Зачет по «Введению в педагогическую деятельность»
на тему
Москва 2006г.
Введение:
Из всех предложенных тем зачетной работы по предмету«Введение в педагогическую деятельность» нас больше всего заинтересовала тема«Проект «Школы-будущего»». Эта тема является самой актуальной на сегодняшнийдень, т.к. современные методики образования, нормы и пр. меняются исовершенствуются. Всё это даёт нам возможность выбрать самое наилучшее иэффективное для своей профессиональной деятельности. Создание «Школы-будущего»,к сожалению, пока может рассматриваться как проект, но всё же некоторые шаги кего реализации уже делаются. В некоторых школах России применяются некоторыемодели «школы-будущего». Министерствообразования учредило правило, реализациипроекта «школы-будущего».
«…О реализации программы «Школа будущего»
Городские власти намерены реализовать в Москвепрограмму «Школа будущего».
Об этом столичный Мэр Юрий Лужков сообщилжурналистам перед началом заседания Госсовета, где с участием главы государстваобсуждался вопрос о реализации национального проекта в сфере образования.
«Речь идет не о создании какой-то одной школы,а о техническом перевооружении, качественном информационном обеспечении всехшкол на базе отработанного веками опыта народного образования», — пояснилЮрий Лужков.
Образование, убежден московский Мэр, необходимосовершенствовать через многоукладность школ, передает «Квадратныйметр». «Я имею в виду развитие как частных школ, лицеев, так иобщеобразовательных, и решать задачу образования необходимо с детскогосада», — сказал Юрий Лужков.
Самым интересным и перспективным в сфере образованияон считает компьютерные и информационные технологии, которые, как подчеркнулмосковский градоначальник, «должны стать обязательными, и именно ониявляются признаком цивилизации»…»
Это то, что касается примерных стандартов школы. Нонадо не забывать, что перед нами стояла задача создания проекта«школы-будущего», такой, какой мы её видим.
По нашему мнению, «школа-будущего» должнабазироваться в первую очередь на гуманизме, а главное положение концепциигуманизма есть защита достоинства личности, признание ее прав на свободу,счастье, развитие и проявление своих способностей, создание соответствующих дляэтого условий (жизни, труда, обучения).
КАК МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ:
Защита достоинства личности.Необходимо с детства, а именно, с первого класса,а еще точнее, с пяти – семи лет (приблизительно с такого возраста ребенокпоступает в школу). Необходимо ввести в образовательную программудополнительный предмет, а именно – Культура общения и отношения. На этапеначальной школы, на этом предмете необходимо рассмотреть элементарные понятия иправила поведения и отношения к друг другу. Чтобы малыши не уставали, тонеобходимо проводить уроки в форме ролевой игры. Это не только благоприятновоздействует на понимание материала, но и развивает в детях театральное начало.Учась вежливо спрашивать, общаться друг с другом, и говорить дети, сами того непонимая, готовятся к взрослой жизни, требующей от них определенной нормыповедения.
Признание прав на свободу,счастье, развитие и проявления своих способностей. Права на свободу и счастья являютсянеотъемлемыми правами личности, соблюдение которых предусматриваетсязаконодательством. Ребенок имеет право свободы выбора. Конкретно это касаетсяправа выбора деятельности, которой он хочет заниматься. От педагогическогоколлектива «школы-будущего» зависит создание соответствующих условий для ихреализации. Например, создание дополнительных занятий по основным предметам,таким как математика, русский язык, английский и прочие языки, рисование и т.п.Помимо дополнительных занятий по основным предметам, необходимо создаватьвсевозможные кружки и секции. Например, по вышиванию, различным спортивнымдисциплинам, театральные кружки и т.п. Обобщая вышесказанное, скажем, чтозадача педагогического коллектива заключается в создание максимально удобных икомфортных условий для проявления и реализации способностей учащихся. Тот жекомфорт и удобство должны касаться и школьной жизни, и обучения и труда. Говоряпро труд нельзя не сказать, про соблюдение норм труда. Зачастую это упускаетсяиз виду администрации или игнорируется.
Гуманизировать учебныйпроцесс и внеурочную жизнь в школе означает создать такие условия, в которыхучащейся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, неможет остаться равнодушным участником воспитательных дел или стороннимнаблюдателем бурно текущей жизни.
Гуманная педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспеченияатмосферы комфорта и «психологической безопасности».
КАК РЕАЛИЗОВАТЬ:
Очень важной детальюпедагогического процесса является интерес. Задача, поставленная перед учителем,не есть только научить. Это прошлый век. А задача педагога – заинтересовать.Интерес зависит всецело от преподнесения материала. От учителя требуетсяследующее:
–
–
–
Материал должен постояннообновляться. Наука и образование постоянно идут вперед, и поэтому очень важно,чтобы знания, которые учитель дает ученикам, были «свежие» и «современные».Также важно уделить внимание психологической подготовленности учителей. Важно,чтобы каждый педагог хорошо знал психологию ребенка. И не только психологию, нои физиологию. Обобщая выше сказанное, скажем, что учитель должен бытьвсесторонне развитым. Внимательность учителя поможет предотвратить отставаниедетей. Если педагог видет, что ребенок что-то не понял, то он обязан объяснитьему материал заново, проанализировав при этом, почему ребенок не понял и чья вэтом вина. Только при соблюдении этих правил, в «школе-будущего» не будетотстающих ребят. Для обеспечения активности и участия ребенка в учебномпроцессе, необходимо постоянное взаимодействие учителя с учеником. Причемнеобходимо добиваться «субъект-субъективных» отношений, т.е. сделать так, чтобыребенок был субъектом своей деятельности. Необходимо постоянно беседовать сребятами, дискуссировать, просить их выразить свои мысли. «А что ты думаешь по этому вопросу?» — этотвопрос должен часто произноситься на уроках. Это поможет, к тому же, развить правильность речи и мышления.
Т.к. мы взяли направлениегуманной педагогике, то важной частью становиться и приспособление школы кученикам, и создание хорошей «психологической атмосферы». Что для этого нужно.Ну, во-первых, в школе должны быть соблюдены все санитарные и гигиеническиенормы, которые необходимо проверять каждые четыре – пять месяцев. Во-вторых,школа должна быть оснащена учебным материалом: стендами, учебниками,художественной литературой, дополнительными материалами, методическойлитературой, инвентарем по различным дисциплинам и т.п. В классе необходимосоздание классного уголка, «живого уголка», где дети будут изучать окружающийих мир. Создание хорошей «психологической атмосферы» предусматривает уважениесо стороны одноклассников и учителей. Уважение в детях должны взращивать иразвивать не только педагоги, но иродители. Поэтому необходимо часто проводить встречи учителя и родителей, сцелью составления единой программы воспитания ребенка-ученика. В«школе-будущего» не должно быть «любимчиков». Это очень важное правило, дажеможно сказать табу. Также должен правильно и рационально планироваться досугшкольников и их культурное развитие. Здесь имеется в виду посещение музеев,театров, выставок, экскурсии.
Какой же должна быть школа будущего?
Мы объединили все нашипредставления, описанные выше, и сконструировали некую формулу, с помощьюкоторой может реализоваться наш проект, так сказать основные положения нашейтеории.
«С.И.Р.Е.Н.ь» — это название школы-будущего, несущее в себепослание об идеалах и стремлениях организаторов такой школы и сейчас мырасшифруем эту аббревиатуру.
Наш девиз такой: «Нет глупыхдетей, есть нераскрытые таланты». Мы решили сделать наш девиз таким, потому чтомы считаем это выражение истиной. Все дети талантливы, просто нужно этот талантраскрыть. В нашей «школе-будущего» будут созданы все условия для ихгармоничного развития.
Школа –«С.И.Р.Е.Н.ь»., ведущая детей в воспитательном взаимодействии по дорогезнаний.
Школа –«С.И.Р.Е.Н.ь»., адаптирующая к жизни в современном обществе.
Школа – «С.И.Р.Е.Н.ь»., воспитывающаячеловека и личность на взаимодействии детей, педагогов и, конечно же,родителей.
«С» – физическая ипсихологическая. Школа будущего в первую очередь школа развития ребенка, егосильных сторон. Поэтому программы будут соответствующими.
В образовании «школа Силы»,значит:
1. развитие у ребенка интереса к физической культуре и спорту в целом. Учительдолжен научить школьника выполнять различные дисциплины. Например, волейбол,баскетбол, футбол, тенисс, плавание и т.п. Это особенно важно для младшихшкольников, т.к. именно на этот возрастной период приходится большее кол-водетей поступающих в различные секции. При правильном, а именно без страха,восприятии физ. культуры, дисциплин, ребенок более уверенно идет выбирать тотвид спорта, который ему понравился.
2. открытие или создание различных секций по некоторым видам спорта. Это нужнодля того, чтобы если ребенок заинтересовался чем-то, то он должен иметьвозможность реализовать себя в выбранной им сфере деятельности, раскрыть свойталант.
3.не предвзятое отношение ксдачам физических нормативов. Полностью исключить эту функцию нельзя, но задачапедагога сделать так, чтобы ребенок не обращал внимание на эти нормы. Чтобы онпросто и спокойно занимался. Учитель должен относиться к нормам равнодушно, ибоего важная и единственная задача – это здоровье своих подопечных.
4. проверка (раз в 4 месяца)деятельности учителя в целях контроля за соблюдение всех норм и правилбезопасности. Также было бы полезным проводить опросы учеников по поводупедагогов. Это позволит увидеть объективную картину положения и статусовучителей в школе, а также возможность с помощью опросов находить и исправлятьошибки в своей деятельности.
5.Материальнаяобеспеченность физкультурного процесса (наличие штанг, козлов, мячей, и прочегоспортивного инвентаря);
В социализации «школа Силы», означает
1. заинтересованность педагога в значимости своей деятельности на благо школы,города, страны и самое главное для здоровья ребенка.
2. активность гражданской и социальной позиции участников процесса. Принятиеучастия в различных эстафетах, играх, конкурсах и т.п.
Психологическая сила:
1.школа-будущего должнаиметь в своем активе штат психологов, готовых в любой момент прийти на помощьшкольнику и педагогическому коллективу;
2.высокая квалификацияпсихологов;
3.проведение анкетирования,тестирования и пр. Это полезно для наблюдения темпа, уровня развития школьникови грамотного составления программ их развития;
4. каждый класс должен иметьсвоего психолога. Мы считаем это наиболее эффективным вариантом, который дастхорошие результаты, т.к. психолог будет наблюдать весь путь становленияличности ученика. Это поможет предотвратить или предупредить различныеотклонения или пробелы в развитии.
5.взвимодействие психолога,учителя и родителей. Только на основе совместных, скоординированных действийможно развить грамотную, психологически сильную личность, готовую занять своёместо в обществе;
«И» – интеллект. Школабудущего, это центр доступного и качественного образования.
В образовании это:
1. новые образовательные технологии;
2. мотивировка ученика на обучение и получение прикладных и гуманитарныхзнаний;
3. профессионализм педагога;
4. свежесть идей, планов и подходов, образованных во время взаимодействияучастников процесса образования.
В социализации
1. владение педагогом знаний по самоуправлению и социальному проектированию;
2. способность организовать процесс совместной социально полезной деятельности;
3. активность ребенка во взаимодействии с педагогом в самоуправлении исоциально значимой деятельности.
«Р» – результат. Школа будущего, это результат взаимодействияпедагога, ребенка, родителей, это новые технологии образования, этопрофессионализм педагога и заинтересованность ребенка, это «школа-радости».
В образовании это значит многое:
1. отношение педагога и ребенка строятся на любви, взаимопонимании, уважении,доброте, взаимном психическом комфорте.
2. Основные духовные ценности – красота, любовь, уважение, вера, благородство.
«Е» – единство. Школа будущего, это школа сотрудничества трех
(родители, педагоги, дети).
Сотрудничество в образовании:
1. триединство образовательного процесса учитель – родитель – ребенок;
2. поиск совместных решений проблем образования;
Сотрудничество в социализации:
1. решение вопросов отдыха, оздоровления, украшение класса, т.е. созданиеклассного уголка, «живого» уголка и внеурочной деятельности советом родителей,педагогами и детьми;
2. триединство педагогов родителей и детей в гражданском и социальномвоспитании.
«Н» – направленность.Деятельность педагога должна быть направленной. Педагоги «школы-будущего» берутнаправление на высокое и грамотное воспитание подрастающего поколения. Школабудущего, это творческая мастерская педагога и ребенка в педагогическомпроцессе. Мы берем следующие направления и правила и стремимся к их реализации.
1.высокое качество преподавания,достигнутое через новые методы взаимодействия в педагогической деятельностипедагога и ребенка;
2. развивающаяся система образования;
3. универсальность подходов к обучению;
4. инновационная деятельность педагога при подготовке к уроку;
5. творческое решение нестандартных задач образования педагогом и ребенком в ихсовместном труде;
6. внеурочное совместное творчество педагога и ребенка;
7. совместная организация культурных, спортивных мероприятий;
8. военно-патриотическоевоспитание школьников;
Пойдя все этапы взаимодействия педагога и ребенка, каким станет выпускник нашейшколы будущего?
Выпускник станет высоко образованным человеком готовым с легкостью применитьсвои знания на практике при поступлении в вуз или другие учебные заведения. Атакже он будет психически и физически развит и работоспособен. Выпускниксоциально адаптирован и готов к встрече с обществом вне школы, гармоничноразвит духовно. Гармония души основана на лучших человеческих качествах.
ВЫВОДЫ:
Школа — камень восновании общества. И общество должно понять великое значение мощи основания.Объяснить явление продвижения эволюции, дать знания и приобщить юное поколениек эволюции — этот стимул движет каждым жестом учителя. Ученики иучителя — сотрудники преображения жизни. Главноесегодня — активизировать творческий потенциал общества в процессеформирования Силы Личности. И ведущая роль на пути в будущее принадлежит, каквсегда, школе. От того, как устроена школа, насколько ярко воплощены в ней духовныеценности народа, зависит будущее народа и страны. Столичная школа всегда шагалав авангарде, устремленных в будущее. Думается, что и сегодня творческийпотенциал московского учительства настолько высок, что, «сея разумное, доброе,вечное», оно кратким путем приведет молодое поколение через радость творчествак знанию, труду и счастью.
Создавая личность,учитель особо обращает внимание на принципы отбора и организацию учебногоматериала и учитывая психологическое пространство учебника. В основу заданийдолжна быть положена как самостоятельная деятельность учащихся, так исовместная с учителем. Материал должен подаваться проблемно и предлагаться недля запоминания, а для организации мыслительной деятельности, предоставлятьсвоё мнение или предположение, а может даже доказательство своей гипотезе.Учитель, основываясь на этом, изменяет структуру урока и форму его организации.Уроки превращаются в творческое общение и проблемную дискуссию. Все знания, какправило, не даются в готовом виде. Ученики « открывают» их в процессесамостоятельной деятельности. «Открытые» знания детьми являются основой длядальнейшего действия и лучшее запоминаются.