Самооценка

Содержание
Введение                                                                                                        
Глава I. Теоретические основы изучениясамооценки                         
1.1. Основные подходы зарубежных иотечественных                                
авторов к изучениюсамооценки
1.2.  Этапы становлениясамооценки                                                       
Глава II. Основные факторы,влияющие на становление                    
и развитие самооценки.
2.1. Семейный фактор – основной факторразвития                                 
самооценки.
2.2. Социальные факторы  
2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на 
становление самооценки                                                        
Заключение                                                                                           
Списоклитературы                                                                              
 

Введение.
Одному из древних философов принадлежат слова:«Человек — мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ,наверное, очевиден — его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят оценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент срезультатов деятельности (дел и поступ­ков) на самого человека и задать себееще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т.е. в чемсостоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны.Кто-то будет уповать на талант, иные — на умение строить отношения с другимилюдьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимисяобстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценностьчеловека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении по­стоянноработать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать своивозможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности.Действительно, только постоян­ное самопознание и саморазвитие являютсяинструментарием от­крытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потен­циала,выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использованв полной мере. Известно немало слу­чаев, когда способные и даже талантливыелюди, добившись опре­деленных успехов, успокаивались, переставали работать надсобой, и в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.
Каждый человек сам себя строит и выбирает свойжизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, нако­нец, самсовершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «форми­рование», «воспитание» идр., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задачасемьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личностьрастуще­го человека с целью добиться желаемых результатов, а в созданиинеобходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, вактуализации механизмов самопознания и саморазвития.
Все сказанное делает востребованными знания отом, что та­кое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жиз­ни,каковы механизмы их функционирования, как развиваются на разных возрастныхэтапах, как и посредством чего можно по­знавать себя, и о многом-многом другом.
Что же такое самопознание? С одной стороны, датьопределе­ние довольно просто, исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание— это процесс познания себя, своих по­тенциальных и актуальных свойств,личностных, интеллектуаль­ных особенностей, черт характера, своих отношений сдругими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о зна­чении,структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть изопределения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайнойвыражение дельфийского ора­кула, которое было начертано на фронтоне одного изхрамов в Древней Греции: «Познай самого себя».
Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненныйпуть, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, нако­нец сам совершает иисправляет ошибки. Поэтому понятия «форми­рование», «воспитание» и др.,используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задачасемьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии наличностьрастуще­го человека с целью добиться желаемых результатов, а в созданиинеобходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, вактуализации механизмов самопознания и саморазвития.
Системообразующим ядром индивидуальности является самооценкаличности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень егопритязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиляповедения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многомобусловливает динамику и направленность развития субъекта. Поэтому, впсихологической работе очень важно уметь корректировать самооценку человека.Данная курсовая работа направлена на изучение самооценки и факторов, влияющихна её становление и развитие.

Глава I. Теоретические основыизучения самооценки.
 
1.1.    Основныеподходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки.
1.2.     
Выделение самоотношения как самостоятельногообъекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем раз­граниченияв едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе(и самих этих знаний) и про­цесса самоотношения (вместе с более или менееустойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Всякаяпопытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочныйэлемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями,представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведенияи т. д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию котораяопределяется как совокупность всех представлений индивида о себе,сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всегоназывают образом «Я» или представ­лением о себе. В обозначении аспекта,связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическаяопреде­ленность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, иэмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотно­шение.
За данными различиями в словоупотреблении чашевсего не стоит каких-либо более или менее определенных и общепризнанныхконцептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в рамкахконкретных исследований или теоретических построений. Так что прочнойтерминологической традиции в этой сфере пока не существует.
Понимание Я-концепции как совокупности установок«на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом [1]. В соот­ветствии сэтим пониманием, три традиционно выделяемых эле­мента установки (когнитивный,эмоциональный и поведенчес­кий) применительно к Я-концепции конкретизируютсяследую­щим образом:
1.  Образ «Я» — представление индивида осамом себе.
2.  Самооценка — аффективная оценка этогопредставления, которая может обладать различной интенсивностью, посколькуконкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции,связанные с их принятием или осуждением.
3.  Потенциальная поведенческая реакция,т. е. те конкрет­ные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и само­оценкой.
При этом самооценка как аффективная составляющаяуста­новки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая невоспринимается человеком безразлично, а про­буждает в нем оценки и эмоции,интенсивность которых зависит о г контекста и от самого когнитивногосодержания.
Предметом самовосприятия и самооценки индивидаможет быть его тело, его способности, его социальные отношения и тожестводругих личностных проявлений.  В соответствии с этим выделяется системачастных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки,взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенноепережи­вшие, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная иотносительно устойчивая самооценка и является предметом психологическогоанализа, в большинстве исследовании.
Так, Куперсмит называет самооценкой отноше­ниеиндивида к себе, которое складывается постепенно и приоб­ретает привычныйхарактер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которогоопределяет убежденность инди­вида в своей самоценности, значимости [11].
По мнению Розенберга, самооценка отражает степеньразвития у индивида чувства са­моуважения, ощущения собственной ценности ипозитивного от­ношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [10]. Поэтому,низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрица­ние, негативноеотношение к своей личности.
Обобщая пред­ставления о самооценке, И. С. Конпишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я»,выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, поло­жительноеили отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельныхсамооценок» [5].
Но если обобщенная самооценка есть производная ототдель­ных (частных) самооценок, то возникает вопрос, как же инди­вид берет этупроизводную, какие особенности функционирова­ния и строенияэмоционально-оценочной системы делают воз­можной интеграцию частных самооценокв общее чувство поло­жительности или отрицательности отношения индивида к соб­ственнойлихости. Различные попытки ответа на эти вопросы оказались тесно связанными спредставлениями о строении си­стемы самоотношения.
Наиболее простое из решений этих вопросов исходитиз того, что система самоотношения есть некий конгломерат частных самооценок; всоответствии с этим глобальная самооценка мо­жет быть понята иоперационализирована как простая сумма частных самооценок.
Гораздо более распространенной точкой зренияявляется представление о том, что различные сферы и особенности лич­ности,которые могут выступать в качестве объектов самооце­нок, неравнозначны, исамооценки играют тем большую роль, чем более значимым является оцениваемыйаспект. Истоки дан­ных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса,который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало вли­яет на общуюсамооценку [3]. Соответствующих представлений придерживались многиеисследователи. Так, Куперсмит указывает, что обобщенная самооценкаесть сумма частных самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости, однако,при этом отмечает, что данных, прямо подтверждающих эту гипотезу, крайне мало [11].
Анализируя различные методы измерения глобальнойсамооценки, Р. Уайли пишет, что принцип простого суммирования частныхсамооценок, применяемый при построении диагностических процедур, является ничеминым, как проявлением теоретического невежества, и что должны быть предпринятышаги для учета значимости пунктов и их вкладав обобщенную самооценку [11]. 
Розенбергом была предложена так называемая интерактив­наягипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценкуварьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимостидля значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооцен­ку,в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижаютитоговое самоотношение [11]. Вклад самооце­нок по менее значимым аспектам вобобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.
Таким образом, в соответствии с этимипредставлениями, стро­ение самоотношения можно представить следующим образом:
Существуют два уровня самоотношения — уровень частных са­мооценоки уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организацииэтих уровней в единую систему являет­ся интеграция частных самооценок с учетомих субъективной значимости. Структура же самоотношения, фактически, сводитсяк структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я».
Несмотря на распространенность этих взглядов и ихкажу­щуюся очевидность, прямых доказательств обоснованности со­ответствующихпредставлений до сих нор не получено.
В определенной степени это связано снеразработанностью понятия субъективной значимости и возможностью существова­ниявзаимодействия между значимостью и самооценкой. Исхо­дя из теориикогнитивного баланса Фестингера, Узле и Марвелл считают, что если низкаяоценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметьвысокое общее  самоуважение, то одним из возможных механизмов, с помощьюкоторого индивид выходит из этой дилеммы, является снижение значимоститех аспектов, по которым субъект себя низко оцени­вает [11]. Розенбергом былополучено подтверждение этой идеи, когда он обнаружил, что более высокаязначимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен [11].Одна­ко, свобода манипулирования значимостью оказывается не без­граничной, ведьмногие критерии самооценки задаются объек­тивной ситуацией жизнедеятельности. Всоответствии с различ­ными гипотезами о взаимодействии между уровнем самооценкии субъективной значимостью того или иного качества личности созданы различныемодели взвешивания частичных самооценок при их интеграции в глобальнуюсамооценку.
В исследовании Ходжа и Маккарти была предпринята по­пыткапрямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки. Изучаласьзависимость между частными самооценками, их субъективной значимостью и общим са­моуважением.Ими использовались различные модели взвеши­вания самооценок по значимости.Кроме этого использовались эмпирически полученные оценки значимости. Однако,несмотря на изрядную экспериментальную изощренность, они не получи­ликорреляций между интегральной самооценкой и общим само­уважением, превышающих  г=0,45.Причем, взвешивание по зна­чимости не приводило к заметному изменениюкорреляций по сравнению с простым суммированием частных самооценок [11].
На основании этих результатов они пришли квыводу, что интег­ральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение(глобальная самооценка) — это разные конструкты, за которы­ми надо искатьразличное психологическое содержание. В этом исследовании интересен еще одинрезультат, парадоксальный с точки зрения Ходжа и Маккарти. Было обнаружено, чтоучет индивидуальной (субъективной) значимости давал меньше при­ращениекорреляций, чем учет групповых оценок значимости (полученных усреднениеминдивидуальных оценок значимости каждого аспекта по группе). Это позволило имзаключить, что групповые ценности (для данного контингента) имеют большеевлияние на глобальную самооценку, чем учет индивидуальных оценок ценностей.Однако, этот факт был оставлен ими без объяс­нении — лишь как парадоксальнаяконстатация.
Кроме изложенных выше взглядов, существуютпопытки со­здания более сложных, иерархических моделей строения самоотношения.Основная идея при этом состоит в том, что частные самооценки личностных качествне напрямую связаны с общим самоуважением, а организуются в промежуточныйуровень, за­даваемый сферами жизнедеятельности субъекта или его лично­стныхпроявлений.
Одна из наиболее распространенных моделей такогорода принадлежит Р. Щавельзону, которым на основе анализа так называемой«номологической сети» переменных самооценки был выделен ряд сфер, наиболееважных для пони­мания обобщенного «Я» [11]. В соответствии с этой моделью обоб­щеннаясамооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена наакадемическую и неакадемическую (связан­ную или несвязанную с успехами вучебе), последняя же под­разделяется на физические, эмоциональные и социальныеаспекты.
Отсюда Я- концепция и обобщенная самооценка — этопросто одно и то же.
Мотив самоуважения, по определению Канлана, — это «личнаяпотребность сделать максимальным переживание положительных и минимальных — отрицательных установок по отношению к себе». Большей частью мотивысамоуважения и последовательности «Я» совпадают, но бывают случаи, когдаиндивид упорно сохраняет отрицательный образ «Я» не меняя его дажев случаях положительных внешних оценок и успехов всфере самореализации [11].
По литературным данным выделяют три основныхпо­нимания терминов самоотношения, каждое из которых отражает различные те­оретическиеподходы и имеет свое собственное коннотативное значение:
1)  любовь к себе,
2)  самоприятие,
3)  чувство компетентности.
Эти поня­тия различаются в зависимости от того, вкакой степени в них выражены элементы эмоциональной «привязанности», впротивоположность «оценке» (которые рассматриваются здесь как различныепроцессы).
Одним из различий между любовью к себе исамоприятием является глубинность. Соответствующего чувства, хотя и то и другоесвязано с эмоциональным чувством симпатии в собствен­ный адрес. Самоприятие— это более феноменальный процесс, в котором подчеркивается сознательность или,по крайней мере, предсознательность выражающих самоотношение суждений. Любовь ксебе рассматривается как более глубинный и, возмож­но, даже более «мистический»процесс, включающий в себя ин­тенсивные драйвы и энергии (в психоаналитическихтеориях) или базисные (онтологические) небезопасности (в экзистенци­альноориентированных теориях).
В понимании самоотношения в терминахкомпетентности акцент делается на оценивании, т.е. сравнении объекта или со­бытияс некоторыми эталонами, имущественной характеристи­кой является переживаниеуспеха или неудачи. При этом осно­вой переживания является чувство уверенностив себе или сво­их силах.
В подходах к самоотнотношению с точки зрениясамоприя­тия последнее часто определяется как возникавшее на основе самооценкисубъекта по отношению к некоторому идеалу. Од­нако важнейшим аспектом этогопроцесса является чувство или
переживание, приводящее к этому оцениванию. Такнапример, К. Роджерс разделяет общее отношение к себе на самооценку (отношениек себе как носителю определенных свойств и досто­инств) и самоприятие — приятиесебя в целом монады, вне зависимости от своих свойств и достоинств [11]. Р.Уайли отмечает, что развести  две эти характеристики в эксперименте крайнетрудно, так как в самооценке по любой характеристике неизбежно при­сутствуети общий уровень принятия или непринятия себя [11].
Однако, механизм формирования этих сторонотношения к себе, совершенно различен.  Самооценка по какому-либо качествуосновывается чаще всего на сравнении своих достижений с до­стижениями другихлюдей.  Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилемотношения к себе, общей жиз­ненной установкой, формирующейся в процессеонтогенеза, а также путем сознательных усилий.
Таким образом, если в обзоре Уэлса и Марвелапредставлены различные понимания содержания глобальной самооценки, ко­торая приэтом рассматривается как единое и целостное образо­вание, то К. Роджерсрассматривает самопринятие и самооцен­ку как два аспекта самоотношения,которое оказывается облада­ющим сложным строением, включавшим по крайней мередве подсистемы: самооценочную и эмоциональную [11]. Наличие двух аспектов вобщем самоотношении признается и некоторыми другими авторами — Так, С.Гордон констатирует различие между уважением и любовью как между разнымиформами эмоций, Для него самоуважение и самосимпатия представляют из себя днаразличных типа самоотношения, которые вытекают из различных форм позитивногоопыта — аффилиации и успеха в задании. «То, что люди чувствуют по отношению ксебе, вовсе не обязательно определяется тем, насколько они считают себя«хорошими» [11].
Для большинства исследователей аффективныйпроцесс — то же самое, что и самооценивание, описанное в терминах эмо­ции. Тоесть дело просто в различных ракурсах рассмотрения одной и той же реальности.Резюмируя точку зрения многих авторов, Р. Бернс пишет, что«положительная Я-концепция оп­ределяется тремя факторами: твердой убежденностьюв импо­нировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному видудеятельности и чувством собственной значимо­сти». Здесь потенциально выделяютсятри характеристики самоотношення в качестве элементов его строения.Однако, ока­зывается, что третья характеристика — «чувство собственнойзначимости (или противоположное ему ощущение своей нич­тожности) — являетсяпроизводными от обшей оценки, которую индивид интуитивно выносит себе, оцениваядва первых момен­та: насколько он импонирует и какова его компетентность» [1].
·       Можновыделить, пожалуй, два положения, которые явно или неявно принимаютсябольшинством исследователей: во-первых, что существует некоторое обобщенноесамоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным,одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положитель­ностиотношения индивида к собственному представлению о себе:
      во-вторых, что это обобщенноесамоотношение каким-то образом                интегрируется из частныхсамооценок. Но, как это не пара­доксально, именно эти положения оказываютсянаименее эмпи­рически обоснованными.
Самооценка — сложное динамическое личностноеобразование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, преждевсего, регулятивную функцию.
Проанализироваввышеизложенные подходы, автор курсовой работы придёрживается следующей точкизрения:
Существуют два уровня самоотношения — уровеньчастных са­мооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципоморганизации этих уровней в единую систему являет­ся интеграция частныхсамооценок с учетом их субъективной значимости. Структура  самоотношениясводитсяк структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я».
Самооценка формируется в младшем школьномвозрасте. Это общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. Наформирование самооценки оказывает влияние близкое окружение ребёнка – егосемья. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха илинеудачи деятельности происходит колебания в самооценке – это частные самооценки.
 
1.2.  Этапы становления самооценки.
 
I. Ранний возраст. Многие дети уже в раннемвозрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональнымиреакциями на них. Большинство детей этого возраста просто констатируютдостигнутый результат; некоторые воспринима­ют успех или неудачу,соответственно, с положительными и от­рицательными эмоциями. В этой жевозрастной группе наблю­даются первые отдельные проявления самооценки,причем в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуетсяуспеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, преднамеренно ивыразительно демонстрируя свои достоинст­ва. Однако даже такие элементарныесамооценочные реакции в этом возрасте еще крайне редки.
Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдатьмассовые реак­ции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с само­оценкой.Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие отего способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личнымивозмож­ностями и с самооценкой.
Самооценка ребенка, осознание предъявляемыхк нему тре­бований появляются примерно к трем-четырем годам на осно­весравнения себя с другими людьми.
II. К среднему дошкольномувозрастуу многих детей складывает­ся умение и способность правильно оценивать себя,свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но такжеи в других видах деятельности: учении, труде и общении.
Такое достижение следует рассматривать как ещеодин шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так какс началом школьного обучения ребенку постоянно при­ходится оценивать себя вразличных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной,то и самосовершенст­вование в данном виде деятельности обычно задерживается.
Особую роль в планировании и прогнозированиирезульта­тов личностного развития ребенка играет представление о том, как детиразного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, ктоявляется хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себеположитель­ное отношение ребенка, способны оказывать на его психоло­гию иповедение наиболее сильное влияние. В некоторых иссле­дованиях установлено, чтосамое заметное воздействие родите­лей на себе испытывают дети в возрасте оттрех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенныеразличия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинаетчувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот периодвремени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то онизначительно меня­ются под воздействием родителей в промежутке времени от пятидо семи лет, т.е. на три года меньше.
III. В старшем дошкольномвозрастедети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми.Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получитьпохвалу, очень старает­ся ее заслужить. Все это свидетельствует о том, чторебенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования иукрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезныхличностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность егоучебной, профессио­нальной и других видов деятельности.
IV. Младший школьныйвозраст.Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их сдошкольниками, но еще больше усиливается с по­ступлением в школу, является безграничноедоверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Детиэтого возраста полностью признают авторитет взрослого чело­века, почтибезоговорочно принимают его оценки. Даже харак­теризуя себя как личность,младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.
Это напрямую касается такого важного личностногообразо­вания, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Онанепосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и егоуспехам в различных видах деятельно­сти. У младших школьников в отличие отдошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завы­шенныеи заниженные.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, глав­нымобразом, под влиянием оценок учителя.
Особое значение дети придают своиминтеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно,чтобы положительная оценка была общепризнана.
V. Подростковый возраст.  Главная новая черта,появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьноговозраста, — это более высокий уровень самосознания. Вместе с нимвозникает отчет­ливо выраженная потребность правильно оценивать и использоватьимеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их доуровня, на котором они находится у взрослых людей.
В этом возрасте дети становятся особенно чуткимик мне­нию сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемыморально-этического характера, связанные, в част­ности, с интимнымичеловеческими взаимоотношениями.
Отрочество — как иногда называют подростковыйвозраст — это время становления подлинной индивидуальности, самостоя­тельностив учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подросткиобнаруживают веру в способность определять и контролировать собственноеповедение, свои мыс­ли и чувства. Подростковый возраст — это время обостренногостремления к познанию и оценке самого себя, к формирова­нию целостного,непротиворечивого образа «Я».
В период между 12 и 14 годами при описании себя идругих людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинаютиспользовать менее категоричные суждения, вклю­чая в самоописание слова«иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе напозиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства имногообразия личностных проявлений человека.
В начальный период этого возраста (10—11 лет)многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основномотрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и вдальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уженекоторыми положитель­ными изменениями в самовосприятии, в частности ростом са­моуваженияи более высокой оценкой себя как личности.
По мере взросления первоначально глобальныеотрицатель­ные самооценки подростков становятся более дифференциро­ванными,характеризующими поведение в отдельных социаль­ных ситуациях, а затем и частныепоступки.
В развитии рефлексии, т.е. способности осознанияподро­стками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тен­денция какбы противоположного характера. В начальный пе­риод подростничества детьмиосознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненныхситуациях, за­тем— черты характера и, наконец, глобальные личностные осо­бенности.
Подведём итог: Основой первоначальной самооценкиявляется умение сравни­вать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна восновном не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрастуона дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранееоценка сравнивания себя с другими сверстни­ками. Недифференцированностьсамооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценкувзрослым результа­тов отдельного действия как оценку своей личности в целом, по­этомуиспользование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должнобыть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка,неверие в свои силы, отрица­тельное отношение к

Глава II. Основные факторы,влияющие на становление и развитие самооценки.
 
2.1. Семейный фактор – основной фактор развитиясамооценки.
 
Какие бы формы ни принимала семья, она всё жеявляется важнейшей единицей общества. Именно в семье ребёнок впервыеобнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуютли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пятьлет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываютсяосновы Я-концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен,эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или неполностью его потребности. Поэтому, очень важно информирование людей, и, преждевсего родителей о проблемах, трудностях и последствиях, возникающих принеправильном отношении к ребёнку.
1. Влияние членов семьи на становлениесамооценки.
Самооценка связана с размера­ми семьи истаршинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавших­сянизкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе свысокой самооценкой первенцами не были лишь 42% детей. У первых и единственныхдетей в семье есть, по-видимому, определенные преимущества: условия, в которыхони развиваются, более благоприятны для формирования высо­кой самооценки.
По данным исследования, у мальчиков с высокойсамооцен­кой отношения с братьями и сестрами оказались скорее близ­кими, чемконфликтными. Эта гармоничность в отношениях, судя по всему, распространяется иза пределы семьи, ибо высо­кая самооценка обеспечивает хорошее владениетехникой соци­альных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, неприлагая особых усилий. Ребенок приобрел в семье способ­ность к сотрудничеству,уверенность в том, что он окружен лю­бовью, заботой и вниманием. Все этосоздает прочную основу для его социального развития. В семьях такого типаревность и соперничество между детьми встречаются редко.
Как утверждают матери мальчиков с высокойсамооценкой, они знают больше половины друзей своего сына. И напротив, третьматерей мальчиков с низкой самооценкой практически вообще не знают, с кем изсверстников дружит их сын. Вполне вероятно, что подобную неосведомленностьродителей можно расценивать как свидетельство недоверия ребенка к ним,обусловленного его оценкой своей роли и положения в семье[13].
 
2. Кормление младенца
Вопрос о преимуществах кормления грудью передискусст­венным кормлением до сих пор не потерял своей актуальнос­ти. Внастоящем исследовании не было получено данных, под­тверждающих, что прикормлении грудью ребенок получает больше любви, заботы и внимания. Куперсмитприходит к вы­воду, что для формирования положительного самовосприятия важнауверенность матери в избранном способе кормления, а не способ сам по себе.Негативный тонус самовосприятия фор­мируется у ребенка в том случае, если уматери возникает чув­ство неловкости и вины. В этом смысле о практике кормленияможно сказать то же самое, что и о воспитательном процессе в целом: в принципедля развития у ребенка положительной Я-концепции родители в своих действияхдолжны быть уверен­ными и последовательными [13].
3. Принятие и отталкивание ребенка
Если родители внутренне принимают ребенка, аотношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка дляродителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся.Родителям достаточно того, что это — их ребенок. Они принимают его таким, какойон есть, невзирая на его умственные или физические данные.
Напротив, если родители внутренне не принимаютребенка, он оказывается для них не интересен, неприятен, вызывает нео­добрение.Для таких родителей воспитание ребенка связано с большими финансовымитрудностями и социальной ответствен­ностью. Но неприятие ребенка, облеченное вформу чрезмер­ной опеки, не менее пагубно, чем постоянное невнимание к нему илираздражительность.
Ярко выраженная установка родителей на безуслов­ноепринятие своего ребенка не является абсолютно необходи­мой предпосылкойформирования высокой самооценки. Среди матерей, дети которых обладают ею,встречались и такие, кото­рые не выражали особой готовности принять ребенка вцелом. Это свидетельствует о том, что мнение ребенка о безусловном принятии егородителями является, по крайней мере, столь же существенным, как и реальный типсемейных отношений и ис­пользуемые родителями методы воспитания.
4. Снисходительность и требовательность ввоспитании
Уже в раннюю пору развития психоанализа его последова­телипризывали придерживаться более мягких методов воспи­тания, соответственнопредполагающих свободу выражения неудовлетворения внутренних импульсов ребенка.Однако резуль­таты исследования Куперсмита свидетельствуют скорее о не­обходимостистроить отношения с ребенком на основе требовательности. Ясная и разумнаясистема требований, предъявляе­мых к ребенку, должна быть основой правильногосемейного воспитания [13].
Ясные требования и четко вчер­ченные нормы жизнив семье способствуют фор­мированию у детей высокой самооценки. Дети свысокой самооценкой выказывают большую солидарность со взглядами, приняты­ми вих семье. И хотя в воспитании этих детей более распро­страненными былипоощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое.Если ребенку предо­ставляется полная свобода в исследовании окружающего мира,если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, есливоспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность,результатом этого обычно становится по­вышенная тревожность, сомнения всобственной ценности, низ­кий уровень успешности и в конечном счетенеспособность стро­ить прочные отношения с людьми, основанные на взаимномуважении.
По-видимому, ребенок воспринимает наказания вконтексте всех остальных проявлений отношения к нему родителей. Вни­мательное изаботливое отношение к ребенку в сочетании с требовательностью делает ненужнымсуровые наказания. Судя по всему, секрет формирования высокой самооценкизаключа­ется в благожелательном отношении к ребенку, готовности принять еготаким, какой он есть, но в то же время и в умении установить при этомопределенные границы.
5. Распад семьи. Развод родителей,конфликтные отношения между ними становятся источником проблем для ребенка. Об­щеизвестно,что с разрывом родителей часто связаны эмоцио­нальные расстройства иправонарушения подростков.  Дети из семей, где родители разведены, бо­леесклонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях. Дети, укоторых кто-то из родителей умер, нет существенных отклоне­ний в уровнесамооценки. Таким образом, разрыв между роди­телями оказывает определенноенегативное, хотя и незначитель­ное, влияние на уровень самооценки ребенка.
6. Порядок рождения детей. Наряду с родителями идрузья­ми, братья и сестры ребенка составляют заметную часть его социальногоокружения, Они влияют на него не только непо­средственно как члены семьи, носамо их присутствие неизбеж­но сказывается на взаимоотношениях ребенка сродителями. Самооценка ребенка не связана с поряд­ком рождения детей в семье.Важным является сам факт наличия братьев и сестер, ибо у единственного в семьеребенка самооценка в среднем выше.
Любопытно, однако, что это относится лишь кмальчикам. Если единственный в семье ребенок — девочка, ее самооценка в, среднемтакая же, как у девочек, имеющих братьев или сестер. В исследовании Розенбергабыла сделана попытка дифферен­цировать влияние на самооценку ребенка наличиястарших и младших братьев и сестер. У мальчиков, если большинство де­тей всемье тоже мальчики, самооценка в среднем ниже, чем в том случае, если половинаили большинство детей — девочки. На уровень самооценки девочек эти факторы неоказывают су­щественного воздействия.
Мальчик, растущий в семье, где старшие дети — преимуще­ственно девочки, имеет, как правило, высокую самооценку. Ка­залось бы,есть основания ожидать прямо противоположное: например, идентификация состаршими сестрами может приво­дить к появлению у мальчика «девчачьих»черт, что делает его потенциальной мишенью для насмешек со стороны товарищем. Вто же время такое положение в семье имеет и ряд преиму­ществ. Розенбергсчитает, что ключевым фактором для форми­рования самооценки в данном случаеявляется отношение в семье к появлению мальчика.
Отец, у которого уже есть несколько дочерей, обычнохочет иметь сына. В конечном счете социальный статус семьи зави­ситпреимущественно от достижении мужчин, поэтому в перс­пективе на сынавозлагаются основные надежды: он призван стать опорой семьи в будущем. И чемпозже появляется сын, тем более желанным становится он для отца. Кроме того,толь­ко мальчик может унаследовать фамилию. В этом смысле сын важен для отцакак продолжение его идентичности. Именно сына отец может приобщить копределенным занятиям (напри­мер, футбол, рыбалка и т. д.), которые не совсемподходят для воспитания девочек. Все это в сочетании с общепринятым стереотипомкультуры, выраженным в сентенции «мужчина должен иметь сына»,заставляет отца желать его появления после рождения нескольких дочерей[13].
Но и матери, имеющие дочерей, хотят обычно, чтобыродился сын. Как убедительно показано в исследовании Сирса, Маккоби и Левина,отношение матери к мальчику, появившемуся вслед за несколькими девочками,отличается исключительной тепло­той и нежностью. Все это помогает понятьособенности форми­рования самооценки у таких детей: она основывается не насоревновательных отношениях со сверстниками, не на дости­жениях в учебе илиуспешности в социальных ситуациях, а скорее отражает изначальное ощущениесобственной ценнос­ти, обусловленное той особой заботой и любовью, которой ок­ружаютэтого ребенка в семье. По крайней мере в детские годы он должен пользоватьсяблагосклонностью всей семьи. Отец с нетерпением ждал его рождения, матьиспытывает к нему необыкновенную нежность, в глазах сестер он выглядитбесценным существом. Что же удивительного в том, что такой ребенок вырастает сощущением безусловной собственной цен­ности?
Однако следует отметить, что такие дети обычноучатся хуже, чем их сверстники. Устойчивое чувство самоудовлетворения нередкоудерживает их от стремления к совершенствованию. Ведь важным мотивом дляуспешной учебы в школе бывает стремление доказать себе и другим свою ценность,но этим де­тям не надо ничего доказывать, ибо их ценность определена условиямисемейного воспитания [13].
7. Заинтересованность родителей в ребенке
Можно выделить три области отношений, которыеособенно значимы как источники обратной связи, влияющие на формиро­ваниесамооценки у детей:
·       знаниеродителями друзей ребенка;
·       заинтересованностьродителей в результатах учебы ребенка;
·       взаимодействиеродителей с ребенком в общей беседе за столом
Взаимоотношения в этих трех сферах могут служитьпоказателем заинтересованности в благополучии и развитии ребёнка. Рассмотримкаждое из этих положений.
В младшем школьном и подростковом возрастеэмоциональная жизнь ребенка во многом определяется кругом его друзей которыемогут выступать как основное продолжение его самого. Поэтому реакция родителейна друзей сына или дочери является косвенным показателем их интереса к ребенку. Явноеравнодушие родителей способ­ствует формированию у ребенка низкой самооценки.
Заинтересованность в результатах учебы ребенка — важный показатель общей заинтересованности родителей в ребенке. Одну извозможностей судить о том, как идут дела ребенка в школе, дает школьныйдневник. Поэтому реакция родителей на теку­щие записи в дневнике характеризуетих отношение к учебе ребенка в целом, к его способностям и личным качествам.
Низкая самооценка связана не с наказаниями, а сбез­различной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. При этом самыйнизкий уровень самооценки был зафиксиро­ван у тех детей, которые утверждали:«Мама вообще не обра­щает внимания на мои отметки».
Самооценка детей, родители которыхруководствовались принципом поддержки, была, естественно, более высокой, чемсамооценка тех, кто сообщал о безразличной реакции роди­телей.
Родители, равнодушно относящиеся к успехамребенка в учебе, вообще не заинтересованы в своем ребенке. Даже если отец илимать ру­гают ребенка, наказывают его за полученные в школе плохие отметки, этовсе же проявление интереса и заботы о нем.
Каждый вечер вся семья обычно встречается заобеденным столом. С точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребенку,эта ситуация показательна, поскольку в ней отражается все многообразие семейныхвзаимоотношений.
Самооценка ребенка тесно связана с еговосприятием заинтересованности в нем окружающих. Убеж­денность в том, чтодругим людям он интересен или неинтере­сен, обусловлена содержанием егоЯ-концепции в целом. Если ребенок придерживается не особенно высокого мнения осебе, он склонен считать, что другим неинтересны его мысли и заня­тия. Какие-тодетали в поведении и отношении к нему родите­лей постоянно подкрепляют этоубеждение. Ведь ребенок име­ет богатый опыт общения с родителями и способенулавливать малейшие знаки заинтересованности или невнимания к тому, что онговорит. Кто-то из родителей в ответ на его слова зев­нул, перебил его илисменил тему разговора, в их глазах он видит рассеянность и равнодушие, или,напротив, его мнение внимательно выслушивается, вызывает живой отклик, одобри­тельныезамечания или обоснованные возражения — по всем этим признакам ребенокбезошибочно угадывает, интересен или совершенно безразличен он окружающим.
Связь,существующая между безразличием родителей и низ­кой самооценкой ребенка, независит от каких бы то ни было статусных или ролевых характеристик. Точно также причины формирования низкой самооценки заключены не в том, придер­живаютсяли родители мягкой или строгой линии воспитания, и не в том, считает ли ребенокоправданным наказания, которым его подвергают. Отсутствие позитивнойвовлеченности в заботы, интересы ребенка чаще всего сопро­вождается недостаткомлюбви, неумением относиться к нему с уважением, раздражительностью иневнимательностью в обще­нии с ним. Какие бы типы поведения родителей ниассоцииро­вались с этими установками, совершенно ясно одно: ребенок долженчувствовать свою значимость, ценность для других лю­дей, которые призваны о немзаботиться. Это чувство является, по-видимому, решающим фактором дляформирования поло­жительной самооценки.
Рольсоциальных факторов более широкого масштаба в формировании самооценки у ребенкапредставляется незначительной.
Таким образом, на формирование самооценки влияетряд условий:
1. Условия формирования низкой самооценки
Низкая самооценка тесно связанна с попыткамиродителей сформировать у ребенка способность к аккомодации, то есть кприспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему:послушание; умение подстра­иваться к другим людям; зависимость от взрослых вповсед­невной жизни; опрятность; бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.Судя по всему, успешность, достигаемая умени­ем подстраиваться под желаниядругих людей, а не на основе личных достижений, ведет к формированию низкойсамооценки.
Стремление родителей поставить детей вподчиненное, зави­симое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этойситуации оказывается психологически надломлен, он не дове­ряет окружающемумиру, ему не хватает ощущения собствен­ной личностной ценности.
2. Условия формирования средней самооценки
Родители детей с низкой самооценкой в большеймере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительнуюпозицию. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие ониесть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятель­ныедействия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельноголичного опыта вне дома у де­тей этой группы, как правило, ограничивается.
3. Условия формирования высокой самооценки
Матери детей с высокой самооценкой удовлетворены взаимоотношениями сына с отцом. Сами дети также считали отца главным довереннымлицом.
Важная особенность семей этой группы состоит вясных, за­ранее установленных полномочиях в принятии решений, не­двусмысленностипроявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себяпринятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менеепринципиальные решения по различным бытовым вопросам в целом принима­ютсяколлективно. Соответствующие стандарты семейного по­ведения пользуются в такихсемьях общей поддержкой. Здесь царит атмосфера взаимного доверия, каждый членсемьи чув­ствует себя включенным в общий домашний круг. В большин­стве случаевосновные решения принимает отец, но, для формирования высокой самооценки важноскорее то, что эти решения одобряются всей семьей.
Таким образом, высокая самооценка развивается удетей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивноздесь отношение матери к себе и к мужу. В глазах ребенка родителям всегдасопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения,настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, ибочувствует уверенность в своих силах. Он меньше подвержен стрессу и тревожности,доброжелательно и реалистично вос­принимает окружающий мир и себя самого.
У мальчиков с высокой самооценкой уровеньпритязаний оказывается выше, чем у их сверстников. Это объясняется тем, что ихродители более настойчиво подчеркивают ценность «стремления» ксовершенству. Они ориентируют ребёнка на определенные стандарты, создаютобратную связь в виде своих оценочных суждении и указывают ему необходимыесредства для достижения большего успеха. Ребенок с высокой самооцен­кой приученпостоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные ислабые стороны. Таким образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собойболее высокие цели и чаще добиваются успеха. И наоборот, для детей с зани­женнойсамооценкой характерны весьма скромные цели и не­уверенность в возможности ихдостижения.
Ожидания родите­лей (или отсутствие таковых)являются важным фактором, на­правляющим личностное развитие ребенка поопределенному руслу), что особенно отчетливо проявляется в стенах школы в видезаранее обусловленных успехов или неудач.
Мальчики с высокой самооцен­кой независимы,самостоятельны, коммуникабельны, убеж­дены в успехе любого порученного им дела.Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спор­ныхситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новымидеям. Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождаетубежденность в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта уста­новка исоответствующие ожидания обеспечивают им не толь­ко более независимый статус всоциальных отношениях, Но и немалый творческий потенциал, способность кэнергичным и позитивным социальным действиям, В групповых дискуссиях они обычнозанимают активную позицию. По собственному признанию, они не испытывают особыхзатруднений, сближа­ясь с новыми людьми, готовы выразить свое мнение, зная, чтооно будет встречено враждебно. Важной особенностью детей с высокой самооценкойявляется то, что они меньше заняты свои­ми внутренними проблемами. Отсутствиезастенчивости позво­ляет им выражать свои мысли открыто  и прямо.
Поведение людей с высокой самооценкойпротивоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей,испытывающих депрессивное состояние. Для последних ха­рактерна как разпассивность, неуверенность в себе, в правиль­ности своих наблюдений и суждений,они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, немогут с легкостью и без внутренних колебаний выразить свое мнение.
Основываясь на изученном, можно сделать вывод,что основной предпо­сылкой формирования у ребенка высокой самооценки являетсядисциплинирующее начало в семейном воспитании. Два дру­гих чрезвычайно важныхфактора — это установка матери на внутреннее принятие ребенка и уровень еесобственной само­оценки. Как правило, более высокая самооценка формируется упервых детей в семье. Самооценка детей от второго брака в среднем ниже.Конфликты между родителями, так же как и затянувшиеся проблемные ситуации,связанные, например, с энурезом, тоже служат сигналом потенциально низкой само­оценки.Существенным фактором, влияющим на формирова­ние самооценки, являютсяособенности присущего ребенку субъективного восприятия. Данных, подтверждающихважность социальных, классовых или религиозных норм для снижения или повышениясамооценки, получено не было.
Безусловная готовность принимать ребенка таким,какой он есть, должна сопровождаться благожелательным, но не чрез­мерноснисходительным отношением к нему. Важно, чтобы дис­циплина была основана напринципах справедливости и на яс­ных и достижимых стандартах поведения,соответствующих возможностям ребенка, и не менее важно, чтобы все это былопонятно самому ребенку. Ему должна быть доступна та систе­ма ценностей, принявкоторую он получил бы надежные ориен­тиры, позволяющие квалифицировать своидействия как успеш­ные или неуспешные. Характерно, что в семьях с устойчивойструктурой у детей более высокий уровень успеш­ности. Если поведение ребенкарегулируется знанием общих принципов, а не разрозненными указаниями родителей,у него возникает уверенность всебе и в своих действиях,необходимая для формирования положительной самооценки.
Строгий внешний контроль способствует форми­рованиюу ребенка способности к внутреннему самоконтролю. Когда ребенок усваивает отродителей нормы правильного по­ведения, он получает ориентир, помогающийповысить уровень успешности взаимодействия с родителями и снизить уровеньтревожности, обусловленной ожиданием реакции родителей на его поведение. Благодаряэтому социальное окружение ребен­ка приобретает в его глазах чертыупорядоченности. Он знает, чего можно ожидать от окружающих, у него развиваетсяуве­ренность в том, что он может так или иначе регулировать раз­личныеситуации, связанные со своими социальными контакта­ми. Соответственно низкаясамооценка возникает вследствие того, что социальное подкрепление поведенияребенка носит размытый и непоследовательный характер.
Во-вторых, ясно очерченные требования и правилаповеде­ния способствуют более четкому формированию у ребенка об­раза Я.  Онвынужден признать существование сил, внешних по отношению к нему, то естьмотивов и побуждений других лю­дей. Тем самым он получает возможность еще наранних эта­пах развития научиться различать желания и реальность, отчет­ливовоспринимать различия между собой и другими лицами.
В-третьих, требования родителей ребенокрассматривает как доказательство родительской заботы о его благополучии. По­этомусказать ребенку: «Делай что хочешь, только не приставай ко мне”, означаетдать ему понять, что он не стоит того, чтобы о нем заботились.
 
2.2. Социальныефакторы.
Как уже было сказановыше, общая самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Но существуюттакже и частные самооценки, которые ситуативны и способны колебаться. Колебаниячастной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех илинеудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д.
1. Влияние социума в дошкольномвозрасте.
Социальное окружение неполноценноудовлетворяет потребности детей, значимые для становления адекватной самооценкив дошкольном возрасте, что в свою очередь оказывает негативное влияние наформирование внутренней позиции ребенка. Так, в частности, оценочная система,существующая в ближайшем окружении ребенка (в семье, детском саду) ирассматриваемая психологами как фактор социальной детерминации его личностногоразвития, не отвечает ряду психолого-педагогических требований. Во-первых, неучитывается ряд индивидуальных и возрастных различий потребности ребенка в получениивнешней оценки; во-вторых, не соответствует смыслу и значимости педагогическойоценки, обеспечивающей при ее грамотном использовании адекватное развитиеразнообразных сфер личности ребенка — эмоциональной, интеллектуальной,нравственной, мотивационной и др. Полноценное осуществление социокультурногоразвития не достигается вследствие снижения приоритета социокультурных образцови наличия в социальном окружении ребенка искаженной системы эталонныхпредставлений.
2. Положение семьи в обществе.
Если самооценка человека определяется мнением онем других людей, то есть основания ожидать, что у представителей выс­шихклассов она будет максимальной. Положение, занимаемое в обществе молодыми людь­ми,основано не на их собственных достижениях, а на социаль­ном статусе родителей.Поэтому вполне возможно, что в юношеском возрасте ощущение собственной ценностиопределя­ется скорее мнениями родственников, друзей, соседей, чем обще­ственнымпрестижем как таковым.
Дети из высших слоев общества в среднем болеесклонны к внутреннему принятию самих себя, чем дети, принадлежащие к низшимклассам.
В семьях, принадле­жащих к высшим слоям общества,родители иначе ведут себя по отношению к сыновьям и руководствуются при этомиными ценностями, чем родители из низших классов. По отношению к дочерямразница гораздо менее ощутима. Эти различия в пове­дении и ценностныхустановках родителей коррелируют с уров­нем самооценки детей. В семьях, принадлежащих к среднему классу, сыновьяпользуются большей психологической поддержкой отца, чем в рабочих семьях.Дочери в обоих классах могут рассчи­тывать на такую поддержку отцаприблизительно в одинако­вой степени. Испытуемые, которые описывают своивзаимоотношения с отцом как близкие, имеют более высокую самооценку и болеестабильный образ Я, чем те, которые сообщают о конф­ликтном, отчужденномхарактере этих взаимоотношений. Это позволяет предположить, что одна из причинвысокой само­оценки у детей — близкие отношения ребенка с отцом, то есть, чтоважную роль в формировании самооценки играет структу­ра семейных отношений.
3. Влияние неудачи.
 Снижение общей самооценки подвлиянием экспе­риментальной неудачи сопровождается у некоторых испытуемыхпоявлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способностивызывает значительное повышение уров­ня самооценки других качеств. По некоторымданным, повы­шение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречаетсячаще, чем его понижение вследствие неудачи.
По мнению американского психолога Рут Уайли,которая крити­чески проанализировала существующие эмпирические иссле­дования,наличие или отсутствие сдвигов в самооценке под вли­янием экспериментальнойнеудачи может зависеть от целого ряда моментов: личностных особенностейиспытуемого, напри­мер, общего уровня самоуважения и тревожности; специфичес­кихкачеств, которые подверглись обесценению в эксперименте; того, как испытуемыйоценивает источник информации о своем поражении пли успехе и насколько ондоверяет этому источни­ку. Уайли пришла к выводу, что в большинстве случаев»испытуемый руководствуется не только желанием самоутвержде­ния, но иобъективными соображениями. Ухудшение показате­лей деятельности и росттревожности в связи с эксперимен­тальной неудачей может быть больше уиспытуемых с низким общим уровнем самоуважения”. Иначе говоря, любаяэкспериментальная или жизненная ситуация переживается и оценивается субъектом всвете своего долгосрочного опыта, включая и его прошлое самоуважение.Человек с пониженным самоуважением будет переживать любую частную неудачуглубже тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе [11].
4. Принципы «самости», влияющие на самооценку.
Принцип интериоризации чужих оценок – теория отражённого,зеркально «Я» (концепция Кули и Мида). Представ­ление человека о самом себе вомногом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если этоколлективная, групповая оценка. Под влиянием благоприятных мнений само­оценкаповышается, неблагоприятных — снижается. Нередко такой сдвиг бываетдовольно устойчивым, причем заодно с глав­ными самооценками сплошь и рядомизменяются и такие, кото­рые непосредственно оценка окружающих не затрагивала.На­пример, у человека, получающею от имени группы завышенные оценки, с течениемвремени повышается общий уровень притя­заний, выходящий за пределы тех качеств,которые были отме­чены как положительные.
Изменения, под влиянием внешних оценок,«образа Я», как и социаль­но-нравственных установок, болеезначительны, если испытуе­мый думает, что значимые для него лица (например,товарищи по работе) единодушны в оценке его качеств или поведения, чем в техслучаях, когда их мнения расходятся. Наконец, разные люди неодинаковочувствительны и восприимчивы к чу­жим мнениям, начиная от полного безразличия икончая пол­ной перестройкой собственной «самости» в соответствии с же­ланиямидругих. Психологическая сложность интериоризации хорошо иллю­стрируетсяэкспериментально. Членам нескольких малень­ких производственных групп(пять-семь человек в каждой) предложили оценить организаторские и деловыекачества каж­дого, включая себя, и предсказать, как оценят его по этому каче­ствуостальные. Сравнению подверглись три показателя: само­оценка; объективнаягрупповая оценка, полученная путем ус­реднения оценок, данных индивиду еготоварищами по работе; предполагаемая групповая оценка.  Выяснилось,  что люди свысокой самооценкой получили более высокую групповую оцен­ку, чем люди с низкойсамооценкой; предполагаемая и объективная групповая оценки также оказалисьсвязанными. Однако совпадение самооценок и предполагаемых оценок оказалосьвыше, чем самооценок и объективных групповых оценок. Толь­ко 40% лиц с высокойсамооценкой получили высокую группо­вую оценку, и только 26% лиц со среднейсамооценкой получили среднюю групповую оценку. По шкале деловых качеств боль­шеполовины лиц с высокой самооценкой получили низкую груп­повую оценку.
Интериоризация чужих мнений предпо­лагает исоциальное сравнение, и атрибутивные процессы (обычно, люди сначала приписываютдругим то или иное отношение к себе, а затем уже принимают или отвергаютего в качестве кри­терия оценки), и отбор информации в соответствии с уже су­ществующим«образом Я» и ценностными критериями.
Принцип социального сравнения.Хотя многие элементынашего «Я» выглядят чисто описательными, фактуальными, в большинствеслучаев они соотносительны и молчаливо подразумевают какое-то количественноеили каче­ственное сравнение. Во-первых, индивид сравнивает свое на­личное«Я» с прошлым или будущим, а свои притязания — с достижениями.Во-вторых, он сравнивает себя с другими людь­ми.
Первый момент отражен уже в знаменитой формуле У.Джемса:
                
                                   Успех
Самоуважение———————
                               Притязания
Одному человеку невыносимо стыдно, что он — вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районныхсоревнованиях. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить.Правомерность формулы Джемса доказывает­ся не только житейским опытом, но имножеством специальных экспериментов, показывающих, что удачи и неудачи вкакой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом своихспособностей.
Но процесс социального сравнения являетсядвусторонним. Индивид воспринимает и оценивает себя в сравнении с други­ми, адругих — по себе. Возникает вопрос: когда «другой» слу­жит прототипом«Я», а когда, наоборот, «Я» служит отправной точкой,референтом восприятия «другого»? Хотя самопознание всегда считалосьтрудным, люди обычно считают, что о себе судить легче, чем о других, и большедоверяют таким суждени­ям, особенно если речь идёт о внутренних состояниях,мотивах и т. и. Отсюда и пословица: «Чужая душа – потемки». По то, чтокажется нам «непосредственным знанием себя», в действи­тельности естьитог сложною процесса атрибуции (приписыва­ния себе определенных свойств).
 Хотя частные самооценки являются важнымииндикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, онивсе-таки остаются локальными и не позволяют судить о структуре и динамикесамосознания личностив целом. Чтобы схватить человеческое«Я» в его единстве, нужно гораздо более сложные исследования итеоретические модели.

2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на
становление самооценки.
Анализ литературы показывает, что у физическинеполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межлич­ностноговосприятия и общения, а также трудности самоприня­тия. А. Стункарт и М.Мендельсон на основе интервьюирова­ния 94 человек утверждают, что тучные людисклонны оцени­вать свой физический облик как «нелепый» и«вызывающий отвращение»[13].
Выдержки из высказываний больных. «Я называю себянеряхой и свиньей… Я смотрю в зеркало и говорю: „Ты — ничтожество, ты — жирная свинья…“, „Когда я смотрю на себя в зеркало, я испытываюприступ острой ненави­сти и отвращения к себе“, „Никто не хочет иметьдело с бочкой, никто не приглашает меня танцевать, и я вынуждена подпиратьстенку и слушать музыку. Я просто ничтожна“. Негативная самооценкаэкстраполируется и на ожидаемую оценку окружа­ющих: „Я способнапонравиться только ненормальному — кто захочет иметь дело со слонихой“,»Я чувствую, что другие люди имеют полное право ненавидеть меня и таких,как я”.
В формировании самосознания подростковаффективные и когнитивные процессы, сложно переплетаясь, образуют причин­но-следственныйкруг: когнитивная недифференцированность предполагает низкую степень автономии«аффекта» и «интел­лекта», так что любые изменения в однойиз сфер захватывают и распространяются на систему в целом.  Бедность, когнитив­наяупрощенность образа Я, заимствованность, навязанностъ составляющих его структурушкал  из травматического нега­тивного опыта общения со значимыми другими снеобходимос­тью порождает негативное самоотношение. Последнее в свою очередьтребует и находит рациональные подтверждения соб­ственной «плохости».Метафорически этот порочный круг можно было бы представить следующим образом:«Я — толстая, у меня нет друзей, спорт и развлечения не для меня, а длядругих — я просто слониха, конечно, я никчемный человек, и никаких другихчувств, кроме сожаления и неприязни к себе, ожидать не могу, и с этим согласна;что, кроме сожаления и неприязни, мо­жет вызывать человек, который толст, какбочка, танцует, как гиппопотам на льду, развлечения ему недоступны, асверстники его сторонятся? В силу нерасчлененности осознаваемых в себе качествс их эмоциональной оценкой круг этот может запус­каться как когнитивной, так иаффективной составляющей са­мосознания с неизменным итоговым самонеприятием. Напове­денческом уровне в наиболее типичных случаях подобный ва­риантсамоотношения ведет к сужению круга общения, бездея­тельности, заточению вчетырех стенах дома, что возвращается в самосознание в виде негативных чувств вадрес Я.
В школьные годы внешний облик ребенка во многомопре­деляет отношение к нему сверстников и учителей, что суще­ственно отражаетсяна общей самооценке. Известно, как жесто­ко страдают дети, по своим физическимособенностям выделя­ющиеся из класса. Обычно это дети-изгои, „козлыотпущения“, предмет насмешек и издевательств — »дядь, достань воробуш­ка”,«жиртрест-мясокомбинат», «очкарик», «прыщ»,«рыжий, рыжий, конопатый» и т. д. в том же роде, вплоть до приписыва­ниядетям с физическими отклонениями отрицательных душев­ных качеств. Подростки сзаметными отклонениями в физичес­ком развитии в большей степени подверженынеблагоприятно­му влиянию социально-психологической среды, способствую­щейформированию негативной Я-концепции, зависимости от окружения или бунта противнего.
Самооценкатесно связана с ожидаемой родительской оценкой — так называемая«эхо-самооценка», или зеркаль­ное отражение в самооценкеродительского видения ребенка и эмоционального отношения к нему. «Ябольная — так и мама считает», «Я честная. Так мама говорит»,«Мама говорит, что я эгоистка. Так оно и есть». Даже самостоятельнопридумывая свободные шкалы самооценивания, дети часто говорят: «Каксчитают родители, я…», «Мама мне часто говорит, что я…». Са­мооценкакак бы отстает в своем развитии, продолжая оставать­ся «линейнойфункцией» от отношения родителей к подростку. Это создает чрезвычайнопсихотравмирующую ситуацию для ребенка. Стремясь спрятаться от неблагоприятноскладываю­щихся отношений вне семейного круга, полный ребенок в своей семьесталкивается с отсутствием истинно глубоких чувств и эмоциональным отвержениемродителей, что еще более усугуб­ляет его чувство неполноценности.

Заключение.
Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать,что самооценка – это отноше­ние индивида к себе,которое складывается постепенно и приоб­ретает привычный характер. Самооценкаотражает степень развития у индивида чувства са­моуважения, ощущениясобственной ценности и позитивного от­ношения ко всему тому, что входит в сферуего «Я».
Отношение к себе, т.е. самооценка формируется втечении первых 5-9 лет жизни. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает,любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успехили неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс становлениясамооценки продолжается и завершается (под влиянием оценок учителя). В младшемшкольном возрасте завершает своё формирование именно общая самооценка, наиболееустойчивая и постоянная. В течении жизни человека, под воздействиями социальнойсреды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке – эточастные самооценки. Колебаниячастной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех илинеудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д. Хотя частные самооценки являются важными индикаторами,показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаютсялокальными и не позволяют судить о динамики самосознания и самоотношения вцелом.
Самооценка, как составляющая «Я –образа» способнаоказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Людис низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Этилюди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своейнеполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкаясамооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция– тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью инеуверенностью в себе она превращается в бедствие (Карен Корни)[13]. Т.к. лицас низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны кустановлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому оченьважно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах иправилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительногообраза Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние навсю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямуюзависит от отношения к себе, от нашей самооценки.
Таким образом, знание себя, своей самооценки ифакторов, влияющих на её развитие и становление, может значительно изменитьжизнь каждого человека. Осознание того, что у тебя низкая самооценка позволитнаучиться жить с такой особенностью и жить эффективно.
Материалы данной курсовой работы могутиспользоваться в работе психологов, в  образовательных учреждениях.

Список литературы:
 
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции ивоспитание. – М., 1986
2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценкистарших дошкольников. // Вопросы психологии, № 4, 2001. 31-38с.
3. Джемс У. Психология. – М., 1991
4. Зимбардо. Застенчивость. – М.,1991
5. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978
6. Креславский Е. С.  Избыточнаямасса тела и образ физического «Я» //Вопросы психологии,  №2, 1987
7. Лэнг Р. Расколотое «Я». – М., 1995
8. Мухина В.С. Детская психология. –М., 1999. – 352с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. – 4-е изд. – М.,2000. –688 с.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. длястуд. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М, 2000. –608 с.
11. Психология самосознания.Хрестоматия – Самара, 2003
12. Рогов Е.И. Настольная книга практическогопсихолога в образовании: Учёбное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
13. Самосознание и защитные механизмыличности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М., 2003 – 656 с.
14. Сарджвеладзе Н.И. Личность и еёвзаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989
15. Соколова Е.Т. Самосознание исамооценка при аномалиях личности. – М., 1989
16. Столин В.В. Самосознаниеличности. – М., 1983
17. Уманец Л. И.: Роль самооценкив игровых отношениях дошкольников //Вопросы психологии,  №4, 1987. 61с.