План
Охарактеризуйте этапы педагогическогоэксперимента
Определитеобъект и предмет исследования по одной из предложенных тем
Составьте анкету для родителей на любуютему
Составьте список литературы посформулированной вами теме
Используемая литература
Охарактеризуйте этапы педагогического эксперимента
Существует множество определенийпонятия «педагогический эксперимент».
Педагогический эксперимент — это метод познания, с помощью которого исследуются педагогическиеявления, факты, опыт.
Педагогический эксперимент — это специальная организация педагогической деятельностиучителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретическихпредположений, или гипотез.
Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогическогопроцесса в точно учитываемых условиях.
Педагогический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в изучаемоеим педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующейпрактики.
Все эти определения понятия«педагогический эксперимент» имеют право, на наш взгляд, на существование,так как в них утверждается общая мысль о том, что педагогический эксперимент — этонаучно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса,направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранееразработанных научных предположений, гипотез.
Педагогические эксперименты бываютразными.
В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:
1) Констатирующий — при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики,реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследованияс целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы;
2) Уточняющий (проверочный) — когда проверяется гипотеза, созданная в процессеосмысления проблемы;
педагогический эксперимент анкета родитель
3) Созидательно-преобразующий — в процессе, которого конструируются новые педагогическиетехнологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания,внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываютсяэффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшемунаучно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы;
4) Контрольный — это завершающий этап исследования определённой проблемы; цельюего является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики вмассовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе другихучебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанныевыводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическими методическим достоянием педагогики.
Чаще всего выделенные виды экспериментаприменяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму(модель) исследования.
Особое место в методике педагогическихисследований занимают естественный и лабораторный эксперименты.
Первый проводится в естественныхусловиях — в форме обычных уроков, внеклассных занятий. Суть этого экспериментасостоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления,стремится создать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычногохода деятельности учащихся и педагогов и в этом смысле носили естественный характер.Объектом естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебникии учебные пособия, методы и формы обучения и воспитания.
В научных исследованиях проводитсяи лабораторный эксперимент. В педагогических исследованиях он применяется нечасто.Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает созданиеискусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов,различных объективных и субъективных причин свести к минимуму.
Примером лабораторного эксперимента,который используется, прежде всего, в дидактике, может быть экспериментальное обучениеодного или небольшой группы учащихся в соответствии со специально разработаннойметодикой. В ходе лабораторного эксперимента, что очень важно знать, отчетливеепрослеживается исследуемый процесс, обеспечивается возможность более глубоких измерений,применения комплекса специальных технических средств и аппаратуры. Однако надо знатьисследователю и то, что лабораторный эксперимент упрощает педагогическую реальностьтем, что он осуществляется в «чистых» условиях. Именно искусственностьэкспериментальной ситуации является недостатком лабораторного эксперимента. Вывододин: необходимо достаточно осторожно интерпретировать его результаты. Поэтому выясненныезакономерности (зависимости, взаимосвязи) должны быть апробированы во внелабораторныхусловиях, именно в тех естественных ситуациях, на которые мы хотим их распространять.Это делается путем широкой проверки при помощи естественного эксперимента или другихметодов исследования.
Прежде чем приступить к эксперименту,исследователь глубоко изучает ту область знаний, которая недостаточно исследованав педагогике.
Приступая к эксперименту, исследовательтщательно продумывает его цель, задачи, определяет объект и предмет исследования,составляет программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты.И лишь после этого он приступает к планированию (этапов) самого эксперимента: намечаетхарактер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику; продумывает своюроль, свое место в проводимом эксперименте; принимает во внимание множество влияющихна эффективность педагогического процесса причин; планирует средства учета тех фактов,которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов.
Исследователю очень важно уметьотслеживать процесс экспериментальной работы. Это может быть: проведение констатирующих(исходных), уточняющих, преобразующих срезов; фиксация текущих результатов в ходеосуществления гипотезы; проведение итоговых срезов; анализ положительных, а такжеотрицательных результатов, анализ непредвиденных и побочных результатов эксперимента.
По содержанию результатов педагогическогоэксперимента могут быть: разработка концепций обучения, воспитания, образования;определение закономерностей учебно-воспитательного процесса; учет условий формированияи развития личности; выявления факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний;постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез;разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов уроков); анализ передовогоопыта обучения, воспитания и т.д.Определите объект и предмет исследования по одной изпредложенных тем
Тема: Использование математических тестов как средство развитиялогического мышления учащихся на уроках в третьем классе.
Объект: Развитие логического мышления на уроках в третьем классе.
Предмет: Использование математических тестов как средство логическогомышления на уроках в третьем классе.
1. Сформулируйте 5 тем дипломных работ.
1) Изучение познавательных способностейучащихся 1 класса на занятиях по математике.
2) Изучение творческих способностей учащихсяна вечерах развлечениях.
3) Развитие самостоятельности детей старшегодошкольного возраста на экскурсиях в природу.
4) Воспитание самостоятельности детейстаршего дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
5) Подготовка творческих способностейстудентов 1 курса на занятиях художественной самодеятельности.Составьте анкету для родителей на любую тему
Анкета для родителей
(направленная на выявление образовательныхзапросов родителей детей дошкольного возраста)
1. Возраст, пол вашего ребенка
1 — 3 лет
4 — 5 лет
6 — 7 лет
2. Чем интересуется Ваш ребенок?Стойки, постоянны ли его интересы?
3. Считаете ли Вы, что у Вашегоребенка есть особые таланты? Какие?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
4. Нравится ли Вам предметнаясреда в группе, которую посещает Ваш ребенок? (да, нет)
Если да, то, что нравится?
Если нет, то, что не нравитсяВам, не устраивает Вас, что бы Вы хотели изменить?
5. Знаете ли Вы, какие занятияпосещает в д/с Ваш ребенок?
6. Занимается ли Ваш ребенок где-нибудьпомимо дошкольного учреждения? Если занимается, то чем?
Да
Нет
7. На что, по вашему мнению, должнобыть направлено образование Вашего ребенка до школы?
общее развитие ребенка
подготовка к школе
приобщение к культурным ценностям
8. какое направление дошкольногообразования Вы бы предпочли для своего ребенка?
физическое развитие
спортивная подготовка
эмоциональное развитие
музыкальное развитие
интеллектуальное развитие
художественно-эстетическое развитие
9. Каким бы вы хотели видеть будущееребенка?
10. есть ли у Вас пожелания ипредложения относительно его воспитания в д/с?Составьте список литературы по сформулированной вамитеме
Иванов С.П. Русский язык: учебноепособие для студентов вузов/ Иванов С.П. — М.: Лениздат, 2000. — 112с. ПетровП.И. Баня: сборник стихов/П.И. Петров. — Барнаул: ООО “Издатель”, 1988. — 311 с.ил.
Дюма А. Приключения мушкетеров: в 3 т. / Александр Дюма. — М.:Литиздат, 1994
Используемая литература
1. Сиденко А. Как разработать программу эксперимента. // Директор школы. — 1998.
2. Краевский В.В. Научное исследование в педагогике и его основные характеристики// Педагогика/ 3-е изд. Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998.