Этническая картина мира

ЭТНИЧЕСКАЯКАРТИНА МИРА
План
1.ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЛАНЕТЫ
2.ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ XX ВЕКА
3.ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
4.АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
5.ЯЗЫКОВАЯ (ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ) КЛАССИФИКАЦИЯ6.ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРА
1.ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЛАНЕТЫ
12 октября 1999 года в столице Босниигороде Сараево экспертами ООН была проведена символическая церемония,зафиксировавшая появление шестимиллиардного жителя Земли. Сама церемония носилаусловный характер, так как в этот же день на нашей планете родилось около 260тыс. младенцев. Ее значение состояло в том, чтобы официально отметить очереднойрубеж в развитии процесса антропогенеза, который начался, по оценкам ученых,около 4 млн лет назад.
В истории человечества процесс ростачисленности народонаселения был сложным и противоречивым: периоды«демографических взрывов» сменялись периодами сокращения общей численностинаселения. И те и другие были вызваны соответствующими биологическими,социальными и историческими причинами. В XX веке мы являемся свидетелями всеболее быстрого роста общей численности людей на планете в целом. Об этомубедительно свидетельствует то, что всего лишь 39 лет назад население Земли быловдвое меньше, а более половины землян еще не достигли 25-летнего возраста.
На протяжении многих тысячелетийнаселение мира росло чрезвычайно медленно, что может быть объяснено большойзависимостью человека от природы на ранних этапах человеческой истории. Вдревности и средневековье рождаемость была довольно высокой, но очень высокойбыла и смертность, которую вызывали периодические эпидемии, хроническоенедоедание, частые войны и общая низкая средняя продолжительность жизни.Уровень рождаемости в целом оказывался ненамного выше уровня смертности. И хотяв отдельных районах возникали более или менее благоприятные условия дляснижения смертности, естественный прирост населения оставался довольно низким.
К концу палеолита (примерно 15 тыс.лет назад) общая численность людей на Земле достигала приблизительно 3 млн. Наэтом этапе своей истории человек освоил менее трети современной ойкумены(примерно 40 млн м2), а средняя плотность населения не превышала 8-10 человекна 100 км2. На всей остальной части планеты люди встречались чрезвычайно редко.Это было во многом связано с требованиями присвающего типа хозяйства(собирательство, охота, рыболовство), использовавшегося людьми и требовавшегобольшой территории для обеспечения жизнедеятельности небольшой группы людей.
Переход к оседлому образу жизни,распространение земледелия и скотоводства, начавшиеся на Ближнем Востоке околодесяти тысяч лет назад, существенно ослабили зависимость человека от природнойсреды и стимулировали рост численности населения. В результате этих новаций 4-5тыс. лет назад население Земли ориентировочно насчитывало 25 млн человек. Приэтом основная часть населения была сосредоточена в Древнем Египте, Месопотамии,Индии, долинах рек Хуанхэ и Янцзы, в Средней Азии. Вся последующая этническаяистория человечества непосредственно связана с развитием и совершенствованиемхозяйственной деятельности человека (улучшение агротехники, создание новыхорудий труда, одомашнивание новых видов животных). В силу этих факторов ростнаселения стал происходить значительно быстрее. Его общая численность напланете к началу нашей эры (2 тыс. лет назад) достигла, по предположениямэтнологов и антропологов, 150-250 млн человек. При этом многие регионы Землибыли еще совсем не освоены или заселены очень слабо. Данные археологии ипалеонтологии позволяют сделать вывод, что около 70% населения былососредоточено в Азии. Наиболее крупные популяции людей были в Китае (50 млнчеловек), странах Южной Азии (35 млн) и в Римской империи (48 млн). На долюэтих трех регионов приходилось около 4/5 всего населения планеты. На всейостальной территории проживало менее 6% населения.
За девятнадцать веков нашей эры общаячисленность населения мира увеличилась в 10 раз, и этот процесс развивалсянеровно. Были периоды, когда численность населения не возрастала или дажеснижалась из-за многочисленных войн, нашествий, эпидемий. Так, например, в XIVвеке от эпидемии чумы только в Европе погибло более четверти всех жителей.Поэтому за первую тысячу лет нашей эры население мира увеличилось всего в 1,5раза. На рубеже I и II тысячелетий основная часть населения планеты по-прежнемубыла сосредоточена в Южной Азии (79 млн человек) и в Китае (66 млн). На долюэтих регионов приходилось 55% человечества. В Европе наиболее заселеннымистранами были Франция, Италия и Испания.
К середине II тысячелетия населениеземного шара возросло в 1,6 раза. Особенно быстро этот процесс развивался вЕвропе и по России (рост более чем в 2 раза). Китай в этот период стал самойнаселенной страной земного шара (110 млн). Резко возросло население Японии (с4,5 млн в 1000 г. до 17 млн в 1500 г.). Самыми населенными странами Европыоставались Франция (15 млн) и Италия (10 млн), а место Испании заняла Германия(9 млн). Численность населения африканского континента в это время почти неросла.
Резкое ускорение роста населенияпланеты началось во второй половине XVIII столетия. В это время произошелпервый демографический взрыв. Если с 1500 по 1750 г. население увеличилось примерно на 300 млн человек, то с 1750 по 1900 г. — на 910 млн. Особенно резкое увеличение темпов прироста было характерно для второй половиныXIX века, что объясняется начавшимся снижением смертности, особенно детской, иувеличением средней продолжительности жизни.
За четыре столетия второй половины IIтысячелетия (с 1500 по 1900 г.) существенно увеличилась и география населения.В результате Великих географических открытий сложились значительныемиграционные движения, особенно в страны Америки и Австралию, население которыхвозросло соответственно в 10,4 и 19 раз. Население России и Европы в эти векаросло намного быстрее, чем население Азии и Африки. Так, в России численностьувеличилась в 8,1 раза, в Европе — в 4,1 раза, тогда как население Азии за этоже время выросло в 3,4 раза, а Африки — только в 2,4 раза.
В результате к началу XX века самойнаселенной страной оставался Китай (475 млн человек), за которым следовалистраны Южной Азии (290 млн). Третье место занимала Россия (130 млн человек),вслед за которой располагались США (76 млн), Япония (45 млн), Германия (43млн), Франция (41 млн), Индонезия (38 млн), Великобритания (37 млн). Остальныестраны по численности населения значительно отставали от них.2. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ XX ВЕКА
Динамика численности населения напротяжении всего XX столетия отличалась еще большей интенсивностью. НаселениеЗемли выросло более чем на 3 млрд человек, или практически в 3 раза. При этомбыстрее всего росло население Латинской Америки (в 6,1 раза) и Африки (в 4,7раза), медленнее всего — население Европы (в 1,7 раза) и СССР (в 2,1 раза).Причины этого дисбаланса следует искать в миграционных потоках (они значительноускоряли рост населения в Северной и Латинской Америке, Австралии и НовойЗеландии), последствиях двух мировых войн, очень быстрых темпах естественногоприроста населения в развивающихся странах после Второй мировой войны. Темпыприроста населения Земли на протяжении всего XX столетия были как никогда ранееинтенсивными. Так, численность населения мира в 1 млрд была достигнута примернов 1820 г.; 2 млрд — в 1927 г. (через 107 лет); 3 млрд — в 1959 г. (через 32 года); 4 млрд — в 1974 г. (через 14 лет); 5 млрд — в 1987 г. (через 13 лет); 6 млрд — в 1999 г. (через 12 лет). В конце XX столетия две страны имеютнаселение более 1 млрд человек: Китай — 1,2 млрд и Индия — 1 млрд, а семь странимеют численность более 100 млн человек (США, Индонезия, Россия, Бразилия,Япония, Нигерия, Пакистан).
Всего в мире в настоящее время насчитывается225 государств, имеющих постоянное население и являющихся суверенными. Однаковсе их население распределено очень неоднородно. В отмеченных выше государствахпроживает более 60% населения мира. В то же время в 62 крупных и среднихгосударствах (с населением свыше 10 млн человек в каждом) сосредоточено почти95% всего населения Земли. И наконец, в мире насчитывается 38 карликовых стран(с числом жителей менее 100 тыс. человек), в которых живет в совокупности около1 млн человек.
Как и на всем протяжении этническойистории человечества, этнодемографические процессы XX столетия не отличалисьритмичностью и устойчивостью. В первые четыре десятилетия XX века населениеЗемли увеличилось всего на 665 млн человек, т. е. ежегодно оно возрастало всреднем на 16,6 млн. В это время в странах Азии и Африки смертность былазначительно выше, чем в других регионах, а естественный прирост — сравнительнонизким. Высокая рождаемость в странах этих регионов (более 4% в год) былаобусловлена ранними браками и традициями многодетных семей. Последнееобстоятельство было вызвано, в свою очередь, высокой детской смертностью,угрожавшей оставить родителей без потомства. Частые неурожайные годы,порождавшие голод и эпидемии, уносили ежегодно сотни тысяч, а иногда и миллионыжизней.
Свое влияние на этнические процессыоказали экономический кризис начала 30-х годов и политические отношения ведущихмировых держав. Среднегодовой прирост населения в 30-х годах сократился в целомпо миру до 1 %, а в некоторых развитых странах даже стали проявляться признакидепопуляции. Так, например, во Франции в 1935 г. число смертей превысило число рождений. Резко упал прирост населения также в США, почти на 30% снизились темпыприроста населения в Азии. Лишь страны Латинской Америки избежали влияния этогопроцесса — там среднегодовой прирост населения в 30-х годах составил 1,8%.
Среди причин, значительно повлиявшихна этнические процессы XX века, самой значительной, безусловно, стала втораямировая война. Одни только прямые людские потери от нее в итоге составили более50 млн человек, из которых примерно половина пришлась на народы СоветскогоСоюза. Что же касается косвенных потерь, связанных со снижением рождаемости иувеличением смертности (во многих странах рождаемость в военные годы была нижесмертности), то они, по приблизительным подсчетам, были в 2,5 раза большепрямых потерь (человечество «недосчиталось» по крайней мере 175 млн человек).Довоенный уровень численности населения в странах Европы был достигнут в 1947 г., а в Советском Союзе — в 1955 г.
В военные годы лишь в странах Америкии Австралии численность населения росла ускоряющимися темпами. Особенно этопоявилось в Латинской Америке, где среднегодовой прирост достиг 2,5% за счетиммигрантов, переезжавших туда в первые послевоенные годы из разоренных странЗападной Европы.
Этнические процессы середины XXстолетия коренным образом отличались от процессов предшествующих десятилетий.Главным фактором, влияющим на этническую ситуацию в мире, стал глобальныйдемографический взрыв 50-х годов, который качественно и количественно отличалсяот всех предыдущих. Дело в том, что в послевоенное время произошло резкоепадение показателей смертности населения, в короткие сроки затронувшеебольшинство стран мира. Рождаемость при этом не превышала средних показателей.В результате снижения смертности среднегодовой прирост населения увеличилсяпрактически во всех странах планеты и достиг к середине 60-х годов в среднем помиру 2%, а в некоторых странах Южной Америки, Африки и Азии превысил 3%. Витоге численность населения многих стран с 1950 по 1983 г. более чем удвоилась. В то же время в большинстве стран Европы за этот же период население возросломенее чем на 25%.
Демографический взрыв 50-60-х годовсменился в 70-е годы быстрым снижением рождаемости и темпов естественногоприроста в странах Европы. Снижение этих темпов было настолько значительно, чтодаже среднегодовой абсолютный прирост населения в начале 80-х годов был на 1млн человек ниже, чем десятилетием ранее. В большинстве стран Северной иЗападной Европы происходило простое воспроизводство населения. Эта тенденция исегодня является определяющей в этнических процессах большинства стран Европы.Так, если считать 15 рождений на каждую 1000 человек границей низкойрождаемости, то ее уже перешли почти 2/3 стран Европы.
В последние два десятилетия такжеснижаются темпы прироста населения и в Азии, хотя этот процесс происходитдовольно медленно (с 2,2% в год в 60-е годы до 1,8% в начале 80-х годов). Лишьв арабских странах, Пакистане, Малайзии и на Филиппинах темпы приростанаселения продолжают традиционно оставаться высокими, а регион в целом даетпо-прежнему более 60% всего прироста населения мира.
В странах Латинской Америки довольнорезкое снижение уровня смертности населения произошло сразу после Второймировой войны, что при неизменном уровне рождаемости выдвинуло регион на первоеместо в мире по темпам роста населения. Однако с середины 60-х годоврождаемость и здесь начинает довольно резко падать, что привело к тому, что запоследние 20 лет прирост населения остался примерно на том же уровне (немногимболее 8 млн человек в год).
Иначе развиваются этнические процессыв Африке, где в течение всего послевоенного времени наблюдаются самые высокиеуровни рождаемости и смертности. Снижение смертности там стало происходить сначала 60-х годов при неизменном уровне рождаемости, что обеспечило непрерывныйестественный прирост населения вплоть до настоящего времени. С конца 60-х годовАфрика по темпам роста населения обогнала Латинскую Америку. Ежегодный приростнаселения африканского континента составляет за последнее десятилетие более 15млн человек.
Таким образом, этническая картинамира на протяжении всей истории человечества отличалась пестротой иразнообразием. Чтобы лучше осознать многоплановые этнические процессы, идущие вмире, нужно использовать научную классификацию народов мира. Однако сложность,многовариантность, историческая изменчивость этнической картины мираобусловливают различные виды классификаций, которые, взятые по отдельности, недают исчерпывающей этнологической характеристики отдельного народа.Рассмотренные же в своем единстве, различные приемы классификации позволяют систематизироватьэтносы по широкому кругу признаков.
В современной этнологии принципынаучной классификации этносов отличаются разнообразием; они разработаны наоснове собственно этнологических методов и методов смежных наук и базируются накритериях, отличающих одни этносы или этнические группы от других. При этомподобных критериев может быть довольно много, в зависимости от конкретных задачтого или иного исследования. Одни критерии классификации основаны в первуюочередь на исследовании этнической принадлежности народов, их происхождения ипутей формирования, для чего первостепенное значение имеют данныесравнительно-исторического языкознания, антропологии, систематизированныесведения о материальной и духовной культуре. Другие критерии исходят из анализаявлений, свойственных разным народам и их группам, независимо от этническойпринадлежности, наличия или отсутствия культурных контактов. Это прежде всегопризнаки хозяйственной деятельности, зависевшие в прошлом в большей мере отприродно-географических условий, экологии и в значительно меньшей степени отэтнических и культурных традиций. Это касается группировки народов по уровнюразвития социальных отношений, а также по религиозной принадлежности.
Исходя из критериев совокупныхантропологических признаков, совместного проживания на одной или несколькихтерриториях, типа этнической общности, общих особенностей быта и культуры,общей исторической судьбы, языкового родства, можно разделить все народы последующим основаниям: географическому, антропологическому, языковому ихозяйственно-культурному.
3. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
С помощью такой классификации этносоввыделяются условные географические регионы, в которых расселены народы мира.Эта классификация используется главным образом при внешнем описании народов и внекоторых случаях, когда пространственное расселение народов может иметьсущественное значение при решении этнологических проблем.
Классификация такого типа опираетсяна факт географического соседства народов и отражает совместный характер ихпроживания в пределах какой-то определенной, чаще всего обширной территории.Так появились понятия «народы Кавказа», «народы Восточной Европы» и т.д. Ноподобное географическое объединение народов возможно лишь в той мере, в какойгеографический принцип классификации совпадает с этническим. Сам уровеньиспользования географического принципа классификации довольно высок, посколькуон применим только к обширным зонам, в пределах которых и осуществляется егоотносительное совпадение с этническим. Географическая классификация не отвечаетна вопросы о происхождении народов, о процессах их формирования, охозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития,но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Наболее низком уровне, в пределах пространственно незначительных территорийпоследовательное проведение в жизнь географической классификации этносовприводит к непримиримым противоречиям с представлениями о родстве этническихгрупп. Поэтому географическая классификация носит вспомогательный характер и еюпользуются лишь в той степени, в какой она обнаруживает свое совпадение сгруппировкой народов по другим критериям, т.е. в рамках крупных регионов. Приклассификации этносов внутри ограниченных областей от нее приходитсяотказываться.
Единой принятой во всех странахгеографической классификации не существует. Самое простое деление: народыАвстралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы.Именно этой классификацией мы пользовались, описывая этническую картину мира иэтнодемографические процессы, происходящие в нем.4. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Согласно отечественной научнойтрадиции, антропология как наука изучает процесс происхождения человека, егоэволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. В основеантропологической классификации лежит принцип деления народов по расам. В нейакцент делается на биологическом, генетическом родстве между различнымиэтническими группами. Одним из создателей расовой (антропологической)классификации является французский ученый Франсуа Бернье (1684), которомупринадлежит также авторство самого термина «раса».
Современная этническая картина мираубеждает нас, что существует бесспорная биологическая реальностьфенотипического разнообразия людей, т.е. между людьми имеются физические(телесные) различия. Обычно они определяются визуально (цвет кожи, черты лица,строение скелета, тип волос и т.д.). Особенно заметны в этом отношении телесные,или антропологические, различия между территориальными группами людей,удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географическойобстановке. Это фенотипическое разнообразие отражает прежде всего способностьлюбых форм жизни к эволюции, через механизм которой и возникает разнообразиечеловеческих типов. В повседневной жизни и в науке подобные различия междуфизическими типами людей обычно называют расовыми. Они представляют собойадаптацию этносов к особому типу природных условий и всегда имеют групповойхарактер, выявляясь полностью только при сопоставлении целых человеческихколлективов.
Расовые различия всегданаследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многихпоколений. Поэтому для изучения этих различий огромное значение имеют данныенауки о наследственности — генетики. Понятно, что сходство многихнаследственных физических признаков у разных людей или целых их групп служитвеским доказательством общности их происхождения, или генетического родства.
Формирование основных рас, какпредполагают ученые, происходило приблизительно в промежутке 40-16 тыс. лет дон.э. Однако на этом процесс расогенеза не закончился, он продолжался и позднее.Одновременно с возникновением рас происходило и их постоянное смешение, вследствиечего «чистых» рас в мире не существует, все они обнаруживают те или иныепризнаки смешанности. Складывалось и много промежуточных антропологическихтипов, сочетающих в себе разные расовые признаки.
В антропологии и этнологии среди рассовременного человечества принято выделять наиболее крупные подразделения,называемые большими расами или расами первого порядка. Внутри этих больших расвыделяются расы переходные, смешанные (второго, третьего порядка), которыескладывались, по всей видимости в более позднее время. Переходными принятоназывать расы, сформировавшиеся в столь отдаленные времена, что теперь трудноустановить, являются ли они результатом смешения двух рас или же сохраняютдревние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения.Смешанные же расовые типы формировались не только в древности, но и всредневековье, новое и новейшее время в процессе метисации.
При рассмотрении проблемантропогенеза и расогенеза современная наука исходит из убеждения, чтобиологически человечество едино, все люди нашей планеты относятся к одномубиологическому виду. Но некоторые особенности физического строения людейменяются в зависимости от их проживания в той или иной части света. Такиеособенности, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей,принято называть расовыми признаками. Важнейшими из них являются следующие:
1) форма волос, где учитываются двеособенности: жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса в 2 разабольше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые,широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Извилистость волосопределяется расположением их корней в коже и формой поперечного сеченияволоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень егоне имеет изгиба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более острый. Укурчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечноесечение прямых волос по форме близко к кругу, а волнистые и курчавые волосы всечении дают овал;
2) третичный волосяной покров,появляющийся в период полового созревания. Его развитие оценивается в баллах от1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитывается густота волос иплощадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усыи бороду мужчин;
3) цвет кожи. Он может изменяться вдиапазоне от бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветовкожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа — у жителей СевернойЕвропы, наиболее темная — у жителей Центральной Африки;
4) цвет волос. Принято различатьчерные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы;
5) цвет глаз (окраска радужнойоболочки). Темные глаза — черные, карие, желтые; глаза смешанных или переходныхцветов -желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза — светло-серые, голубые,синие;
6) рост. Средняя длина тела учеловека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на планете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго — 141 см для взрослого мужчины. Самый высокий средний рост — 182 см отмечен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост выше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы,норвежцы, полинезийцы;
7) пропорции тела. По пропорциямсоотношения длины конечностей и длины тела, ширины плеч и таза выделяютследующие типы фигур: а) брахиморфный («брахис» — короткий, «морфо» -форма) тип- относительно короткие руки и ноги, длинное туловище, широкие плечи и таз; б)долихоморфный («долихос» -длинный) тип — сравнительно длинные конечности,короткое туловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный («мезос» — средний) тип — занимает промежуточное положение между первыми двумя;
8) параметры головы. Здесь основнымпоказателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине(продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% — доликефалия («кефалос» — голова); между 76 и 80,9%- мезокефалия; больше81%-брахикефалия.
Кроме отмеченных выше расовыхпризнаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальнуюпрофилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса(складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезныйбугорок), параметры носа, высоту и толщину губ.
С учетом всех отмеченных признаковможно определить расы как территориальные группы людей, выделяемые на основанииих генетического родства, которое проявляется внешне в определенном физическомсходстве по многим признакам. При этом далеко не все телесные наследственныеособенности людей могут считаться расовыми, а только те из них, которые имеютизвестный ареал своего распространения. Наследственный характер и наличиегеографического ареала распространения — вот два необходимых условия для того,чтобы какой-нибудь конкретный физический признак мог считаться расовым.
Совершенно очевидно, что всевышеописанные расовые признаки являются второстепенными, не существенными дляобщего направления биологической эволюции и исторического развитиячеловечества. Несомненно видовое единство всех современных людей, общностьпроисхождения рас. Изучение расовых признаков очень важно для доказательстваединства происхождения человечества, равноправия народов и рас. Это важно также дляразрешения многих биологических и исторических проблем, связанных спроисхождением человека и его рас, их расселением на Земле, смешением ивзаимодействием. Хотя расовые признаки сами по себе не имеют ничего общего суровнем общественного развития разных групп человечества, эти признаки вомногих случаях служат показателями родства и взаимодействия народов, своегорода метками, по которым можно проследить исторические судьбы разных этническихобщностей.
Особенно удобно это делать, определяяте расовые признаки, которые связаны с тонким внутренним строением разныхтканей и органов. К числу подобных признаков, имеющих определенныегеографические ареалы распространения, относятся многие свойства крови — группакрови и резус-фактор. Так, у европейцев группа крови А встречается чаще, чем В,концентрация которой увеличивается до максимума в Азии. Также есть интересныеданные по особенностям строения зубов, узоров на пальцах и ладонях,цветослепоте, пробе вкуса на фенилтиокарбамид и т.д.
Использование в этнологииантропологической классификации обусловлено тем, что язык и культура могутраспространяться и без перемещения антропологических типов, но носителиопределенных расовых признаков никогда не переселяются, не принося с собойопределенной культуры и языка. Антропологические данные поэтому играют важнуюроль в определении тех этнических элементов, из которых сложился данный народ.Если масса населения, почти однородная по антропологическому составу, разделенана этнические группы, говорящие на разных языках, то в прошлом следует искатьих историческую общность. Границы антропологических типов зачастую совпадают систорико-этнографическими областями.
В отечественной и зарубежнойантропологии до сих пор отсутствует единая система классификации рас, нонаиболее распространенной в настоящее время является классификация, внесоответствии с которой выделяют четыре большие расы: 1) европеоиды(евразийская раса); 2) монголоиды (азиатско-американская раса); 3) негроиды(африканская раса); 4) австралоиды (океанийская раса).
Так, у европеоидов беловатый илисмугловатый цвет кожи, волосы самых разных оттенков, волнистые или прямые,обычно мягкие, растут на лице и на теле, нос узкий, выступающий, а вот скулывыступают слабо, губы тонкие или средней толщины. Глаза разных оттенков, широкооткрыты, оси их горизонтальны, складка верхнего века, частично прикрывающая егонаружную поверхность, отсутствует или развита слабо. Челюстная часть лица почтине выступает вперед.
У австролоидов цвет кожи темный, волосыкурчавые или волнистые, притом темные и жесткие, скулы выступают впередумеренно, а челюстная часть лица — значительно, нос широк, губы толстые. Налице и на теле обильно растут волосы.
У монголоидов цвет кожи желтоватыйили темно-смуглый, волосы большей частью тугие (жесткие), по форме прямые.Окраска волос и глаз, как правило, черная или темно-коричневая, борода и усы умужчин появляются поздно и редко достигают большой густоты. Лицо широкое ивысокое, уплощенное, скулы сильно выступают, а нос — слабо. Глаза нередкоузкие, оси их наклонены, складка верхнего века сильно развита, часто доходит доресниц. Характерен также эпикантус — особая кожная складка, частично илиполностью закрывающая слезный бугорок во внутреннем углу глаза. Эти признакихарактерны для азиатской ветви этой расы.
А у индейцев Америки, тожепринадлежащих к монголоидам, лицо совсем не плоское, на нем выдается крупныйнос, часто даже с горбинкой. Эпикантус у них развит слабо. Цвет кожи — красноватый.
Для негроидов характерны курчавые, обычножесткие, черные волосы, очень темный (до шоколадно-коричневых оттенков) цветкожи, карие глаза. Борода и усы растут плохо, как и у монголоидов. Лицо узкое инизкое, скулы выступают слабо или умеренно. Ширина носа очень велика, почтиравна его высоте. Глаза, как и у европейцев, широко открыты, горизонтальнорасположены, складка верхнего века небольшая. Челюстная часть нередко выступаетвперед. Слизистая оболочка рта сильно или даже очень сильно выступает наружу.
Европеоиды сегодня населяют не толькоЕвропу. Они занимают всю Северную Африку (алжирцы и египтяне), запад Азии(турки и арабы), Сибирь (русские), почти весь Кавказ, часть Средней Азии, Ирак,Афганистан, Индию. За последние четыреста лет европеоиды стали главной частьюнаселения Северной Америки и многих стран Южной Америки.
Негроиды сегодня живут в Африке, намногих островах Тихого океана, очень много в свое время их было завезено вАмерику, где и сегодня живут их потомки.
Австралоиды, во многом близкие кнегроидам, живут в Австралии, Меланезии.
Монголоиды (азиатская ветвь) населяютКитай, Вьетнам, Японию, Индонезию, Филиппины. К ним относятся казахи, киргизы,некоторые другие народы Средней Азии, коренные народы Севера и ДальнегоВостока.
В составе названных больших расвыделяют несколько малых рас (их называют иногда этногенетическими пучками илилокальными расами), численность которых достигает 25. Между большими и малымирасами существует довольно большое количество переходных форм. Например, междунегроидами и европеоидами -эфиопы и мулаты; между монголоидами и австралоидами- южноазиатская раса, японцы и т.д.
Так, лица у эфиопов примерно того жетипа, что у их соседей-арабов, а кожа темная, не светлее, чем у представителеймногих негрских этносов. У японцев сочетаются одновременно признаки австралоидов,монголоидов и европеоидов.
Расы не могут не смешиваться междусобой. Поэтому сейчас у многих людей, на первый взгляд представляющих собой«чистый» тип той или иной большой расы, антропологи находят признаки,свидетельствующие о древних или сравнительно недавних смешениях крови. Так,знаменитый Александр Дюма, автор «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров», былвнуком негритянки. А Александр Сергеевич Пушкин был потомком не только знатныхрусских родов, но и арапа Петра Великого, привезенного в Россию изсеверо-восточной Африки.
Это же происходит и с целыминародами. Например, 4-5 тыс лет назад из Азии в Европу пришли племена, бывшиепредками индоевропейцев. С собой они принесли признаки монголоидной расы.Смешавшись с представителями европеоидных народов, они оставили общим потомками некоторые особенности своей внешности. Поэтому взгляд специалиста отмечает унекоторых жителей Эстонии близость разреза глаз к монгольскому, некоторуюуплощенность лиц.
С юга в Европу в течение тысячелетийпроникали африканцы. Примесь их крови антропологи отмечают не только уиспанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции, но и дальше насеверо-западе, в Ирландии.
Вообще, вся история человечествапредставляет собой историю переселений и завоеваний одних народов другими. Ноесли народы-завоеватели, пришельцы часто оказывали довольно большое влияние накультуру завоеванного народа, то антропологические последствия переселений быликуда менее заметны. Ведь завоевателей не может быть слишком много, и, во всякомслучае, их значительно меньше, чем коренного населения, даже если часть егоистребляется в ходе нашествия. Во внешности общих потомков наследие побежденныхчаще всего оказывается гораздо заметнее, чем наследие победителей.
По этим следам антрополог может узнатьмногое об истории народа, не отраженной ни в фольклоре, ни в письменныхисточниках, которые предпочитают умалчивать о подобных вещах. Всегда приятнеепроисходить от победителей, чем от побежденных. Так и появляются многочисленныемифы об истории и происхождении разных народов. И лишь антропологическиеисследования могут вычленить в них рациональное зерно.
Этническая картина РоссийскойФедерации является достаточно пестрой в расовом аспекте, так как в нейпроживают свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самый большой этнос- русские — составляет 120 млн человек, самая маленькая этническая группа — керки — около 100 человек). В составе всего населения России этнологинасчитывают 10 малых рас. Объяснение такого разнообразия ученые видят в том, чтопо территории нашей страны проходит граница между основными ареаламираспространения двух больших рас — европеоидной и монголоидной. Процессырасового смешения имеют здесь многовековую историю. Поэтому населению Россииникогда не был свойствен расизм как неприятие представителей какой-либо расы.
К сожалению, в общем для историичеловечества характерен и этноцентризм, и расизм. Еще древнегреческий историкФукидид сообщал, что персы его времени самым лучшим на свете народом считаютсебя, а относительно других народов полагают, что, чем дальше они живут отПерсии, тем они хуже. Как мы видим, такой модели отношения к чужеземцам — многие тысячи лет. А если к тому же у вновь встретившихся людей другой цветкожи и непривычная внешность, ситуация только ухудшается.
Европейская наука (этнология,антропология, культурология) пыталась подвести научную базу под эти взгляды.Например, в современной биологии имя Карла Линнея глубоко уважаемо. Это великийсистематизатор живого мира, во многом заложивший основы современной биологическойнауки. Менее известно, что он пытался систематизировать и человеческие расы. Вего классификации американец — красноват, холерик, строен; европеец — бел,сангвиник, мясист; азиат — желтолик, меланхолик, крепкого сложения; африканец — черен, флегматик, дрябл. Линней также утверждает, что американец упрям, доволенсобой, свободолюбив; европеец подвижен, остроумен, изобретателен; азиат жесток,любит роскошь и скуп; африканец лукав, ленив и равнодушен.
Но откровенно расистские концепции,делавшие выводы о праве на власть предпочитаемых рас (прежде всего европейцев),появились только в конце XVIII века. Особенно популярны они были в Америке, таккак обосновывали рабство негров тем, что последние — низшая раса и не способныжить без постоянной опеки.
В 1853 году вышел манифест расизма — книга французского графа Артура Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас». Вэтой книге он показывал, что причина, источник разного уровня развития народови культур состоит в расовых особенностях людей, населяющих эти страны. При этомон исходил из идеи полигенизма — учения, отрицающего единство человеческогорода, считавшего, что каждая раса появилась вполне самостоятельно. Именнопоэтому расы отличаются между собой не только по «красоте» и внешним признакам,но и по психологическим качествам и умению создавать и усваивать культуру.Дикари являются таковыми, потому что они — представители низших рас и выше имникогда не подняться.
Низшей расой Гобино считал черную,несколько более развитой — желтую. Но единственно способной к прогрессу исозданию полноценной культуры называлась белая раса, особенно ее элита -арийцы.Свой тезис Гобино доказывал, рассматривая развитие десяти цивилизаций,известных в истории человечества (индийская, египетская, ассирийская,греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская иперуанская), и считая, что они созданы высшей разновидностью белой расы — арийцами. Чтобы доказать это, он использовал самые фантастические допущения (например,китайская культура объявлялась созданной ветвью белых людей, прибывших изИндии).
Идеалом для Гобино была германскаякультура, воплощенная в средневековой Римской империи. Но будущее человечестваон представлял себе весьма пессимистически. Дело в том, что, создавая повсюдуновые типы культуры, белая раса (включая арийцев) смешивалась с другиминародами, теряла свою чистоту и изначальный импульс энергии.
Более наукообразное оформлениеподобные взгляды получили в теориях Ж. Ляпужа во Франции и О. Аммона вГермании. Эти авторы выдвигали тезис о зависимости психических качеств людей иих культуры от величины головного показателя. Головной показатель вантропологии — это процентное отношение наибольшей ширины головы к еенаибольшей длине. Согласно этим «теориям» чем длинноголовее был человек, тем болееон считался одаренным, способным и т.д. Длинноголовые – представителиевропейской расы, создательницы великих культур в истории человечества. Если жесреди европейцев обнаруживаются короткоголовые, то обычно это бедные классы ислои населения, потомки негерманского местного населения, что и объясняет их«неполноценность».
Аналогичные концепции можнообнаружить у Л. Вольтмана, убежденного в превосходстве европеоидной(кавказской) расы, и у Х. Чемберлена, который высшей считал «тевтонскую» расу,наследницу «арийского» духа.
Если начало «научным» концепциямрасизма положила европейская наука, во многом отражавшая реальную практикуколониализма, то постепенно начало формироваться и движение со стороны бывшихколониальных и зависимых народов, создавших в ответ «белому» расизмусобственные теории о своей расовой исключительности. Именно так появились идеипревосходства индийской, японской, африканской или китайской культур и народовнад нынешними европейцами.
Еще в середине XIX века в ЛатинскойАмерике возникло серьезное общественное течение под названием «индеанизм»,ставившее своей целью улучшение положения индейцев. От утверждения, что индейцы- «тоже люди», они постепенно пришли к выводу о том, что индейская раса — самаялучшая и высшая, потенциально имеет возможность и должна стать самой высокой наЗемле. В XX веке сторонники индеанизма уже утверждали, что только чистокровныеиндейцы имеют право жить на индейской земле. В Мексике в рамках этого течениявозникло общество «Касканес» («Борцы за»), члены которого требовали изгнания изМексики всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови.
В США девиз: «Черное — прекрасно»,под которым выступали многие борцы за равноправие негров, для черных расистовприобрел новое значение: «Белое — отвратительно». А в Африке в 60-х годах послеосвобождения многочисленных африканских стран от колониальной зависимости быласоздана концепция «негритюда» (расизма наоборот). Ее создателем стал Л.С.Сенгору (Сенегал). Он отмечал преимущества и особенности африканцев как детейприроды, непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ее ритмам, запахам,звукам. Африканская культура поэтому вся пронизана ритмами, связывающими ее скосмическими колебаниями. Белый же человек — разрушитель, потерявший гармонию вотношениях с самим собой, другими людьми и природой. Его ожидают беды, если онне изменит своей культуры.
Говоря о значении антропологическойклассификации этнологии, следует отметить ее ограниченный и вспомогательныйхарактер для исследования вопросов этногенеза, этнической истории,межкультурных коммуникаций и т.д.
народонаселение этнос раса5. ЯЗЫКОВАЯ (ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ) КЛАССИФИКАЦИЯ
Среди различных видов классификацийэтносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самойважной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническомродстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или инойкультуры. Во всех сколько-нибудь полных этнических обзорах земного шара народы,как правило, группируются в соответствии с принципом лингвистическойпринадлежности.
Языковая панорама современного мираотличается богатством и сложностью. Ученым известно около 6000 языков, накоторых разговаривают различные этнические общности и группы. Причем только вредких странах люди разговаривают на одном языке, зато есть страны, гдесуществует более 100 языков. В настоящее время некоторые языки распространилисьдалеко за пределы территории своего происхождения. Среди многих этническихобщностей только часть разговаривает на языке, который считается родным. А наобщем языке могут говорить и те народы, которые имеют разное происхождение. Нов целом языковой принцип классификации все же сохранил свое ведущее значение.Таким образом, языковая принадлежность и этническое происхождение — не одно ито же.
Исторически языковая и этническаяпринадлежность часто совпадают, что делает эту классификацию необходимойосновой для идентификации этносов и этнических общностей, для изученияэтнической картины мира. При ее использовании в процессе исследованияэтнических проблем необходимо учитывать тот факт, что за время своегосуществования этнос мог неоднократно поменять язык, что, естественно, снижаетнаучные возможности языковой классификации.
В основе языковой классификации лежатдва критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основойчеловеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способпередачи информации посредством системы специально производимых символов.Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлениемсовременного человека.
Исследования лингвистов в областиродства тех или иных языков важны для этнологии как показатели близости культури соответственно народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификацииязыков народов мира с целью восстановления их генетического родстваиспользуются следующие основные разряды (таксоны): говор, диалект, язык, группародственных языков, языковая семья. При этом родство языков может означать иродство по происхождению.
Сравнительное языкознание,основываясь на данных фонетики, грамматики, словарного состава (лексики),устанавливает наличие или отсутствие родства между языками. Это позволяетобъединять их в языковые семьи, являющиеся основными единицами лингвистическойклассификации. Такого рода языковые семьи появились в процессе развития изязыка-основы. Но язык — это исторически развивающееся и изменяющееся во времениявление, поэтому родственные по происхождению языки в наше время могут нетолько сильно отличаться один от другого, но и также не иметь многих признаков,характеризующих их языковую семью в целом. Поэтому языки классифицируются не посовременному состоянию, а по принципу исторического генетического родства.
Язык — общественное явление и можетсуществовать только в обществе. Возникновение общества и языка как средствапередачи социальной информации было неразрывно связано с развитием трудовогопроцесса. Языки подвержены самым различным изменениям: спонтанным, а такжеобусловленных заимствованиями из чужого языка, вследствие чего наличие общихслов вовсе не обязательно свидетельствует о родстве языков. Таким образом,языки проходят столь же сложные пути исторического развития, как и этническиеобщности. И так как этносы и языки часто совпадают, языковая классификациясоставляет одну из основ выделения этнических общностей и установления ихпроисхождения.
Этнология в языковой классификацииисходит из представления о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к однойэтнической группе. Наряду со взаимопониманием этнология учитывает такжеосознание людьми своей культурно-языковой близости с другими народами иэтническими группами. В лингвистической классификации это описывается понятием«группа родственных языков». Например, все народы, говорящие на языкахславянской группы индоевропейской языковой семьи, осознают исходное родствосвоих языков, даже если в общении они не понимают друг друга. Наконец,этнология учитывает родство между языками и культурами более отдаленного типа,обозначаемого лингвистами понятием «языковая семья». Ученые-лингвисты выделяют12 таких языковых семей, охватывающих около 96% языков мира. В свою очередь,каждая из семей подразделяется на подсемьи, или ветви, состоящие из языков,более близких друг другу, чем языкам других подразделений. Почти каждый языкимеет варианты, обусловленные социальными и географическими факторами. Такиеварианты получили название диалектов. Так, например, существует много вариантоварабского языка.
Этнологический смысл языковойклассификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковойсемье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.
Одной из самых распространенныхязыковых семей, представленной на всех континентах Земли, являетсяиндоевропейская, время формирования которой ученые относят к эпохе бронзы. Онавключает в себя все славянские языки, балтийские, германские, кельтские,романские, иранские, индоарийские языки, что говорит о родстве и единствепроисхождения этих народов. Объединение в одну финно-угорскую группу языковговорит о родстве таких народов, как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты,манси.
Кроме языков, объединенных в группы исемьи, есть ряд языков, не причисленных ни к какой группе или семье: баскский,кетский, нивский, айнский и др.
Сейчас, конечно, родство этих,кажущихся такими разными, языков уловить сложно. Даже русские, украинцы ибелорусы, являющиеся самыми близкими народами, с трудом могут понять речь другдруга. Русскому, поляку или сербу уже нужен переводчик. Обойтись без него мымогли бы 12 веков назад, когда южные, западные и восточные славяне были кудаближе друг к другу, чем сейчас.
Три тысячи лет назад на одном языкеговорили славяне, латыши и литовцы, а еще раньше — славяне и немцы.
Праславянский и прагерманский языкибыли братьями, оба они отделились (вместе с языками кельтов, италиков и др.) отдревнеевропейского языка. А тот, в свою очередь, вместе с индоиранскими языкамивышел из лона общего индоевропейского языка.
Разумеется, заметить сходство недавноразделившихся языков легче, чем тех, которые разделились уже давно. Но все жеэто было сделано. Так, еще 400 лет назад итальянец Филипп Сассетти, побывав вИндии, первым заметил сходство итальянских и латинских слов с индийскими. Г.Лейбниц в XVIII веке обратил внимание на сходство между финским и венгерским языками.М.В. Ломоносов писал о родстве греческого, латинского, русского и немецкогоязыков. Именно работы лингвистов в очень большой степени заставили европейцевосознать свое родство с другими народами мира.
Пирамида индоевропейских языков,которую мы только наметили, в свою очередь, только одна из составных частей ещеболее грандиозной языковой пирамиды так называемых ностратических языков.Ностратическими (от лат. nostra — наша) их называл финский ученый X. Пендерсен.
Сегодня доказано родство больших языковыхсемей Европы, Африки и Азии: афразийской (семитско-хамитской), картвельской,индоевропейской, дравидийской, уральской, алтайской.
Также есть серьезные гипотезы,обосновывающие родство языков аборигенов Австралии с языками народов ЮжнойИндии.
В самое последнее время появиласьсерьезная гипотеза, согласно которой северокавказские языки не только состоят вродстве между собой, но и составляют вместе с синотибетскими языками (в ихчисло входит и китайский) надсемью того же уровня, что и ностратическая.
Но есть и еще более интереснаягипотеза, утверждающая, что все люди мира говорят на одном языке.
Конечно, разные языки очень сильноотличаются друг от друга. Так, в английском, немецком и французском языках естьартикли, которых нет в русском, а в русском — шесть падежей именисуществительного. Тем не менее эти языки принадлежат к одной языковой семье, и,значит, различия между ними сравнительно невелики. Значительно больше разнятсядалекие друг от друга языки. В речи эскимосов очень трудно разбить фразы на слова.В тюркских словах основа слова и его суффикс могут оказаться в разных местахпредложения. У китайцев почти все слова очень короткие, односложные и не меняютсвоей формы, значение же слов и смысл фраз зависят от музыкального тона.
Однако, несмотря на все эти различия,у всех языков народов мира есть некоторые общие черты. Ученые говорят оязыковых универсалиях — правилах, действующих с одинаковой силой во всехнаречиях и диалектах планеты.
Пока что нам известны далеко не всетакие универсалии. И есть только предположения о причинах их появления. Скореевсего, они зависят от устройства голосового аппарата человека, а также отглубинных законов нашего мышления. Именно так выделяется так называемыйбазисный словарь — слова, обозначающие понятия, не зависящие от времени. Этослова, называющие части человеческого тела, личные местоимения, числительные ит.д. Обычно в этот словарь входит около 200 слов. Но базисный словарь тожеменяется, исчезают одни слова, им на смену приходят другие. И сегодня ученыеустановили, с какой скоростью происходят эти изменения. Считается, что затысячу лет из 200 главных слов меняются 39.
Обладая этими данными, можно поколичеству общих слов в родственных языках проследить, как давно ониразделились, сколько времени прошло с тех пор, как эти народы составляли единыйэтнос.
Как мы видим, лингвистическиеисследования играют очень важную роль в этнологии. Тем не менее,лингвистическая классификация народов мира не полностью совпадает сэтнологической, так как понятия «этнос» и «язык» не идентичны. Поэтому помимоязыковой классификации по генеалогическому принципу язык может стать основойклассификации и в своем реально бытующем виде. По данному основанию ученыевыделяют моноязычные, двуязычные (например, мордва с языками эрзя и мокша) иперешедшие на язык более крупного этноса (уэльсцы) народы. И наоборот, разныенароды могут говорить на одном языке или его диалектах: немцы и австрийцы;французы и франко-бельгийцы и т.д. Это дает основания для выделения монолитныхв языковом отношении народов и народов с сильными диалектальными различиями.Иными словами, этническая дифференциация человечества носит комплексныйхарактер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковаяклассификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническоесвоеобразие каждого из них.6. ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Современная этническая картина мира,как мы уже отмечали, представляет собой довольно сложное и пестрое образование,поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживаетот 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этническом многообразииобращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству. Этообстоятельство послужило основанием для еще одного вида классификации народовмира, получившего название хозяйственно-культурной классификации.
Хозяйственно-культурная классификациябазируется на этнологических методах исследования хозяйства и культуры ииспользуется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, историихозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническимипроцессами культурных и исторических отношений между народами. Методологическойосновой такой типологизации является выделение хозяйственно-культурных типов.
Авторы хозяйственно-культурнойклассификации рассматривали факты одинаковых способов хозяйственнойдеятельности и типологически близких явлений культуры в сходных условияхгеографической среды как одинаковый ответ этнических групп на эти условия.Такой ответ они и назвали хозяйственно-культурным типом (ХКТ). В этнологии подхозяйственно-культурным типом понимаются определенные комплексы особенностейхозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов,находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих всходных условиях среды.
Основы хозяйственно-культурнойклассификации народов мира начали разрабатываться задолго до того, какэтнология выделилась в качестве самостоятельной науки. Еще в античности предпринималисьпопытки связать этапы развития общества с определенными стадиями хозяйственногои культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота,пастушество, земледелие. Это соответствовало переходу от дикости к варварству ицивилизации. Очевидно, что такой подход фиксировал все более высокуюпроизводительность труда: 1) тип с преобладанием в хозяйстве охоты,собирательства и отчасти рыболовства; 2) тип мотыжного (ручного) земледелия ипастушеского животноводства; 3) тип плужного (пашенного) земледелия сиспользованием тягловой силы домашних животных.
Сама концепция ХКТ была разработана внашей стране и используется сейчас для изучения этногенеза народов, ихэтнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры. Определяющиепризнаки хозяйственно-культурного типа -характер, облик и уровень развитияхозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеютпри этом важное, но нерешающее значение. Число хозяйственно-культурных типовограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развитияобщества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касаетсятолько традиционных культур и не идет дальше средних веков.
В первобытно-общинной эпохе мывыделяем группу присваивающих хозяйственно-культурных типов — это бродячиеохотники и собиратели: специализированная охота и собирательство в тропиках;охота, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешая таежная охота;арктическая охота на морского зверя, охота на оленя; охота, рыболовство,собирательство с зачатками земледелия и животноводства.
Затем выделяется группа производящих(ранних) хозяйственно-культурных типов, в которых постепенно ведущее местозанимают земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцевсубтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручноеземледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурныхтипов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушескоескотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.
Эта классификация хороша для раннихэтапов развития общества, но даже при этом она имеет границы применения. Так,многие этносы окажутся расчлененными: например, среди чукчей выделяютсяоленеводы и охотники на морского зверя.
Отличительной особенностьюхозяйственно-культурной классификации является подчеркивание исключительнойзависимое хозяйственно-культурной типологии от условий географической средывообще и от условий хозяйственной деятельности человек в частности. В то же времявопрос об общности культур этнических групп, об общей исторической судьбенародов отодвигается на второй план. Поэтому ряд ученых предлагает дополнитьхозяйственные критерии классификации определенными культурными критериями.
В развитие этих идей была разработанаконцепция историко-этнографических (или историко-культурных) областей, подкоторыми понимаются части ойкумены, у населения которых в силу общностисоциально-экономического развития, длительных связей и взаимного влиянияскладываются сходные культурно-бытовые, или этнографические, особенности.Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также и внекоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.
С позиций такого методологическогоподхода выделяются историко-этнографические области разного уровня — историкэтнографические провинции, области, подобласти и местныеисторико-этнографические районы. Так, например, в пределах бывшего СССРсуществовали четыре крупные историко-этнографические провинции: Европейскаячасть, Кавказ, Средняя Азия и Казахстан, Сибирь. Обычно каждая крупная историкэтнографическая провинция имеет более мелкие области. В Сибири, например,выделяются такие области, как ямало-таймырская, западно-сибирская,восточно-сибирская, камчатско-чукотская, амуро-сахалинская. Структураисторико-этнографических областей используется обычно для выделения группнародов при их описании: народы Поволжья и Прикамья, народы Северного Кавказа,народы Сибири и Дальнего Востока и т.д.
Использование хозяйственно-культурнойклассификации и народов оправдано в этнологии при изучении культуры и быта насинхронном уровне и редко применяется в исследованиях по этногенезу. В процессеиспользования такой классификации неизбежны случаи объединения в одну группународов заведомо разного происхождения. Правда, на заключительных этапахэтногенетического исследования хозяйственно-культурная классификацияприобретает важное значение, так как она отражает один из аспектов историческойи географической дифференциации человечества.
Прочие классификации. В дополнение крассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этническихобщностей. Из них следует отметить прежде всего конфессиональную принадлежность(христианство: католицизм, протестантизм, православие; ислам: суннизм, шиизм идр.); тип культуры; форму семьи; вид орудий труда и оружия; форму жилищ ипоселений и т.п. Все они имеют важное значение при изучении частных проблемэтнологической науки и могут выполнять вспомогательную роль при рассмотренииобщей этнической картины мира. Каждый отдельный вид классификации не всостоянии отразить все этническое многообразие мира, и поэтому все они должныиспользоваться лишь в совокупности или отдельно с учетом конкретныхисследовательских задач.

ЛИТЕРАТУРА
1. Демографическийэнциклопедический словарь. — М., 1985.
2. ИтсР. Ф. Введение в этнографию. — Л., 1991.
3. КозловВ. И. О классификации этнических общностей // Исследования по общей этнографии.- М., 1979. — С. 5-23.
4. Народыи религии мира: Энциклопедия. — М., 1998.
5. Народымира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.
6. ТокаревС. А. История зарубежной этнографии. — М., 1978.
7. ЧебоксаровН.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. — М., 1985.
8. Этнография.- М., 1982.
9. Этнология.- М., 1994.
10. Расыи народы: Ежегодник. — М., 1977.
11. Расыи народы: Ежегодник. — М., 1989.
12. Расыи народы: Ежегодник. — М., 1993.