Впоследние годы выделилось особое направление — теория и практика обучениявзрослых, получившее название андрагогика. Ее основа — учет особенностейвзрослых учащихся, контекста их обучения. Посмотрим подробнее на то, какпроявляются эти особенности.
МихаилВладимирович Кларин, ведущий эксперт Российского института директоров,Российская академия образования.
Какизвестно, язык отражает способ мышления, он в свою очередь воплощается в нашихдействиях. Говоря и думая о взрослых учащихся, как о школьниках или студентах,мы невольно переносим в наши действия стереотипы, привычные для обстановкишколы или вуза, для педагогики, имеющей дело с детьми, подростками, но не совзрослыми. В последние годы в самой педагогике выделилось особое направление —теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа— учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения.
Особенностивзрослых учащихся
Ких числу относятся следующие:
потребностьв обосновании (смысле);
потребностьв самостоятельности;
жизненныйопыт;
назревшаянеобходимость;
практическаянаправленность.
Посмотримподробнее на то, как проявляются эти особенности.
Потребностьв обосновании (смысле)
Известно,что взрослая аудитория очень внимательно относится к обоснованию того, зачемнужно изучить данный курс или раздел. Опытные вузовские преподаватели частоупоминают о том, для чего важно знать то, что сейчас изучается, и какиеотрицательные последствия связаны с незнанием… Взрослые учащиеся такжеинтересуются (открыто или неявно) тем, что будет, если они «не выучат» (неизучат, не освоят) данный материал. Более того, взрослые учащиеся не пожалеютвремени и сил, чтобы понять, зачем и стоит ли тратить время и силы на изучениетого, что им предлагают. Сказанное подтверждается не только наблюдениями иопытом, но и данными специальных исследований.
Потребность в самостоятельности
Способностьсамостоятельно принимать решения, нести за них ответственность — основная чертаповедения и самосознания взрослого человека. Когда взрослый попадает в учебнуюобстановку, возникает противоречивая ситуация: человек как бы отбрасываетсяназад, в собственное прошлое, когда, сидя на школьной скамье, он находился впрямой или косвенной зависимости от учителя. С моей точки зрения, основноенаправление, по которому реализуется эта потребность, — возможностьсамостоятельного выбора из нескольких альтернатив.
Пример:жизненный опыт
Тренер-консультантЕлена Ларцева (Санкт-Петербург) говорит: «Для большинства слушателей признать,что они что-то делают не так, особенно если это привычная модель поведения, —значит подвергнуть сомнению свой жизненный и профессиональный опыт. Чем этотопыт больше, тем сильнее сила сопротивления. Даже если человеку приходитсяпризнавать свои ошибки, это делается примерно так: «Нет, в общем-то, ясогласен, но…». Например, в курсе по технике продаж при анализе ролевой игрыгруппа нашла взаимодействие участницы с «клиентом» ошибочным: участникиотметили, что продавец, не выслушав клиента, сразу стала предлагать полныйперечень услуг. На это участница возразила: «Может, это и так, но у нас всегдаочереди и нет возможности с каждым еще и разговаривать».
Жизненныйопыт взрослых учащихся по содержанию и объему значительно превосходит опытшкольников или студентов. Особенно это относится к менеджерам, участвующим впрограммах корпоративного тренинга. Часто их опыт в каких-то отношенияхпревосходит опыт ведущего. При проведении обучения было бы неразумно неиспользовать это обстоятельство. Опыт участников в традиционном обучениииспользуется как опора для изложения материала, фон для иллюстрации. Винтерактивном тренинге он существенный источник материала обучения.
Назревшая необходимость — залог готовностик обучению
Впривычной учебной ситуации «школьного» типа предъявление учебного материала ужесамо по себе предполагает желание его освоить. В случае обучения взрослых людейдаже указание руководства не всегда убеждает в том, что обучение имдействительно необходимо. Опыт показывает, что начало обучения стоит посвятитьспециальному обращению к ситуации в компании, вытекающим из нее требованиям кзнаниям и умениям.
Практическая направленность: ориентация нареальные задачи в реальном контексте
Втрадиционном образовании и соответствующем привычном обучении учебный материалвыстроен в соответствии с логической структурой научного знания. Вбизнес-образовании материал курса сосредоточен вокруг типичных рабочихпотребностей. Это соответствует одной из особенностей взрослых учащихся —вниманию к конкретным жизненным задачам. Но тут проявляется одно из отличий отпривычного обучения. В привычном обучении материал организован теоретическимспособом, в то время как потребности в новых знаниях и умениях носят необобщенный (отвлеченный), а ситуативный характер. Иначе говоря, участникприходит с ожиданием, что его научат, как на рабочем месте М нужно осуществлятьдействия Д, включенные в рабочий контекст К, чтобы получить результат Р; вместоэтого ему часто предлагают общую модель и общий подход П, который должен видеале привести к желаемым результатам, но излагается в таком общем виде, чтони действия, ни контекст, ни результаты не ясны для участников.
Эторасхождение заложено глубоко: учебные материалы организованы на теоретическойоснове, а логика стройной системы знаний расходится с характером прикладныхзнаний. И все же расхождение преодолимо. Путь преодоления — тематическаяпривязка теории к типичным ситуациям и потребностям организации, выстраиваниедругой логики — логики реальных действий. Источник такой логики — анализреальных рабочих потребностей участников и организации в целом.
Учет особенностей взрослых
Обычнов пособиях для преподавателей, работающих со взрослыми, говорится о том, чтообучение должно быть прикладным, практически направленным. Опыт показывает, чтоособенности взрослых учащихся наиболее сильно связаны с потребностью в смысле.Хорошо видны две основные области проявления этой потребности:
потребностьв решении практических, производственных задач и
потребностьв личностно-профессиональном развитии.
Пример:учет особенностей взрослых
Вначале тренинга для тренеров-преподавателей менеджмента ведущий сказал: «Мыбудем работать в нескольких областях. Одна — повышение вашего профессиональногопотенциала как преподавателей. Другая связана с тем, что многие выступают какметодисты, и вам нужно расширить знания и умения методической работы. Третьясвязана с тем, что часть присутствующих — руководители, которые должны хорошо понимать,какой учебный процесс они организуют. Есть еще одна область, которую я обозначукак повышение вашей конкурентоспособности. Ведь не секрет, что все мыиспытываем давление обстановки на рынке труда. Чтобы остаться на своем месте,нужно двигаться вперед…»
Перейдяк теме «Особенности взрослой аудитории», ведущий сказал: «Теперь давайтеразложим мою работу «по полочкам», проверим, учел ли я особенности взрослойаудитории». Перед глазами участников был слайд, и они, как проверяющие, стали«ставить галочки», поясняя, как именно была учтена та или иная потребность.
Вприведенном примере учет особенностей взрослой аудитории был сделан предметомспециального рассмотрения, переведен из способа работы в ее содержание. (Втеории обучения такой шаг называется «перевод из процессуального плана всодержательный».) В тренинге для тренеров такой ход оправдан, в тренинге дляорганизаций он уместен тогда, когда мы имеем дело с теми специалистами, которыерегулярно выступают в качестве ведущих, тренеров, обучают собственныхсотрудников или клиентов. В обычном управленческом тренинге ведущие могут нерассказывать о потребностях взрослых учащихся; главное — помнить о них в ходезанятий.
Впрограмме дистанционного образования Элитариума мы обучаем взрослых людейреальным практическим знаниям для личностного, карьерного и профессиональногороста.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/