НОУ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ИПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО
ФИЛОСОФИИ
НА ТЕМУ:
Кропоткин:философия анархизма
Выполненастудентом
1 курса, группы ФК-103Ф
заочногоотделения
Козловым А.А.
Преподаватель:
Никулин С.Э.
С.-Петербург
2005
Оглавление
1.Введениестр. 3
2.Основнаячасть стр. 4
2.1.Правостр. 5
2.2.Государствостр. 5
2.3.Этикастр. 6
Заключениестр. 6
Списоклитературы стр. 9
Введение.
П.А.Кропоткин(27.11.1842-08.02.1921г.)
Идеологанархизма, ученый-географ, путешественник. ИсследовалмалоизученныерайоныВосточнойСибири, АмураиСевернойМаньчжурии. ОбосновалтеориюоледененияЕвразии. В1872 годупоездкавБельгиюиШвейцарию. СближаетсясБакунинским* крылом1-гоИнтернационала. В1874 г.,вПетербурге,арестованипоследвухлетзаключениябежалзаграницу. ПроживалвоФранциииАнглии. Гдеразвиваетбурнуюлитературнуюдеятельность.
Летом1917 годавозвращаетсянародину. ПризналОктябрьскуюреволюцию, однако отрицательноотнессякдиктатурепролетариата.
Последниедникнязя, революционера-теоретика, анархиста, протекливнебольшомдомикевподмосковномДмитрове, кудаонпереехалещев1918 году. 8 февраля1921 годаегонестало.
ПослесмертиМ.А.Бакунинасчиталсяглавнымтеоретикоманархизма. Создалтеориюанархическогокоммунизма.
Кропоткин, избиологии, перенесзаконвсеобщейпомощи, объединяющийлюдей вобщежитие, аформыегопроявленияположилвосновупериодизацииистории. Онвыделялследующиепериоды: родоплеменнойстрой, рабовладельческийстрой, капитализм. Развитиеобществанебылонепрерывным. Былипериодыупадкаиподъема.
Всеобщественныеформы, черезкоторыепроходитчеловечество, имеюттенденциюкзастою, поэтомуреволюциинеобходимыдлятого, чтобыустранитьфакторы, затрудняющиепрогрессобщества: частнуюсобственностьигосударственнуювласть. С”закономвзаимнойпомощи” связанегоидеаланархизма, основанногонафедерациисвободныхпроизводственныхобщин(коммун).
ПоКропоткину, движениеканархизмуможетосуществляетсятолькоприуправлениис”низу”, отсвободныхобъединений, неформальныхорганизаций, артелейикооперативовдоакадемийиобщин. Естественноонибудутстремитьсястатьвсенароднымиимеждународными. Этоибудетанархизм, раскрывающийвполнуюсилуфизическиеиумственныеспособности, творчествокаждойличности, анебезликихмасс.
Основнаячасть.
Кропоткинсчитал, чтоковсемунужноподходитьспомощьюметодаестественныхнаук.
ПоКропоткину, высшимзакономдлячеловекаявляетсязаконразвитиячеловечестваотменеесчастливойжизниквозможноболеесчастливойжизни.
“Всевприродеизменяется, ничтонеостаетсянезыблемым: нискала, кажущаясянамнеподвижной, ниматерик. Все, чтомывидим, естьпреходящееявлениеидолжноизмениться, ибонеподвижностьестьсмерть.”
Дляорганизмовэтаэволюцияявляетсяпрогрессомвследствиеих”замечательнойспособностиприспособлятьсякусловиямсреды. Организмыразвиваютусебятакиесвойства, благодарякоторымонинаиболеесовершеннымобразомприспособляютсяксреде, акаждаячастьихкусловиямсвободногосотрудничества.”
Кропоткинприменяетзаконэволюциикобщественнойжизнилюдей. “Обществоестьсовокупностьорганизмов, стремящихсявзаимноудовлетворитьсвоипотребностиивтожевремятрудитьсянапользувсегорода”; общество — есть”целое, создающееmaximumприminimum’етруда”. Человечестворазвивается, “иможнопопытатьсянаправлениеразвития.” “Обществоразвиваетсяотнизшихформорганизацииквысшимформам.” Цельэтогоразвития”созданиенаилучшихусловийдлядостижениявсеобщегосчастья.” Прогрессявляетсяпутемкэтойцели. “Человечествоможетсбитьсясэтогопути, нооновсегдакнемувернетсяснова.”
Иззаконачеловеческойэволюции, Кропоткинвыводитначалосправедливостииэнергии.
“Можноизложитьеговправиле: поступайсдругимитак, какжелаешь, чтобывсходныхслучаяхпоступалистобой.” Этааксиомаесть”нечтоиное, какпринциправенства.” Равенство, впрочем, “означаеттоже, что исправедливость, солидарность, правосудие.”
Существуетещеодноусловиедлядостиженияцели. Егоможновыразитьследующимобразом: “Будьсилен, думайидействуйсострастью, тогдатвойум, твоялюбовь, твояэнергияпередадутсядругим.”
2.1.ПРАВО
ПоКропоткину, исчезнетписанноеправо. Инаегоместевозникнетнеписанноеправо. Нормынеписанногоправабудутустановленыобщейволейивсеобщееследованиеимвдостаточноймереобеспеченопотребностьюкаждоговсотрудничестве, помощи, сочуствииистрахомбытьисключеннымизобщества.
Выполнениенеписанныхправилобеспечиваетсякакотдельнымилюдьмитакиобществом.
2.2. ГОСУДАРСТВО
Вместесразвитиемчеловечества, отменеесчастливойквозможноболеесчастливойжизни, государствоскороисчезнет.
“Мынаблюдаемскоротечноеразложениегосударств. Бессильныестарикисморщинистойкожейитрясущимисяногами, больные, неспособныеусвоитьпотокиновыхидейгосударстватратятпоследниесилы, доживаютпоследниегодыиускоряютсвойконец, терзаядругдруга, какстарыеворчуньи.
Послеисчезновениягосударствалюдибудутжитьобщественно, ноэтообществобудетсвязано неправящейвластью, асилойдоговора. “Свободноесоединениеличностейвгруппы, группвсоюзы, свободнаяорганизацияотпростогоксложному, соответственнопотребностямистремлениям.
Будутсуществоватьобщины; ноэтиобщинынебудутсвязанытерриториально. Унихнебудетниграниц, нистен. Община-этосоюзединомышленников, анечто-либозамкнутое, строгоопределенное.
Людибудутобъединятсявтакиеобщиныпосредствомдоговоров. Ненужнобудетпринуждатькисполнениюэтихдоговоров, небудетнадобностинивнаказании, нивсудьях. Нежелающихвыполнятьсвоиобязанностивсегдаможноисключить.
Частнаясобственностьпревратитьсявобщественнуюформусобственности. Работачеловекабудетосуществлятьсячерезкооперациюсдругимилюдьми.
2.3.ЭТИКА
Безизвестнойнравственнойсвязимеждулюдьми, безнекоторыхнравственныхобязательств, добровольнонасебяпринятыхимало-помалуперешедшихвпривычку, никакоеобществоневозможно.Такаянравственнаясвязьитакиеобщественныепривычкидействительносуществуютмеждулюдьмидаженасамыхнизшихступеняхихразвития. Мынаходимихусамыхпервобытныхдикарей.
Человекначинаетпонимать, чтосчастьеневозможноводиночку, чтоличногосчастьянадоискатьвсчастьевсех. Современем, появляетсячувствоединства, общения, солидарностисовсемиикаждым. Иэточувствоподсказываетчеловеку: “Еслитыхочешьсчастья, топоступайскаждымчеловекомтак, кактыбыхотел, чтобыпоступалистобой. Иеслитычувствуешьвсебеизбытоксил, любви, разумаиэнергии, тодавайихвсюду, нежалея, насчастьедругих: вэтомтынайдешьвысшееличноесчастье”.
Необходимостьперестройкичеловеческихотношений, всогласиисэтиминачалами, даетсебячувствоватьвсеболееиболее. Ноперестройканеможетсовершитьсяинесовершится, покудавосновеобществабудетлежатьпорабощениечеловекачеловекомивладычествооднихнаддругими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нельзясказать, чтопослесмертиПетраАлексеевичаКропоткинаегоидейноенаследиесразубылозабыто. Доизвестнойпорыпродолжалифункционироватьпартии анархическоготолка, выходилиеготрудыикнигионем. ОднакоеговзглядыоказалименьшеевлияниевРоссии, чемназападе.
Этомуспособствовалото, чтопосвоейприродеКропоткинбылскорее”теоретиком”, чемпрактиком. Егожизньсвидетельствуетотом, чтоонбылдействительно”кабинетный” ученый. Небылонивождем. Впланекультурной, идейнойпреемственностионвосходилквременамутопическогосоциализмаиФранцузкогоПросвещения.
*ВзглядыБакунина:
1.Отрицаниевласти, какчеловеческой, такибожественной, атакжевсякойопекиоднихлюдейдругими.
2.Отрицаниесвободыволииправаобществанаказыватьвследствиетого, чточеловекявляетсяпродуктомсреды, вкоторойонродился, выросиживет.
3.Отрицаниесвободыволиотнюдьнеестьотрицаниесвободы. Свободаявляется, напротив, неизбежнымследствиемирезультатоместественнойисоциальнойнеобходимости.
4.Свобода — этопреждевсегоспособностьчеловекакпостепенномуосвобождениюотгнетавнешнегомираприпомощинаукиирациональноготруда; свобода, наконец, это — правочеловекарасполагатьсамимсобоюидействоватьсообразносвоимсобственнымвзглядамиубеждениям.
5.Социальнаясолидарностьявляетсяпервымчеловеческимзаконом, свободасоставляетвторойзакон.
6. Естественноеобщество, внедрахкоторогорожденкаждыйчеловекивнекоторогочеловекникогданесмогбыстатьразумнымисвободнымсуществом, самоочеловечиваетсялишьпомеретого, каквселюди, составляющиеэтообщество, становятсявсеболееиболееиндивидуальноиколлективносвободными.
7.Личнаясвободакаждогочеловекастановитсядействительнойивозможнойтолькоблагодаряколлективнойсвободеобщества, частьюкоторогочеловекявляетсявсилуестественныхинепреложныхзаконов.
8.Человекстановитсясвободным, очеловечиваетсяиделаетсянравственным, осознаетвсеболееиболеесвоючеловеческуюсущностьлишьпомеретого, какэтичеловеческиеправаонначинаетпризнаватьизадругимилюдьми.
9.Уважениексвободедругогочеловекапредставляетсявысшимдолгомчеловека. Любитьэтусвободуислужитьей — единственнаядобродетель. Это — основавсякойморали; другойнесуществует.
10.Таккаксвободаестьрезультатисамоевысшеевыражениесолидарности, тоестьвзаимностиинтересов, тоонаможетбытьосуществленаполностьюлишьприусловииравенства. Политическоеравенствоможетбытьоснованотольконаравенствеэкономическомисоциальном. Осуществлениесвободычерезравенство — вотсправедливость.
11.Исходяизтого,чтотрудявляетсяединственнымисточникомвсехценностей, полезностейисоциальныхбогатств, точеловек, которыйявляетсясуществомсоциальнымпопреимуществу, неможетжитьнетрудясь.
12.Толькоассоциированныйтрудможетслужитьдляподдержаниясуществованиябольшогоимало-мальскицивилизованногообщества.
13.Винтересахсвоегополногоэкономическогоосвобождениярабочиедолжныбудуттребоватьполногоиокончательногоуничтожениягосударствасовсемиегоучреждениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. П. ЭльцбахерСущностьанархизма.
2.П.А. Кропоткин Анархиясб.
Москва, изд. Айрис-пресс, 2002 год.
3.П.КропоткинАнархия, еефилософия, ееидеал.
Москва, изд. ЭКСМО, 2004 год.
4. М. БакунинАнархияипорядокМоскваЭКСМО-Пресс2000год.