Художественная обработка соломки

Министерство образования и науки РФ Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежскийгосударственный педагогический университет»
Кафедра прикладной физики, астрономиии технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
 
Художественная обработка соломки

Выполнила: студентка 2 курса 1 группы
психолого-педагогического факультета
отделения ПиМНО
Фирсова Людмила Александровна
Руководитель: доц. кафедры прикладной
физики, астрономии и технологии
Чернышева Елена Ивановна

Воронеж 2010

Содержание
Введение
Глава 1.Общие представления о соломке и способах ееобработки
1.1 История плетения
1.2 Заготовка соломы
1.3 Этапы обработки соломки
1.4 Оборудование
1.5 Инструктаж по технике безопасности
Глава 2.Разработка уроков по теме: «Художественнаяобработка соломки»
2.1 Организация учебного процесса
2.2 Цели и задачи обучения
2.3 Организация образовательного процесса
2.4 План-конспект занятий
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
В последние годы уделяетсябольшое внимание изучению различных видов народного декоративно – прикладного искусства.В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаныс художественной обработкой местных растительных материалов – лозы, бересты, рогозыи соломки.   
В крестьянских семьяхприемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших – к детям впроцессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городскойили сельской цивилизации такая преемственность прервалась. Сохранить традиции, восстановитьнедостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта вкакой – то мере помогут методические рекомендации, поэтому крайнее важно обеспечитьметодическими рекомендациями по работе с соломкой учреждения дополнительного образованиядетей.
Использованиесоломы злаковых растений для аппликации и плетения различных предметов обиходаотносится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоеноземледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источниксырья — солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев. Этотматериал не требовал от крестьянина каких – либо дополнительных затрат на заготовкуили приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке.
В наше время успешноработают предприятия, которые выпускают так называемый соломит –теплоизоляционный материал, представляющий собой щиты из прессованной и прошитойпроволокой соломы.
Художественные работыиз соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическомвоспитании младших школьников.
Объект – художественнаяобработка соломки.
Предмет – художественнаяобработка соломки на уроках технологии в начальных классах.
Цель курсовой работы – изучить технологию обработки соломки ивозможность работы с данным материалом на уроках технологии в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить историюхудожественной обработки соломки.
2. Рассмотреть способызаготовки соломы.
3. Изучить основные этапыи виды расположения обработки соломки.
4. Выяснить, какое оборудованиенеобходимо для работы.
5. Рассмотреть правила техникибезопасности.
5. Разработать уроки технологиив начальных классах по теме «Художественная обработка соломки».
 

Глава 1. Общие представления о соломке испособах ее обработки
1.1  История плетения
 
В декоративно –прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур –один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии,какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальнойкультуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии,Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России,Белоруссии, на Украине – ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированныесоломкой, датируются еще в начале ХХ века. В Польше. Чехословакии соломкой украшалипасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломкиплели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки — высокая прочность.В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инстанцияи инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшегорасцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. В Италии. Модно было инкрустироватьшкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они былилишь очень состоятельным людям.
В начале ХХ века вБелоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквях алтарные двери, изготовленныев ХУШ веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревяннуюрезьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленнымидеталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежковразличной величины, старые мастера успели создать оригинальные орнаментальные композиции.Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, — это уникальные произведения народногодекоративно – прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполненыплетенные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходятв глубокую древность.
С 70-х годов все большую популярностьполучает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеиваетсяна ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством.
Совершенство форм,плавность контуров, четкий графический ритм плетеных изделий настолькообогащают фактуру поверхности, что многие плетенные из соломы предметы можноотнести к подлинным произведениям декоративного искусства.
Плетение из соломыпоявилось вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалосьтак много, что человек начинал задумываться, а на что еще, кроме кормленияскота, можно ее использовать. В результате народной смекалки для соломы нашлосьнемало применений. В частности, в голодные времена было актуальным подмешиваниесоломы в хлеб для визуального и желудочного обмана. В основном же, она шла напостель людям и подстилку скоту, на плетение половиков, корзин, шляп и прочейдомашней утвари, которую только можно представить сплетенной из соломы.
Солома ржи, пшеницы идругих злаковых растений во все времена была одним из самых распространенныхматериалов. Человек не искал ей применения — наоборот, она сама навязчиво лезлаизо всех углов, когда было нужно защитить голову от палящего солнца или ноги отколючей стерни, во что-то собрать грибы в лесу или перенести орехов. Отсюда — соломенные шляпы и липовые лапти, отсюда бесконечное число кульков, коробов итуесков из соломы и древесной коры.
В просторных,обеспечивающих необходимую вентиляцию и температурный режим плетеных сосудах икорзинах, кулях и коробах хранили зерно, муку, корм для скота, грибы, ягоды идругую домашность. Со стенками, плотно сплетенными из толстых и прочных жгутовсоломы, в середину которых добавлялись «духмяные» травки (например,колючий чертополох, «перунов цвет», полынь), чтобы их не грызли мышии не трогала плесень, они служили крестьянину десятилетиями.
Сегодня в это трудноповерить, но соломенные кули и короба, пропитанные сосновой живицей, зачастуюне уступали деревянным бочкам, — не пропускали налитую в них воду! Ныне далеконе все плетельщики владеют этими секретами мастерства, — а ведь было время,когда плетением из жгутов соломы бытового инвентаря владел почти каждый крестьянин,передавая навыки ремесла из поколения в поколение, от дедов к внукам…
Корзины и сумки, шляпы ипояса, сапетки (переносные ульи) и лапти каждое изделие требует своегоинструмента, своей механики плетения; для одного нужно подготовить соломенные жгуты,для другого — специальные плетежки. И каждая технология, каждый видхудожественной обработки соломки, при умелом его применении, подчеркиваетестественную красоту соломки.
Поистине плетеная соломканеобычайно красива! Не зря ее подчас используют в аппликациях как шпон, то естьотделочный материал, наряду с драгоценными сортами палисандра и карельскойберезы, розового и черного дерева! Соломка открывает неограниченные возможностидня творческой фантазии.
Еще один козырь даетумельцу в руки знание свойств природных красителей. Их можно извлечь из мареныи полыни, лабазника и донника, ромашки и крапивы, василька и барбариса имногих, многих других. Чем можно было в старину окрасить шерстяные и льняныеполотна? Только растительными красителями! Они давали глубокие и ровные,красивые тона, обладали высокой светостойкостью, не вызывали аллергий ииммунодефицитов.
Сегодня наметилсяотчетливый возврат от синтетических к натуральным материалам. Не один десятокмастеров занимается соломоплетением, соединившим старинное ремесло исовременный дизайн. Молодые мастера вдохновляются искусством старыхплетельщиков, которые еще в деревенском детстве пленились красотой и тепломматериала, созданного природой.
Вместе с изделиями изсоломы, камыша, созданными талантливыми мастерами, в жилище горожанина вновьвходит напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий теплочеловеческих рук.
1.2  Заготовка соломы
 
Для плетенияпригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно вразные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого.Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.
Еслизаготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в закрытом проветриваемомпомещении. Если же такую солому просушить на солнце, золотистый оттенокусилится. После просушки солому необходимо почистить. Сначала удаляют узлы,листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют подлине и толщине, связывают в пучки. Часть же соломы оставляют неразрезанной –она потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.
Перед началомработы соломинки длиной 10–30 см заливают кипятком и держат их некоторое время,чтобы они стали мягкими и эластичными. Не следует замачивать количествоматериала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома,ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотнуювлажную ткань.
Чтобы соломкаприобретала серебристый оттенок либо более яркий и чистый цвет, а также лучшеокрашивалась, ее необходимо отбелить. Но следует обратить внимание на правилабезопасности при работе с отбеливающим раствором. Прежде всего следите, чтобыраствор не попадал в глаза, для защиты рук наденьте резиновые перчатки.
Дляотбеливания можно использовать таблетки гидропирита (на 1 л воды 6 таблеток)или перекись водорода с аммиаком (на 1 л воды 150 г 15 %-ной перекиси водородаи 20 г аммиака (или нашатырного спирта). Предназначенную для отбеливаниясоломку кладут на дно эмалированной или стеклянной посуды, заливают раствором иприжимают сверху. Спустя 6 ч промывают солому несколько раз чистой водой, чтобыудалить все частицы отбеливателя.
Отбеленнаясолома становится более мягкой и равномерно окрашенной. Но если отбелить ее добелого цвета, мягкость и декоративность, наоборот, утратятся.
С цельюувеличения цветовой палитры материала солому красят с использованиемнатуральных, анилиновых красителей, либо прокаливая ее.
Коричневые итемно-коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительноговыдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это следующимобразом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставятгорячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную лентуи просто прогладить ее утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температурынагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются такимспособом. Можно также прокалить соломку в печи или духовке, но при этом надовнимательно следить за тем, чтобы она не соприкасалась с огнем и не загорелась.
Серебристо-белыйоттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатель (перекисьводорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить. Кипячение соломы врастворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом калии– розоватый оттенки. Чтобы придать соломке золотисто-коричневый цвет, ее нужнопрокипятить в отваре чешуи лука; свекольный отвар придаст бордовую окраску.Можно придать соломке бурый, бордовый, красный или другой цвет. Отвар ревеняпридаст ей буро-зеленый цвет, а подмаренник – красно-бордовый. Хотярастительные краски имеют мягкие, приглушенные тона, они отличаютсяестественной красотой и высокой светостойкостью.
При покраскесоломки можно использовать и анилиновые красители, предназначенные для тканей.Соломка, окрашенная ими, имеет яркий, насыщенный цвет, усиливающий блескприродного материала. Но в отличие от растительных красителей анилиновые сильновыгорают под открытыми лучами солнца, поэтому изделия, окрашенные анилином, нельзяставить в месте, на которое попадают прямые лучи солнца.
Послеокрашивания соломку тщательно промывают холодной водой и просушивают.
Красивыетемно-золотистые и коричневые оттенки соломки можно получить, прокалив ее впечи или духовом шкафу. Соломины, распластанные в ленту, достаточно толькопрокалить горячим утюгом.
1.3 Этапыобработки соломки
Обработкаи сушка
Следует помнить,что в снопах солому держать нельзя, так как непросушенная, она может преть и статьнепригодной для работы. Поэтому, когда снопы доставлены на место обработки, их следуетразвязать и разложить на полу или стеллажах, с в сухих хорошо проветриваемых помещениях.
Необходимо также знать,что чем быстрее будет проведена первичная обработка (разборка, сушка), тем меньшебудет потерь и выше качество сырья.
Первый способ хранения– в пучках. После просушивания и разборки связывают стебли в небольшие пучки и хранятв сухом помещении.
Второй способ хранения- в коробках. Обычно солому чистят после просушкт. Если же соломенные стебли сухие,желтого цвета, это лучше сделать сразу после заготовки. Чтобы подготовить материалк работе, стебли разрезают на отрезки между узлами. Ножницами отсекают нижнюю –наиболее толстую часть стебля до коленца и одновременно снимают листья, которыескреплены с ним. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируют потолщине и длине и складывают по коробкам. Такой способ сушки и хранения соломкиболее трудоемкий, но компактный и удобный для дальнейшей работы.
Замачивание, запаривание ираспаривание
Для того, чтобы соломиныполучились эластичными и податливыми для дальнейшей обработки, их необходимо замочитьили распарить. Пучки соломы погружают в лоток или емкость с водой (таз, ванну, ведро).Если солома заготовлена недавно, ее достаточно замочить на полчаса в воде комнатнойтемпературы. Прошлогоднюю сухую солому лучше залить горячей водой (80 – 100С), закрытьцеллофаном или тканью, прижать гнетом и выдержать до тех пор, пока она не станетмягкой. Чем жестче солома, тем больше времени требуется для ее запаривания. Однаконе стоит оставлять солому в соде на продолжительное время, так как она может почернеть.
Распаривание можнопроизводить двумя способами:
— сложить в термос,залить кипятком, закрыть крышкой и оставить на ночь;
— сложить в кастрюлюсоломины, залить холодной водой, закрыть крышкой и поставить на медленный огоньна 1 – 2 часа.
Отбеливание и крашение (тонировка)материала
Качество материалаочень важно при художественной работе с соломкой. Только чистая блестящая соломкакрасивых серебристых и золотистых оттенков может создать неповторимую игру бликов.Стебли могут приобрести черные пятна при неправильной сушке в сыром помещении. Восстановитьнекоторые декоративные качества соломы можно отбеливанием.
Для отбеливания соломыв домашних условиях можно воспользоваться бытовыми отбеливателями для хлопчатобумажныхтканей, имеющимися в продаже, приготовить из них раствор и прокипятить в нем соломку.Для отбеливания можно использовать гидропирит в таблетках. Приготовить раствор:3 литра воды и 18 таблеток гидропирита, кипятить соломку около часа, периодическипомешивая. Более значительный эффект достигается при отбеливании в 15 процентномрастворе перекиси водорода: 1 литр воды подогреть до 30 – 35 градусов, берется 150г перекиси водорода, 20 г аммиака (нашатырного спирта), 40 г каустической соды.В этот раствор помещают солому на 40 – 45 минут или до получения нужного оттенка.Солома должна быть полностью покрыта раствором.
Отбеливание с применениемхимикатов требует осторожности. Переворачивать и доставить солому из раствора нужнодеревянными щипцами, предварительно одев резиновые перчатки.
После отбеливания соломкутщательно промыть в большом количестве воды. Затем соломку сушат и связывают в пучки.Не следует отбеливать солому до белого цвета, при этом материал теряет свою природнуюокраску, естественность.
Солома восприимчивак окраске. Это увеличивает цветовую палитру материала, дает возможность сочетатьв аппликации и плетении естественный цвет с яркими цветовыми акцентами. Окраситьсолому можно натуральными и анилиновыми красителями, а также способом прокаливания.
Окраска натуральнымикрасителями: кипячение в воде с добавлением луковой шелуши ольхи или коры дуба придадутей коричневый цвет.
При окраске нужно добавитьв водный раствор поташ (соду).
При окрашивании анилиновымикрасителями можно получить яркую гамму цветов: красный, фиолетовый, зеленый, оранжевыйи др. С этой целью принимают бытовые анилиновые красители, предназначенные для окраскишерсти.
Раствор готовят израсчета:1 г краски, 1 л воды, 2 г уксуса, 1 г поваренной соли. После окрашиваниясолому тщательно промывать.
Красивые темно –золотистые и коричневые оттенки натурального цвета можно получить, если прокалитьсолому в печи или духовом шкафу. При этом необходимо следить, чтобы солома не соприкасаласьс пламенем, не загорелась. Соломины, распластанные в ленту, которые используютсядля декоративных деталей, достаточно для этой цели прокалить горячим утюгом.
Проглаживание соломы
После распариваниясырья соломины разрезают кончиком ножниц или ножом вдоль волокон.
Расправляют соломинына х/б ткани. Затем проглаживают соломенную пластину с двух сторон до полного высыхания.Проглаживать следует вдоль волокон.
Не стоит забывать иеще один способ обработки соломки, который незаменим в том Случае, когда водно-тепловаяобработка исключается (нет условий, не позволяет возраст учащихся). В этом случаеиспользуют механическую обработку соломки.
Для этого сухую соломкуразрезают вдоль волокон кончиком ножницы, осторожно распределяют ее на столе и ссилой проглаживают твердым, тупым предметом: линейкой, кольцами ножниц.
Такой способ обработкихорошо использовать в работе с дошкольниками, младшими школьниками, когда обработкаутюгом исключена.
Способы наклеивания
При наклеивании соломкииспользуют клей «Момент», резиновый или ПВА.
1-й способ: наклеивание пластинысоломки на тонкую бумагу (калька, папиросная бумага). Соломины должны подходитьдруг к другу, чтобы не просвечивалась между ними бумага.
Делаем несколько такихзаготовок, их должно быть столько, сколько оттенков нам понадобится для того илидругого вида работы. За готовки необходимо просушить под прессом. С обратной (гуманочной)стороны рисуем нужные детали и вырезаем ножницами.
2-й способ:наклеивание соломки на вырезанные детали картины, при этомподбирается направление соломки. Обрезаем края соломки по контуру детали исоставляем из готовых деталей картинку. Наклеиваем их на подготовленный заранеефон.
Видырасположения соломки
Долевоенаправление (при изготовлении листиков, лепестков цветов, плодов, водоросли, туловищаи т.д.).
«Елочки»(такое расположение используется для изготовления листьев, лепестков цветов, оперенияптиц). Чтобы изготовить деталь в технике «елочка», ее делят на две части и наклеиваютпо диагонали, каждую часть детали отдельно.
«Веером»(самый трудоемкий способ расположения соломки). Его используют для изготовлениясоломки. Его используют для изготовления круглых листьев и цветов. На заготовленныешаблоны наклеивают соломенные пластины, разрезанные по диагонали. Выступающие закрай детали соломки аккуратно подрезают ножницами.
 
1.5Оборудование
Дляработыс соломкой не требуется каких– либо особых инструментов и специально оборудованноголиста. Работать лучше всего сидя за столом, на котором разложены солома, «соломенная»бумага и все необходимые принадлежности. Нужно расположиться так, чтобы свет падална стол с левой стороны.
Во времяработы потребуются:
— ножницыи нож с коротким, заточенным под угол лезвием, пинцет, пробойники, шило;
— клей ПВАили другой клей, образующий при высыхании бесцветную пленку;
— пресс(могут быть использованы любые тяжелые предметы) для выравнивания плоскостных готовыхизделий;
— картон,калька, бумага, стекло (для фиксации аппликации на фоне и защиты ее от внешних воздействий),рамы и рамки (чтобы профессионально оформить готовую работу);
— утюг игладильная доска (для разглаживания соломы);
— паяльник(задают темные оттенки) малой мощности;
— карандаш,ручка, морилка, лак, краски, кисти;
— деревянныезаготовки (т.к. многие умельцы выполняют аппликацию на бытовых предметах, декорируясам предмет);
— емкость(лучше использовать кювет или таз).
1.6 Инструктаж по техникебезопасности
Правила техники безопасности приработе с ножницами:
1. Работайхорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 2. Ножницы должны иметьтупые, скругленные концы. 3. Ножницы клади кольцами к себе. 4. Следи задвижением лезвий во время резания, 5. Не оставляй ножницы раскрытыми. 6.Передавай ножницы кольцами вперед. 7. Не играй ножницами, не подноси к лицу. 8.Используй ножницы по назначению.
Правилатехники безопасности при работе с утюгом:
1.  Проверить исправность вилки иизоляции электрического шнура.
2.  Подготовить рабочее место к работе,убрать всё лишнее.
3.  Убедиться в наличии термостойкойподставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.
4.  Работать, стоя на диэлектрическомковрике.
5.  Перед работой установить необходимуютемпературу нагрева платформы утюга.
6.  Включать утюг в сеть и выключать изнеё только сухой правой рукой.
7.  При кратковременных перерывах вработе утюг ставить на подставку платформой вниз.
8.  Следить за тем, чтобы горячаяплатформа утюга не касалась электрического шнура.
9.  Не касаться горячих металлическихчастей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук.
10.  Не оставлять без присмотра включённыйутюг в электрическую сеть во избежание пожара.
11.  Следить за нормальной работой утюга,не давая ему перегреться.
12.  По окончании работы утюг отключить,вынимая только за вилку.
Правила техникибезопасности при работе с клеем:
1.  Для нанесения использовать кисточку
2.  использовать салфетку, чтобы избежатьзагрязнений поверхности
3.  После работы клей обязательно закрыть

Глава 2. Разработка уроков по теме: «Художественная обработкасоломки»
 
2.1 Организация учебного процесса
 
Работа основана на ручной манипулятивной деятельности.Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитиеинтеллекта, речи и других психических функций ребенка в целом.
На начальном плане ребенок выполняет коллективную работуподетальным способом, подражая педагогу. Это наиболее эффективная работаорганизации труда на начальном этапе, так как при наименьших затратах, сил ивремени удается выполнить трудоемкую работу. Также данный вид работы способствуетприобретению определенных навыков, развитию сенсомоторики в работе глаза ируки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнениидействий. Деятельность ребенка происходит в тесном контакте с взрослым, чтоотражается на развитии речи. Сочетание занятий с выставками и экскурсиямипозволяет расширить кругозор ребенка. Система концентрического усложнениязаданий, как теоретических, так и практических, способствует приобретениюглубоких знаний и умений в области художественной обработки природногоматериала. Копирование орнаментов, зарисовка отдельных декоративных элементовиз фотоальбомов, составление эскизов является вспомогательным звеном втворческом поиске. Изучение национальной культуры обогащает личность,доставляет радость общения с настоящим искусством, а это, в свою очередь,является мощной мотивацией к творчеству.
Цели и задачи обучения
Цели:
§  воспитание ребенка – носителя ихранителя национальной культуры – средствами декоративно-прикладного искусства;
§  личностное развитие ребенка;
§  развитие творческого потенциала;
§  развитие речи в процесседеятельности;
§  организация содержательного досуга;
§  профессиональная ориентация исамоопределение ребенка.
Задачи:
§  обучение навыкам и умению работать сразличными инструментами, соблюдая правила техники безопасности;
§  обучение умению обработки соломы иподготовки ее к работе;
§  обучение различным способам работы ссоломой;
§  обучение умению различать и выполнятьразличные виды декоративной работы с соломкой: аппликацию, инструкцию;
§  обучение умению подбора или созданияэскиза будущей работы и оформления выполненных работ;
§  осуществление специальных задач поразвитию речи путем систематического расширения словаря ребенка в процесседеятельности.
Для выполнения этих задач необходимо выделить основныеэтапы их реализации.
Задачи первого этапа – в ознакомленииребят с материалами, инструментами, в обучении приемам работы с ними, обработкематериала, соблюдении техники безопасности. На первом этапе ребенок учитсявырезать по контуру мелкие детали, приобретая навыки, способствующие развитиюмелкой моторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованиюкоординации движений, точности в выполнении действий. Все операции выполняютсясовместно с педагогом. По окончании каждой операции дети называют (развитиеречи) все моменты ее выполнения и инструменты, которые они используют. Важноуже на первом этапе воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощьи поддержку, работать аккуратно и красиво.
На втором этапе продолжается формирование навыковизготовления изделий, усвоение и расширение знаний и предметов деятельности,правил и приемов выполнения различных операций при условии большейсамостоятельности. На этом этапе идет дельнейшее обогащение словаря детей.Процесс выполнения работы постоянно усложняется. К освоенному подетальномуспособу работы с соломкой на первом этапе, добавляется мозаичный способвыполнения аппликаций. Особое внимание уделяется отчету о проделанной работе вустной форме.
На третьем этапе продолжается формированиенавыков изготовления изделий, усвоение и расширение знаний и предметовдеятельности. На этом этапе начинается знакомство с народными традициями,связанными с использованием соломы, решаются задачи приобщения детей к народнойкультуре. Ведущее место среди коррекционных приемов и упражнений отводитсябеседе с детьми. Вопрос, обращенный к ребятам, активизирует их речевую имыслительную деятельность. На этом этапе решаются воспитательные задачи.Работы, выполненные ребятами, должны иметь общественную значимость. Ониукрашают школу, их показывают на выставках.
Четвертый этап закрепляет и расширяет практическиеи теоретические знания программного материала. Большое внимание уделяетсясамостоятельной работе детей, когда последовательность и рациональность выполнениявсех операций обдумывается и выполняется без помощи педагогов, самостоятельнооформляются готовые работы. На этом этапе ребята осваивают самый сложный видработы с соломкой – инкрустацию, требующую особой точности. Ребята должны уметьсамостоятельно составлять эскиз будущей работы, точно подбирать соломку поцвету, тонировать ее.
Для расширения кругозора детей большое значение имеютэкскурсии в краеведческий музей, на выставки. Эти мероприятия имеют большоепознавательное, воспитательное и коррекционно — развивающее значение.
В соответствии с особенностями каждой возрастной группыдетей педагог может использовать различные формы и методы работы на занятиях.
На занятиях с детьми 7-10 лет используетсяфронтальная работа под руководством учителя, групповая, индивидуальная работа.Эти формы требуют от учащихся общения друг с другом и с учителем. Сам процессобщения становится мотивированным, обусловленным необходимостью.
Мотивированность общения возрастает, если содержание иход работы известны лишь учителю. В этих условиях учитель должен в доступнойформе сказать, что и как надо делать, и ученики должны выполнить то или иноезадание. При этом активизируется речь детей, уточняются значения слов.
Беседы, проводимые на занятиях должны соответствоватьвозрасту и степени речевого развития детей. Они проходят в устно-тактильнойформе в сочетании с демонстрацией образов изделий, рисунков, таблиц,видеофильмов. При проведении бесед необходимо использовать таблички со словамидля лучшего усвоения, подаваемого теоретического материала.
С детьми 13-16 лет можно проводить беседы, вестидиалоги, обсуждения, которые помогают развить способности логически мыслить. Натаких занятиях ребята получают информацию о декоративно-прикладном искусстве, онародных традициях и обрядах крестьян.
Со всеми возрастными группами детей необходимопланировать экскурсии в краеведческий музей, в мастерские народных умельцев и вкружки прикладного творчества. Различные смотры и выставки помогают доводитьработы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достиженияи достойно воспринимать достижения других. Ребята должны активно включаться ворганизацию выставок: оформлять свои работы, развешивать и расставлятьвыставочный материал.
 
2.4 План-конспект занятий
 
Тема: «Аппликация. Чудо-птица».
Цели занятия:
Обучающая: Обучать детей учению подбирать исоздавать эскизы будущей работы.
Развивающая: Развить художественный вкус итворческую активность.
Воспитывающая: Воспитывать у детей интерес кнародному искусству.
Оборудование:
Для учителя: Таблица последовательностивыполнения аппликации.
Для учащихся: Соломенное полотно, дощечка ДВП,ножницы, клей ПВА, тушь.
Ход занятия
Учитель приветствует детей. О том, с каким природнымматериалом они будут работать, загадывает загадку:
Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
Ну, а зимнею порою –
Аппликацией – игрою.
Сухая очень ломка,
Зовут ее …
(Соломка)
После этого он задает вопросы:
– Что это заприродный материал? (Сухие стебли)
– Можно ли уверенносказать, какой цвет у соломки?
– Какие хлебныезлаки используют для работы?
Дадим определение, что же такое соломка?
Соломка — это трубчатая часть стебля злакового растения.Из неё изготавливали различную хозяйственную утварь, делали украшения длясельских и семейных праздников, художественные изделия.
— Что изготавливают из соломки? (Делают шляпы,корзинки, мебель, бытовые предметы, игрушки).
А сегодня, тема нашего урока: «Аппликация. Чудо-птица».
Сегодня на уроке вы должны придумать эскиз «Жар-птицы»или «Чудо-птицы» на фоне осенних листьев.
– Какой может бытьона?
В славянской мифологии с таким названием известна птицас золотыми крыльями. Слово «жар» означает угли в печи. Перья ее сверкаютсеребром и золотом. Появляется она всегда ночью и ярко освещает сад. Ейприписывали силу и власть.
На Руси всегда чудо птицам отводилась рольоберегов-покровителей. Птица была символом добра и счастья.
Дети придумывают свою птицу, то есть эскиз. Учительобъясняет последовательность выполнения аппликации.
1. Подготовьте фон,окрасьте его в черный цвет.
2. Нарисуйте эскиз.
3. Сделайте шаблоныкаждой детали эскиза.
4. Наложитешаблоны на соломенное полотно и выстригите деталь аппликации.
5. Смажьте клеемдетали и наклейте их на фон.
Правила техники безопасности приработе с ножницами.
Дети преступаютк самостоятельной работе, по ее окончанию устраивается выставка работ, где детиоценивают изделия друг друга.
В концезанятия дети убирают свои рабочие места.

Заключение
 
Среди учащихся все большую популярность приобретаюттворческие объединения по декоративно-прикладному искусству, где в интересномтворческом труде осуществляется художественная обработка многих природныхматериалов.
Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение вдуховном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Оноспособствуют гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия,коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовнымзапросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному итехническому творчеству. Взяв в руку резец или чекан, сделав первый узор,ученик испытывает радостное изумление, обнаруживая, что он может создаватьвещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Школьник становится участникомувлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой видучебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытиемогромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированиюэстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у нихтрудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку ктруду, к выбору профессии. В процессе создания декоративного изделия дети напрактике применяют знания по изобразительному искусству, черчению и другимпредметам, преподаваемым в школе.
В результате преобразования материалов в декоративныеформы и образы у детей формируются художественные трудовые навыки. Они познаюткрасоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительныхизделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своейдеятельности. На этих занятиях элементы эстетического и трудового воспитаниянастолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественныенавыки, а когда трудовые. Здесь органично сочетается решение творческих задач снеобходимостью овладения приемами специфических ремесел, с приобретениемопределенных трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале.
В процессе художественно обработки дерева и соломкивырабатывается точность и координация движения. Ряд операций в процессехудожественной обработке материалов помогает выработать устойчивость руки.
Итак, работа над изделиями декоративно-прикладногоискусства, является одним из активных средств эстетического и трудовоговоспитания школьников. Процесс труда по художественной обработке материалов сего ритмом, темпом, игровым оформлением увлекает учащихся, содействуетвыявлению их способностей. Приобретают умение самостоятельно трудиться,стремление создать прекрасное. Результаты труда приносят детям творческоеудовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. Ушкольников происходит углубление эстетических, трудовых и политехническихзнаний, формирование ряда специальных навыков культуры труда, пробуждениеинтереса к профессиям. Такие занятия способствуют формированию универсальныхспособностей, творческой направленности в трудовом процессе, то есть такихкачеств личности, которые потребуются выпускникам школы и в дальнейшей жизникаким бы видом деятельности они не занимались.
В работедостигнута основная цель, изучена технология обработки соломки и возможностьработы с данным материалом на уроках технологии в начальной школе. Изученаистория художественной обработки соломки, рассмотрены способы заготовки соломы,основные этапы и виды расположения обработки соломки, а так же оборудованиенеобходимо для работы и правила техники безопасности. Разработаны урокитехнологии в начальных классах по теме «Художественная обработка соломки».

Список использованной литературы
 
1. Газарян С.С.Прекрасное своими руками / С.С. Газарян. — М: Детская литература, 1980.
2. Хворостов А.С.Декоративно-прикладное искусство в школе. / А.С. Хворостов. – М: Просвещение,1981.
3. Перевертень Г.И.Самоделки из разных материалов. Книга для учителя начальных классов. / Г.И.Перевертень. – М: Просвещение, 1985.
4. Лобачевская О.А.Плетение из соломки. / О.А. Лобачевская. – М: Дрофа, 2000.
5. Воловильская Е.А.Декоративно — прикладная работа с соломкой. / Е.А. Воловильская. – М: Школаремесел, 1999.- № 8.