КРИЗИС НАТУРФИЛОСОФИИ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО ВО ВТОРОЙПОЛОВИНЕ Х1Х — ХХ ВЕКАХ. № 17.
НАТУРФИЛОСОФИЯ –сформировавшаяся в древней Греции часть философии, умозрительно (путемразмышлений) изучающая явления природы (натуры). (Другие части философскогознания: онтология, гносеология, социальная философия, методология, этика,эстетика, логика и др.).
По мереформирования экспериментального естествознания в ХУП веке и его дальнейшегобурного развития, начиная с первой трети Х1Х века, в европейской философскоймысли зреет идея о том, что натурфилософия в век науки не нужна. Это одна изцентральных идей позитивизма О. Конта. С нее и начинается кризис натурфилософии.
Какиепредлагаются выходы из кризиса? Они нашли свое отражение, например, в следующихфилософских течениях:
1. Позитивизм. Философия (как и религия) не дает позитивного,научного знания. Следовательно, от философии надо отказаться в пользу науки какпозитивного знания. Получается: ФИЛОСОФИЯ ОТЖИЛА СВОЕ, ДОЛЖНА УСТУПИТЬ МЕСТО НАУКЕ.
2. Марксистская философия (диалектический материализм) утверждает, чтоона – вершина развития философии и,одновременно конец философии. Энгельс писал, что вместе с формированием марксовой философской доктриныфилософии в определенном смысле приходит конец. Марксистская философия – этоподлинно научная философия. Получается: ФИЛОСОФИЯ (марксистская) ТОЖДЕСТВЕННАНАУКЕ.
3. Иррационализм принижает интеллектуальные, рационалистическиеспособности человека в сфере познания, а, следовательно, науку как наиболееяркое выражение этих способностей. На первое место выдвигаются другиепознавательные способности – сверхразумные, иррациональные, например, интуиция,озарение. Наука здесь оценивается весьма негативно, поскольку она, многорассказав о природе, неспособна дать ответы на самые главные вопросы бытия,например «В чем смысл жизни, суть человеческого существования». Ответы на эти вопросыможет дать философия, например, экзистенциализм. Получается: ФИЛОСОФИЯ ЛУЧШЕ, ПОЛЕЗНЕЕНАУКИ.
Позитивизм и его эволюция
ПОЗИТИВИЗМ — отлатинского – положительный. Философское направление, основанное на изучениизнания данного в опыте, то есть положительного, позитивного знания. Позитивизм,в целом, считает, что:
1. Подлинное, положительное знаниеможет быть получено лишь с помощью специальных наук, которые основываются нафактах, опыте.
2. Философия, занимающаясямировоззренческими вопросами, не имеет права на существование, не имеет смысла.
3. Философия имеет право насуществование лишь в том случае, если будет изучать язык науки.
Реальные факты, послужившие возникновению позитивизма:
– бурное развитие наук, начавшееся в конце Х1Х века, приноситмассу нового конкретно-научного знания;
– отсюда: происходит сокращение традиционных онтологическихпроблем философии (натурфилософии), многое уходит в область естествознания;
– усиливается гносеологическая и методологическая функциифилософии: философы все чаще имеют дело со знанием добытым науками;
– возникают вопросы достоверности этих знаний и способах их использования философией.
Этапы позитивизма.
Первая формапозитивизма.
Основатель — Огюст Конт (1797-1857), ввел в оборот сам термин.Продолжатели – Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Милль (1806-1873).
Конт и Спенсер считали, чтоинтеллектуальная эволюция человечества прошла три стадии своего развития.
1. Теологическая — все явления (в том числе и природные) объяснялисьна основе сверхъестественных, религиозных представлений.
2. Метафизическая – иначе – философская, то естьобъяснение явлений природы с точки зрения философии.
3. Позитивная – иначе – научная, то есть объяснениемира с позиций науки. Конт считал, что эта стадия начинается с появленияподлинной науки об обществе – СОЦИОЛОГИИ, понятия, которое ввел в научныйоборот он сам.
Суть первой формы позитивизма.
НАУКА – не естьотражение объективной действительности, и представляет собой систематизациюданных чувственного опыта, получаемых в ходе наблюдения.
ЗАДАЧАПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ – исследовать структуру научного знания, то естьсистематизировать и обобщать факты. При этом факт – это не предмет и не процесс(«стакан», «часы идут»), а зафиксированное в чувственном опыте событие.
ЗАДАЧА НАУКИ –описывать факты, отвечая на вопрос «как» но не на вопрос «почему».
К концу Х1Хвека первая форма позитивизма сталкивается с серьезными трудностями, вызваннымиразвитием естествознания (в математике – появление неевклидовых геометрий; вфизике – открытие электрона и микромира). Все это требовало изучения тех самыхфилософских (метафизических) проблем, которых хотел избежать позитивизм.
Вторая формапозитивизма–ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или махизм по имени создателя – Э.Маха (1838-1916). Соавтор –Р. Авенариус (1843-1896).
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА – существует ли объективная реальность икак к ней относится сознание. Решали этот вопрос с позиций субъективногоидеализма, то есть утверждали, что вещи являются субъекту в форме ощущений,названных элементами. Устойчивые комплексы элементов запечатлеваются в памяти ивыражаются в речи.
ЗАДАЧА НАУКИ – исследовать законы связи между элементами имежду комплексами элементов.
Критикамахизма с позиций диалектического материализма содержится в книге В.И.Ленина«Материализм и эмпириокритицизм».
Третья форма позитивизма –НЕОПОЗИТИВИЗМ (или логический позитивизм). Его возникновение связано сдальнейшим развитием естествознания, прежде всего математики: а) возрастаетабстрактность математики (бесконечно малые величины, теория множеств и т.д.);б) математика сближается с логикой – возникает математическая логика.
Все это приводит к кризису основанийматематики: в этом образце достоверности и истинности возникают нелепости ипарадоксы. Это поставило ряд методологических и логических проблем:
1. Каковы причины парадоксов и способыих устранения?
2. Проблема истинности математическогознания.
3. Как абстрактные математическиеформулы связаны с действительностью? Например, чему соответствует в реальностибесконечно малая величина.
Развитиеквантовой механики также поставило перед наукой и философией ряд новых проблем,например, проблему осмысленности научных предложений, возможность опытнойпроверки абстрактных положений, таких как цикличное течение времени, эффектблизнецов и др.
НЕОПОЗИТИВИЗМ –возникает в 20-е годы ХХ века. Основные идеи сформировались в рамках такназываемого «Венского кружка» — группы интеллектуалов Венского университета,объединившихся по инициативе руководителя кафедры философии Морица Шлика.Другие представители: Р.Карнапп (1891-1970), Б.Рассел (1872-1970), Л.Витгенщтейн (1889-1951) и др. Неопозитивизм весьма сложная философскаясистема как по существу решаемых проблем и обращении к сложнейшим проблемам современногоестествознания, так и потому, что имеет по нескольку вариантов решения одной итой же проблемы разными философами одной и той же школы.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ.
1. Все мировоззренческие(философские) проблемы не имеют смысла и должны быть изгнаны как из языка науки, так и из обыденного языка. Всяпрежняя философия, религия, атеизм лишены научного смысла, занимаютсяпсевдопроблемами, ищут ответа на вопросы, которые в принципе неразрешимы.Например, первичен дух или материя? В чем единство мира? Существует ли Бог?Таким образом, прежняя философия не может быть знанием о природе и обществе.Все это должны изучать специальные науки. А философия должна исследовать толькоязык науки, осуществлять анализ языка науки.
2. Все научные знания, за исключениемматематических и логических, имеют эмпирическое (опытное) происхождение.Следовательно, имеют научный смысл лишь тогда, когда они верифицируемы(принципиально проверяемы).
3. Верификация – это процессустановления истинности научных суждений в результате их эмпирической проверки.Верификация распадается на два этапа:
а) проверка предложения на наличиев нем смысла, для чего нужно свести всякое научное утверждение ксовокупности протокольных предложений, которые фиксирует чувственный опытсубъекта; например, «снег бел», «сейчас я вижу красное»; если предложениесоответствует факту, то оно имеет смысл. Так предложение «снег бел» — имеетсмысл, предложение «мир – материален» не имеет смысла.
б) проверка предложения наистинность, в процессе сопоставления его с чувственным опытом. Например:температура данного тела = 60 градусов;
температурачеловеческого тела = 37 градусов;
След-но,данный предмет для человека – горячий
4. Принцип конвенционализма – воснове научных теорий, аксиом, законов лежит конвенция (соглашение) между учеными.Этот принцип был сформулирован в связи с появлением неевклидовых геометрий.Основатель конвенционализма французский физии Пуанкаре, считал аксиомыгеометрии лишь удобными условностями. Затем принцип был распространен и нафизические теории, например, принцип инерции – это тоже произвольноесоглашение.
5. Принцип физикализма был выдвинут в30-е годы ХХ века. Он требовал перевода всякого знания на терминологию физики.Считалось, что это обеспечит успех в любой области научного знания
Четвертая формапозитивизма — ПОСТПОЗИТИВИЗМ – его начало связано с выходом в свет в 1959 году книги Карла Поппера(Англия) «Логика научного открытия» и книги Томаса Куна (США) «Структуранаучных революций».
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТПОЗИТИВИЗМА.
1. Главное внимание следует уделятьистории науки вместо анализа ее языка.
2. Необходимо изучать особенностиразвития научного знания: как возникает новая теория? Как она добивается признания?Возможны ли продуктивные контакты между представителями конкурирующих теорий?Каковы критерии выбора конкурирующих теорий?
3. Смягчается противопоставление между эмпирическим и теоретическим научнымзнанием. Если логический позитивизм считает, что надежно лишь эмпирическоезнание, то постпозитивизм утверждает относительность границ между эмпирическимбазисом науки и теориями.
4. Признается отсутствие жестких границмежду наукой и философией и осмысленность философских предложений,бессмысленных с точки зрения логического позитивизма.
5. Развитие науки происходи не линейно,поступательно, а путем революций, то есть таких преобразований, когдапроисходит пересмотр фактов, теорий, методов исследования, иначе — всего базисанауки. Важное место здесь принадлежит понятию, выдвинутому Т.Куном — ПАРАДИГМА.Последняя представляет собой совокупность принципов, законов, аксиом, основныхнаучных положений, принятых научным сообществом в качестве базовых, истинных наопределенном этапе развития знаний о мире. (Не забыт принцип конвенционализма).Например, принципы евклидовой геометрии, идеи Декарта, законы механики Ньютоналежат в основе механистической парадигмы.
6. Важна проблема фальсификации,понимаемая как процедура установления ложности гипотезы или теории. Отказ отпредшествующей теории возможен лишь тогда, когда появляется новая теория,обеспечивающая прогресс познания.
ВЫВОД:главное, что сближает всех представителей позитивизма (подавляющее большинствоиз них – это ученые из разных областей естествознания) – это то, что в центреих внимания, так или иначе, находится НАУКА,научное знание, его ценность, особенности и специфика развития. Поэтому позитивизм часто называют самосознанием науки.
Философия марксизма. (Диалектический материализм)
Представители философии марксизма: Маркс Карл (1818 – 1883) – основнаяэкономическая и философская работа «Капитал»; Энгельс Фридрих (1820 – 1895). Основные работы: «Анти-Дюринг»,«Диалектика природы».
Основные принципы и положения философии марксизма.
Диалектическийматериализм провозгласил себя подлинно научной философией, которая, во-первых,все свои выводы, принципы основывает на данных науки; во-вторых, оценивает своиположения как объективную, окончательную истину.
1. Материалистическоерешение основного вопроса философии, то есть вопроса об отношении сознанияи материи. Его смысл впервые изложен в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конецнемецкой классической философии» — 2 глава. Этот вопрос имеет две стороны: первая – чтопервично, материя или сознание? Марксизм утверждает — первична материя. Вторая– познаваем ли мир? Марксизм признает — мир познаваем.
2. Соединение материализма идиалектики в единую философскую систему – диалектический материализм. Здесьследует: вспомнить, что и материализм, и диалектика существовали еще со временантичности; определить, что такое материализм (см. пункт 1) и в чемсущность диалектики. Диалектика включаетв себя два принципа: принцип развития, принцип всеобщей взаимосвязи явленийпроцессов. Таким образом, диалектический материализм утверждает: мир материалени функционирует по законам диалектики. Имеются в виду законы, сформулированныееще Гегелем: 1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон взаимныхколичественных и качественных изменений; 3. закон отрицания отрицания.
3. Учение о материи, движении,пространстве и времени.
Учение о материи. Этот материал может быть раскрыт наоснове работ Ф. Энгельса и В. И. Ленина. За все время существования философии вней сформировались два разных подхода к пониманию материи:
— Субстратная концепция. Здесь материя – это некийисходный строительный материал, из которого состоят все вещи, например, вода,огонь, атомы и т.д.
– Гносеологическая концепция. Здесь материя не связывается с конкретными свойствамивещей. Представителем гносеологической концепции был В.И. Ленин. Он сформулировалследующее определение: «Материя естьфилософская категория для обозначения объективной реальности, которая даначеловеку в его ощущениях и существует независимо от них». Суть определения вследующем: единственным свойством материи признается свойство быть объективнойреальностью, то есть существовать вне человеческого сознания; материяотображается органами чувств человека; материя не отождествляется с конкретнымисвойствами предметов.
Учение о движении.
Движение– это любое изменение, любой переход из одного состояния в другое. Изменениябывают количественные и качественные. Это означает, что движениеи изменение – это тождественные понятия. Движение – это атрибут материи,способ ее существования: весь мир, все его формы находятся в движении,изменении.
Движениеобладает следующими свойствами:
– Абсолютность – движение происходит везде и всегда, привсех условиях.
– Относительность — поскольку ни один конкретный объект не существует вечно, то и движениематериального тела преходяще и в этом смысле относительно.
– Самодвижение — источник движения находится внутри самойматерии – это борьба противоположностей.
– Противоречивость– движение представляет собой единство двух противоположных процессов –изменчивости и устойчивости, то есть любое движение связано со своей противоположностью– покоем.
Учение о пространстве и времени.
Понятие «пространство» отражает:
1. Расположение объектов. Предметы, явления определеннымобразом расположены друг относительно друга. Для обозначения этого людипользуются, например, такими словами: справа, слева, выше, ниже.
2. Протяженность. Любое тело имеет определенные границы,занимает тот или иной объем в пространстве, то есть, имеет свои пространственныеграницы
Итак, пространство — это понятие, которое характеризует протяженность,структурность объектов, их взаиморасположение.
Понятие «время» отражает:
– Длительность протекания процессов. Поскольку тела, явления постоянноизменяются, то они есть процессы, развертывающиеся в определенном порядке. Онисменяют друг друга. Эта особенность и определяется понятием «длительность».
– Последовательность протекания процессов. Для объяснения смысла этого термина можно употреблятьтакие слова: раньше, позже, одновременно.
Итак,время – это понятие, котороехарактеризует длительность ипоследовательность смены состояний процессов.
4. Материалистическое пониманиеистории:развитие обществапредставляет собой закономерный исторический процесс сменыобщественно-экономических формаций. Главным фактором общественного развитияявляются экономические и, прежде всего, производственные, отношения,характеризующие отношение людей к средствам производства, к собственности. Вкаждом обществе они есть фундамент, базис, на котором «выстраивается»все остальное общественное здание.
Существует несколько типовпроизводственных отношений и все многообразие социальных организмов (стран, государств)можно свести к нескольким основным типам. Они в марксизме получили название –общественно-экономическая формация. Каждая формация основана на определенномспособе производства, который представляет собой единство производительных сили производственных отношений. В обществе действует закон соответствияпроизводительных сил уровню развития и характеру производственных отношений.Развитие производительных сил ведет к смене производственных отношений и сменетипа общества. Обычно это происходит путем революции. Общая направленность процесса смены типов общества- от первобытности к коммунизму. Все эторасценивается марксисткой философией какнепреложный закон истории, открытый К.Марксом.
Философия экзистенциализма.
Экзистенциализм- разновидность философии иррационализма.
Один из предшественниковэкзистенциализма — датский философ Кьёркегор(1813 – 1855) утверждал, что жизнь человека изменчива, динамична,противоречива, сложна и многогранна. Поэтому с помощьюразума открыть истины жизни невозможно. Человеческое существование или – ЭКЗИСТЕНЦИЯ — неподвластно разуму.Однако его можно познать с помощью интуиции.
Экзистенциализмформируется в 20-30-е годы ХХ века. В нем выделяют два основных направления:
1. Религиозный экзистенциализм. Представители: русский философ Лев Шестов (1866 – 1938), французскийфилософ Габриель Марсель (1889 –1973).
2. Атеистический экзистенциализм. Его представители немецкий философМартин Хайдеггер (1889 – 1976),французские философы Жан Поль Сартр(1905 – 1980), Альбер Камю (1913 –1960).
Основные положения атеистического экзистенциализма.
1. Философия принципиально отличается отнауки. Наука стремится к общезначимым истинам, даетясные однозначные формулировки. Философия изучает тайны человеческого бытия,существования и предлагает не общезначимые, а личные истины. Поэтому у каждого человека может быть своя личнаяфилософия, которая представляет собой особого рода веру. Экзистенциализм изучает внутренний мир человека, которыйневозможно адекватно выразить словами, то есть логическими, рациональнымиформами. Наука же изучает явленияпредметного, природного мира, которые можно описать рационально, логически.
2. Главной проблемой философииэкзистенциализма является бытие, существование человека, то есть чувства, эмоции, переживания,совесть, весь внутренний мир.
3. Основной категорией в этой философииявляется понятие «экзистенция»,которое впервые определил Кьёркегор. Экзистенция — это особый способ переживания существования.
Существование бывает двух видов: внешнее, неподлинное и подлинное.
Внешнее существование подразумевает,что человек живет обычной повседневной жизнью со всеми ее заботами. Такоесуществование не является подлинным, потому что здесь теряется индивидуальностьличности, которая превращается в «среднего человека» (Хайдеггер), человека, живущего «КАК ВСЕ».
Подлинное существование начинается спризнания неотчуждаемой свободы других людей и своей собственной свободы. Длятого чтобы приблизиться к подлинномусуществованию необходимо: во-первых, отвлечься, отрешиться от внешнегомира, «заключить мир в скобки»; во-вторых, отвлечься от того, что человек приобрел спомощью образования и жизненного опыта, то есть в ходе повседневной жизни.
Сделав первое ивторое человек, остается наедине с самим собой. В этом случае у негооткрывается возможность понять смыслсвоего существования и перейти к подлинному бытию. Одним из инструментов,помогающих человеку подойти кподлинному существованию, является стремление «заглянуть смерти в глаза»,то есть сосредоточиться на осознании собственной неизбежной смерти. Для этогонужно попасть в «пограничную ситуацию» (например, ожидать смертной казнив тюремной камере, неизлечимо заболеть) и испытать страх, отчаяние.
Страх вэкзистенциализме – понимается как метафизический ужас, в результате которогоможет наступить прозрение,рассматриваемое как способ познания.Поэтому экзистенциализм и есть философия иррационализма. В результате прозрениячеловеку может открыться зияющая бездна бытия, о которой он не имел ни малейшегопредставления, когда спокойно прозябал в сутолоке повседневных дел.
Итак, экзистенциализм учит, чторазмеренно протекающая человеческая жизнь ничего не знает о себе самой, итолько в моменты потрясений и катастроф, когда с сознания спадает пеленаповседневности, открываются трагические истины человеческого существования.Когда человек осознал свое подлинное бытие – экзистенцию — для него в жизнипокоя больше нет. У него остается только риск выбора действий, решений. Причемэтот выбор не гарантирует успеха. В этом и заключается подлинное существование.Оно намного труднее, чем бездумное бытиев рамках привычного порядка вещей. Многие люди, возможно, большинство поразличным причинам (например, боязнь одиночества, бремени ответственности) предпочитают бытьнесвободными, вести не подлинное существование.
В центре внимания экзистенциализма — смерть,страх, забота, тревога, чувство вины. Именно они, утверждают экзистенциалисты,позволяют понять подлинный смысл бытия. Здесь налицо абсолютизация ролиотрицательных эмоций в жизни человека. Человеческое сознание рассматривается некак познающее (что характерно для рационализма), а, прежде всего, какстрадающее, тревожащееся, озабоченное выяснением смысла жизни.