Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравниваемых к ним лиц

–PAGE_BREAK–
1.2.Сущностьвоеннойслужбыиееместовсистеме государственнойслужбы
Федеральныйзакон”ОсистемегосударственнойслужбыРоссийской Федерации”  и  Указ Президента  Российской  Федерации«О федеральной программе „Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации /2009-2013 годы/“ предлагают  деление  государственной службы    на       гражданскую, правоохранительную         и               военную.Недостатком предложенной классификации  является     то обстоятельство,что   к правоохранительной государственной   службе будет отнесена служба в организациях        и         органах, суть деятельности   которых     не состоит в осуществлении  правоохранительных  функций(например,  дипломатическая,  фельдъегерская, аварийно-спасательная, в противопожарныхорганах).

Военная  реформа  в  конечном  счете  предполагает  реформирование военной                организациигосударства,  втом   числе   выведение  из      военной организации   государственных   органов,   обеспечивающих  деятельность Вооруженных  Сил   РоссийскойФедерации:   ФСБ   России,СВР  России, Федеральной  службы  охраны,  ФАПСИ,  Гостехкомиссии  при  Президенте Российской  Федерации,  Федеральной  службы  специального  строительства, Главного                управления  спецпрограмм, ФПС  России,  т.е.  предложенная  в Законе классификация  видов  государственной  службы  в  ближайшее  время может»устареть”,чтопотребует последующегоизменениязаконодательства.

В основуклассификации      должен  быть    положен    критерий, позволяющий                сгруппировать   наиболее  близкие    по  характеру   служебной деятельности                   виды      государственной    службы.   По   нашему  мнению, методологически  обоснованным  для  указанных  целей  является  критерий использования         тех          или     иных         методов    решения              стоящих                      перед государственными  организациями   иорганами,    в         которых                     исполняется государственная  служба,  задач.  Методы  решения  задач  государственными организациями    и  органамиобусловливают      особые                     организационные отношения  между  лицами,   в  них  входящими.   По  указанному  критерию государственная    служба   может    быть   разделена      на        следующие виды: гражданскую, специальную(военизированную) ивоенную.

Цели  государства   —  это  пути  для  удовлетворения  его  потребностей, которые             достигаются     решением   определенных   государственно-значимых задач.             Военная   служба   обеспечивает   независимость,   государственный суверенитет             ицелостность  государства           специфическимивоенными методами.

Таким  образом,  военная  служба   —  это  особый  вид  установленной государством  на  основании  федерального  закона  деятельности  человека  в

специально  создаваемых  им  государственных  организациях (вооруженных силах,        войсках,      воинских   формированиях)  и   государственных  органах, решающих  задачи  по  защите  Отечества(обороне  и  военной  безопасности) специфическими(военными)  методами  и  средствами  вооруженной  борьбы, предполагающими  использованиеоружияи  вооруженияиндивидуальногои коллективногоприменения.             Решение       задач    по  защитеОтечества предполагает     практическое            и        непосредственное         осуществление закрепленных  в  Конституции  Российской  Федерации  функций  государства по     обеспечению      его  независимости,                 суверенитета       и            целостности, удовлетворение  публичного           интереса             в   сфере      военнойбезопасностина основе  принципови  положений,  установленных  вКонституции  Российской Федерации, федеральныхконституционныхифедеральныхзаконах.

Из    теоретико-правового   определения    военной   службы   можно сформулироватьопределениевоеннойслужбыдляцелейЗакона,котороебы отражало                 его  сущностное  содержание: “Военная  служба  –   особый  вид федеральнойгосударственнойслужбы, представляющийсобойдеятельность граждан,которымприсваиваютсявоинскиезвания, навоинскихдолжностях в  Вооруженных  Силах  Российской  Федерации,  а  также  других  войсках, воинских (специальных)                 формированиях   и        органах, входящих     в    состав военнойорганизациигосударства”.

Посредством  исполнения  военнойслужбы   реализуются  функции отдельных                  государственных  органов     и   организаций.   В  то   же   время особенность  военной  службы  заключается  в  том,  что  заранее  определить алгоритм  действий  военнослужащих  не  всегда  представляется  возможным из-за     специфики       их           деятельности, имеющей      подчас          исключительно динамичный           характер,      что         особенно   характерно   при  ведении   боевых действий.           Однако         ведение   боевых  действий  подчиняетсяопределенным законам,выяснитькоторыеиформализоватьввидебоевыхуставовидругих актов  военного  управления  является  задачей  не  правовой  науки,  а  военной науки.  Вто  же  время  формализованные  ввиде  актов  военного  управления, ониприобретают     свойство           правового       акта     соответствующегооргана военного  управления,      который           имеет   следующие      характерные    черты: подзаконность, правовойхарактер, авторитарность, императивность.

Сохранение     государственного     суверенитета      и      целостности Российской  Федерации  достигается  различными  средствами,  в  том  числе  и установлениемконституционнойобязанностигражданпозащитеОтечества. Конституцией  Российской  Федерации  провозглашено: “Защита  Отечества являетсядолгомиобязанностью гражданинаРоссийскойФедерации”(п.1ст.

59).ГражданемогутисполнятьсвоюобязанностьпозащитеОтечествапутем предоставления   материальных   средств,  необходимых  для           организации обороны  страны(уплата  общих  и  специальных  налогов,  автотранспортная, гужевая,                 судовая,   квартирная                   повинности),  работая     на       строительстве оборонных  сооружений,   на    оборонных   предприятиях   и  т.д.   Однако основными  формами  защиты  Отечества  в  мирное  время  являются  воинская обязанность    граждан,   которая         предполагает,         вчастности,     прохождение военной  службы  по  призыву,  и  исполнение  конституционного  долга  по защитеОтечествапутемдобровольногопоступлениянавоенную службу.

Федеральныйзакон”ОсистемегосударственнойслужбыРоссийской Федерации”  определяет  федерального   государственногослужащего   как гражданина  Российской  Федерации,  осуществляющего  профессиональную служебную                 деятельность        на   должности   федеральной   государственной службыиполучающегоденежноесодержание(вознаграждение, довольствие) за  счет  средств  федерального  бюджета (п.   1   ст.   10).   Применительно   к военнослужащим  к  федеральным  государственным  служащим  предлагается относить          только                 военнослужащих, поступающих  навоеннуюслужбу       в добровольном                 порядке (по     контракту),         поскольку  критерием  отнесения является  получение  денежного  содержания(вознаграждения,  довольствия),

что  не  является  характерным  признаком  для  военнослужащих,  проходящих военную службупопризыву.

Таким        образом,        предлагается        искусственное       деление военнослужащих  на  государственных   служащих (исполняющих   военную службу  в  добровольном  порядке)  и  просто  военнослужащих(призываемых на     военную        службу),         которые     небудут   являться      государственными служащими,    т.е.,          следуя     предлагаемойлогике,       можно  находиться    на государственной  службе  и  не  являться  государственным  служащим,  что имеломестоподействующемузаконодательствуогосударственнойслужбе. Указанный  подход  не  оправдан  как  с  теоретической,  так  и  с  практической точки  зрения.  Военнослужащий,  призванный  на  военную  службу,  должен являтьсявременнымфедеральнымгосударственнымслужащим.

По  нашему  мнению,  федеральными  государственными  служащими должны                являться   граждане   Российской   Федерации,    осуществляющие деятельность   на  должностях  федеральной   государственной   службы   и обеспечиваемые   денежным    и    иным    содержанием   (вознаграждением, довольствием)засчетсредствфедеральногобюджета,чтопозволитотнести книмвсекатегориивоеннослужащих.

    продолжение
–PAGE_BREAK–
Г
лава2.Порядокиусловияназначенияпенсии            военнослужащим

        
2.1.Условия назначенияпенсий

в
оеннослужащим

В     Законе    о     государственном    пенсионном    обеспечении,    о военнослужащих    говорится    в     широком     понимании     этого    слова, охватывающем  все  категории  граждан,  пенсионное  обеспечение  которых приравненокусловияминормамобеспечениялиц, проходившихкадровую военную  службу  Однако  данный  Закон  устанавливает  условия  и  нормы пенсионногообеспечениятолькотехграждан(авсоответствующихслучаях

–  членов  их   семей),   которые  проходили  военную  службу   по  призыву. Относительно  иных  категорий  военнослужащих  дается  отсылка  к  Закону  о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

До        1     января   2002  г.           военнослужащим   пенсия         по      Закону          о государственных  пенсиях  могла  устанавливаться  безотносительно  к  тому, была  ли   военная  служба  срочной (по  призыву)  или   сверхсрочной (по контракту),  а  также  независимо  от  воинских  званий  и  иных  обстоятельств. ПоэтомунаоснованииэтогоЗаконапенсиюмоглиполучитьвсетеинвалиды изчиславоеннослужащих, накоторыхнераспространялисьнормыЗаконао пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.Этоправило, в частности,   касалось: бывших курсантов и слушателей военных образовательных учреждений профессионального     образования при их увольнениисвоеннойслужбыдо1марта1993г.либопослеэтойдаты, нодо заключения        контракта  прохождении      военной          службы;   женщин, проходившихвоенную службув добровольномпорядкев должностяхсолдат, матросов,сержантовистаршин, приихувольнениисвоеннойслужбыдо5 августа1976г.; партизангражданскойиВеликойОтечественнойвойн(кроме тех,  кто  в  период  последней  занимал  в  советских  партизанских  отрядах  и соединениях  командные  должности,  которым  пенсия  устанавливается  по Законуопенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей, службу в органах внутренних дел, и их семей 6).

Закономогосударственномпенсионномобеспечениипредусмотрена инаяформула: пенсиивсемвоеннослужащимназначаютсяпонормамЗакона о  пенсионном                    обеспечении            лиц,  проходивших    военную   службу,    за исключениемсолдат,матросов,сержантов истаршин, проходившихвоенную службу  по  призыву.  Однако  в  связи  с  принятием  этого  Закона  никаких изменений       по     расширениюкруга              обеспечиваемых              пенсией  в   Законо пенсионном  обеспечении  лиц,  проходивших  военную  службу,  внесено  не было.Онраспространяетсятольконатекатегориивоеннослужащих,которые в  нем  прямо  поименованы.  В  связи  со  сказанным  сложилась  ситуация,  при которой  с  1  января  2002  г.  в  назначении  пенсии  может  быть  отказано  тем гражданам,  которые  вправе  были  получатьее  по  Законуо  государственных пенсиях.

Зарамкамигосударственногопенсионногообеспеченияпоусловиям инормамЗаконаогосударственномпенсионномобеспечениимогутостаться и  некоторые  другие  категории  инвалидов.  Так,  в  Закон  о  государственных пенсияхбыливключеныинвалидыизчислапроходившихвоеннуюслужбув качестве  юнг,  сыновей(воспитанников)  полка,  которые  нынешним  законом

не  упоминаются.  На  равных  основаниях  с  военнослужащими,  ставшими инвалидамивследствиевоеннойтравмы, пенсияустанавливалась гражданам:
6  Золотухин Г.А., КопытовА.В.Комментарий законодательстваопенсионномобеспечении граждан,

проходившихвоенную службу, и членовихсемей.М., 2000. С. 23.

–PAGE_BREAK–