А. П. Чехов «Белолобый». Библиотечный урок

А.П. Чехов «Белолобый».Библиотечный урок. V класс. Цели: формировать умение понимать главную мысль произведения, образы; воспитывать в детях чувство добра, неприятие зла, учить передавать настроение средствами языка.Оборудование: портрет А.П. Чехова, иллюстрации к произведению, выставка книг А.П.Чехова о детях, карточки для индивидуальной работы.Предварительная работа: самостоятельное чтение рассказа А.П. Чехова «Гриша».Ход занятия. Пересказ рассказа «Гриша». Антон Павлович Чехов, наблюдая за маленькими детьми и, возможно, помня себя маленького, мог рассказать о мире, глядя на него глазами трёхлетнего ребёнка. Но как можно увидеть мир глазами героя следующего произведения?^ Тема занятия. Прочитайте полное имя автора, чьё произведение мы сейчас начнём читать. Знакомо ли оно вам? – Верно, рассказ «Гриша» был тоже написан А.П. Чеховым. Лев Толстой назвал Антона Павловича Чехова «несравненным художником жизни», один из лучших русских писателей, Чехов сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя он её не слишком жаловал, считая многие написанные для детей произведения примитивными. «Писать для детей совсем не умею…говорил А. Чехов, – и так называемой детской литературы не люблю и не признаю»; «Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений». Исключение Ч. сделал только дважды – рассказ «Белолобый» был написан в 1895 году для журнала «Детское чтение», а забавная история собаки была переделана по просьбе издателя в рассказ для детей «Каштанка». Вместе с тем немаловажное значение для писателя имела тема детства. 24 рассказа о детях, адресованных взрослым, уже при жизни писателя начали входить в круг детского чтения. На нашей книжной выставке вы найдёте книги А.П. Чехова о детях, которые вы можете прочитать. (Оформлена книжная выставка книг А.П.Чехова). Работа с текстом рассказа до чтения. Сегодня мы будем читать рассказ уже известного нам автора. Встреча с этим писателем и его произведением поможет нам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными, любящими. Откройте книги на с. __, прочитайте заглавие рассказа. Можно ли узнать из заглавия, кто герой нашего рассказа? Проверим наши предположения. Чтение текста (цепочкой по абзацам). Библиотекарь раздаёт карточки с вопросами для индивидуальной работы. Работа с остальными детьми по вопросам. Подтвердились ли наши предположения, высказанные перед чтением? – Рассказ показался вам интересным, или не интересным? Докажите. Работа с иллюстрацией. Рассмотрим иллюстрацию. Кто здесь изображён? Опишите внешность и характер Белолобого. Подтвердите словами из текста. Как бы вы назвали эту картину? Найдите эпизод, описанный на картине в тексте. Прочитайте. Работа по вопросам на карточках. Найдите в тексте слова, которые показывают, что автор понимает заботы волчихи и её трудности, что он очень хорошо знает её повадки особенности поведения. Найдите в тексте слова, которые показывают, что автор сочувствует и сопереживает Волчихе, что он награждает её совершенно человеческими характеристиками. Работа с текстом после чтения. Перечитайте внимательно четвёртый и пятый абзацы рассказа. Кто так воспринимает сторожа Игната: автор или волчиха?(Всё это восприятие волчихи. Иначе в скобках бы не было этого уточнения: «волчиха думала, что это от ветра».) Расскажи об отношениях Белолобого и волчат. Найдите момент первого впечатления щенка от волчат и волчат от щенка (когда волчата не обращали на щенка внимание, а он лаял до хрипоты; пересказать отрывок текста). Кто наблюдает за игрой малышей?(За игрой малышей, с одной стороны, с беспокойством наблюдают вороны, а с другой стороны, спокойно наблюдает волчиха.) Почему она спокойна? Кто считает, что Белолобый глупый? Найдите описание щенка в тексте. (Если бы щенок в этом описании был увиден глазами автора, то уточнения «теперь, при дневном свете» были бы абсолютно излишни: автор видел щенка при любом освещении, а вот волчиха – нет. Она его видела сначала только ночью! Значит, это восприятие волчихи, а не автора.) Согласны ли вы с таким восприятием волчихи?( Белолобый скорее маленький, чем просто глупый.) А ещё кто считает Белолобого глупым?( Второй раз щенка обвиняют в глупости странник и сторож Игнат.) Неужели щенок действительно очень глупый? Найдите диалог сторожа и странника. Справедлив ли их вывод о щенке?( Щенок совершенно не виноват в том, за что его наказывает Игнат.) А как бы вы поступили на месте сторожа? (Ответы детей).Итог занятия. Видите ли вы какое-нибудь сходство в рассказах «Гриша» и «Белолобый»: трудно ли в мире быть маленьким? (Ответы детей). Можно ли сказать, что рассказ «Гриша» написан от лица Гриши, а рассказ «Белолобый» от лица волчицы?( Конечно, нет. Рассказ «Гриша» написан от лица автора, но мир в этом рассказе увиден глазами ребёнка. Рассказ «Белолобый» написан от лица автора, но на мир автор старается смотреть глазами волчицы.)