Содержание
Введение
Глава1. ИНВЕсТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1.1 Понятие инвестиционный налоговыйкредит
1.2 Юридическая природа изменениясрока уплаты налога в форме инвестиционного налогового кредита
Глава2. Условия и порядок предоставления инвестиционного налогового кредита
2.1 Условия предоставленияинвестиционного налогового кредита2.2 Процедура полученияинвестиционного налогового кредита
2.3 Условия для прекращениядействия изменений срока уплаты в виде инвестиционного налогового кредита
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Попытки помочь бизнесу и облегчитьналоговое бремя путем предоставления льгот и отсрочек по налогам в Россиипредпринимались неоднократно. Впервые термин легальной государственной помощибизнесу появился в 1992 году, именовался — налоговыйинвестиционный кредит и регулировался Законом РФ от 20.12.1991 № 2071–1«Об инвестиционном налоговом кредите». В условиях правового хаоса 1992–1996годов инвестиционный налоговый кредит не получил широкого распространения, т.к.существовали пробелы в праве, позволявшие вообще не платить налоги.
Движение России по пути кодификациизаконодательства постепенно сформировало устойчивое правовое поле и на фонеэкономической стабилизации позволило налогоплательщикам планировать на среднесрочнуюперспективу свои доходы, расходы и существенные юридические условия ведениябизнеса.
Совокупность описанных факторовпозволила шире использовать банковское кредитование, налоговое планирование иналоговую оптимизацию. Заметное место в налоговом планировании сталопринадлежать налоговому кредитованию.
Актуальность исследованияобусловлена тем, что правовой институт изменения срока уплаты налога являетсясравнительно новым для российского законодательства, часто виднанепоследовательность правового регулирования. Очевидно, что все новое взаконодательстве Российской Федерации, да, полагаю и в законодательстве любогодругого государства, не сразу воспринимается практикой. На сегодняшний деньсудам редко приходится сталкиваться с делами, связанными с изменением срокауплаты налога, поэтому Верховный и Высший Арбитражный Суды еще не дали своетолкование по спорным вопросам, которые были рассмотрены в данной работе, иисследование ограничилось лишь анализом законодательства. Несомненно, предметданной работы требует дальнейшей разработки как в теории, так и взаконодательстве, правоведение при этом должно направлять в нужное руслозаконотворчество, поскольку правовой институт инвестиционного налоговогокредита оставить в том виде, в каком он есть сейчас в законодательстве, непредставляется возможным. Сложность проблемы также вызвана тем, чтоинвестиционный налоговый кредит как правовой институт находится на стыке какминимум двух отраслей права – гражданского и финансового, а если рассматриватьв качестве самостоятельных такие отрасли как налоговое и бюджетное право, то,получается, что данный институт регулируется сразу тремя отраслями права.
Цель курсовой работы:рассмотреть инвестиционный налоговый кредит в российском законодательстве,практику его применения.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть понятиеинвестиционный налоговый кредит в российском законодательстве;
– определить юридическуюприроду изменения срока уплаты налога в форме инвестиционного налоговогокредита;
– рассмотреть условияи порядок предоставления инвестиционного налогового кредита, а также условиядля прекращения действия изменений срока уплаты в виде инвестиционногоналогового кредита.
Глава1. ИНВЕсТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ В
РОССИЙСКОМЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1.1 Понятие инвестиционныйналоговый кредит
Впервые в отечественномзаконодательстве понятие инвестиционный налоговый кредит появилось в ЗаконеРСФСР «Об инвестиционном налоговом кредите.»[1] В то время не было двух самостоятельныхюридических терминов — инвестиционный налоговый кредит и налоговый кредит, вп.1 Инструкции[2]изданной во исполнение вышеуказанного Закона (действует в части, непротиворечащей сегодняшнему законодательству) сказано: «инвестиционныйналоговый кредит в дальнейшем именуется налоговым кредитом». Уже в 1991 годуинвестиционный налоговый кредит могли получить не только государственные, но ипредприятия, находящиеся в частной собственности: кредит мог быть предоставлентовариществу, которое создано в ходе приватизации, при условии, что все товарищиявляются бывшими работниками приватизируемого предприятия.
Качественные изменения в порядкеналогового кредитования произошли в 1998 г. в связи с принятием части 1Налогового кодекса и ФЗ «О введении в действие части 1 НК РФ», отменившими, в томчисле, Закон «Об инвестиционном налоговом кредите» 1991 года. Вместоотмененного акта появились ст. 65 «Порядок и условия предоставления налоговогокредита» и ст. 66 «Инвестиционный налоговый кредит» НК РФ.
Сегодня семилетняяистория налогового кредитования получила новый импульс развития, выразившийся впринятии Федеральной налоговой службой России Порядка организации работ по предоставлениюотсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплатеналогов и сборов, а также пени, утв. приказом от 30.03.2005 № САЭ–3–19/127.Принятый акт обобщил практику предоставления инвестиционных и налоговыхкредитов, а также уточнил процедурную составляющую получения кредита,унифицировав документальные формы данного процесса.
Кроме того, ПравительствомРФ в постановлении от 02.03.2005 № 107 «О мерах по реализации Федеральногозакона «О федеральном бюджете на 2005 год»[3]на 2005 год установлен лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек и отсрочекуплаты федеральных налогов и сборов в размере, не превышающем 1000 млн. руб.
Для первоначального понимания сутиналогового кредитования необходимо определиться с терминологий. Налоговыйкодекс выделяет две самостоятельные формы отсрочки или рассрочки налоговыхплатежей: налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.
Налоговый кредит — это изменение срока уплаты налога при наличии оснований,предусмотренных статьей 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев, с единовременнойили поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, прикотором организация, при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ,получает возможность в течение определенного срока и в определенных пределахуменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредитаи начисленных процентов.
При внешнем лингвистическомсходстве, данные понятия имеют существенные различия, которые отчетливопроявляются при сравнении по следующим критериям:
— условия (случаи) предоставления;
— срок кредитования;
— размер кредита;
— процентная ставка по кредиту;
— виды налогов, по которымпроизводится кредитование;
— возможность досрочного возвратакредита (зачет);
— статус кредитора и статусзаемщика.
Для удобства восприятия данныхпроведем сравнение в форме таблицы (Приложение 1).
Вместес тем, понятие налоговый кредит упоминается и в БК РФ, п.5 ст.76 гласит:«налоговые кредиты могут предоставляться юридическим лицам только в формебюджетного кредита в порядке, определенном настоящей статьей.».[4]Что понимать в данном случае под налоговыми кредитами, совокупность всехналоговых кредитов в смысле ст.65 НК РФ и инвестиционных налоговых кредитов илитолько лишь собственно налоговые кредиты? При толковании статей НК РФ можнозаключить, что инвестиционный налоговый кредит вид налогового кредита,поскольку к понятию налоговый кредит добавляется еще один признак (кредит +налоговый + инвестиционный), т.о. все инвестиционные налоговые кредиты естьналоговые кредиты, кроме того из смысла ст.66-67 НК РФ видно, чтоинвестиционный налоговый кредит отличается от налогового кредита только лишьсвоей «инвестиционностью», об этом говорит и п.2 ст.2 Закона Лен.области оналоговом и инвестиционном налоговом кредитах: кредит предоставляется «с цельюоказания поддержки в реализации инвестиционного проекта.»[5].
Инвестиционныйналоговый кредит имеет своей целью стимулировать определенные виды деятельностиорганизаций, т.к., во-первых, инвестиционный налоговый кредит предполагаетнаибольшее изменение срока уплаты налога, по сравнению с другими формами такогоизменения, это связано с тем, что эффективность инвестиций зависит от срока, накоторый они предоставляются, (хотя и не только от него). Во-вторых,инвестиционный характер этого кредита подтверждается тем, что законодательнопредусмотрен большой интервал времени, на который может быть предоставленинвестиционный налоговый кредит – от года до пяти лет по части налога, котораяпоступает в федеральный бюджет – ведь хороший стимулирующий эффект отинвестиции можно получить, только тщательно изучив состояние дел всоответствующей организации и определив время, на которое целесообразнопредоставить денежные средства, а зачастую в каждой конкретной ситуации этооптимальное время бывает совершенно различным, именно поэтому-то законодатель ипредусмотрел такой большой разброс минимального и максимального срока, накоторый может предоставляться кредит (налоговый кредит по платежам в бюджет РФпредоставляется на срок от 3-х месяцев до года). В-третьих, инвестиционныйхарактер кредита выражается в том, что организации предоставляется право самойвыбирать при заключении договора, когда и насколько уменьшать свои налоговыеплатежи, данная норма предполагает, что при заключении договора о кредитедолжно быть учтено мнение организации относительно режима (графика) уменьшенияналоговых платежей, поскольку, на самом деле, скорее всего, именно организациялучше всех знает то, какой режим необходимо установить, для наилучшегоинвестиционного эффекта.
Итак,приходим к выводу, что инвестиционный налоговый кредит вид налогового кредита.Но представляется, что законодатель в п.5 ст. 76 БК РФ употребляет терминналоговый кредит в собирательном смысле, т.е. и инвестиционный налоговый кредити налоговый кредит в смысле ст.65 НК РФ являются.
Необходимоотметить, что в соответствии с п.2 ст.76 БК РФ налоговый кредит, а значит, иинвестиционный налоговый кредит предоставляется на условиях возмездности, чтопротиворечит абз.2 п.5 ст.65 НК РФ, где сказано, что в определенных случаяхпроценты на средства, предоставленные в качестве налогового кредита, неначисляются. Полагаю, в соответствии с п.1 ст..3 НК РФ данное противоречиенеобходимо толковать в пользу налогоплательщика. В п.7 ст. 57 НК РФ говорится отом, что изменение срока уплаты налога, сбора, пени может быть в порядке,установленном настоящим кодексом, что конкретизируется в п.2 ст.61 НК РФ:«изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке,предусмотренном настоящей главой», а в п.5 ст.76 БК РФ сказано: «налоговыйкредит может предоставляться … в порядке, определенном настоящей статьей»[6]. В данном случае уполномоченныеорганы, по-моему, должны руководствоваться как Налоговым, так и Бюджетнымкодексами. Такие правовые коллизии связаны с новизной рассматриваемогоправового института в отечественном законодательстве.
Пунктом 12 ст. 64 НК РФ установленоправо субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать дополнительныеоснования и условия предоставления инвестиционных и налоговых кредитов в частиуплаты региональных и местных налогов, соответственно.
Правомочие по предоставлениюинвестиционных налоговых кредитов реализовали многие субъекты РФ. Наилучшаяпрактика их применения сложилась в трех наиболее инвестиционно-привлекательныхрегионах России: Москва и Московская область, Ленинградская область и Краснодарскийкрай. Динамика инвестиционных процессов в указанных субъектах РФ способствуетразвитию инвестиционного кредитования, а заинтересованность руководства данныхрегионов в привлечении инвесторов создает максимально привлекательныепредложения в вопросах налогообложения.
Так, в Краснодарском крае принятЗакон от 07.07.2000 № 280-кз «Об инвестиционном налоговом кредите», аналогичныйЗакон имеет и Ленинградская область от 08.11.1999 № 56-оз.[7]Как видно из реквизитов нормативных актов, история региональногоинвестиционного кредитования насчитывает уже более 5 лет. Прямым свидетельствомэффективности законодательства в указанных регионах служит динамика ростаинвестиций в них.
Следует также заметить, чтоинвестиционный налоговый кредит имеет ряд отличий от налогового кредита,отсрочки и рассрочки.
Во-первых, он может бытьпредоставлен по налогу на прибыль (доход) организации и по региональным иместным налогам. В отношении других форм законодатель ввел формулировку«по одному или нескольким налогам», не оговорив, какие конкретноналоги имеются в виду.
Второе отличие касается субъекта — получателя кредита: инвестиционный налоговый кредит предоставляется не всемзаинтересованным лицам, а исключительно организациям.
В-третьих, инвестиционный налоговыйкредит предоставляется в связи с осуществлением определенных затрат (например,по НИОКР), а другие формы изменения срока уплаты налога — в связи снеблагополучным положением налогоплательщика.
В круг оснований для полученияинвестиционного налогового кредита входят:[8]
1) проведение организациейнаучно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо техническогоперевооружения собственного производства, в том числе направленного на созданиерабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязненияпромышленными отходами;
2) осуществление организациейвнедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых илисовершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья илиматериалов;
3) выполнение организацией особоважного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлениеею особо важных услуг населению.
Сумма кредита в случае егопредоставления по первому основанию составляет 30% стоимости приобретенногоорганизацией оборудования. При предоставлении кредита по второму и третьемуоснованиям его сумма определяется по соглашению между уполномоченным органом изаинтересованной организацией. Проценты на сумму кредита устанавливаются поставке не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банкаРФ. Критерием для определения размера процента, взимаемого за пользование инвестиционнымналоговым кредитом, служит срок, на который предоставляется такой кредит, аименно: в течение первых двух лет — 1/2 ставки, в последующие годы — 3/4 ставкирефинансирования Центрального банка РФ.
1.2 Юридическая природаизменения срока уплаты налога в форме
инвестиционногоналогового кредита
Для изменения срокауплаты налога в форме инвестиционного налогового кредита необходим сложный юридическийсостав:
1. Решение уполномоченного органа опредоставлении инвестиционного налогового кредита.
2. Договор между органом изаинтересованным лицом.
Первый юридический фактявляется актом органа государственного или местного управления, принятым впорядке, установленным налоговым и бюджетным законодательством (п. п.5, 7 ст.76 БК РФ и п. 5 ст. 67 НК РФ). Договор между органом и организацией должен бытьзаключен в соответствии с нормами гражданского законодательства[9], и он будет считатьсязаключенным, если соблюдены все его существенные условия, указанные в п.п. 6, 7ст. 67 НК РФ.
В п.4 ст. 61 НК РФсказано, что изменение срока уплаты налога «не отменяет существующей и несоздает новой обязанности по уплате налога». Но, очевидно, правоотношение междуналоговым органом и налогоплательщиком изменяется. Суть инвестиционногоналогового кредита в том, что сначала, как бы, деньги отдаются в счет уплатыналога, а потом часть из них забирается налогоплательщиком на условияхвозвратности и платности, это является расходованием бюджетных средств. Ноданный вид расходов не предусмотрен Законом о бюджетной классификации, а всоответствии со ст. 67 БК РФ средства, предоставляемые в качестве бюджетныхкредитов, являются капитальными расходами бюджетов. Выходит, что организация,получившая инвестиционный налоговый кредит, отдавая его, возвращает не свои, абюджетные средства.
В БК РФ есть норма,согласно которой возврат предоставленных на возвратной основе средств бюджетаприравнивается к платежам в бюджет. Если возврат средств является исполнениемобязанности по уплате налога в соответствии с п. 4 ст. 61 НК РФ, то зачем егоприравнивать к платежам в бюджет?
Налоговые платежи, впринципе, нельзя приравнять к платежам в бюджет, так как они являются таковымиизначально. Тем более, заплатить налог можно путем отчуждения лишь тех денежныхсредств, которые принадлежат плательщику на праве собственности, хозяйственномведении или оперативного управления п.1 ст. 8 НК РФ. В Законе о бюджетнойклассификации также не предусмотрены доходы от возвратов инвестиционныхналоговых кредитов, а ст.41 БК РФ говорит: «п.2 к налоговым доходам относятся…,п.3 размер предоставленных налоговых кредитов… и иных обязательных платежей вбюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета, п.4 кненалоговым доходам относятся… .»[10].
Платежи по возвратуналоговых кредитов, таким образом, являются каким-то особым видом доходовбюджетов, а не относятся к налоговым доходам. Необходимо отметить, чтосуществует и другой взгляд на природу изменения срока уплаты налога:«предоставление налогоплательщику … инвестиционного налогового кредита являетсяизменением порядка исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов исборов.»[11]
Такой подход непредставляется верным, скорее всего, обязанность возвратить кредит –гражданско-правовая обязанность, и инвестиционный налоговый кредит надорассматривать наряду с договорами, заключаемыми в соответствии со ст.62 Законао федеральном бюджете на 2004 г.
Данной нормойПравительству предоставляется право финансировать определенные расходы наусловиях возвратности на основе договоров лизинга, здесь гражданско-правоваяобязанность вытекает из договора и решения государственного органа, как и вслучае с инвестиционным налоговым кредитом, при получении последнего обязанностьпо уплате налога трансформируется в гражданско-правовую обязанность по уплатедолга государству.
инвестиционный налоговый кредит уплата
Глава 2. Условия и порядок предоставления
инвестиционного налогового кредита
2.1 Условияпредоставления инвестиционного налогового кредита
Инвестиционный налоговыйкредит предоставляется организациям, юридическим лицам, образованным всоответствии с законодательством России, иностранным юридическим лицам,образованным и имеющим гражданскую правоспособность в соответствии синостранным законодательством, по налогу на прибыль (доход) организаций, другимрегиональным и местным налогам.
Статья 67 НК РФустанавливает конкретный порядок и условия предоставления инвестиционногоналогового кредита. В п.1 67 НК РФ перечислены три основания, наличие хотя быодного из которых является необходимым условием для предоставленияинвестиционного налогового кредита.
Инвестиционный налоговыйкредит предоставляется на проведение организацией научно-исследовательских илиопытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственногопроизводства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидовили защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, — на суммукредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованнойорганизацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей.
Инвестиционный налоговыйкредит предоставляется на осуществление организацией внедренческой илиинновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствованиеприменяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов или навыполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическомуразвитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению — на суммы кредита,определяемые по соглашению между уполномоченным органом и организацией.
Обстоятельства,исключающие предоставление инвестиционного налогового кредита:
1. Возбуждено уголовноедело против заинтересованного лица по признакам преступления, связанного внарушением законодательства о налогах и сборах. Судя по всему, препятствием кполучению инвестиционного налогового кредита может быть только лишь возбуждениетакого уголовного дела относительно руководителя соответствующей организации,обязанного оформлять бухгалтерские документы или осуществляющего иные властныеполномочия, поскольку действующим уголовным законодательством не предусмотренауголовная ответственность юридических лиц. Ст.62 НК РФ в этой частисформулирована некорректно, т.к. она говорит о том, что уголовное дело должнобыть возбуждено относительно лица, просящего об инвестиционном налоговомкредите, а просить о нем может только юридическое лицо. При такой формулировкевозбуждение уголовного дела никогда не может быть основанием к отказу в выдачеинвестиционного налогового кредита, а по смыслу ст.62 НК РФ и исходя изсущества рассматриваемых отношений в целом нарушение законодательства о налогахи сборах организацией должно влечь отказ в выдаче инвестиционного налоговогокредита.
2. Проводитсяпроизводство по делу о налоговом правонарушении, здесь может иметь место любоеправонарушение, указанное в гл.16 НК РФ, кроме правонарушения, описанного вст.128 (ответственность свидетеля) и ст.129 (отказ эксперта, специалиста,переводчика в проведении налоговой проверки).
3. Проводитсяпроизводство по делу об административном правонарушении, которое связано внарушением законодательства о налогах и сборах.
4. Имеются достаточныеоснования полагать, что лицо воспользуется изменением срока уплаты налога длясокрытия своего имущества, подлежащего налогообложению, или собирается выехатьза рубеж на постоянное место жительства. Во-первых, такая формулировка оченьрасплывчата и ведет к произволу органов, уполномоченных изменять срок уплатыналога, во–вторых, сложно констатировать волю юридического лица скрытьимущество, подлежащее налогообложению, и тем более юридическое лицо не можетвыехать за рубеж на постоянное место жительства.
1. Законодатель выделяетперечень документов, которые необходимо предоставить для изменения срока уплатыналога в любой форме:[12]
а) заявление налогоплательщикас просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита,инвестиционного налогового кредита
б) справка налоговогооргана по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающихизменение срока уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в пункте 1статьи 62 части первой Налогового кодекса Российской Федерации;
в) справка налоговогооргана по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разныхуровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в рамкахреструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, свыделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
г) обязательствоналогоплательщика предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки)соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплатызадолженности;
д) копия устава(положения) организации;
е) баланс и другие формыбухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояниеналогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в которомналогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налоговогообязательства;
ж) документы обимуществе, которое может являться или является предметом залога, либопоручительство, а в случаях обращения за получением налогового кредита илиинвестиционного налогового кредита — заверенные в установленном порядке копиидоговора залога имущества либо поручительства, заключаемых в порядке,предусмотренном статьями 73 и 74 части первой Налогового кодекса РоссийскойФедерации.
2. Документы, которыенеобходимо предоставить для изменения срока уплаты налога в форме инвестиционногоналогового кредита:
а) документы,подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита;
б) справка финансовогооргана о предоставленных инвестиционных налоговых кредитах по налогу на прибыль(доход) организации в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РоссийскойФедерации и местный бюджет, а также по региональным и местным налогам и сборам;
г) документы,подтверждающие неприменение процедур, предусмотренных законодательством обанкротстве;
д) бизнес — планинвестиционного проекта по установленной форме.
Причем, припредоставлении инвестиционного налогового кредита в связи с тем, чтоорганизация проводит научно — исследовательские или опытно — конструкторскиеработы либо технически перевооружает собственное производство, в том числе,если при таком перевооружении происходит создание рабочих мест для инвалидовили защита окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, необходимоеще и предоставить документы, подтверждающие факт приобретения и стоимостьприобретенного заявителем оборудования, используемого исключительно навышеперечисленные цели.
Практика получения инвестиционныхналоговых кредитов свидетельствует о том, что вышеперечисленный перечень не являетсяисчерпывающим и, как правило, дополняется следующими документами:
– справкой от юридического лица о средней заработной плате по предприятиюза 12 месяцев. Для соискателей инвестиционных кредитов отметим, чторазмер указанной зарплаты будет сравниваться со средним размером минимальнойзаработной платы, установленной в данной местности. Поэтому при составленииуказанной справки необходимо учитывать местный размер минимальной заработнойплаты. В случае, если средняя заработная плата окажется меньше местногоминимального ее размера, то заемщику может быть отказано в предоставлениикредита;
– справкой о численности сотрудников предприятия-заемщика.Рекомендуемая численность — от 60 человек. Формальную численность на дату составлениясправки можно «увеличить» путем заключения срочных трудовых договоров с ужеимеющимися сотрудниками и «незначительной корректировки» штатного расписания;
– бухгалтерскими балансами за последний отчетный период и предшествующийкалендарный год. Структура представленного баланса можетсравниваться с исходными данными, использованными в бизнес-плане на предметпроверки достоверности расчетов;
– данными о предполагаемых сроках и источниках погашения инвестиционногоналогового кредита;
– расчетом налога, по которому возможно предоставлениеинвестиционного налогового кредита, заверенным налоговой инспекцией;
– правоустанавливающими документами на имущество, которое может бытьпредметом залога, либо принадлежит заявленному поручителю.
Как видно из представленногоперечня, самым специфическим документом из необходимого является бизнес-план.Практика общения с потенциальными заемщиками инвестиционных кредитов выявиланебрежное отношение последних к данному документу. Нередко приходитсясталкиваться с «бизнес-планами», составленными самими заемщиками, которые,собственно, и образуют основную статистику по отказам в предоставленииинвестиционных налоговых кредитов.
Стоит помнить: отсутствиезадолженности по налогам и возбужденных уголовных дел совершенно не приближаетвас к «заветному кредиту», ведь единственный фактор, зримо подтверждающий вашиотличия от иных добропорядочных заемщиков — это бизнес-план. От тщательности,глубины и реалистичности составления данного документа зависит не только самавозможность получения кредита, но и будущее вашей компании на весь сроккредитования. Вся будущая финансово-хозяйственная деятельность заемщика в дальнейшемсравнивается и оценивается (в том числе налоговыми органами) на основепараметров, заданных и утвержденных в бизнес-плане.
В связи с изложенным, настоятельнорекомендуем доверить составление бизнес-плана опытным специалистам. Особоследует учитывать, что практически при всех администрациях (региональных и местных)существует список аккредитованных консалтинговых компаний, специальноуполномоченных на разработку бизнес-планов. Такие компании учитывают всю«специфику местных требований» к документу и за «определенное вознаграждение»,чаще легальное, помогут вам согласовать основные параметры бизнес-плана с профильнымкомитетом, что практически гарантирует получение инвестиционного кредита.
Сложившаяся практика деятельностиаккредитованных консалтинговых компаний совершенно не исключает «рыночнуюконкуренцию». Однако бизнес-планы, подготовленные не аккредитованными компаниями,естественно, за плату, подлежат обязательной «экспертизе» аккредитованнымиконсультантами. Подобные требования устанавливаются внутренними распоряжениямирегиональных и местных администраций, заинтересованных в наличии «специальноуполномоченных и профессиональных» специалистов в бизнес-планировании.
Наряду с требованиями к процедуреразработки бизнес-плана, следует учитывать и требования к его содержанию.
Содержание, требования и формабизнес-плана установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470«Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурснойоснове за счет средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективностиинвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованныхинвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ».
В соответствии с указаннымпостановлением Правительства РФ, структура бизнес-плана выглядит следующимобразом:[13]
1. Вводная часть (резюме проекта),описывающая общую характеристику, название, цели и доказательства еговыгодности;
2. Анализ положения дел в отрасли,общую характеристику потребности в выпускаемой продукции и объемы ее производствав регионе (стране, мире — в зависимости от планируемого ареала продвиженияпродукта). Значимость данного производства для экономического и социальногоразвития региона;
3. Производственный план с программойпроизводства и реализации продукции;
4. Маркетинговый план, учитывающий:организацию сбыта и качественные характеристики сбытовой сети; обоснованиеобъема инвестиций, связанных с реализацией продукции; расчет торгово-сбытовыхиздержек;
5. Организационный план состоит из общихсведений о претенденте, его юридическом статусе, размере уставного капитала;
6. Финансовый план, которыйявляется ключевым разделом, где детализируются статьи затрат по проекту и определяетсяэкономическая эффективность проекта.
Наряду с обязательнымитребованиями, установленными федеральным законодательством, субъекты РФ и муниципальныеобразования вправе предъявлять дополнительные требования к бизнес-плану,предусматривающему получение инвестиционного налогового кредита. Как правило,такие требования издаются в форме Методических рекомендаций (например,постановление Правительства Ленинградской области от 30.03.1998 № 11 «Обутверждении методики расчета срока окупаемости и периода фактическойокупаемости инвестиций для реализации льготного режима налогообложения»).2.2 Процедура получения инвестиционногоналогового кредита
Организационно процесс получения и использованияинвестиционного налогового кредита подразделяется на следующие этапы:
— подготовка бухгалтерскойотчетности к получению кредита, включающая улучшение структуры баланса,погашение задолженности по налогам и прочим бюджетным платежам;
— разработка бизнес-плана и сборнеобходимых документов;
— представление заявления с приложениямиуполномоченному госоргану;
— согласительные процедуры по проектамдокументов, согласование параметров бизнес-плана и размера кредита (в среднем 2месяца);
— подписание инвестиционногодоговора с условиями о налоговом кредитовании (см. Пример. В Примере формыграфиков (и их нумерация) приведены в соответствии с распоряжением Комитетафинансов Санкт-Петербурга от 06.08.2002 № 56-р «Об утверждении положения об инвестиционномналоговом кредите». Исполнительные органы других субъектов РФ могут утверждатьсвои формы графиков);
— извещение налогового органа об измененияхв структуре налогового учета и налогообложения;
— формирование раздельного налоговогоучета объектов инвестирования;
— периодические контрольныепроцедуры на стадии исполнения бизнес-плана.
Пример.
Договор о предоставленииинвестиционного налогового кредита № КФ–32/415
г.Санкт-Петербург 1 сентября 2005г.
Комитет финансов АдминистрацииСанкт-Петербурга, именуемый в дальнейшем Комитет, в лице председателя Комитета А.П.Волкова, действующего на основании Положения, с одной стороны, и Закрытоеакционерное общество «Адмиралтейская игла», ИНН 7820000012, именуемое далееОрганизация, в лице генерального директора И.М. Зайцева, действующего на основанииУстава, с другой стороны, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2002№ 316–28 «Об инвестиционном налоговом кредите»[14]и согласно распоряжению Комитета финансов Санкт-Петербурга от 06.08.2002 № 56-р,заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет Договора
1. Под инновационной деятельностью,в соответствии с совместным письмом Инновационного совета при председателеСовета министров РСФСР от 19.04.1991 № 14–448 и Министерства финансов РСФСР от 14.05.1991№ 16/135, понимается деятельность по созданию и использованию интеллектуальногопродукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готовоготовара на рынке. В частности: организация экспертиз, внедрение и тиражированиеобъектов интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а такжесоздание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передачановых образцов техники, технологий и научно-технической документации,подготовка производства, проведение научно-исследовательских, проектных,опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцовновой техники и технологий. Отдельные положения инновационной деятельностираскрываются в ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственнойнаучно-технической политике».
2. Ставка по налоговым кредитамравна доле банковской ставки рефинансирования. Так, на 25.07.2005, в соответствиис телеграммой Банка России от 11.06.2004 № 1443-У, такая ставка рассчитывается,исходя из 13%. Пунктами 6.1 — 6.3 Приложения № 1 к приказу ФНС России от 30.03.2005№ САЭ–3–19/127 установлены случаи применения конкретной процентной ставки к определенномуоснованию возникновения права на кредит и сроку кредитования. В сравнительнойтаблице процентные ставки приводятся как интервал минимальных и максимальныхзначений.
3. Решение об изменении сроковуплаты федеральных налогов и сборов принимает учреждение, уполномоченное по контролюи надзору в области налогов и сборов (письмо ФНС России от 22.10.2004 № САЭ–6–19/175@).Поэтому вопрос о том, куда подавать документы на право полученияинвестиционного налогового кредита, не имеет однозначного решения, виду чегорекомендуется подавать документы одновременно в два органа: налоговую инспекциюи уполномоченный исполнительный орган власти.
Согласно п. 4-6 статьи 67 НК РФпредоставление инвестиционного налогового кредита производится на основаниизаявления организации и оформляется договором установленной формы междусоответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Договор обинвестиционном налоговом кредите должен предусматривать:
— порядок уменьшения налоговыхплатежей;
— сумму кредита (с указаниемналога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит);
— срок действия договора;
— начисляемые на сумму кредитапроценты;
— порядок погашения суммы кредита иначисленных процентов (при этом не допускается устанавливать проценты на суммукредита по ставке менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ).Необходимо отметить, что в п. 11.3 Порядка организации работы по предоставлениюотсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита поуплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению вфедеральный бюджет, установлено следующее правило: критерием для определенияразмера процентов служит срок, на который предоставляется инвестиционныйналоговый кредит (в течение первых двух лет — 1/2 ставки, а в последующие годы- 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ);
— документы об имуществе, котороеявляется предметом залога, либо поручительство;
— ответственность сторон;
— положения, в соответствии скоторыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача вовладение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иногоимущества, приобретение которого организацией явилось условием дляпредоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условиятакой реализации (передачи).
Положения последнего абзаца п. 6статьи 67 НК РФ позволяют налоговым органам применить к заинтересованному лицумеры налоговой ответственности, предусмотренные п. 1 ст. 126 НК РФ. Всоответствии с данной нормой на налогоплательщика может быть наложен штраф вразмере 50 руб. за непредставление в налоговый орган по месту учета копиидоговора об инвестиционном налоговом кредите (в пятидневный срок со дня егозаключения).
2.3 Условия для прекращениядействия изменений срока уплаты в виде
инвестиционного налогового кредита
Статья 67 НК РФ устанавливаетединый и исчерпывающий перечень оснований и условий для прекращения действияизменений срока уплаты в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита илиинвестиционного налогового кредита. Действие отсрочки, рассрочки, налогового иинвестиционного налогового кредита прекращается по одному из двух оснований:
— по истечении срока действиясоответствующего решения;
— досрочно (либо в случае уплатыплательщиком всей причитающейся суммы налога или сбора и соответствующихпроцентов до истечения установленного срока — в добровольном порядке, либо вслучае нарушения плательщиком установленных условий изменения срока уплатыналога или сбора — в принудительном порядке).[15]
В соответствии с п. 3 статьи 67 НКРФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки илирассрочки действие последних может быть досрочно прекращено по решениюуполномоченного органа.
Извещение об отмене решения оботсрочке или рассрочке направляется принявшим его органом налогоплательщику илиплательщику сборов и в налоговый орган по месту учета этих лиц не позднее 5рабочих дней со дня принятия названного решения. Извещение считается полученнымзаинтересованным лицом по истечении 6 дней с даты отправления заказного письма.
В случае досрочного прекращениядействия отсрочки, рассрочки заинтересованное лицо должно в течение 30 днейпосле получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную суммузадолженности, а также пени за каждый день начиная со дня, следующего за днемполучения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
Неуплаченная сумма задолженностиопределяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении опредоставлении отсрочки, увеличенной на сумму процентов, исчисленную всоответствии с решением об отсрочке, рассрочке, и фактически уплаченнымисуммами и процентами.
Сумма задолженности, указанная врешении о предоставлении отсрочки, рассрочки, помимо суммы налога или сбора кактаковой включает и суммы пени, причитающиеся к уплате за все время со дня,установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу решения опредоставлении отсрочки, рассрочки, если указанный срок уплаты предшествует днювступления в силу решения о предоставлении отсрочки, рассрочки (п. 8 ст. 64 НКРФ).
Решение о досрочном прекращенииотсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщикомсбора в суд в порядке, установленном законодательством РФ.
Процедура досрочного прекращенияналогового кредита или инвестиционного налогового кредита принципиальноотличается от процедуры досрочного прекращения отсрочки, рассрочки.
В соответствии с п. 7 статьи 67 НКРФ действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционномналоговом кредите может быть досрочно прекращено лишь по соглашению сторон илипо решению суда.
Выводы по 2 главе.
Инвестиционный налоговый кредитможет быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональными местным налогам.
Инвестиционный налоговый кредитможет быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Организация, получившаяинвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи посоответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционномналоговом кредите.
Инвестиционный налоговый кредитпредоставляется на основании заявления организации и оформляется договоромустановленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этойорганизацией.
Решение о предоставленииорганизации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченныморганом по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) втечение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одногоили нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служитьпрепятствием для заключения с этой организацией другого договора обинвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.
Заключение
Инвестиционный налоговыйкредит – в РФ форма изменения срока исполнения налогового обязательства, прикоторой организации, осуществляющей экономическую деятельность, при наличиисоответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенногосрока и в определенных размерах уменьшить свои платежи по налогу на доход(прибыль) организации с последующей поэтапной уплатой суммы кредита иначисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляетсяорганизации на срок от 1 года до 5 лет в части налога на доход (прибыль) организации,зачисляемого в региональные и местные бюджеты.
Инвестиционный налоговыйкредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщикомналога на доход (прибыль) организации, по каждому из следующих оснований: а)проведение (осуществление) этой организацией научно-исследовательских илиопытно-конструкторских работ, технического перевооружения собственногопроизводства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов илизащиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами в целяхреализации социальной и экономической политики региона. На эти цели инвестиционныйналоговый кредит может быть предоставлен на сумму, составляющую 30% отстоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования,используемого исключительно для вышеуказанных целей; б) осуществление этойорганизацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. созданиеновых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырьяили материалов; в) выполнение этой организацией особо важного заказа (заказов)по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важныхуслуг населению. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должныбыть документально подтверждены заинтересованной организацией.
Инвестиционный налоговыйкредит предоставляется организации на основании ее заявления и оформляетсядоговором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом иорганизацией. Договор должен содержать указание на сумму кредита, срок действиядоговора, начисляемые на сумму кредита проценты и порядок погашения суммыкредита и начисленных процентов, а также положения, в соответствии с которымине допускается в течение срока действия договора реализация или передача вовладение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иногоимущества, на основании приобретения которого организация заключила этотдоговор, либо определяются условия такой реализации (передачи).
Организация, получившая инвестиционныйналоговый кредит, имеет право уменьшить свои платежи по налогу на доход(прибыль) организации в течение срока действия договора об инвестиционномналоговом кредите. Уменьшение налоговых платежей производится организацией покаждому налоговому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, неуплаченная организацией в результате таких уменьшений (накопленная суммакредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующимдоговором.
В каждом отчетном периоде(независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, накоторые уменьшаются налоговые платежи организации, не могут превышать 50%соответствующих сумм налогов подлежащих уплате и определенных без учета наличиядоговоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течениеналогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога,подлежащего уплате организацией за этот налоговый период, определенной безучета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При заключениидоговора не допускается устанавливать процент на сумму кредита по ставке,меньшей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Перспективы налоговогокредитования в России достаточно оптимистичные. Это связано с тем, что за последние10 лет доля денежных средств, направленных на капитальные вложения предприятиямиосновных отраслей экономики, стремительно сокращалась, а это привело к всплескутехногенных аварий и катастроф, включая последнее отключение электроэнергии в Москве.Налоговое кредитование призвано стимулировать инвестирование в модернизацию основныхсредств и интенсификацию капитальных вложений.
Одновременно, налоговоекредитование слабо применимо к наиболее выгодным сферам предпринимательскойдеятельности — торговле и финансовой сфере, в которых присутствует болеебыстрый оборот капитала и высокая норма чистой прибыли, т.к. условияпредоставления кредита (как и идеология самого института налоговогокредитования) ориентированы на наличие капитальных вложений в новые технологиии производства.
Списокиспользованной литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации // Российская газета.- 25.12.1993.- № 237. — ч. 2 ст .15.
2. Налоговыйкодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // СЗ РФ. — 1998.- №31, ст.3824.; Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // СЗ РФ. — 2000.- №32, ст. 3340.
3. Гражданскийкодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. -№32, ст. 3301.
4. Бюджетныйкодекс Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. –1998. — N 31. — Ст. 3823.
5. Федеральный Закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственнойнаучно-технической политике»
6. ЗаконРоссийской Федерации с изм. от 16 июля 1992 г. «Об инвестиционном налоговомкредите» // Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета РоссийскойФедерации. — 1992. — №12. — Ст. 603; Ведомости Совета Народных Депутатов иВерховного Совета Российской Федерации. – 1992. — №34. – Ст.76.
7. Закон Санкт-Петербурга от 26.06.2002 № 316–28 «Об инвестиционномналоговом кредите»
8. ИнструкцияГосударственной Налоговой Службы Российской Федерации с изм. от 27 августа 1992г. «Об инвестиционном налоговом кредите» // Бюллетень нормативных актов. –1992. — № 7; Бюллетень нормативных актов. – 1992. — №11-12.
9. Оналоговом и инвестиционном налоговом кредитах: Закон Ленинградской области// ВестникПравительства Ленинградской области. — № 11. — 1999.
10. ПостановлениеПравительства РФ от 22.11.1997 № 1470 «Об утверждении Порядка предоставлениягосударственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развитияРФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещениина конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развитияРФ».
11. Постановление Правительства Ленинградской области от 30.03.1998№ 11 «Об утверждении методики расчета срока окупаемости и периода фактическойокупаемости инвестиций для реализации льготного режима налогообложения».
12. ПисьмоФНС РФ от 02.02.2005 № 02-1-07/2 «О порядке учета в целях налогообложенияприбыли процентов по инвестиционному налоговому кредиту».
13. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.:Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001. С. 65 — 66.
14. Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2000.
15. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. докт. юрид.наук, проф. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2003.
16. Современныйфинансово-кредитный словарь/П.р. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. — М.: ИНФРА-М,2002.
17. Финансовое право: Учебник\Под ред. Проф.О.Н. Горбуновой. — М.:Юристъ, 1996. – 400 с.
18. Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. М., 1997. С. 43 — 44;
Приложение 1.
/>