Административные процедуры в деятельности органов внутренних дел: понятие,классификация и сущность. С.И. Агафонов
Агафонов Сергей Иванович — старший юрисконсультюридического бюро Московского университета МВД России.
Проблемы административно-процедурной деятельностиорганов исполнительной власти находятся в центре внимания как ученых, так и специалистов-практиков.Данное обстоятельство обусловлено целым рядом факторов. Одним из важнейшихобстоятельств, которое привлекает внимание к административно-процессуальнойдеятельности органов исполнительной власти, является то обстоятельство, что входе административно-процессуальной деятельности затрагиваются права граждан июридических лиц, которые взаимодействуют с органами и должностными лицамиисполнительной власти. От того, как определен порядок взаимоотношений граждан июридических лиц с органами исполнительной власти и их должностными лицами,зависит эффективность осуществляемой ими предпринимательской деятельности,качество оказываемых государственных услуг, а также уровень законности идисциплины в органах исполнительной власти.
Органы внутренних дел как органы исполнительнойвласти также участвуют в процессе оказания гражданам и юридическим лицамсоответствующих государственных услуг. В этой связиадминистративно-процессуальная деятельность, осуществляемая органами внутреннихдел, имеет весьма актуальное значение. Следует отметить, чтоадминистративно-процессуальная деятельность, осуществляемая органами внутреннихдел, достаточно разнообразна. В рамках данной деятельности органов внутреннихдел реализуется целый ряд административных производств, которые в теорииадминистративного права получили название процедуры.
Необходимо сказать, что в настоящее времязаконодательство не содержит определения «административнаяпроцедура», тем не менее использует данный термин при разрешении налоговыхспоров. Данный вывод следует из названия Федерального закона от 4 ноября 2005г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РоссийскойФедерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательныхактов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованиюадминистративных процедур урегулирования споров»[1]
В этой связи представляется вполне актуальнымопределить, что понимается под «административной процедурой». Какотмечает А.М. Васильев, правовые категории очень важны, поскольку этофундаментальные понятия правоведения — категории отражают наиболее существенныесвойства правовых явлений и представляют собой наиболее глубокие по содержаниюи широкие по объему понятия в границах правовой науки[2]
Обращаясь к этимологическим словарям и научнойлитературе, для раскрытия содержания термина «административная процедура»мы можем видеть следующее.
Процедура — это официально установленный порядокдействий . Как отмечает О.В. Яковенко, «правовая процедура — этоособый нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности,направленной на реализацию норм материального права и основанных на нихматериальных правоотношений, охраняемый от нарушений правовыми санкциями»[3].
Б.М. Лазарев «под процедурой понимал порядок совершениядействий, необходимых для выполнения какого-либо дела, решения задачи.Применительно к государственным органам процедуры определяют стадии, их цели,основания совершения и взаимосвязь этих действий, способы их оформления ификсации»[4] .
В.Н. Протасов, проведя фундаментальное исследование,касающееся теории юридических процедур, отмечает, что процедура какобщесоциальное явление представляет собой систему контроля, которая:
а) ориентирована на достижение конкретногосоциального результата;
б) состоит из последовательных, сменяющих друг другаактов поведения и как деятельность внутренне структурирована общественнымиотношениями;
в) урегулирована социальными нормами как нормативнаямодель или определена в договоре как порядок реализации конкретного отношения;
г) иерархически построена;
д) постоянно находится в динамике, развитии;
е) имеет служебный характер, выступает средствомреализации основного главного для нее общественного отношения.
Правовая процедура обладает всеми названнымипризнаками, а ее особенность состоит в том, что она действует в правовой среде[5].
И.М. Лазарев в своем исследовании отметил, что«юридическая процедура определяет порядок совершения субъектами права техили иных юридически значимых действий, совокупность которых и образуетюридический процесс».
Кроме того, И.М. Лазарев отмечает «юридическийпроцесс как урегулированную процессуальными нормами права совокупностьюридически значимых действий субъектов права по нормативно-правовомурегулированию общественных отношений и по применению материально-правовых норм,выраженную в форме правотворчества или правоприменения. Одно или несколькоюридически значимых действий, составляющих содержание того или иного видаюридического процесса, следует рассматривать как юридическую процедуру»[6]
В.Н. Протасов утверждает, что юридический процесспредставляет собой разновидность юридической процедуры, направленную навыявление и реализацию материального охранительного правоотношения”[7]
Изучение юридических процедур в позитивном июрисдикционном аспекте привело к исследованию административных процедур,охватывающих разные виды административной деятельности органов публичногоуправления: нормотворчество, контрольно-надзорную деятельность, организационнуюдеятельность и др.
В связи с чем наиболее типичным является следующееопределение административной процедуры.
Административная процедура — это нормативноустановленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права дляреализации их прав и обязанностей[8].
В научной литературе существуют различные точкизрения на институт административных процедур. Так, Ю.А. Тихомиров, Э.В.Талапина говорят о том, что административные процедуры — это нормативноустановленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права дляреализации их прав и обязанностей [9]
Н.Г. Салищева отмечает, что административныепроцедуры — это установленные в нормативном порядке действия органовисполнительной власти и уполномоченных государственных учреждений, направленныхна разрешение индивидуальных дел по реализации прав и законных интересовграждан и организаций[10]
О.С. Беркутова определяет административные процедурыкак урегулированную административно-процессуальными нормами правоприменительнуюдеятельность органов исполнительной власти, направленную на реализацию своихполномочий во взаимоотношениях с не подчиненными им гражданами и ихорганизациями и не связанную с рассмотрением споров или применением мерпринуждения[11]
Р.С. Тихий определяет административную процедуру какнормативно урегулированную деятельность органов исполнительной власти, котораяобеспечивает порядок принятия властных управленческих решений должностнымилицами, в том числе рассмотрение и разрешение конкретных административных дел[12]
И.М. Лазарев, проанализировав административные процедуры каксоставную часть административного процесса, говорит о том, что административныепроцедуры — это урегулированная административно-процессуальными нормамиправоприменительная деятельность органов исполнительной власти, направленная нареализацию своих полномочий во взаимоотношениях с не подчиненными им гражданамии их организациями и не связанная с рассмотрением споров или применением мерпринуждения[13] .
Исходя из этого определения, можно сделать вывод отом, что И.М. Лазарев рассматривает только позитивные отношения, в которыхреализуются административные процедуры. На наш взгляд, данная позицияпредставляется неполной для целей нашего исследования.
М.О. Ефремов говорит о том, что административныепроцедуры представляют собой урегулированный нормативными правовыми актамипорядок действий органов власти в процессе публичного управления, целью которыхявляется практическое претворение в жизнь материальных норм административного права.Их разновидностью являются административные процедуры, регламентирующие порядокреализации компетенции органа публичной власти по осуществлению прав,обязанностей и законных интересов частных лиц[14]
С.Д. Хазанов отмечает, что под административной процедуройнужно понимать нормативно установленный последовательный порядок реализацииадминистративно-властных полномочий, направленный на разрешение юридическогодела или выполнение управленческих функций. Тем самым, во-первых, обязательнымее участником является представитель публичной администрации, во-вторых, в ее рамкахреализуются не любые права и обязанности, а властные полномочияадминистративного характера, в-третьих, процедура всегда закрепляется внормативном правовом акте как модель деятельности, в-четвертых, она направленана возникновение конкретных последствий либо имеет иное юридическое значение,в-пятых, действия, совершаемые в рамках процедуры, имеют определенную временнуюпродолжительность, последовательность и юридико-организационную взаимосвязь[15]
В административно-процессуальной деятельностимилиции имеют место административные процедуры как позитивного, так инегативного (юрисдикционного) характера. Данные процедуры находятся в диалектическойвзаимосвязи и достаточно часто используются в деятельности органов внутреннихдел (милиции).
Обобщение вышеизложенных определений позволяетсделать вывод о том, что наиболее приемлемым определением административнойпроцедуры может быть следующее определение.
Административная процедура — это установленныйпорядок деятельности органов публичного управления по рассмотрению и разрешениюподведомственных административных дел, определяющая основания, стадии, формы,сроки и последовательность совершения соответствующих административныхдействий.
Исходя из этого под законодательным регулированиемадминистративных процедур необходимо понимать установление общих процессуальныхправил, на которых строятся взаимоотношения между органами публичного управления,с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, направленныена получение соответствующего административного результата.
Ю.А. Тихомиров и Э.В. Талапина в содержанииадминистративных процедур выявляют следующие элементы:
а) процедурные правила, предназначенные длялегального применения материально-компетенционных норм;
б) типичный «набор» юридических действий иактов, совершаемых и принимаемых субъектами компетенции;
в) стадии деятельности субъектов компетенции исвязанных с ними других субъектов права, последовательность совершенияюридических действий и их связь;
г) временная характеристика (сроки,продолжительность, периодичность)[16].
Таким образом, административные процедуры выступаютодной из составных частей административного процесса. В сочетании садминистративно-материальными нормами они находятся в системе административногоправа.
Многообразие административной деятельности органовпубличного управления в целом и органов внутренних дел в частности требуетвведения и использования различных административных процедур. Прежде всеговыделяют позитивные административные процедуры, призванные упорядочить основныевиды административной деятельности органов публичного управления. Ряд процедурназывают коллизионными, поскольку они применяются при рассмотрении споров иразрешении разногласий. Это могут быть административно-юрисдикционныепроцедуры.
Классификация административных процедуросуществляется по видам решаемых задач в русле компетенции уполномоченныхорганов публичного управления.
Таким образом, можно выделить следующий переченьадминистративных процедур, реализуемых в сфере исполнительной деятельности:
а) организационные процедуры (делопроизводство,подбор и расстановка кадров, распределение должностных обязанностей и др.);
б) нормотворческие процедуры (подготовка и принятиенормативных и индивидуальных актов);
в) информационные процедуры (документооборот,информационное обслуживание, информационный обмен и др.);
г) административные процедуры, связанные сосуществлением организационно-технических действий (материально-техническоеобеспечение и др.);
д) административно-управленческие процедурысвязанные с распределением, перераспределением и делегированием полномочий;
е) административные процедуры, связанные сосуществлением юридически значимых действий (регистрация, лицензирование,квотирование, учет и др.);
ж) контрольно-надзорные процедуры;
з) административные процедуры, связанные срассмотрением предложений и заявлений, и иные юрисдикционные процедуры;
и) административные процедуры, реализуемые вчрезвычайных ситуациях и особых конституционно-правовых иадминистративно-правовых режимах;
к) административные процедуры координации ивзаимодействия;
л) административные процедуры, реализуемые в рамкахразрешительной системы, в сфере охраны общественного порядка и обеспеченияобщественной безопасности, а также обеспечения безопасности личности и др.
Ряд названных административных процедур реализуетсяв деятельности органов внутренних дел.
Кроме позитивных административных процедур,существуют коллизионные административные процедуры — этоадминистративно-защитные процедуры, которые связаны с рассмотрение жалоб, атакже разрешением разногласий и споров в сфере публичного управления.
В завершение исследования понятия и содержанияадминистративных процедур в деятельности органов внутренних дел необходимосказать, что административные процедуры активно внедряются как в экономическую,так и в правоохранительную деятельность, в этой связи органам внутренних дел входе взаимоотношений с физическими и юридическими лицами необходимпринципиально новый административно-процессуальный режим. В настоящее времяорганам внутренних дел недостает предписаний административных процедур. Данныйнедостаток особенно остро ощущается в сфере взаимодействия органов внутреннихдел с другими органами исполнительной власти, недостаточно предписаний,касающихся информационного обмена, а также порядка предоставления и полученияинформации. Немало проблем возникает в вопросах работы с обращениями граждан, атакже предоставления физическим и юридическим лицам государственных услуг и др.Эти и ряд других вопросов должны быть урегулированы предписаниями закона. Вэтой связи можно согласиться с мнением, что в законах прошлых лет и нашеговремени очень мало процедурных правил[17]
Исходя из этого административные процедуры вдеятельности органов внутренних дел могут быть определены как нормативноустановленный порядок последовательно совершаемых административных действий,принимаемых решений, направленных на реализацию их полномочий в механизмезащиты прав граждан и юридических лиц, а также в предоставлении гражданам июридическим лицам в соответствии со своей компетенцией государственных услуг всфере внутренних дел.
Определение критериев для классификацииадминистративных процедур в деятельности органов внутренних дел являетсяпервостепенной задачей настоящего диссертационного исследования. От определениякритериев классификации административных процедур отчасти зависит направлениеразвития законодательства, определяющего режим осуществления административныхпроцедур в деятельности органов внутренних дел.
Говоря о классификации административных процедур,необходимо отметить, что в имеющихся работах по административному праву ужепредпринимались попытки классифицировать административные процедуры поразличным критериям [18].Анализ различных точек зрения по вопросу о классификации административныхпроцедур позволяет сделать определенные выводы.
Основная сложность классификации административныхпроцедур в деятельности органов внутренних дел состоит в том, чтообстоятельств, влияющих на их содержание и характеристику, очень много. В силуэтого классификацию можно проводить и выделять различные группыадминистративных процедур в деятельности органов внутренних дел. Но при этомнеобходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на их содержание и оценку,нельзя рассматривать в отрыве друг от друга; если это не соблюдается, токлассификация страдает определенной односторонностью. Помимо этого, крайневажно, что при классификации административных процедур в деятельности органоввнутренних дел необходимо иметь в виду то обстоятельство, чтобы каждаяклассификация имела бы реальное основание и научно-практическое значение.
Но, как нам представляется, дело не в поиске всеновых и новых критериев классификации административных процедур, а в отборе техиз них, которые позволяют наиболее четко отграничить и, следовательно, изучитькаждую группу административных процедур, реализуемых в деятельности органоввнутренних дел.
Как отмечает О.Э. Лейст, «классификация — способ обнаружения существенных качеств подразделений системы, от которыхзависят другие производные от них признаки каждого из элементовподразделения»[19].В практической плоскости классификация обеспечивает научный подход в выбореформ и методов административно-правового регулирования в сфере реализациипроцессуальных норм.
Как уже частично отмечалось, по исследуемому вопросусуществуют различные точки зрения, в частности, И.М. Лазарев выделяет следующиевиды административных процедур, которые осуществляются органами исполнительнойвласти во взаимоотношениях с гражданами и их организациями:
1) правопредоставительные;
2) связанные с обеспечением исполнения обязанностейгражданами и их организациями;
3) лицензионно-разрешительные;
4) регистрационные;
5) контрольно-надзорные;
6) государственно-поощрительные[20]
П.И. Кононов выделяет следующие виды процедур,которые реализуются в рамках позитивного административного процесса. Так, П.И.Кононов в рамках административно-распорядительного процесса выделяет:
1) регистрационное производство;
2) лицензионно-разрешительное производство;
3) правопредоставительное производство;
4) экзаменационно-конкурсное производство;
5) экспертно-удостоверительное производство;
6) поощрительное производство;
7) служебно-призывное производство.
В рамках административно-принудительного процесса П.И.Кононов выделяет:
1) административно-надзорное производство;
2) административно-следственное производство;
3) производство по привлечению лиц кадминистративной ответственности;
4) административно-исполнительное производство.
В рамках административно-защитного процесса П.И.Кононов выделяет:
1) производство по разрешению административныхжалоб;
2) административно-арбитражное производство[21]
С.Д. Хазанов административные процедуры,функционирующие в сфере публичного управления, подразделяет на процедурывнутренней организации публичной администрации. Данные процедуры определяютструктуру органа, работу с кадрами, формы и методы деятельности. Вторая группаадминистративных процедур — это процедуры взаимодействия между субъектамипубличной администрации. Третья группа процедур — это процедуры взаимодействияпубличной администрации с физическими и юридическими лицами[22]
Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина выделяют следующиевиды административных процедур:
а) организационные (распорядок работы, распределениеобязанностей, регламент взаимоотношений);
б) принятие решений (правовых актов, устных решенийи др.);
в) использование информации (документооборот,информационное обслуживание);
г) решение функциональных задач (экономических,финансовых и др.);
д) делегирование полномочий;
е) совершение юридических действий (лицензирование идр.);
ж) проведение координации;
з) осуществление контроля;
и) деятельность в рамках целевых программ;
к) рассмотрение обращений граждан;
л) рассмотрение предложений общественныхобъединений;
м) разрешение разногласий;
н) действия в экстремальных ситуациях (техногеннаякатастрофа, чрезвычайное положение и т.п.);
о) порядок реорганизации и управления организацией;
п) международные и смешанные процедуры.
При этом Ю.А. Тихомиров и Э.В. Талапина говорят отом, что процедуры желательно применять комплексно — в этом случаеобеспечивается их гибкое сочетание[23]
М.О. Ефремов к административным процедурам(правоприменительным и правотворческим) относит: процедуры реализации правовогостатуса частных лиц (юрисдикционные процедуры или административныепроизводства, а также управленческие процедуры), процедуры принятия нормативныхправовых актов управления, а также их исполнения, процедуры координации работыподразделений как внутри органа власти, так и на межведомственном уровне,процедуры, связанные с распределением обязанностей между должностными лицамивнутри органа власти, процедуры осуществления делопроизводства, процедурыполучения и предоставления информации заинтересованным органам власти,контрольно-надзорные процедуры[24].
Приведенные выше классификации административныхпроцедур в целом приемлемы для целей нашего исследования, но в то же времянеобходимо отметить, что органы внутренних дел являются специфическим органомисполнительной власти.
Как отмечает А.Г. Братко, органы внутренних делявляются полифункциональным правоохранительным органом, такого разнообразиязадач и функций больше нет ни у одного из правоохранительных органов [25].
Органы внутренних дел выполняют задачи по:обеспечению безопасности личности; предупреждению и пресечению преступлений иадминистративных правонарушений; выявлению и раскрытию преступлений; охранеобщественного порядка и обеспечению общественной безопасности; защите частной,государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказанию помощифизическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов впределах, установленных законом.
Учитывая теоретические наработки по проблемамадминистративных процедур, необходимо отметить, что исходя из своих задачорганы внутренних дел реализуют следующие административные процедуры.
В рамках лицензионной системы органы внутренних делреализуют соответствующие административные процедуры.
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г.«О лицензировании отдельных видов деятельности»[26]лицензирование — это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий,переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлениемдействия лицензий, возобновлением или прекращением действия лицензий,аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдениемлицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующихлицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также спредоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений изреестров лицензий и иной информации о лицензировании (ст. 2).
Согласно Постановлению Правительства РоссийскойФедерации от 26 января 2006 г. «Об организации лицензирования отдельныхвидов деятельности[27]»,органы внутренних дел осуществляют лицензирование:
— негосударственной (частной) охранной деятельности;
— негосударственной (частной) сыскной деятельности;
— торговли оружием и основными частямиогнестрельного оружия; торговли патронами к оружию;
— экспонирования оружия, основных частейогнестрельного оружия, патронов к оружию;
— коллекционирования оружия, основных частейогнестрельного оружия, патронов к оружию.
ФМС России осуществляет лицензирование деятельности,связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределамиРоссийской Федерации.
В рамках разрешительной системы органы внутреннихдел (милиция) реализуют ряд административных процедур.
В соответствии с действующим законодательствоморганы внутренних дел выдают разрешения на хранение или хранение и ношениегражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территориюРоссийской Федерации и вывоз из Российской Федерации указанного оружия ипатронов к нему. Органы внутренних дел выдают разрешение на хранение ииспользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия,полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения нахранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материаловпромышленного применения; контролируют соблюдение установленных федеральнымзаконом правил оборота служебного и гражданского оружия.
Как уже указывалось, переход России к новымэкономическим отношениям потребовал приведения законодательства, в том числеадминистративного, в соответствие с этими отношениями. Конституция РоссийскойФедерации провозгласила многообразие форм собственности, на первое местопоставив частную собственность. Человек, его права и свободы были провозглашеныкак высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина являются обязанностью государства. В механизме признания праваинститут регистрации играет важную роль.
За последние годы сфера применения институтарегистрации расширилась, что привело к значительному росту количестваправоотношений, обслуживаемых этим институтом. Во времена существованияСоветского Союза государственная регистрация участников правовых отношений небыла заметным явлением. Сугубо централизованное управление и явное преобладаниегосударственной собственности нивелировали их особенности. Сейчас, в условияхразвивающейся рыночной экономики, появляется множество самостоятельнодействующих хозяйствующих субъектов[28].
Активное применение этого института государственнойрегистрации в сфере внутренних дел обусловливает совершенствование егоадминистративно-правового механизма.
В рамках регистрационной системы органы внутреннихдел реализуют следующие административные процедуры. Регистрация — актофициального признания законности соответствующих действий, который служитцелям обеспечения законности совершаемых в сфере государственного управленияопределенных действий, представляющих значительный публично-правовой интерес, иодновременно целям гарантирования прав и законных интересов физических июридических лиц, а также различного рода негосударственных образований [29].
Д.Н. Бахрах говорит о том, что регистрация состоит впроверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете[30].
Органы внутренних дел вправе производитьрегистрацию, фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку,дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеетсяповод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможностиустановления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии сфедеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация.
Органы внутренних дел осуществляют государственнуюдактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации; производят регистрацию автомототранспортных средств и прицепов кним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;осуществляют контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленныхправил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также засоблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных дляних правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации,пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территориюРоссийской Федерации.
Органы внутренних дел осуществляютконтрольно-надзорные процедуры. Характеризуя административные процедуры, С.Д.Хазанов говорит о том, что «придание контрольно-надзорной деятельностипроцессуальной формы повлекло за собой обязанность административных органовсоблюдать процессуальные права контролируемых лиц, в частности, на участие впроведении мероприятий по контролю, дачу объяснений, получение информации, наознакомление с материалами проверки. Не меньшее значение имеют ограничения дляконтролирующих органов в выборе средств контроля, его периодичности ииспользование результатов в рамках других административных процедур[31].
Так, должностные лица органов внутренних дел вправеучаствовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов; проверять уфизических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенныхдействий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложенна милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил частнойдетективной и охранной деятельности; контролировать в пределах своейкомпетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы,установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать впредусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которымназначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказаниеназначено условно; осуществлять контроль за соблюдением гражданами идолжностными лицами установленных правил регистрационного учета гражданРоссийской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц безгражданства; осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдениемправил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в областиобеспечения безопасности дорожного движения и др.
Информатизация правоохранительной системыобуславливает необходимость широкого внедрения в деятельность органоввнутренних дел процедур учета и отчетности, а также процедуры предоставленияинформации. Основным условием успешной реализации административных процедуручета и отчетности является организация их в строгом соответствии с характеромвыполнения органами внутренних дел своих функций и задач в соответствии с ихкомпетенцией. Несоблюдение данных правил ведет к учету ненужной информации иотсутствию действительно полезной информации, а также к хаотичному ее движению.Порядок движения и обмена информацией должен осуществляться в строгомсоответствии с характером и объемом задач, возложенных на каждое конкретноеподразделение или службу, в соответствии с ее местом в иерархической структуреуправления, структурой органа и соответствующими критериями оценок ихдеятельности.
Ф.Ф. Анюров отмечает, что»регистрационно-учетная работа” — это деятельность по своевременномусбору информации о преступлениях и иных правонарушениях, лицах, их совершивших,уголовных делах, материалах, результатах деятельности и других фактах,явлениях, событиях с регистрацией их в определенных книгах, журналах, другихнакопителях и носителях, по качественному учету этой информации и формированиюна этой основе статистических отчетов. Иными словами, эта деятельность всехподразделений органов внутренних дел по сбору регистрации, учету, обработке,хранению, выдаче информации, предоставляющая интерес для правоохранительныхорганов с целью выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений иправонарушений[32].
Информационные процедуры играют важную роль вдеятельности органов внутренних дел, обусловлено это тем, что в системе МВДРоссии создан целый ряд информационных центров, органы внутренних делпредоставляют в пределах своей компетенции информацию о состоянии правопорядка.Для осуществления своей правоохранительной деятельности органам внутренних делнеобходимо получать информацию от учреждений здравоохранения,финансово-кредитных организаций, у других правоохранительных органов, в этойсвязи в настоящее время необходим режим соответствующих процедур получения,предоставления, обмена, использования соответствующей информации. В целяхнастоящего исследования можно учесть систему процедур доступа граждан кпубличной информации.
Так, А.Е. Помазуев выделяет:
1. Общие процедуры доступа к публичной информации.
2. Специальные процедуры доступа к публичнойинформации, которые, в свою очередь, подразделяются на:
а) процедуры устного запроса;
б) процедуру запроса информации из учетных систем;
в) исключительную процедуру.
2.2. Процедуры доступа к информации с ограниченнымдоступом:
а) процедура доступа к информации с ограниченнымдоступом;
б) процедура доступа к персональным данным[33]
В настоящее время принят целый ряд законодательныхактов по вопросам информатизации, однако говорить о том, что сформированадминистративно-правовой механизм оборота и обмена информацией, пока неприходится. Многие вопросы остаются за рамками законодательного регулирования.Информационные процедуры занимают важное место в деятельности органоввнутренних дел, в этой связи необходимо совершенствовать процедуры оборотаинформации в системе органов внутренних дел. Необходимо четко урегулироватьобщественные отношения, связанные с предоставлением информации по запросаморганов внутренних дел, необходимо определить режим процедур оборотаинформации, а также предоставления гражданам, юридическим лицам, а также инымзаинтересованным субъектам информации о состоянии правопорядка насоответствующей территории. Урегулировать данные и иные отношения, связанные соборотом информации в органах внутренних дел, возможно посредством принятияспециального законодательного акта «Об обороте информации в системе МВДРоссии».
Органы внутренних дел осуществляютправопредоставительные процедуры. Органы внутренних дел принимают экзамены ивыдают удостоверения на право управления автомототранспортными средствами;организуют и проводят государственный технический осмотр автомототранспортныхсредств и прицепов к ним. В ходе данных процедур осуществляется предоставлениесоответствующего специального права, в частности права на управлениеавтотранспортом.
Должностные лица органов внутренних дел осуществляютпоощрительные процедуры. Так, должностные лица органов внутренних дел вправеобъявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений изадержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям;поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нееобязанностей.
Таким образом, органы внутренних дел в целяхобеспечения безопасности личности, охраны общественного порядка, обеспеченияобщественной безопасности, предупреждения, пресечения преступлений иадминистративных правонарушений, защиты собственности реализуют следующиеадминистративные процедуры:
— лицензионные процедуры;
— разрешительные процедуры;
— регистрационные процедуры;
— контрольно-надзорные процедуры;
— процедуры учета, отчетности и предоставленияинформации;
— правопредоставительные процедуры;
— поощрительные процедуры.
Таковы основные выводы и предложения, которые сталовозможно сформулировать по окончании рассмотрения института административныхпроцедур в деятельности органов внутренних дел. Следует отметить, чторассмотренные нами положения, касающиеся административных процедур вдеятельности органов внутренних дел, равно как и предлагаемые пути посовершенствованию механизма их реализации в деятельности органов внутреннихдел, не исчерпывают всего комплекса проблем в данной сфере. Кроме того, новыепроблемы, которые появятся в процессе совершенствования законодательства обадминистративных процедурах, потребуют своего адекватного разрешения.