Оглавление
ВведениеГлава1. Теневая экономика в современной России
Глава 2. Наркобизнес какэкономическая отрасль
Глава 3. Условияэффективного воздействия государства на наркобизнес
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Всовременной экономической науке прочно укоренился термин «теневая экономика»,подразумевающий под собой экономические процессы, которые не афишируются,скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом и нефиксируются официальной государственной статистикой. В сферу теневой экономикивключаются различные действия, как то: подпольное производство, спекуляцияконтрабандной продукцией, бестоварные операции, наркобизнес.
Даннаякурсовая работа посвящена изучению вопроса о наркобизнесе как экономическойотрасли. Объектом является современная экономика, субъектом – теневая экономикаи наркобизнес.
Цель работы- охарактеризовать наркобизнес в современной России как экономическую отрасль сточки зрения теоретического подхода. В соответствии с целью курсовой работыбыли поставлены основные задачи: 1) подробно рассмотреть понятие теневойэкономики и ее составляющие (серая, черная экономика); 2) охарактеризоватьситуацию, сложившуюся в области теневой экономике в современной России; 3)оценить возможности наркобизнеса (доходность, оборот, занятость и т.п.) исравнить показатели по различным государствам; 4) показать, как складываетсяситуация с торговлей наркотиками в Красноярском крае, Республике Хакасия иРеспублике Тува; 5) рассмотреть методы влияния на наркоторговлю в различныхгосударствах, выявить и проанализировать необходимые условия для эффективноговоздействия государства на наркобизнес.
Принаписании курсовой работы использовались материалы и статьи Интернет-изданий,статьи и работы таких исследователей как Герасимов П.А., Тимофеев Л., БарсуковаС., и другие.
Глава 1.Теневая экономика в современной России
Прежде чемприступить к характеристике современной российской экономики, хотелось бы болееподробно остановиться на понятии «теневая экономика». Неформальнаячасть, не укладывающаяся в рамки действующего законодательства, присутствует вэкономике любой страны. Однако у специалистов до сихпор нет единого мнения, что представляет собой неформальный сектор экономики. В англоязычнойлитературе такая экономика называется «неофициальной», «подпольной», «скрытой»,во французской — «подземной», «неформальной», внемецкой — «теневой»[1]. Сегодня в литературе встречаются различныетолкования этого термина. Согласно одному из них, «теневая» экономика – этоневидимые невооруженным глазом, незаметные со стороны процессы производства,распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения вкорыстных целях или групповых интересах[2]. Другие авторы говорят о том, что к «теневой»экономике относится любая деятельность, противоречащая действующемузаконодательству. То есть, совокупность противозаконных хозяйственных действий,которые способствуют совершению уголовных преступлений различной степенитяжести[3]. Сюда можно добавить не толькопротивоправные, но и просто не запрещенные законом действия и отношения междулюдьми и субъектами хозяйствования по поводу производства, обмена и присвоенияпродуктов производства в корыстных целях[4]. Однако стоит отметить, что вРоссийском законодательстве понятия «теневая экономика» и «теневой капитал» неприсутствуют. Это опять же приводит к различиям в трактовке. Так, в соответствии с определением, данным в Федеральномзаконе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействиилегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», вступившем всилу с 1 февраля 2002.,, доходы,полученные преступным путем – денежные средства или ионе имущество, полученныев результате совершения преступления; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — приданиеправомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствамиили иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193,194,198 и 199 Уголовного кодекса РФ[5]. Как отмечает к.э.н. Герасимов П.А., исходя из данного определения, можно сделать вывод, что средства,источниками из-за границы средства, источниками которых являются невозвращениеиз-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), уклонение от уплатытаможенных платежей, взимаемых с организации илифизического лица (ст. 194 УК РФ), уклонение физического лица от уплаты налогаили страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК РФ),уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственныевнебюджетные фонды с организации (ст. 199 УК РФ), поуголовному законодательству РФ, не являются полученными преступным путем[6]. По словамэтого исследователя «отечественные законодатели изъяли из преступных доходов те, которыераспространены в основном в политических кругах ипредпринимательской среде. В то же время на Западепонятие «теневой капитал» тесно связано именно с уклонением от уплаты налогов»[7].
Так илииначе, рассмотренные мнения о понятии «теневая экономика» не противоречат другдругу, а четко указывают на то, что теневая экономика, как совокупностьэкономических процессов, не признает установленного порядка, регламентирующегополучение доходов, и лишает государство права участвовать в их распределении.
К сфере «теневой»экономики отнесены:
· приписки в отчетности, касающиеся непроизведенной продукции илиневыполненных работ;
· подпольные цехи и заводы;
· торговля контрабандной продукцией;
· обман покупателей в магазинах (обвес, пересортица, обмер);
· наркобизнес;
· самогоноварение;
· бестоварные операции и теневой экспорт[8].
Различныевиды «теневой» деятельности имеют качественные отличия, поэтому для правильногопонимания проблем теневой экономики необходимо выделить ее основные сегменты,сектора. Как правило, для типологизации разновидностей «теневой» деятельностирассматривают их связь с так называемой «белой» (официальной) экономикой. Можновыделить три сектора теневой экономики:
· «вторая» («беловоротничковая», неформальная) экономика;
· «серая» (скрытая);
· «черная» («подпольная», криминогенная) теневая экономика.
Вторая «теневая»экономика– это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельностьработников официальной экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытомуперераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобнойдеятельностью занимаются представители руководящего персонала (так называемые«белые воротнички»). С точки зрения общества, данная «теневая» экономика непроизводит никаких новых товаров или услуг: выгоды от «второй» теневойэкономики получены одними людьми за счет потерь, которые несут другие люди[9].Серая или скрытая «теневая» экономика – разрешенная законом, нонерегистрируемая экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес) попроизводству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от «второй»экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой, «серая» «теневая»экономика функционирует более автономно. В этом секторе самостоятельныепроизводители чаще всего сознательно уклоняются от официального учета, не желаянести расходы, связанные с получением лицензии, уплатой налогов и т.п.,придавать гласности известность своим действиям и доходам. «Черная» «теневая»экономика(криминогенная) – запрещенная законом экономическаядеятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных. Данный видэкономической деятельности еще более обособлен от официальной экономики, чем«серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать всевиды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни,поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этойдеятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи,грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающихобщество (например, наркобизнес и рэкет)[10]. В современной литературе вниманиеконцентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности,деятельности профессиональных преступников.
Доходы от «теневой»экономики напрямую не могут быть учтены при составлении статистическойотчетности, поэтому для ее учета используются косвенные данные. С однойстороны, ее относительно легко определить, а с другой – практически невозможноизмерить. Связана такая двойственность с тем, что почти вся полученнаяинформация является конфиденциальной. Все существующие методы выявления и оценки теневого сектора условноделятся на три группы:
• статистическиеметоды, используемые на макроуровне;
• методыоткрытой проверки, используемые как на макро-, так и на микроуровне;
• специальные методы экономико-правового анализа, используемые намикроуровне.
Необходимоподчеркнуть, что «теневая» экономикахарактеризуется, прежде всего, скрытностью, поэтому практически невозможнообъективно и точно говорить о ее масштабах. Однако ее размеры в среднемварьируются от 10% ВВП в развитых странах, до 40% и более — в развивающихся. Встранах с переходной экономикой масштабы «теневой» экономики оцениваются в20-25%. Такую же оценку дает для России Госкомстат. Но по расчетам ироссийских, и западных экспертов, реальные размеры теневого сектора в России неотличаются от развивающихся стран, достигая 40-50% ВВП. По оценкам Госкомстата, которые он делает вместе со Всемирнымбанком, «теневой» сектор в экономике России достигает сегодня примерно 25 %. Поданным МВД – 40%[11]. Конечно, более правдоподобнойкажется цифра в пределах 30-35 %. Хотя некоторые эксперты настаивают на том,что размер «теневой» экономики в стране все еще держится на уровне 80 %. Сейчасречь идет о том, что «теневой» бизнес выходит на новые методы. Постоянновскрываются новые схемы легализации преступных капиталов с использованиемзарубежных юрисдикций, международных трастовых и секретарских компаний.Появились варианты финансовых и биржевых мошенничеств с помощью иностранныхфинансовых провайдеров. Они незаконно переводят деньги за рубеж под видомперестрахования в оффшорные компании, фиктивно страхуют риски, создают«зарплатные» схемы[12].
Оценки масштабов«теневой» экономики так отличаются друг от друга потому, что возникает проблемас методиками расчета. Действительно, довольно трудно учитывать то, что очевиднодля обозревателей и граждан, но для традиционных, прямых статистических методов- неприемлемо. Чем больше масштабы и разнообразнее структура «теневой» экономики,тем выше вероятность погрешностей. По предположительным оценкам специалистов,ежегодно в тень уходит более 8 трлн. долларов. Таким образом, каждый годмировая экономика теряет огромное состояние, которое не попадает вбухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельныхгосударств, так и международных организаций. Есть мнение, что по своиммасштабам глобальная «теневая» экономика сопоставима с экономикой США — страны,имеющей самый крупный ВВП в мире[13].
В рамкахданного раздела работы хотелось бы рассмотреть также такую проблему, каксращивание бизнеса и власти, имеющие отношение к «теневой» экономике, посколькуи «теневая» экономика и политика в современной России неразрывно связаны[14].По данным исследователей, условно можно выделить две стратегии сращивания.Первая – «рыночная» — состоит в систематическом и устойчивом приобретениибизнесом услуг власти, оказываемых в «теневом режиме», что превращает отношениячиновника и предпринимателя в подобие конкретной сделки (коррупция). Втораястратегия – «инвестиционная» — подразумевает, что бизнес покупает не услугичиновника или законодателя, а места во власти, ставя на него своего человека[15].При этом в рамках «рыночной» стратегии различаются «откупная» (когда действияобеспечивают лояльность власти к нарушениям, например, взятка проверяющемуналоговому инспектору) и «покупная», которая обеспечивает изменение норм всоответствии с конкретными требованиями бизнеса, а не безнаказанное нарушениезаконов (это можно назвать теневым лоббированием решений)[16].Внесение необходимых поправок в проекты принимаемых или действующих законов,приказов, распоряжений; выделение бюджетных средств на определенные объекты ицели; заключение договоров на поставку товаров и осуществление работ за счетбюджета — все это можно отнести к «покупным» методам. Конечно, существуетопределенная стоимость каждой подобной услуги. По данным Фонда ИНДЕМ, накоторые ссылается С. Барсукова в своей статье, стоимость внесения любогозаконопроекта на рассмотрение Госдумы РФ около 250 тыс. долларов, а депутаты,входящие в ключевые комитеты, имеют от коррупционных сделок доходы примерно по300 тыс. долларов в год[17]. Для сравнения, средняя заработнаяплата среднестатистического россиянина составляет 5-8 тыс. долларов в год.
«Инвестиционная»стратегия так же имеет свои формы. Их три:
· лоббирование определенных лиц на руководящие должности в структурыисполнительной власти (покупка места);
· проведение своего кандидата к победе на различных выборах;
· покупка и финансирование деятельности политических партий.
При этомдля окончательного утверждения на должность члена Совета Федерации (при наличиирешения регионального законодательного собрания) нужно заплатить около 2 млн.долларов[18]. Приветствуется как наличный способрасчета, так и безналичный. Экономист Барсукова С. проводила интервью для своейработы и выяснила, например, что в обмен на просьбу губернатора помочь сгазификацией сельской местности в Брянской области «Газпром» выдвинултребование о назначении своего ставленника в качестве члена Совета Федерации оэтой области. Договоренность была реализована[19]. Понятно, что свою выгоду получилкаждый участник договора. Нужно обратить внимание и на то, как оцениваются подобныеформы политического инвестирования с точки зрения законодательства. Так, оплатаза назначение человека на какую-либо должность – криминальное деяние,использование в ходе выборов «теневых» средств (конкретно, незаконное выведениеденег из оборота предприятия, так называемое обналичивание) – налоговоенарушение, все остальные этапы использования «черных» денег – административноенарушение. Тем не менее, «теневое» финансирование выборных кампаний идеятельности политических партий – явление, известное во всем мире. Например, входе «Уотергейского скандала», повлекшего за собой отставку президента Р.Никсона (1974 год), были вскрыты массовые случаи незаконных финансовыхпожертвований на политические цели крупных американских корпораций[20].
Итак,существует ряд трактовок понятия «теневая экономика» в принципе непротиворечащих друг другу и указывающих на то, что данное понятие включает всебя совокупность экономических процессов и экономические отношения вкорыстных целях или групповых интересах, такая экономика не признаетустановленного порядка, регламентирующего получение доходов, и лишаетгосударство права участвовать в их распределении. Экономические агенты могут нетолько заниматься незаконными операциями, но и совершать действия,«теневизирующие» политику, покупая места во власти, финансируя политическиепартии. Однако с другой стороны и политика активно «теневизирует» экономику,предлагая широкий спектр продаваемых в «теневом» формате услуг. «Теневаяэкономика» и «теневая политика» не существуют в России порознь, посколькуявляются взаимнопредполагаемыми частями единого процесса восстановлениявластной иерархии как основного принципа распределения экономических возможностей[21].Глава 2.Наркобизнес как экономическая отрасль
Проблеманаркотиков и наркобизнеса является интернациональной. По данным ООН, общеечисло людей, злоупотребляющих наркотиками, достигает 200 млн. человек, или 5%населения Земли, в возрасте от 15 до 64 лет. За последние десять летпотребление наркотиков в России увеличилось в 9 раз. Каждый год от них гибнут70 тыс., человек, по экспертным оценкам, в нашей стране насчитывается 6 млн.наркозависящих[22].
Наркобизнесявляется высокорентабельной отраслью криминальной экономики. Норма прибыли приоперациях с наркотиками составляет от 300 до 2000 процентов. Наркоиндустрия соборотом, соответствующим примерно 8% мировой торговли, неуклонносовершенствуется, повышая технический, финансовый потенциал, адаптируя новейшиедостижения научно-технического прогресса к своим потребностям. Поэтому неудивительно,что транснациональные наркосиндикаты используют в своей преступной деятельностисамые современные средства вооружения и боеприпасы, системы электронногооснащения, новейшие методы обеспечения собственной безопасности. Мировойнаркобизнес, будучи самым прибыльным (например, вНидерландахсебестоимость одной таблетки «экстази» составляет 7-9 центов, а еерозничная цена уже 8-15 долларов) имеет также самую мощную и разветвленнуюмафиозную структуру[23]. Рост наркобизнеса и потреблениянаркотических средств сопровождается также возрастанием других общеуголовныхпреступлений. Так, по имеющимся данным, из 10 имущественных преступленийпрактически каждые шесть совершаются наркоманами. Подавляющее число из этихпреступлений совершено лицами в возрасте до 35 лет. В России оборот наркотиковсоставляет от 10 до 15 млрд., долларов в год, в то время как общий объем финансирования Федеральной целевой программы, рассчитаннойна противодействие распространению наркотиков составляет 3 млрд., 92 млн.,рублей на 5 лет. А, к примеру, в США эта цифра доходит до 33—35 млрд., долларовв год[24].
Известно,что существуют так называемые натуральные наркотики (марихуана, опиаты) исинтетические, полученные лабораторным путем из различных химикатов. Самым распространенным наркотиком в мире, по различным оценкам,является героин. На втором месте по степени распространения — кокаин, натретьем — марихуана. Сокращение мирового потребления синтетических наркотиков восновном объясняется уничтожением многочисленных подпольных лабораторий вТаиланде в 2002 году, а также сокращением потребления наркотиков этого типа вСША. В то же время возрос спрос на опиаты и кокаин. Героин и морфий потребляют16 млн. человек, причем из них 11 млн. предпочитают героин, 14 млн. человек вмире — кокаин. Эксперты считают, что для большинства стран Европы и Азиинаиболее «проблемными наркотиками» остаются опиаты. Их употребляют62% всех наркозависимых людей в этих регионах. Наибольшей популярностьюпользуется героин[25]. Исследователи отмечают, что впоследнее время происходит увеличение мобильности производителей. Выявленыфакты производства наркотиков в лабораториях, располагающихся в фургонах и нагрузовиках. Подобные лаборатории довольно редко попадают в поле зренияправоохранительных органов и, непрерывно производя наркотики в пути, к местуназначения доставляют уже готовый продукт. Мощность одной из таких лабораторий,выявленных на территории Колумбии, составляла 70 кг кокаина в сутки[26].
Повышениедоли синтетиков — важнейшая тенденция развития мирового наркобизнеса.Разнообразие синтетиков и возможность быстрого синтезирования новых аналоговпозволяют производителям быстро реагировать на конъюнктуру наркорынка. Изменяяисходные продукты, специалисты-химики получают новые виды синтетиков, невходящие в действующие национальные списки запрещенных и контролируемыхнаркотиков. Имеет значение также сложность и длительность процедуры включенияновых наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ вофициальные списки[27].
Необходимо так же отметить, что высокими темпамирастут потоки контрабандно перемещаемых через границу России наркотическихсредств; небывалых масштабов достигло распространение на территории страныжестких наркотиков, в первую очередь героина и других опиатов. В настоящеевремя нелегальный наркобизнес в России трансформировался в структуру,охватывающую финансирование, производство, маркетинг, транспортировку, продажунаркотических средств, а также систему «отмывания» финансов,полученных от реализации наркотиков. Он имеет ряд характерных черт:
· организация наркобизнеса практически на всей территории СНГ,устойчивость преступных группировок, наличие межрегиональных связей, четкоеразделение функциональных обязанностей по производству, хранению,транспортировке и реализации наркотиков;
· знание современных технологий по переработке сырья, наличиеподпольных лабораторий по производству синтетических наркотиков;
· наличие значительных финансовых средств;
· глубокая конспирация, хорошая осведомленность о формах и методахработы правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью, наличиеогнестрельного оружия, транспортных средств;
· смыкание с экстремистскими элементами и террористическимигруппировками;
· попытки установления контактов с представителями международнойнаркомафии для организации контрабандных операций с использованием территорииРоссии и государств-участников СНГ.
Анализмаршрутов и источников поступления наркотических средств к их потребителям даетоснования предположить, что значительное количество наркотиков имеетиностранное происхождение. Большое количество наркокурьеров прибывают нароссийскую территорию из государств — участников СНГ и третьих стран. Впоследние годы выявлены факты ввоза наркотиков из КНДР, Перу, Бразилии,Румынии, Пакистана, Малайзии, Германии, Швеции, Нидерландов и ряда других государств.На территории России за торговлю наркотическими средствами задерживалисьграждане Гвинеи, Ирана, Израиля, Нигерии, Анголы, Заира[28].
Исследователивыделяют и традиционных поставщиков наркотиков. Это:
· страны «Золотого полумесяца» — Афганистан, Пакистан,Иран, Ирак (опий, опиесодержащие вещества, гашиш);
· страны «Золотого треугольника» — Юго-Восточная,Восточная Азия (героин);
· страны Ближнего и Среднего Востока — Ливия, Сирия, Турция (гашиш,марихуана);
· Китай (эфедрин, эфедриносодержащие вещества);
· Латинская Америка — Колумбия, Боливия, Перу, Венесуэла, Мексика(кокаин);
· Африка — Нигерия, Уганда, Гана (кокаин, героин);
· Голландия, Германия, Польша (синтетические наркотики).
Изсинтетических наркотиков в России производят в основном стимуляторыамфетаминового ряда и аналоги героина — такие, как метадон. В России сталитакже появляться таблетки «экстази», или МДМА — в основном вприлегающем к балтийским странам Северо-западном федеральном округе со столицейв Санкт-Петербурге. Торговля кокаином в России не получила широкогораспространения. Цены на него в стране остаются очень высокими, хотяплатежеспособному покупателю достать этот наркотик не составляет труда. Кокаинобычно завозят в Россию через порт Санкт-Петербурга. В качестве наркокурьеровохотно выступают моряки фруктовозов и других судов, курсирующих между Россией иЛатинской Америкой. Кокаин попадает в Россию также в контейнерных грузах[29].Основные маршруты контрабанды наркотиков проходят через Республику Узбекистан,Казахстан, Киргизию, Туркменистан, Таджикистан. Наряду с тенденцией кувеличению внутреннего потребления наркотических средств, наблюдается все болеемасштабное использование российской территории для транзита наркотиков. ЧерезРоссию наркотики (в основном — героин) попадают практически во всескандинавские страны, а также в Германию, Польшу, Францию, Грецию. Наиболееактивно преступниками использовался транзитный канал международных воздушныхперевозок. По некоторым экспертным оценкам, через территорию нашей страныежегодно перемещается 20-30 тонн сильнодействующих наркотиков. Это являетсясерьезным фактором угрозы безопасности, поскольку национальные территории,через которые прокладывают свои маршруты наркобизнесмены, постепенно становятсяактивными регионами спроса на контрабандные наркотики. В распространениинаркотиков участвуют различные этнические группировки, среди них армянскиесоставили 9 процентов; среднеазиатские — 51; грузинские — 12; прибалтийские — 12; азербайджанские — 67; чеченские — 33; цыганские — 61. Торговлей кокаином игероином занимаются нигерийцы. На Дальнем Востоке контрабандным ввозом эфедриназанимаются китайцы[30].
В даннойработе была поставлена задача обратить внимание на организацию наркобизнеса врегионе. Особое место здесь занимает Республика Тува, известная тем, что в нейпроизводится огромное количество конопли. Нужно отметить, что конопля –растение само по себе безобидное, но производные от нее являются наркотическимивеществами. Конопля была самой доходной частьюроссийского бюджета в XIX веке. Пеньковые канаты применялись и применяются нафлоте, в мире ничего лучше для этих целей пока не придумано. Конопляное маслошироко использовалось в авиации Красной Армии. Культивированная коноплясодержит не более 3 процентов наркотического вещества, а дикорастущая — до 80процентов[31]. Она-то и является угрозой длянаселения. «Тувинку» (так называют местную траву) считают второй по качествупосле чуйской анаши. Доходность этого бизнеса такова: коробок на месте сбора, вКожууне, стоит 200—300 рублей, в Кызыле, столице Тувы, — 500 рублей, втранзитном Абакане, столице Хакасии, — 1—1,5 тысячи, в Красноярске — 3—4 тысячирублей, а в Москве цена доходит до 5—6 тысяч, в Норильске – так же 5-6 тысячрублей, но зимой в 2 раза дороже[32].
Нужносказать, что Республика Тува, удаленная от железной дороги, не имеет каких-либозначимых природных богатств. Массовый исход славянского населения в начале 90-хгодов привел к остановке промышленных предприятий. И это послужил предпосылкойк тому, что сбор единственного достояния этой земли – конопли — стал реальнойотраслью местной экономики. Ранее считалось, что поля дикорастущей коноплираскинулись в Туве на 32 тыс., гектаров, потом официальные данные выросли до35—36 тыс., гектаров. Однако на республиканском семинаре эксперты заявили о 72тыс., гектаров, в то время как начальник регионального управления Федеральнойслужбы наркоконтроля по Красноярскому краю Анатолий Самков, сославшись наданные космической съемки, отвел тувинской конопле 84 тыс., гектаров. Последниецифры, обнародованные пресс-службой правительства Тувы и основанные на докладахс мест, говорят, что коноплей засорены 26,2 тыс. га[33].В Туве учтена одна тысяча больных наркоманией, но на парламентских слушанияхЗаконодательной палаты Великого хурала говорилось о 10 тысячах человек. Насегодняшний день основным способом борьбы с коноплей является чистомеханический, созданы БУКи — бригады по уничтожению конопли. К трактористамприкомандированы милиционеры. Они и охраняют ликвидаторов травы (стычки ужепроисходили), и надзирают — чтобы те не поддались соблазну превратиться в еесборщиков. При этом всем известно, что на деньги, вырученные от реализацииконопли удается ремонтировать школы и больницы, покупать необходимые товары. Ужеотмечалось, что наркобизнес приносит огромные неучтенные доходы своим дельцам ичто в эту сферу втянуто колоссальное количество человек, при этом не имеетзначения уровень их легального дохода. В Туве реализацией конопли занимаются нетолько беднейшие слои населения, но и люди обеспеченные. Наркополицейскиереспублики задержали за сбыт наркотиков в особо крупных размерах супругувице-мэра Кызыла Сергея Ондара, курирующего экономический блок в администрацииреспубликанской столицы. Жена чиновника владела автозаправочной станцией, нопомимо этого бизнеса скупала у населения для перепродажи наркотикирастительного происхождения. Оперативники приобрели у нее 136 коробков гашишавесом более 2 килограммов, после чего и задержали. По местным ценам это 70—80тысяч рублей, соответственно стоимость товара увеличилась бы в несколько разпри удачной реализации. Прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 228 УК,которая предписывает от 8 до 20 лет тюремного заключения. Незадолго до этогообвинение по той же статье было предъявлено гражданину Монгушу, депутатуместного самоуправления одного из районов[34]. Сенатор от Тувы Людмила Нарусова всвое время предложила наладить сбор конопли как лекарственного сырья дляфармацевтики или поставлять «тувинку» в страны, где употребление легкихнаркотиков узаконено, например, в Голландию. Однако предложение отзыва ненашло. Но методы борьбы с наркобизнесом будут рассмотрены в следующей главе.
Наркодельцыиз Хакасии, Красноярского края, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областей,других регионов России и стран СНГ рассматривают территорию Республики Тува каксырьевую базу по производству наркотиков растительного происхождения —марихуаны и гашиша. Наркотики уходят по Аскизскому тракту или таежными тропамичерез Таштыпский район в соседнюю Хакасию, чуть меньший поток гашиша идет поУсинскому тракту, соединяющему Туву с Красноярском. Далее тувинский гашишрастекается по Сибири, России, им торгуют даже в кафе Амстердама.
ВКрасноярском крае по состоянию на 1 января 2007 года официальнозарегистрировано 13 тыс., наркозависимых граждан – это только те, кто обратилсяза медицинской помощью. В реальности на одного зарегистрированного наркоманаприходится 8-10 латентных. Таким образом, общее количество наркозависимых вкрае может превышать 100 тыс., человек. По данным госнаркоконтроляКрасноярского края, к городам, где проблема с распространением наркотиков стоитмаксимально остро, относятся Норильск, Красноярск, Дивногорск, Бородино,Сосновоборск. Также проблемными территориями считаются Кежемский, Канский иУярский районы. За девять месяцев 2007 годауправление Госнакроконтроля по Красноярскому краю возбудил 2098 уголовных дел,что на 6% больше аналогичного периода 2006 года. Раскрыто 1453 преступления,245 из которых совершены группами лиц по предварительному сговору иорганизованными преступными группами. Свыше 90% всех выявленных управлениемнаркопреступлений – тяжкие и особо тяжкие, сообщает пресс-служба наркоконтроля.Выявлено 67 преступлений, связанных с притоносодержанием и 23 преступления,связанных с легализацией наркодоходов. Сумма выявленных легализованных денежныхсредств, полученных преступным путём, составляет 2 млн. рублей. Из незаконногооборота изъято 300 килограммов наркотических средств, в том числе: 50 кггероина, 135 кг марихуаны, 42 кг гашиша и гашишного масла. Активизированаборьба с незаконным оборотом синтетических наркотиков. По этой линии выявлено25 наркопреступлений, из оборота изъято 1385 таблеток МДМА «экстази». Заотчётный период сотрудниками по легальному обороту наркотиков проведено 243проверки медицинских, аптечных учреждений, промышленных предприятий и иныхорганизаций. Из оборота изъято более 60 тонн прекурсоров (веществ, используемыхдля приготовления наркотиков), 22 килограмма сильнодействующих веществ. Более50% всех наркотиков в Красноярский край доставляется чартерными автобусами иавтофургонами из Таджикистана и других среднеазиатских стран СНГ. Прохождениюпо территории края каналов наркотрафика с запада на восток страны способствуютбольшое число транспортных магистралей и узлов международного и федеральногозначения. В частности, героин афганского и пакистанского производствадоставляется в Красноярск авиа- и железнодорожным транспортом черезТаджикистан, Киргизию, Узбекистан, а также транзитом через Казахстан. Большойпоток наркотиков растительного происхождения (гашиш и марихуана), какотмечалось ранее, поступает в край из Тувы[35].
Таковаобщая картина по проблеме наркобизнеса в цифрах и фактах.
Также хотелосьбы остановиться на некоторых особенностях данного вида деятельности. Основнойпродукт наркобизнеса – это вовсе не наркотики, по мнению Л.М. Тимофеева.Действительно, для производства наркотиков не нужны ни синдикаты, ни картели –достаточно кустарного заводика рядом с плантацией коки или опийного мака, илипростой лаборатории с элементарным набором школьной химпосуды для производствасинтетических наркотиков. Картели и синдикаты с их учеными, летчиками, лидерамипарламентских фракций, огромным арсеналом оружия необходимы для производствасамой возможности производить, продавать и потреблять наркотики в условияхюридического запрета[36]. Прослеживается такая закономерность– факторы производства наркотиков (земля, труд, капитал) весьма дешевы, оптовыецены страны-производителя держатся на уровне недорогих лекарств, а розничные –на два порядка выше. Так, например, по данным главы следственного отделабританского таможенного ведомства Дика Келиауэля, по мере продвижения героинана Запад цены растут следующим образом: в Пакистане килограмм героина стоит 1,5тыс., долларов, в Турции возрастает до 10 тыс., в Голландии цена удваивается, ав Англии доходит до 40 тыс., долларов. Это оптовая цена, розничная же доходитдо 120 тыс., долларов за один килограмм героина[37].Исследователи считают одним из объяснений высокой розничной цены тот факт, чтофирма должна компенсировать реальные издержки, которые она несет или рискуетпонести на каждом этапе движения наркотиков. Чем ближе к сбыту, тем выше риск.Увеличение рисков по мере приближения к моменту сбыта, по словам Л.М. Тимофеева,связано с геополитической ситуацией: основной платежеспособный спрос нанаркотики приходится на страны с развитыми правовыми системами, где закон (втом числе и запрет наркобизнеса) строго исполняется, тогда как производятсянаркотики в странах с относительно слабой или лояльной по отношению к наркобизнесуправовой системой[38]. Так или иначе, но потребительплатит высокую розничную цену за риск, тем самым оплачивая всю цепочкунаркобизнеса.
Помимовысоких розничных цен, компенсирующих все реальные и возможные издержкипроизводства, нужно отметить полную неэластичность спроса наркотиков по цене.Здоровый человек не выходит на рынок наркотиков и ему безразлична их цена, в товремя как наркозависимый потребитель будет искать товар и приобретать его полюбой назначенной цене. Юридический запрет нанемедицинские наркотики в краткосрочном периоде приводит к увеличению издержекфирмы и сокращению производства и спроса. Однако нарастание репрессий иужесточение условий бизнеса одновременно способствует монополизации рынка. Спроснаркозависимых потребителей остается неизменным, что при любых условиях нетолько обеспечивает фирме положительную прибыль, но и позволяет назначать такуюценовую надбавку, которая вполне страхует от риска полного подавления рынка[39].Спрос на наркотики отличается от спроса на другие продукты именно из-за эффектапривыкания, которое обеспечивает большую часть сбыта. Производители активноиспользуют эффект быстрого привыкания к наркотикам. Таким образом, спрос нанаркотик является больше функцией фактора “психологическая зависимость”, чемцены. В потреблении наркотика наблюдается то, что экономисты называют эффектомхраповика (необратимости) вот почему увеличение цен, повышая потенциальныедоходы производителей, оказывает слабое воздействие на спрос[40]
Помимоэтого исследователи указывают и на следующие характерные черты наркобизнеса:
· активное вовлечение в наркобизнес представителей легальногобизнеса посредством шантажа, угрозы похищения детей, заказных убийств и сиспользованием других методов;
· использование легализованных средств для финансированияполитических партий, средств массовой информации и т.п. В России уже состоялсяпроцесс формирования «нарколобби», которое обеспечивает достаточносильное давление на различные круги, в том числе на законодателей какфедерального, так и регионального уровней с целью не допустить изменений всторону ужесточения борьбы с наркоманией в законодательстве страны.
· повышение маневренности и гибкости преступных группировок — группировки, ликвидированные усилиями правоохранительных органов и спецслужб,незамедлительно заменяются на рынке новыми, еще более агрессивными;
· усиление круговой поруки и сокращение конфликтов между местными,межрегиональными и транснациональными группами дельцов наркобизнеса,заинтересованными в стабильности получения доходов от торговли наркотиками[41].
Рост производства и распространения наркотиков вмире объясняется следующими причинами:
· в условиях политической и экономической интеграции, развития международнойторговли, повышения прозрачности внутренних границ более свободным становитсядвижение товаров, финансовых потоков, капитала, миграция населения. Эти факторыактивно используются криминальными структурами для разработки новых маршрутов исовершенствования методов переброски наркотиков;
· развитие науки и появление новых информационных технологийрасширяют возможности преступных группировок для применения современнойтехники, включая компьютеры и шифраторы, мобильные телефоны и другие средствасвязи, что в значительной степени повышает защищенность криминальных структур иснижает процент раскрытия преступлений, связанных с производством, переброскойи распространением наркотиков;
· возрастающее различие между «богатым севером» и«бедным югом» активно эксплуатируется наркобизнесом для расширенияпроизводства наркотиков на африканском континенте, в регионе Центральной иЮжной Америки, в странах Юго-Восточной Азии[42].
Широкоераспространение получило употребление наркотиков среди молодежи. В целомпроявляется такая тенденция: средний возраст лиц, впервые попробовавшихнаркотики, снижается, а общее число новых потребителей наркотических средствувеличивается. Молодежь в основном потребляет гашиш, однако все чаще всочетании с другими стимулирующими средствами. Все большую известностьприобретают так называемые «клубные наркотики» («clubdrugs») типа кетамин, а также психотропные вещества типа МДМА(«экстази»). Преимущество этих наркотических средств состоит в том,что они более дешевы по сравнению с теми же героином или кокаином и их можноупотреблять в различных вариациях. Усилиями наркомафии были созданы устойчивыенаркотрафики, пронизывающие практически всю территорию страны. Для продвижениянаркотиков к потребителям были организованы подпольные розничные сети, которыеактивно использовали не только улицу, но и школы, клубы, дискотеки, формируякрупномасштабный рынок потребления наркотических средств.
Обострениенаркоситуации и стремительная экспансия наркобизнеса обусловлена действиемкомплекса взаимосвязанных факторов:
· коррумпированность и низкая эффективность государственныхинститутов. Этот фактор, по мнению экспертов Исследовательского институтамеждународной безопасности и американского Национального центра по наркотикам,является одним из ключевых в генезисе российского наркобизнеса;
· отсутствие эффективной системы противодействия незаконному оборотуи немедицинскому потреблению наркотиков;
· социально-экономические факторы: общая нестабильность и разбалансированностьэкономического рынка, спад производства, рост цен, падение жизненного уровнябольшинства населения, безработица особенно в период после распада СССР[43].
Одним из ответов на вызовы наркосистемы сталосоздание Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотомнаркотиков, приступившей к работе с 1 июля 2003 года. С созданием нового органане просто увеличивался правоохранительный ресурс, но и была начата реализациястратегического плана по коренному изменению борьбы с незаконным оборотомнаркотиков. Практика противодействия наркоугрозе однозначно показывает, чтоэффективно бороться с нарконашествием по узкому фронту невозможно[44].Наркобизнес интернационален и добиться ощутимых результатов в борьбе с нимтолько инициативами одного или группы государств практически невозможно.
Глава 3.Условия эффективного воздействия государства на наркобизнес
Насегодняшний день в подавляющем большинстве стран мира для борьбы с наркотикамииспользуются так называемые запретительные методы. Сами наркотики, ихпотребители, производители и продавцы объявлены преступниками, органы борьбы снаркоманией регулярно дают отчет о проделанной работе (уровень раскрытияпреступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств), но, притом, что практически невозможно измерить объемы «теневой», а в частности криминальной,экономики, нельзя определить, насколько эффективно действуют эти службы. Какправило, они сравнивают ежегодные показатели, но нигде не встречаются цифры,указывающие, насколько серьезно пострадал от этих мер наркорынок. Насегодняшний день все чаще говорят о малой эффективности запретительных систем. Первейшим и важнейшим негативным последствием, из котороговытекают все прочие, применения запретительно-репрессивной моделипротиводействия наркомании и контроля за наркотическими средствами являетсяобразование огромного «черного» рынка наркотиков, находящегося в рукахмеждународной организованной преступности. Все имеющиеся методы направлены на устранениеспроса на наркотические средства (для употребления в немедицинских целях) путемуничтожения предложения наркотиков. На деле происходит совершенно обратныйпроцесс — поскольку спрос на наркотики сохраняется, сохраняется и предложение,которое должно удовлетворять этот спрос. А став незаконным, это предложениевынуждено уйти на «черный» рынок. Известно, что данный рынок является рынкомбез правил, где не идет речи о качестве товара, о правилах торговли и т.п.Многие исследователи говорят о том, что все то, что обычно ставится в винусамим наркотическим средствам, в действительности происходит от их нелегальногоположения, а точнее, из-за высоких цен на наркорынке. Продавая наркотики нанелегальном рынке, наркоторговцы, как указывалось выше, получают более тысячипроцентов прибыли и соответственно готовы пойти на любые меры в целяхсохранения этого рынка под своим контролем. Запрещение наркотиков питает иожесточенную борьбу между самими преступными группировками, борющимися за сферывлияния на уличном наркорынке. Запрещение наркотиков, делая их незаконнуюпродажу крайне выгодной, способствует также коррупции. В данных запретительныхсистемах существуют и явные перегибы. Показателен такой пример: в советскую эпоху тысячи гектаров совхозных полей на югеКрасноярского края засевались специально выведенной на семенной станции«ермаковской местной» коноплей. Это промышленная конопля — психотропных веществв ней не выше 0,05%, зато высок выход волокна и она не представляет интересадля любителей «легких» наркотиков в отличие от Cannabis Indica. Тем не менее,эти поля теперь ничего не производят – запрещено законом. Последней жертвойнаркополиции стал завод в поселке Идринском. Основанный при Хрущеве, онпреобразовался в ООО «Ютан», там были запущены две линии — по производствупакли и длинного волокна, из которого вьют пеньковые веревки. Спрос на такойпродукт огромный. Но минусинские наркополицейские завод закрыли, плантациизапахали, а сырье сожгли. Директору ООО «Ютан» пытались обвинить по двумуголовным статьям. Так же известен случай, когда гипермаркет «Алпи» в Хакасиивынудили снять с реализации шведское пиво Hansblute, содержащее экстрактсоцветий и листьев конопли. Наркоконтроль и представители антимонопольнойорганизации решили, что этикетка с изображением крестьян, жнущих конопляноеполе, содержит элемент рекламы наркотиков[45].
Впротивовес запретительной доктрине появилась либеральная доктрина,основывающаяся на принципе отменызапрещения употребления и продажи наркотиков в немедицинских целях. Сегодня вмире действуют четыре основных международных организации, имеющие цельюсмягчить современную репрессивную политику по отношению к наркотикам иперенести центр внимания общественного мнения в плоскость народного здоровья.Это Европейское движение за нормализацию наркотической политики (англ. EuropeanMouvement for the Normalization of Drug Policy — EMNDP, фр. Mouvementeuropeen pour la normalisation des politiques sur les drogues — MENDP),Радикальная антизапретительная координация (Coordination radicaleantiprohibitionniste — CORA), Антизапретительная Международная Лига (LigueInternationale Antiprohibitionniste — LIA) и американский Фонднаркотической политики (Drug Policy Foundation — DPF). Подобныеорганизации, действующие уже на государственном уровне, существуют в Швейцарии,Бельгии, Великобритании, Канаде, Испании, Голландии, Италии и Германии[46].Представители данных организаций приводят несколько обоснованных доводов взащиту своих теорий и систем. Рассматривая идеологические и моральные аргументыспециалисты говорят о том, что, в силу основных религиозных и правовых убежденийграждан (о морали, правах и свободах человечества, зафиксированных в Декларацииправ человека), государство не может запретить индивиду принимать наркотики,если он не наносит при этом ущерба другим гражданам и не нарушает общественныйпорядок. Следовательно, употребление наркотических средств, если онопроизводится одним индивидом, добровольно, в его частном жилище и при этом ненаносит вреда окружающим, не может подвергаться наказанию. Среди приводимыхисследователями-сторонниками либеральной доктрины медицинских и социальныхаргументов обращает на себя внимание следующее утверждение: вовлечение людей(особенно молодежи) в злоупотребление наркотиками начинается вовсе не с марихуаны,а разрешенных алкоголя и табака. Ставится вопрос о целесообразности запрещенияканнабиса при легальном положении табака и алкоголя. Медицинские доклады обисследованиях свойств каннабиса, проводившиеся в Англии, в Канаде и другихстранах, дают практически одинаковые заключения: марихуана наносит некоторыйвред здоровью человека, но вред этот намного меньше, чем ущерб здоровью,наносимый алкоголем и табаком. Некоторые ученые даже говорят о том, что дляобщественного здоровья было бы лучше, если бы люди перешли с употреблениятабака и алкоголя на курение марихуаны: ведь этот наркотик не вызываетсостояния похмелья, содержит меньший риск заболевания раком, не наносит такогозаметного вреда внутренним органам, как алкоголь — печени, а табак – легким.Важно понять, что употребление наркотиков — вовсе не то же самое, чтозлоупотреблениеими, т.е. собственно наркомания. И задачаздравоохранения состоит как раз в снижении рисков этого употребления дляздоровья людей и в предотвращении тем самым перехода от употребления кзлоупотреблению. Это возможно только с помощью выведения наркотиков изнелегального положения и установления контроля за их качеством, способомупотребления и, наконец, за самими наркоманами и потребителями[47].Экономический анализ проблемы контроля за наркотиками и наркоманией занимает врассуждениях сторонников либерализации наркотической политики центральноеместо, так как именно с точки зрения экономических законов необходимостьсмягчения запретительных систем представляется наиболее убедительной иобоснованной. В частности они опровергают довод о том, что легализациянаркотиков непременно вызовет увеличение их немедицинского употребления.Традиционные рассуждения сторонников запретительных систем условно таковы:отмена запрета на торговлю приведет к свободному доступу потребителей кнаркотическим веществам, и, если с уничтожением «черного» рынка цена на нихдействительно упадет, то, значит, употребление наркотиков вырастет. Этотэкономический закон, действительно, справедлив для всех обыкновенных товаров:если падает цена, то увеличивается спрос. Но ранее уже говорилось, чтоспецифичность наркотиков заключается в том, что их спрос неэластичен по цене.Несмотря на высокие цены на наркорынке, которые растут тем выше, чем сильнеевоздействует на этот рынок репрессивный механизм, спрос на наркотики ничуть неуменьшается. Тогда почему спрос на наркотики, нечувствительный к повышению ценв условиях запрещения, будет изменяться с понижением цен в условияхлегализации? Иными словами, тот, кому наркотик не нужен, не купит его даже понизкой цене и в свободной продаже, а тот, кому он нужен, всегда найдет его прилюбых запретах и по любой цене. Неэластичность спроса наркотиков по ценеделает, таким образом, их запрещение бессмысленным и всякое силовое давление,направленное на уменьшение этого спроса, а тем более на уничтожение предложения(ловля продавцов, уничтожение плантаций и т.п.) — бесполезным. Специфическаячерта наркотиков как товара, состоит еще и в том, что они содержат в себе рискдля общественного здоровья (возможность привыкания и пр.). Поэтому легализациянаркотиков должна осуществляться обязательно под контролем — государственным иобщественным.
Либеральнаядоктрина противодействия наркомании и контроля за наркотическими веществамипредставляет собой довольно широкий спектр различных теорий, которые отличаютсядруг от друга степенью радикальности предложений. Можно выделить два основныхнаправления научного наркотического либерализма — теории декриминализации илегализации наркотических средств. Декриминализация нарушенийзаконодательства о наркотиках — решение, предлагаемое т.н. теориейаболиционизма, представителем которой является голландский криминолог Халсман. Помнению автора, в большинстве случаев нарушения уголовного законодательстваименно закон создает преступника, «погружает» его в незаконную деятельность,отправляет его в тюрьму, маргинализирует его и исключает его из общества.Ученый утверждает, сравнивая ситуацию в Голландии и США, что существует прямаясвязь между уголовным наказанием и ростом насилия: уголовная система срепрессивным механизмом наказания, взаимодействуя с обществом, способствуетраспространению насилия в нем. Он предлагает заменить уголовное наказаниемерами административного вмешательства либо исправлением правонарушителей спомощью гражданского перевоспитания. В области незаконных наркотиковпредлагается устранить наказания за все нарушения законов о наркотиках, так какэти правонарушения искусственно создаются правом. Криминализация (установлениеуголовных санкций за тот или иной поступок) употребления, производства,торговли и т.п. наркотиками ведет к появлению «вторичных» эффектов (незаконныйоборот, преступность, санитарные риски), которые, в социальном плане, опаснееэффектов «первичных», вызываемых самими наркотическими субстанциями. Вподтверждение своей теории Халсман приводит практический пример: СоединенныеШтаты, государство с самым жестким репрессивным аппаратом борьбы с наркотиками,является одновременно и страной, наиболее всего в мире пораженной наркоманией инаркобизнесом. Напротив, Нидерланды, проводящие в этой сфере либеральнуюполитику, в частности, проявляя терпимость к употреблению и продаже « легких »наркотиков, сумели, по мнению исследователя, снизить риски наркомании иограничить расширения незаконного наркобизнеса[48]. Указано, что в данном направлениинужно двигаться поэтапно: сначала отменить уголовное наказание за употреблениенаркотиков, а затем — за торговлю и производство. Можно также разбить наступени декриминализацию употребления: сначала вывести из нелегальностиканнабис, затем прочие запрещенные субстанции. Стратегия либералов представляетдекриминализацию наркотических средств переходной ступенью к их болеесвободному режиму обращения в немедицинских целях: легализации, котораяпредусматривает коммерциализацию этих продуктов в условиях их легальногообращения. Легализовать наркотики — значит не только принять возможность ихненаказуемого употребления, но и организовать, регламентировать порядокторговли ими. Но здесь обозначается главная проблема легализации наркотическихсредств: как правильно организовать легальную торговлю? Ведь необходимообеспечить и индивидуальные свободы наркоманов, и интересы обществаодновременно. Вопрос усложняется еще и тем, что каждое наркотическое средствоимеет свои особенные свойства и поэтому требует специальной регламентации. Решениеданных вопросов французский профессор права Франсис Кабаллеро, оформил в виде«теории пассивной торговли». Принципы этой теории основываются на признаниитого факта, что наркотики являются товаром, отличным от других. И в отличие отдругих продуктов, наркотики не нуждаются таких свойственных обычной торговлеатрибутах, как реклама, продвижение товара на рынок, стимулирование спроса ипр. К тому же, общество и само не заинтересовано во всем этом. Поэтомулегальную торговлю необходимо лишить этих инструментов коммерческойагрессивности, сделать ее « пассивной ». Это можно сделать следующимиспособами:
· установить государственную монополию на производство и продажунаркотических средств;
· ввести ограничения на свободу производства и продажу наркотиковпосредством их «пассивизации»: устранить любые методы стимулирования спроса иобъема продаж — рекламу, конкуренцию между производителями, торговые марки,вывески, формирование клиентуры и т.п.
· строго регламентировать правила употребления наркотических средств:ввести ограничения на употребление в общественных местах, при управлениитранспортным средством и пр. Здесь правила будут устанавливаться национальнымизаконодательствами в соответствии с их традициями;
· государства должны проводить активную информационную ивоспитательную политику.
ФрансисКабаллеро утверждает, что, распространенная на все (запрещенные и разрешенные)наркотические и психотропные вещества, система легальной, но контролируемойторговли может стать компромиссом в споре сторонников и противников запрещениянаркотиков. Действительно, его теория пассивной торговли с одной стороны,удовлетворяет цели либералов (соблюдение прав и свобод человека, удовлетворениежелания отдельных индивидов употреблять изменяющие их психическое состояниесубстанции), а с другой стороны, не противоречит устремлениям запретителей(сохраняется и даже усиливается контроль за распространением наркотиков,предоставляется возможность сосредоточиться на лечении и предупреждениинаркомании)[49].
Распространениелиберальных теорий и систем привело к тому, что в Нидерландах с 1976 г.произошла легализация употребления и продажи в небольших количествах«легких» наркотиков (марихуана, гашиш). Сейчас любой желающий можетлегально купить в этой стране в специальных молодежных кафе-магазинах несколькодесятков сортов марихуаны, а в Швейцарии с 1994 г. проводится официальнаяпродажа героина находящимся под наблюдением врачей заядлым наркоманам. Наиболеепоказательна ситуация, сложившаяся в Нидерландах. Голландцы принимают у себябесчисленное множество drag tourists. Может показаться странным, но такаяполитика Hидерландов позволяет им отставать от всех европейских стран поколичеству преступлений на почве наркомании и смертей от неправильногоупотребления наркотиков. Как и во всех развитых странах, законодательство Нидерландовразделяет наркотические вещества по степени воздействия. Употребление«легких» наркотиков, производных каннабиса — марихуаны и гашиша, — неквалифицируется в Нидерландах как преступление. Голландская полиция регулируетих продажу в определенных местах и количествах, предупреждая таким образомразвитие наркобизнеса и появление наркомафии. Coffee-shop — полулегальныезаведения, хорошо известные как полиции, так и клиентам, часто подвергаютсяпроверкам, и поэтому риск появления в них «тяжелых» наркотиков, ккоторым происходит привыкание, практически равен нулю. При этомзаконодательство организовано таким образом, что лицензию на содержаниеcoffee-shop вместе с правом получения новой потерять ничего не стоит.Достаточно, чтобы один раз заведение было закрыто полицией из-за жалоб соседейна нарушение общественного порядка. Область распространения указанных заведенийограничена четырьмя районами Амстердама. Три из них — туристические. Совступлением Нидерландов в ЕС контроль еще более усилился и ряд положений законабыл пересмотрен. Если раньше ввоз наркотических веществ ограничивался 25-юкилограммами, теперь он составляет 2 грамма. Причем собственно ввоз не разрешен- просто не предусмотрено иного наказания за это, кроме конфискации. В соседнейБельгии, для примера, за такое же количество можно получить до семи лет. Вреальности все это выглядит следующим образом: coffee-shop, торгующий«легкими» наркотиками, больше не имеет права вывешивать зеленыйлистик в знак своей ориентации. Вместо этого какой-либо элемент вывески простовыкрашен зеленым цветом, либо вывешивается гирлянда зеленых лампочек над входом.В настоящем coffee-shop*е не предлагают алкоголя, только кофе, сок, газированнуюводу. При этом на барной стойке имеются аптекарские весы, а в меню указано двараздела, в каждом из которых предлагается несколько наименований наркотика суказанием цены за грамм и за готовую папиросу. Кажущиеся мягкими меры по борьбес наркобизнесом в Нидерландах преследуют цель свести к минимуму преступления напочве наркомании. Действительно, тяжких преступлений там зарегистрированонесравнимо меньше, чем в более суровой Германии и Франции, с учетом количестванаселения. Самым распространенным преступлением в Амстердаме на почвенаркомании является кража велосипедов[50].
Конечно,сравнивать масштабы Нидерландов и России довольно затруднительно, но, по мнениюэкономистов, для Российского государства есть только одна возможность неподпасть под влияние хозяев наркобизнеса: следует снять запрет с наркорынка ивзять его под свой контроль. Речь идет не о легализации как таковой, а скорее окомплексной программе мер, в которую должны войти:
· легализация прав на приобретение и потребление любых наркотиков;
· введение государственной монополии на производство и продажунаркотических средств;
· решительная активизация антинаркотической пропаганды;
· создание и поддержка широкой сети лечебных и реабилитационныхучреждений для наркоманов;
· активизация научных исследований с целью поиска средств для борьбыс наркоманией[51].
Однако,к сожалению, указанные способы борьбы с наркобизнесом существуют сегодня толькона бумаге. Так, например, в свое время Госнаркоконтроль Хакасии крайненегативно воспринял предложение сенатора Людмилы Нарусовой о легализациинаркобизнеса в Туве. Было сказано, что дорога между Хакасией и Тувой – основнойнаркотрафик в регионе и учитывая, что к 2010 году планируется построитьжелезную дорогу между двумя республиками, проблема может приобрести угрожающийхарактер. Идею легализации в Туве наркотиков, в частности, гашиша, Л. Нарусовавысказала на пресс-конференции для тувинских СМИ. Таким образом, член СоветаФедерации собиралась бороться с бедностью в Туве. Узаконить сбор конопли Л. Нарусовапредлагала как заготовку лекарственного сырья, а поставлять коноплю в тестраны, где её употребление разрешено. Свою идею сенатор обсуждала сруководством министерства здравоохранения РФ, но никаких действий в направлениилегализации не было предпринято. Возможно, подобная реакция на прогрессивныеметоды борьбы с наркобизнесом (а заодно и социальными проблемами) объясняетсяуровнем сознания российских граждан, ведь, по мнению обывателей, свободныйдоступ к тувинской конопле приведет к увеличению количества наркозависимых врегионе. Среднестатистического гражданина пугает та вероятность, что наркотики,негативное отношение к которым складывалось долгие годы, заполонят легальныйрынок, а это повлечет усугубление имеющихся социально-экономических проблем. Вто же время коррумпированные слои власти, имеющие прибыль от сделок снаркобизнесом, осознают, насколько велики будут их потери в будущем прилегализации наркорынка. Поэтому программа по легализации и должна бытькомплексной и подробной, учитывающей всевозможные вопросы и проблемы, связанныес наркотиками.
Заключение
Подводяитоги проделанной работы, хотелось бы отметить следующее. В экономической наукенет точного толкования понятия «теневая» экономика. При этом все имеющиесятрактовки в принципе не противоречат друг другу и указывают на то, что«теневая» экономика включает в себя совокупностьэкономических процессов и экономические отношения в корыстных целях илигрупповых интересах, она не признает установленного порядка, регламентирующегополучение доходов, и лишает государство права участвовать в их распределении.Экономические агенты могут не только заниматься незаконными операциями, но исовершать действия, «теневизирующие» политику, покупая места во власти,финансируя политические партии. При этом и политика активно «теневизирует»экономику, предлагая широкий спектр продаваемых в «теневом» формате услуг. Как правило, выделяют три сектора «теневой» экономики: «вторая»(«беловоротничковая», неформальная) экономика, «серая» (скрытая) и «черная»(«подпольная», криминогенная) экономика. Указать масштабы «теневого» сектораэкономики трудно, поскольку она характеризуется скрытостью, но исследователиприводят цифры от 10 до 40 процентов ВВП.
Наркобизнесстал важным элементом функционирования мировой экономики. Приходится признать,что программы борьбы против производства и потребления наркотиков оказываютсямалоэффективными. Напрашивается параллель с печально знаменитой эпохой “сухогозакона”, когда вместо отказа от алкоголя происходило массовое производство«подпольного» суррогатного товара. Уже сейчас некоторые государства (например,Нидерланды) приняли законодательные акты, более терпимые к потребителямнаркотиков. Наркорынок управляется обычными экономическими законами: сдвигикривых спроса и предложения определяют уровень цен и величину продаж. Тем неменее, этот рынок имеет две важные характеристики. Во-первых, это —несовершенный рынок (в экономическом смысле), потому что он легально неразрешен. Легальное запрещение ведет к высоким трансакционным издержкам,соразмерно риску уголовного наказания, которому подвергаются производители,посредники, продавцы и покупатели. Во-вторых, для наркорынка характерна особаяформа кривой спроса, формирующегося под влиянием эффекта привыкания.Правительства стремятся искоренить предложение наркотиков, запрещаядеятельность наркоторговцев, которые вынуждены осуществлять свои сделки тайно.В результате происходит удорожание наркотиков, поскольку запрет добавляет кобычным издержкам и вознаграждение за риск. Кроме того, правительства наносятудары по источникам наркосырья, осуществляя программы уничтожения плантацийнаркокультур и помощи нормальному земледелию. Цель этих действий — снижениепредложения, что, как представляется, должно вести к увеличению цен нанаркотики и сокращению числа наркоманов. Здесь вскрываются две ошибки. Перваяошибка — гипотеза, будто спрос на наркотики уменьшается при росте цен. Феноменпривычки уменьшает правомерность этого вывода, потому что роль цен становитсядля потребителя второстепенной. То есть эластичность спроса по цене близка кнулю. Поэтому наркоман вынужден тратить на наркотики суммы, которые быстростановятся несоизмеримыми с его средствами, что ведет к росту правонарушений.Не менее деструктивна ситуация, когда наркоман переходит к потреблениюнаркотиков более дешевых, но одновременно и более вредных. Вторая ошибка —мнение, будто, борясь с предложением наркотиков, можно его не просто уменьшить,а полностью искоренить. Но выяснилось, что программы борьбы против наркотиковмогут уменьшать предложение, но высокие цены на наркотики при скромных издержкахпроизводства сулят огромные выгоды новым производителям. Конкуренция нанаркорынке наталкивается на противодействие с двух сторон — как старыхпроизводителей, так и властей. В результате растут цены и прибыльностьнаркобизнеса, что увеличивает стимулы наркокартелей, способствует роступреступности в странах-производителях и странах-потребителях. Предложениенаркотиков и конкуренция наркопроизводителей не могут полностьюстабилизироваться; следствием этого становится дисперсия цен и качества товара.Разрушительное действие наркотиков может быть усилено их плохим качеством,употреблением неправильных доз (слишком разбавленных или слишком чистых). Этисоображения заставили правительства некоторых стран, например Нидерландов иШвейцарии, взять “контроль” за наркотиками под свою эгиду. Как показываетпрактика, Российское государство в силу тех или иных причин не готоводействовать подобным способом, но в экономических кругах обсуждается программамер, направленных на легализацию наркобизнеса.
Библиографическийсписок
1. Актуальные проблемы структурной перестройки экономики России. –Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2007 – 302 с.
2. Барсукова С. «Теневая» экономика и «теневая» политика: взаимныеинтересы // Свободная мысль.-2006.- №7-8. –С.141-154
3. Барсукова С. Стратегии сращивания бизнеса и власти // Свободнаямысль.-2006.- №3 –С.5-14
4. Бернэт Ф. Наркотики: между экономикойи этикой // Экономическая теория преступлений и наказаний по данным www.corruption.rsuh.ru
5. Борев В. Неюбилейные итоги // Наркомат.-2007. -№2 (41)- С.2-5
6. Веревкин Л.П. Малый бизнес и теневая экономика //Энергия.-2005.-№5.-С.58-64
7. Герасимов П.А. Теневой сектор в современной Российской экономике// Финансы и кредит.-2004.-№17.-С.59-67
8. Грачев Ю. Законодательство: практика вносит коррективы //Наркомат.-2007. -№2 (41)- С.10-11
9. Ибраева Г.Р. Теневая экономика: причины и последствия для странЕвразийского союза // Финансы икредит.-2003.-№20.-С.25-32
10. Ильясов Р.Р. «Блошиный рынок» как феномен теневой экономики //ЭКО.-2005.-№3.- С.173-177
11. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальныйбизнес-словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 680 с.
12. Минаев В. Фронт без линии фронта // Наркомат.-2007.-№2.-С.6-9
13. Мочалин Н.Н. Анализ экономического состояния России на рубеже XXIвека // Финансы и кредит.-2003.-№20.-С.7-18
14. Мурсалиева Г. Наркотики оборачиваются все хуже и хуже //www.novayagazeta.ru -статья от 25.09.2006
15. Тарасов А., Дурь. // www.novayagazeta.ru — статья от 10.10.2005
16. Тимофеев Л.М. Наркобизнес: Начальная теория экономической отрасли:Позитивный подход. – М.: РГГУ, 2003. – 132с.
17. Тимофеев Л.М. Научно-учебный Центр по изучению нелегальнойэкономической деятельности: итоги и перспективы. Общие принципы и направлениядеятельности. // www.rsuh.ru
18. Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года о противодействиилегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированиютерроризма.
19. Щенин Р., Сулейманова Г. Наркобизнес – глобальная проблема XXIвека // Мировая экономика и международные отношения. -2006. — №6. — С. 50-57
20. www.business.polbu.ru
21. www.corruption.rsuh.ru
22. www.dimasuvorov.narod.ru
23. www.economics.kazanstate.ru
24. www.newslab.ru
25. www.tour-planeta.ru