Принцип классификации природы

Принцип
классификации природы.

Краснова Е.М.

Современное естествознание, накопив огромный экспериментальный
материал, в своем поступательном движении ощущает необходимость определить характерные
особенности форм существования материи, являющихся предметом конкретных естественных
наук.

Термин “форма существования материи” традиционно
употребляется при характеристике движения, пространства и времени. Как философская
категория это понятие в марксистской философии не рассматривается. Автор считает
возможным использовать термин “форма существования материи” в особом,
самостоятельном типологическом смысле при классификации объектов научного познания.

В каждый отрезок времени классификация форм существования
материи должна соответствовать уровню фундаментальных научных теорий. Такими теориями
в современной науке являются диалектический материализм и фундаментальные понятия
физики. Очевидно, что законы и категории диалектического материализма и основные
законы физики должны лежать в основе классификации Природы.

Диалектический материализм и современная физика признают
внутреннее единство материи и движения, и это обязывает нас при рассмотрении наиболее
общей классификации материальных систем отыскать единый принцип характеристики видов
материи (субстрата) и форм ее движения, который позволил бы объединить эти философские
категории в единую – в понятие “форма существования материи” (ФСМ).

Фундаментальными свойствами природы являются следующие:

1. Мир материален (M);

2. Материя находится в вечном движении, которое осуществляется
в пространстве (L) и во времени (T).,

Самодвижение в пространстве достаточно глубоко освоено
физикой (механикой). Это прямолинейное равномерное движение. Самодвижение во времени
является проблемой, с которой связаны все критические состояния естествознания.
Дело в том, что фундамент естествознания, – физика с ее математическим методом,
не знает непрерывного самодвижения во времени . Физика относится к точным наукам
и изучает КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ явлений. При этом оказывается, что физика
не в состоянии написать формулу (формализовать) поведения животного, человека, общества
и многое другое.

В мире нет ничего, кроме вечно движущейся, вечно изменяющейся
материи. Встает вопрос: есть ли в нем что-нибудь, что не поддается количественной
характеристике? Такой вопрос стоял уже перед классическим пифагорийцем – Платоном.
Он отвечал на него, например, так: “Счета недостаточно для познания конкретного
предмета, нужно найти единство противоположностей” . Отсюда логично прийти
к выводу, что количественная характеристика не раскрывает сущности борьбы в единстве
противоположностей, т.е. сущности процесса развития или, в более общем виде, непрерывной
изменчивости во времени.

В физике широко известны методы описания явлений, изменяющихся
во времени – методы дифференциального исчисления. Однако они применимы в рамках
ограниченного изменения во времени, т.е. пока изменения количества не привели к
изменению качества системы. “… количество представляет собой определение,
составляющее уже не природу самой вещи, а некоторое безразличное отличие, с изменением
которого вещь остается тем, что есть . Именно в этих рамках и занимается изменением
во времени дифференциальное исчисление.

Примером непрерывного изменения во времени является самодвижение
электрона на орбите, атомов и молекул в растворах и газах. В каждое мгновение электрон
и находится в определенном месте, и не находится в нем. При этом непрерывно меняется
направление и скорость движения. То же самое происходит с каждым живым организмом.
Он тот и уже не тот в каждое мгновение времени. Непрерывным самоизменением во времени
обладают и такие формы существования материи, как гравитоны, сознание, о чем речь
будет еще впереди.

Для характеристики явлений непрерывного изменения во времени
в физике применяется метод статистического анализа, в котором поведение систем определяется
как среднее из множества. Естественно, что среднестатистические характеристики не
вскрывают явления непрерывного самоизменения во времени, т.е. сущности развития
каждой системы и даже затушевывают его. “Статистическая физика – это капитуляция
науки перед многообразной сложностью мироздания” .

Увы, физика еще не доказала, что сущность всех явлений
заключена в числе, как полагали пифагорийцы и их последователи.

Во всяком случае, в настоящее время не потеряло истинность
учение Гегеля о количестве. Количественной характеристике поддаются не все предикаты
природы: “… мысль о числе недостаточна для того, чтобы выразить посредством
нее определенную сущность или понятие вещей” , то есть, дело здесь не в объектах
познания, а в предикатах их.

Чем же можно воспользоваться из представлений физиков для
характеристики непрерывного самодвижения во времени?

Первое качество можно вывести из следующего предположения
физиков: двигаясь с огромной скоростью в малом пространстве “дозволенной орбиты”,
электрон так часто возвращается в каждую точку орбиты, что создает эффект сплошного
облака, а это значит, что электрон непрерывно меняет направление движения, т.е.
непрерывно меняется во времени.

Во-вторых, из формулы Е = мс2 логически приходим к выводу,
что энергетическая насыщенность этого движения равна таковой движения в пространстве
(сТ = с1). Такой вывод основывается на гегелевском представлении о физической сущности
квадрата скорости в определениях энергии.

Реальное движение есть результат взаимодействия двух видов
движения.

По мнению Гегеля, эти движения (движение в пространстве
и движение во времени) “… необходимо, далее, привести в связь друг с другом,
и этот синтез, определяющий величину движения, сам является квадратом” . Современная
физика математически доказала правильность общего хода мысли Гегеля, создав количественную
характеристику движения материи в формуле Е = мс2, определив, таким образом, что
общая энергия системы равна массе, умноженной на максимальную скорость самодвижения
во времени и самодвижения в пространстве, каждая из которых равна скорости света.
С качественной стороны формулу можно записать как Е => М Т L.

Диалектический материализм и современная физика признают
также единство временных и пространственных изменений материи, однако “раздвоение
единого и познание противоречивых частей его …есть …суть …диалектики”
, поэтому необходимо отыскать, какие противоположные свойства представлены в этом
единстве. Характеристика этого пути исследования дана В.И. Лениным: “Две основные
концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение,
и развитие, как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие
противоположности и взаимоотношение между ними)”.

При первой концепции движения остается в тени самодвижение,
его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во
вне – бог, субъект, etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно
на познание источника само”движения”… Только вторая дает ключ к
“самодвижению” всего сущего; только она дает ключ к “скачкам”,
к “перерыву постепенности”, к “превращению в противоположность”,
к уничтожению старого и возникновению нового” . Вторая концепция является краеугольным
камнем исследования форм существования материи. Это значит, что необходимо прежде
всего исследовать процесс самодвижения материальных систем и в этом явлении понять:
единство каких противоположностей характерно для данного способа существования материи.

Материя, самодвижение в пространстве и самодвижение во
времени обладают такими противоположными свойствами, как абсолютность и относительность,
вечность и бренность, безграничность и ограниченность. Абсолютность, безграничность
и вечность проявляются только в характеристике Вселенной и не могут быть использованы
для классификации конкретных форм существования материи.

Внимание ученых все больше привлекают такие противоположные
качества материи, движения в пространстве и движения во времени, как непрерывность
и дискретность, что является прямым доказательством все большего проникновения диалектики
в процесс познания природы. “Величина либо непрерывна, либо дискретна. Однако
каждому из этих двух видов величины присуща как дискретность, так и непрерывность
с той лишь разницей, что у дискретной величины принципом является дискретность,
а у непрерывной – непрерывность” .

В дальнейшем в статье разделение дискретности и непрерывности
проводится автором в этом, гегелевском смысле, т.е. имеется в виду, что дискретной
величине присуща и непрерывность, но как подчиненный момент, а непрерывная величина
содержит, в качестве подчиненного момента, дискретность.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.ksaa.edu.ru/