Кропоткин: философия анархизма

НОУ
         МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ИПРАВА
                                  ЭКОНОМИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
                        КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
                                                             ПО
                                                   ФИЛОСОФИИ
                                                     НА ТЕМУ:
                                   Кропоткин:философия анархизма
                                                                                                      Выполненастудентом
                                                                                                     1 курса, группы ФК-103Ф
                                                                                                      заочногоотделения
                                                                                                     Козловым А.А.
                                                                                                     Преподаватель:
                                                                                                     Никулин С.Э.
                                           
                                                           
                                                  С.-Петербург
                                                          2005
                   
Оглавление
1.Введениестр. 3
2.Основнаячасть стр. 4
2.1.Правостр. 5
2.2.Государствостр. 5
2.3.Этикастр. 6
Заключениестр. 6
Списоклитературы стр. 9
                                           Введение.
   П.А.Кропоткин(27.11.1842-08.02.1921г.)
   Идеологанархизма, ученый-географ, путешественник. ИсследовалмалоизученныерайоныВосточнойСибири, АмураиСевернойМаньчжурии. ОбосновалтеориюоледененияЕвразии. В1872 годупоездкавБельгиюиШвейцарию. СближаетсясБакунинским* крылом1-гоИнтернационала. В1874 г.,вПетербурге,арестованипоследвухлетзаключениябежалзаграницу. ПроживалвоФранциииАнглии. Гдеразвиваетбурнуюлитературнуюдеятельность.
  Летом1917 годавозвращаетсянародину. ПризналОктябрьскуюреволюцию, однако   отрицательноотнессякдиктатурепролетариата.
  Последниедникнязя, революционера-теоретика, анархиста, протекливнебольшомдомикевподмосковномДмитрове, кудаонпереехалещев1918 году. 8 февраля1921 годаегонестало.
ПослесмертиМ.А.Бакунинасчиталсяглавнымтеоретикоманархизма. Создалтеориюанархическогокоммунизма.
  Кропоткин, избиологии, перенесзаконвсеобщейпомощи, объединяющийлюдей  вобщежитие, аформыегопроявленияположилвосновупериодизацииистории. Онвыделялследующиепериоды: родоплеменнойстрой, рабовладельческийстрой, капитализм. Развитиеобществанебылонепрерывным. Былипериодыупадкаиподъема.
  Всеобщественныеформы, черезкоторыепроходитчеловечество, имеюттенденциюкзастою, поэтомуреволюциинеобходимыдлятого, чтобыустранитьфакторы, затрудняющиепрогрессобщества: частнуюсобственностьигосударственнуювласть. С”закономвзаимнойпомощи” связанегоидеаланархизма, основанногонафедерациисвободныхпроизводственныхобщин(коммун).
  ПоКропоткину, движениеканархизмуможетосуществляетсятолькоприуправлениис”низу”, отсвободныхобъединений, неформальныхорганизаций, артелейикооперативовдоакадемийиобщин. Естественноонибудутстремитьсястатьвсенароднымиимеждународными. Этоибудетанархизм, раскрывающийвполнуюсилуфизическиеиумственныеспособности, творчествокаждойличности, анебезликихмасс.
                                                   Основнаячасть.
  Кропоткинсчитал, чтоковсемунужноподходитьспомощьюметодаестественныхнаук.
  ПоКропоткину, высшимзакономдлячеловекаявляетсязаконразвитиячеловечестваотменеесчастливойжизниквозможноболеесчастливойжизни.
 “Всевприродеизменяется, ничтонеостаетсянезыблемым: нискала, кажущаясянамнеподвижной, ниматерик. Все, чтомывидим, естьпреходящееявлениеидолжноизмениться, ибонеподвижностьестьсмерть.”
  Дляорганизмовэтаэволюцияявляетсяпрогрессомвследствиеих”замечательнойспособностиприспособлятьсякусловиямсреды. Организмыразвиваютусебятакиесвойства, благодарякоторымонинаиболеесовершеннымобразомприспособляютсяксреде, акаждаячастьихкусловиямсвободногосотрудничества.”
 Кропоткинприменяетзаконэволюциикобщественнойжизнилюдей. “Обществоестьсовокупностьорганизмов, стремящихсявзаимноудовлетворитьсвоипотребностиивтожевремятрудитьсянапользувсегорода”; общество — есть”целое, создающееmaximumприminimum’етруда”. Человечестворазвивается, “иможнопопытатьсянаправлениеразвития.” “Обществоразвиваетсяотнизшихформорганизацииквысшимформам.” Цельэтогоразвития”созданиенаилучшихусловийдлядостижениявсеобщегосчастья.” Прогрессявляетсяпутемкэтойцели. “Человечествоможетсбитьсясэтогопути, нооновсегдакнемувернетсяснова.”
 Иззаконачеловеческойэволюции, Кропоткинвыводитначалосправедливостииэнергии.
  “Можноизложитьеговправиле: поступайсдругимитак, какжелаешь, чтобывсходныхслучаяхпоступалистобой.”  Этааксиомаесть”нечтоиное, какпринциправенства.” Равенство, впрочем, “означаеттоже, что  исправедливость, солидарность, правосудие.”
 Существуетещеодноусловиедлядостиженияцели. Егоможновыразитьследующимобразом: “Будьсилен, думайидействуйсострастью, тогдатвойум, твоялюбовь, твояэнергияпередадутсядругим.”
                                                        2.1.ПРАВО
  ПоКропоткину, исчезнетписанноеправо. Инаегоместевозникнетнеписанноеправо. Нормынеписанногоправабудутустановленыобщейволейивсеобщееследованиеимвдостаточноймереобеспеченопотребностьюкаждоговсотрудничестве, помощи, сочуствииистрахомбытьисключеннымизобщества.
  Выполнениенеписанныхправилобеспечиваетсякакотдельнымилюдьмитакиобществом.    
                                                2.2.   ГОСУДАРСТВО
   Вместесразвитиемчеловечества, отменеесчастливойквозможноболеесчастливойжизни, государствоскороисчезнет.
 “Мынаблюдаемскоротечноеразложениегосударств. Бессильныестарикисморщинистойкожейитрясущимисяногами, больные, неспособныеусвоитьпотокиновыхидейгосударстватратятпоследниесилы, доживаютпоследниегодыиускоряютсвойконец, терзаядругдруга, какстарыеворчуньи.
 Послеисчезновениягосударствалюдибудутжитьобщественно, ноэтообществобудетсвязано  неправящейвластью, асилойдоговора. “Свободноесоединениеличностейвгруппы, группвсоюзы, свободнаяорганизацияотпростогоксложному, соответственнопотребностямистремлениям.
  Будутсуществоватьобщины; ноэтиобщинынебудутсвязанытерриториально. Унихнебудетниграниц, нистен. Община-этосоюзединомышленников, анечто-либозамкнутое, строгоопределенное.
 Людибудутобъединятсявтакиеобщиныпосредствомдоговоров. Ненужнобудетпринуждатькисполнениюэтихдоговоров, небудетнадобностинивнаказании, нивсудьях. Нежелающихвыполнятьсвоиобязанностивсегдаможноисключить.
 Частнаясобственностьпревратитьсявобщественнуюформусобственности. Работачеловекабудетосуществлятьсячерезкооперациюсдругимилюдьми.
   
                                                        2.3.ЭТИКА
  Безизвестнойнравственнойсвязимеждулюдьми, безнекоторыхнравственныхобязательств, добровольнонасебяпринятыхимало-помалуперешедшихвпривычку, никакоеобществоневозможно.Такаянравственнаясвязьитакиеобщественныепривычкидействительносуществуютмеждулюдьмидаженасамыхнизшихступеняхихразвития. Мынаходимихусамыхпервобытныхдикарей.
Человекначинаетпонимать, чтосчастьеневозможноводиночку, чтоличногосчастьянадоискатьвсчастьевсех. Современем, появляетсячувствоединства, общения, солидарностисовсемиикаждым. Иэточувствоподсказываетчеловеку: “Еслитыхочешьсчастья, топоступайскаждымчеловекомтак, кактыбыхотел, чтобыпоступалистобой. Иеслитычувствуешьвсебеизбытоксил, любви, разумаиэнергии, тодавайихвсюду, нежалея, насчастьедругих: вэтомтынайдешьвысшееличноесчастье”.
Необходимостьперестройкичеловеческихотношений, всогласиисэтиминачалами, даетсебячувствоватьвсеболееиболее. Ноперестройканеможетсовершитьсяинесовершится, покудавосновеобществабудетлежатьпорабощениечеловекачеловекомивладычествооднихнаддругими.
                                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Нельзясказать, чтопослесмертиПетраАлексеевичаКропоткинаегоидейноенаследиесразубылозабыто. Доизвестнойпорыпродолжалифункционироватьпартии   анархическоготолка, выходилиеготрудыикнигионем. ОднакоеговзглядыоказалименьшеевлияниевРоссии, чемназападе.
  Этомуспособствовалото, чтопосвоейприродеКропоткинбылскорее”теоретиком”, чемпрактиком. Егожизньсвидетельствуетотом, чтоонбылдействительно”кабинетный” ученый. Небылонивождем. Впланекультурной, идейнойпреемственностионвосходилквременамутопическогосоциализмаиФранцузкогоПросвещения.
*ВзглядыБакунина:
1.Отрицаниевласти, какчеловеческой, такибожественной, атакжевсякойопекиоднихлюдейдругими.
 2.Отрицаниесвободыволииправаобществанаказыватьвследствиетого, чточеловекявляетсяпродуктомсреды, вкоторойонродился, выросиживет.
 3.Отрицаниесвободыволиотнюдьнеестьотрицаниесвободы. Свободаявляется, напротив, неизбежнымследствиемирезультатоместественнойисоциальнойнеобходимости.
 4.Свобода — этопреждевсегоспособностьчеловекакпостепенномуосвобождениюотгнетавнешнегомираприпомощинаукиирациональноготруда; свобода, наконец, это — правочеловекарасполагатьсамимсобоюидействоватьсообразносвоимсобственнымвзглядамиубеждениям.
 5.Социальнаясолидарностьявляетсяпервымчеловеческимзаконом, свободасоставляетвторойзакон.
 6. Естественноеобщество, внедрахкоторогорожденкаждыйчеловекивнекоторогочеловекникогданесмогбыстатьразумнымисвободнымсуществом,  самоочеловечиваетсялишьпомеретого, каквселюди, составляющиеэтообщество, становятсявсеболееиболееиндивидуальноиколлективносвободными.
 7.Личнаясвободакаждогочеловекастановитсядействительнойивозможнойтолькоблагодаряколлективнойсвободеобщества, частьюкоторогочеловекявляетсявсилуестественныхинепреложныхзаконов.
 8.Человекстановитсясвободным, очеловечиваетсяиделаетсянравственным, осознаетвсеболееиболеесвоючеловеческуюсущностьлишьпомеретого, какэтичеловеческиеправаонначинаетпризнаватьизадругимилюдьми.
 9.Уважениексвободедругогочеловекапредставляетсявысшимдолгомчеловека. Любитьэтусвободуислужитьей — единственнаядобродетель. Это — основавсякойморали; другойнесуществует.
 10.Таккаксвободаестьрезультатисамоевысшеевыражениесолидарности, тоестьвзаимностиинтересов, тоонаможетбытьосуществленаполностьюлишьприусловииравенства. Политическоеравенствоможетбытьоснованотольконаравенствеэкономическомисоциальном. Осуществлениесвободычерезравенство — вотсправедливость.
 11.Исходяизтого,чтотрудявляетсяединственнымисточникомвсехценностей, полезностейисоциальныхбогатств, точеловек, которыйявляетсясуществомсоциальнымпопреимуществу, неможетжитьнетрудясь.
 12.Толькоассоциированныйтрудможетслужитьдляподдержаниясуществованиябольшогоимало-мальскицивилизованногообщества.
 13.Винтересахсвоегополногоэкономическогоосвобождениярабочиедолжныбудуттребоватьполногоиокончательногоуничтожениягосударствасовсемиегоучреждениями.
          ЛИТЕРАТУРА
1. П. ЭльцбахерСущностьанархизма.
2.П.А. Кропоткин  Анархиясб.
  Москва, изд. Айрис-пресс, 2002 год.
3.П.КропоткинАнархия, еефилософия, ееидеал.
Москва, изд. ЭКСМО, 2004 год.
4. М. БакунинАнархияипорядокМоскваЭКСМО-Пресс2000год.