Министерство образования Российской Федерации
Академия управления «ТИСБИ»
Курсовая работа
По дисциплине: Конституционное право зарубежных стран
На тему: Характеристика Конституции Франции
Группа: ЮНк -31
Студент: Гогохия У.М.
Руководитель: к.полит.н. Носаненко Г.Ю.
Принята на рецензию_______________________________________________
Возращена студенту________________________________________________ Принята на повторную рецензию_____________________________________ Возращена
студенту______________________________________________________________
Принята к защите__________________________________________________
Нижнекамск
2004 г.
Оглавление:
Введение …………………………………………………… 3 Глава 1. Развитие конституционализма во Франции после II мировой
войны
1.1. Конституция Франции 1946 г. ……………….……… 5
1.2. Действующая Конституция Франции ………………. 9
Глава 2. Конституция Франции о формах государственного устройства
2.1 Конституционно правовой статус Франции, как республиканского государства …………….……. 14
2.2 Конституционно правовой статус Франции, как унитарного государства ……………………..…..….. 30
Заключение ………………………………………………… 33
Литература ………………………………………………… 38
Введение
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит
конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего,
тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином,
обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы
организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором
зиждется правовая и политическая система
Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка,
поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы,
ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее
принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором
стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Термин «конституция» (от латинского «constituio» – установление)
зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских
императоров.
В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат
борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция
рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного
ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод
личности.
Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание
историков, юристов, политиков. Она принадлежит к числу государств, внесших
особый вклад в развитие конституционно- правовой теории и практики.
Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в
преамбуле своей Конституции слова: “Французский народ торжественно
провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального
суверенитета”[1], заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ,
ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав
человека и гражданина.
Данная тема актуальна так как Конституция, выполняя роль «главного
регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и
социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере
политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов
носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной
социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических
приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения
содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и
внешней политики государства.
Целью работы является анализ конституции Французской республики, для
решения цели поставлены следующие задачи: 1 характеристика общих черт
механизма государства, 2 особенных черт механизма государства, 3 работы
органов власти, 4 принципы формирования органов власти.
В данной курсовой работе были использованы учебники под редакцией
В.В. Маклакова, М.В. Баглая, В.Е. Чиркина, а так же периодическая
литература.
Франция является демократической страной, а опыт становления
демократии особенно важен для современной России.
Глава 1. Развитие конституционализма во Франции после II мировой
войны
1. . Конституция Франции 1946 г.
1946 год и начало 1947 года были переходным периодом — периодом
быстрого, можно сказать неуклонного, перехода от деголлевской позиции
“между Востоком и Западом” и “жесткости в отношении Германии” к полному
отказу от этой политики в отношении Германии, к радостной готовности
принять помощь по плану Маршалла и скрепя сердце согласиться на связанные с
нею политические последствия. Что касается внутренней политики, то только в
1946 г. было проведено два референдума, выборы в Учредительное собрание и
Национальное собрание, принятие новой конституции.[2]
Конституция 27 октября 1946 года состоит из 106 статей. По объему она
значительно превышает не только конституцию 1875 года, но также обе
конституционные хартии и конституции десятилетнего и пожизненного
консульства, равно как и конституции Второй империи (1852 и 1870 годов). Но
она менее объемиста, чем конституция 1848 года и революционные конституции
1791, 1793 и 1795 годов.[3]
К этим последним она приближается по чёткому и систематическому
расположению материала. Конституция разделяется на двенадцать глав:
Глава 1. О суверенитете, Глава II. О парламенте, Глава III. Об
Экономическом совете, Глава IV. О дипломатических договорах, Глава V. О
президенте республики, Глава VI. О Совете министров, Глава VII. Об
уголовной ответственности министров, Глава VIII. О Французском Союзе, Глава
IX. О Высшем совете магистратуры, Глава X. О местных коллективах, Глава XI.
О пересмотре конституции, Глава XII. Переходные постановления. [4]
Уже одно это перечисление глав показывает, как широки рамки конституции
1946 года. Содержащиеся в ней нормы могут быть, однако, сведены в три
следующие категории:
1. Предписания, устанавливающие структуру и взаимоотношения Республики и
Французского Союза (абзацы 16, 17 и 18 преамбулы и отдел VIII).[5]
2. Основные начала, относящиеся к проблемам, часто включаемым в конституции французскими и иностранными учредительными собраниями, хотя эти проблемы не носят конституционного характера в собственном смысле этого слова, а именно: о публичных правах и свободах (абзацы 1—-13 преамбулы) ;[6] о местных коллективах (отдел X);[7] о международных отношениях (абзацы 14 и 15 преамбулы и отдел IV).[8]
3. Нормы, касающиеся организации и взаимоотношений государственных властей.
Они составляют содержание восьми отделов конституции (1, II, III, V, VI,
VII, IX, XI).[9]
Конституция 27 октября 1946 года является одновременно конституцией
Республики и Французского Союза.
Французский Союз состоит:
1. Из Французской республики с департаментами метрополии, заморскими департаментами и территориями.
2. Из объединенных, то есть подмандатных, территорий.
3. Из объединенных государств.
Юридическое положение Французского Союза совершенно ясное. Союз может
быть заключен только между коллективами, являющимися политическими
образованиями, подлежащими действию международного права, или, применяя
классическое выражение, являющимися субъектами международного права.
Действительно, не все состоящие под протекторатом государства вошли в
состав Французского Союза—Тунис и Марокко не присоединились к Союзу, и
отношения их с Францией продолжали регулироваться министерством иностранных
дел вплоть до образования в 1954 году особого министерства. Зато в июле
1950 года было образовано министерство, которому были поручены сношения с
объединенными государствами—тремя азиатскими странами: Вьетнамом, Камбоджей
и Лаосом.
Конституция предоставляет всем гражданам и подвластным Французского
Союза “гражданство Французского Союза, которое обеспечивает им пользование
правами и свободами, гарантированными преамбулой настоящей конституции”
(ст. 81). [10]
“Положение государств, объединенных во Французском Союзе, вытекает для
каждого из них из акта, который определяет их отношения с Францией” (ст.
61)[11]. Однако представляется, что эти отношения должны соответствовать
положениям преамбулы и статьи 62 конституции, [12]предусматривающих со
стороны членов Французского Союза совместное (или координированное)
использование средств в целях: – развития их цивилизации, улучшения их благосостояния, обеспечения коллективной безопасности, причем Французская республика играет в этом отношении руководящую роль: “правительство Республики берет на себя координацию средств (обороны) и руководство политикой, необходимой для подготовки и обеспечения этой обороны” (ст. 62).[13] – однако признание первенствующего положения французской республики в ряду объединенных государств отсутствует в договоре, заключенном 22 октября
1953 года с Лаосом. В этом договоре дается новое определение Французского
Союза, согласно которому он является, “ассоциацией независимых и суверенных народов, свободных и равных в правах и обязанностях”. Это определение явно выходит за рамки конституции 1946 года.
Таким образом, Конституция 27 октября 1946 г. сохранила основные
традиции французских республиканских конституций XIX в.
Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты, во
многом обусловленные подъемом демократического движения в стране и
одновременно необходимостью компромисса между левыми и правыми
(консервативными) политическими силами:
1. Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двухкратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты;
2. Право принимать законы было предоставлено только одной палате –
Национальному собранию, которому Конституция запрещала его делегирование;
3. Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть;
4. Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью.[14]
2. Действующая Конституция Франции
Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее,
она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789
г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о
некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в конституции
1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946 г.,
принятой во время подъема демократического движения после второй мировой
войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о
некоторых социально-экономических правах личности); конституции 1958 г., в
которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая прежде всего
регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958
г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых
участвует Франция (теперь — договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие
основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем
отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».
Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее
конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи,
объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные
постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени
Декларации 1789 г.
Конституция была подготовлена и принята в условиях острого
внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного прежде всего
с борьбой Алжира за освобождение от колониальной зависимости. В этих
условиях президент де Голль, который во время второй мировой войны
руководил вооруженной борьбой французского народа против фашистских
оккупантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную
власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил парламент
специальным законом, возглавил разработку новой конституции взамен
конституции 1946 г. Делегируя ему эти полномочия, парламент оговорил ряд
условий, касающихся содержания новой конституции: парламент участвует в ее
разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке;
сохраняется принцип разделения властей; правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно
быть всеобщее голосование и др. Проект конституции был обсужден в
Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28
октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие
на референдуме были новым явлением во Франции — все предшествующие
конституции принимались парламентами.
Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции
1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества;
в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях),
как отмечалось, нет и раздела о правовом статусе личности. Отдельные
положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789
г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан),
некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в
преамбуле конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность
объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб или
фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями,
свобода труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное
обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность
ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях
взаимности). В Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г.
перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на
образование, здравоохранение и др.).
Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном peryлиpyeт
взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип
национального суверенитета, который осуществляется народом через его
представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества
на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически
прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически ликвидировано
реформой конституции в 1995 г.). Конституция 1958 г. подтвердила девиз
республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще в XVIII в. во
время революции, провозгласила принцип республики: «Правление народа, по
воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была
провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания
политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма
правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено
соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения,
ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством
при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г.
осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.
По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарламентарная
республика, по форме территориально-политического устройства — сложное
унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония —
ассоциированное государство). Во Франции существует демократический
государственный режим.
Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение проходит две стадии.
Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым
большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон
утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным
заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии
законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии
(независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать
«за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе,
фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от
общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения применить,
решает президент.
Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту,
который должен делать это по предложению правительства, но на деле
действует самостоятельно, а также членам парламента.
Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он
изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был
включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном
поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме
расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других.
Последние существенные поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне
вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его
проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене
принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об
отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных
положениях.
Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными
органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый
рассматривает конституционность актов парламента, второй — акты органов
исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается
тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената
(верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней
палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на
девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета
можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета.
Другая часть Конституционного совета — все бывшие президенты республики.
Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с
должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью
в государственном или частном секторе экономики и с руководством
политической партией.
Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в
парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей,
принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех
изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также
органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за
тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением
референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам
президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он
констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться
президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный
совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их
компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент
республики, председатель правительства, председатели обеих палат
парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60
человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного
процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов
Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается.
Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.
Государственный совет назначается президентом и дает заключения
правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки
зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также
судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.
Конституционный контроль во Франции является, по существу,
предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь
по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их
конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения
таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный
контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в
конечном счете — в Государственный совет), но эти обращения должны быть
связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.
Глава 2. Конституция Франции о формах государственного устройства
2.1 Конституционно правовой статус Франции, как республиканского государства
“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной
Республикой”[15]. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон
установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер,
поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава
государства избирается без участия парламента, правительство назначается им
же)[16] и парламентарной республики (правительство несет ответственность
перед нижней палатой парламента)[17].
Главная черта конституции 1958 г. – концентрация политической власти в
руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы
государства и правительства – одно из проявлений конституционно
закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме.
Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти.
Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим
арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также
преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что
президент является “гарантом национальной независимости, территориальной
целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент
обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен
правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент
обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.
Законодательный орган Республики – парламент – играет относительно
небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат
– Национального собрания и Сената. Основная функция парламента – принятие
законов – сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг
вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение
вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства.
Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает
определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент
обладает правом контроля за деятельностью правительства.
Правительство Франции – Совет министров, согласно ст. 20
[18]Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав
правительства входят премьер-министр – глава правительства, министры,
возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие
подразделениями отдельных министерств. Правительство ответственно перед
Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным
большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку.
В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него
возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать
исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.
Конституционный совет – особый орган, контролирующий соблюдение
Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат
до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета,
который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если
Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции,
он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит
наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.
Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных
органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти
предоставлены широкие возможности для воздействия на парламент, а в
некоторых случаях для действий и “через его голову”.
Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и
прямого голосования.[19]
Президент республики избирается абсолютным большинством поданных
голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за
ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать
только два кандидата, которые – если будут сняты кандидатуры, находящиеся в
более благоприятном положении, – окажутся получившими наибольшее количество
голосов в первом туре.
Время голосования устанавливается решением правительства. Избрание
нового президента происходит не менее чем за двадцать и не позднее чем за
тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в
должности.
В случае вакантности поста президента республики по какой бы то ни
было причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих
обязанностей, установленных конституционным советом, который запрошен об
этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством
голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются
председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, –
то правительством.
В случае вакантности и если препятствие объявлено конституционным
советом окончательным, голосование по выборам нового президента происходит
– кроме случая непреодолимой силы – не менее чем через двадцать и не
позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления
об окончательном характере препятствия.
Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения
кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом
по меньшей мере аз 30 дней до названной даты, скончается или у него
возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о
переносе выборов.
Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него
возникли препятствия, то конституционный совет принимает решение о переносе
выборов.
В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух
кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре до
возможного снятия кандидатур, конституционный совет объявляет о новом
проведении всех избирательных операций; подобным же образом он поступает и
в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов,
оставшихся для участия во втором туре.
Правительство Франции – коллегиальный орган, состоящий из премьер-
министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет
министров – собрание министров под председательством Президента республики,
и кабинет министров – собрание министров под председательством премьер-
министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по
конституции правительству.
Правительство назначается следующим образом: Президент республики
подбирает кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр
подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При
выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной
свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при
голосовании в Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-
министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных
сил в нижней палате парламента.
Парламент состоит из двух палат: нижней – Национального собрания и
верхней – Сената. Пассивное избирательное право предоставляется для
избрания в Национальное собрание в 23 года, в Сенат – с 35 лет. На всех
выборах существует избирательный залог. При выборах депутатов он составляет
1 тыс. франков с кандидата, сенаторов – 200 франков. По официальной версии,
внесение залога объясняется необходимостью покрыть избирательную кампанию
хотя бы частично и в некоторой мере воспрепятствовать выдвижению лиц,
выдвигающих свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями.
Национальное собрание избирается сроком на 5 лет всеобщим, прямым
голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания
нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа
избирается один депутат). Если через неделю никто не получил такого
большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются
кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5% голосов от числа
избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно
получить относительное большинство голосов. В условиях существующей
многопартийности в первом туре замещается незначительная часть мест.
Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования
партий определяет тактику во втором туре. Партии, сблокировавшись,
выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных.
Верхняя палата – Сенат – формируется по-иному. По мысли учредителей
Пятой республики особые условия образования Сената должны создавать ему
иное политическое “лицо”, чем у Национального собрания. Эта палата
формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9
лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3 каждые
три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на
состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс.
Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся
по двум системам. Пропорциональная применяется в департаментах, избирающих
5 и более членов палаты. Таких департаментов 13, а число сенаторов от них –
69. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система.
Установление различных систем имеет политическую цель. Пропорциональное
представительство от крупных индустриальных департаментов позволяет
населению, не связанному с рабочим классом, быть представленным в коллегии
выборщиков и затем претендовать на места в Сенате. Мажоритарная система в
других департаментах не обеспечивает должного представительства городского
населения, находящегося там в меньшинстве.
Президент республики занимает вершину в иерархии государственных
органов. “Акты президента Республики, за исключением указанных в статьях
8,11,12,16,18,54 и 61 контрассигнуются Премьер-министром и в случае
необходимости – ответственными министрами.”[20] В соответствии с этой
формулировкой конституции, формально-юридические полномочия президента
подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие
контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. Практически
существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19, в
частности – премьер-министр назначается без контрассигнации.
Наиболее важным личным полномочием президента Франции является право
роспуска Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями:
1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после
предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения; 3)
временным президентом республики, т.е. председателем Сената, занимающим
вакантную должность главы государства до избрания нового президента.
Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся
организации публичных властей…, который, не противореча конституции,
отразился бы на функционировании государственных институтов.[21]
Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести
чрезвычайное положение в стране. Статья 16 конституции позволяет ввести
президенту настоящую единоличную диктатуру, во время которой он принимает
все меры, которые, по его представлению, диктуются обстоятельствами. Но в
этой статье оговариваются два условия для введения чрезвычайного положения:
первое – должно наличествовать одно из четырех требований – серьезная и
непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости
нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных
обязательств; второе – должно быть нарушено нормальное функционирование
органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией.
Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и
президент не может вводить ее когда захочет. Однако отсутствие достаточных
юридических и политических гарантий, делает право введения чрезвычайного
положения наиболее грозным оружием в руках президента. Для его введения
глава государства обязан лишь получить “официальную консультацию” у премьер-
министра, председателей палат и Конституционного совета и обратиться к
нации с посланием. Полученные мнения вышеназванных лиц учитывать вовсе
необязательно. Сдерживающим органом в этой ситуации должен был бы стать
парламент, но практически он не обладает контрольными функциями. Правда,
парламент в это время не может быть распущен и он вправе передать дело о
государственной измене президента в Высокую палату правосудия, но понятия
государственной измены весьма расплывчато и не существует официального
толкования этого термина.
Президент практически снизу доверху формирует исполнительную власть.
Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент – глава
вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах
национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное
конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные
силы, это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г.[22]
В области международных отношений президент заключает и ратифицирует
международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной
ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов
правительства.
В судебной области президент – обладатель традиционного права главы
государства – права помилования. Президент находится на вершине судебной
власти, являясь гарантом ее независимости.[23]
Вторая часть полномочий главы государства, требующая контрассигнации
премьер-министра или министров, также весьма значительна. Он
председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы,
принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов
правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует
послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С
контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на
чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для
ратификации поправок.
На практике президент обладает большими правами, чем то следует по
букве закона. Так, он принимает решения в областях, относящихся к
компетенции правительства, когда в парламенте имеется “одноцветное” с
президентом большинство. Президент порою открыто вторгается в компетенцию
премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной
от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся
без санкции президента.
Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий
несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный
секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все
сотрудники этих служб лично назначаются президентом.
Правительство Франции, как уже отмечалось, – коллегиальный орган,
состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией
различаются: Совет министров – собрание министров под председательством
президента и кабинет министров – собрание министров под председательством
премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия,
принадлежащие по конституции правительству. Все акты, исходящие из этого
органа, подписываются президентом республики. Премьер-министр может
председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только по
специальному уполномочию президента и по определенной повестке дня. Позиция
премьер-министра, как и президента, на практике весьма неоднозначна и его
роль в управлении зависит от партийного состава Национального собрания.
Полномочия правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и
на осуществляемые лично премьер-министром. В первом случае они находятся
под прямым воздействием президента республики. Нововведением стало
учреждение института несовместимости должности члена правительства с
обладанием парламентского мандата, с какой-либо должностью
профессионального представительства общенационального характера, а также со
всякой государственной службой или профессиональной деятельностью.
Конституцией и органическим законодательством не запрещается совмещать
членство в правительстве с обладанием мандата коммунального советника, с
должностью мэра, члена и даже председателя генерального и регионального
совета. Несовмещение министерской должности и парламентского мандата
привело к усилению независимости исполнительной власти и подчинению
министров прямому контролю главы государства, особенно когда президент и
большинство мест в Национальном собрании принадлежа к одной партийной
группировке.[24]
Особая роль в правительстве принадлежит премьер-министру. Он
координирует работу министерств, контролирует ее, дает указания о
составлении важнейших актов. Он председательствует в межминистерских
комитетах; может председательствовать и в Совете министров. Премьер-министр
несет ответственность за национальную оборону. Эти полномочия должны,
однако, рассматриваться в совокупности с очень важными правами президента.
Полномочия премьер-министра в назначении военных и гражданских чиновников
носят остаточный и делегированный характер. Важное значение имеет
деятельность премьер-министра в области управления. Он “обеспечивает
выполнение законов”[25]. Он осуществляет регламентарную власть и издает
декреты, не рассматриваемые в Совете министров. Эти декреты не менее
высокого уровня, чет те, которые принимаются в Совете министров, издаются
премьер-министром с контрассигнацией соответствующего министра.
Премьер-министр обладает значительными правами в отношении парламента,
некоторые из них он осуществляет лично, другие – в сотрудничестве с
президентом. Премьер может предлагать президенту созвать парламент, когда
тот не заседает.[26] Премьер-министр обладает правом законодательной
инициативы, лично участвует в подготовке законопроектов, может участвовать
в работе парламентских комиссий и в палатах, в любое время он должен быть
там выслушан.
Премьер-министру принадлежит право созыва смешанных паритетных
комиссий при разногласиях парламентских палат в отношении какого-либо
законопроекта[27]; он может просить президента, чтобы тот предложил
парламенту повторно рассмотреть законопроект; ему принадлежит право ставить
в Национальном собрании вопрос о доверии. Премьер-министр обладает личным
правом передачи в Конституционный совет законопроекта с требованием
признать его неконституционным, во-первых, и требовать вынести решение о
разграничении законодательной и регламентарной власти. Последним правом он
широко пользуется.
Функции французского парламента мало чем отличаются от функций
центральных представительных органов других зарубежных стран; они делятся
на законодательные, экономические, контрольные, судебные и
внешнеполитические.
Парламент собирается на одну сессию в году: она открывается в первый
рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий день июня. Кроме
того, он собирается по полному праву во время чрезвычайного положения и
после переизбрания Национального собрания, если второй Четверг после
выборов не приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента
созываются с определенной повесткой дня либо по требованию премьер-
министра, либо большинства членов Национального собрания. Всякий раз
открытие и закрытие таких сессий осуществляется декретом президента
республики.
Для руководства работой каждая палата создает бюро. Помимо
председателя палаты, играющего значительную роль в нижней и особенно в
верхней палате, в бюро входят вице-председатели, секретари и кветоры.
Председатель сената в случае вакантности поста президента республики
временно исполняет его обязанности; каждый председатель назначает в
Конституционный совет по три члена; председатель Собрания
председательствует в Конгрессе, когда ему для ратификации переданы поправки
к конституции. С председателями должен консультироваться президент, когда
намерен ввести чрезвычайное положение. Председатели вправе решать вопрос о
неприемлемости предложений законов и поправок, когда правительство
заявляет, что сфера этих актов относится к регламентной области. Оба
председателя обеспечивают порядок и работу палат. Им принадлежит право
вызова вооруженных сил.
Правовое положение членов парламента не отличается чем-либо особенным
от избранных представителей в других странах. Парламентарии рассматриваются
как представители всей нации и выполняют свои функции на основе
представительного, а не императивного мандата. Во Франции отсутствует право
отзыва парламентария. Рядовой избиратель может следить за деятельностью
своего депутата по отчетам в прессе и средствах информации. Обязательность
публичного заседания, предоставление мест представителям средств
информации, ведение специального протокола, фиксация выступления каждого
депутата и сенатора и публикация материалов парламентских обсуждений,
печатание списка депутатов и сенаторов по каждому голосованию с указанием
характера голосования каждого из них в определенной мере дают информацию о
поведении депутатов.
Французский закон стремится обеспечить независимость парламентариев и
самого представительного учреждения от посягательств исполнительной власти.
К числу таких мер относятся правила о несовместимости должностей. Закон
разрешает быть членами парламента лицам, должности которых указаны в его
положениях, но эти лица должны отказаться от должности в течение
определенного времени в случае избрания. Эти положения имеют цель не только
обеспечить независимость парламентария, но и предоставить ему возможность
посвятить себя парламентской деятельности. Личная независимость
парламентария включает иммунитет, складывающийся из неответственности и
неприкосновенности и предоставлению парламентарию материальных возможностей
для обеспечения его занятий. Неответственность предполагает невозможность
преследования парламентария за высказанные мнения или голосование. Цель
неприкосновенности – помешать преследованию члена парламента и оказанию на
него давления.
Статья 34 конституции устанавливает перечень вопросов, по которым
парламент может законодательствовать. Все области, находящиеся за пределами
упомянутых в этой статье, отнесены к ведению правительства. Споры о
принадлежности той или иной сферы регулирования разрешаются Конституционным
советом. Помимо установленного круга вопросов, по которому может
законодательствовать парламент, его полномочия в этой сфере также
ограничиваются:
1) возможностью для президента республики действовать через голову
парламента при проведении референдума;[28] 2) возможностью делегирования
парламентом своих полномочий правительству по определенным вопросам;[29]
Парламент имеет право изменять действующую конституцию. Несмотря на
то, что экономические полномочия парламента включают прежде всего принятие
экономических планов развития народного хозяйства, контроль за их
реализацией, принятие финансовых законов и законов об исполнении бюджета,
парламент оказывает слабое влияние на судьбу государственного бюджета.
Основную роль в его принятии играет правительству.
Законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и
парламентариям. Президент республики формально правом такой инициативы не
обладает. На основании ст. 40 конституции законопроекты не являются
приемлемыми, если следствием их принятия было бы сокращение доходов или
создание или увеличение расходов государства. Это требование сильно
сокращает возможности парламентариев.
Правительству принадлежит право требовать от палаты единого
голосования по всему обсуждаемому тексту или его части с учетом лишь
поправок правительства.[30] Такая процедура называется “блокированным
голосованием”. Эта процедура позволяет правительству в любое время прервать
дискуссию.
Чтобы избежать “челнока” конституция 1958 г. предусмотрела процедуру
преодоления сопротивления Сената, но только тогда, когда этого хочет
правительство. “Если в результате разногласия между палатами законопроект
не был принят после двух чтений в каждой палате или если правительство
потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в каждой палате
премьер-министр имеет право созвать заседание смешанной паритетной
комиссии, уполномоченной продолжить акт, касающийся положений, по которым
остаются разногласия”.[31] Для ускорения прохождения проекта премьер-
министр может, таким образом, потребовать введения срочной процедуры.
После принятия законопроекта парламентом, он передается президенту для
промульгации. Глава государства может, однако, потребовать от парламента
нового рассмотрения закона или некоторых его частей. В таком рассмотрении
не может быть отказано. Закон контрассигнуется премьер-министром и
соответствующим министром и публикуется.
Делегация полномочий правительству осуществляется при наличии двух
условий – при наличии у правительства программы и получении уполномочия
парламента. Передача полномочий ограничена каким-либо временным отрезком.
При соблюдении этих условий правительство может путем издания ордонансов
принимать меры, которые обычно входят в сферу законодательного
регулирования.
Французский парламент применяет практически все известные формы
контроля за деятельностью правительства; исключение составляет
интерпелляция. Хотя ст.156 регламента Национального собрания упоминает о
ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам,
что и резолюция порицания. Все формы контроля могут быть разделены на две
большие группы: 1) не содержащие прямых санкций в отношении правительства,
кроме публичной огласки; 2) содержащие такую санкцию, ведущую к
политической ответственности правительства. Первая группа осуществляется в
обеих палатах парламента, вторая – только Национальным собранием.
С контрольными полномочиями парламента связано право петиций и
деятельность парламентского посредника. Право петиций состоит в том, что
разного рода обращения направляются председателям палат. Петиции также
могут передаваться парламентариям, которые делают на полях надпись и
подписывают ее.
Политическая ответственность правительства означает, что депутаты
Национального собрания могут заставить правительство уйти в отставку либо
путем принятия резолюции порицания, либо отказав в доверии, запрошенном
правительством. Только Собрание может решать вопрос о политической
ответственности.
Французский парламент характеризует значительная стесненность в
пользовании вотумом доверия и резолюцией порицания. Вопрос о доверии –
обоюдоострое оружие, поскольку и правительство и Национальное собрание в
результате негативного голосования могут оказаться не у дел.
Вопрос о доверии в связи с принятием законопроекта – открытый нажим
правительства на Национальное собрание с целью заставить его принять
угодный проект. Дебаты в таком случае откладываются на 24 часа, чтобы дать
возможность депутатам внести резолюцию порицания, которая принимается с
соблюдением более строгих правил, чем решается вопрос о доверии. Поставив
вопрос о доверии на основе третьего абзаца статьи 49 конституции
правительство как бы вызывает Собрание против себя, но на неблагоприятных
условиях.
Наиболее грозное оружие Собрания – резолюция порицания – сильно
ограничено рядом процессуальных оговорок в пользу правительства. Во-первых,
право внесения такой резолюции предоставлено не отдельному парламентарию, а
лишь группе депутатов. Во-вторых, резолюция может голосоваться только через
48 часов после внесения. В-третьих, для принятия резолюции требуется
абсолютное большинство голосов членов, составляющих Национальное собрание.
Последнее ограничение – запрещение авторам резолюции вносить аналогичную в
течение той же сессии, обычной или чрезвычайной. Запрет не распространяется
на случаи, когда депутаты вносят резолюцию порицания в ответ на постановку
вопроса о доверии. Вследствие этого, если оппозиция располагает в
Национальном собрании двумястами местами, то она в период сессии может
вносить 3-4 резолюции порицания.
Внешнеполитические полномочия парламента сводятся к двум – объявлению
войны и введению осадного положения в стране и к ратификации международных
договоров.
2.2 Конституционно правовой статус Франции, как унитарного государства
Французская Республика – унитарное государство. Оно делится на
регионы, департаменты и коммуны, которые считаются территориальными
коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с
этим существуют административные округа, где выборных органов
самоуправления нет и управляет назначенный сверху супрефект. Есть историко-
географические единицы — кантоны, которые не имеют собственных органов
самоуправления и управления, а используются как избирательные округа для
выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы —
трибуналы малой инстанции. Особое положение занимает являющаяся формой
политической автономии Корсика — остров в Средиземном море (там есть
местный парламент с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий
коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осуществляет
избираемый советом его председатель). Кроме того, при парламенте создаются
еще три совета с правом совещательного голоса: экономический, социальный,
культурный. Новая Каледония (бывшая колония) имеет теперь статус
«ассоциированного государства» с Францией. У нее есть местный парламент, но
в отличие от «ассоциированных государств» США, которые ранее были
подопечными территориями, вопрос о членстве Новой Каледонии в ООН не
ставился.[32]
Низовой административно-территориальной единицей является коммуна
(община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими
полномочиями (самоуправление крупных городов идет еще от прошлых веков).
Всего коммун более 37 тыс., их население колеблется от 100 человек в селе
до 1 млн. и более в городах. В общине избирается совет сроком на 6 лет
(9—69 человек). Он в свою очередь тайным голосованием избирает на 6 лет
мэра и его заместителей, ведающих управлением. Мэр одновременно по
должности является представителем государственной власти в коммуне. Каждая
коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава,
утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки,
муниципальные библиотеки и музеи, кладбища и др.
Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, устанавливает
местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих,
принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными
дорогами и т.д. Местные дороги принадлежат коммуне (общине) на праве
публичной собственности, предприятия, леса — на праве частной
собственности. Муниципальный совет может быть досрочно распущен декретом
президента, принятым на заседании Совета министров, но только по одной
причине: если он не способен управлять коммуной. Этот декрет может быть
оспорен в административном суде.
В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента)
избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет. Он ведает
примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия
гораздо шире. Как отмечалось, совет обновляется по частям (на 1/2 через 3
года). Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый
префект (позже он получил название комиссара республики, но сегодня
используется и прежний термин), а избираемый им председатель совета. Тем не
менее совет департамента менее самостоятелен в своих действиях, чем совет
общины, он более жестко контролируется центром, префекту подчинены также
некоторые местные службы министерств.[33]
В регионах, объединяющих 3—5 департаментов (22 в метрополии и 4
заморских региона — Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также
избирается региональный совет (с 1986 г. — прямыми выборами). Он имеет
более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не
распорядительные, а консультативные функции. В состав комитетов входят
представители предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций, лица,
назначенные правительством. Исполнительным органом совета является
избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро.
Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж,
Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и
мэрами.
Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-
территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники —
представители государства. В регионе это комиссар республики — региональный
префект (им является по совместительству комиссар самого крупного в регионе
департамента), в департаменте — также комиссар республики (префект), в
округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего
совета, есть су префект. Комиссар республики назначается Советом министров.
Он представляет в своей административно-территориальной единице
правительство и каждого министра, руководит деятельностью государственных
служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет
ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за
поддержание общественного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние
сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство. В
его распоряжении находится полиция. Аналогичные полномочия осуществляет в
округе супрефект.
Комиссар республики (префект, супрефект) теперь не осуществляет
административную опеку над органами местного самоуправления, но имеет право
контроля за ними с точки зрения соблюдения законности: все решения местных
советов должны исполняться независимо от визы комиссара на них (ранее
требовалась такая виза), но в течение 15 дней с момента принятия эти
решения должны представляться комиссару, который, если считает их
незаконными (и теперь только по этому основанию), может обратиться в
местный административный суд с иском об их аннулировании.
Заключение
Францию не случайно называют “лабораторией конституции”, а французов
“великими потребителями конституции”. Действительно, за годы Нового и
Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая
Конституция Французской республики была принята в 1958 г. .на референдуме,
состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики.
До этого во Франции были: Первая Республика (1793—1802 гг.); Вторая
Республика (1848—1852 гг.); Третья Республика (1875—1940 гг.); Четвертая
Республика (1946—1958 гг.).
В преамбуле Конституции провозглашается приверженность Декларации прав
человека и гражданина 1789 г. и преамбуле Конституции 1946 г. В
соответствии с решением Конституционного совета Франции, принятым в 1970
г., за Декларацией и преамбулой была признана такая же юридическая сила,
что и за основным текстом Конституции 1958 г., и они стали органической
частью этой Конституции.
Структурно Конституция Франции состоит из преамбулы, которая содержит
также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской,
социальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед
законом всех граждан без различия происхождения расы и религии; утверждает
все вероисповедания.
Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два раздела
отменены: раздел I. О суверенитете; раздел. II. Президент Республики;
раздел III. Правительство; раздел IV. Парламент; раздел V. Об отношениях
между Правительством и Парламентом; раздел VI. О международных договорах и
соглашениях; раздел VII. Конституционный совет; раздел VIII. О судебной
власти; раздел IX. Высокая Палата правосудия; раздел X. Об уголовной
ответственности членов Правительства; раздел XI. Экономический и социальный
совет; раздел XII. О местных “коллективах; раздел XIII. О сообществе (был
отменен конституционным законом от 4 августа 1995 г.); раздел XIV. О
соглашениях об объединении; раздел XV. О Европейских Сообществах и
Европейском Союзе; раздел XVI. О пересмотре Конституции; раздел XVII.
Переходные положения (был отменен конституционным законом от 5 августа
1995г.).
Далее идут: преамбула Конституции Французской “Республики 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г.
Предусмотрено два способа пересмотра Конституции.
Первый — проект или предложения пересмотра Конституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами. Пересмотр является окончательным после его одобрения референдумом.
Второй вариант заключается в том, что проект пересмотра не выносится на референдум, а Президент решает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса. В этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет 3/5 поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания. Содержится положение о том, что процедура пересмотра не может быть начата и продолжена при посягательстве на целостность территории; не подлежит пересмотру республиканская форма правления.
В Конституции нет специального раздела, посвященного правам человека. Содержится лишь несколько статей по этим вопросам. Например, статья 1 фиксирует равенство перед законом; свобода образования политических партий провозглашается в статье 4; свобода личности устанавливается в статье 66. Большинство прав и свобод регулируется Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулой Конституции 1946 г.
Декларация 1789 г. провозглашает и утверждает следующие права человека и гражданина:
— люди рождаются и остаются свободными и равными в правах;
— обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека свобода,
собственность, безопасность и сопротивление угнетению;
‘ ^
— свобода состоит в возможности делать все, что не” приносит вреда
другому. Осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь.
те границы, которые; обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами;
— закон может воспрещать лишь деяния, которые вредны для общества;
— все граждане равны перед законом; им в равной мере открыт доступ ко
всем общественным должностям, местам и службам сообразно их способностям и
без каких-либо иных различий, кроме обусловленных их добродетелями и
способностями;
— никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению
иначе как в случаях, предусмотренных законом; ‘
— каждый гражданин, вызванный органами власти или задержанный в силу
закона, должен беспрекословно повиноваться, в случае сопротивления он
подлежит ответственности;
— закон может установить наказание лишь строго и бесспорно
необходимое. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона;
— каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное;
— никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже
религиозных, поскольку это выражение не нарушает общественного порядка;
— свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших
прав человека; каждый человек может высказываться, писать и печатать
свободно/ под угрозой ответственности лишь за злоупотребление этой свободой
в случаях, предусмотренных законом;
— обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость
применения вооруженной силы; эта сила установлена в интересах всех, а не в
частных интересах;
— на содержание вооруженной силы и на расходы по содержанию
администрации необходимы общие взносы, они должны распределяться равномерно
между всеми гражданами сообразно их состоянию;
— все граждане имеют право устанавливать сами или через своих
представителей необходимость государственного обложения; свободно давать
согласие на его взимание; следить за его расходованием и определять его
долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания;
— общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.
Собственность есть неприкосновенное и священное право, никто не может быть ее лишен иначе как в случае, установленном законом. В преамбуле Конституции 1946 г. были провозглашены следующие экономические, политические и социальные принципы:
— равенство прав мужчин и женщин;
— право всякого человека, преследуемого за свою деятельность в пользу свободы, на убежище на территории Республики;
— обязанность каждого работать и право на получение занятия;
— право каждого человека защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации;
— право стачек, которое осуществляется в рамках закона;
— право каждого трудящегося через посредство своих делегатов принимать участие в коллективном определении условий работы и в руководстве предприятием;
— всякое имущество предприятия, имеющее национальное и общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества;
— обеспечение личности и семье необходимых условий для их развития;
— гарантия ребенку, матери и престарелым труженикам охраны здоровья, материального обеспечения, отдыха и досуга; — равный доступ к образованию, приобретению профессии и культуре;
организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней
провозглашается долгом государства.
Таким образом, Франция является светской республикой, правовым
государством. Ее опыт становления конституционализма является важным для
современных постсоветских государств.
Литература
1. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общей редакцией М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма-Инфра-М., 2002
2. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
3. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристъ, 2002.
4. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций.
М., “Приор”, 2000.
5. Конституции государств европейского союза. М., “Норма”, 1999
6. Современные зарубежные конституции. – сост. Маклаков В.В., М.,1992
7. Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,1996
8. Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. -, М.,1993
9. Мишин А.А, Барбашев. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. – М.,1989 10. Е.М Ковешников Основы конституционного права зарубежных стран М.Инфа
2002.
11. Л.Н Энтин конституционное право зарубежных стран .учебн. пособие . Юрист 2001.
12. Справочное пособие по конституции зарубежных стран. Юрист 2002.
13. “Всеобщая история государства и права” / Под ред. К.И. Батыра – М.: 1998 г.
14. История буржуазного государства и права” / Под ред. З.М. Черниловского – М.: 1964 г.
15. Крутоголов М.А. “Парламент Франции” – М.: 1988 г
16. Крутоголов М.А. “Центральные органы власти Французской Республики” – М.: 1956 г
17. Прело Марсель “Конституционное право Франции” – М.: Издательство иностранной литературы, 1957 г.
18. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для юридич. вузов.Т.3:Особенная часть. Страны Европы/Отв. ред. Страшун Б.А.- М.:БЕК,1998 19. Ж-л “Российская юстиция”. В. Туманов “Конституция – икона гражданского общества”. Стр. 2-3, №5, 1997. 20. Гуревич Г.С. Политический строй современных государств. М., 1972.
21. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. – М., Юридическая литература, 1980
22. Конституционное (государственное) право: справочник. М., 1995
23. Конституционное право: Учебное пособие в 2-х частях / Авт. и сост. Богданова Н.А. М., Юрид. колледж МГУ, 1996
———————– [1] Конституция Французской Республики // Конституции государств
Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.:
Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — С. 665. [2] См “История буржуазного государства и права” / Под ред. З.М.
Черниловского – М.: 1964 г. [3] См Прело Марсель “Конституционное право Франции” – М.: Издательство
иностранной литературы, 1957 г. [4] Конституция Франции 1946 г. Интернет версия [5] там же [6] там же [7] там же [8] там же [9] там же [10] там же [11] там же [12] там же [13] там же [14] Прело Марсель “Конституционное право Франции” – М.: Издательство
иностранной литературы,1957 г.
[15] Конституция Франции, ст.2, разд.1Современные зарубежные конституции.- сост. В.В.Маклаков, М.,1992,79 с.
[16] Конституция Франции, ст.8, разд.2Современные зарубежные конституции.
– сост. В.В.Маклаков, М.,1992,82с.
[17] Конституция Франции,ст.20, разд.3 Современные зарубежные
конституции.-сост. В.В. Маклаков, М.,1992,84с. [18] Конституция Франции 1958 г. Интернет версия
[19] Конституция Франции, ст.6.Современные зарубежные конституции. -сост.
В.В.Маклаков,М.,1992,80 с.
[20] Конституция Франции, Разд.3,ст.19 Современные зарубежные
конституции. -сост. В.В.Маклаков,М.,1992,84с.
[21] Конституция Франции, Разд.3,ст.11 Современные зарубежные
конституции. -сост. В.В.Маклаков,М.,1992,82с.
[22] Иностранное конституционное право.- под ред. В.В.Маклакова,
М.,1996,89с.
[23] Конституция Франции,Разд.8,ст.64 Современные зарубежные конституции.
-сост. В.В.Маклаков,М.,1992,93с.
[24] Конституция Франции,Разд.3,ст.23 Современные зарубежные конституции.
-сост. В.В.Маклаков,М.,1992,84с.
[25] Конституция Франции,Разд.3,ст.21 Современные зарубежные конституции.
-сост. В.В.Маклаков,М.,1992,84с.
[26] Конституция Франции, Разд.4,ст.29,30 Современные зарубежные
конституции. -сост. В.В.Маклаков,М.,1992,86 с.
[27] Конституция Франции,Разд.5,ст.45 Современные зарубежные конституции.
-сост. В.В.Маклаков,М.,1992,89 с.
[28] Конституция Франции,разд.2,ст.11Современные зарубежные конституции.
-сост. В.В.Маклаков,М.,1992,82с.
[29] Конституция Франции,разд.5,ст.38Современные зарубежные конституции.
-сост. В.В.Маклаков,М.,1992,88с.
[30] Конституция Франции,разд.5,ст.44Современные зарубежные конституции.
-сост. В.В.Маклаков,М.,1992,89с.
[31] Конституция Франции,разд.5,ст.45Современные зарубежные конституции.
-сост. В.В.Маклаков,М.,1992,89с. [32] Конституционное право зарубежных стран, гл. 17 , Чиркин В.Е. [33] Конституционное право зарубежных стран, гл. 17 , Чиркин В.Е.