Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Читинскийгосударственный университет
Институт экономикии управления
Кафедраэкономической теории
Курсовая работа
по дисциплине: «Национальнаяэкономика»
Государственноерегулирование национальной экономики
Выполнила ст. гр. НЭК-05-2 Игнатьева М. В.
Проверил: Казаченко Л. Д.
Чита, 2007 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Направленияи инструменты государственного регулирования национальной экономики…………………………………………………………4
1.1 Направлениягосударственного регулирования……………….……………4
1.2 Бюджети его функциональная роль в регулировании экономики…………..5
1.3Дефицитное финансирование государственной деятельности………….…6
1.4Социальная политика как функция государственного регулирования экономики……………………………………….……………………………..…..9
1.5 Кредитно-денежнаяполитика как функция государственного регулирования экономики………………….……………………………………11
2. Государственноерегулирование национальной экономики в России…….13
2.1 Бюджетнаяполитика России…………………………………………………13
2.2 Проблемыгосударственного долга в России…………………….…………14
2.3 Кредитно-денежнаяполитика России…………………………………………17
2.4 Социальнаяполитика государства в России……………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….28
Списокиспользованных источников……………………………………………30
Введение
В национальной экономике государство выступает в качестверегулятора хозяйственных отношений. Современные развитые экономики являютсясмешанными. Это значит, что саморегулирование в них в той или иной мередополняется регулированием общественного производства со стороны государства.
Государственное регулирование национальной экономикиможно условно подразделить на две формы: прямое воздействие ни экономику черезогосударствление, и косвенное, опосредованное, когда государство воздействуетна воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма.
Если прямое воздействие на экономику реализуется путемучастия государства в национальной экономике в качестве одного из ее субъектов,то косвенное регулирование означает, что государство помогает экономике решатьмакроэкономические проблемы, осторожно и опосредованно влияя на рыночныймеханизм. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на этотмеханизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты.
Макрорегулирование национальной экономики осуществляетсяв интересах общества в целом и предполагает проведение государством в странеопределенной экономической и социальной политики, основные положения которойприведены ниже.
1. Направления и инструменты государственногорегулирования национальной экономики
1.1 Направления государственного регулирования
Основные направления государственного регулирования:административно-правовое регулирование; создание правовых основ экономики;обеспечение соблюдения законов; управление важнейшими сферами об щества; государственнаяпрограмма и госзаказы; социальная политика; денежно-кредитная политика; бюджетнаяполитика.
Административно-правовое регулирование идет по двумвзаимосвязанным линиям: законодательной и исполнительной. Первая линияпредполагает создание государством правовых основ экономики – установлениезаконов, регулирующих права собственности, порядок предпринимательства,деятельность монополий, и т.д. Вторая линия – это текущие административные мерыгосударства по обеспечению соблюдения действующих законов всеми участникамиэкономических процессов.
Непосредственное государственное управление применяетсяпо отношению к таким общественно значимым объектам и сферам, как оборона,энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение,национальные музеи, парки, защитных дамб и т.д. При этом многие из этихобъектов и сфер могут находиться в общегосударственной или муниципальнойсобственности.
Государственные программы и заказы. Такие программыпредставляют собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение тойили иной проблемы, на достижение определенной цели. Подобные документыразрабатываются в самых разных областях: в сфере освоения Космоса или Мировогоокеана, создании новых типов вооружений, проведении широких научныхисследований, реконструкции, строительстве крупных сооружений (например,делового центра Москва-Сити в столице России) и др. При этом правительстводелает соответствующий госзаказ фирмам на производство и поставку определенныхвидов продукции (строительных объектов, космических аппаратов, морских судов,железнодорожных вагонов, медицинского оборудования, военной техники,продовольствия и проч.). Эти обычно крупные заказы надежны и выгодны, поэтомупредприятия охотно участвуют в конкурсах, или тендерах, на их получение.Правда, вокруг таких тендеров подчас клубятся густые дымы коррупции.
Суть кредитно-денежной, социальной и бюджетной политикраскрыты в следующих главах.
1.2 Бюджет и его функциональная роль в регулированииэкономики
Основу финансовой базы государственного регулирования национальнойэкономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства ибюджетов местных органов власти всех уровней
Бюджет – это счетный план государства, позволяющийконтролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов,с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетнойросписи расходов – с другой. Налоги и займы определяют состояние бюджета, отних зависит объем доходов государства, концентрируемый в бюджете. Онипредопределены законами воспроизводства, т. е. размеры налоговых поступлений изаймов зависят от качественных и количественных параметров совокупного доходаобщества.
Все экономические проблемы в бюджете предопределеныпроблемами доходных источников, т. е. состоянием налоговых и кредитныхотношений, которые зависят от производства и обмена и имеют объективнуюэкономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессыбюджета связаны с кризисом производства и обращении, во-вторых, важнейшимвопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как единогосистемного комплекса.
Построение бюджета основано на соблюдении определенныхпринципов:
принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходови доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетнаясистема, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации;
принцип полноты означает, что по каждой статье бюджетучитываются все затраты и все поступления;
принцип реальности предполагает правдивое отражение доходови расходов государства;
принцип гласности – это обязательное информирование населенияоб основных расходах и источниках доходов.
Доходная часть государственного бюджета образуется восновном за счет налогов и займов. Расходная часть государственного бюджетаразвитых стран включает расходы на содержание вооруженных сил игосударственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры(социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплатупроцентов по государственному долгу.
Исторически структура государственных расходовопределялась потребностями в конкретных условиях. Так, Первая и Вторая мировыевойны вызвали увеличение военных расходов. В дальнейшем на рост государственныхрасходов оказывали большое влияние экономические и социальные факторы.
Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в развитыхстранах имеются существенные различия, связанные масштабом государственногосектора. Например, в европейских странах, где удельный вес государственногосектора до недавнего времени был велик, большая часть государственных расходовшла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных предприятий,а прямые государственные капиталовложения составляли 10 – 20% всех инвестиций.Приватизация национализированных предприятий сократила государственные вложенияв хозяйство, особенно за счет уменьшения субсидий частному сектору.
Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три функции:
1) фискальная функция означает создание финансовой базыфункционирования государства в условиях фактического отсутствия у негособственных доходов;
функция экономического регулирования – это использованиегосударством налогов для проведения своей экономической политики;
социальная функция предполагает использованиегосударственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблятьрыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государствадолжна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмоврегулирования.
1.3 Дефицитное финансирование государственнойдеятельности
Государственный долг. Одним из источников финансированиягосударственной деятельности являются правительственные займы и денежныеэмиссии. Такой источник финансирования известен в экономической литературе какфинансирование за счет государственного долга, или дефицитное финансирование,широко используемое правительствами всех стран.
Государственный долг связан с перераспределением ВНП ичасти национального богатства для формирования дополнительных ресурсовгосударства путем займов денежных средств у частных лиц и институтов, а такжеза счет кредитов иностранных государств. Структурно государственный долгвключает: а) финансовую задолженность – денежные обязательства государства всвязи с займом кредитных средств; б) административную задолженность – долги поплатежам (задолженность по выплате заработной платы). Иногда в составгосударственного долга могут также включаться долговые обязательствагосударства при поручительствах (финансовые гарантии для содействияэкспортно-импортной деятельности). В качестве кредиторов государства выступаютбанковская система, небанковский сектор (система социального страхования), атакже зарубежные государственные и частные организации. В зависимости отпроисхождения кредитных средств долг государства делится на внутренний ивнешний.
Внутренний государственный долг – задолженностьгосударства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны,которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешнийгосударственный долг – задолженность государства иностранным банкам, гражданам,фирмам, учреждениям и международным организациям.
Государственный долг выступает в двух основных формах –государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственныеценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке.Долги, оформленные в виде записей на бухгалтерских счетах, не могут переуступатьсяи продаваться. На эту форму, как правило, приходится незначительная частьгосударственного долга.
Государственный долг как инструмент регулированияэкономики. Основное назначение государственного долга – быть инструментомрегулирования экономики. Эта функция достигается с помощью решения двух задач:фискальной – получить финансовые средства для нужд государства и регулирующей –использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.
Стабилизационное воздействие на экономику осуществляетсяпосредством изменения или объема государственной задолженности или ееструктуры, что позволяет влиять на главные макроэкономические показатели. Еслиосновные государственные обязательства сосредоточены в небанковском секторе,влияние государства на уровень потребления, сбережений и инвестиций будет болеепрогнозируемым: в период экономического спада путем займов оно мобилизуетнакопление денежных средств, с помощью которых государственные мероприятиябудут стимулировать конъюнктуру. В период подъема государство размещает своизаймы в частном секторе путем уменьшения уровня потребления и сбережений.
Государственный долг связан с государственнымрегулированием экономики, с необходимостью смягчения противоречия междуэкономическими и социальными потребностями общества и возможностью ихудовлетворения за счет бюджетных средств. Государственный долг зависит отсостояния экономики. Важным является целевое назначение государственныхкредитных ресурсов. Государственные средства идут на удовлетворениеэкономических и социальных нужд общества или на увеличение административныхрасходов государства, на обеспечение структурных сдвигов в общественномпроизводстве или на обогащение отдельных групп населения. Государственный долгне является средством государственного регулирования экономики, а отражаеткризисные процессы в хозяйстве и потому требует активных стабилизационных мергосударства.
1.4 Социальная политика как функция государственногорегулирования экономики
В современных условиях в связи с возрастанием ролинематериальных, в том числе личностных, факторов в экономическом процессезалогом устойчивого развития и поддержания конкурентоспособности экономикистановится социальная стабильность и социальное единение общества, создающееблагоприятную среду для развития личности. Ведущая роль в обеспечении этихусловий принадлежит социальной политике.
Социальная политика – совокупность разноуровневыхвоздействий на жизнедеятельность различных групп населения в целях повышенияуровня и качества их жизни, создание благоприятных условий для самореализации иразвития человека.
Ведущим субъектом социальной политики являетсягосударство, другими ее субъектами выступают общественные некоммерческиеорганизации гражданского общества и бизнес.
Исторически социальная политика формировалась какполитика перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных групп и слоевобщества, смягчения социального неравенства. Перераспределительный компонентсоциальной политики связан с выполнением функции социальной защиты.
Не менее важной функцией социальной политики являетсяфункция развития, реализуемая в процессе производства социально значимых благ,создаваемых преимущественно в отраслях нематериального производства
Социальная политика строится на трех основных принципах:
приоритетность проблем социальной защищенности населения;
повышение роли личного трудового дохода в удовлетворениисоциально-культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества;
организация нового механизма финансирования социальнойсферы, т. е. переход от государственного патернализма к социальномупартнерству.
Особое значение в социальной политике приобретает переходот социального иждивенчества к социальным гарантиям со стороны государства, аименно защита права человека на свободный и труд, обеспечение личнойбезопасности граждан, создание системы жизнеобеспечения, соответствующейопределенным жизненным стандартам. Решение проблем социальных гарантий должнобыть комплексным: на государственном, региональном и местном уровнях.
Социальная защищенность населения требует разграничениясоциальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельныхслучаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слоинаселения нуждаются в специальных социальных программах.
1.5 Кредитно-денежная политика как функциягосударственного регулирования экономики
Кредитно-денежная политика направлена, прежде всего, напредотвращение экономических спадов, безработицы и инфляции. При этомгосударство воздействует на такие показатели и рычаги, как денежная масса(предложение денег), совокупный спрос и совокупные расходы, учетная ставка, илиставка рефинансирования (то есть норма ссудного процента по кредитам, которыецентральный банк дает коммерческим банкам), и другие.
Во избежание обесценения денег, повышения цен и другихнарушений экономической стабильности важно соблюдать примерное равенство междутоварной и денежной массами (закон денежного обращения).
Еще одно обстоятельство, которое учитывает правительствов регулировании экономики, — это способность банков «творить» деньги,увеличивая денежное предложение.
Эта политика способствует концентрации денежных средствна рынке государственных облигаций и их вымыванию из производственной сферы. Всамой производственной сфере предприятия неоднородны по степени устойчивостиплатежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли. Предприятия,ориентированные на спрос предприятий первой группы, а также производящие конкурентоспособнуюпродукцию потребительского назначения, обеспечивают поддержание простоговоспроизводства. Предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности,строительства, характеризуются низкой или отрицательной рентабельностью,неплатежеспособностью. Каждая из этих групп предприятий имеет свое относительноавтономное денежное обращение – от иностранной валюты и высоколиквидныхвекселей, взаимозачетов и бартерных операций до бюджетных субсидий и неплатежейв предприятиях третьей группы.
Из этого следует, что государственная политика должнабыть единой для сферы обращения капитала и производственной сферы экономики.Через сферу обращения осуществляется перелив капитала в разные сегментыпроизводственной сферы, обеспечивая перераспределение ресурсов из устаревших вновые более эффективные технологии и области деятельности.
2. Государственное регулирование национальной экономики вРоссии
2.1 Бюджетная политика России
Начало XXI в. для бюджетной политики России знаменовалосьположительными тенденциями: доходы как консолидированного, так и федеральногобюджета стабильно превышали расходы, обеспечивая профицит бюджета на уровне2-3% к ВВП. При этом помимо количественных улучшений показателей бюджета,положительным является тот факт, что прирост доходов был достигнут за счет нетолько налогообложения экспортно-импортных операций, но и увеличения налоговыхпоступлений от налогоплательщиков, работающих на внутреннем рынке. Большаячасть профицита была использована на погашение государственного долга, в основномвнешнего.
В начале 2003 г. была разработана правительственнаяПрограмма бюджетной политики Российской Федерации на 2003 – 2005 годы.Направленность на достижение сбалансированности государственных финансов всреднесрочной перспективе, превышение доходов бюджета над расходамипредполагают использовать больше половины ожидаемого профицита на формированиефинансового резерва. Фактически речь идет о резервном бюджетном фондестабилизационного характера, нормальное функционирование которого повыситустойчивость бюджетной системы в целом, так как зависимость доходной частибюджета от ситуации на мировых рынках не должна кардинально влиять на уровеньрасходов бюджета.
Резервный бюджетный фонд может выполнять две цели. Первая– сбережение для будущих поколений. Оно связано с долгосрочной задачей созданиямеханизма перераспределения существующих ресурсов между текущим моментом ибудущим. Вторая – стабилизация. Она связана с задачей выравнивания вкраткосрочном периоде государственных расходов и в целом экономическогоразвития страны при резких колебаниях конъюнктуры на мировых товарных рынках.Сегодня стабилизационная направленность бюджетного резервного фонда являетсядля России наиболее актуальной. Сберегательная составляющая также можетрассматриваться в долгосрочном периоде, но до тех пор, пока Россия вынужденаежегодно выплачивать значительные суммы в качестве внешнего долга.
В целом основными принципами современной бюджетнойполитики нашего государства являются:
недопущение опережающего роста государственных расходовнад темпами роста экономики;
безусловное исполнение принятых сектором государственногои муниципального управления обязательств;
приоритет среднесрочного бюджетного планирования,отражающего стратегические направления развития экономики;
конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов;
открытость и доступность информации по расходамгосударственного бюджета на всех уровнях.
2.2 Проблемы государственного долга в России
С 2003 г. наступает период, когда по внешнему долгувыплачиваются до трети расходов федерального бюджета. На 1 января 2004 г.внешний долг России составил 130,9 млрд. долл. по данным Минфина России (150,9млрд. долл. по данным Банка России), а его структура, по данным Минфина России,выглядела так, как показано в табл. 1.
Таблица 1. Долговые обязательства России[1]Государственный внешний долг России (включая обязательства бывшего СССР) 130,9 Задолженность странам – участницам Парижского клуба 42,3 Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 14,8 Коммерческая задолженность 6,1 Задолженность международным финансовым организациям 15,2 в том числе: МВФ 7,7 Мировой банк 7,2 ЕБРР 0,2 Еврооблигационные займы 35,3 ОВГВЗ и ОГВЗ 10,8 Задолженность по кредитам Банка России 6,4
Объем государственного внутреннего долга по ГКО и ОФЗ в2004 г. Составил 557,6 млрд. рублей, а в 2005 г. – 721,6 млрд. рублей.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг,тем в большей мере его обслуживание взаимодействует с функционированием всейнациональной экономики и ее финансовой сферы. Это выражается в том, чточрезмерный рост внешнего долга опасен для государственного бюджета,денежно-кредитной системы и международной кредитоспособности страны. Длягосударственного бюджета неблагоприятные последствия чрезмерного роста внешнегодолга связаны в основном со стадией его погашения. В то же время неблагоприятноможет складываться и график платежей по внешнему долгу.
В условиях обременительного внешнего долга существенноподрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте,противодействии инфляции, обеспечении необходимыми валютными резервами ивалютной конвертируемости. Бремя платежей по внешнему долгу усиливается вслучае чрезмерной девальвации национальной валюты относительно занижения егореального курса.
Все это свидетельствует о необходимости управлениявнешним долгом. Одним из элементов управления внешним долгом страны являетсяразработка программы внешних заимствований. Ограничителем размеров внешнихзаимствований может служить установка на поддержание в определенных пределахпоказателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числена основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом.Для России, как и для других стран с большой территорией, объективнозакономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте.Именно потому, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику Россиижелательно отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы дляиндикатора уровня долговой зависимости.
Современному российскому государственному долгу присущиследующие черты:
внутренний и внешний долг постепенно смыкаются. Этотпроцесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпускценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
большую часть российского долга составляют краткосрочныезаимствования, из-за чего на протяжении последних 10 лет постоянно возникаетвопрос о реструктуризации задолженности;
отсутствует система долгового управления, т. е. несуществует единого органа, который бы занимался исключительно проблемами долга.Сегодня этим занимаются Минфин, Внешэкономбанк, Центральный банк;
погашению и обслуживанию государственного долга внастоящее время уделяется приоритетное значение.
Правительство РФ стало осознавать проблему предстоящихзначительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствуютпрописанный в бюджете механизм создания финансового резерва и заявленияруководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами.
Для совершенствования управления государственным долгомнеобходимо проведение следующих неотложных мер:
создание особого агентства по управлению государственнымдолгом с независимым статусом, принимающим решения по управлениюгосударственным долгом страны оперативно и без политического давления,допускающим согласованные и реалистичные бюджеты. Эти функции не могутвыполнять ни Банк России, ни Минфин России. У них свои приоритеты, которыеплохо сочетаются со стратегическим управлением государственным долгом;
создание системы эффективного управления государственнымдолгом, минимизирующей совокупные издержки и максимизирующей сокращениеноминального объема долга и ускорение экономического роста;
дальнейшее совершенствование налоговой системы, посколькудоходы бюджета в настоящее время являются основным источником покрытиягосударственного долга;
для сглаживания платежей в предстоящие годы осуществлениеопережающего погашения части долговых обязательств, приходящихся на 2004 – 2008гг.
Эти действия государства будут не только способствоватьснижению долгового бремени, но и повышать эффективность использованиядефицитного финансирования, направляя кредиты и займы государства на развитиебазовых для отечественной экономики отраслей и высоких технологий, а также насоциальные нужды общества.
2.3 Кредитно-денежная политика России
Кредитно-денежная политика России в целом носитантиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссииденег. Такой подход автоматически ведет к сужению объекта макроэкономическойполитики до сферы обращения капитала, так как монетаристское регулированиефактически сводится к схеме: эмиссия денег – увеличение предложения денег нарынке обращения капитала – рост спроса на иностранную валюту – снижениеобменного курса рубля – повышение цен. Результатом такой политики сталосокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотомденег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая частьоборота денежной массы.
Эмиссия государственных обязательств под высокий процент(100 – 150% годовых), многократно превышающий норму прибыли в реальном сектореэкономики, имеет своей целью покрытие бюджетного дефицита. В настоящее времяэтот резерв практически исчерпан.
Наращивание объема государственных краткосрочныхобязательств истощило возможности денежного рынка, превратив ГКО из источникадохода в одну из главных статей расходов бюджета. Поэтому обслуживание государственногодолга стало дефицитообразующим фактором.
Становление кредитно-денежной политики государства,стимулирующей экономический рост, предполагает решение двух важнейших задач.Во-первых, обеспечить выживание и развитие производственной сферы и всех еечастей, которые оказались лишенными денежных средств. Во-вторых, вести квосстановлению необходимой для эффективного функционирования экономикиинтеграции между производственной сферой и сферой обращения капитала, междуреальным и спекулятивным секторами экономики.
Развитие единой кредитно-денежной политики создастусловия для эффективного использования кредитных инструментов: изменениеучетной ставки Центрального банка РФ, изменение норм обязательных резервов,операции на открытом рынке. Сегодня эти рычаги полностью не отвечаюттребованиям рыночной экономики. В стадии формирования находится кредитнаяполитика Центрального банка РФ, направленная на обеспечение стабильностибанковской системы. В ее основу положен механизм рефинансирования коммерческихбанков. Он включает, во-первых, предоставление коммерческим банкамцентрализованных кредитов в форме покупки у них векселей по устанавливаемойсамим Центральным банком учетной ставке. Во-вторых, предоставление коммерческимбанкам централизованных кредитов в форме ссуды под ценные бумаги. По нимустанавливается ломбардная ставка. Установление ставки учетного процента иломбардной ставки представляет основу процентной политики государственногобанка.
Что касается операций на рынке ценных бумаг, то развитиеи использование этих инструментов предполагают ликвидацию однобокости развитиясамого рынка ценных бумаг. Концентрация на операциях с государственнымиобязательствами превратила российский рынок капитала в неустойчивый, зависимыйот государственной политики. А высокий уровень доходности государственныхоблигаций толкает к повышению цены на все заемные ресурсы. Все это сдерживаетразвитие рынка акций, а также инвестиции в производственный сектор экономики.
Низкий уровень инфляции и стабильность национальнойвалюты являются основой для принятия эффективных решений в областиосуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов – базовых дляустойчивого экономического роста. В соответствии с прогнозомсоциально-экономического развития России предполагается снизить темпы инфляциидо 8 – 10% в 2004 г., 6,5 – 8,5 в 2005 г. и 5,7 – 7,5% в 2006 г.
На современном этапе Банк России продолжает проводитьполитику управляемого плавания валютного курса, так как в отсутствиезаконодательно оформленного и эффективно функционирующего стабилизационногофонда Правительства РФ переход на использование режима плавающего обменногокурса может привести к его переоценке, что чревато большим ущербом длянациональной промышленности. Кроме того, в условиях относительно высоких цен нанефть переход на плавающий обменный курс может вызвать резкое изменениеотносительной привлекательности активов, номинированных в российской ииностранной валюте.
По мере создания стабилизационного фонда Банк Россиибудет последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуяпостепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Этопозволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения иинфляции, повысит роль процентной политики Банка России, способствующейстимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста вперерабатывающих отраслях промышленности.
Следовательно, сегодня антиинфляционная политика Россииосуществляется посредством комбинированного использования трех основныхинструментов кредитно-денежной политики: выбора курсовой политики, ограниченияс помощью операций на открытом рынке денежного предложения, yстановлениякраткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.
Государственное регулирование денежно-кредитной сферычерез традиционные методы – учетную ставку, операции на открытом рынке и нормыобязательных резервов – имеет спою специфику.
Ставка рефинансирования, применяемая в России, никогда небыла отражением объективно существующей взаимосвязи реального и денежного секторовэкономики. Практически дело касалось не регулирования кредитной деятельностибанков через ставку рефинансирования, а использования банков как «проводников»централизованных кредитов, предоставляемых на адресной основе отдельнымотраслям, регионам, предприятиям.
С июня 2007 г. ставка рефинансирования составляет 10%.Фактически она существует номинально, поскольку Банк России практическипрекратил выдачу кредитов по ставке рефинансирования, а потенциальные заемщикипочти не подают заявок на их получение, так как ее уровень существеннопревышает процентные ставки по денежным активам, получаемым по другим каналамфинансового рынка. В результате предприятия лишаются возможности полностьюсписывать стоимость заимствований на себестоимость продукции, и вынужденыплатить дополнительные налоги. Использование ставки рефинансирования носиттакже фискальный характер, поскольку пени за налоговые правонарушениясоставляют 1/300 действующей ставки рефинансирования.
Следовательно, в настоящее время ставка рефинансированияявляется лишь формальным индикатором процентных ставок на финансовом рынке.Банки ориентируются на этот показатель постольку, поскольку его задаетЦентробанк. Реальныеоперации кредитования коммерческих банков Банком России составкой рефинансирования не связаны. Для придания ставке рефинансированиястатуса реального макроэкономического показателя необходимо ее снижение доуровня, не превышающего нормальную доходность в экономике.
Другой инструмент регулирования государствомденежно-кредитной сферы – норма обязательных резервов. Требования к уровнюобязательных банковских резервов подвержены частым изменениям, позволяющимиспользовать этот инструмент для оперативного управления. В результате банкисобирают ресурсы, платят за них, а Банк России забирает эти ресурсы бесплатновместо создания условий для их эффективного использования, как коммерческимибанками, так и государством. В отдельные годы обязательные резервные требованияустанавливались на уровне 20% .
В настоящее время основной акцент в формированииобязательных резервов коммерческих банков делается на минимальные резервныетребования, определяющие пропорцию банковских резервов двух видов –обязательные и добровольные. Если объемы обязательных резервов ставятся ппрямую зависимость от суммы привлекаемых финансовых средств банков и параметровминимальных резервов, устанавливаемых Центральным банком РФ, то добровольныерезервы определяются самими банками в зависимости от масштаба их деятельности.Действенность резервных требований во многом зависит от соотношенияобязательных и добровольных резервов. Для Центрального банка РФ существуеттолько один вариант влияния на объемы банковских резервов – с помощьюпроцентной ставки.
Дифференцированный подход к формированию резервныхтребований позволит наращивать банковскую инвестиционную активность. Длябанков, у которых значительна доля инвестиционных кредитов реальному секторуэкономики, нормы обязательных резервов существенно снижаются. Установлениенизких норм обязательных резервов для мелких банков повысит их устойчивость иконкурентоспособность банковской системы в целом.
Операции на открытом рынке осуществлялись Центральнымбанком РФ в основном для финансирования дефицита государственного бюджета,поэтому государственные ценные бумаги имели высокую доходность. Они носиликраткосрочный характер, а из-за присутствия на финансовых рынках спекулятивногокапитала не могли быть размещены на длительный период. Следовательно, реальныйсектор экономики игнорировался.
В послекризисный период Банк России получил право выпускаоблигаций от собственного имени. В результате Банк России выступает и какэмитент, и как орган, регулирующий денежную массу с помощью операций с теми жеоблигациями. Пределы выпуска облигаций поставлены в зависимость от разницымежду максимальным уровнем обязательных резервов и действующими нормамиобязательных резервов, причем полномочия Совета директоров Банка России поизменению норм обязательных резервов не ограничены. Тем самым Совет директоровпо своему усмотрению может менять лимит выпуска облигаций, который в своюочередь способен оказать негативное влияние на кредитный рынок – отвлечь частькредитных ресурсов от кредитования реального сектора и способствовать роступроцентов по ссудам. Что касается обеспечения и источников погашения облигацийЦентрального банка РФ, то в законодательных актах данные Положения нерегламентируются. Если обеспечением облигаций будет служить исключительноеправо эмиссии Банка России, его денежная политика замкнется на его внутреннихинтересах и ситуация с ГКО повторится, только уже с облигациями самого банкаРоссии.
Отечественный опыт показывает, что операции на открытомрынке не осуществимы при отсутствии у коммерческих банков заинтересованности вприобретении государственных ценных бумаг, а отсутствие в портфеле ликвидныхценных бумаг делает недоступным для Банка России использование этогоинструмента, т. к. рынок ГКО на сегодняшний день развит слабо и характеризуетсяневысокой доходностью и низким объемом сделок.
Таким образом, в условиях неполноценной и неразвитойбанковской системы и денежного рынка России денежно-кредитное регулированиенациональной экономики с использованием традиционных инструментов и механизмовне должно носить характер копирования опыта развитых стран. Эффективностьденежно-кредитного регулирования в настоящее время зависит от правильноговыбора и использования адекватных методов и инструментов проводимой в странеденежно-кредитной политики.
2.4 Социальная политика государства в России
Формирование национальной экономики в России невозможнобез социальной политики. Финансирование социальных программ осуществляется нетолько за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средствпредприятий, организаций и населения. Определенную роль в социальной защитенаселения могут сыграть благотворительные фонды, фонды социальной помощи.
Особую остроту приобрели проблемы безработицы и инфляции.Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку ипереподготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлениемвеличины пособия.
Проводимая государством социальная политикахарактеризуется спонтанностью и бессистемностью. Ее суть сводится к попыткамнейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемыеправительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Междутем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильностиэкономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо не только погуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективнойдеятельности.
Система социальной защиты населения, поддержка их доходовс начала реформ претерпела значительные изменения: были введены новые пособия ильготы, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. В общемвиде все социальные трансферты делятся на три вида: денежные выплаты,натуральные выплаты, субсидии на оплату услуг. В 2005 г. совокупный объемденежных социальных выплат составил 820,4 млрд. руб. (9,3% ВВП), социальныетрансферты в натуральной форме – 702 млрд. руб. (7,9% ВВП). Доля домохозяйств,получающих дотации и льготы на оплату услуг, составила в 2005 г. 49,7% общегочисла домохозяйств.
Первоочередными задачами государства в области снижениябедности, одной из основных проблем, российских граждан являются: приоритетныйдоступ к ресурсам социальной защиты для крайне бедных и расширение доступа кдоходам для граждан, обладающих определенным профессионально-квалификационным,социальным и адаптационным потенциалом.
Стратегические задачи социальной защиты населения и сокращениябедности включают три направления:
создание условий, позволяющих работающему населению зарабатыватьдостаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности;
создание эффективной системы поддержки социально уязвимыхгрупп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческойнагрузкой, семьи в экстремальной ситуации);
противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатными дотируемым социальным услугам.
Сегодня актуальной проблемой социальной политики государстваявляется пенсионная реформа. Вплоть до окончания 2001 г. пенсионная системаРоссии была полностью распределительной, т. е. финансирование текущих пенсийосуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виденалогов на фонд оплаты труда. Основной принцип состоял в том, что все собранныепенсионные взносы тратятся сразу, а не инвестируются.
В условиях снижения отношения численности работающего населенияк численности пенсионеров нельзя построить устойчивую модель распределительнойсистемы с постоянной налоговой нагрузкой, пенсионным возрастом и отношениемпенсии к заработной плате. Приходится либо увеличивать налоги, либо повышатьпенсионный возраст, либо уменьшать отношение пенсии к заработной плате.
Реформирование пенсионной системы предполагает два главныхизменения: введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионногообеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению пенсионныхнакоплений. От введения накопительных пенсий можно ожидать следующиеблагоприятные изменения:
повышение благосостояния будущих пенсионеров за счет длительногосрока накопления средств для финансирования пенсий;
привлечение пенсионных денег в качестве инвестиций в экономикустраны и тем самым повышение темпов экономического роста;
снижение нагрузки на государственную пенсионную систему;
развитие фондового рынка и финансовой инфраструктуры.
Поскольку эти изменения касаются практически всех сфер экономическойи социальной жизни, пенсионная реформа станет одним из важнейшихинституциональных изменений в современной России.
Следовательно, создание понятной для работающегонаселения пенсионной системы позволит прогнозировать, планировать и формироватьсвою будущую пенсию. Вместе с тем накопительная пенсионная система окажетпозитивное влияние на легализацию доходов, повышение трудовой активностинаселения и создание рабочих мест в новых финансовых институтах.
Важнейшее направление социальной политики российскогогосударства составляют образовательные услуги.
Нынешнее состояние российского образованияхарактеризуется тем, что, во-первых, современная массовая школа не обеспечиваеткачественного образовательного стандарта в области некоторых предметов; во-вторых,уровень финансового обеспечения школы составляет 25 – 40% расчетной нормативнойпотребности. Реальное же недофинансирование составляет 50 – 60%, что приводит кнеравному доступу к качественному образованию.
Между тем в современную эпоху глобализации и динамичногоразвития новых технологий изменяется сам подход к образованию: из чисторасходной социальной сферы оно превращается в инвестиционную сферу, Более того,темпы развития современной экономики, науки, информационных технологий требуютпродолжения образования в течение всей жизни, т. е. перехода к непрерывному образованию.
В качестве основных задач, стоящих перед системойобразования, выступают:
содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынкетруда и противодействие негативным социальным процессам;
развитие специального образования для лиц с ограниченнымивозможностями здоровья;
создание условий вхождения новых поколений в открытое информационноеобщество;
повышение вклада образования в модернизацию экономики.
Решение этих задач предполагает следующие направлениядействий:
обновление содержания образования и повышение качестваобразовательных программ всех уровней;
увеличение средств федерального бюджета на нуждыобразования;
формирование механизма финансирования получениягражданами общего среднего образования на основе требований государственногостандарта;
расширение базы финансирования образования за счет средствиз внебюджетных источников.
Реализация социальной политики в сфере образованияобеспечит приоритетность развития этой отрасли как неотъемлемого условиямодернизации российского общества и конкурентоспособность национальнойэкономики, позволит России развиваться в русле прогрессивных мировых тенденций.
Заключение
Необходимость государственного регулирования национальнойэкономики является следствием так называемого «фиаско рынка», т. е.«врожденных» недостатков свободной рыночной системы.
Государственное регулирование национальной экономикивключает в себя несколько направлений:
Бюджетная (финансовая) политика осуществляет задачи: составлениепроекта и исполнение федерального бюджета; осуществление финансового контроля; обеспечениесбалансированности государственных финансов; недопущение опережающего ростагосударственных расходов над темпами роста экономики; безусловное исполнениепринятых сектором государственного и муниципального управления обязательств;приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегическиенаправления развития экономики; открытость и доступность информации по расходамгосударственного бюджета на всех уровнях; конкурсные принципы распределениябюджетных ресурсов.
Социальная политика строится на таких принципах, как:повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально-культурных ибытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организациянового механизма финансирования социальной сферы, т. е. переход отгосударственного патернализма к социальному партнерству; социальная защита населенияи сокращения бедности; реформирование пенсионной системы; обновление содержанияобразования и повышение качества образовательных программ всех уровней;увеличение средств федерального бюджета на нужды образования.
Кредитно-денежная политика решает несколько задач:обеспечить выживание и развитие производственной сферы и всех ее частей,которые оказались лишенными денежных средств; вести к восстановлениюнеобходимой для эффективного функционирования экономики интеграции междупроизводственной сферой и сферой обращения капитала, между реальным испекулятивным секторами экономики.
Государственное регулирование национальной экономики –государственное регулирование функционирования субъектов хозяйствования, сцелью перспективного воздействия на развитие общественного производства всехформ собственности, решение социальных проблем, укрепление международногоавторитета и внешнеэкономических связей.
Список использованных источников
1. Инвестиции: Учебник. – 2-е изд. перераб. и дополн./ П.И. Вахрин– М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. – 384 с.
2. Макроэкономика./ Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова – М.: Питер, 2004. –286с.
3. Региональная экономика России: Учебник./ В.В. Кистанов, Копылов Н.В.–М.: Финансы и статистика, 2002. – 584 с.
4. Экономика России: учеб. пособие./ В. В. Виноградов М.: Юрист, 2002. –264 с.
5. Экономика России: перемены и перспективы./ Ю.В. Яковец – М.: Изд-вонорма, 1996. 306 с.
6. Экономическая теория. Уч. Пособие./И.П. Николаева – Ростов-на-Дону:Издательский центр «МарТ», 2002. – 224 с.
7. Экономическая теория: Учебник для вузов./ М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков –2-е изд., — М.: Норма, 2005. – 672 с.
8. Экономическая теория. Учебник./Л.М. Куликов– М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2005. 257 с.