Понятия «социально-культурная деятельность»,
«культурно-просветительская работа»,
«культурно-досуговая работа». Принципы и функции СКД.
В разные исторические периоды СКД называлась:
-внешкольное
образование (до 1920 г.)
-политико-просветительская
работа (с 1920 по 1970 г.)
-культурно-просветительская
работа (с 1270по 1990 г.)
-культурно-досуговая
работа (до середины 90-х годов)
-социально-культурная
деятельность (с сер.90-х годов)
До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была
политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД
учреждений была деполитизирована,
деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и
наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.
СКД –это
деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития,
самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки,
любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие
проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание
культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в
решении проблем семьи, детей, в решении
проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах,
в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
КДД (культурно-досуговая
деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем
своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор,
праздники, обряды и т.д.)
КПР (культурно-просветительская
работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в
деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных
университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской
работы.
Важность СКД в том, что это не просто организация
досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие
культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в
целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе
документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В
нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности»,
«культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы
деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное
творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография
и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См.
«Закон о культуре»).
Особенности СКД:
-осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью
и т.д.
-характеризуется
многообразием видов
-РФ располагает
большим количеством институтов,
создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб
и т.д.)
Отличительные черты СКД:
-гуманистический
характер
-культурологический
характер
-развивающий характер
Функции СКД:
-развивающая
-информационно-просветительская
-культурно-творческая
-рекреационно-оздоровительная
Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения
культурно-досуговой сферы.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru