Эколого-правовой режим лесопользования

Тобольский
факультет заочного обучения
Тюменского юридического института
МВД России

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
по: Экологическому праву
тема: Эколого-правовойрежим лесопользования

Вариант №9
Выполнил: слушатель Чупахин ВладимирНиколаевич, 2 группа 1 курс.
Служебный адрес: 6629850
ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале, ул. Клубнаяд.2. тел. (297) 6-13-68
Зачетная книжка № 1599.
г. Тобольск 2000 год.
 
 
Планработы:
 
   Введение
1.Леса как объект использования и охраны;
2.Правовое регулирование заготовки древесины как основного вида лесопользования;
3.Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.
 Заключение
 
 
           
            Человекнемыслим вне природы. Лес издревле являлся средой обитания, местом промыслаогромного числа этнических групп. И в наше время человечество трудно было быпредставить без леса и продуктов его переработки. Стоит лишь оглянуться вокруг,что бы понять, насколько тесно мы связаны с основным продуктом переработки леса- древесиной, попросту деревом. Нельзя забывать и о духовной стороневзаимодействия человека и леса. Кто откажется прогуляться по чистому, светломусосновому бору или просто прикоснуться к живому стволу берёзы?       
            Лесво все времена являлся одним из самых лёгких, дешёвых объектов использованияприродных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, асейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временемнастал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающихмассивов леса, а так же о защите его от пожаров. “В результате хозяйственнойдеятельности происходит постепенное истощение природной среды, потеря техприродных ресурсов, которые служат для человека источником его экономическойдеятельности. Потеря лесов — это не только потеря кислорода, но и важнейшихэкономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности”
            1.Леса как объект использования и охраны.
            Ночто означает “лес” с точки зрения права? Основы лесного законодательства РФпринятые ВС РФ 6 марта 1993г. определяют его понятие так: “Лес — этосовокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности,животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды,биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии.”Таким образом, в понятие леса, по закону включаются три признака: биологический — совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности, юридический — произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном закономпорядке, экологический – оказывающий влияние на состояние окружающейприродной среды.
            “Лес — это система экологическихкомплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные,климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические(древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения,техническое сырьё и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации,лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.”[1]
            Различаютдве формы взаимодействия общества и природы. Первая- потребление природычеловеком, использование природы для удовлетворения человеком своихматериальных и духовных потребностей- экономическая форма взаимодействия.“Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с цельюсохранения человека как биологического и социального организма и егоестественной среды обитания.”[2]Эта форма получила название экологической  формы.
            Существуютнормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводуохраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Ониподразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использованиеотдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные,(охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные(нормы других отраслей права — административного, уголовного,хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).
            УказомПрезидента РФ №2144 “О федеральных природных ресурсах”, осуществленоразграничение государственной собственности на природные ресурсы, ”… определивв составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мирафедеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственногозначения.”[3]
            Лесноезаконодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты,рационального использования и воспроизводства лесов. “Под охраной лесапонимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правилпожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесныхдеревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладкетрубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологическивредными веществами воздушного бассейна. Защита леса — система мер по борьбе сболезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов — процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но икачественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивныхпород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не толькоэкономические, но и экологические оздоровительные задачи.”[4]
            Посколькунаше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр,современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политикипринцип неистощительного использования лесов.
            “Охраналеса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушенийправил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей,от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.”[5]
2.Правовое регулирование заготовки древесины как основного вида лесопользования.
 
            В основе системы экологическогозаконодательства находятся три основополагающих нормативных акта: ДекларацияПервого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитетеРоссийской Советской  Федеративной Социалистической Республики, принятая 12июня 1990 года, Декларация Прав и свобод Человека и Гражданина, принятаяВерховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция РоссийскойФедерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года.
            Состоитсистема экологического законодательства из двух подсистем:природоохранительного и природноресурсового законодательств. В подсистемуприродоохранительного законодательства входит Закон РФ “Об охране окружающейприродной среды”, другие законодательные акты комплексного правовогорегулирования. В подсистему природноресурсового законодательства входят:Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ,Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира, атак же другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использованиеприродных ресурсов.
            Основылесного законодательства Российской Федерации регулируют отношения, возникающиепри использовании лесного фонда Российской Федерации в целях создания условийдля рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
            Лесныеотношения в Российской Федерации регулируются Основами лесного законодательстваРоссийской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации изаконодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актамиавтономной области, автономных округов, краёв, областей и решениями органовместного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
            Основылесного законодательства Российской Федерации действуют на всей территорииРоссийской Федерации, а законодательство республик в составе РоссийскойФедерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краёв,областей и решения органов местного самоуправления не должны противоречитьОсновам лесного законодательства Российской Федерации.
            Вселеса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фондРоссийской Федерации.
            Всостав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а так же непокрытые лесом — вырубки, гари, редины, прогалины и др.); нелесные земли(болота, дороги, квартальные просеки и др.).
            Существуетразграничение компетенций Российской Федерации и субъкетов Российской Федерациив сфере регулирования лесных отношений.
            ВедениюРоссийской Федерации в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
Определениеосновных направлений государственной политики в области лесного хозяйства;
разработкаи совершенствование с участием республик в составе Российской Федерации,автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федеральногозначения лесного законодательстваРоссийской Федерации;
распоряжениесовместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной области,автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения леснымфондом Российской Федерации;
определениепорядка организации и деятельности государственных органов управления леснымхозяйством;
установлениепорядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защищенности, атак же перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую;
установлениенорм и правил пользования лесным фондом;
утверждениепо согласованию с республиками в составе Российской Федерации, автономнойобласти, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значенияежегодной нормы заготовки древесины (расчётная лесосека);
установлениесистемы платежей за пользование лесным фондом, а так же образование ииспользование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны изащиты лесов;
определениепорядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;
утверждениеправил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защитылесов;
организацияи координация научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ поведению лесного хозяйства;
разработкасовместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной области,автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения федеральныхпрограмм по рациональному использованию лесным фондом, повышениюпродуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другимиприродоохранными мероприятиями и организация их выполнения;
осуществлениегосударственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством. охранойи защитой лесов и установлении порядка его проведения;
организацияведения государственного учёта лесного фонда, государственного кадастра,лесного мониторинга и лесоустройство;
осуществлениемеждународного сотрудничества по вопросам использования, воспроизводства,охраны и защиты лесов;
установлениегосударственной статистической отчётности в области ведения лесного хозяйства;
определениевместе с республиками в составе Российской Федерации, автономной области,автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения объёмовзаготовки и поставок древесины для государственных нужд;
принятиев установленном порядке решений о приостановлении, ограничении, прекращениидеятельности предприятий, учреждений и организаций при нарушении ими Основ лесногозаконодательства Российской Федерации и в иных случаях, предусмотренныхзаконодательными актами.
            К компетенции районных(городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений относятся:
Учётлесного фонда;
распределениеутверждённого лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии срекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством, в томчисле для обеспечения поставок древесины для государственных нужд;
организациявыполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей иболезней;
осуществлениесовместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природнойсреды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
принятиесовместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесногофонда в краткосрочное пользование; при этом участие владельцев лесного фонда впринятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующихустановленным лесоводственным требованиям;
организацияи проведение с участием местных подразделений государственного органауправления лесным хозяйством Российской Федерации лесных торгов и конкурсов попредоставлению лесного фонда в пользование;
ограничение,приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом вустановленном порядке.
            Государственное управление всфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территорииРоссийской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации,Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти республик всоставе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв,областей, городов федерального значения и специально уполномоченнымигосударственными органами управления лесным хозяйством.
            Всистему специально уполномоченных государственных органов управления леснымхозяйством Российской Федерации входят: государственный орган управления леснымхозяйством Российской Федерации, подведомственные ему подразделения вреспубликах в составе Российской Федерации, автономной области, автономныхокругах, краях, областях и городах федерального значения, а так же местныеподразделения — лесхозы, лесничества. Национальные природные парки на земляхлесного фонда, учебные лесные, опытные лесные хозяйства осуществляют ведениелесного хозяйства и находятся в системе государственного органа управлениялесным хозяйством Российской Федерации.
            “Государственныйорган управления лесным хозяйством Российской Федерации и его подведомственныеподразделения не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубокглавного пользования лесом и вести её переработку.
            Деятельностьгосударственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерациирегламентируется положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.”[6]
            “Задачейгосударственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством,охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всемилесопользователями установленного порядка пользованием лесным фондом, правилведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правилгосударственного учёта и отчётности, а так же иных норм и правил, установленныхлесным законодательством.”[7]
            Государственныйконтроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитойлесов возлагается на государственные органы управления в республиках в составеРоссийской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях игородах федерального значения, государственные органы управления леснымхозяйством и государственные органы охраны окружающей природной Среды. Порядокосуществления государственного контроля за состоянием, использованием,воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации.
            “Современноелесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принципнеистощительного использования лесов.”[8]
            “Лесохозяйственныемероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, ненаносящими вреда окружающей природной среде, животному миру и здоровьючеловека.”[9]
            Основылесного законодательства РФ определяют задачи по неистощительному использованиюлесов. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
сохранениеи усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических,оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраныздоровья человека;
многоцелевое,непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворенияпотребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой продукции;
воспроизводство,улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности,сбережение, охрану и защиту лесов;
рациональноеиспользование земель лесного фонда;
повышениеэффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики,использования достижений науки, техники и передового опыта;
сохранениебиологического разнообразия, объектов историко-культурного и природногонаследия.
            Обеспечениепринципанеистощительного использования лесов зависит от выполнения двухусловий: соблюдения категорийности лесов и нормативов расчётной лесосеки.
            Вселеса лесного фонда по категории защитности подразделяются на три группы:
Леса,выполняющие исключительно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические,оздоровительные функции, леса особо охраняемых территорий, заповедного фонда.Допускаются только рубки для ухода за лесом, но запрещается промышленнаязаготовка древесины.
Лесарайонов с высокой плотностью населения и ограниченными эксплуатационнымивозможностями, а так же районов с недостаточными лесными ресурсами. Допускаетсязаготовка древесины, но в пределах расчётной лесосеки.
Лесамноголесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение.Заготовка разрешена, но без ущерба для экологической функции леса.
            Согласноосновам лесного законодательства Российской Федерации в лесном фонде могутосуществляться следующие виды лесных пользований:
заготовкадревесины
заготовкаживицы
заготовкавторостепенных лесных материалов
побочныелесные пользования
            Участкилесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок доодного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет.
            Лесопользователямив Российской Федерации могут быть юридические лица, в том числе иностранные, ифизические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом всоответствии с законодательством Российской Федерации.
            Всоответствии со статьёй 28 Основ  лесного законодательства Российской Федерацииучасток лесного фонда предоставляется в пользование на основании прямыхпереговоров, лесных торгов или конкурсов. Лесные торги организует и проводитрайонная (городская) администрация с участием местных подразделенийгосударственного органа управления лесного хозяйства Российской Федерации.
            Участкилесного фонда предоставляются в пользование на основании специальныхразрешающих документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесногобилета. “Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца надолгосрочное пользование участками лесного фонда(аренду). Лесорубочный билет(ордер) и лесной билет является документом, удостоверяющим право их владельцевна краткосрочное пользование участками лесного фонда и (или) леснымиресурсами.”[10]
            Основамилесного законодательства Российской Федерации определены права и обязанностилесопользователей, защита и гарантии прав лесопользователей.
            Основноелесопользование в виде заготовки древесины производится в плановом порядке.
            “Органылесного хозяйства и Правительства Российской Федерации:
определяютпотребности в древесине как внутри страны, так и на экспорт;
устанавливаютрасчётную лесосеку по отдельным регионам и лесхозам, т.е. определяют лимитвырубки на год, соответствующий ежегодному приросту древесины насоответствующем участке леса;
наоснове расчётной лесосеки определяют лесосечный фонд и распределяют его пореспубликам, краям, областям, т.е. общий объём древостоя, подлежащего вырубке;
наоснове данных лесосечного фонда и утверждённых нарядов лесхоз выписываетлесорубочные билеты.”[11]
            Правопользования лесным фондом может быть прекращено в случаях, определяемых статьёй37 Основ лесного законодательства РФ:
истеченияустановленных в разрешающих документах сроков пользования;
отказалесопользователя от права на пользование участками лесного фонда;
возникновенияпредусмотренного в разрешающих документах условия, исключающего дальнейшееосуществление пользования предоставленными участками лесного фонда.
            Крометого, право пользования может быть досрочно прекращено органом власти,принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование по предложениюгосударственных органов управления лесным хозяйством в следующих случаях:
возникновениянепосредственной угрозы жизнью или здоровью людей, проживающих в зоне веденияработ, связанных с пользованием лесным фондом;
систематических(более 2-х раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользованиялесным фондом, нанесших значительный вред лесному фонду;
возникновениечрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных и т.д.);
еслилесопользователь в течение установленного в разрешающем документе срока неприступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объёмах;
ликвидациипредприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участкилесного фонда были предоставлены в пользование;
систематического(более 2-х раз) невнесения платежей за пользование участками лесного фонда;
выдачилесорубного билета (ордера) и лесного билета с нарушением правил пользованиялесным фондом;
возникновенияи распространения пожара по вине лесопользователя.
            “Прекращениеправа пользования лесным фондом оформляется аннулированием лицензии,лесорубного билета (ордера) или лесного билета владельцами лесного фонда илилесничества, выдавшими эти разрешающие документы.”[12]
            Призаготовке древесины различают несколько видов рубок леса. Основным являетсярубка главного пользования, которая проводится  в перестойных и спелыхдревостоях. Кроме того, осуществляются рубки промежуточного пользования (рубкиухода за лесом, санитарные рубки и др.) и прочие рубки (расчистка лесныхплощадей в связи со строительством гидроузлов и т.д.).
            Порядокзаготовки древесины определяется Основами лесного законодательства РФ.
            “Заготовкадревесины в порядке рубок главного и промежуточного пользования лесомосуществляется в соответствии с региональными правилами (наставлениями).Порядок составления и утверждения региональных правил (наставлений)устанавливается государственным органом управления лесным хозяйством РФ.
            Порядокотвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям, а так же заготовкидревесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесахРоссийской Федерации, утверждёнными Правительством Российской Федерации.”[13]
            Обеспечениеведения лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов,совхозов, других сельскохозяйственных формирований определяются статьёй 53Основ  лесного законодательства РФ: “… с целью обеспечения их потребностей вдревесине и другой продукции леса.”[14]
            Основылесного законодательства РФ являются основным “практическим” нормативным актом,относящимся к вопросам ведения леснам фондом. Несмотря на это, специалистыусматривают недостаточность чёткости самого понятия леса. “Именно на лесараспространяются некоторые особые требования, обеспечивающие гарантии ихзащищённости — групприровка и расчётная лесосека. Однако действующеезаконодательство недостаточно чётко даёт понятие леса, весьма неопределённовыделяет его признаки, по которым можно было бы отличить лес от парка ирастительности иной концентрации со всеми вытекающими отсюда для сохранностилеса последствиями. Этот упрёк относится и к проекту Основ лесногозаконодательства. Из того определения леса, которое есть в проекте, не уточненоего отличие от иной совокупности растительности.… Здесь не достаёт одногопризнака: леса — это такая совокупность древесно-кустарниковой растительности,которая произрастает на землях лесного фонда, отличных от иных категорийземель.”[15]
3.Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.
 
            “Природаи её богатства являются национальным достоянием народов России, естественнойосновой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояниячеловека.”[16]
                        Охранаокружающей природной среды осуществляется несколькими способами. Выделяютследующие:
естественнонаучный;
экономический;
санитарно-гигиенический;
организационно-управленческий;
культурно-воспитательный.
            Одноиз самых важных мест занимаетправовой способ охраны окружающейприродной среды. “… Правовой способ предполагает:
определениеобъектов охраны природной среды;
установлениезапретительных, дозволительных, обязывающих, управомочивающих, компенсирующих ииных норм, регулирующих экологические отношения;
определениемер и средств осуществления государственного экологического контроля;
установлениемер юридической ответственности за экологические правонарушения и возмещениепричинённого вреда.”[17]
Правовойспособохраны окружающей природной среды связан со всеми другими способами, посколькуслужит средством реализации мер, которые разрабатываются другимиспособами охраны окружающей природной среды. Кроме того, правовая охрана служит гарантиейвыполнения экологических предписаний.
            Существуетгосударственная стратегия действий РФ по охране окружающей среды и обеспечениюустойчивого развития. Указ Президента РФ “О государственной стратегии РФ поохране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития“ определяет основныеположения данной стратегии, которые “… являются основой для конструктивного взаимодействияорганов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, органовместного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений пообеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики иулучшения состояния окружающей среды.”[18]
            “Обеспечениегосударственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивогоразвития предусматривает реализацию закреплённого в Конституции РФ праваграждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений напользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивогоразвития, а так же решения текущих социально-экономических задач в неразрывнойсвязи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды,сбережению и восстановлению природных ресурсов.”[19]
            Задачамиприродоохранительного законодательства РФ являются регулирование отношений всфере взаимодействия общества и природы.
            Природоохранительныеотношения в РФ регулируются Законом РСФСР “Об охране окружающей природнойСреды” и разрабатываемыми  в соответствии с ним законодательными актами РФ исубъектов РФ.
            Основныепринципы охраны окружающей природной Среды:
приоритетохраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологическихусловий для жизни, труда и отдыха населения;
научнообоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества,обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную дляжизни окружающую природную среду;
рациональноеиспользование природных ресурсов с учётом законов природы, потенциальныхвозможностей окружающей природной Среды, необходимости воспроизводстваприродных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающейприродной Среды и здоровья человека;
соблюдениетребований природоохранного законодательства;
международноесотрудничество в охране окружающей природной Среды.
            Вцелях развития международного сотрудничества по сохранению, защите ивосстановлению экосистемы Земли предусматриваются некоторые основныенаправления деятельности, в числе которых- охрана лесов и лесовосстановление.
            Лесаявляются объектом охраны окружающей природной Среды. Цели и задачи охраны изащиты лесов определены Основами лесного законодательства РФ. “Все лесаподлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленногопорядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вредлесу, а так же защите от вредителей и болезней.”[20]
            Охраналеса осуществляется с учётом их биологических и региональных особенностей ивключают комплекс мер, направленных на рациональное использование лесногофонда, его сохранение от уничтожения, повреждения и иных вредных воздействий.
            ПравительствоРФ, органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают через органыуправления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защителесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают дляих тушения население, противопожарную технику, транспортные средства иработников предприятий, учреждений и организаций, в необходимых случаяхзапрещают на период высокой пожарной опасности посещение населением лесов ивъезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работна отдельных участках лесного фонда.
            “Государственнаялесная охрана РФ организуется в системе государственных органов управлениялесным хозяйством в целях осуществления мероприятий по использованию,воспроизводству, охране и защите лесов.”[21]
            Государственнаялесная охрана наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушенийлесного законодательства.
            Статья64 Основ лесного законодательства РФ определяет право работниковгосударственной лесной охраны налагать административные штрафы на должностныхлиц и граждан за все виды нарушений лесного законодательства, предъявлять всуде и арбитражном суде иски о возмещении причиненного лесному хозяйствуущерба.
            Деятельностьгосударственной лесной охраны регламентируется положением, утверждаемымПравительством РФ.
            Основамилесного законодательства РФ провозглашена ответственность за нарушения лесногозаконодательства (ст.80) и обязательность возмещения причиненного вреда(ст.82).
            Нарушениелесного законодательства, как нарушение любого экологического правила,порождает эколого-правовую ответственность, которая состоит из двух частей:
перваячасть ответственности возникает из природоохранительных правоотношений по фактунарушения требований охраны природной Среды. Они выражают состав конкретногоэколого-правового нарушения;
втораячасть ответственности рождается из уголовных, административных, гражданских,трудовых правоотношений, возникающих в связи с применением соответствующихсанкций за допущенные (в части первой) правонарушения.
            Значительноечисло зафиксированных лесных правонарушений- незаконная порубка леса, нарушениеправил пожарной безопасности в лесах. Например по статистическим данным 1993года таких административных экологических правонарушений было 12617.
            Уголовнаяответственность за нарушение лесного законодательства наступает на основестатей: уничтожение или повреждение лесов (ст.261 УК РФ), незаконная порубкадеревьев и кустарников (ст.260 УК РФ).
            Административнаяответственность  за нарушение лесного законодательства наступает на основестатей:
самовольноезанятие земельных участков лесного фонда(Основы лесного законодательства РФ,ст.81)
самовольныйобмен участков лесного фонда или самовольная переуступка права лесныхпользований (Основы лесного законодательства РФ, ст.80)
самовольноесенокошение и выпас скота, нарушение правил сенокошения и выпаса скота в лесах(Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст.68)
самовольныйсбор или самовольная промысловая заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов,ягод, лекарственных и пищевых растений, технического сырья (Основы лесногозаконодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст. 69)
самовольныйсбор, порча или уничтожение лесной подстилки или мха, покрова болот,самовольное снятие, порча или уничтожение плодородного слоя лесных почв (Основылесного законодательства РФ, ст.80, 82)
нарушениеправил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, ухода за лесом исанитарных рубок (Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР,ст.62)
незаконнаяпорубка, повреждение деревьев, кустарников, лиан, лесных культур, плантаций,сеянцев, саженцев в лесных питомниках (Основы лесного законодательства РФ,ст.80, 82, КАП РСФСР, ст.63)
уничтожениеи повреждение молодняка естественного происхождения, подроста и самосева влесах (Основы лесного законодательства РФ, ст.80,82, КАП РСФСР, ст.64)
нарушениенаставлений и инструкций по ведению лесного хозяйства (Основы лесногозаконодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст.66)
загрязнениелесного фонда (Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст.71)
нарушениесанитарных правил в лесах (Основы лесного законодательства РФ, ст.80)
невыполнениезаконных требований органов государственного контроля за использованием,воспроизводством, охраной и защитой лесов (КАП РСФСР, ст.84)
            “Отношенияпо возмещению вреда природной среде, как и все отношения по возмещению вреда,выражают различные виды компенсационной ответственности. Основные ее принципысформулированы в гражданском законодательстве.”[22]
            Проблемаохраны лесов волнует не только Россию. Это проблема всего мира.На международнойконференции в Рио-де Жанейро участники конференции ООН по окружающей среде иустойчивому развитию приняли Заявление о принципах в отношении лесов. “Онорассматривается как первое глобальное соглашение по лесам, в которомучитываются потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной Среды ипотребности использования деревьев и другой растительности для целейэкономического развития.”[23]
 
 
 
Заключение
            Специалистамможно и нужно говорить о нюансах не предусмотренности того или иного момента взаконодательстве. Идеальных законов не существует. Но полное выполнение ужесуществующего на данный момент лесного законодательства практически полностьюрешило бы проблемы леса. В большей мере должен идти разговор о егоневыполнении.
Почтиповсеместное головотяпство российской глубинки, разбазаривание леса, продажа заспиртное- далеко не полный перечень действительности. По нашей, людей,халатности и безответственности каждый год горят болота, а вместе с ними илесные массивы, гибнет животный и растительный мир. Огромная промышленность,потоки автомобилей- то, без чего, как мы думаем, прожить нельзя. И что самоеглавное- почти каждый из нас понимая проблемы экологии не в состоянииотказаться, скажем, от собственного автомобиля. УВЫ! Среди них и я.
Практическоезадание: В соответствии с Законом РФ о местном самоуправлении в РФкраевая администрация приняла решение о создании в области государственноговнебюджетного фонда социального развития населения, в который была включеначасть средств экологического фонда, а также других областных внебюджетныхфондов.
            Прокурорзаявил протест о нарушении закона. Какой закон и в чем нарушила  краеваяадминистрация?
Действительно,в соответствии с Законом Российской Федерации «О общих принципах местногосамоуправления в Российской Федерации» №154 – ФЗ от 28.08.1995 года краеваяадминистрация имеет право образовывать целевые внебюджетные фонды спривлечением в них средств как из местного бюджета, так и из федерального.
Также всоответствии со статьей 51 того же закона прокуратура в праве опротестовать       действияорганов местного самоуправления в соответствии с осуществлением прокурорскогонадзора.
Исходяиз поставленной ситуации видно, что краевой администрацией были допущенынарушения действующего законодательства, что делает их действияпротивозаконными.
Так, в соответствиис Законом  РФ «Об охране окружающей природной среды», а именно со ст.15 данногозакона, в задачи экономического механизма охраны окружающей среды не входитсоциальное развитие населения.
Всоответствии со ст.17 того же закона финансирование экологических программможет производиться из средств краев и областей, экологических фондовРоссийской Федерации и в соответствии со ст.21 ч.3 указанного законараспределение средств должно производиться следующим образом:
реализацияприродоохранных мероприятий местного значения – 60%
реализацияприродоохранных мероприятий краевого (областного) значения – 30%
реализацияфедеральных     природоохранных мероприятий – 10%
Вышеуказанноенаглядно показывает, что иные траты из средств экологических фондов простоисключаются.
            Далее,в части 4 указанного закона явным образом оговорено, что использование средствэкологических фондов предусматривается на оздоровление природной окружающейсреды и другие мероприятия связанные с охраной и возобновлением природныхресурсов и окружающей среды.
            Нонесмотря даже на все вышеуказанное краевой администрацией была грубо нарушенаст.5 в соответствии с которой «запрещается расходование средствэкологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью». (категорическаяформулировка!)
            Такжесогласно приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ№275 от 23.09.1994 в соответствии с которым в целях усиления ролитерриториальных внебюджетных фондов в решении природоохранных задач и в связи симеющими место фактами не целевого использования имеющихся фондов руководителямтерриториальных фондов приказано организовать действенный контроль за ихисполнением, при этом привлекая нарушителей к строгой ответственности.  В связис этим, действия краевой администрации могли и должны были быть опротестованыименно территориальным органом министерства природы.   
           
Списокиспользуемой литературы:
 
В, В,Петров“Экологическое право России”, Москва, изд. “Бек”,95г.
ЗаконРСФСР от 19 декабря 1991г. “Об охране окружающей природной Среды” (Ведомости РФ92 №10, ст.457)
КонституцияРФ
Основылесного законодательства РФ. Ведомости РФ 93 №15 ст.523.
УказПрезидента РФ от 16 декабря 1993г. -”О федеральных природных ресурсах”.
УказПрезидента РФ от 4 февраля 94г.- “О государственной стратегии РФ по охранеокружающей Среды и обеспечению устойчивого развития.” (Юридическийвестник)-94г.,№10.