МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО«Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра экономической теории и истории экономическихучений
КУРСОВАЯ РАБОТА
Натему: Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странахс развитой рыночной экономикой
Студентка1 курса ФМБК ДЯК-2 Сплендер Д.А.
Руководитель:
кандидатэкономических наук,
доцентНестерова Н.В.Минск 2008
План
Введение
1.Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основныепринципы.
2.Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах сразвитой рыночной экономикой
3.Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможностьего применения в Республике Беларусь
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Антимонопольнаяполитика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманныемеры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизациирынка и совершенствованию экономики в целом.
Ещев прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован какэкономическое преступление против общества. Соответственно были приняты,принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращениеили ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаяськомпенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способами методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этихзадач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Системагосударственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всехиндустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматриваетсоздание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынкетоваров и услуг. Антимонопольное регулирование — важнейшая составная частьэкономической политики государства во всех странах с развитой рыночнойэкономикой. Антимонопольное регулирование — это целенаправленнаягосударственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах,допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правилведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защитыдобросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Антимонопольноерегулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства иорганизацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условийуспешного социально-экономического развития Беларуси.
Вданной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий;понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольногозаконодательства, особенности современной монополизации экономики;государственный контроль за монополистической деятельностью в странах сразвитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным дляБеларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования зарубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.
1.Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основныепринципы
Монополия(от греч. Monopolium- один продаюили единственный продавец) означает исключительное право на осуществлениекакой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащиеодному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязыватьсобственные интересы и получать монопольную прибыль.
Монополизмнаходит свое место и в рыночной экономике. О его существованииможно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночныхмеханизмов (торможение НТП, удержание высоких цен,снижение качества и сокращение объема продукции ит.д.).
Монополистомможет быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные ичастные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизмсвязывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.
Существеннымипризнаками монополии являются обладание субъектом собственностью и монопольнойвластью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесиевыгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.
Главнаяограничительная сила рыночной власти монополии – эластичность спроса на еёпродукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём производства, ноне то и другое вместе.
Существуютразные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная,административная и экономическая.
-Естественнаямонополиявозникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос наданный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Вее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей.Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служитьэнергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существуетограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, ипоэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
-Административнаямонополиявозникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, этопредоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнениеопределенного рода деятельности. С другой стороны, это организационныеструктуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняютсяразным главкам, министерствам, ассоциациям.
-Экономическаямонополияявляется наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическимипричинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.
Монополизмв экономике государства базируется на универсальной государственнойсобственности и отсутствии цивилизованного рынка, т.е. тотальномогосударствлении экономики. [8, c.63-69]
Негативнымипоследствиями монополизма государственной собственности (государственногомонополизма) являются;
1)на уровне общества — отсутствие экономическойсвободы, вырождение экономической системы;
2)на уровне отрасли — возникновение узковедомственных интересов;
3)на уровне предприятия — негибкость, неэффективностьпроизводства;
4)на уровне отдельного работника — отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.
Однимсловом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народномухозяйству в целом огромный вред.
Антиподамимонополизма всегда были рынок и конкуренция, основанныена частной собственности на средства производства и предпринимательскуюдеятельность. Отсюда следует, что основными путямипреодоления монополизма являются: формированиенормально действующей рыночной экономики и конкурентнойсреды на товарных рынках, развитие малогопредпринимательства, а также разгосударствлениесобственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизацииэкономики. [15, c.17-19]
Демонополизацияэкономики — это преодолениемонополистической деятельности и содействие формированиюрыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
Антимонопольноерегулирование — комплекс экономических, административных и законодательных мер,осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия длярыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающейнормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулированиевключает регулирование уровня концентрации и монополизации производства,стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое иналоговое регулирование.
Антимонопольнаяполитика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.
Антимонопольноезаконодательство — это сложная и разветвленная сеть законов,судебных решений и правовых норм,комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных наподдержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестнойконкуренции Все эти меры направленыподдержаниеконкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции,нарегулирование действий фирми корпораций на рынке товаров и услуг, на рынкекапиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными,некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а такжепросто вредными для общества.
Воснову комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику,заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшееблагосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможностьсвободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентномрынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будутзаключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбымежду поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальныхблаг, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам,отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения.Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регуляторомобщественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, чтопроизводить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляяна рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.
Разработкаи принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средствгосударственного регулирования экономики. В современный период главнаяособенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защитутак называемой олигополии как рыночного механизма.
Существуютдве основные формы борьбы с монополиями:
1)предупреждение создания монополий;
2)ограничение использования монопольной власти.
Дляпроведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы,основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране.Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но ихкомпетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организациине имеют права действовать авторитарными методами, например, закрыватьпредприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке,возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках былопротивозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противномслучае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством занарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что всерешения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственнымисудами.
Кромеосуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана боротьсясо злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активномучастии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны пониматьпрактическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь вэтом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Пресседолжно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь вобъективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждаяантимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, которыйсообщает о деятельности службы и комментирует ее. [3, c.324-325]
Опытразвитых стран свидетельствует, что антитрестовская политика оказаласьмалоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процессмонополизации она не приостановила. Противодействие монополизации экономикивыражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческойдеятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации.Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеютобщие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль надфирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слиянийи поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитиюмалого и среднего бизнеса.
Незаконнымипризнаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков,бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникамснабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квотпроизводства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а такжена назначение единых директоров конкурирующих фирм.
Встранах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникласравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданыискусственно, путем концентрации производства, приведшей к образованиюгигантских предприятий и объединений. В постсоветских странах антимонопольнаяполитика первоначально была направлена на преодоление«командно-административного монополизма», т.е. на изменение типаэкономических систем.
Обобщаясказанное, отметим, что свободная конкуренция обусловилаконцентрациюпроизводства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий.Наиболее распространенными их видами являются чистая, или абсолютная,естественная и искусственная, производственная и организационная монополии.Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты,тресты, концерны, которые в модернизированном виде существуют и в настоящеевремя.
2.Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах сразвитой рыночной экономикой
Встранах с развитыми рыночными системами ответственность за судьбу рынка исоздание условий для его эффективного функционирования взяло на себягосударство, встав на защиту рыночной конкуренции, найдя действенные средстваантимонопольной профилактики.
Вовсех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовоерегулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрациикапитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствиймонополистической практики.
Разработкаи принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средствтакого государственного регулирования экономики. В современный период главнаяособенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защитутак называемой олигополии как рыночного механизма. [5, c.49-53]
Вразвитых странах антимонопольное регулирование стало регулярной функцией государствас конца 19 века и базируется на сложившейся системе рыночных отношений,антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо назаконодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой(скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международнымисоглашениями. В ряде стран приняты также законы против недобросовестнойконкуренции (включая мошенничество) в производстве и торговле. Наобщегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие заразработку и реализацию антимонопольной политики. В США это – Федеральнаяторговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства юстиции. В Германиидействует Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностьюкартелей и монопольная комиссия, в Англии — Комиссия по вопросам слияний имонополизации и Судебная палата по вопросам свободной торговли, во Франции иИспании – Совет по делам конкуренции, в Японии – Комитет по справедливымсделкам.
Историческисложилось две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская.Критерием их различий выступает отношение к монополии. Первая — объявляет всемонополии противоправными. Вторая — запрещает не саму монополию, азлоупотребления монопольной властью. Правительства учитывают плюсы и минусыбольших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуяпроявлению антиконкурентного поведения, но не сдерживая эффективноекрупномасштабное производство. [9, c.56-57]
Впервыеантимонопольные законы были приняты в Канаде (1889 г.)и в США (1890 г.). Сегодня американское антимонопольное законодательствосчитается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточнуюпроверку временем. В США основными законами,регулирующими монополистическую деятельность имонополизированные рынки, являются законы Шерманаи Клейтона, закон о ФедеральнойТорговой Комиссии, поправка Селлера—Кефовера.
Наиболееразработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее ктому же и наиболее давнюю историю.
Антимонопольныйзакон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономическойжизни США. Согласно ему вне закона объявляется “всякийконтракт и всякое объединение в форме треста, либов иной форме, а также тайное соглашение,направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности. ..” В этом законе также указывается, что “каждоелицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать… какую-либо отрасльторговой операции… будет считаться правонарушителем”.В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как “тяжкоепреступление”, карающееся не толькоденежными штрафами, но и тюремнымзаключением. В особых случаях суд может вынести решение одецентрализации и дроблении фирмы на ряд небольшихпредприятий.
Сточки зрения американского законодательства, компания может быть признанамонополистом и в отношении ее могут быть начаты судебныедействия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты,свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы.
Достаточножестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так,горизонтальные слияния — слияния двух конкурентов,например, автомобилестроительных “Форд” и «Крайслер» — признаются незаконными, если совокупнаярыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.
Исключениясуществуют только в том случае, если одна из компаний находится на гранибанкротства.
Вертикальныеслияния — это слияния фирм, специализирующихся наразных стадиях производительного процесса в однойотрасли. Такие слияния также не допускаются, если каждаяфирма обладает 10 илиболее процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности конкуренции междукомпаниями-продавцами сырья. Американскоеантимонопольное законодательство по существуразрешает конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. Например, телефонной и страховойкомпаний, так как монополизация рынка одного из товаров в данном случае непроисходит.
ВСША предусматриваются достаточно жесткиесанкции за нарушениеантимонопольного законодательства. Компании, которыеиспользуют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своимидействиями ущербконтрагентам и потребителям, обязано возместитьпричиненные убытки в трехкратном размере.
Однаков действительности случаи ужесточения по отношению к компаниям-монополистам применяютсяне так часто. К примеру, за всю историю американского антимонопольногозаконодательства расформировано было около 30 компаний. Наиболее громкими делами было расформирование в 1911 г. нефтеперерабатывающего и табачного трестов и разделение в 1982 г.компании АТТ. Судебные дела в отношениикомпаний-монополистов длятся годами, так как такие процессы — дело сложное,требуют огромных затрат и привлечение массы средств. Так, дело Юнайтед стейтс машинери корпорейшен продолжалось 7лет, а ИБМ — 13 лет.
Вевропейских странах антимонопольное законодательство было принято значительно позже,чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировойвойны.
Вотличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, дляевропейских стран решающимв антимонопольной политике государства являетсяпринцип “здравого смысла”. Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развитияконкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольнуюполитику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия помонополиям и слияниям. Их функции — осуществлениеобщего надзора. В поле их зрения могут попадатькомпании, контролирующие более 25 % рынка. Так какосновной целью антимонопольной политики в Англии является стимулированиеконкуренции, то прямые административные методы(типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.
Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них,основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую рольиграют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям,государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля,предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике,ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целомзаконодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционнойбританской политике свободы торговли и минимизации прямого государственноговмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. В функцииВедомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующимположением, передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссиюпо монополиям, осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий,передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике,возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен.Основная задача Комиссии по монополиями слияниям заключается в проведениирасследования и составления докладов по поводу наличия (или возможностивозникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. Вслучае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичныхинтересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применениюразличных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений опрекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающихсделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделениипредприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.
ВоФранции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однакоактивные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этогосчиталось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточномощной отечественной промышленности.
Ввопросе контроля процессов слияния более жесткуюпозицию антимонопольное законодательство занимаетв отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальнаяквота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то пригоризонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квотыболее 25 %.
Принятиеокончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время воФранции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основнаязадача контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль замонополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции,Министерство экономики и суды общей юрисдикции.
Советпо вопросам конкуренции считается независимым административным органом, нарешения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняетконсультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а такжеможет применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратитьинкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить напредприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителяопубликовать приговор Совета в определенных журналах. Если предприятие, ставшеежертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должнообратиться с этой просьбой в суд.
ВФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет ксмягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются такназываемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральноеведомство по делам картелей, Федеральный министр экономикиивысшие органыземель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставлениязаключений о концентрации предприятий в ФРГ. Как указывалось выше,антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение междудвумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом вразвитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение тамсвободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаныдва законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и оведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена изавершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, которыйв обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точноотражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограниченияконкуренции не только в форме картелей. В настоящее время Закон действует вредакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь идатируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двухпринципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулированиямонополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определеннуюкатегорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления.Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые взначительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так,если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора,ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительнымисполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие отгоризонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально незапрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупрежденияантиконкурентной практики. [11, c.213-219]
Изевропейских стран наиболее поздно антимонопольноезаконодательство было принято в Италии — в 1990 г.Итальянское антимонопольное законодательствосчитается одним из наиболее либеральных в Европе.Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.
Впоследние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне.При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слиянияв том случае, если мировой оборот транснациональнойкомпании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.
Достаточнолиберальным считается антимонопольное законодательство Японии. Там признаетсядоминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 %рынка, двух — 75 %. Существуютльготы для фирм, осуществляющих НИОКР.
Решение спорных вопросовобычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только черезпереговоры.
НаЗападе антимонопольная политика – это гибкая система постоянно действующих,мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительныйили поощрительный характер. [5, c.49-53]
3.Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможностьего применения в Республике Беларусь
Монополизмв Республике Беларусь отличается от монополизма в странах с развитой рыночнойэкономикой, поскольку его истоки лежат в структуре хозяйствования СССР, гдеконкуренция считалась ненужным дублированием, а централизация и укрупнениепроизводства обосновывались положительным эффектом масштаба.
ВРеспублике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфереуправления, обуславливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сферепроизводства, так и в сфере обращения. В зависимости от критериев можновыделить: по происхождению — естественный и искусственный монополизм, постепени влияния — всеобщий, абсолютный и т.н. олигополию, по сфере влияния –отраслевой и межотраслевой, по территориальному признаку — тотальный илокальный, по функциональной роли- ведомственный, должностной ипроизводственный.
Уровеньмонополизации белорусской экономики, определяемой количеством предприятий,занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. Однако речь не идёто классических монополиях.
Во-первых,монополизм многих предприятий не является естественным — они занимают доминирующееположение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданыкак крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бымонополистами.
Во-вторых,значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективностихозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износаоборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития — всё этоставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собойдоминирующее положение на рынке без государственного содействия.
Экономическаяситуация в Беларуси характеризуется высокой степенью влияния на рыночныепроцессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, ипрежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, государствоинициирует монополизацию экономики путём интеграции предприятий в рамкахразличных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различныххозяйственных групп. [10, c.100-111]
Демонополизацияэкономики предполагает, что предприятия могут свободно реализовывать своюпродукцию любому нуждающемуся в ней потребителю, а потребитель имеетвозможность выбора поставщика продукции.
Становлениеантимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных,непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствиирыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемсяэкономическом кризисе. Необходимость его обусловили:
1)высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства;
2)преобладание крупных чистых монополий — единственных производителей;
3)формирование квазирыночных структур;
4)усиление злоупотреблений доминирующим положением на рынке со стороны отдельныххозяйствующих субъектов, чему способствовали распад хозяйственных связей врамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной: систем,сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере потеряуправляемости экономикой, отсутствие четкой классификации видов монополий.
ВРеспублике Беларусь предприятие признаётся занимающим доминирующее положение нарынке определённого товара, если, во-первых, его доля продаж превышаетнекоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органомгосударственного управления (за исключением случаев государственной иестественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органомгосударственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта натоварном рынке и возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов (или иныхкритериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положениехозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополистывключаются в Государственный реестр монополистов.
Началогосударственной политики в области антимонопольного регулирования положенопринятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольногозакона «О противодействии монополистической деятельности и развитииконкуренции», вступившего в силу I марта 1993 г. (далее-Закон). Проведениепоследовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функцийгосударственного управления. Антимонопольная политика в Республике Беларусьнаправлена на формирование конкурентных отношений в сфере производства иобращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждениямонополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейсяв экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действиедифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных иискусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации;ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений;установление порядков, исключающих монополизацию рынка; наснижениеотрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и инымпричинам. Данная целевая функция определена антимонопольным Законом иконкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизацииэкономики. Одним из главных направлений антимонопольной политики должно статьобеспечение условий свободного доступа новых фирм на рынки. Вместе с тем опытстран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям,показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантируетотсутствие монополизма. Выявлены новые его формы — сговоры между предприятиямив целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальнымпартнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих уронпотребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязываниюпотребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния, нарынке. Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусьявляются:
1.Становление в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии;
2.Формальное заимствование основных подходов американского и западно-европейскогозаконодательств. Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиямособенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административныхмеханизмов.
3.Охватпрактически всех хозяйствующих субъектов, занимающих монопольное или доминирующееположение на рынке (при этом данные понятия не различаются, а рассматриваютсякак тождественные);
4.Выполнение роли инструмента макро- и микроэкономической политики;
5.Осуществление в условиях ломки АКС и плановых структур в производстве иуправлении при сверхвысоком удельном весе государственной собственности, припрактическом отсутствии конкуренции и значительных размеров частного капитала;
6.Нацеленность на уменьшение государственного сектора экономики входеприватизации, тогда как в США, например, — на национализацию собственностимонополий;
7.Направленность на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе- на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенностьобъясняется тем, что в трансформационной экономике происходит движение отмонополии к конкуренции, а в рыночной экономике, наоборот, — от свободнойконкуренции к монополии. [9, c.54-59]
Монополистическуюдеятельность применительно к национальной экономической системе хозяйствованияможно определить как действия, прежде всего органов управления и хозяйствующихсубъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, ущемляющие интересыконтрагентов и потребителей. Применительно к странам с рыночной экономикоймонополистическую деятельность правомерно связывать с ограничением конкуренции.В Беларуси делать это преждевременно, так как конкурентные отношения здесьнаходятся в стадии формирования.
Демонополизацияв Беларуси должна осуществляться с учетом:
1)неблагоприятного состояния экономики, включая спад производства и хроническийдефицит оборотных средств;
2)ограниченной собственной материально-сырьевой и энергетической базы;
3)высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельныхгосударствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основныхвидов ресурсов и комплектующих изделий.
Организационнымимерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационныхструктур производства и управления, обеспечивающих переход от жесткихвертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, междупредприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованныедеконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений ипредприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых исредних предприятий).
Специализированныморганом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами поограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственнойдеятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступалиГосударственный комитет, затем — Министерство по антимонопольной политике. Внастоящее время эту функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций(далее — Министерство).
Основныминаправлениями антимонопольной деятельности этого Министерства являются:демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль зазлоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.
Вреспублике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки,имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионахпрактически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другимпредприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местныйрынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своимпараметрам под определение монополиста.
Аналогичнаяситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг,антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами.В настоящее время уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп,по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынкахи применять ту или иную форму государственного регулирования. Для ограничениямонополистической деятельности и устранения доминирующего положенияхозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры вобластях и в г. Минске, функционально подчиненные Министерству. Меры поантимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в рядеслучаев их вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистическихрынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы, которыепроводят организационную работу по поддержке предпринимательства, поформированию отдельных элементов рыночной инфраструктуры.
Сучетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольныхструктур, а также новых процессов и явлений антимонопольными органамиРеспублики Беларусь предусмотрены:
1)устранение монополизма на всех уровнях экономической системы и, прежде всего всфере управления;
2)контроль за реорганизацией хозяйствующих субъектов и органов управления, в томчисле и в ходе приватизации, а также за движением ценных бумаг, недопущениесоздания новых монопольных образований;
3)предупреждение, ограничение и пресечение антиконкурентных действий«искусственных» монополий;
4)снижение отрицательных последствий естественного монополизма,
сохраняющегосяпо технологическим и экономическим причинам, а также вследствие обеспечениягосударственных интересов. Перестройка деятельности органов государственного ихозяйственного управления предполагает качественно новую роль государства и егоорганов; гарантированность свободы предпринимательской деятельности иреализации прав собственности различных субъектов хозяйствования; четкоеразграничение сфер деятельности и функций, республиканских и территориальныхисполнительно — распорядительных органов, их полномочий и ответственности;соответствие деятельности органов государственного и хозяйственного управлениязаконодательству республики.
Эффективностьантимонопольного регулирований в Беларуси снижают слабая законодательнаядисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов,специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупцияв государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, безсоответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Болеетого, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведениясубъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий,обществ, товариществ от власти хозяйствующи субъектов, занимающих на немдоминирующее положение. Процессам приватизации не предшествоваладемонополизация управления Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокаястепень монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республикеприватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных предприятий. Изобщего количества реформированных объектов более 28 % преобразовано вакционерные общества, 22 — выкуплено арендными предприятиями, 20 — продано нааукционах, 12 — выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 10 % — продано по конкурсу. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедуройбанкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный)монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостатокоборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующихпроизводств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при которомлюбой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.
Вцелях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики,совершенствования правовой базы, регулирующей деятельностьпредприятий-монополистов. Министерство предпринимательства и инвестицийподготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РеспубликиБеларусь «О противодействии монополистической деятельности иразвитииконкуренции». Основными направлениями антимонопольной политики внастоящеевремя являются
а)сокращение прямого государственного участия в экономике и переходкэкономическим методам государственного регулирования на макроуровне;
б)устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевыхассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий)в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер,где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;
в)обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки;
г)правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования иреализации законодательства о защите прав потребителей.
Антимонопольнаяполитика в области ценообразования была направлена в основном на сужение сферыпрямого государственного регулирования цен на продукцию и услуги предприятии набазе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей,а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроляцен. [9,c. 55-56]
Государственноеантимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации натоварных рынках республики. Однако эта работа осложняетсянеудовлетворительнымсостоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так идостоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, сегоднянедостаточно информации о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала,о движении акций, об объемах и структуре производства негосударственногосектора экономики и др. Отечественная статистика не владеет многиминеобходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализстепени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационнойобласти возникает монополия на информацию.
Обобщаясказанное, следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рынку речь должнаидти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакетаантимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, назащиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Необходиморазработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести),доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических,правовых, организационных), предусматривающих коренную перестройку отношенийсобственности, производства, обмена и управления.
Вотечественной экономике до настоящего времени остается прежней природаформирования монопольных структур, т.е. они создаются не в результатеестественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива вусловиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкаяэффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентнойсреды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления,поддержания и регулирования конкуренции.
Заключение
Изучивданную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороноймонополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночнаявласть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задачаантимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучитьнеограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевестиее в неценовую.
Бесспорно,в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества)существование монополии является оправданным и необходимым, но за этимипроцессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущениюзлоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынкеблагоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство идеятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствуетстабилизации всей экономики в целом.
Антимонопольнаяслужба Республики Беларуси еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги кнормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоитсделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованиемантимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целяхсовершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимодальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственнойантимонопольной политики. Активное использование векового опытаантимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику другихразвитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращениюантимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночныхотношений.
Кактуальным перспективным мерам правительственной политики в областиантимонопольного регулирования относятся:
продолжениеструктурных преобразований в экономике Беларусь, особенно в отрасляхестественных монополий;
совершенствованиенормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потокамимонополий;
регулированиеи контроль инвестиционных программ;
созданиеусловий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельностии последующее регулирование этих видов деятельности;
повышениеэффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциямакционерных обществ – естественных монополий;
приведениеуровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
целевоедотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельнымкатегориях потребителей;
сокращениепрактики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адреснойподдержке социально незащищенных групп населения.
Длядальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо такжеупорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органамиисполнительной власти.
Окончательнаяцель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которыеобеспечат более высокое качество товара, относителньо более низкие цены ибыструю сменяемость ассортимента.
Подводяитог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательствоявляется важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционированиязатрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечиваяодним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентнойборьбы, а другим — оптимальные цены на товары и услуги.
Списокиспользованных источников
1. Бондарь А.В., Воробьёв В.А.Микроэкономика — 2007
2. Врублевский Б.И. Практикум поосновам предпринимательства: учебное пособие для студентов экон. спец. вузов /Врублевский Бронислав Иванович, В.Б. Врублевский, И.В. Сенько; Центрнауч.-техн. услуг «Развитие». — Гомель: Развитие, 2005
3. Власов Г.Н, Желтова А.М.Государственное регулирование экономики.- 1998
4. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса:Учебник для вузов по спец. 351000 «Антикризисное управление» /Круглова Наталья Юрьевна. — М.: РДЛ, 2005. — 558 с. — Библиогр.: с. 558
5. КачалинВ.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования / ВладимирВикторович; В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. — 2006.- N 2. — С. 49-56
6. О государственном регулированииестественных монополий / Астапов К // Общество и экономика 2003 -№4-5 с.274-287
7. Олигархическая экономика и еепоследствия / С. Меньшиков // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — N 6. — С. 23-30.
8. О роли монополизма в современнойэкономике / В. А. Волконский, Т. И. Корягина // Банковское дело. — 2005. — N 2. — С. 4-14.
9. СанькоГ.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование 1997
10. Санько Г.Г. Монополизм и конкурентная политика втрансформируемой экономике/ Бел. эконом. журнал. — 1999. — №2. — с.100-111
11. Розанова Н.М.Конкурентный процесс в современнойрыночной экономике. М.: МАКС Пресс 2001
12. Хашукаев С.Ф. Формирование конкурентной среды вусловиях переходной экономики. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС 2002
13. Хиль М. Правовое регулирование антимонопольногозаконодательства в Республике Беларусь и других государствах — членах ЕврАзЭС /М. Хиль; М. Хиль // Вестник Ассоциации белорусских банков. — 2006. — N 5. — С.34-44.
14. Шимов В.Н. Экономика РБ на рубеже столетий: итоги,тенденции, направления развития. Белорусский экономический журнал. — 2001. — №1. — 4-21 с.
15. ЮдановА.Ю. Конкуренция. Теория и практика. — М.: Тандем.гном-пресс, 1998. — 384 с.