Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "Красноярский педагогический колледж №2" РЕФЕРАТ по дисциплине: Основы философии Тема: Гегель (1770-1831 гг.) и его философская система Выполнила: Силантьева М.В. Группа: 050704 Преподаватель: Нездолей Л.А. г. Красноярск 2009 г. Оглавление Введение 1.
Биография Гегеля 2. "Абсолютная идея" 3. Три закона диалектики Заключение Тезаурус Список используемой литературы Введение Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца XVIII – первой половины XIX вв. В этот период начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории.
Поэтому я выбрала для написания своего философского эссе тему "Г. Гегель и его философская система", для того чтобы выяснить каким образом этот философ проанализировал историческое движение человеческой мысли и с помощью каких понятий он ее выразил. В первой главе мы познакомимся с краткой биографией этого философа, а также познакомимся с основными и, на мой взгляд, главными его работами. В своем эссе я рассмотрю наиболее значимые исследования
Г. Гегеля, которые в основном направлены на раскрытие этапов развития "мирового духа". Далее, выясню, почему Гегель называл свою философскую систему "абсолютным идеализмом", какой смысл он вложил в это понятие. Для выполнения своего философского эссе я буду пользоваться различной литературой учебниками по философии, предназначенных как для средних учебных заведений, так и для вузов, а также словарями, чтобы раскрыть основные термины и понятия. Проанализировав философскую систему Гегеля, я сделаю выводы, какой вклад внес этот философ в развитие человечества своего времени, и как можно использовать его познания на сегодняшний день. Для лучшего усвоения материала я сделаю словарь терминов, которые использовались мною в этом эссе и напрямую связаны с философской системой Гегеля. 1. Биография Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 –
1831) – великий немецкий философ родился в семье высокопоставленного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте, в котором прослушал курсы философии и теологии. Восторженно приветствовал революционные события во Франции конца XVIII в выступал против феодальных порядков в Германии. После падения Наполеона Гегель изменил свои взгляды.
В 1818г. он был приглашен для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни. [4] В философии XX в. постоянно возникала проблема свободы. Мыслители подчеркивали, что у нее разные лики. Ее связь с моралью крайне противоречива. Размышления о свободе, несомненно, соотносятся с проблемой назначения человека, его природы. Гегель в "Лекциях по философии религии" дал двойственную характеристику человеку: "человек
по природе добр", "человек по природе зол". По мнению Гегеля, сказать, что человек по природе добр, по существу, означает признать, что человек сам в себе есть дух, разумность, что он создан по образу и подобию Бога. Природным человек является тогда, когда он следует своим страстям и побуждениям, является рабом своих вожделений. Для него природная непосредственность служит законов
Он природен, но в этой своей природности он в то же время является носителем воли. [2] Уже в своих ранних произведениях Гегель исследует историю духовной культуры, развитие различных ступеней человеческого сознания. Его основные труды: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812), "Энциклопедия философских наук" (1817), "Философия права" (1821) и др. В "Феноменологии духа" духовная культура предстает как постепенное развертывание творческой мощи "мирового разума". Впоследствии вся философская система Гегеля будет направлена на раскрытие этапов развития "мирового духа". То, к чему стремился Гегель, можно назвать антропологическим философствованием. Он брал конкретную человеческую личность и толковал о назначении человека. Гегель рассуждал только о родовом понятии "человек", но о "каждом человеке" т.е.
о реальной личности, от которой и должна отталкиваться антропология. Но у позднего Гегеля эта идея была утрачена. В отличие от молодого Гегеля, Гегель-систематик выдвинул в качестве исходного принципа уже не человека, а Мировой Разум. Человек оказывается для него лишь стадией в достижении Мировым Разумом своего самосознания и, следовательно, совершенства.
Всякое противоречие в реальной человеческой жизни и истории не вызывало у философа стремления истолковать его через человека. Он объясняет противоречие жизни как простую "хитрость", к которой прибегает идея (существующая сама по себе), чтобы именно через преодоление этого противоречия обрести собственную полноту. Вопреки притязаниям на окончательное решение вопроса "Что такое человек?", поставленного Кантом, Гегель либо затемняет его, либо вовсе снимает.
Если человек есть только медиум (посредник), через который познает себя Мировой Разум, тогда никаких ограничений для познания не может быть. 2. "Абсолютная идея" Гегель называл свою философскую систему "абсолютным идеализмом". Он утверждал, что категории – суть объективные формы действительности, в основе которой лежит "мировой разум", "абсолютная идея" или "мировой дух". "Абсолютная идея", таким образом это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность ее заключается в мышлении, цель – в самопознании. Процесс самопознания "абсолютной идеи", "мирового разума" включает три этапа: На первом этапе Абсолютная идея выступает как чистая мысль, существующая до субъекта и объекта, и представляет собой логическое мышление как таковое. Здесь Идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных
и переходящих друг в друга логических категорий. В философии Гегеля логика подразделяется на учение о бытии, о сущности и о понятии. Исходное положение его философии – тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления духа Идеи. Первоначально Абсолютная идея – это абстрактная мысль о бытии. Затем мысль об этом "чистом бытии" наполняется все новым и новым содержанием: сначала бытие
выступает как нечто, затем как определенное бытие, далее как определенное сущее и т.д. От бытия как явления Гегель переходит к сущности, а после этого – к понятию. При становлении Абсолютной идеи философ раскрывает ряд диалектических принципов и законов: принцип единства логического и исторического; принцип единства логики, диалектики и гносеологии; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; закон перехода количественных изменений в качественные; закон единства
и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания. [6] Второй этап развития Абсолютной идеи – ее "отчуждение" в лоно природы. В связи с этим Гегель формулирует основные положения философии природы. Природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий. Ступени развития природы таковы: механизм, химизм, организм. Гегель высказывает ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы. Третий этап – это развитие Абсолютной идеи в мышлении и истории ("в духе"), так называемая философия духа. Познавшая свое "инобытие", Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает себя в различных видах человеческого сознания и деятельности. Философия духа включает в себя три части: учение о субъективном духе (антропология,
феноменология и психология); учение об объективном духе – это сфера абстрактного права, морали и нравственности, семьи, гражданского общества и государства, а также всемирной истории; учение об Абсолютном духе, который раскрывается в искусстве, религии и философии. [3] Таким образом, движение "абсолютной идеи", а, следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг.
У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития "абсолютной идеи", где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится "абсолютным духом", является философская система самого Гегеля. Отныне восходящее движение "абсолютной идеи" прекращается, и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, простое повторение ею пройденного пути. Система философии Гегеля – это система объективного идеализма:
Абсолютная идея как чистая мысль порождает природу и человеческое сообщество. Эта система построена по принципу триады: тезис – антитезис – синтез, что придает ей логическую стройность. Все категории в системе не постулируются, а выводятся одна из другой. И вместе с тем завершенность системы как бы противоречит самому главному ее принципу существования – развитию. Системность здесь приходит в столкновение с вечным становлением, с постоянной изменчивостью. Отметим, что такая противоречивость была характерна и для социально-политических взглядов Гегеля, когда прусская монархия рассматривалась им как наиболее совершенное воплощение разума, а метод требовал отрицания прежних политических форм и поисков новых. [5] 3. Три закона диалектики От системы Гегеля следует строго отграничивать его диалектический метод: сама гегелевская система, как мы выяснили, ставит предел развитию мышления, а метод требует отказа от границ
в развитии. Немецкий мыслитель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона: Закон превращения количественных изменений в качественные и качественных изменений в количественные. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс;
Закон взаимопроникновения противоположностей, который вскрывает противоречия как внутренний источник, импульс, побудительную силу всякого самодвижения; Закон отрицания отрицания, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового. [1]
Общий вывод (и величайший пафос) гегелевской философии состоят в признании разумности мира: "Все действительное – разумно, все разумное – действительно". Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму – оптимистическая философия. В то же время это абсолютный идеализм, поскольку творческой силой он признает лишь мысль, дух, идеальное. Таким образом, наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно – диалектика. Она вошла в сокровищницу мировой мысли, послужила исходным пунктом разработки философии марксизма. Заслуги Гегеля в истории философии огромны. Он создал первую в истории философской мысли развернутую систему диалектической логики, обогатил философию множеством новых идей. Философия Гегеля оказала огромное чарующее воздействие на европейское (а затем
не только на европейское) сознание. Она отвечала общему умонастроению эпохи. Однако высшая точка развития нередко означает и начало его упадка, наступление кризиса. Так произошло и с гегельянством. Уже к середине века оно подверглось критике с двух противоположных сторон: "слева" – со стороны материализма (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) и "справа" – со стороны идеалистического иррационализма
(А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и Ф. Ницще). Заключение В своем философском эссе я рассмотрела философскую систему великого немецкого ученого Г. Гегеля. Этот философ создал диалектический метод, с помощью которого впервые представил весь материальный и духовный мир не как нечто застывшее, от века данное, а как процесс постоянного изменения, преобразования и развития, стремясь вскрыть внутренний источник этого движения.
Согласно гегелевской диалектике, источником всякого, в том числе общественного, развития выступают внутренние противоречия, присущие всем вещам. Но, диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина, тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества. Таким образом, наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно – диалектика. Она и послужила исходным пунктом разработки философии
марксизма, оказала огромное воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание. Поэтому главной заслугой Гегеля в истории философии является создание им первой в истории философской мысли развернутой системы диалектической логики, обогатившей философию множеством новых идей. Тезаурус ТЕРМИН ПОНЯТИЯ Содержание ПОНЯТИЯ Абсолют – (Философский энциклопедический словарь ? ред. кол. С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев и др 2-е изд М.:
Советская энциклопедия, 1989 с.5) (от лат. аbsolutus – безусловный, неограниченный), понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное, и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию Абсолютный дух – (Алексеев П.В Панин А.В. Философия: учебник – 4-е изд. перераб. и доп М.: Проспект, 2007 с.126) в философской системе
Гегеля заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи Абсолютная идея – (Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов М.: Академический проект, 2004 – с.21) основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную и конкретную всеобщность Абсолютная истина – (Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов М.: Академический проект, 2004 – с.25) означает полное, исчерпывающее знание о всей действительности, которое практически недостижимо и выступает лишь как цель научного познания Антитезис- (Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова – 6-е перераб. и доп М.: Политиздат, 1991 с.15) переход в противоположность, отрицание (входит в состав схемы диалектического развития) Антропологизм – (Спиркин
А.Г. Философия: учебник М.: Гардарики, 1999 с.431) (греч. anthropos – человек), философская концепция, представители которой усматривают в понятии человека основную мировоззренческую категорию, более важную, чем понятия материи и сознания, исходя из которой только и можно разработать представления о природе, обществе, мышлении. Диалектика – (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю), наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их
развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. Объект – (Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов – М.: Академический проект, 2004 320с) (от лат. objectum – предмет), философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.
Триада – (Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов – М.: Академический проект, 2004 320с) (от греч. Trias – род. triados – троица), философский термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. В немецкой классической философии (особенно у Гегеля) становится основной схемой диалектического развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания). Идеализм – (Под общ. ред. Блауберга И.В Пантина И.К. Краткий словарь по философии – М.: Политиздат, 1982 100с) противоположная материализму философская ориентация, которая исходит из первичности духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное. Самосознание – (Золкин А.Л. Философия: учебник для студ. вузов –
М.: ЮНИТИ, 2005 – с.182) сознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности Синтез- (Спиркин А.Г. Философия: учебник М.: Гардарики, 1999 с.435) соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания Тезис – (Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова –
6-е перераб. и доп М.: Политиздат, 1991 с.256) в философии Гегеля это исходный момент в процессе диалектического развития, составляющий вместе с антитезисом триаду "Феноменология духа" – (Радугин А.А. Философия: Курс лекций М.: Владос, 1995 с.124) часть философской системы Гегеля, где рассматриваются последовательно сменяющие друг друга конкретные формы проявления абсолютного
духа, этапы его исторического развития. Список используемой литературы 1) Голубинцев В.О Данцев А.А Любченко В.С. Философия для технических вузов 3-е изд Ростов н/Д.: Феникс, 2006 506с. 2) Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие для студентов СПО – М.: Гардарики, 2007 439с. 3) Кохановский В.П. Философия: учебник для высших учеб. заведений Ростов н/Д.:
Феникс, 1999 576с. 4) Максименко О.В. Основоположники духовных течений М.: Астрель, 2004 267с. 5) Спиркин А.Г. Философия: учебник М.: Гардарики, 1999 816с. 6) Титов В.Ф Смирнов И.Н. Философия: учебник для вузов М.: Высшая школа, 2003 318 с.