Подводные лодки О.Б. Герна
Двадцатью
годами позже К.А. Шильдера, осуществляя мероприятия по обороне Ревеля, ввиду
ожидавшегося нападения англо-французской эскадры, ту же идею активной подводной
мины-лодки начал разрабатывать военный инженер-фортификатор капитан
лейб-гвардии саперного батальона Оттомар (Константин) Борисович Герн. На
средства Военно-инженерного ведомства, ведавшего тогда береговой обороной
прибрежных крепостей, в 1854 г. мастерскими ревельского порта по проекту Герна
был построен деревянный “подводный брандер” с зарядом взрывчатого
вещества в носовой части. Зарядное отделение должно было прикрепляться к днищу
вражеского судна, после чего “брандер” отходил на безопасное
расстояние и взрывал мину с помощью электрозапала.
Движитель – двухвитковый архимедов винт, гребной вал
приводился в действие с помощью маховика, вращавшегося двумя матросами.
“Брандер” погружался с помощью приема водяного балласта, над
поверхностью моря оставался смотровой колпак и вентиляционные трубы с
поплавками, удерживающими как сами трубы, так и весь “брандер” на
заданной глубине. “Брандер” оказался плохо управляемым и
негерметичным и не нашел практического применения.
Технические характеристики первой подводной лодки О.
Герна
Длина, м
5
Ширина, м
1
Высота, м
2
Водоизмещение, т
6
Глубина погружения, м
2
Экипаж, чел.
4
В 1855 году Герн разработал проект второй подводной лодки
уже с железным корпусом. По своему устройству она была близка к первой
подводной лодке. Прямоугольного сечения в середине, сужающаяся к оконечностям,
изготовленная из железных листов толщиной 3 мм без внутреннего набора,
подводная лодка должна была вмещать 4-х человек. Зарядное отделение повторяло
конструкцию первой подводной лодки. В качестве движителя применялся
двухлопастной гребной винт, приводимый в действие маховиком, который вращали
двое матросов. Лодка была изготовлена Механическим и литейным заводом братьев
Фрикке в Санкт-Петербурге. Первые же погружения показали, что лодка
негерметична, на глубине 2 м сквозь заклепочные швы лодка заполнялась водой.
Лодку, которой командовал мичман П.П. Крузенштерн, пришлось отправить на
Адмиралтейский Ижорский завод, где в котельных мастерских изготовили
практически новый корпус. В 1861 году состоялись повторные испытания,
закончившиеся неудачно – прикрепить пороховой заряд к днищу судна-мишени
оказалось невозможным.
Водоизмещение этой лодки было около 8 т, длина – 5 м,
ширина – 1,1 м.
В 1863 году Герном была спроектирована третья подводная
лодка, похожая по форме на первые две, но с газовым (аммиачным) механическим
двигателем, предложенным военным химиком Петрашевским. Эта лодка была больше по
размерам и в 1864 году была построена Ижорским заводом. Во время стендовых
испытаний двигателя выяснилось, что он непригоден для практического применения,
и пришлось вернуться к применению мускульной силы. Подводная лодка № 3 также
имела малую скорость хода и также не обеспечила возможности прикрепления мины к
предназначенному для подрыва судну.
До 1872 года подводные лодки Герна хранились в
Санкт-Петербургском порту, после чего были сданы на слом. Удалось найти расчет
паровой машины мощностью 4,73 л. с. для 4-й подводной лодки Герна. В этом
расчете приводятся размеры подводной лодки:
длина – 9,15 м
(30 футов)
ширина – 1,52 м
(5 футов)
высота – 1,83 м
(6 футов)
Автор расчета подпоручик Чернявский
рекомендовал установить на подводной лодке две паровых машины по 7,5 л. с.
каждая. Документальных данных о постройке и испытаниях 4-й подводной лодки
Герна обнаружить не удалось.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/