Теория развивающего обучения

Содержание
 
Введение
1. Понятие о развивающем обучении
2. Особенности и структура учебнойдеятельности в теории Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова
3. Учебная задача как основа обученияв системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова: постановка и решение
4. Приемы умственных действий вразвивающем обучении
Заключение
Список литературы
 

Введение
 Теория развивающегося обучения начала формироваться в1970-е годы в работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Наиболеефундаментально эта проблема изложена в трудах В. В. Давыдова. Следует отметить,что впервые идею развития выдвинул швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, которыйписал, что стремление к развитию заложено в человеке от рождения. Поэтому цельювоспитания должно быть гармоничное развитие природных сил и способностейребенка. Немецкий педагог А. Дистервег разработал дидактику развивающегосяобучения в виде 33-х правил.
Пестолощи К. Г.(1746-1827) Швейцарскийпедагог-демократ. Разработал теорию элементарного образования и впервыесоединил обучение с производительным трудом. Основой теории развивающегообучения является вопрос о соотношении обучения и развития, по которомусложились три точки зрения. В основе первой концепции лежит идея онезависимости развития от обучения. Вторая наука основывается на том, чтообучение и есть развитие. В третьей сделана попытка преодолеть крайности первыхдвух путем простого их совмещения: развитие мыслится как процесс, независимыйот обучения, а само обучение считается тождественным развитию. Но еще Л. С.Выготский указывал на правильное соотношение обучения и развития — обучениедолжно направлять развитие и идти впереди развития, а обучать ребенка надо в«зоне ближайшего развития».
Опытно-экспериментальнуюпроверку этой идеи провели научные коллективы под руководством Л. В. Занкова,Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. В результате были разработаны принципы развивающегосяобучения детей младшего школьного возраста: обучение на высоком уровнетрудности; ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп изучения материала;осознание школьниками самого процесса учения.
Развивающееобучение особенно способствует развитию таких психических процессов, какнаблюдение, внимание, мышление.

1. Понятиео развивающем обучении
 
В наше времявновь актуальна проблема развивающего обучения школьников. Говориться вновь,потому что идея развития ребенка была основной для русской народной школывторой половины XIX в.- начала XX в. Все методическое поиски посовершенствованию народной школы имели своей целью усиление развивающей ролиучебно-воспитательного процесса.
Творчество итворческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формированиетворческой личности приобретает и сегодня не только теоретический, но ипрактический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяетсятем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитиетворческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность иготовит её к творческой, познавательной, общественно-трудовой деятельности.Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большейстепени от методов обучения, которые использует учитель на уроке. Развитиетворческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, ноособое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьномвозрасте.
Бесспорно, нелюбое обучение развивает ребенка. Как пишет Д. Б. Эльконин «… что самикатегории обучения и развития разные. Эффективность обучения, как правило,измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективностьразвития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, т.е. тем,насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, позволяющейбыстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающейдействительности [4].
Давнозамечено, что можно много знать, но при этом не проявлять никаких творческихспособностей, т.е. не уметь самостоятельно разобраться в новом явлении, даже изотносительно хорошо известной сферы науки».
Вопросамипсихического развития ребенка занимается психология, но при построении развивающегообучения методика опирается на результаты исследований этой науки. Как пишетДавыдов В. В. «… психологическое развитие человека — это, прежде всего,Становление его деятельности сознания и, конечно, всех «обслуживающих» ихпсихологических процессов (познавательных процессов, эмоций, и т.д.). Отсюдаследует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которуюони выполняют в процессе обучения [1].
Этадеятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны междусобой, но в зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучениеоказывает различное влияние на развитие детей. Репродуктивная деятельностьхарактеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает её,понимает, запоминает, затем воспроизводит. Основная цель такой деятельности — формированиеу школьника знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти. Продуктивнаядеятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение втаких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация,аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции в педагогической литературепринято называть логическими приемами умственных действий.
Включениеэтих операций в процесс усвоения математического содержания — одно из важнейшихусловий построения развивающего обучения, т.к. продуктивная (творческая)деятельность оказывает положительное влияние на развитие всех психологическихфункций «… организация развивающего обучения предполагает создание условий дляовладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не толькообеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственномразвитии ребенка. Овладев этими приемами, ученики становятся болеесамостоятельными в решении учебных задач, могут рационально стоить свою деятельностьпо усвоению знаний» [1].

2. Особенности и структура учебной деятельности в теории Д.Б. Эльконина-В. В. Давыдова
При освоениилюбой деятельности человек приобретает определенные способности: например, втруде ребенок обретает способность к планированию, в игре — к воображению идействию в уме. В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя,или умение учиться.
Умениеучиться, формируемое в учебной деятельности (и не только в ней), редковыделяется из ряда всех школьных умений. Появление этого умения знаменуетреволюционное событие в психическом развитии: с этого момента ребенок изобучаемого, ведомого взрослым, получает возможность стать хозяином, субъектомсобственного развития — человеком, обучающим себя, меняющим самого себясознательно и целенаправленно [5].
По мысли Д. Б.Эльконина учебная деятельность — это такая деятельность, в которойвоспитывается способность к самоизменению. Частичка «само» и указывает на этоткачественный скачок в развитии младшего школьника, который может произойти подвлиянием школьного обучения. Если переход ребенка к саморазвитию к концуначальной школы произошел, то можно говорить о развивающем характере начальногообучения, об обучении, осуществляемом по законам учебной деятельности. Аучебная деятельность — это система таких условий обучения, которые делаютвозможным развитие младшего школьника: появление у него способности ксамоизменению [4].
В.В. Давыдовобосновал необходимость освоения теоретических понятий в учебной деятельности.Учебная деятельность школьников строится в соответствии со способами получениянаучных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному. Мышлениешкольников в процессе учебной деятельности имеет нечто общее с мышлениемученых, получающих результаты своих исследований посредством содержательныхабстракций, обобщений и теоретических понятий, функционирующих в процессевосхождения от абстрактного к конкретному.
Но мышлениешкольников не тождественно мышлению ученых. Школьники не создают понятий,образов, норм, а присваивают их посредством учебной деятельности. В своейучебной деятельности школьники воспроизводят реальный процесс создания людьмипонятий, образов, ценностей и норм.
Приступая ковладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируютсодержание учебного материала, выделяют в нем некоторое сходное общееотношение, обнаруживая, вместе с тем, что оно проявляется во многих другихчастных отношениях, имеющихся в данном материале, фиксируя в знаковой формевыделенное исходное, общее отношение, школьники тем самым строят содержательнуюабстракцию изучаемого предмета. Продолжая анализ учебного материала, онираскрывают закономерную связь этого исходного отношения с его различнымипроявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого предмета.
Затем детииспользуют содержательные абстракцию и обобщение для последовательноговыведения (опять с помощью учителя) других более частных абстракций и дляобъединения их в целостном (конкретном) учебном предмете [2].
Такимобразом, хотя учебная деятельность школьников развертывается в соответствии соспособом изложения уже полученных людьми продуктов духовной культуры, однаковнутри этой деятельности в своеобразной форме сохраняются ситуации и действия,которые были присущи реальному созданию таких продуктов, благодаря чему способих получения сокращенно воспроизводится в индивидуальном сознании школьников.
В процессесистематического выполнения школьниками учебной деятельности у них, наряду сусвоением теоретических знаний, развиваются теоретическое сознание и мышление.В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и главнойсреди других видов деятельности, выполняемых детьми. Потребность в учебнойдеятельности побуждает школьников к усвоению теоретических знаний, мотивы — кусвоению способов их построения посредством учебных действий, направленных нарешение учебных задач.
Этот путьусвоения знаний имеет две характерные черты. Во-первых, мысль школьников притаком усвоении целенаправленно движется от общего к частному. Во-вторых, такоеусвоение направлено на выявление школьниками условий происхождения содержанияусваиваемых ими понятий [2].
Согласно Д. Б.Эльконину — В. В. Давыдову/> учебная деятельность является:
— общественной по своемусодержанию (в нейпроисходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);
— общественной по своемусмыслу (она являетсяобщественно значимой и общественно оцениваемой);
— общественной по формесвоего осуществления(она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами) [4].
/>Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность,в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность посамоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли входе ее выполнения в самом субъекте.
Учебнаядеятельность (УД), как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющаясвоим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научныхпонятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть толькомотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретенияобобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста,собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствованиеприобретает тем самым глубокий общественный смысл.
Известно, чтознания, умения и навыки человек получат не только в школе и не только врезультате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг,журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении театра, израссказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности.Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способоми при каких условиях должны усваиваться ребенком именно в школе, подруководством учителя, организующего УД [5].
Усвоениезнаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей.
Во-первых, содержание УД составляют научныепонятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательныхзадач.
Во-вторых, усвоение такого содержаниявыступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видахдеятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).
В-третьих, в процессе УД происходит изменениесамого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенкаблагодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическоеотношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются теизменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте [5].
Задачей школыявляется не просто развитие мыслительной деятельности школьников, а воспитаниеу них такого уровня мышления, который в наибольшей мере способствует ориентациичеловека в современных формах сознания. Этому требованию соответствуеттеоретический уровень мышления. Последний не обеспечивается при традиционномобучении, когда ученики усваивают лишь отдельные способы решения конкретныхзадач и когда для этого им дается готовая сумма частных знаний. Мышлениешкольников поднимается на теоретический уровень при формировании у них учебнойдеятельности, как она понимается в концепции УД. Эта деятельность, направленнаяна решение учебной задачи, обладает своими особыми потребностями и мотивами,своей особой структурой, в которой важнейшее место принадлежит специфическимучебным задачам и действиям./>
В. В. Давыдовсчитал, что в структуру УД входят:
— учебные ситуации (илизадачи);
— учебные действия;
— действия контроля иоценки [5].
Болееподробно остановимся на точке зрения В. В. Давыдова. По его мнению, одним изважнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьникомучебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным(теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщеннымиотношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия.Принятие школьниками УЗ «для себя» и самостоятельная постановка тесносвязаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности./>
Следующийкомпонент — осуществление школьником учебных действий. При правильнойорганизации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщихотношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, намоделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношенийк их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратнои т.д. Не менее важное значение, по мнению В. В. Давыдова, имеет выполнениесамим учеником действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ходвыполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами ипри необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так иисполнительной частей действия [1]./>

3. Учебная задача как основа обучения в системе Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова: постановка и решение
 
Надо иметь ввиду, что учитель не формирует учебную деятельность непосредственно. В практикеобучения учебная деятельность формируется в ходе решения цепочки учебных задач.Именно учебная задача является основой обучения в системе развивающего обученияД. Б.Эльконина — В. В. Давыдова. В чем же состоят отличительные особенностиучебной задачи по отношению к другим видам задач?
В теории ипрактике развивающего обучения учебная задача четко отличается от практической.Практическая задача связана с достижением конкретного результата, с получениемответа на вопрос задачи. Учебная задача, как сказано выше, связана ссамоизменением ученика. Поэтому одна из важнейших задач учителя в системеразвивающего обучения — научить воспринимать задачу практическую как задачуучебную. Иными словами, задачи в учебнике в равной мере могут восприниматься икак практические и как учебные. Когда говорится «учебная задача», имеется ввиду не внешний вид, не особенности условий, а подход, отношение к ней.
Существенноотличается учебная задача от многообразных частных задач.
При решенииотдельных частных задач школьники овладевают столь же частными способами ихрешения. Лишь при длительной тренировке школьники усваивают некоторый общийспособ решения отдельных частных задач, входящих в тот или иной класс. Усвоениеэтого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного кформально общему. При постановке и решении общей учебной задачи школьникипервоначально овладевают содержательным общим способом решения отдельныхчастных задач, а затем используют этот способ для безошибочного решения каждойиз них [3].
Решениеучебной задачи осуществляется согласно теоретическому принципу, когда такоерешение имеет значение не только для данного частного случая, но и для всеходнородных случаев (мысль школьников двигается при этом от общего к частному).
Итак, при решении учебнойзадачи школьники овладевают общим способом решения отдельных и частных задач, входящихв определенный класс [3].
Учебная задача решаетсяшкольниками путем выполнения определенных действий. Логическую характеристикуэтих действий дает В. В. Давыдов:
— преобразование условийзадачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
— моделированиевыделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
— преобразование моделиотношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
— построение системычастных задач, решаемых общим способом;
— контроль за выполнениемпредыдущих действий;
— оценка усвоения общегоспособа как результата решения данной учебной задачи [2].
Каждое такоедействие состоит из соответствующих операций, наборы которых меняются взависимости от конкретных условий, входящих в ту или иную учебную задачу(известно, что действие соотносится с целью, а его операции — с её условиями).
Школьникипервоначально не умеют самостоятельно ставить учебные задачи и выполнятьдействия по их решению. До поры до времени им помогает в этом учитель, нопостепенно соответствующие умения приобретают сами ученики (именно в этомпроцессе у них формируется самостоятельная учебная деятельность, т.е. умениеучиться) [3].
Выборисходных понятий — это важнейшее условие открытости понятийной системы додетального знакомства с ней. В начало обучения математике в системе Д. Б. Эльконина- В. В.Давыдова положены предельно общие понятия, ядерные, центральные дляданной системы, те, из которых система может быть постепенно выведена.
Введение вкаждый шаг конкретизации понятий происходит посредством учебных задач. «Поставитьперед школьниками учебную задачу — это значит ввести их в ситуацию, требующуюориентации на общий способ её решения во всех возможных частных и конкретныхвариантах условий».
Переориентациядетского мышления с результатов на способы действия возможна лишь в процессе решенияучебных задач. Но что значит поставить перед ребенком учебную задачу? Еёнедостаточно просто выдвинуть — задача, сформированная учителем, должна бытьпринята учеником, т.е. стать его собственной задачей. Вопрос, на которыйпредстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика, иначеон получит от учителя ответ на незаданный, не интересующий его вопрос ираспорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайнойинформацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть,заинтересуется, может быть, «пропустит мимо ушей». Постановка учебной задачисвязана с двумя принципиально важными «открытиями» учеников:
1.        Они должныобнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи);
Они должны хотеть решитьэту задачу, стремиться к её решению; поэтому при постановке учебной задачи должны учитыватьсяследующие принципы:
1.        Вводимое понятиедолжно быть предельно общим, с тем, чтобы последующие темы выступали для детейкак конкретизация, уточнение первой.
2.        Прежде, чемвводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости егопоявления [3].
3.        Не вводить знанияв готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытиюнового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска,предварительных догадок и гипотез.
4.        Определение илиправило (словесная формулировка нового знания) должны появляться не до, а послевсей работы по поиску и обнаружению нового. Формулировать правило (определение)детям легче, считывая его со схемы. Это даст возможность не заучивать правила,а каждому ребенку формулировать его своими словами.
5.        Логика переходаот задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Если учителюудалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ напервую задачу, почти самостоятельно поставить следующую [3].
4. Приемыумственных действий в развивающем обучении
Важнейшимимыслительными операциями являются анализ и синтез.
Анализ связан с выделением элементовданного объекта, его признаков или свойств. Синтез — это соединение различныхэлементов, сторон объекта в единое целое.
Вмыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, т.к.анализ осуществляется через синтез, а синтез через анализ.
Способность каналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в умениивыделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединятьэлементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть в нихновые функции.
Формированиюэтих умений может способствовать:
— рассмотрение данногообъекта с точки зрения различных понятий;
— постановка различныхзаданий к данному математическому объекту.
Особую роль ворганизации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обученияматематике играет прием сравнения [2].
Формированиеумения пользоваться этим приемом следует осуществлять поэтапно, в тесной связис изучением конкретного содержания.
Целесообразно,например, ориентироваться на такие этапы:
— выделение признаков илисвойств одного объекта;
— установление сходства иразличия между признаками двух объектов;
— выявление сходствамежду признаками трех, четырех и более объектов;
Умениевыделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие — основаприема классификации.
Так же, какпри формировании приема сравнения, дети сначала выполняют задания наклассификацию хорошо знакомых предметов и геометрических фигур [2].
При обученииматематике можно использовать задания на классификацию различных видов:
— подготовительныезадания;
— задания, в которых наоснование классификации указывает учитель;
— задания, при выполнениикоторых дети сами выделяют основание классификации.
Понятие«аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный». Понятиеаналогия — сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями,понятиями, способами действий. Используя аналогию, ученики находят новыеспособы деятельности и проверяют свою догадку [3].
Формируя умладших школьников умение выполнять умозаключения по аналогии, необходимо иметьв виду следующее:
— аналогия основываетсяна сравнении, поэтому успех её применения зависит от того, насколько ученикиумеют выделять признаки объектов и устанавливать сходство и различие междуними.
— для использования аналогиинеобходимо иметь два объекта, один из которых известен, второй сравнивается сним по каким-либо признакам.
— для правильных действийпо аналогии сравниваются признаки объектов, существенные в данной ситуации. Впротивоположном случае вывод может быть неверным.
Выделениесущественных признаков математических объектов, их свойств и отношений — основная характеристика такого приема умственных действий, как обобщение.
Следуетразличать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях,правилах. Процесс же обобщения может быть организован по-разному. В зависимостиот этого говорят о двух типах обобщения — о теоретическом и эмпирическом.
Непременнымусловием развивающего обучения является формирование у учащихся способностиобосновывать (доказывать) те суждения, которые они высказывают. Эту способностьобычно связывают с умением рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Суждениябывают единичные, в них что-то утверждается или отрицается относительно одногопредмета (число 12 — четное, квадрат не имеет естественных углов). Помимоединичных суждений различают суждения частные и общие. (Частные: уравнениех+3=10 решается на основании взаимосвязи целого и части; общие: впрямоугольнике противоположные стороны равны) [2].
Умениепоследовательно, четко и непротиворечиво излагать свои мысли, тесно связано сумением представлять сложное действие в виде организованной последовательностипростых. Такое умение называется алгоритмическим. Оно находит свое выражение втом, что человек, видя конечную цель, может составить алгоритмическоепредписание или алгоритм, в результате выполнения которого цель будетдостигнута [4].

Выводы
Ребенокрассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность испособность в самоизменении.
Цели обучения:формироватьтеоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий); обеспечитьусловия для превращения ученика в учащегося.
Основусодержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общиеспособы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципамирешения задач определенного класса).
Свойстваметодической системы:
— концепцияцеленаправленной учебной деятельности;
— проблемное изложениезнаний;
— метод учебных задач;
— коллективно-распределительнаядеятельность.
Термин «развивающееобучение» остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описаниемконкретных условий своей реализации по ряду существенных показателей, например:
— каковы главныепсихологические новообразования данного возраста, которые возникают,формируются и развиваются в этом возрастном периоде;
— какова ведущаядеятельность данного периода, определяющая возникновение и развитиесоответствующих новообразований;
— каковы содержание испособы осуществления этой деятельности (например, осуществляется она стихийноили целенаправленно);
— каковы ее взаимосвязи сдругими видами деятельности;
— с помощью какой системыметодик можно определять уровни развития соответствующих новообразований;
— каков характер связиэтих уровней с особенностями организации ведущей деятельности и смежных с неюдругих видов деятельности.

/>Список литературы
 
1.        .Давыдов В. В.Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008. — 613 c.
2.        Давыдов В. В.Теория развивающего обучения. — М.: Академия, 2004. – 288 с.
3.        Давыдов В. В. идр. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы//Психологическая наука и образование. – 1997 — № 1. – С. 22-27.
4.        Экспертизаучебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В. В.Давыдова – 76 с.
5.        Смирнова С. А. Педагогика:педагогические теории, системы, технологии. Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. — 240 с.