Понятия «социально-культурная деятельность», «культурно-просветительская работа», «культурно-досуговая работа»

Понятия «социально-культурная деятельность»,
«культурно-просветительская  работа»,
«культурно-досуговая работа». Принципы и функции СКД.

В разные исторические периоды СКД называлась:

   -внешкольное
образование (до 1920 г.)

   -политико-просветительская
работа (с 1920 по 1970 г.)

   -культурно-просветительская
работа (с 1270по 1990 г.)

   -культурно-досуговая
работа (до середины 90-х годов)

   -социально-культурная
деятельность (с сер.90-х годов)

До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была
политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД
учреждений  была деполитизирована,
деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и
наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.

   СКД –это
деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития,
самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки,
любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие
проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание
культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в
решении проблем семьи, детей, в решении 
проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах,
в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

   КДД (культурно-досуговая
деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем
своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор,
праздники, обряды и т.д.)

   КПР (культурно-просветительская
работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в
деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных
университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской
работы.

Важность СКД в том, что это не просто организация
досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие
культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в
целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе
документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В
нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности»,
«культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы
деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное
творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография
и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См.
«Закон о культуре»).

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью

и т.д.

   -характеризуется
многообразием видов

   -РФ располагает
большим количеством институтов,

создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб

и т.д.)

Отличительные черты СКД:

   -гуманистический
характер

   -культурологический
характер

   -развивающий характер

Функции СКД:

   -развивающая

   -информационно-просветительская

   -культурно-творческая

   -рекреационно-оздоровительная

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения
культурно-досуговой сферы.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru