Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя.
Реферат по литературе
Исполнитель: Брат2
Руководитель: Сергей Бодров-младший
Элемент диссертации
План реферата.
¨ Размышляяо творчестве Гоголя.
¨ МноголикаяРусь и ее художественное воплощение в жанровом разнообразии.
1. ПрославлениеРусской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «ТарасБульба».
2. Картиныродной природы в цикле украинских повестей («Вечера на хуторе близ Диканьки» и«Тарас Бульба»).
a) Украинская ночь.
b) Чуден Днепр при тихой погоде…
3.Поэтизация простого уклада жизни вбытовой повести «Старосветские помещики» (Двери поют).
4. Любование озорством, удалью, мастеровитостьюукраинских казаков в повести «Ночь перед Рождеством».
5.Сочетание фантазии и реальности («Пропавшая грамота»)
6.Утверждающий пафос, горячее лирическоечувство в поэме «Мертвые души».
a) Поэма Гоголя, как жанр лироэпическогопроизведения («Мертвые души» — наша «Илиада»).
b) Образ Руси — тройки.
c) Образ дороги.
d) Судьба писателя в России.
e) Любовь к бойкому, меткому русскому слову.
¨ Особенностихудожественного гения Гоголя.
¨ Библиография.
М
ой реферат — мнение о Гоголе. Чем велик Гоголь? На этот вопроспытались ответить многие. Критики, например, Е. Ермолов в своей книге «ГенийГоголя», Ю. Манн «Смелость изобретения» сравнивали Гоголя с Пушкиным иЛермонтовым. Может, Гоголь продолжил традиции Пушкина и Лермонтова визображении дворян и помещиков?Да, но у них выведены представители передового дворянства, а у Гоголя рядовыедворяне, даже мелкие. Почему Гоголь выбрал их? Конечно, о декабристах всемхотелось писать. Еще бы! А вот о Плюшкиных совсем забыли. Никто не хотел о нихи слова сказать!
С. Машинский писал: «Да, Гоголь благоговел перед Пушкиным.Но это не мешало ему переиначивать образы Пушкина и показывать своих героев собыденной стороны. В этом весь гений Гоголя.»1
В реферате я постараюсь высказать свое мнение о критическихстатьях Е. Ермолова, Ю. Манна, В. Н. Турбина, Е. С. Романичевой, М. БХрапченко, А. С. Пушкина, А. И. Герцена, И. Ф. Анненского и других потворчеству Гоголя, о многообразии гоголевских идей, образов, обогатившихлитературоведение.
Цель реферата раскрыть исторически конкретную линию,своеобразие гоголевского слова и философии, их связь с народным фольклором, атакже богатство образов как бы оживших сказочных героев и историческуюсовременность Гоголя, основанную на всепоглощающей любви к родине и творчествемногих русских писателей и поэтов.
Раскрыть и проанализировать основные цели реферата будетлегче, если понять, что творчество Гоголя обусловлено социально. Это оченьхорошо отражено в книгах: «Н. В. Гоголь в русской критике и воспоминанияхсовременников» и «Классики современной литературы». Пребывая, если можно таквыразиться, «внизу верхов», он жил «вверху низов».
Гоголь- писатель ближайшим другом его был Пушкин. Характерно,что Гоголь, Пушкин и Одоевский полушутя собирались даже издать альманах подназванием «Тройчатка», а Пушкин, например, назвал «Медного всадника»:«петербургская повесть», Белинский со свойственной ему проницательностью еще до«Ревизора» и «Мертвых душ» охарактеризовал Гоголя, как главу русскойлитературы, преемника Пушкина.
Для Некрасова не было более дорогих имен, чем именаБелинского и Гоголя:
Тоимена великие,
Носили их, прославили
Заступники народные…
Когда Россию потрясло известие о кончине Гоголя, то чувствообщественной скорби выразил Тургенев: «Гоголь умер! Да, он умер, этот человек…, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы…!
Маркс, читавший произведения русских писателей в подлиннике,высоко ценил творчество Гоголя.
Проникновенно сказал Т. Г. Шевченко:«Перед Гоголем должноблагоговеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежноюлюбовью к людям».
«… Давно уже не было в мире писателя, который был бы такважен для своего народа, как Гоголь для России», — писал о Гоголе Н. Г. Чернышевский.
Первого апреля тысяча девятьсот девяносто девятого годаисполняется 190 лет со дня рождения Н. В. Гоголя. Его произведения по- прежнемуостаются интересными, актуальными для современников.
Рассуждая о Гоголе, я задаю себе несколько вопросов, ответына которые так необходимы нашему времени. В чем заключаются особенностихудожественного гения Гоголя? Откуда он так хорошо знал жизнь семьи? Бытгоголевских героев- быт достаточно бесприютный, противоречивый.
Как возникла у Гоголя особое чувство структуры современнойему социальной жизни? Почему так часто Гоголь беспощаден к своим героям, хотяописывает их пафосными, роскошными красками с великой любовью?
В чем заключается историческая роль писателя, который огнемсвоей сатиры поражает все отрицательное и прогнившее в русском обществе эпохикрепостного права?
Почему, читая Гоголя, мы невольно осознаем Родину, какстрану необъятную, а самих себя-вечными странниками не перекрестках ее дорог?…
И
злюбленным жанром Н. В. Гоголя была повесть. Впервые Гогольсоздал из сказок и легенд живой образ простого украинского человека с егофантазиями, хитростями, мечтами и чистой свободолюбивой душой. В своихпроизведениях писатель широко использовал весь колорит и лексику украинскогоязыка, без которого открыть особенности человеческой души было бы невозможно.
На заре девятнадцатого века рос интерес к Украине, ее быту,культуре, истории. Приехав в Петербург, Гоголь с радостным изумлением сообщалматери: «Здесь так занимает всех все малороссийское …».
Образ Украины раскрыт писателем в чудесных, поэтическинасыщенных пейзажах и прежде всего в изображениях персонажей, в передаче самогохарактера народа, его храбрости, лиричности, беззаветного веселья,свободолюбия. В представителях народа видит Гоголь лучшие человеческие черты икачества- любовь к Родине, чувство собственного достоинства, живой и ясный ум,подлинную человечность и благородство. Гоголь хотел показать народ неподневольным и покорным, а гордым, свободным в его внутренней красоте исиле.
Ермилов своей книге «Гений Гоголя» пишет:»Во всей литературе«нового времени» до Гоголя, не было столь могучих, героических народныххарактеров, какие предстали в «Тарасе Бульбе». Ясность предмета и великодушие,цельность, глубина и полнота всех чувств; львиная храбрость, беспощадность кврагам Родины и народа, к предателям и изменникам; страстная любовь к Родине;высокое чувство национальной чести и гордости, способность вытерпеть все мукиво имя отчизны; свободолюбие, богатырский размах всех чувств- таковычеловеческие качества, присущие народу, опоэтизированные в «Тарасе Бульбе».Характер борющегося народа- главное, что влечет автора. Таков и сам Бульба,таков и Остап, чьи характеры вполне соответствуют характеру той эпохи. Тарас иОстап, погибшие в лютых муках, счастливо прожили свою жизнь».2
Не таков Андрий. С первой же минуты введения Андрия в повесть,автор подготавливает нас к возможности его измены. Нет глубины иосновательности народного характера у Андрия и гибель его бесславна, но иничтожна той легкостью, с какой он попал в расставленную для него ловушку; этимподчеркивается «легковерность» и всей его жизни. Образ Андрия дисгармонирует собразом Сечи.
Тарас Бульба принадлежит, как и Данило Бурульбаш, к тойчасти мелкопоместного дворянства, которое в национально- освободительной войнешло вместе с народом. Тарас демократичен во всем, и именно поэтому, он снаибольшей полнотой выражает самую душу Сечи.
Образ Тараса проникнут суровой, высокой и нежной поэзиейотцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всехказаков, доверивших ему командование над ними.
И самая казнь Андрия для Тараса- исполнение долга отца.Тарас Бульба- один из наиболее цельных и трагических образов в мировойлитературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбыза свободу народа.
В то же время, Гоголь не питает враждебных чувств кпольскому народу. В облике противника он раскрывает черты шляхты: хвастливость,самоуверенность, любовь к деньгам, однако глубоко уважает польский народ,который предпочитает голодную смерть капитуляции.
Когда Бульба с сыновьями приехал в Сечь, то первый, кто попалсяим на встречу, был запорожец, спавший на середине дороги. Тарас любуется своимземляком: «Эх, как важно развернулся! Фу, ты, какая пышная фигура!»- говорилон, остановивши коня. В самом деле, то была картина довольно смешная:запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его, захватывална пол-аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем дляпоказания полного к ним презрения»3.
«Многое в Сечи, в поведении казаков, что может показатьсяпростой удалью, озорством молодецким, полно гораздо более глубокого значения.Плох тот казак, который мог увлечься дорогими вещами, заразиться жадностью ушляхты. Его уже нельзя было бы назвать «вольный казак». А важнее всего на светеволя, любовь к отчизне, презрение к барству! Потому- то и надо всеми способамибыло показывать пренебрежение к дорогим вещам- не за них сражался народ, а засвободу!»4.
Казачество явилось для Гоголя носителем как украинского, таки русского начала, объединенных общностью исторических судеб. В казачестве и вобразе Тараса, Гоголь видел типичное проявление русского характера. «Это былоточное необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной грудиогниво бед». Говоря о том, что в казачестве «русский характер получил…,могучий, широкий размах» он добавляет: «Тарас был один из числа коренных,старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубойпрямотой своего нрава». Это «грубая прямота нрава», демократизм Тараса, резкопротивопоставленный изнеженности польской шляхты. Образ народного героя противопоставлентем, которые «перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепныеприслуги, соколов, ловчих, обеды, дворы». Гоголь при этом отмечает: «Тарасу этобыло не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков …»5. Тарасглубоко демократичен. Он ненавидит чужеземных угнетателей, равно как и своих,соотечественных.
В своей работе над «Тарасом Бульбой» Гоголь изучил знаменитую«Историю руссов», «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, «Описание Украйны»Боплана, читал рукописные списки украинских летописей- Самовидца, Величко,Гробянки. Среди источников, которые помогали писателю в работе над повестью,следует отметить еще один- важнейший: украинские народные песни и думы. Гогольчерпал из украинской народной песни сюжетные мотивы, целые эпизоды. «Народностьи эпичность замысла «Тараса Бульбы» находит яркое и полное выражение в самойформе этой героической повести- поэмы, в ее стиле, восходящем прежде всегоукраинским историческим песням»6. Песенные отступления придают особоторжественный, величественный характер повествования. Таково, например, лирико-эпическое отступление, предворяющее описание битвы запорожцев с поляками: «Какорлы, озирали они вокруг себя очами все поле и чернеющую в дали судьбу свою:… далече раскинутся чубатые головы с перекрученными и запекшимися в кровичубами, и запущенными к низу усами; будут, налетев, орлы выдирать и выдергиватьказацкие очи. Но добро великое в таком широко и вольно разметавшемся смертномночлеге! Не погибнет ни одно великодушное тело и не пропадет, как малаяпорошинка с ружейного дула, казацкая слава. Будет, будет бандурист, с седою погрудь бородою, а может, еще полный зрелого мужества, но белоголовый старец,вещий духом, и скажет он про них свое густое могучее слово»7.
Родными и близкими нам становятся те могучие люди, о которыхрассказал поэт. С любовью склоняем мы головы перед памятью славных бойцов заотчизну, павших в бою со словами: «Пусть же пропадут все враги, и ликуют вечныевеки Русская земля!»8…
Один из героев, Кукубенко, сказал перед кончиною: «Благодарюбога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после насживут еще лучшие, чем мы …»9.
Вся жизнь Тараса безраздельно, целиком связана с Сечью. Обращаяськ казакам, он говорит: «Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любитотца и мать; но это не то братцы: любит и зверь свое дитя! Но породнитсяродством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в другихземлях товарищи, но таких как в русской земле, не было таких товарищей… Нет,братцы, так любить, как может любить русская душа,- любить не то, что бы умомили чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе- а!»… сказал Тарас, имахнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: «Нет, таклюбить никто не может!»10.
Даже ночь измены Андрия дана в «Тарасе Бульбе» в красках,придающих призрачный колорит событий всему происходящему; мы где- то на границесновидения и яви, что- то не настоящее совершается, чему нельзя поверить,какие- то приведения, а не Андрий и татарка двигаются в странном тумане ночи,озаренной заревом пожара, в дымке этого тревожного бессонного сна. Но как бы нибыло сильно чувство любви Андрия к Панне, как бы ни было оно лирически красиво,оно должно померкнуть перед великим делом освободительной борьбы. Андрийговорит польской Панне: «А что мне отец, товарищи и отчизна? Отчизна есть то,чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя- ты!»11. Ичем неудержимее порывы Андрия, чем стремительнее его отказ от родины, темострее выступает справедливость постигшего его возмездия.
В конце повести, погибая на костре, Тарас произносит своюпроникнутую любовью к русской земле, гневом и презрением к врагам речь, которуюГоголь заключает поразительными словами: «Да разве найдутся на свете такие огни,муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»12.
«Тарас Бульба»- эпопея. Общепризнанно, что эпопея возникаеттам, где возгорается идея гармонии, идея единства отцов и детей, природы ичеловека, духа и плоти.
«Тарас Бульба», — писал Белинский, — есть отрывок, эпизод извеликой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время, возможно, гомерическаяэпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип! …»13.
Повесть Гоголя вошла в нашу жизнь, и мы часто говорим еесловами, как словами пословицы: «Отыскался след Тарасов!» — это звучит так:никогда не искоренить бойцов за отчизну силу русскую, народ русский!
«В
ечера на хуторе близ Диканьки»- книга об Украине, где в 1809году родился Н. В. Гоголь, и где прошли его детские и юношеские годы. Вповестях этой книги получила выражение восторженная любовь Гоголя к его родномукраю, к его природе и людям, к его истории и народным преданиям. Тема чудесной,богатой и щедрой украинской природы, среди которой живут герои, играет в книгесовершенно особую роль. Автор широко использует здесь художественные средстваязыка: эпитеты, сравнения,олицетворения, метафоры. Не случайно такие знаменитые описания природы в«Вечерах», как открывающее повесть «Сорочинская ярмарка» описание летнего дня вМалороссии, картина украинской ночи в «Майской ночи» и описание Днепра вповести «Страшная месть», выдержаны в восторженно- патетическом тоне ипредставляют собой как бы небольшие стихотворения в прозе. Упоительный исверкающий летний день на Полтавщине, насыщенный бесчисленными звуками ипереливающийся всей радугой красок; тихая, напоенная ароматами украинская ночь,с бесконечно раскинувшимся пологом неба, на котором сияет месяц; вольный иширокий Днепр, свободно и плавно несущий свои воды к далекому морю через леса игоры, — это не только обстановка действия гоголевских повестей, но и символ тойнеувядаемой свежести, молодости и красоты, для которой по мысли писателя рожденчеловек, к которой он должен стремиться, если хочет быть достоин этого звания.
Поэтическая тема «Сорочинской ярмарки»- торжество любви,первой, юной любви. Здесь все полно счастливой влюбленности, здесь небовлюблено в землю, а земля в небо, и все нежно, все говорит о беспредельном,неизмеримом просторе жизни и счастья.
«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Кактомительно- жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное, и голубойнеизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется,заснул, весь потонувший в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушныхобъятиях своих! На нем ни облака! В поле ни речи. Все как будто умерло; вверхутолько, в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят повоздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голосперепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоятподоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целыеживописные массы листьев, накидывая на другие темные, как ночь, тень, покоторой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонтыэфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статнымиподсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются вполе и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветвичерешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало- река в зеленых, гордоподнятых рамах… как полно сладострастия и неги малороссийское лето!»14.
Та возвышенно- романтическая манера повествования, котораявыражена в «Сорочинской ярмарке», свойственна и «Майской ночи». Картинычудесной украинской природы и здесь являются неотъемлемой частью повествования.«Знаете ли вы Украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь внее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулсяеще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете: и чудный воздухи прохладно- душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественнаяночь! Очаровательная ночь! …»15
Читатель, разве скажешь лучше! Какой загадочной сказкой веетот этих слов! Так бы «раскинул руки и полетел», как Катерина из «Грозы»Островского. Только в такой ночи, возможно, все: и правда, и вымысел. И всемуповеришь с открытым, счастливо бьющимся сердцем… .
«Майская ночь» созвучна по своей лирической тональности«Сорочинской ярмарки». Характерными приметами языка, ритмическим строениемфразы лирическим ладом письма- всеми элементами своего стиля «Майская ночь»очень близка украинской народно- песенной традиции.
А вот уже зимой: «Последний день перед рождеством прошел.Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небопосветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать иславить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрыпмороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показываласьпод окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкой, как бы вызываяпринаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубуодной хаты повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом подняласьведьма верхом на метле»16.
Как все просто и красиво! Проста жизнь, дышащая ожиданиемволшебного короткого праздника, просты и старорусские слова, чарующие изавораживающие слух. Где — то там далеко скоро зазвенит колокольчик Руси — тройки, а над ней в ясном звездном небе загуляет на своем шабаше нечистая сила.Все смешалось на земле — и сказка, и быль.
В каких же образахавтор представляет ночь на Украине? В образах неба, лесов, прудов, окруженныхсадами, и села на горе, белые хаты которого, светятся под месяцем. Кроме того,в описании автор использует яркие краски, звуки и запахи. Например: краски-серебристый свет (месяца); леса полные мрака (черный); стены садов- темно-зеленые; черемухи и черешни, белея, блестят при месяце (белые). Звуки: шелестлистьев, шум ветерка, величественный гром, тишина, голос перепела.
Гоголь так же великолепно использует эпитеты: ночь- божественная,очаровательная; небесный свод- необъятный; холод- ключевой; снопы хлеба-золотые, а так же- олицетворения: месяц- глядит; ландшафт- спит; снопы- кочуют,и сравнения: село- дремлет; как очарованные.
Как многообразна и естественна природа в гоголевских произведениях!Вся величавая красота, ширь, могучее спокойствие родины, чистота и глубина душиее выражены в эпическом образе Днепра, ясного, как душа народа, грозного вгневе, как грозен в гневе сам народ.
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчитсквозь леса и горы воды свои. Не зашелохнет, не прогремит…. Редкая птицадолетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр ипри теплой летней ночи, когда все засыпает, и человек, и зверь, и птица; а богодин величаво озирает небо и землю, и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплютсязвезды. Звезды горят и светят над миром, и все разом отдаются в Днепре….Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес, шатаясь до корня, дубытрещат, молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир- страшен тогдаДнепр!»17.
В описании Днепра, кроме перечисленных средств выразительности,Гоголь использует гиперболы: без меры в ширину; без конца в длину, восклицания:пышный!; зеленокудрые!; нет реки ему равной в мире!.. Свое отношение к образуДнепра он передает и в глаголах- сказуемых: «не зашелохнет», «сыплются»,«озирает».
Днепр показан в ясный солнечный день, в темную ночь, и вовремя бури. Писатель, кроме образов величавой реки, рисует живописные берега:леса и горы, немалое место занимает описание неба.
Днепр описывается в необычайно красивых ярких красках:голубая зеркальная дорога, серебряная струя, синие тучи.
Река Днепр рисуется также с помощью эпитетов: чуден, страшен(Днепр), он же пышный, синий; сравнений: будто весь вылит из стекла и будтоголубая зеркальная дорога, будто полоса дамасской сабли; олицетворении: Днепрходит, нежась и прижимаясь ближе к берегу; гиперболы: «редкая птица долетит досередины Днепра», «пойдут горами по небу синие тучи» и т. д.
Днепр у Гоголя- былинный образ могущества и красоты отчизны,образ безграничной шири, неизмеримой глубины, несравненного величия. Днепрэпически расширен до беспредельности любовью к Родине. В эпическом образеДнепра с особенной силой сказывается песенность гоголевской поэтической речи.Волнами идут плавные лирические фразы, в самой музыке которых, слышен и виденвольный разлив могучей реки; лирический разлив гоголевской поэтической речипередает ритм движения Днепра. «Синий, синий ходит он плавным разливом»,-прекрасен этот музыкальный повтор, вызывающий образ плавного движения. Богат имногосторонен образ Днепра. Сперва он встает перед нами в сиянии солнечного дняи вот уже превращается в отдыхающий Днепр- богатырь. Но есть и страшный Днепр.Как он грозен, шатающий леса, низвергающий молнии, гремящий водяными холмами!Вот как неисчерпаемо богат Днепр! Все в нем есть- и тоска, и счастье, и образматери, провожающий сына в войско.
В
о втором томе «Мертвых душ» Гоголь писал, что изображение«несовершенства нашей жизни» является главной темой его творчества. Характернав этом отношении его повесть «Старосветские помещики». Писатель отразил в нейраспад старого, патриархально- помещичьего быта. С иронией- то мягкой илукавой, то с оттенком сарказма- рисует он жизнь своих «старичков прошедшеговека», бессмысленность их существования.
Погодин писал: «Вы прочтете повесть «Старосветские помещики».Старик со старухой жили да были, кушали да пили и умерли обыкновенной смертью,вот все ее содержание, но сердцем вашим овладеет такое уныние, когда выоткроете книгу; вы так полюбите этого почтенного Афанасия Ивановича и ПульхериюИвановну, так свыкнитесь с ними, что они займут в вашей памяти место самыхблизких родственников и друзей ваших, и вы всегда будете обращаться к ним слюбовью. Прекрасная идиллия и элегия»18.
Откуда такое очарование? Откуда такая поэзия? Что самоезамечательное в доме наших героев? Поющие двери, двери- поют. Не скрипят.Кажется, опоэтизировано все, что принято считать низким, все прозаическиедетали быта: двери, кушанья, отношения старичков друг к другу. Гоголь достигаетэтой гармонии, используя прием олицетворения.
«Вот это то кушанье»,- сказал Афанасий Иванович, когдаподали нам мнишки со сметаною «это то кушанье», продолжал он, и я заметил, чтоголос его начал дрожать и слеза готовилась выглянуть из его свинцовых глаз, ноон собирал все усилия, желая удержать ее. «Это то кушанье, которое по… по… покойни …» и вдруг брызнул слезами. Рука его упала на тарелку, тарелкаопрокинулась, полетела и разбилась, соус залил его всего; он сиделбесчувственно, держал ложку, и слезы, как ручей, как немолчно точущий фонтан,лились, лились, ливмя на застилавшую его подстилку»19.
Да, как будто все очень серьезно, глубоко и трогательно, чтостарик ни как не может выговорить самое слово «покойница», что он в продолжениепяти лет не может привыкнуть к тому, что Пульхерии Ивановны нет на свете. Но«кушанье» является лишь поводом, вызывающим память о дорогом человеке. УАфанасия Ивановича это- центр жизни. Он не может и вспоминать о жене в не«кушанья», потому что именно в этом были их совместные радости, с кушаньем былисвязаны все их чувства и мысли. Он не может без умершей старушки осуществлятьто, для чего он живет. Еда у героев неразрывно сплелась с их привязанностьюдруг к другу и потому стала поэзией их жизни.
Пушкин оценил эту повесть как «шутливую трогательнуюидиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слезы грусти и умиления».
Гоголю вместе с читателем хорошо, уютно и спокойно в простомукладе жизни Сологубов. Уходит век, исчезает что- то истинно русское изчеловеческих отношений, а что пришло? Каков он- век грядущий? Со смертьюстаричков рушится гармония внутреннего мира с миром внешним.
«Старосветские помещики» Гоголя схожи по своей сути с главнымгероем Гончарова- Обломовым. Все тот же русский сонный быт, все та жебезобразная обыденность в жизни русской семьи.
М
. Б. Храпченко пишет: «По своему светлому настроению рядом с«Майской ночью» и «Сорочинской ярмаркой» стоит «Ночь перед Рождеством».Основной фон, на котором развертывается действие повести, — народный праздник сего красочными обрядами, его задорным весельем. «Трудно рассказать, как хорошопотолкаться, в такую ночь, между кучею хохочущих и поющих девушек и междупарубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить веселосмеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а нашалости сам лукавый подталкивает сзади»20.
И хотя комические происшествия и приключения героев в «Ночи»занимают немалое место, Гоголь здесь более тесно сливает юмор с изображениемчеловеческих характеров.
Ярко очерченной индивидуальностью обладает Вакула. Робкий изастенчивый с невестой, Вакула становится расторопным и смелым, когда решаетпреодолеть препятствия, стоящие на его пути. Перед силачом отступает сам черт,которого Вакула ловко надувает. Хитрую «дипломатич