 0,6 на табачную продукцию 0,4 0,1 – – 0,2 0,1 0,1 на дизельное топливо 3,2 0,3 – 0,0 2,7 0,1 0,1 на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) 5,0 1,1 0,0 0,0 0,3 1,8 1,7 налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 35,7 14,6 0,0 0,3 4,7 5,0 11,2 остальные федеральные налоги и сборы 67,7 32,8 0,0 1,3 3,7 18,3 11,6 по региональным налогам и сборам 53,6 32,3 0,2 1,1 1,3 11,4 7,4 по местным налогам и сборам 28,4 14,3 0,0 1,2 1,4 7,9 3,6 по налогам со специальным налоговым режимом 10,9 6,9 0,0 0,1 1,0 0,9 2,1 1)
По данным ФНС России; без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций. Формирование финансового рынка (не существовавшего в советской финансовой системе) и массы всевозможных небанковских учреждений (чековых, приватизационных, инвестиционных, паевых и подобных им фондов) сопровождалось созданием различных финансовых пирамид, крушение которых обездолило значительную часть населения. Возрастание бюджетного дефицита (и государственного долга как основного источника его покрытия) при
сокращении собираемости налогов (как с юридических, так и физических лиц) привело к чрезмерному обороту государственных ценных бумаг, захлестнувших финансовый рынок и отвлёкших финансовые ресурсы от реального сектора экономики. Принципы устройства новой бюджетной системы утверждают самостоятельность, единство каждого звена бюджетной системы, но принципы распределения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы на обеспечивают реализацию принципов, декларируемых законом о бюджетном устройстве.
Таблица 8 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ в 2005-2007 гг. (миллиардов рублей) 2005 2006 2007 Федераль- ный бюджет Консолиди- рованные бюдже- ты субъектов Российской Федерации Федераль- ный бюджет Консолиди- рованные бюдже- ты субъектов Российской Федерации Федеральный бюджет Консолиди- рованные бюдже- ты субъектов Российской Федерации Доходы – всего 5127,2 2999,9 6278,9 3797,3 7781,1 4828,5 из них: налог на прибыль организаций 377,6 955,3 509,9 1160,7 641,3 1530,7 налог на доходы физических лиц 0,0 707,0 0,0 930,4 -0,0 1266,6 единый социальный налог 267,5 0,4 315,8 0,1 405,0 0,1 налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1025,7 0,1 924,2 0,2 1390,4 0,2 на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации 446,5 – 586,7 – 871,1 – акцизы по подакцизным товарам (продукции): производимым на территории Российской Федерации 89,5 146,6 93,2 160,1 108,8 179,3 ввозимым на территорию Российской Федерации 17,6 – 17,3 – 26,2 – налоги на совокупный доход – 71,7 – 95,9 – 123,7 налоги на имущество 0,0 253,1 -0,0 310,9 -0,0 411,2 налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 872,3 56,3 1116,7 70,6 1157,4 77,8 задолженность и перерасчеты
по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 9,8 33,2 5,9 14,8 3,9 15,9 доходы от внешнеэкономической деятельности 1680,9 – 2306,3 – 2408,3 – доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 80,3 154,9 149,1 196,6 267,1 249,9 платежи при пользовании природными ресурсами 57,9 15,1 76,8 17,6 61,3 21,1 безвозмездные поступления 86,6 442,3 34,9 603,1 231,1 645,0 доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности –
56,2 0,1 79,4 0,5 97,5 Расходы – всего 3514,3 2941,2 4284,8 3657,7 5986,6 4790,5 из них: на общегосударственные вопросы 501,0 249,1 533,2 282,7 815,7 348,0 из них на обслуживание государственного и муниципального долга 208,3 30,9 172,8 29,8 143,1 32,0 на национальную оборону 581,1 0,6 681,8 1,6 831,9 2,1 на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 450,1 135,1 550,2 163,9 667,0 197,3 на национальную экономику 248,7 515,5 345,0 603,9 692,6 865,4 из них расходы: на топливо и энергетику 4,8 5,6 7,5 10,6 8,3 25,2 на сельское хозяйство и рыболовство 19,5 59,2 26,1 84,7 27,8 118,6 на транспорт 42,2 208,3 132,2 279,9 172,6 407,8 на связь и информатику 4,3 9,5 6,1 14,3 14,1 22,6 на прикладные научные исследования в области национальной экономики 38,0 1,5 45,4 1,8 60,7 2,2 на другие вопросы в области национальной экономики 95,0 224,2 66,5 201,1 348,3 241,3 на жилищно-коммунальное хозяйство 6,9 464,5 52,7 579,0 294,9 807,4 на социально-культурные мероприятия 476,2 1534,6 616,4 1974,5 776,1 2531,0 на межбюджетные трансферты 1245,6 24,7 1498,9 35,5 1900,1 21,0 из них на трансферты внебюджетным фондам 758,9 – 914,3 3,0 1043,9 19,0
Профицит 1612,9 58,7 1994,1 139,6 1794,6 38,0 В результате обостряются проблемы бюджетного федерализма. Путь к их решению: законодательное перераспределение функций каждого уровня государственной власти, изменение структуры распределения налогов между тремя уровнями бюджетной системы и совершенствование механизма бюджетного регулирования. Слабость бюджетной системы современной России в том, что функции государства, а следовательно, и расходы переданы в значительной мере региональным
и местным бюджетам, но структура распределения доходов осталась доперестроечной. Таким образом, к концу 1999 г. в России сформирована, можно сказать, только инфраструктура финансовой системы государства с рыночной экономикой. Её нужно наполнять соответствующим содержанием, но чрезвычайно обострившийся финансовый кризис может изменить и финансовую политику, и сам ход исторического развития финансов. 3. Перспективы развития финансовой системы
РФ Такие явления, как «шок» и «бум», по-прежнему определяют текущее состояние экономики России, равно как будут определять ее основные параметры и в среднесрочной перспективе. Внешний «шок», вызванный высокими ценами на нефть и, соответственно, значительными поступлениями экспортной выручки, принципиальным образом изменил финансовое состояние российских предприятий, государственного бюджета и населения, увеличив их доходы. Важнейшими задачами 2005 г. и в среднесрочной перспективе (до 2008 г.) являются обеспечение высоких темпов роста российской экономики (свыше 6 или 7% в год), а также формирование фундамента для их сохранения в среднесрочной перспективе. Большинство прогнозов, разрабатываемых официальными и независимыми источниками, в данном отношении довольно пессимистичны: даже в условиях сохранения цен на сырье и энергоносители на высоком уровне (как в 2003-2004 гг.) в 2005-2006 гг. ожидается снижение темпов роста
ВВП до 5,8-5,9% (согласно опросным данным в рамках консенсус-прогноза, подготавливаемого Центром развития). Более того, итоги первых 5 мес. 2005 г. подтверждают худшие опасения аналитиков: темпы роста ВВП составили лишь 5,5%, а объемы промышленного производства практически не возросли. В качестве основных причин замедления темпов роста экономики экспертами выделяются такие, как сравнительно высокий уровень инфляции, повышение реального курса рубля и связанное с этим снижение конкурентоспособности
отечественных товаров, неблагоприятный инвестиционный климат (обусловленный прежде всего высокими политическими рисками), жесткая бюджетная политика и ряд других факторов. В подобных условиях особая роль отводится финансовой сфере. Предполагается, что именно национальная банковская система и финансовые рынки должны максимально эффективно выполнять такие функции, как обеспечение трансформации сбережений в инвестиции (в том числе и внешние),
аккумулирование доходов предприятий и населения в виде организованных сбережений (в банковской системе), а также сглаживание неблагоприятных внешних воздействий. Однако возможности национальной финансовой сферы по решению перечисленных задач обременены целым рядом проблем. Заключение Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства. Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др. Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья
обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП. Несмотря на разграничение сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит. Таким образом, финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику
страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку. Библиографический список 1. Российский статистический ежегодник 2008 г. 2. Финансы: Учебник/ под ред. Ковалева В.В «Проспект», М 2001. 3. Финансы: Учебник/ под ред. Родионовой В.М «Финансы и статистика», М 1995. 4. Бюджетный кодекс
РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.12.2004) 5. Назаров, Н.Н Понятия «Финансовая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит 2004 №19 –С.6-10 ISSN 2071-4688. 6. Федеральный закон от 12.01.1996 №7 – ФЗ «О некоммерческих организациях». 7. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
8. Федеральный закон от 24.08.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». 9. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». 10. Абрамова М.А.Финансы и кредит – М Юриспруденция, 2003. 11. Баранникова Н.П. //Финансы и кредит.
2004г 12. Галицкая С.В Деньги, кредит, финансы – М Экзамен, 2004 13. Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий – Томск, 2000. 14. Дробозина Л.А Финансы – М ЮНИТИ, 2000. 15. Ковалева А.М Финансы, М Финансы и статистика,2003.